Нормативные документы ОВЗ
Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-РФ (ст.42, 44,55, 67,79);
Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (в ред. от 27.05.2000 г. № 78-ДВ)
Приказ Минобрнауки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Приказ Минобрнауки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (про доп.ставки ППС);
Нормативные документы ОВЗ
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Минобрнауки РФ от 19.11.2014 г. N 1598 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями»;
Приказ Минобрнауки РФ от 19.11.2014 г. N 1599 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;
Кто относится к категории «ОВЗ»?
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого - медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 п. 16 ФЗ 273 «Об образовании в РФ»
Кто относится к категории «ОВЗ»?
«Ребенок –инвалид» – это не всегда «ребенок с ОВЗ»
и наоборот: не все дети с ОВЗ являются детьми-инвалидами.
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);3. Дети с нарушением речи (логопаты);4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата(ДЦП);5. Дети с умственной отсталостью;6. Дети с задержкой психического развития;7. Дети с нарушением поведения и общения (РАС);8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Кто устанавливает статус ОВЗ?
Сегодня ни один нормативный акт Российской Федерации не устанавливает статус ребенка с ОВЗ.
Цель ПМПК - выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
Инклюзивное образование как часть государственной политики РФ
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на образование рассматривается как одна из приоритетных задач государственной политики в области образования.
27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Основные нормы Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Формы организации
Интеграция – образовательное пространство для организации совместной детальности детей с ОВЗ и детей условной нормы развития (коррекционные классы);
Специальное образование (коррекционные школы) создание условий в соответствии с одним видом образовательных потребностей для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
Инклюзия - обучение лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечении коррекции нарушений развития и социальной адаптации в общеобразовательной организации согласно ст.2 273-ФЗ;
Специальные условия
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в ФЗ понимаются:
использование специальных образовательных программ (АООП – адаптированных общеобразовательных программ) и методов обучения и воспитания;
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь и/ или тьютора;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
На основании Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико- педагогической комиссии»
Обследование на ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей или по направлению соответствующей организации с письменного согласия родителей.
Обследование проводится в присутствии родителей (законных представителей ребёнка)
Все обследования и консультации бесплатны.
Обследование на ПМПК
Состав комиссии ПМПК
Врач (детский психиатр, педиатр или невролог);
Учитель-логопед;
Педагог-психолог (клинический психолог);
Учитель-дефектолог (олигофренопедагог,
сурдопедагог, тифлопедагог)
Социальный педагог
При необходимости могут быть включены и другие специалисты.
Какие документы нужны на ПМПК?
Формы всех документов, необходимых для подготовки и записи на ПМПК, можно найти на сайте ТПМПК.
При себе обязательно иметь:
документы, удостоверяющие личность (копии паспорта родителя и свидетельства о рождении ребёнка),;
подробную выписку из истории развития ребёнка из поликлиники по м/ж;
школьные тетради по основным предметам (для школьников), 1 рисунок (для дошкольников);
педагогическую характеристику на ребенка;
выписки ПМПк образовательного учреждения (если есть);
заявление родителей (законных представителей). ПМПк образовательного учреждения (если есть).
Как подготовиться к процедуре обследования на ПМПК:
Необходимо настроить ребёнка на собеседование со специалистом, сказать чтобы ребёнок чётко отвечал на вопросы, не волновался, объяснить, что задания будут лёгкие и никто не будет его ругать если он ответит не правильно. Т.к. обследование длиться от 1 до 2 часов взять с собой попить и поесть.
Вся информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной!!!
Предоставлять ее кому бы то ни было без письменного согласия родителей, запрещено! (исключение составляют предусмотренные законом случаи).
Результаты ПМПК
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись (ознакомлен и согласен/ не согласен)
На руки родителям выдается копия заключения с выпиской из протокола обследования.
В заключении ПМПК будут содержаться рекомендации родителям:
По какой программе может обучаться ребёнок: по общеобразовательной или адаптированной (в коррекционной школе, специализированной группе ДОУ);
Нужны ли ребенку специальные условия для обучения: специальные учебники, специальные программы, архитектурная доступная среда, услуги ассистента (тьютора), коррекционно – развивающие занятия с узкими специалистами: с учителем - логопедом, учителем - дефектологом; педагогом -психологом, лечение и наблюдение у врачей и др. (предусмотренные ФГОС ОВЗ).
