|
Педагогический опыт:
Как сформировать и развить функциональную грамотность обучающихся?
Учитедь физики
высшей квалификационной категории
Пантухова Зоя Геннадьевна.
МАОУ «Земская гимназия»
Г. о. Балашиха
Московской области
2021 г.
С 2010 г. все школы страны работают по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования ФГОС ООО.
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
И одной из задачей, стоящей перед нашим образованием является развитие функциональной грамотности обучающихся. Я стараюсь в повседневной практике на уроках физики формировать навыки ФГ.
1. К основным составляющим функциональной грамотности обучающихся относят:
1. Содержательно - деятельностная:
Это: а) Общие учебные умения.
б) Межпредметные умения для практического применения знаний при решении жизненно - образовательных задач.
в) Практические умения социального взаимодействия.
г) Предметные знания.
2. Потребностно - мотивационная готовность и способность к повышению уровня образованности, выбору профессии.
2. Основной вид функциональной грамотности, который формируется у обучающихся при изучении учебного предмета – физика - это естественнонаучный.
3. Сфера функциональной грамотности - природа-человек.
Учащиеся обязательно должны научиться объяснять различные явления природы на основе полученных знаний на уроках физики, уменить применять изученные законы, оценивать разные жизненные ситуации с точки зрения физики и делать соответствующие выводы, особенно, когда речь идет о технике безопасности для жизни человека (напрмер, работа с электрическими приборами).
Но без математической грамотности мы как без рук. На уроках решаем прикладные задачи (берем реальные цифры из жизни), строим модели разных приборов (ветряная мельница, ракета, мензурка, подводная лодка) и с их помощью продолжаем изучать физические законы, формулы.
Так же используется при изучении физики и читательская грамотность: на уроках в изучаемом параграфе находим самое главное - определение, формулу, единицу измерения, а также учащиеся находят материалы для уроков по заданной теме в книгах, интернете (легенду об Архимеде прочитали по ролям и посмотрели мультфильм «Коля, Оля и Архимед», «Ивашка из Дворца пионеров»).
Считаю, что почти все виды функциональной грамотности переплетаются в процессе изучения предмета - физика. Главное, не должно быть разрыва между школой и жизнью. Для этого на уроках стараюсь как можно больше приводить и разбирать жизненных примеров и решать с задачи, связанные с нашей повседневной жизнью.
Привожу пример работы по развитию функциональной грамотности на основе темы «Архимедова сила» - 7 класс.
1.Функциональная грамотность обучающихся как итоговый образовательный результат:
Тема урока: Выталкивающая сила. |
|||||
Тип урока: Изучение нового мтериала. |
|||||
Центральный этап урока: разбор новой темы |
|||||
Формирование функциональной безграмотности (формального знания, неспособности применять знания) |
Формирование функциональной грамотности (неформального знания, способности применять знания) |
||||
Задача: знакомство с новой силой - выталкивающей, научить ребят решать простейшие задачи на силу Архимеда
|
Задачи: создать условия для усвоения учащимися новых знаний, способов деятельности (эксперимент), выделить главное в новом материале. |
||||
Планируемые результаты: знание новой формулы, определение выталкивающей силы, умение находить в учебнике выделенные определения, умение приводить примеры из своего жизненного опыта действия выталкивающей силы. |
Планируемые результаты. Познавательные: учащиеся должны выяснить сущность выталкивающей силы, сравнивать приводимые примеры в контексте изучаемой темы; Коммуникативные: добиться умения отвечать на вопросы, объяснять жизненные примеры, делать выводы из проводимых экспериментов Регулятивные: добиться самостоятельного проведения опыта, умения осуществлять самоанализ деятельности, умение работать в определенном темпе. |
||||
Учебная ситуация |
Действия учителя |
Действия обучающихся |
Учебная ситуация |
Действия учителя |
Действия обучающихся |
Изучение нового вида силы – выталкивающей силы.
|
Рассказ о существовании выталкивающей силы, запись формулы FA=PB - PЖ Разбор задачи на определение выталкивающей силы. |
Прослушивание новой темы, запись определения и формулы. Решение задачи на определение выталкивающей силы |
Изучение одного из нового вида сил -выталкивающей силы |
Дать задание: определить с помощью динамометра вес тела в воздухе и в воде. Подвести ребят к формуле: FA=PB - PЖ Просьба: привести примеры действия выталкивающей жидкости в нашем окружении. Делаем выводы, что выталкивающая сила зависит от объема погруженной части тела и от плотности жидкости. FA= ρжgV |
Экспериментальное задание: определить с помощью динамометра вес тела в воздухе и в воде. Ответить на вопрос: почему получились разные значения? Где легче толкать лодку: на суше или в воде? Причина? От чего же будет зависеть выталкивающая сила? Почему железный гвоздь тонет , а огромный корабль нет? Приходим к выводу , что выталкивающая сила зависит от объема погруженной части тела. Сообщение ученика об озере Эльтон – соленое - плавать очень легко. Делаем вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости. |
В результате работы по формированию функциональной грамотности обучающихся выстраивается образовательный маршрут «функциональная грамотность».
