Как сформировать и развить функциональную грамотность обучающихся
Оценка 4.6

Как сформировать и развить функциональную грамотность обучающихся

Оценка 4.6
Разработки уроков +1
docx
физика
7 кл
15.08.2021
Как сформировать и развить функциональную грамотность обучающихся
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих одной из задач, стоящей перед нашим образованием является развитие функциональной грамотности обучающихся. В данной работе я постаралась показать как в повседневной практике на уроках физики формировать навыки ФГ. Как пример, приводится план одного из уроков физики в 7 классе.
функциональная грамотность обучающихся.docx

 

 

Педагогический опыт:

 

Как сформировать и развить  функциональную грамотность обучающихся?

 

 

Учитедь физики

высшей квалификационной категории

Пантухова  Зоя  Геннадьевна.

 

 

 

 

 

МАОУ «Земская гимназия»

 

Г. о. Балашиха

Московской области

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.

 С 2010 г.  все школы страны  работают по Федеральному  государственному образовательному  стандарту основного общего образования ФГОС ООО.

    Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

И одной из задачей, стоящей перед нашим образованием является развитие функциональной грамотности обучающихся.  Я  стараюсь в повседневной практике на уроках  физики формировать навыки   ФГ.

1. К основным составляющим функциональной грамотности обучающихся относят:

 1. Содержательно - деятельностная:

Это: а) Общие учебные умения.

 б) Межпредметные умения для практического применения знаний при решении жизненно - образовательных      задач.

       в) Практические умения социального взаимодействия.

       г) Предметные знания.

2. Потребностно - мотивационная готовность и способность к повышению уровня образованности, выбору профессии.

2. Основной вид функциональной грамотности, который  формируется у обучающихся при изучении   учебного предмета – физика -   это естественнонаучный.

3. Сфера функциональной грамотности - природа-человек. 

Учащиеся обязательно должны научиться объяснять различные явления природы на основе полученных знаний на уроках физики, уменить применять изученные законы, оценивать разные жизненные ситуации с точки зрения физики и делать соответствующие выводы, особенно, когда речь идет о технике безопасности для жизни человека (напрмер, работа с электрическими приборами).

Но  без математической грамотности мы как без рук. На уроках решаем прикладные задачи (берем реальные цифры из жизни), строим модели разных приборов (ветряная мельница,  ракета, мензурка, подводная лодка)  и с их помощью  продолжаем изучать физические законы, формулы.

Так же используется при изучении  физики и читательская грамотность: на уроках  в изучаемом параграфе находим самое главное - определение, формулу, единицу измерения, а также учащиеся находят материалы  для уроков по заданной теме в книгах, интернете (легенду об Архимеде прочитали по ролям и посмотрели мультфильм «Коля, Оля и Архимед», «Ивашка из Дворца пионеров»).

Считаю, что почти все виды функциональной грамотности переплетаются в процессе изучения  предмета - физика. Главное, не должно быть разрыва между школой и жизнью. Для этого на уроках стараюсь как можно больше приводить и разбирать жизненных примеров и решать с задачи, связанные с нашей повседневной жизнью.

Привожу пример работы по развитию функциональной грамотности на основе темы «Архимедова сила» - 7 класс.

1.Функциональная грамотность обучающихся как итоговый образовательный результат:

 

Тема урока: Выталкивающая сила.

Тип урока: Изучение нового мтериала.

Центральный этап урока: разбор новой темы

Формирование функциональной безграмотности

 (формального знания, неспособности применять знания)

Формирование функциональной грамотности

 (неформального знания, способности применять знания)

Задача: знакомство с новой силой - выталкивающей, научить ребят решать простейшие задачи на силу Архимеда

 

 

Задачи: создать условия для усвоения учащимися новых знаний, способов деятельности (эксперимент), выделить главное в новом материале.                                