Заключение ПМПК - единственный документ, дающий ребенку право…
учиться по адаптированной образовательной программе;
•на создание специальных условий, указанных в заключении и предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, СанПинах и других актах;
•на специальные условия прохождения государственной итоговой аттестации для детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих инвалидности.
Инвалидность не дает таких прав и не гарантирует признание ребенка обучающимся с ОВЗ!
Что значит заключение ПМПК для родителей и государства
Для родителей:
Заключение комиссии ПМПК носит для родителей рекомендательный характер!
Родители вправе не следовать рекомендациям ПМПК – могут не предъявлять заключение ПМПК в образовательное учреждение (п. 23 Положения о ПМПК)
Следствие – не возникает прав, основанных на заключении ПМПК .
Для Органов образования и образовательных организациий:
•Обязаны создать все условия для обучения, указанные в заключении при его предъявлении родителями (п. 23 Положения о ПМПК)
Нет права на отказ в создании условий.
Можно ли «отказаться» от части рекомендаций заключения ПМПК?
Нет, т.к. предъявленное заключение ПМПК обязывает школу создать все указанные в нем условия для обучения
Можно обжаловать заключение ПМПК, если с ним не согласны родители в Центральной психолого – медико – педагогической комиссии.
Права родителей
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
п. 3. выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Права родителей
Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
п.3. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Кто составляет адаптированную образовательную программу?
Согласно п. 2 Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО ОВЗ» Адаптированная общеобразовательная программа» разрабатывается в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается образовательной организацией (части 5 и 7 ст. 12 (Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-РФ ).
Выбор школы и класса зависит от указанного в заключении ПМПК варианта АОП (адаптированной образовательной программы)
1 и 2 варианты АОП, кроме АОП для детей с УО (1599.1. и 1599.2):
•обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников (аттестат)
• далее возможно продолжение образования по программам среднего и высшего профессионального образования
3 и 4 варианты АОП и 1 и 2 варианты АОП для детей с УО (1599.1. и 1599.2):
•образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников (свид-во)
•далее возможно обучение по программам профессионального обучения
Выбор школы 1 вариант АОП (адаптированной образовательной программы)
1 вариант любой АОП, кроме АОП для детей с УО: 1.1., 2.1., 3.1, 4.1, 5.1, 6.1, 7.1, 8.1
«полная инклюзия» в среде сверстников – обучение в обычном классе
Школа, класс
школа, к которой территориально прикреплено место проживания ребенка
любая другая школа при наличии свободных мест
но отдельная программа
Возможно ли обучение в обычном классе по 2 варианту АОП?
У школы есть основания для отказа в приеме в обычный класс, т.к. в нем не могут быть выполнены требования по обучению по 2 варианту: • малое количество детей в классе; • «растягивание» программы.
Взаимодействие школы с органом образования и семьей о целесообразности обучения в обычном классе
Если в территориальной доступности нет отдельного класса, реализующего 2 вариант любой АОП, то должно быть организовано обучение в обычном классе: • отдельная программа для ученика по 2 варианту; • индивидуальный учебный план; • организация коррекционно-развивающих занятий
Проблема: Обеспечение реализации программы в пролонгированные сроки – как?
Определение школы, класса по 3 и 4 вариантам АОП и АОП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1599.1 и 1599.2) – у всех детей умственная отсталость
Обучение в отдельных классах
Малая наполняемость классов:
3 вариант – 5, 7, 12 учеников
4 вариант – 5 учеников
Дети с РАС (8.3. и 8.4)– инклюзия в отдельный класс по другим АОП 3 варианта и 1 и 2 варианта АОП для детей с УО (1599.1 и 1599.2): • 1 ученик с РАС (8.3.) – 9 всего
1 ученик с РАС (8.4.)– 5 всего
• 2 ученика с РАС (8.4) в класс для детей с УО
Обучение в обычном классе или в отдельном классе для 2 варианта АОП не предусмотрено
Возможно в случаях, если нет другой возможности организации обучение в шаговой доступности:
индивидуальный учебный план;
в основном индивидуальные занятия, особенно в средней и старшей школ
Выбор класса по 3 и 4 варианту АОП
3 вариант – легкая УО • при отсутствии отдельного класса по 3 варианту конкретной АОП обучение может быть организовано в классе, реализующем любой 3 вариант АОП или 1 вариант АОП для детей с УО (1599.1.)
