Как решать задачи 1-ой части ОГЭ по химии (рекомендации)

  • docx
  • 18.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Как решать задачи 1-ой части ОГЭ по химии.docx

Как решать задачи 1-й части ОГЭ по химии

Задание 1

Это задание проверяет, насколько хорошо вы умеете определять простые вещества и химические элементы. Чтобы справиться с ним, важно находить ключевые слова в тексте, которые описывают принадлежность либо к простому веществу, либо к химическому элементу. Например, чтобы определить последнее, достаточно найти информацию о количестве элементарных частиц в атоме элемента, энергетических уровнях, изотопах, а также информацию о том, в состав чего входит этот химический элемент.

 

Задания 2–4

Эти задания проверяют ваши навыки работы с таблицей Д. И. Менделеева — легальной шпаргалкой химика на экзамене. С помощью неё можно определить строение атома:

 

количество энергетических уровней;

 

количество электронов на внешнем энергетическом подуровне;

 

количество элементарных частиц в каждом атоме химического элемента.

 

А еще по таблице можно отследить закономерности изменения различных свойств в периодах и группах для главных подгрупп, подсмотреть высшую степень окисления, а также вычислить низшую и промежуточные степени окисления в группе.

 

Задание 5

Это задание проверяет, умеете ли вы определять кристаллическую решётку или химическую связь в различных соединениях. Если вы знаете химическую связь в соединении, значит, без труда определите кристаллическую решётку, и наоборот.

 

Задание 6

Это задание определяет, как вы умеете сравнивать различные характеристики двух простых веществ, находить сходства или различия.

 

Задания 7–9

Задания экзамена по химии в этой группе связаны друг с другом. Чтобы справиться с ними, нужно уметь определять класс соединения. При этом важно отличать основные, кислотные и амфотерные оксиды или гидроксиды друг от друга. Затем нужно в общем виде знать химические свойства классов.

 

Здесь важно помнить, что «родственные» классы, например, кислотный оксид и кислота или основный оксид и основание, не реагируют друг с другом. И завершает эту цепочку задание на соответствие реагирующих веществ с продуктами реакции, где нужно уже более детально разбираться в химических свойствах соединений.

 

Задание 10

Главное, что нужно знать в этом задании — это химические свойства как классов, так и простых веществ. Это довольно сложная задача, поэтому давайте разберем ее пример.

 

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может вступать в реакцию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

 

Формула вещества       Реагенты

А) C        1) Cl2, H2SO4 (конц.)

Б) ZnO  2) Mg, AgNO3 (р-р)

В) CuCl2               3) NaOH (р-р), HCl (р-р)

4) N2, Na2SO4 (р-р)

Решение:

 

Простое вещество углерод (С) вступает в реакцию либо с простыми веществами, либо с кислотами-окислителями. Такой вариант есть под № 1.

 

Амфотерный оксид цинка может взаимодействовать как с кислотами, так и с щелочами ввиду своей двойственной природы. Такой вариант находится под № 3.

 

Средняя соль может взаимодействовать с другими сложными соединениями, если выполняется один из трёх признаков протекания химической реакции (газ, осадок или вода), либо с металлами, которые в ряду активности стоят левее металла из соли. Таким образом, под это описание подходит вариант под № 2.

 

Ответ: 132.

 

Задания 11–12

Эти задания ОГЭ по химии можно объединить в группу по типам реакции. В первом, например, просят найти по описанию реакцию по типу замещения. А в следующем — провести реакции обмена и определить признаки протекания химических реакций. Примеры осадков находятся во второй легальной шпаргалке химика — таблице растворимости.

 

Задания 13–14

Оба задания проверяют умение определять вещества, способные подвергаться диссоциации — расщеплению вещества на атомы или ионы. Помните, что диссоциации могут подвергаться кислоты, основания и соли, кроме нерастворимых в воде. Растворимость солей можно проверить в таблице растворимости.

 

Задание 15

Задание предлагает определить процессы окисления и восстановления по схемам. Здесь важно помнить, что окислитель всегда понижает свою степень окисления, а процесс всегда называется иначе от участвующего вещества. То есть окислитель восстанавливается.

 

Задание 16

Это задание ОГЭ по химии проверяет, как хорошо вы знаете технику безопасности при работе с веществами в лаборатории, а также умеете обращаться с лабораторным оборудованием и посудой. Здесь могут спросить про методы разделения различных смесей и очистку веществ. Этот теоретический материал пригодится вам для практической части ОГЭ.

 

Задание 17

Одно из непростых заданий экзамена по химии. Оно проверит ваше знание качественных реакций на различные ионы в растворе и изменения окраски индикаторов в различных средах. Давайте разберем пример такого задания подробнее.

