«Как правильно общаться с детьми и подростками в дистанционном режиме»
Зябкина О.А., учитель химии
МБОУ Митрофановской СОШ
Общение - это многоплановый сложный процесс, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты и связи между людьми. Процесс этот порождается потребностями в совместной деятельности.
Общение включает в себя:
- коммуникацию (обмен информацией),
- интеракцию (обмен действиями),
- социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
А общение в сети - это особый вид коммуникации, при котором люди взаимодействуют через гаджеты и интернет: электронную почту, социальные сети, скайп и видеочаты, чаты, онлайн - игры, комментарии под видео или статьями, форумы – в общем, практически все, что дарует интернет.
Дистанционное общение имеет свои отличительные особенности:
- удаленность,
- опосредованность общения,
- добровольность (участник в любой момент может выйти из онлайн-общения),
- необходимость высокого уровня самоконтроля и мотивированности участников,
- ограниченность сенсорного восприятия (визуальные, аудиальные)
преобладание вербального способа общения.
В каждом возрасте детей есть свои особенности в дистанционном общении. Каждый возраст сам характеризуется определенными особенностями, которые обязательно надо учитывать при дистанционном варианте общения.
Младший школьный возраст (7 –11 лет)
Особенности возраста, влияющие на характер общения:
- Основной вид деятельности - учебная.
- Это период освоения новых навыков, развивается внимание и мышление ребенка, саморегуляцияповедения возрастает.
- Организация деятельности, внешний контроль и поддержание мотивации со стороны взрослого (педагога, родителя) все еще играют значительную роль.
- Важным мотивационным стимулом для младшего школьника является личная успешность.
Условия успешности онлайн-занятий для младших школьников:
- Приветствовать каждого ребенка по имени («К нам подключился Иван! Здравствуй, Ваня, я рада тебя видеть!»)
- Использовать домашние условия как часть основы занятия.
- Знаки приветствия (помахать рукой, похлопать в ладоши, улыбаться, кивнуть/покачать головой). Использовать смайлики.
- Четкая и внятная речь. Использовать больше интонационных средств, чем в обычной беседе.
- Инструкция дается «по шагам», которые ребенок может выполнить самостоятельно.
- Учитывать особенности демонстрации наглядных изображений (четкость, крупный размер, размещение по центру).
- Учитывать ограничение продолжительности занятия (согласно СанПиН).
- Использовать гимнастику для глаз.
- Добрые слова, пожелания в конце занятия.
- Улыбаться, стараться быть бодрым и энергичным.
Как составить задания для младших школьников?
- Четкие и понятные правила и инструкция для самостоятельного выполнения.
- Использовать систему самоконтроля (баллы, смайлики, цветовые жетоны).
- Понятные и прозрачные критерии оценки успешности.
- Личная включенность педагога в общение как с ребёнком персонально, так и с группой в целом. Записать обращение и слова поддержки.
- Формирование групповой принадлежности (название, девиз, значки участникам на аватарку, коллективный портрет, монтаж видео и фотоколлаж работ.)
Подростковый возраст (12 -15 лет)
Особенности возраста, влияющие на характер общения:
- Основной вид деятельности подростков - межличностное общение.
- Активная физиологическая перестройка организма.
- Перепады настроения, возбудимость, агрессивность.
- Самооценка неустойчива.
- Под маской безразличия скрываются тревога, волнение.
- Формируется «чувство взрослости»
- Стремление к независимости от внешнего контроля.
- Максимализм.
Особенности дистанционного общения с подростками
- Удаленность собеседника может провоцировать вербальные провокации, троллинг.
- Анонимность позволяет проявлять не реальный, а альтернативный образ личности.
- Договор о совместных правилах коммуникации и неукоснительно им следовать всем участникам.
- Возможность самоорганизации от планирования до стадии контроля (выбор направленности и темы занятий, уровня сложности, темпа выполнения).
- Не директивный стиль общения.
- Внимание к эмоциональным проявлениям (смайлы, вербальное описание состояния в сообщении).
Условия успешности онлайн-занятий для подростков
- Подкреплять «командный дух».
- Неординарный сюжет, юмор.
- Возможность выбора роли или уровня сложности.
- Подкрепление достижений.
- Работа в команде или обмен мнениями в чате.
Юношеский возраст(16-18 лет)
Особенности возраста, влияющие на характер общения:
- Вид деятельности – интимно-личностное общение и профессиональное самоопределение.
- Самооценка устойчивая.
- Саморегуляция возрастает.
- Эмоциональное равновесие.
- Интеллектуальное самоопределение, мировоззрение, эстетические чувства.
Особенности дистанционного общения с юношами:
- Пространство для межличностного общения (чаты, конференции) и командной работы.
- Личностная включенность и эмоциональность педагога, принимающий стиль общения.
- Игры« Познай себя», любительские тесты.
- Дискуссии, обмен мнениями, «лайки».
- Традиции и ритуалы дня: утренняя «мотивашка»; песня дня, девиз дня; роль дня (например, Белый Ангел (утешает, помогает, заботится), Клоун (шутит, постит приколы для поднятия настроения), Скептик (критикует), Лидер (вдохновляет и мотивирует других), а на следующий день роль меняется;
- Круг подведения итогов.
Работа дистанционного педагога
С младшими школьниками:
генерация идей, планирование деятельности, инструкции, контроль, эмоциональная поддержка и оценка достижений. (Командир, ведущий за собой)
С подростками:
генерация идей, планирование деятельности, организатор совместной деятельности, стимулировать самоконтроль, эмоциональная поддержка. (Играющий тренер)
С юношеским возрастом:
Совместное планирование и генерация идей, самоорганизация и самоконтроль, педагог-эксперт, эмоциональная поддержка, харизма. (Мастер)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.