Как выбрать образовательный маршрут для ребёнка

  • Работа с родителями
  • pptx
  • 23.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация для родителей.pptx

Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям Томас Харрис

Подготовила Руководитель ТПМПК г. Якутска
Попова Ирина Константиновна

Нормативные документы ОВЗ

Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-РФ (ст.42, 44,55, 67,79);
Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (в ред. от 27.05.2000 г. № 78-ДВ)
Приказ Минобрнауки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Приказ Минобрнауки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (про доп.ставки ППС);





Нормативные документы ОВЗ

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Минобрнауки РФ от 19.11.2014 г. N 1598 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями»;
Приказ Минобрнауки РФ от 19.11.2014 г. N 1599 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;




Кто относится к категории «ОВЗ»?

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого - медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 п. 16 ФЗ 273 «Об образовании в РФ»

Кто относится к категории «ОВЗ»?

«Ребенок –инвалид» – это не всегда «ребенок с ОВЗ»
и наоборот: не все дети с ОВЗ являются детьми-инвалидами.
         К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся: 1.  Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2.  Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3.  Дети с нарушением речи (логопаты); 4.  Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата(ДЦП); 5.  Дети с умственной отсталостью; 6.  Дети с задержкой психического развития; 7.  Дети с нарушением поведения и общения (РАС); 8.  Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Кто устанавливает статус ОВЗ?

Сегодня ни один нормативный акт Российской Федерации не устанавливает статус ребенка с ОВЗ.
Цель ПМПК - выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

Инклюзивное образование как часть государственной политики РФ

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на образование рассматривается как одна из приоритетных задач государственной политики в области образования.
27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Основные нормы Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Формы организации

Интеграция – образовательное пространство для организации совместной детальности детей с ОВЗ и детей условной нормы развития (коррекционные классы);
Специальное образование (коррекционные школы) создание условий в соответствии с одним видом образовательных потребностей для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
Инклюзия - обучение лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечении коррекции нарушений развития и социальной адаптации в общеобразовательной организации согласно ст.2 273-ФЗ;

Специальные условия

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в ФЗ понимаются:
использование специальных образовательных программ (АООП – адаптированных общеобразовательных программ) и методов обучения и воспитания;
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь и/ или тьютора;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


На основании Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико- педагогической комиссии»
Обследование на ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей или по направлению соответствующей организации с письменного согласия родителей.
Обследование проводится в присутствии родителей (законных представителей ребёнка)
Все обследования и консультации бесплатны.

Обследование на ПМПК

Состав комиссии ПМПК

Врач (детский психиатр, педиатр или невролог);
Учитель-логопед;
Педагог-психолог (клинический психолог);
Учитель-дефектолог (олигофренопедагог,
сурдопедагог, тифлопедагог)
Социальный педагог
При необходимости могут быть включены и другие специалисты.

Какие документы нужны на ПМПК?

Формы всех документов, необходимых для подготовки и записи на ПМПК, можно найти на сайте ТПМПК.
При себе обязательно иметь:
документы, удостоверяющие личность (копии паспорта родителя и свидетельства о рождении ребёнка),;
подробную выписку из истории развития ребёнка из поликлиники по м/ж;
школьные тетради по основным предметам (для школьников), 1 рисунок (для дошкольников);
педагогическую характеристику на ребенка;
выписки ПМПк образовательного учреждения (если есть);
заявление родителей (законных представителей). ПМПк образовательного учреждения (если есть).

Как подготовиться к процедуре обследования на ПМПК:

Необходимо настроить ребёнка на собеседование со специалистом, сказать чтобы ребёнок чётко отвечал на вопросы, не волновался, объяснить, что задания будут лёгкие и никто не будет его ругать если он ответит не правильно. Т.к. обследование длиться от 1 до 2 часов взять с собой попить и поесть.
Вся информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной!!!

Предоставлять ее кому бы то ни было без письменного согласия родителей, запрещено! (исключение составляют предусмотренные законом случаи).

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись (ознакомлен и согласен/ не согласен)
На руки родителям выдается копия заключения с выпиской из протокола обследования.
В заключении ПМПК будут содержаться рекомендации родителям:
По какой программе может обучаться ребёнок: по общеобразовательной или адаптированной (в коррекционной школе, специализированной группе ДОУ);
Нужны ли ребенку специальные условия для обучения: специальные учебники, специальные программы, архитектурная доступная среда, услуги ассистента (тьютора), коррекционно – развивающие занятия с узкими специалистами: с учителем - логопедом, учителем - дефектологом; педагогом -психологом, лечение и наблюдение у врачей и др. (предусмотренные ФГОС ОВЗ).