Планируемые результаты: знание  новой формулы, определение выталкивающей силы, умение находить в учебнике выделенные определения,  умение приводить примеры из своего жизненного опыта действия выталкивающей силы.

Планируемые результаты.

 Познавательные: учащиеся должны выяснить сущность выталкивающей силы, сравнивать приводимые примеры в контексте изучаемой темы;

Коммуникативные: добиться умения отвечать на вопросы, объяснять жизненные примеры, делать выводы из проводимых экспериментов

Регулятивные: добиться самостоятельного проведения опыта, умения осуществлять самоанализ деятельности, умение работать в определенном темпе.

Учебная ситуация

Действия учителя

Действия обучающихся

Учебная ситуация

Действия учителя

Действия обучающихся

Изучение нового вида силы – выталкивающей силы.

 

Рассказ о существовании выталкивающей силы, запись формулы

 FA=PB - PЖ

Разбор задачи на определение выталкивающей силы.

Прослушивание новой темы, запись определения и формулы.

Решение задачи на определение выталкивающей силы

Изучение одного из нового вида сил  -выталкивающей силы

Дать задание: определить с помощью динамометра вес тела в воздухе и в воде.

Подвести ребят к формуле:

 FA=PB - PЖ

Просьба: привести примеры действия выталкивающей жидкости в нашем окружении.

Делаем выводы, что выталкивающая сила зависит  от объема погруженной части тела и  от плотности жидкости.

FA= ρжgV

Экспериментальное задание: определить с помощью динамометра вес тела в воздухе и в воде. Ответить на вопрос: почему получились разные значения?

Где легче толкать лодку: на суше или в воде? Причина?

От чего же будет зависеть выталкивающая сила?

Почему железный гвоздь тонет , а огромный корабль нет? Приходим к выводу , что выталкивающая сила зависит от объема погруженной части тела.

Сообщение ученика об озере Эльтон – соленое - плавать очень легко. Делаем вывод о  зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости.

 

В результате работы по формированию функциональной     грамотности обучающихся выстраивается образовательный маршрут «функциональная грамотность».

 

Педагогические действия (шаги)

Результат действий

1 шаг. Естественнонаучный

Умение объяснять явления природы, наблюдаемых в повседневной жизни, с точки зрения полученных на уроках физики знаний.

2 шаг. Соотнести содержание ФГОС с требованиями учебной программы (раздел «Учащиеся должны знать и уметь»)

3 шаг. Соотнести возможности учебного предмета со сферами функциональной грамотности

Природа; человек.

Прибор; модель.

4 шаг. Проанализировать разделы и темы учебной программы и учебника относительно возможностей формирования ведущего вида  функциональной грамотности

При изучении раздела «Архимедова сила»  учащиеся выясняют условия плавания человека, животных, а также судов, в том числе - подводных лодок, создают модели плавательных аппаратов.

5 шаг. Подобрать задания для формирования ведущего вида ФГ

Решение заданий может опираться на универсальные методики формирования функциональной грамотности

Вычислить с помощью архимедовой силы свой объем и плотность тела человека - делали проект.

Задачи  по типу: будет ли плавать алюминиевый брусок в ртути? Керосине ? Воде?

6 шаг. Выбрать соответствующую методику(для выполнения заданий (то есть процесса обучения функциональной грамотности):

 

Методика «Природа  – городу –  человеку»,

прибор/модель

7 шаг. Подобрать диагностические ситуации-задания ― проверяется умение ученика пользоваться универсальными методиками

Сделать свой прибор для изучения условия плавания тел ( из подручных средств - плстиковая бутылочка, пузырек, итд)

 

 

Зтем мы проводим лабораторную работу.

 

Тема урока: Лабораторная  работа. Определение выталкивающей силы.

 

Тип урока : Изучение нового материала с помощью выполнения лабораторной работы.

