Как составитьэвристическое задание
Оценка 5

Как составитьэвристическое задание

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
преподавание
06.09.2020
Как составитьэвристическое задание
Как составить эвристическое задание.docx

Как составить эвристическое задание

Жукова Наталья Николаевна, учитель математики и информатики высшей квалификационной категории, МАОУ «Култаевская средняя школа»

Последовательность этапов может быть иной, но само их наличие создаёт условие для конструирования качественного эвристического задания.

1. Из образовательных стандартов по учебному курсу отбираются такие образовательные объекты, которые становятся основой эвристического задания. Это могут быть фундаментальные понятия (точка, число, таблица, молекула, знак, время и др.), частнопредметные понятия (модальные глаголы, тетраэдр, историческое событие, революция, сила тяжести или сила легкости и др.), конкретные реальные объекты (береза, карандаш, гвоздь, словарь, полиэтиленовый пакет, зеркало и др.), правила или закономерности (сложение дробей, закон притяжения, закон единства противоположностей и др.). Образовательные объекты, выбираемые для составления задания, отыскиваются в программах, учебниках, задачниках или других пособиях. Важно, чтобы это были действительно базовые объекты курса, а не просто дополнительные или развлекательные.

2. Выделяются основные виды деятельности учащихся в учебном курсе, по которому проводится урок, конкурс или олимпиада. Например, в английском языке такими видами деятельности являются чтение, письмо, говорение, аудирование. Каждый вид деятельности включает в себя отдельные действия-элементы, которые могут стать основой задания. Выбираются те из них, которые имеют наибольшее отношение к обозначенным образовательным объектам.

3. Фиксируется форма возможного образовательного продукта, который будет создан учениками при выполнении эвристического задания. Например, от учеников требуется выдвинуть гипотезу, предложить свой способ, найти закономерность, составить таблицу, предложить алгоритм, разработать программу, определить понятие, разработать игру, нарисовать образ. Разумеется, ученик будет создавать свой продукт по отношению к одному из образовательных объектов, которые определены в п.1, и с использованием одного из тех видов деятельности, которые обозначены в п.2.

4. Определяются эвристические методы, с помощью которых предлагается выполнение учеником задания. Иногда эти методы прописываются в задании явным образом («Для решения этой задачи примените метод гиперболизации»), но могут формулироваться и в неявном виде. Эвристическое задание может предложить ученикам найти наибольшее количество тех или иных методов решения задания («Предложите как можно больше способов сложения однозначных чисел с переходом через десяток», «Придумайте несколько способов определения скорости полета воробья»).

5. Эвристическое задание записывается в общем структурном виде. В формулировке явно указываются объект задания (явление тяготения, инфляция и др.), предполагаемые виды деятельности ученика (исследование брошенного листа бумаги или рост курса доллара), ожидаемый продукт (закономерность падения листа бумаги или курса доллара) и его форма (предложите формулу взаимозависимости введенных вами величин или экономических факторов).

6. текст задания формулируется и шлифуется с учетом его занимательности, увлекательности, «зажигательности», доступности для учащихся. Способов формулирования эвристических заданий может быть сколь угодно много, например, «найти причину происхождения, разреши противоречие», «почему так, а не иначе», «если бы», «пусть невозможное станет возможным», «какова закономерность», «составь модель», «исследуй реальность» и и.п. Сухую формулировку содержательного задания можно предварительно оживить сказочным, фантастическим или бытовым сюжетом («На Землю прилетел инопланетянин», «Колобок встретился с пиццей» и т.д.). Важно, чтобы занимательность или простота задания предполагали возможность проявления способностей ученика с любым уровнем подготовки.

7. Определяется название задания или олимпиадной номинации. Здесь два пути: а) название номинации определяется первоначально, и само задание потом подстраивается под него; б) сначала составляется задание, затем для него отыскивается наиболее подходящее название номинации. В названии номинации может быть отражен как объект, так и вид деятельности. При составлении заданий полезен прием, когда одна номинация получает несколько форм выражения задания для разных возрастных категорий детей.

Формы выражения могут отличаться:

а) разными видами деятельности (например, младшим ученикам предлагается составить загадку про выдранный объект, более страшим – разработать кроссворд или дидактическую игру, выпускникам – провести исследование по данной теме);

б) разным уровнем или объемом создаваемого учениками продукта (младшие рисуют образ числа 3, старшие – его символ, выпускники проводят комплексное исследование – арифметическое, геометрическое, лингвистическое).

При разработке задания продумываются критерии оценки его выполнения, т.е. определяется, какие параметры созданного учеником продукта будут оцениваться. Например, если задание предполагает отыскание закономерности, то критериями оценки могут стать количество выявленных учеником взаимосвязанных элементов, оригинальность обнаруженных связей между ними, отражение этих связей в формуле или описании. Кроме того, всегда есть универсальные критерии оценки творческой работы: мировоззренческая глубина, самобытность, многовариантность подходов, соответствие условию задания, оригинальность формы представления результата и т.п.

Чтобы организовать творческую деятельность учеников, одной формулировки открытого задания может быть недостаточно. При отсутствии навыков самоорганизации продуктивной деятельности у школьников могут возникнуть затруднения в получении качественного образовательного продукта. В этом случае помогают алгоритмические описания, задающие учащимся этапы или направления их деятельности (но не ее содержание!).

Приведем пример алгоритмического предписания для учеников по исследованию образовательного объекта – феномена. Под феноменом здесь понимается необычное явление в природе, культуре, науке, в любой образовательной области.

1.             Обозначьте обнаруженный вами феномен понятием, рисунком или символом.

2.             Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюдении феномена.

3.             Выразите необычность феномена, его суть, которая отличает его от других похожих явлений.

4.             Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему.

5.             Составьте план своего дальнейшего исследования феномена.

6.             Предложите версию, гипотезу, объясняющую феномен.

7.             Сделайте вывод из исследования. Проведите рефлексию деятельности и выполните ее самооценку.

Основные технологические рекомендации – важнейшее средство организации творческой работы учащихся, ориентировочная основа их деятельности. Алгоритмизация действий в данном случае не мешает, а способствует индивидуальной самореализации учеников. Репродуктивно передаваемые ученикам способы действий позволяют им творить на технологической основе с гарантированным результатом.

Одним из важных умений учителя творческой ориентации является умение переводить традиционные закрытые задания в открытые. Если учитель освоил такую процедуру, то его ученики будут в состоянии творчества всегда – на уроках, во время контрольных работ или зачетов, при выполнении домашней работы, на протяжении всей образовательной деятельности.

(А.В.Хуторской «Дидактика», гл. 7, § 2)


 

Как составить эвристическое задание

Как составить эвристическое задание

Способов формулирования эвристических заданий может быть сколь угодно много, например, «найти причину происхождения, разреши противоречие», «почему так, а не иначе», «если бы», «пусть невозможное станет…

Способов формулирования эвристических заданий может быть сколь угодно много, например, «найти причину происхождения, разреши противоречие», «почему так, а не иначе», «если бы», «пусть невозможное станет…

Приведем пример алгоритмического предписания для учеников по исследованию образовательного объекта – феномена

Приведем пример алгоритмического предписания для учеников по исследованию образовательного объекта – феномена
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2020