Как сделать урок математики в коррекционной школе более эффективным
Оценка 4.8

Как сделать урок математики в коррекционной школе более эффективным

Оценка 4.8
docx
02.06.2021
Как сделать урок математики в коррекционной школе более эффективным
Земцова В.Я. доклад Как сделать урок математики в коррекционной школе более эффективным.docx

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»

 

 

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»

Как сделать урок математики в коррекционной школе  более эффективным.

Земцова В.Я.

Учитель математики

высшей категории

 

2020-21 учебный год

 

Большинство людей относятся к математике как к трудной, неинтересной и недоступной науке, без которой вполне можно обойтись.   Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Каждый педагог должен добиваться того, чтобы каждый его ученик нашёл себя в учёбе, стал успешным. Каждый ребенок индивидуален, у каждого есть свой собственный успех и свои достижения. Наша задача - воспитывать у ребенка потребность в достижениях, которая связана с наличием у него адекватной самооценки, упорства, воли, терпения, настойчивости и трудолюбия. Любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат. Если нам удается создать условия веры человека в себя, в свои силы, то он сам будет выбирать жизненные задачи из зоны ближайшего развития, то есть восходить к своему развитию по Лестнице Успеха. Этому способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, по которой происходит этот процесс такова: потребность, затем мотив, потом – цель и, наконец, - действие, в заключении – рефлексия. Исходя из того, что основные задачи специальной (коррекционной) школы — это:

1) максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

2) подготовка их к участию в производительном труде;

3) социальная адаптация в условиях современного общества;

 полагаю, что  каждый урок в специальной школе должен способствовать развитию познавательных интересов обучающихся, коррекции их недостатков  мыслительной деятельности и приобретению ими навыков самостоятельной работы. В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была  эффективной, должен сработать  «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.

- Как создать такой «рассол»?

- Что взять за его основу?

Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Обучение математике в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.

Задачи преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе состоят в том, чтобы:

·                                 дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

·                                 через обучение математике повышать уровень общего развития обучающихся  и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;

·                                 воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

     Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но так как именно эти процессы у учащихся коррекционных школ развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным.

У учащихся необходимо пробудить интерес к математике. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большой степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках математики  каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это для развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных заданий, создании увлекательных для детей ситуаций.

Игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

В своей работе использую разнообразные дидактические игры: варианты игры «Молчанка»,  игры для отработки устных вычислений: «Кто быстрее?», «Числовая цепочка», «Увеличить на…, в несколько раз», «Уменьшить на…, в несколько раз», «Собери ягоды», «Парашютисты», «Собери корзину овощей» и так далее.

         Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Чтобы умело использовать дидактические игры на уроках и внеклассных занятиях, надо иметь ясное научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность учащихся. Основная посылка, из которой целесообразно при этом исходить, была сформулирована еще К.Д. Ушинским: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача обучения». Речь идет не просто о занимательности, а об органическом сочетании ее с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовала бы интенсификации умственной работы, делая ее более привлекательной, интересной. Игровая форма занятий создается на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к деятельности.

Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях, способствуют и общему развитию ребенка, расширению его кругозора, обогащению словаря, развитию речи, учат использовать математические знания      в измененных условиях, в новой ситуации. Все это свидетельствует о большом корригирующем значении дидактических игр. Поэтому, я на своих уроках математики и на внеклассных мероприятиях широко использую дидактические игры. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал выступает как средство игры;

- в учебную деятельность вводятся элементы соревнования, которые переводят дидактическую задачу в игровую;

- успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактические игры бывают:

1) игры, направленные на выработку вычислительных навыков:

2) игры на коррекцию мыслительных операций:

3) игры на коррекцию внимания;

4) игры на коррекцию восприятия;

5) игры на коррекцию памяти;

 

Представляю некоторые из применяемых мною на уроках математики игр.

