«Как справиться с тревожностью у детей»
Там за горами, за лесами, маленькая страна. Там дети с добрыми глазами, там жизнь любви полна. Именно с этих строчек хочу начать свой рассказ. Детство — это прекрасная пора каждого из нас, радость, беззаботность, веселье, свой волшебный мир. При этом свои сложности, переживания, страшилки. Незначительная тревога не опасна. Но если она мешает жизни ребенка и вашей жизни, то это расстройство.
В тот или иной момент жизни каждый из нас может испытывать тревожность и это вполне нормально. Но если взрослым хорошо знакомы эти чувства и они умеют с ними справляться, то у детей все намного сложнее. Тревожность может действовать на детей разрушающе, важно вовремя принять меры.
Под влиянием тревоги мы представляем, что может случиться, и в голове возникают не самые приятные картинки. Тревога это система защиты создана, чтобы помогать нам в опасных жизненных ситуациях, но проблема в том, что наше сознание не может распознавать реальную и воображаемую опасность.
Если много и долго прокручивать в голове одну и ту же ситуацию, то организм среагирует на физическом уровне – психосоматика: напряжение, повышенное потоотделение и учащение сердцебиения. В голове светит красная лампочка: «Мы в опасности!», хотя объективно вокруг все хорошо и спокойно. Именно поэтому стоит учиться контролировать свою тревожность и не допускать подобных ситуаций.
Родитель ребёнок
Не секрет, что дети очень часто «зеркалят» поведение и эмоции родителей. Если родители тревожатся, это обязательно скажется и на поведении детей. Такая мама будет постоянно демонстрировать ребенку мысль, что что-то не так, заставляя его нервничать и переживать. В итоге дети часто расстраиваются из-за каждой мелочи и очень неуверенны в себе. Из таких тревожных детей вырастают такие же тревожные взрослые.
Освобождение от тревоги
Главное, что нужно понимать тревожному ребенку – переживать это нормально. В жизни бывают разные ситуации и это тоже нормально, нужно просто научиться их решать. Объясните, что все волнуются в незнакомой обстановке и переживают и испытывают что-то не слишком приятное. И расскажите, как справляться с подобным беспокойством.
Шаг первый: что меня тревожит?
Предложите ребенку прочувствовать и осознать свою тревогу. Он должен объяснить, что именно вызывает у него внутренний дискомфорт, но не надо долго концентрироваться на этой мысли, важно просто ее осознать. Это поможет «поймать» момент зарождения тревоги и научиться справляться с ней на самом раннем этапе.
Шаг второй: посмотри на тревогу со стороны
Когда тревога появилась и ребенок осознал ее, важно создать дистанцию между ней и собой. Можно попробовать обратить ее в шутку, дать смешное имя или представить в виде того или иного сказочного персонажа. Предложить ребенку нарисовать на бумаге свою тревогу, а потом вместе посмеяться над ее смешным видом.
Для подростков такой подход не подходит, говорите с ними на взрослом языке. «Я хочу научить тебя дистанцироваться от своих тревожных мыслей, когда ты взглянешь не нее со стороны, то станешь намного увереннее в себе». Предложите представить тревогу в виде неприятного и надоедливого человека, который постоянно пристаёт своими советами и предложите ответить ему в том же духе.
Шаг третий: осознание тревоги
Мы научились осознавать тревогу и доставать ее изнутри, а теперь нужно научиться предсказывать ее появление. Не нужно постоянно ждать ее. Просто примите, что есть ситуации, в которых она непременно возникнет.
Поводы для тревоги могут быть разными: кто-то боится высоты или замкнутых пространств, кто-то – выступления перед незнакомыми людьми, а кто-то – маленькую мышку. При этом механизм формирования тревожности во всех описанных ситуациях одинаков. В каждой незнакомой ситуации тревога пытается вернуть вас в зону комфорта, но вы должны научить ребенка встречаться с ней более спокойно: «Да, ты появилась, потому что я иду в новый класс и переживаю. Что ж, ты вовремя». Это поможет ему «приручить» свою тревогу и воспринимать ее более спокойно.
