Как ребенок познает мир:
особенности восприятия.
Подготовили педагоги-психологи ГБДОУ д.С № 63 Фрунзенского района Нафикова Е.В., Нечаева И.М.
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.
Б. Прейер
Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка так как восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти.
Восприятие – это основа познания человека.
С него начинается познание мира, и развитие ВПФ: внимания, мышления и памяти.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.
Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.
Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап.
Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок владеет сенсорными ощущениями.
Сенсорные ощущения могут быть разными:
- зрительные ощущения, когда ребенок видит
контраст между светом и темнотой, различает
цвета и оттенки, форму и величину
предметов, их количество и расположение в
пространстве;
- слуховые ощущения, когда ребенок слышит
разнообразные звуки – человеческую речь,
звуки природы, музыку, шумы города, и
учится их различать;
- осязательные ощущения, когда ребенок ощупывает различные по фактуре материалы, ощущает посредством прикосновений, поверхности различных по величине и форме предметов, обнимает близких ему людей, гладит животных;
- обонятельные ощущения, когда ребенок вдыхая учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
- вкусовые ощущения, когда ребенок учится различать на вкус разнообразные продукты и блюда.
Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету,
другие же не могут усвоить даже после многократных повторений.
Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными
особенностями восприятия
По ведущему каналу восприятия все люди делятся на
Визуал Аудиал Кинестетик
Общаться с ребенком нужно на его языке.
Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога. Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога.
АУДИАЛ -такой ребенок лучше всего воспринимает информацию на слух, для него важны интонации, тембр голоса, то есть не то, что говорят, а то, как говорят.
Любят слушать, когда им читают, как правило, знают много стихов, рано проявляют интерес к самостоятельному чтению, задают много вопросов, любят сочинять разные истории и небылицы, охотно слушают аудиозаписи.
Аудиалу ни в коем случае нельзя делать замечания, когда он повторяет за педагогом или родителем. Для ребенка так легче усвоить новый материал.
При общении с аудиалом рекомендуется менять вариации голоса, в этом случае материал будет более понятен
КИНЕСТЕТИКИ - все воспринимают через ощущения, чувства и движение,
все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными.
Ребенка-кинестетика не следует заставлять долго сидеть неподвижно, так как в этом случае малыш устает, внимание его рассеивается. Таким детям необходимо чередовать умственные и физические нагрузки. Лучше усваивают материал кинестетики, попробовав это сделать. Ребенку-кинестетику надо дать возможность самому нарисовать или вылепить буквы, слоги.
Кинестетики лучше всего воспринимают язык жестов и прикосновений, поэтому, рассказывая ребенку что-то, используйте подходящие жесты.
ПЕРИОД НАИБОЛЕЕ ИНТЕНСИВНОГО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ - С 3 ДО 6 ЛЕТ.
ЧЕМ АКТИВНЕЕ РЕБЕНОК ВОСПРИНИМАЕТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ТЕМ БЫСТРЕЕ И УСПЕШНЕЕ ОН РАЗВИВАЕТСЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.