Как решать задачи 1-ой части ОГЭ по химии (рекомендации)
Оценка 4.7

Как решать задачи 1-ой части ОГЭ по химии (рекомендации)

Оценка 4.7
docx
18.06.2024
Как решать задачи 1-ой части ОГЭ по химии (рекомендации)
Как решать задачи 1-ой части ОГЭ по химии.docx

Как решать задачи 1-й части ОГЭ по химии

Задание 1

Это задание проверяет, насколько хорошо вы умеете определять простые вещества и химические элементы. Чтобы справиться с ним, важно находить ключевые слова в тексте, которые описывают принадлежность либо к простому веществу, либо к химическому элементу. Например, чтобы определить последнее, достаточно найти информацию о количестве элементарных частиц в атоме элемента, энергетических уровнях, изотопах, а также информацию о том, в состав чего входит этот химический элемент.

 

Задания 2–4

Эти задания проверяют ваши навыки работы с таблицей Д. И. Менделеева — легальной шпаргалкой химика на экзамене. С помощью неё можно определить строение атома:

 

количество энергетических уровней;

 

количество электронов на внешнем энергетическом подуровне;

 

количество элементарных частиц в каждом атоме химического элемента.

 

А еще по таблице можно отследить закономерности изменения различных свойств в периодах и группах для главных подгрупп, подсмотреть высшую степень окисления, а также вычислить низшую и промежуточные степени окисления в группе.

 

Задание 5

Это задание проверяет, умеете ли вы определять кристаллическую решётку или химическую связь в различных соединениях. Если вы знаете химическую связь в соединении, значит, без труда определите кристаллическую решётку, и наоборот.

 

Задание 6

Это задание определяет, как вы умеете сравнивать различные характеристики двух простых веществ, находить сходства или различия.

 

Задания 7–9

Задания экзамена по химии в этой группе связаны друг с другом. Чтобы справиться с ними, нужно уметь определять класс соединения. При этом важно отличать основные, кислотные и амфотерные оксиды или гидроксиды друг от друга. Затем нужно в общем виде знать химические свойства классов.

 

Здесь важно помнить, что «родственные» классы, например, кислотный оксид и кислота или основный оксид и основание, не реагируют друг с другом. И завершает эту цепочку задание на соответствие реагирующих веществ с продуктами реакции, где нужно уже более детально разбираться в химических свойствах соединений.

 

Задание 10

Главное, что нужно знать в этом задании — это химические свойства как классов, так и простых веществ. Это довольно сложная задача, поэтому давайте разберем ее пример.

 

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может вступать в реакцию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

 

Формула вещества       Реагенты

А) C        1) Cl2, H2SO4 (конц.)

Б) ZnO  2) Mg, AgNO3 (р-р)

В) CuCl2               3) NaOH (р-р), HCl (р-р)

4) N2, Na2SO4 (р-р)

Решение:

 

Простое вещество углерод (С) вступает в реакцию либо с простыми веществами, либо с кислотами-окислителями. Такой вариант есть под № 1.

 

Амфотерный оксид цинка может взаимодействовать как с кислотами, так и с щелочами ввиду своей двойственной природы. Такой вариант находится под № 3.

 

Средняя соль может взаимодействовать с другими сложными соединениями, если выполняется один из трёх признаков протекания химической реакции (газ, осадок или вода), либо с металлами, которые в ряду активности стоят левее металла из соли. Таким образом, под это описание подходит вариант под № 2.

 

Ответ: 132.

 

Задания 11–12

Эти задания ОГЭ по химии можно объединить в группу по типам реакции. В первом, например, просят найти по описанию реакцию по типу замещения. А в следующем — провести реакции обмена и определить признаки протекания химических реакций. Примеры осадков находятся во второй легальной шпаргалке химика — таблице растворимости.