 

Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

 

Вещества           Реактив

А) KCl и K2SiO3 1) CuCl2

Б) K2CO3 и Li2CO3          2) HCl

В) Na2SO4 и NaOH         3) СaO

4) K3PO4

Решение:

 

Основное правило: смотрите на отличия.

 

Рассмотрим два вещества под буквой А. Катионы (положительно заряженные частицы) у них одинаковые. Следовательно, качественную реакцию на них проводить бессмысленно, так как они покажут одинаковые свойства. Обратим внимание на анионы, которые при воздействии с одним и тем же соединением поведут себя по-разному. Теперь нам нужно вспомнить качественные реакции на силикат-ион и хлорид-ион. На хлорид-ион качественная реакция с ионом серебра, а силикат-ион можно отличить от других при участии протона водорода, в результате чего образуется гелеобразная кремниевая кислота. Так что отличить вещества можно при участии соляной кислоты. С первым веществом взаимодействия не будет, а со вторым образуется кремниевая кислота (в виде осадка) и растворимый в воде хлорид калия.

 

Катионы металлов можно отличить по их возможности образовывать осадки. С помощью таблицы растворимости находим возможные осадки с этими катионами. Обнаружим, что катион калия ни с какими анионами не даёт осадков, а катион лития при взаимодействии с фосфат-анионом даёт осадок. Таким образом, два эти вещества можно различить при участии фосфата калия.

 

Для буквы В необходимо вспомнить качественные реакции на сульфат-анион и ОН-группу. Единственно верным ответом будет хлорид меди (II). При взаимодействии с сульфатом натрия видимых признаков наблюдаться не будет, так как образуются растворимые в воде вещества. Принято считать, что такая реакция вообще не идёт. А при взаимодействии гидроксида натрия с хлоридом меди (II) будет образовываться осадок — гидроксид меди (II).

 

Ответ: 241.

 

Задание 18

Это первая задача тестовой части на нахождение массовой доли элемента в молекуле. Чтобы решить ее, нужно уметь пользоваться приведенной подсказкой в задании и находить молярную массу вещества.

 

Задание 19

Эта задача экзамена по химии связана с предыдущей. Суть в том, что сначала мы нашли массовую долю элемента в соединении, а потом, зная это, можем вычислить массу самого соединения. Рассмотрим пример этого задания с решением.

 

При подкормках овощных и цветочных культур в почву вносится 200 г азота на 100 м2. Вычислите, сколько граммов аммиачной селитры надо внести на земельный участок площадью 60 м2. Запишите число с точностью до целых.

 

Решение:

 

Найдем молярную массу аммиачной селитры (NH4NO3). Она равна:

 

M(NH4NO3) = 14*2 + 1*4 + 16*3 = 80 г/моль.

 

Найдем массовую долю азота в аммиачной селитре:

 

(

)

=

14

2

80

=

0

,

35.

ω(N)=

80

142

 =0,35.

 

Затем находим по пропорции, сколько грамм азота необходимо на 60 м2:

 

200

Х

=

100

60

,

Х

200

 =

60

100

 , отсюда х = 120 г.

 

Для того чтобы найти массу аммиачной селитры, необходимо массу азота разделить на массовую долю азота в аммиачной селитре:

 

m(NH4NO3)

=

120

0

,

35

=

343

г

.

=

0,35

120

 =343г.

 

Ответ: 343.

 

Как решать задачи 2-й части ОГЭ по химии

Задание 20

Чтобы решить это задание, нужно владеть методом электронного баланса: уметь расставлять степени окисления, составлять схемы процессов окисления и восстановления и определять окислитель и восстановитель. На основании этого нужно будет расставлять коэффициенты в уравнении реакции.

 

Задание 21

Это задание будет проверять, как хорошо вы умеете находить генетическую связь между классами неорганических соединений и переходить между ними с помощью химических реакций на основании химических свойств.

 

Задание 22

Это задача ОГЭ по химии, в которой вам предстоит показать все свои навыки в решении задач. Здесь вам может встретиться и объём вещества, и масса раствора. И всё это — в условии одной задачи. А найти придётся массовую долю соли в полученном растворе. Но не переживайте и помните, что начинать задачу надо с «Дано» и уравнения химической реакции.

 

Задания 23–24. Практический блок

Задание 23 предложит вам некоторый раствор. Для него нужно будет записать молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства некоторого раствора, а также указать признаки их протекания. Однако есть небольшое ограничение: реактивы, с которыми нужно написать химические свойства, строго ограничены и выделены в рамке.