 

1. Игра «Составь примеры»

Учитель дает задание составить примеры из данных цифр на любые математические действия. Кто быстрее составит и правильно их решит, тот и выигрывает  (6,8,20) – выработка вычислительных навыков, коррекция мышления.

 

2. Игра «Рассеянный квадрат»

Считай и называй числа по порядку от 45 до 65. Назови число  в пустом квадрате – коррекция внимания и мышления.

 

 

65

45

54

58

60

52

64

57

51

62

55

61

48

46

 

 
49

50

47

53

63

56

 

3.Игра «Молчанка»

 

К числам  прибавить 3,2  -   вычесть из чисел 0,3 – формирование устных вычислений.

 

 

4. Игра «Молчанка»

Установи, что происходит с числами, начиная с красного кружка – коррекция мышления и устных вычислений.

 

 

5. Игра: «Магазин».

Проверь правильность вычислений.

 

ООО «Пятерочка»

Универсам

ИНН:007715196318

ККМ:120765

Курица замороженная

1 кг 325 г                            157.00

Майонез                              63.00

Печенье овсяное               49.00

 

Итог:    269.00               

Получено: 500.00

Сдачи: 241.00

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6. Найди пару каждой рукавичке (соедини линией неправильную дробь со смешанным числом)

 

 

 

 

 

 
м)

 

7. Найди несколько частей от данных чисел – выработка устных вычислений, коррекция памяти.

 


        

 

 

120

 

200

 

400

 

1000

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


8.Игра «Отметь примеры на определенную тему»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Оборудование: карточка с примерами.

Нужно найти и решить все примеры на заранее определенную тему. Время ограниченно.

9. Игра «Кто больше»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Оборудование: карточка с примерами.

В течение пяти минут дети решают примеры. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов.

10.Геометрические задания.    Для более прочного усвоения геометрического материала я использую следующие задания:

- Из каких фигур состоит рисунок кошки? Какой фигурой представлено

туловище?  Измерить и найти площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон.

 

 

 

 

Скругленная прямоугольная выноска: ?Большую роль  в повышении эффективности урока играет  включение  нестандартных заданий, носящих характер занимательности. Например: при изучении темы «Десятичные дроби» при закреплении действий сложения и вычитания эффективным будет следующее заданиеОвал: -220,05мОвал: -0,27мОвал: +99,07мОвал: -8,3м

8,3м
Овал: 109,4м: « Змеи, животные класса пресмыкающихся. Распространены очень широко. Их около 3000 видов. Длина самой маленькой змеи 8 см. А сколько метров в длину достигает самая крупная змея – удав, ты  узнаешь, когда восстановишь схему».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Для учащихся с нарушением интеллекта очень важным является умение работать с текстом  учебника. Применяю на уроке следующие виды работ с учебником:

1) чтение текста вслух;

2) чтение текста про себя;

3) воспроизведение содержания прочитанного вслух;

4) обсуждение прочитанного материала;

        5) разбиение текста на смысловые части (сначала с помощью учителя, потом самостоятельно), выделение главного;

6) самостоятельное составление плана прочитанного, который может быть использован учеником при подготовке к ответу;

 7) работа с рисунками и иллюстрациями;

 8) работа над понятием, термином;

 9) составление конспекта схемы, таблицы,  на основе материала, изученного по учебнику.

Как правило,  на каждом уроке математики проводятся самостоятельные работы тренировочного характера для закрепления изученного материала, для его применения, для овладения необходимыми умениями и навыками. Они состоят обычно из типовых упражнений и задач (т.е. заданий, учения для предупреждения умственных и физических перегрузок);

·                     дозировка нагрузок и смена видов деятельности, например, одним видом деятельности учащиеся могут заниматься не более 10 – 15 минут;

·                     соблюдение охранительного режима, например, смена умственной и двигательной активности;

·                     использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения правильное их сочетание;

·        организация многократных вариативных повторений и упражнений по применению (выполняющих по «образцу»), аналогично тем, которые выполнялись с помощью учителя. Проводить тренировочные работы нужно в достаточном количестве, оказывая при этом учащимся индивидуальную помощь.

Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса.

Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков, усилий. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. А для этого стремиться к тому, чтобы вопрос «почему?» каждый раз возникал на уроке. Вопросы: «Как у тебя?», «А у кого по-другому?», «Кто предложит другой способ решения?» побуждают учащихся думать, рассуждать, активно трудиться.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:

- сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Применяю презентации:  «Симметричные фигуры», «Масштаб», «Скорость, время, расстояние». «Нахождение среднего арифметического». «Обыкновенные дроби» и так далее.

Использую ИКТ на разных этапах урока:

1) Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;

2) На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;

3) При проверке домашнего задания.

4) При объяснении нового материала;

На каждом уроке провожу упражнения на коррекцию внимания, восприятия, мышления, памяти.  Создаю на уроках комфортную среду для каждого ученика, стремлюсь вселить в него уверенность в своих силах, оцениваю успехи каждого и его продвижение в развитии, мотивирую ребят на необходимость изучения материала и его значимость для дальнейшей их жизнедеятельности.

Неоспорим тот факт, что весь процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах здоровье сбережения. Сохранять и укреплять здоровье учащихся мне помогают здоровье сберегающие технологии. Как учитель, я должна на уроках создать условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому на уроках соблюдаю требования САНПиНа; создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки. Провожу физкультурные паузы различного характера: для снятия напряжения глаз,  упражнения для снятия нагрузки с позвоночника, разминки под музыку. Это позволяет повысить работоспособность учащихся, имеющих различные нарушения здоровья. Систематическая работа по использованию элементов современных педагогических технологий приводит к тому, что ученики усваивают учебный материал по предмету, участвуют в олимпиадах по математике для коррекционных школ в сети Интернет,  что позволяет снизить   уровень тревожности у учащихся, имеющих тяжелые нарушения эмоционально-волевой сферы.

Обучение математике в коррекционной школе носит практическую направленность, которая выражена в следующих положениях:

1) Усвоение учащимися различных  устных и письменных приемов вычислений обеспечивается за счет рационально подобранных методов и приемов объяснения с применением наглядности, с опорой на жизненный опыт учащихся.

2) Для выработки навыков решения примеров и задач  необходимо применение системы упражнений в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения должны быть распределены во времени.

3) При рассмотрении теоретических вопросов курса необходимо применение наглядности, подведение учащихся к выводам на основе наблюдений и применение их в учебной практике.

          При организации учебного процесса важно помнить о психологических особенностях детей с нарушением умственной деятельности и в связи с этим использовать следующие подходы в обучении:

·                     структурное упрощение содержания  знаний и умений в разных учебных и жизненных ситуациях;

наглядно – практический характер обучения;

·                     опора на знания и жизненный опыт учащихся;

·                     установление логических связей в изучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи.

С целью адаптации объема учебного ма­териала к познавательным возможностям учащихся используется прием детализации: учебный материал преподносится небольшими пор­циями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:

·                                 дополнительные наводящие вопросы;

·                                 наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-по­мощницы, которые составляются в соответствии с характером зат­руднений при усвоении учебного материала;

·                                 приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;

·                                 помощь в выполнении определенных операций;

·                                 образцы решения задач;

·                                 поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

 

Использование опорных схем на уроке (из опыта работы Лысенковой С.Н.).

         Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся и изучении нового материала. Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении.              Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно. Я их активно применяю при изучении темы «Обыкновенные дроби», «Скорость, время, расстояние», «Задачи на движение» всех видов, при изучении геометрического материала, при обучении решению составных задач.

              Для повышения эффективности уроков математики использую региональный компонент (краеведческий материал), который способствует расширению кругозора, активизации мышления, воспитанию любви к Родине, формированию экологической культуры.