Заключение ПМПК - единственный документ, дающий ребенку право…

учиться по адаптированной образовательной программе;
•на создание специальных условий, указанных в заключении и предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, СанПинах и других актах;
•на специальные условия прохождения государственной итоговой аттестации для детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих инвалидности.
Инвалидность не дает таких прав и не гарантирует признание ребенка обучающимся с ОВЗ!

Что значит заключение ПМПК для родителей и государства

Для родителей:
Заключение комиссии ПМПК носит для родителей рекомендательный характер!
Родители вправе не следовать рекомендациям ПМПК – могут не предъявлять заключение ПМПК в образовательное учреждение (п. 23 Положения о ПМПК)
Следствие – не возникает прав, основанных на заключении ПМПК .

Для Органов образования и образовательных организациий:

•Обязаны создать все условия для обучения, указанные в заключении при его предъявлении родителями (п. 23 Положения о ПМПК)
Нет права на отказ в создании условий.

Можно ли «отказаться» от части рекомендаций заключения ПМПК?

Нет, т.к. предъявленное заключение ПМПК обязывает школу создать все указанные в нем условия для обучения
Можно обжаловать заключение ПМПК, если с ним не согласны родители в Центральной психолого – медико – педагогической комиссии.

Права родителей

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
п. 3. выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Права родителей

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
п.3. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Адаптированная образовательная программа

Структура ФГОСов по «категориям обучающихся»

Кто составляет адаптированную образовательную программу?

Согласно п. 2 Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО ОВЗ» Адаптированная общеобразовательная программа» разрабатывается в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается образовательной организацией (части 5 и 7 ст. 12 (Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-РФ ).

Где можно взять Примерные АООП?

Примерные АООП размещены на сайте http://fgosreestr.ru/

Федеральный ресурсный центр «Аутизм» autism-frc.ru
на сайте Центра дошкольная программа для детей с РАС

Выбор школы и класса зависит от указанного в заключении ПМПК варианта АОП (адаптированной образовательной программы)


1 и 2 варианты АОП, кроме АОП для детей с УО (1599.1. и 1599.2):
•обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников (аттестат)
• далее возможно продолжение образования по программам среднего и высшего профессионального образования


3 и 4 варианты АОП и 1 и 2 варианты АОП для детей с УО (1599.1. и 1599.2):
•образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников (свид-во)
•далее возможно обучение по программам профессионального обучения

Выбор школы 1 вариант АОП (адаптированной образовательной программы)

1 вариант любой АОП, кроме АОП для детей с УО: 1.1., 2.1., 3.1, 4.1, 5.1, 6.1, 7.1, 8.1
«полная инклюзия» в среде сверстников – обучение в обычном классе

Школа, класс
школа, к которой территориально прикреплено место проживания ребенка
любая другая школа при наличии свободных мест
но отдельная программа

Выбор школы и класса 2, 3, 4 варианты АОП и АОП для детей с УО

обучение организуется в отдельных классах

• АОП для детей с РАС (8.1, 8.2, 8.3, 8.4) – • обучение организуется всегда в инклюзии,
• отдельных классов для детей с РАС не предусмотрено

Определение класса для обучения по 1 варианту АОП

Как соблюсти требования СанПиН 2.4.2.3286-15 по комплектованию классов Например по программе 8.1. (дети с РАС)

Определение класса по варианту 1 АОП, если в класс пришли дети с разными АОП

Определение школы, класса по 2 варианту АОП (1.2. – 8.2.)

Возможно ли обучение в обычном классе по 2 варианту АОП?

У школы есть основания для отказа в приеме в обычный класс, т.к. в нем не могут быть выполнены требования по обучению по 2 варианту: • малое количество детей в классе; • «растягивание» программы.

Взаимодействие школы с органом образования и семьей о целесообразности обучения в обычном классе

Если в территориальной доступности нет отдельного класса, реализующего 2 вариант любой АОП, то должно быть организовано обучение в обычном классе: • отдельная программа для ученика по 2 варианту; • индивидуальный учебный план; • организация коррекционно-развивающих занятий
Проблема: Обеспечение реализации программы в пролонгированные сроки – как?