 

В задании 24 нужно будет провести описанные выше две химические реакции, которые характеризуют химические свойства некоторого раствора. Сделать это нужно с учетом техники безопасности при работе с химическими реактивами.

 

Как выставляют баллы на ОГЭ по химии

1-я часть: задания с кратким ответом

За правильный ответ в заданиях 1–3, 5–8, 11, 13–16, 18 и 19 вы получите по 1 баллу. Если ответ не будет совпадать с эталоном, то 9 баллов.

 

Если вы верно ответите в заданиях 4, 9, 10, 12 и 17, их оценят 2 баллами. Это произойдет в том случае, когда ответ записан в нужной форме и в нем нет лишних символов. Если эталон и ваш ответ будут расходиться только в 1 символе, можно рассчитывать на 1 балл за такое задание. В остальных случаях их оценят в 0 баллов.

 

2-я часть: задания с развернутым ответом

Т. к. во 2-й части экзамена по химии важен не только ответ, но и решение, для их оценки есть несколько критериев. Но в то же время и баллов за такие задания можно получить больше. Давайте подробнее поговорим о том, как оценивают 2-ю часть.

 

Задание № 20  Баллы

Ответ правильный и полный, есть все нужные элементы       3

Есть только два правильных элемента ответа 2

Есть только один правильный элемент ответа              1

Все остальные случаи 0

Максимальный балл   3

Задание № 21  Баллы

Ответ правильный и полный, есть все нужные элементы       4

Правильно записаны только 3 уравнения реакций     3

Правильно записаны только 2 уравнения реакций     2

Правильно записано только 1 уравнение реакции     1

Все остальные случаи 0

Максимальный балл   4

Задание № 22, 23           Баллы

Ответ правильный и полный, есть все нужные элементы       3

Есть только два правильных элемента ответа 2

Есть только один правильный элемент ответа              1

Все остальные случаи 0

Максимальный балл   3

Задание № 24  Баллы

Ученик выполнил химический эксперимент по инструкции к заданию            3

Ученик выполнил химический эксперимент с учетом всех правил техники безопасности    2

Ученик нарушил правила техники безопасности при отборе или смешивании веществ        1

Ученик нарушил правила техники безопасности при отборе и смешивании веществ              0

Максимальный балл   3

Как сдать ОГЭ по химии на 3, 4, 5

Теперь, когда мы разобрались, сколько баллов выставляют за выполнение заданий, можно поговорить об оценках. Обратите внимание: во время проверки выставляют только первичные баллы. Чтобы узнать, какую оценку вы получите, их нужно перевести в тестовые. Как именно — рассмотрим в таблице ниже.

 

Первичные баллы         Тестовые баллы             Оценка

<10        <35        2

10–20    36–55    3

21–30    56–72    4

31–40    72–100 5

7 советов от преподавателей, как лучше подготовиться к ОГЭ по химии

Если ваша цель — высокие баллы на экзамене, приготовьтесь к упорной работе. Получить их — задача не из легких, но если правильно организовать подготовку, у вас будут все шансы. Вот несколько советов от преподавателей Skysmart, как это сделать:

 

Изучите структуру экзамена по химии.

 

Поставьте цель в баллах.

 

Определите ваш уровень. В Skysmart каждый ученик проходит бесплатный тест на вводном уровне, по результатам которого мы и строим подготовку.

 

Составьте расписание и распределите темы для подготовки по дням недели.

 

Не загружайте свой график подготовки — оставьте время для отдыха. Ваше переутомление не принесет вам баллов, а может даже и отобрать их.

 

Учите формулы и реакции наглядно: по таблицам, схемам и мнемоническим запоминалкам.

 

Набивайте руку на заданиях ОГЭ: решайте демоверсию, пользуйтесь Открытым банком заданий ОГЭ по химии, сдавайте пробные экзамены.

 

И самый главный совет: сочетайте разные подходы. Если вы хотите подготовиться ОГЭ по химии как можно лучше, занимайтесь самостоятельно и с преподавателем. Первое поможет отработать много заданий, а второе — подготовиться к условиям на экзамене.

 

Учитель, который часто имеет дело с ОГЭ, представит вам экзамен таким, каков он есть: без прикрас и страшилок. Например, на курсах подготовки к ОГЭ по химии наши преподаватели рассказывают обо всех «подводных камнях», учат заполнять бланк и не «наступать на грабли» учеников прошлых лет. Только так можно добиться высоких баллов. Присоединяйтесь: вводный урок — бесплатно!

Источник - Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/chemistry/kak-podgotovitsya-k-oge-po-himii