4 вариант – другие степени УО, множественные нарушения
Вариант 4 – всегда СИПР (специальная индивидуальная программа развития) у каждого ученика
При отсутствии отдельного класса по 4 варианту конкретной АОП обучение может быть организовано в классе, реализующем любой 4 вариант АОП или 2 вариант АОП для детей с УО (1599.1.)
Комплектование классов детьми с ОВЗ
Вид ОВЗ | 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | |||
максимальное количество обучающихся | |||||||
Глухие обучающиеся | Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом - не более 20 обучающихся, при 2 глухих - не более 15 обучающихся | 6 | 5 | ||||
Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся | Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем - не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших - не более 20 обучающихся | I отделение: 8 | Вариант не предусмотрен | ||||
Слепые обучающиеся | Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся, при 2 слепых - не более 15 обучающихся | 9 | 7 | 5 | |||
Слабовидящие обучающиеся | Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем- не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся | 12 | 9 | Вариант не предусмотрен | |||
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) | Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся. | Вариант не предусмотрен |
Комплектование классов детьми с ОВЗ
Вид ОВЗ | 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | |
максимальное количество обучающихся | |||||
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) | Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НОДА - не более 20 обучающихся, при 2 - не более 15 обучающихся. | 5 | |||
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) | Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся | 12 | Вариант не предусмотрен | ||
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) | Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС - не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС - не более 15 обучающихся | Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся | Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 обучающихся | Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 обучающихся (не более 2-х обучающихся с РАС в классе с обучающимися с УО (нарушениями интеллекта) | |
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | - | - | 12 | 5 |
Что такое ресурсный класс?
Зона, где удовлетворяются особые потребности обучающихся с ОВЗ, являющихся учениками регулярных классов:
индивидуальные занятия по предметным областям;
индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия;
отдых;
необходимые процедуры
Что требуется от школы?
Разработка АОП,
Учебного плана, индивидуального учебного плана
План внеурочной деятельности
Обязательные коррекционно-развивающие курсы
(в часы урочной и внеурочной деятельности (не менее 5 ч в неделю))
• Тьютор
• Ассистент-помощник
• Доступная среда
• Обучение специалистов
Тьютор/ассистент-помощник:
в штате;
Расширение, изменение должностных обязанностей педагога, социального педагога, психолога, помощника воспитателя, младшего воспитателя
Сетевая форма
Когда и зачем снова идти на ПМПК?
Переход на следующую ступень образования (дошкольное – начальное – среднее) • Переход на другой вариант АОП • Потребность в других специальных условиях для обучения • Если рекомендовано ПМПК в определенные сроки • Повторное обучение в первом классе
Обращение в ПМПК всегда добровольное
Рекомендации ПМПК для родителей имеют рекомендательный характер!
Государственная итоговая аттестация – условия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов – 9 класс
Сдаваемые предметы: можно отказаться от 2 предметов по выбору
Можно выбрать не ОГЭ, а ГВЭ (письменные и устные традиционные экзамены по билетам, темам и др), или одни предметы сдавать в форме ОГЭ, а другие – ГВЭ
+ 1, 5 часа к экзамену
Может находиться ассистент для помощи
Можно использовать компьютер
Особенности организации пунктов сдачи экзамена
Перерывы для медико-профилактических процедур
Предъявляется до 1 марта
обучающимися с ОВЗ – копия заключения ПМПК
Детьми-инвалидами – копия справки об инвалидности
Когда обращаться в ПМПК?
Надо ли со справкой об инвалидности обращаться в ПМПК?
ТЬЮТОР
В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста . Тьютор «тьюторское сопровождение обучающегося» – это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы (ИОП).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - НОО, ООО и СОО »
При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.