Как учить решать текстовые задачи?
Л.И.Тартанова, учитель начальных классов
Маржанбулакской средней школы
Алгинского района Актюбинской области
Республика Казахстан
Умение решать текстовые задачи, одно из основных умений, которое дети должны освоить в начальной школе. В дочисловом периоде, когда ученики работают с предметами, сравнивая их по разным признакам, и начинается работа над задачей.
Текст задачи на данном этапе заменен реальной ситуацией, в которой действуют не вымышленные, а реальные дети. Условие сообщается учителем в устной речи, в форме описываемой ситуации, а не в письменном тексте, который появится тогда, когда, с одной стороны, появляется «видение» того, о чем говорится в тексте, а с другой - когда ребенок будет подготовлен на уроках чтения к восприятию целого текста.
Например: у доски или за партой двое детей с полосками в руках. Они сравнивают полоски по длине и выясняют, какая из них длиннее; чуть позже, они смогут и показать, и записать, на сколько длина одной полоски, больше длины другой.
Разве это не задача на разностное сравнение?
Обычно, детей обучают решать задачи сначала простые – в одно действие, а затем составные. Один тип сменяет другой. Например, детей сначала учат решать задачи такого типа: «У Саши было 7 марок, а у Коли – на 2марки больше. Сколько марок было у Коли?» Затем, только тогда, когда дети освоят задачи данного типа, их начнут учить решать уже более сложную задачу типа: «У Саши было 7 марок, а у Коли – на 2 марки больше. Сколько марок было у Коли и Саши вместе?»
Основная ошибка, которую дети допускают при решении последней задачи, состоит в том, что они решают ее по типу простой задачи с теми же исходными условиями, т.е. в одно действие. Тем более что это первое действие - сложение, а в вопросе задачи есть слово «вместе», поэтому, выполнив первое действие – сложение ребенок останавливается и считает, что задача решена.Как бы учитель ни призывал детей быть внимательными и проверить решение, его обращение остается без внимания, т.к. у ребенка нет средств для самоконтроля. П.Я.Гальперин писал, что всякое автоматизированное действие контроля есть внимание (но не всякое внимание есть контроль!) и описывал на материале русского языка, как можно формировать это действие контроля, превращая тем самым невнимательного ученика в ученика, способного проверять себя, т.е. во внимательного.
«Ключ» к методике работы над задачей находится в принципе работы в дочисловом периоде, где выделяется 4 основных компонента действий с различными величинами:- предметное действие, т.е. действие с реальным предметом; -графическая модель (схема); -знаковая модель (формула); -словесная модель(определение, правило, алгоритм).
Постепенно действия с реальными предметами «вытесняются» текстами, что и позволяет сконструировать способ работы над задачей. От текста дети должны будут переходить к составлению схемы к задаче, а на ее основе описывать отношения между величинами, представленными в ней в виде формулы, т.е. выражением или уравнением.
Таким образом, решение задачи состоит из следующих основных этапов: ребенок должен уметь моделировать условие задачи в виде графической схемы, на которой будут видны все связи и отношения. Поэтому не случайно много времени уделяется моделированию различных величин в дочисловом периоде, а после введения буквенно-знаковой символики ребенок начинает описывать отношения между величинами в виде формул, начиная от А=В и заканчивая более сложными выражениями или уравнениями с буквенными данными.
В заключение, нужно выделить те умения, которые должны дать возможность ребенку решать любые задачи в пределах известных ему действий с числами.
Ребенок должен научиться:
1) по ходу чтения текста задачи изображать на схеме величины;
2) по схеме составлять математическое выражение или уравнение;
3) устно в словесной форме давать ответ на вопрос, записывая выражение или его числовое значение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.