 

Задания 13–14

Оба задания проверяют умение определять вещества, способные подвергаться диссоциации — расщеплению вещества на атомы или ионы. Помните, что диссоциации могут подвергаться кислоты, основания и соли, кроме нерастворимых в воде. Растворимость солей можно проверить в таблице растворимости.

 

Задание 15

Задание предлагает определить процессы окисления и восстановления по схемам. Здесь важно помнить, что окислитель всегда понижает свою степень окисления, а процесс всегда называется иначе от участвующего вещества. То есть окислитель восстанавливается.

 

Задание 16

Это задание ОГЭ по химии проверяет, как хорошо вы знаете технику безопасности при работе с веществами в лаборатории, а также умеете обращаться с лабораторным оборудованием и посудой. Здесь могут спросить про методы разделения различных смесей и очистку веществ. Этот теоретический материал пригодится вам для практической части ОГЭ.

 

Задание 17

Одно из непростых заданий экзамена по химии. Оно проверит ваше знание качественных реакций на различные ионы в растворе и изменения окраски индикаторов в различных средах. Давайте разберем пример такого задания подробнее.

 

Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

 

Вещества           Реактив

А) KCl и K2SiO3 1) CuCl2

Б) K2CO3 и Li2CO3          2) HCl

В) Na2SO4 и NaOH         3) СaO

4) K3PO4

Решение:

 

Основное правило: смотрите на отличия.

 

Рассмотрим два вещества под буквой А. Катионы (положительно заряженные частицы) у них одинаковые. Следовательно, качественную реакцию на них проводить бессмысленно, так как они покажут одинаковые свойства. Обратим внимание на анионы, которые при воздействии с одним и тем же соединением поведут себя по-разному. Теперь нам нужно вспомнить качественные реакции на силикат-ион и хлорид-ион. На хлорид-ион качественная реакция с ионом серебра, а силикат-ион можно отличить от других при участии протона водорода, в результате чего образуется гелеобразная кремниевая кислота. Так что отличить вещества можно при участии соляной кислоты. С первым веществом взаимодействия не будет, а со вторым образуется кремниевая кислота (в виде осадка) и растворимый в воде хлорид калия.

 

Катионы металлов можно отличить по их возможности образовывать осадки. С помощью таблицы растворимости находим возможные осадки с этими катионами. Обнаружим, что катион калия ни с какими анионами не даёт осадков, а катион лития при взаимодействии с фосфат-анионом даёт осадок. Таким образом, два эти вещества можно различить при участии фосфата калия.

 

Для буквы В необходимо вспомнить качественные реакции на сульфат-анион и ОН-группу. Единственно верным ответом будет хлорид меди (II). При взаимодействии с сульфатом натрия видимых признаков наблюдаться не будет, так как образуются растворимые в воде вещества. Принято считать, что такая реакция вообще не идёт. А при взаимодействии гидроксида натрия с хлоридом меди (II) будет образовываться осадок — гидроксид меди (II).

 

Ответ: 241.

 

Задание 18

Это первая задача тестовой части на нахождение массовой доли элемента в молекуле. Чтобы решить ее, нужно уметь пользоваться приведенной подсказкой в задании и находить молярную массу вещества.

 

Задание 19

Эта задача экзамена по химии связана с предыдущей. Суть в том, что сначала мы нашли массовую долю элемента в соединении, а потом, зная это, можем вычислить массу самого соединения. Рассмотрим пример этого задания с решением.

 

При подкормках овощных и цветочных культур в почву вносится 200 г азота на 100 м2. Вычислите, сколько граммов аммиачной селитры надо внести на земельный участок площадью 60 м2. Запишите число с точностью до целых.

 

Решение:

 

Найдем молярную массу аммиачной селитры (NH4NO3). Она равна:

 

M(NH4NO3) = 14*2 + 1*4 + 16*3 = 80 г/моль.

 

Найдем массовую долю азота в аммиачной селитре:

 

(

)

=

14

2

80

=

0

,

35.

ω(N)=

80

142

 =0,35.

