Как воспитывать гиперактивного ребенка. Советы родителям.
Окружающие вас люди говорят вам, что ваш ребенок гиперактивный, да вы и сами замечаете, что он часто проявляет признаки беспокойства, легко отвлекается на посторонние раздражители, постоянно переключается с одного вида деятельности на другой, бросая начатую игру, часто теряет вещи, постоянно затрагивает других, создает конфликтные ситуации, постоянно проявляет непослушание. Не только вы испытываете трудности в воспитании такого малыша, но и сам страдает от своей неусидчивости и конфликтности. У него может сформироваться комплекс неудачника и изгоя, закрепиться негативный сценарий поведения.
Как же выстроить с ним общение, а в последствие обучение?
Вам могут помочь следующие советы.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером. Вечером он уже устал, и психика не способна воспринимать и адекватно оценивать окружающий мир, в том числе и ваши требования.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. Задания и инструкции, которые вы даете ребенку, должны быть ему посильны. Инструкция должна включать одно действие, которое он должен совершить. После выполнения, которого вы даете ему инструкцию на следующий шаг и т.д.
3.Делить работу на более короткие (3-5 минут), но более частые периоды (каждые 10 минут). Продолжительность не более 30 минут. Использовать физкультминутки.
4.Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
5. Перед началом задания или выдачи инструкции установить контакт глазами с ребенком.
6. Чаще использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
8. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
9. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
10. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
11. Предоставлять ребенку возможность выбора.
12. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
Перед любым значимым делом желательно провести беседу, обсудив правила поведения, за выполнение которых ребенок получит награду.
Не нужно подавлять активность таких детей! Поскольку энергия, которая не имеет выхода, будет накапливаться внутри ребенка и когда-нибудь «взорвется». Также не нужно и перевозбуждать впечатлениями и физическими нагрузками такого ребенка, поскольку процессы возбуждения в коре головного мозга такого ребенка итак постоянно превалируют.
Ваш главный помощник - режим дня. Ребенок должен знать, о порядке в своей жизни и быть к нему физиологически и психологически приучен. Соблюдая определенную последовательность, ему легче будет справляться со своим поведением и учиться самоконтролю.
Главными вашими задачами становятся развитие у ребенка навыков самоконтроля, произвольности внимания и адекватной самооценки.
Игры для развития самоконтроля, произвольности внимания для гиперактивных детей.
Для любых детей важна мотивация для решения какой-либо проблемной ситуации. Для гиперактивных детей важно осознавать значимость выполняемой роли, для того чтобы эту мотивацию усилить. Поэтому для развития устойчивости и концентрации внимания необходимо предложить ребенку важную роль. Например, разведчика.
«Внимательный разведчик»
Выбирается «разведчик», который должен запомнить расположение детей в ряду. Затем разведчик закрывает глаза, игроки меняются местами. Разведчик должен найти изменения и исправить.
«Радист»
Ребенку предлагается послушать вариант азбуки Морза и простучать точно также – передать зашифрованную информацию.
Гиперактивному ребенку, для того чтобы понять и начать контролировать свое поведение, важно сфокусировать внимание на собственных ощущениях. Это возможно сделать, например, в игре «Ласковые лапки».
«Ласковые лапки»
Предложить ребенку рассмотреть предметы различной фактуры и почувствовать их прикосновение на коже руки. Далее ребенок закрывает глаза. Взрослый касается предметом поверхности руки. Ребенок отгадывает предмет.
«Чудесный мешочек»
В емкость с крупой прячут обозначенные предметы разной геометрической формы и фактуры. Например: колечко, шарик, кубик и др. Ребенку предлагается найти в мешочке заданный предмет на ощупь.
Подготовил педагог-психолог МОУ СОШ «ТЦО им.В.Я.Петрова» дошкольное отделение №2 Дремина О.Н.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.