Как сохранить здоровье педагога в условиях школы.
Памятка для учителей
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».
Сократ
На современном этапе развития общества и образования педагог испытывает большие перегрузки, подчас превышающие ресурсы организма: физиологические, психологические, когнитивные, энергетические. В связи с этим появляется переутомление, нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Одним из компонентов компетентности педагога по вопросам сохранения здоровья является умение поддерживать свое здоровье и противодействовать СЭВ, эффективно применять способы сохранения здоровья и создавать здоровьесберегающую среду для своих учеников.
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
• во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
• во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима работы и благоприятных условий для воспитания и обучения детей.
Главная причина возникновения СЭВ: психологическое переутомление
Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (физическими и психологическими), у человека нарушается состояние равновесия, что неизбежно приводит к возникновению СЭВ. Стадии синдрома эмоционального выгорания:
1. Истощение (формируется в течение 3–5 лет)
2.Личностная отстраненность (формируется в течение 5–10 лет)
3. Ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания (формируется в течение 10-20 лет)
Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания ?
ü Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
ü Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
ü Подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям.
Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
ü Перестаньте искать в работе счастья или спасения. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
ü Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
ü Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
ü Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
ü Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за кого-то его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ü - Определение краткосрочных и долгосрочных целей
ü - Уход от ненужной конкуренции
ü - Эмоциональное общение
ü Поддержание хорошей физической формы
ü Использование «тайм-аутов» (отдых от работы)
ü Овладение навыками саморегуляции
ü Профессиональное развитие и самосовершенствование
ü Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки
ü Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой ü Проще относиться к конфликтам на работе ü Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
ü Иметь в виду, что управление своими эмоциями основывается на сознательном контроле.
ü Сказать себе: «Я понимаю, почему так переживаю. Раз я понимаю причину, то я должна прекратить нервничать и спокойно решать вопрос (или спокойно ждать, когда время изменит ход ситуации)».
ü Не занимайтесь постоянной самокритикой, это приводит еще к большему «самобичеванию».
ü Лучшее спасение от тревоги – уверенность в себе!
1. Утренняя гимнастика:
ü «Твист»-гимнастика
ü Массаж кистей и стоп
ü Гимнастика для суставов
2. В течение дня упражнения для снятия усталости, напряжения:
ü «Владей собой среди толпы смятенной»
ü Упражнение на снятие физического напряжения
ü Массаж точек на лице
3. При стрессе и в конце рабочего дня:
ü Лобно-затылочная коррекция.
ü Дыхательные упражнения
ü Настрои-утверждения: «Я справлюсь! Я молодец! Я владею ситуацией! Я уже чувствую себя лучше!»
4. Улыбка в течение всего дня.
1. Сложите руки в «замок» за спиной. напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
2. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти.
Во время потягивания в организм поступает «гормон счастья» - эндорфин.
3. Улыбнитесь!
4. Зафиксируйте улыбку на лице на 10–15 секунд. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело от улыбки!
1. Попытайтесь сконцентрировать свое внимание на неестественно напряженной группе мышц, стиснутых зубах, сильно наморщенном лбе и т.п.
2. Далее постарайтесь еще сильнее напрячь эти мышцы (сильнее стисните зубы, наморщите лоб и т.д.).
3. Затем начинайте медленно снимать напряжение. Почувствуйте, как расслабляются ваши мышцы, вплоть до полного расслабления. Получите от этого удовольствие.
Улыбнитесь!
Массаж точек на лице
1-я т. – область лба «третий глаз»;
2-я т. – у крыльев носа;
3-я т. – область подбородка;
4-я т. – область висков;
5-я т. – нижнечелюстной сустав (около козелка уха); 6-я т. – в области затылка (2 точки); 7-я т. – 1-й шейный позвонок.
Массируем плавными круговыми движениями по и против часовой стрелки – 8 раз.
Психологическое здоровье учителя в учебном процессе является центральным звеном, и в условиях школы нужно не только знать и уметь, как сохранить свое здоровье и здоровье учащихся, но желать это сделать.
Творческих успехов в воспитании и обучении детей!
Памятка для учителей
Для вас, уважаемые учителя эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по сохранению психологического здоровья в условиях школы.
От того, как будет сохраняться ваше здоровье и работоспособность, будут зависеть здоровье учащихся и успешность реализации образовательных программ ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.