"Как сохранить психологическое здоровье"

  • docx
  • 04.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рекомендации педагогам начальной школы
Иконка файла материала Как сохранить психологическое здоровье.docx

1. Как сохранить психологическое здоровье.

2, 3.По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Психическое здоровье – баланс различных психических свойств и процессов. Психологическое здоровье – совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.

Обобщенный портрет психологически здорового человека: это творческий , жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.

Ключевым словом его описания является «гармония» или «баланс».

3. Итак, содержание доклада:

 1. Психологическое здоровье школьника – одно из главных условий образовательного процесса.

2. Рекомендации.

3. Психологическое здоровья учителя.

4. Рецепты.

4.Психологическое здоровье – основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: учиться владеть собственным телом и собственным поведением, учиться жить, работать, нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня забота о психологической безопасности и здоровья школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. По данным исследователей Института мозга Российской академии наук, в нашей стране каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке. Многие психические расстройства произрастают из детского возраста. Расстройства, возникающие у детей и подростков, в случае неполучения своевременной специализированной помощи, могут приводить к возникновению более тяжёлых форм  психических и поведенческих расстройств и социальной дезадаптации.  Также К нарушениям психологического здоровья  относят: защитную агрессивность, страхи, детские суициды. Школьный период особенно уязвим для формирования нервно-психических заболеваний.

5.Что же формирует психологическое здоровье?

        1. Здоровый психологический климат в семье и школьном учреждении.

2. Обучение детей навыкам здорового поведения, формировать правила личной гигиены, соблюдение режима дня, применение различных процедур закаливания, полноценный сон, начало дня с ежедневной зарядки.

3. Не бояться и всесторонне помогать в решении трудных ситуаций

разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что предъявляемые нагрузки (в т. ч. эмоциональные, т. е. стрессы) соответствуют физиологическим возможностям ребёнка.

        4. Поддерживать положительный фон настроения и фиксацию на успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и эмоционального реагирования;

        5.  Выбор позитивного мышления –  это шаг к позитивным событиям!

6. В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, семейное внимание и т.д. Если не соблюдаются данные условия, у ребенка могут возникнуть различные проблемы в обучении и поведении.

Мои наблюдения и исследования показали, что необходимо создание обстановки эмоционального комфорта на уроках, использование средств и методов здоровье сберегающих технологий в обучении:

Это – спокойное общение;

- задав вопрос, дать время подумать;

- хвалить при всех, делать замечания наедине;

-; комментировать домашнее задание.

- эмоциональная мотивация в начале урока;

- спокойное завершение урока;

7. - создание ситуации успеха

8. Наиважнейшим  фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.

9.Ведь: Выбор позитивного мышления – шаг к позитивным событиям!

10.  ??Что могут делать педагоги (родители), чтобы формировать у ребёнка психологическое здоровье?

• обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е. формировать адекватную самооценку)

• обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);

• формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка);

11.  Рекомендации по сохранению психологического здоровья школьников:

- формировать : умение оценивать и принимать как свои, так и чужие недостатки и достоинства;

- умение находить выход из сложных ситуаций;

- игровые образовательные ситуации проводить в хорошо освещенных, проветриваемых  помещениях;

- подбирать игры и упражнения  в соответствии с физическими возможностями;

12. - способствовать сплочению детского  коллектива

- необходимо правильно направлять внимание;

- уметь сравнивать и различать эмоции;

13. Психологический комфорт создают -

Игры и упражнения

Музыкальные произведения ( Я использую классику: Чайковский, Вивальди)

Произведения живописи

Театр, Чтение художественной литературы

Общение с природой

14. Физические упражнения, Дыхательная, пальчиковая гимнастика

И рядом  взрослый –  чуткий, добрый, приветливый, веселый.

15. При интенсивной работе ребенку необходима разгрузка.

 16. От учителя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени, зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе.

17. Для  Сохранение психологического здоровья учителя необходим ряд условий – это самопознание и личностный рост, профилактика синдрома эмоционального выгорания, преодоление тревожности, психической напряженности, неуверенности.

18. Профессиональное – эмоциональное выгорание это синдром, развивающийся на  фоне хронического стресса и ведущий к истощению личностных ресурсов человека.

19. Рецепты психологического здоровья учителя или попросту рекомендации:

20.

Стремитесь к целям,

Отдыхайте чаще,

 С помощью глубокого ритмичного дыхания можно успокоить нервы и снять напряжение

Правильно питайтесь и больше спите

Умейте управлять стрессом

Создайте вокруг себя  порядок, красоту, гармонию

Почаще создавайте вокруг себя воображаемую зону комфорта и безопасности,

Подарите себе энергию позитивного мышления

Прощайте и забывайте

Улыбайтесь!

21.  А сейчас минутка релаксации, сядьте поудобнее…

22.

23. Литература.