 

Затем находим по пропорции, сколько грамм азота необходимо на 60 м2:

 

200

Х

=

100

60

,

Х

200

 =

60

100

 , отсюда х = 120 г.

 

Для того чтобы найти массу аммиачной селитры, необходимо массу азота разделить на массовую долю азота в аммиачной селитре:

 

m(NH4NO3)

=

120

0

,

35

=

343

г

.

=

0,35

120

 =343г.

 

Ответ: 343.

 

Как решать задачи 2-й части ОГЭ по химии

Задание 20

Чтобы решить это задание, нужно владеть методом электронного баланса: уметь расставлять степени окисления, составлять схемы процессов окисления и восстановления и определять окислитель и восстановитель. На основании этого нужно будет расставлять коэффициенты в уравнении реакции.

 

Задание 21

Это задание будет проверять, как хорошо вы умеете находить генетическую связь между классами неорганических соединений и переходить между ними с помощью химических реакций на основании химических свойств.

 

Задание 22

Это задача ОГЭ по химии, в которой вам предстоит показать все свои навыки в решении задач. Здесь вам может встретиться и объём вещества, и масса раствора. И всё это — в условии одной задачи. А найти придётся массовую долю соли в полученном растворе. Но не переживайте и помните, что начинать задачу надо с «Дано» и уравнения химической реакции.

 

Задания 23–24. Практический блок

Задание 23 предложит вам некоторый раствор. Для него нужно будет записать молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства некоторого раствора, а также указать признаки их протекания. Однако есть небольшое ограничение: реактивы, с которыми нужно написать химические свойства, строго ограничены и выделены в рамке.

 

В задании 24 нужно будет провести описанные выше две химические реакции, которые характеризуют химические свойства некоторого раствора. Сделать это нужно с учетом техники безопасности при работе с химическими реактивами.

 

Как выставляют баллы на ОГЭ по химии

1-я часть: задания с кратким ответом

За правильный ответ в заданиях 1–3, 5–8, 11, 13–16, 18 и 19 вы получите по 1 баллу. Если ответ не будет совпадать с эталоном, то 9 баллов.

 

Если вы верно ответите в заданиях 4, 9, 10, 12 и 17, их оценят 2 баллами. Это произойдет в том случае, когда ответ записан в нужной форме и в нем нет лишних символов. Если эталон и ваш ответ будут расходиться только в 1 символе, можно рассчитывать на 1 балл за такое задание. В остальных случаях их оценят в 0 баллов.

 

2-я часть: задания с развернутым ответом

Т. к. во 2-й части экзамена по химии важен не только ответ, но и решение, для их оценки есть несколько критериев. Но в то же время и баллов за такие задания можно получить больше. Давайте подробнее поговорим о том, как оценивают 2-ю часть.

 

Задание № 20  Баллы

Ответ правильный и полный, есть все нужные элементы       3

Есть только два правильных элемента ответа 2

Есть только один правильный элемент ответа              1

Все остальные случаи 0

Максимальный балл   3

Задание № 21  Баллы

Ответ правильный и полный, есть все нужные элементы       4

Правильно записаны только 3 уравнения реакций     3

Правильно записаны только 2 уравнения реакций     2

Правильно записано только 1 уравнение реакции     1

Все остальные случаи 0

Максимальный балл   4

Задание № 22, 23           Баллы

Ответ правильный и полный, есть все нужные элементы       3

Есть только два правильных элемента ответа 2

Есть только один правильный элемент ответа              1

Все остальные случаи 0

Максимальный балл   3

Задание № 24  Баллы

Ученик выполнил химический эксперимент по инструкции к заданию            3

Ученик выполнил химический эксперимент с учетом всех правил техники безопасности    2

Ученик нарушил правила техники безопасности при отборе или смешивании веществ        1

Ученик нарушил правила техники безопасности при отборе и смешивании веществ              0

Максимальный балл   3

Как сдать ОГЭ по химии на 3, 4, 5

Теперь, когда мы разобрались, сколько баллов выставляют за выполнение заданий, можно поговорить об оценках. Обратите внимание: во время проверки выставляют только первичные баллы. Чтобы узнать, какую оценку вы получите, их нужно перевести в тестовые. Как именно — рассмотрим в таблице ниже.