В работе с детьми хорошо помогают карточки. Попросите его написать на них три вещи, которые чаще всего говорит им тревога (тебе приснится страшный сон/в новом классе у тебя не будет друзей/ты обязательно забудешь стихотворение, когда тебя спросит учитель), а теперь переверните их и на каждой напишите ответ тревоге: «Тревога, ты предсказуема, и ты мешаешь мне заводить новых друзей». Детям очень нравится такая игра, они с удовольствием носят эти карточки всегда с собой и уверены, что им всегда есть что ответить тревоге и переживаниям.
Шаг 4: сближение с неприятной ситуацией
Вначале попытайтесь вместе приблизиться к стрессовой ситуации, чтобы в мозг поступил сигнал об опасности. Тревога требует к себе максимально серьезного отношения, а мы поступим по-другому, отнесемся к ней легко и позитивно. Младшим предлагайте небольшие сюрпризы или наклейки в качестве награды за любые успехи, с более старшими можно играть в ролевые игры – где сначала тревогу изображает ребенок, а потом – вы. Так ребенок учится отвечать тревоге и этот навык отложится у него в мозгу.
Главная цель подобных упражнений – научиться ощущать комфорт в дискомфорте. Перед походом в новый класс проговорите с ребенком, что говорит ему его тревога и что он ей отвечает. Он должен понять, что в такой ситуации переживать нормально, главное держать эмоции под контролем и не идти у них на поводу.
Шаг пятый: пусть ребёнок выговориться
Хотя бы несколько минут в день давайте как можно меньше указаний, как можно меньше советов. Часто родители спрашивают, как это может помочь ребёнку. Вы определённо не виноваты в тревожности своего ребёнка, но изменение определённых сценариев поведения может реально помочь.
Обратите внимание на то, как вы говорите с ребёнком. Большая часть наших коммуникаций с ребёнком — это указания и советы. Для тревожного ребёнка всё это похоже на критику. И эта «критика» встречается в достаточно неожиданных местах.
Иногда вопросы «ты не хочешь начать делать домашнее задание?», «почему бы тебе не почитать книгу?» воспринимаются именно как критика. Иногда даже комплимент похож на критику: «Хорошая работа, ты справляешься, хотя впереди ещё много трудностей».
Задача не в том, чтобы дать ребёнку полную свободу. Вам нужна уверенность, что дома всё в порядке, а домашнее задание сделано. Но хотя бы на несколько минут в день прикусите язык и позвольте ребёнку быть главным в разговоре. Как можно меньше давления, как можно меньше указаний. Просто покажите, что вы действительно его слушаете.
Родители, умение слышать своего ребёнка, поддержка, заинтересованность помогут вам в воспитании и общении. Тревожность — это всегда знак неуверенности, неспособности ответить на вопрос «смогу ли это сделать?». Проработка ситуаций и подготовка к тому, чтобы справляться со своими страхами, — лучший способ подарить ребёнку чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребёнок и, как следствие, уверенный в себе взрослый.
Да, подобные тренировки всегда требуют времени. Сначала вы проговариваете ситуацию, потом пробуете подойти к ней и анализируете поведение, когда все закончилось. И эти навыки обязательно помогут ребенку по жизни, ведь они учат осознавать свои чувства и справляться с ними в любых ситуациях.
Важно: когда ребенок тревожится и вы успокаиваете его словами и советами, то не даете возможности развить внутреннюю уверенность. Вместо этого предложите ему найти ответ внутри себя: «Кажется, ты стал слишком забывчив, мы уже говорили на эту тему, попытайся вспомнить». Так вы поможете сформировать внутреннюю уверенность.
Родителям хочется видеть своего ребёнка улыбающимся, активным, счастливым. У детей порой начинаются сплошные переживания: с кем сидеть за партой, как написать контрольную, как общаться с другими.