 

Центральный этап урока

Дидактическая задача урока

Планируемые УУД

изучение  нового материала   (через организацию предметной проблемной ситуации)

 

 

на основе имеющихся знаний (делали лабораторную работу № 4 - определение объема тела с помощью мензурки) и прочитанной легенды об Архимеде выяснить: что же это за сила-выталкивающая, на какие тела она действует, куда направлена, от чего зависит.

Познавательные:

Информационные  и интеллектуальные       (из легенды найти необходимые факты для определения выталкивающей силы);

Коммуникативные – во время работы  парами – вычислить выталкивающую силу, действующую на погруженный в воду кубик.

 

 

 

Итогом прохождения данной темы является проект «Измерение объема и плотности тела человека с помощью выталкивающей силы. А также  урок – игра, где ребята сами собирают материал -  загадки, поговорки, отрывки из литературных произведений, где таже присутствует данная тема.

 

 

 

Также можно привести примеры применения конкретных универсальных методик формирования функциональной грамотности  по другим темам.

 

Предмет

Тема урока

Конкретное учебное знание (правило, алгоритм, умения)

Ситуация применения знаний

Методика формирования

Сфера проявления ФГ

1.Физика Механическое движение.         

   7 класс

Скорость, путь, время механического движения тела

При возвращении из гимназии домой рассчитать скорость своего движения

Конструирование  маршрута.

Знание-понимание – применение.

Человек.

Природа

2.Физика

Механическое движение.      

      9 класс

Путь, ускорение  механического движения.

При возвращении из гимназии домой рассчитать ускорение, развиваемое при своем движении.

Конструирование  маршрута.

Знание-понимание - применение.

Человек.

Природа

3.Физика.

Оптика

8 класс

 Линзы, виды линз. Фокусное расстояние и оптическая сила линз.

Рассчитать фокусное расстояние и оптическую силу  линз в очках.

Алгоритм деятельности.

Использовать домашний прибор-очки и знания  формул по физике

Прибор. Человек.

Модель

 

Использованная литература:

 

1. Информационные ресурсы: https://cloud.mail.ru/public/bJUh/6togqs1sB

2.  Учебники физики 7- 9 классы. Перышкин А.В., ГутникЕ.М.. Просвещение. 2020г.

3. Не уроком  единым. Ланина И. Я. Просвещение 1991 г.

4.  «Методическая компетенция учителя. Дидактическая взаимосвязь центральной задачи урока, общеучебных умений и УУД» Луговая Т. В.

5. 1.Луговая Т.В. Формирование функциональной грамотности.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Педагогический опыт: Как сформировать и развить функциональную грамотность обучающихся?

Педагогический опыт: Как сформировать и развить функциональную грамотность обучающихся?

С 2010 г. все школы страны работают по

С 2010 г. все школы страны работают по

Учащиеся обязательно должны научиться объяснять различные явления природы на основе полученных знаний на уроках физики, уменить применять изученные законы, оценивать разные жизненные ситуации с точки…

Учащиеся обязательно должны научиться объяснять различные явления природы на основе полученных знаний на уроках физики, уменить применять изученные законы, оценивать разные жизненные ситуации с точки…

Формирование функциональной безграмотности (формального знания, неспособности применять знания)

Формирование функциональной безграмотности (формального знания, неспособности применять знания)

Рассказ о существовании выталкивающей силы, запись формулы

Рассказ о существовании выталкивающей силы, запись формулы

Изучение нового вида силы – выталкивающей силы

Изучение нового вида силы – выталкивающей силы

Педагогические действия (шаги)

Педагогические действия (шаги)

Тема урока: Лабораторная работа

Тема урока: Лабораторная работа

Также можно привести примеры применения конкретных универсальных методик формирования функциональной грамотности по другим темам

Также можно привести примеры применения конкретных универсальных методик формирования функциональной грамотности по другим темам

Предмет Тема урока Конкретное учебное знание (правило, алгоритм, умения)

Предмет Тема урока Конкретное учебное знание (правило, алгоритм, умения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2021