 

Первичные баллы         Тестовые баллы             Оценка

<10        <35        2

10–20    36–55    3

21–30    56–72    4

31–40    72–100 5

7 советов от преподавателей, как лучше подготовиться к ОГЭ по химии

Если ваша цель — высокие баллы на экзамене, приготовьтесь к упорной работе. Получить их — задача не из легких, но если правильно организовать подготовку, у вас будут все шансы. Вот несколько советов от преподавателей Skysmart, как это сделать:

 

Изучите структуру экзамена по химии.

 

Поставьте цель в баллах.

 

Определите ваш уровень. В Skysmart каждый ученик проходит бесплатный тест на вводном уровне, по результатам которого мы и строим подготовку.

 

Составьте расписание и распределите темы для подготовки по дням недели.

 

Не загружайте свой график подготовки — оставьте время для отдыха. Ваше переутомление не принесет вам баллов, а может даже и отобрать их.

 

Учите формулы и реакции наглядно: по таблицам, схемам и мнемоническим запоминалкам.

 

Набивайте руку на заданиях ОГЭ: решайте демоверсию, пользуйтесь Открытым банком заданий ОГЭ по химии, сдавайте пробные экзамены.

 

И самый главный совет: сочетайте разные подходы. Если вы хотите подготовиться ОГЭ по химии как можно лучше, занимайтесь самостоятельно и с преподавателем. Первое поможет отработать много заданий, а второе — подготовиться к условиям на экзамене.

 

Учитель, который часто имеет дело с ОГЭ, представит вам экзамен таким, каков он есть: без прикрас и страшилок. Например, на курсах подготовки к ОГЭ по химии наши преподаватели рассказывают обо всех «подводных камнях», учат заполнять бланк и не «наступать на грабли» учеников прошлых лет. Только так можно добиться высоких баллов. Присоединяйтесь: вводный урок — бесплатно!

Источник - Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/chemistry/kak-podgotovitsya-k-oge-po-himii


 

Как решать задачи 1-й части ОГЭ по химии

Как решать задачи 1-й части ОГЭ по химии

Здесь важно помнить, что «родственные» классы, например, кислотный оксид и кислота или основный оксид и основание, не реагируют друг с другом

Здесь важно помнить, что «родственные» классы, например, кислотный оксид и кислота или основный оксид и основание, не реагируют друг с другом

Примеры осадков находятся во второй легальной шпаргалке химика — таблице растворимости

Примеры осадков находятся во второй легальной шпаргалке химика — таблице растворимости

Рассмотрим два вещества под буквой

Рассмотрим два вещества под буквой

Найдем молярную массу аммиачной селитры (NH4NO3)

Найдем молярную массу аммиачной селитры (NH4NO3)

Х 200 ​ = 60 100 ​ , отсюда х = 120 г

Х 200 ​ = 60 100 ​ , отсюда х = 120 г

Чтобы решить это задание, нужно владеть методом электронного баланса: уметь расставлять степени окисления, составлять схемы процессов окисления и восстановления и определять окислитель и восстановитель

Чтобы решить это задание, нужно владеть методом электронного баланса: уметь расставлять степени окисления, составлять схемы процессов окисления и восстановления и определять окислитель и восстановитель

Т. к. во 2-й части экзамена по химии важен не только ответ, но и решение, для их оценки есть несколько критериев

Т. к. во 2-й части экзамена по химии важен не только ответ, но и решение, для их оценки есть несколько критериев

Первичные баллы Тестовые баллы

Первичные баллы Тестовые баллы

Только так можно добиться высоких баллов

Только так можно добиться высоких баллов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024