1. Составьте план игры
Иногда дети забывают, что у них есть возможность справиться с любой задачей. Помогите ребёнку осознать, что он способен самостоятельно (или с небольшой поддержкой со стороны) решить любую соответствующую его возрасту задачу. Если ребёнок выражает своё беспокойство и обращается с этой тревогой к вам, ответьте: «Похоже, ты очень волнуешься из-за А» или «Я вижу, а что тебя очень беспокоит Б». Это даёт возможность дать имя испытываемым эмоциям и избежать тупиковой ситуации, возникающей после фраз «здесь нечего бояться» или «просто расслабься».
Помогите ребёнку составить план. «Если тебя что-то пугает, что можно сделать, чтобы справиться с ситуацией? Если тебе нужна помощь, к кому ты можешь обратиться? Если Аня перестанет с тобой дружить, что ты сделаешь? Если потеряешься в торговом центре, к кому ты обратишься? Что произойдёт, если ты почувствуешь тошноту во время урока? Что ты будешь делать?». Помощь в составлении плана достигает сразу двух целей: во-первых, это помогает ребёнку продвинуться от проблемы к её решению, что снижает неопределённость, а именно она — источник тревоги. Во-вторых, это говорит ребёнку о том, что вы в него верите. Вы верите в то, что он способен справиться с любой задачей, соответствующей его возрасту.
2. Научите ребёнка отвечать своей тревожности
Иногда дети не осознают, что тревожность — это лишь одна сторона диалога. Они могут ответить своему беспокойству, чтобы почувствовать себя более уверенно. Для этого предложите ребёнку выбрать имя для своей тревожности. Например, «беспокойная Лиза_Аня_Миша» или даже нарисуйте персонажа, который сидит на плече ребёнка. Это помогает персонализировать тревожность, тем самым как бы отделяет её от ребёнка. Постоянно поощряйте диалог с этим персонажем. Достаточно взрослые дети могут вписать готовые реплики в свой ежедневник: «Я могу справиться с любой тревогой», «Ошибаться или делать глупости — это нормально». Дети помладше, которые уже умеют читать, могут носить в своём кармане напоминалку или визитку с теми же самыми полезными сообщениями: «Я сильнее, чем моя тревога. Быть не идеальным — это нормально». Если ребёнок стесняется носить с собой записку, можно завести себе талисман, который будет напоминать об определённом фиксированном ответе. К примеру, пусть стикер-сова означает «Я могу справиться с любым препятствием». Этот стикер ребёнок может положить в пенал, папку и рюкзак.
3. Объясните, что любая буря рано или поздно стихнет
Волнение влечёт за собой неприятные физические ощущения — повышенное сердцебиение, пустота в голове, урчание в желудке. Такие ощущения могут усугубить изначально стрессовую ситуацию (например, решение задач по математике около доски, обед в столовой, или просто неожиданный опрос во время урока). Неприятные ощущения могут заставить ребёнка подумать «меня сейчас вырвет» или «со мной что-то не так». Если физические ощущения заставляют ребёнка думать, что с ним что-то не так, проведите небольшую тренировку. Специально вызовите специфичные симптомы, чтобы ребёнок к ним привык. Вы можете вместе бегать по ступенькам, чтобы сердце стучало сильнее, крутиться на качелях, чтобы вызвать лёгкое головокружение. Попросите ребёнка сфокусироваться на этих ощущениях. 30 секунд или минуты вполне хватит. Затем обратите его внимание на то, как быстро он пришёл в норму: как правило, на это уходит не больше двух минут. Ребёнок может прийти в себя даже раньше вас. Он/она может ответить: «Да это не было страшно — это же просто качели!». Но на это есть ответ — «Да, но ты испытываешь то же самое, когда тебя вызывают к доске, и это вызвано твоей тревогой. Ты заметил, как быстро пришёл/пришла в себя после качелей? Точно так же ты быстро придёшь в себя после того, как тебя вызовут к доске. В общем, научите ребёнка не бояться этих физических ощущений. Да, они приносят дискомфорт, но это просто тревожность (и ничего больше.) Она должна отступить достаточно быстро.
