Как учить решать текстовые задачи? Статья
Оценка 4.7

Как учить решать текстовые задачи? Статья

Оценка 4.7
docx
15.09.2022
Как учить решать текстовые задачи? Статья
Статья в журнал Тартанова Л.И..docx

Как учить решать текстовые задачи?

Л.И.Тартанова,  учитель начальных классов

Маржанбулакской средней школы

Алгинского района  Актюбинской области

Республика Казахстан

Умение решать текстовые задачи, одно из основных умений, которое дети должны освоить в начальной школе. В дочисловом периоде, когда ученики работают с предметами, сравнивая их по разным признакам, и начинается работа над задачей.

Текст задачи на данном этапе заменен реальной ситуацией, в которой действуют не вымышленные, а реальные дети. Условие сообщается учителем в устной речи, в форме описываемой ситуации, а не в письменном тексте, который  появится тогда, когда, с одной стороны, появляется «видение» того, о чем говорится в тексте, а с другой - когда ребенок  будет подготовлен на уроках чтения к восприятию целого текста.

Например: у доски или за партой двое детей с полосками в руках. Они сравнивают полоски по длине и выясняют, какая из них   длиннее; чуть позже, они смогут и показать, и записать, на сколько длина одной полоски, больше длины другой.

Разве это не задача на разностное сравнение?

Обычно, детей обучают решать задачи сначала простые – в одно действие, а затем составные. Один тип сменяет другой. Например, детей сначала учат решать задачи такого типа: «У Саши было 7 марок, а у Коли – на 2марки больше. Сколько марок было у Коли?»  Затем, только тогда, когда дети освоят задачи данного типа, их начнут учить решать уже более сложную задачу типа: «У Саши было 7 марок, а у Коли – на 2 марки больше. Сколько марок было  у Коли и  Саши вместе?»

Основная ошибка, которую дети допускают при решении последней задачи, состоит в том, что они решают ее по типу простой задачи с теми же исходными условиями, т.е. в одно действие. Тем более что это первое действие - сложение, а в вопросе задачи есть слово  «вместе», поэтому, выполнив первое действие – сложение ребенок останавливается и считает, что задача решена.Как бы учитель ни призывал детей быть внимательными и проверить решение, его обращение  остается без внимания, т.к. у ребенка нет средств для самоконтроля. П.Я.Гальперин писал, что всякое автоматизированное  действие контроля есть внимание (но не всякое внимание есть контроль!) и описывал на материале русского языка, как можно формировать это действие контроля, превращая тем самым невнимательного ученика в ученика, способного проверять себя, т.е. во внимательного.

«Ключ» к методике работы над задачей находится в принципе работы в дочисловом периоде, где выделяется 4 основных компонента действий с различными величинами:- предметное действие, т.е. действие с реальным предметом; -графическая модель (схема); -знаковая модель (формула); -словесная модель(определение, правило, алгоритм).

Постепенно действия с реальными предметами «вытесняются» текстами, что и позволяет сконструировать способ работы над задачей. От текста дети должны будут переходить к составлению схемы к задаче, а на ее основе описывать отношения между величинами, представленными в ней в виде формулы, т.е. выражением или уравнением.

Таким образом, решение задачи состоит из следующих основных этапов: ребенок должен уметь моделировать условие задачи в виде графической схемы, на которой будут видны все связи и отношения. Поэтому не случайно много времени уделяется моделированию различных величин в дочисловом периоде, а после введения буквенно-знаковой символики ребенок начинает описывать отношения между величинами в виде формул, начиная от А=В  и  заканчивая более сложными выражениями или уравнениями с буквенными данными.

В заключение, нужно выделить те умения, которые должны дать возможность ребенку решать любые задачи в пределах известных ему действий с числами.

Ребенок должен научиться:

1) по ходу чтения текста задачи изображать на схеме величины;

2) по схеме составлять математическое выражение или уравнение;

3) устно в словесной форме давать ответ на вопрос, записывая выражение или его числовое значение.


 

Как учить решать текстовые задачи?

Как учить решать текстовые задачи?

П.Я.Гальперин писал, что всякое автоматизированное действие контроля есть внимание (но не всякое внимание есть контроль!) и описывал на материале русского языка, как можно формировать это…

П.Я.Гальперин писал, что всякое автоматизированное действие контроля есть внимание (но не всякое внимание есть контроль!) и описывал на материале русского языка, как можно формировать это…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.