Эффективность урока в первую очередь зависит от личности учителя. Для того чтобы уровень проведения уроков был оптимально высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Л.Н.Толстой утверждал: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик». Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Для этого учитель должен быть профессионалом высокого уровня, постоянно работающим над развитием и реализацией своего личностного потенциала. Только тогда он сможет создавать условия для развития учащихся, коррекции их мыслительной деятельности, умению ориентироваться в окружающем их сложном мире и в конечном  тоге их социальной адаптации.

Рекомендации для учителя, обеспечивающего ситуацию успеха:

 1. Не заострять внимание на негативе; чаще улыбайтесь, используйте элементы  юмора при общении.

2. Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.

 3. Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.

4. Не сравнивайте ребёнка с другими, отмечайте «персональную исключительность».

5. Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую Вы выставляете ученику.

 6. Оценивайте действия ученика с акцентом на детали.

7. Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им своё мнение.

8. Не выказывайте свое недовольство ученику  по поводу учебы и поведения  в грубой форме, не применяйте  угрозы.

9. Помните, что Вы, как педагог, формируете личность учащегося, его самооценку, и  частично несёте ответственность за его дальнейшую судьбу.

Выступление хочу закончить словами В.А.Сухомлинского:

«… ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя…радость успеха может померкнуть».

                                                                                                        В.А.Сухомлинский.

 

 

 

Литература.

1. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик - М.: Просвещение, 1984.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.-с. 93

3. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Просвещение, 1989 с.315

4. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. - М, 1983. - Т.4. - с.258.

5. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1982-с. 190

6. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста.- М., 1991.
7. Венгер А.Л. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.

8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.-191с.: ил.- ISBN5-09-002912-1.

9.М.Н.Перова, И.М. Яковлева. Рабочая тетрадь «Математика» 6 класс. Издательство: Просвещение, 2009.

10.Т.В.Алышева. Рабочая тетрадь «Математика» 8 класс. М.: Просвещение, 2008.
11.Бажович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ Изучение мотивации поведения детей и подростков- М; 1978.

12.Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа.- М.,1998.


 

Скачано с www.znanio.ru

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»

В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца»

В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца»

Надо позаботиться о том, чтобы на уроках математики каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это для развития любознательности, глубокого познавательного интереса

Надо позаботиться о том, чтобы на уроках математики каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это для развития любознательности, глубокого познавательного интереса

Дидактические игры бывают: 1) игры, направленные на выработку вычислительных навыков: 2) игры на коррекцию мыслительных операций: 3) игры на коррекцию внимания; 4) игры на коррекцию…

Дидактические игры бывают: 1) игры, направленные на выработку вычислительных навыков: 2) игры на коррекцию мыслительных операций: 3) игры на коррекцию внимания; 4) игры на коррекцию…

Игра «Молчанка» Установи, что происходит с числами, начиная с красного кружка – коррекция мышления и устных вычислений

Игра «Молчанка» Установи, что происходит с числами, начиная с красного кружка – коррекция мышления и устных вычислений

Найди несколько частей от данных чисел – выработка устных вычислений, коррекция памяти

Найди несколько частей от данных чисел – выработка устных вычислений, коррекция памяти

Игра «Кто больше» Цель: развитие устойчивости внимания

Игра «Кто больше» Цель: развитие устойчивости внимания

Для учащихся с нарушением интеллекта очень важным является умение работать с текстом учебника

Для учащихся с нарушением интеллекта очень важным является умение работать с текстом учебника

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации

Для выработки навыков решения примеров и задач необходимо применение системы упражнений в разнообразных условиях

Для выработки навыков решения примеров и задач необходимо применение системы упражнений в разнообразных условиях

Эффективность урока в первую очередь зависит от личности учителя

Эффективность урока в первую очередь зависит от личности учителя

Литература. 1. Возрастная и педагогическая психология

Литература. 1. Возрастная и педагогическая психология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2021