4. Избавьте ребёнка от бесполезных ритуалов
Если у вашего ребёнка есть ряд странных традиций, скажем, он может почистить зубы, только включив/выключив воду ровно четыре раза, значит, пришло время эксперимента. Предложите ребёнку узнать, что случится без соблюдения «ритуала». Безусловно, он воспримет этот предложение так, будто вы предложили ему надеть кофту наизнанку. Но продолжайте мягко настаивать, призывайте проявить любопытство.
Вы должны признать, что отказ от «ритуала» может быть болезненным. Но если ребёнок настаивает, что постучать карандашом по столу ровно семь раз — это единственный способ привести мир в порядок, предложите проверить эту теорию. Если вы сами являетесь частью странного «ритуала», например, ребёнок просит вас складывать одеяло строго симметрично, то соберитесь с силами и твёрдо откажите. Почему? Принимая участие в ритуале, вы отправляете сигнал, что в ином случае неизбежно произойдёт что-то плохое. Тем самым вы каждый день как бы говорите о том, что ребёнок не справится без поддержки со стороны. Приготовьтесь к слезам. Будьте строги, но в тоже время поддержите ребёнка, ведь «ритуал» для него крайне важен и ценен. Но всё же в долгосрочной перспективе намного важнее донести до ребёнка, что безопасность никак не зависит от пожелания «спокойной ночи» нужным тоном или ровно в трёх объятьях перед дверями школы.
5. Дайте ребёнку выговориться
Хотя бы несколько минут в день давайте как можно меньше указаний, как можно меньше советов. Порой родители спрашивают, как это может помочь ребёнку. Вы определённо не виноваты в тревожности своего ребёнка, но изменение определённых сценариев поведения может реально помочь.
Обратите внимание на то, как вы говорите с ребёнком. Огромный процент наших коммуникаций с ребёнком — это указания и советы. Для склонного к тревожности ребёнка всё это похоже на критику. И эта «критика» возникает в достаточно неожиданных местах.
Иногда вопросы «ты не хочешь начать делать домашнее задание?», «почему бы не добавить красные кубики к твоей башне?» воспринимаются именно как критика. Даже какие-то бытовые образовательные моменты выглядят как экзамен: «Ты можешь прочесть эту надпись? Какой это цвет?» Иногда даже комплимент похож на критику: «Хорошая работа, ты движешься вперёд, хотя впереди ещё много работы».
Решение не в том, чтобы дать ребёнку полную свободу. Вам всё ещё нужна уверенность, что дома всё в порядке, а домашнее задание сделано. Но хотя бы на несколько минут в день прикусите язык и позвольте ребёнку быть главным в разговоре. Как можно меньше давления, как можно меньше указаний, как можно меньше интенсивности во фразах. Просто покажите, что вы действительно его слушаете. Помните, что сейчас ребёнок — главный в разговоре.
«Я рад, что ты рассказал о своём дне» отличается от «Что ты сегодня выучил в школе?». Хотя бы несколько минут в день не устраивайте из разговора контрольную работу
Вместо того, чтобы давать советы или решать задачу за ребёнка, обдумайте всё, что он вам рассказал. «Кажется, ты очень нервничаешь перед школой завтра» окажется гораздо лучше фразы в стиле «Здесь не о чем беспокоиться». Так вы показываете, что прекрасно понимаете чувства ребёнка. Как правило, тревожность сопровождается чувством беспомощности. Когда вы перестаёте давать советы или указания, дети начнут ощущать себя в позиции силы, они поймут, что сейчас у них больше возможностей контролировать ситуацию.
Тревожность — это всегда знак неуверенности, неспособности ответить на вопрос «смогу ли это сделать?». Проработка ситуаций и подготовка к тому, чтобы справляться со своими страхами, — лучший способ подарить ребёнку чувство уверенности в своих силах. Результат? Уверенный в себе ребёнок и, как следствие, уверенный в себе взрослый.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.