Педагогические действия (шаги) |
Результат действий |
1 шаг. Естественнонаучный |
Умение объяснять явления природы, наблюдаемых в повседневной жизни, с точки зрения полученных на уроках физики знаний. |
2 шаг. Соотнести содержание ФГОС с требованиями учебной программы (раздел «Учащиеся должны знать и уметь») |
|
3 шаг. Соотнести возможности учебного предмета со сферами функциональной грамотности |
Природа; человек. Прибор; модель. |
4 шаг. Проанализировать разделы и темы учебной программы и учебника относительно возможностей формирования ведущего вида функциональной грамотности |
При изучении раздела «Архимедова сила» учащиеся выясняют условия плавания человека, животных, а также судов, в том числе - подводных лодок, создают модели плавательных аппаратов. |
5 шаг. Подобрать задания для формирования ведущего вида ФГ Решение заданий может опираться на универсальные методики формирования функциональной грамотности |
Вычислить с помощью архимедовой силы свой объем и плотность тела человека - делали проект. Задачи по типу: будет ли плавать алюминиевый брусок в ртути? Керосине ? Воде? |
6 шаг. Выбрать соответствующую методику(для выполнения заданий (то есть процесса обучения функциональной грамотности):
|
Методика «Природа – городу – человеку», прибор/модель |
7 шаг. Подобрать диагностические ситуации-задания ― проверяется умение ученика пользоваться универсальными методиками |
Сделать свой прибор для изучения условия плавания тел ( из подручных средств - плстиковая бутылочка, пузырек, итд) |
Зтем мы проводим лабораторную работу.
Тема урока: Лабораторная работа. Определение выталкивающей силы.
|
||
Тип урока : Изучение нового материала с помощью выполнения лабораторной работы.
|
||
Центральный этап урока |
Дидактическая задача урока |
Планируемые УУД |
изучение нового материала (через организацию предметной проблемной ситуации)
|
на основе имеющихся знаний (делали лабораторную работу № 4 - определение объема тела с помощью мензурки) и прочитанной легенды об Архимеде выяснить: что же это за сила-выталкивающая, на какие тела она действует, куда направлена, от чего зависит. |
Познавательные: Информационные и интеллектуальные (из легенды найти необходимые факты для определения выталкивающей силы); Коммуникативные – во время работы парами – вычислить выталкивающую силу, действующую на погруженный в воду кубик.
|
Итогом прохождения данной темы является проект «Измерение объема и плотности тела человека с помощью выталкивающей силы. А также урок – игра, где ребята сами собирают материал - загадки, поговорки, отрывки из литературных произведений, где таже присутствует данная тема.
Также можно привести примеры применения конкретных универсальных методик формирования функциональной грамотности по другим темам.
Предмет Тема урока |
Конкретное учебное знание (правило, алгоритм, умения) |
Ситуация применения знаний |
Методика формирования |
Сфера проявления ФГ |
1.Физика Механическое движение. 7 класс |
Скорость, путь, время механического движения тела |
При возвращении из гимназии домой рассчитать скорость своего движения |
Конструирование маршрута. Знание-понимание – применение. |
Человек. Природа |
2.Физика Механическое движение. 9 класс |
Путь, ускорение механического движения. |
При возвращении из гимназии домой рассчитать ускорение, развиваемое при своем движении. |
Конструирование маршрута. Знание-понимание - применение. |
Человек. Природа |
3.Физика. Оптика 8 класс |
Линзы, виды линз. Фокусное расстояние и оптическая сила линз. |
Рассчитать фокусное расстояние и оптическую силу линз в очках. |
Алгоритм деятельности. Использовать домашний прибор-очки и знания формул по физике |
Прибор. Человек. Модель |
Использованная литература:
1. Информационные ресурсы: https://cloud.mail.ru/public/bJUh/6togqs1sB
2. Учебники физики 7- 9 классы. Перышкин А.В., ГутникЕ.М.. Просвещение. 2020г.
3. Не уроком единым. Ланина И. Я. Просвещение 1991 г.
4. «Методическая компетенция учителя. Дидактическая взаимосвязь центральной задачи урока, общеучебных умений и УУД» Луговая Т. В.
5. 1.Луговая Т.В. Формирование функциональной грамотности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.