Определение школы, класса по 3 и 4 вариантам АОП и АОП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1599.1 и 1599.2) – у всех детей умственная отсталость

Обучение в отдельных классах
Малая наполняемость классов:
3 вариант – 5, 7, 12 учеников
4 вариант – 5 учеников
Дети с РАС (8.3. и 8.4)– инклюзия в отдельный класс по другим АОП 3 варианта и 1 и 2 варианта АОП для детей с УО (1599.1 и 1599.2): • 1 ученик с РАС (8.3.) – 9 всего
1 ученик с РАС (8.4.)– 5 всего
• 2 ученика с РАС (8.4) в класс для детей с УО

Обучение в обычном классе или в отдельном классе для 2 варианта АОП не предусмотрено
Возможно в случаях, если нет другой возможности организации обучение в шаговой доступности:
индивидуальный учебный план;
в основном индивидуальные занятия, особенно в средней и старшей школ

Выбор класса по 3 и 4 варианту АОП

3 вариант – легкая УО • при отсутствии отдельного класса по 3 варианту конкретной АОП обучение может быть организовано в классе, реализующем любой 3 вариант АОП или 1 вариант АОП для детей с УО (1599.1.)

4 вариант – другие степени УО, множественные нарушения
Вариант 4 – всегда СИПР (специальная индивидуальная программа развития) у каждого ученика
При отсутствии отдельного класса по 4 варианту конкретной АОП обучение может быть организовано в классе, реализующем любой 4 вариант АОП или 2 вариант АОП для детей с УО (1599.1.)

Комплектование классов детьми с ОВЗ

Вид ОВЗ

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

максимальное количество обучающихся

Глухие обучающиеся

Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом - не более 20 обучающихся, при 2 глухих - не более 15 обучающихся

6

5

Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся

Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем - не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших - не более 20 обучающихся

I отделение: 8
II отделение: 6

Вариант не предусмотрен

Слепые обучающиеся

Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся, при 2 слепых - не более 15 обучающихся

9

7

5

Слабовидящие обучающиеся

Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем- не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся

12

9

Вариант не предусмотрен

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся.

Вариант не предусмотрен

Комплектование классов детьми с ОВЗ

Вид ОВЗ

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

максимальное количество обучающихся

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НОДА - не более 20 обучающихся, при 2 - не более 15 обучающихся.

5

Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)

Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся

12

Вариант не предусмотрен

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС - не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС - не более 15 обучающихся

Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся

Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 обучающихся

Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 обучающихся (не более 2-х обучающихся с РАС в классе с обучающимися с УО (нарушениями интеллекта)

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

-

-

12

5

Что такое ресурсный класс?

Зона, где удовлетворяются особые потребности обучающихся с ОВЗ, являющихся учениками регулярных классов:
индивидуальные занятия по предметным областям;
индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия;
отдых;
необходимые процедуры

Если нет класса или отказ?

Обращение в орган образования за содействием в устройстве в школу в соответствии с заключением ПМПК
(обязанность устроить – ст. 5 ФЗ «Об образовании в РФ» и п. 23 Положения о ПМПК)

Что требуется от школы?

Разработка АОП,
Учебного плана, индивидуального учебного плана
План внеурочной деятельности
Обязательные коррекционно-развивающие курсы
(в часы урочной и внеурочной деятельности (не менее 5 ч в неделю))
• Тьютор
• Ассистент-помощник
• Доступная среда
• Обучение специалистов

Тьютор/ассистент-помощник:
в штате;
Расширение, изменение должностных обязанностей педагога, социального педагога, психолога, помощника воспитателя, младшего воспитателя
Сетевая форма

Когда и зачем снова идти на ПМПК?

Переход на следующую ступень образования (дошкольное – начальное – среднее) • Переход на другой вариант АОП • Потребность в других специальных условиях для обучения • Если рекомендовано ПМПК в определенные сроки • Повторное обучение в первом классе

Обращение в ПМПК всегда добровольное
Рекомендации ПМПК для родителей имеют рекомендательный характер!

Установлены вариативные механизмы организации обучения, коррекции и социального развития

Обучение на дому

Основания:
Заключение медицинской организации
Заявление родителей
Нужно ли заключение ПМПК? (Нет)

Государственная итоговая аттестация – условия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов – 9 класс

Сдаваемые предметы: можно отказаться от 2 предметов по выбору
Можно выбрать не ОГЭ, а ГВЭ (письменные и устные традиционные экзамены по билетам, темам и др), или одни предметы сдавать в форме ОГЭ, а другие – ГВЭ
+ 1, 5 часа к экзамену
Может находиться ассистент для помощи
Можно использовать компьютер
Особенности организации пунктов сдачи экзамена
Перерывы для медико-профилактических процедур

Предъявляется до 1 марта
обучающимися с ОВЗ – копия заключения ПМПК
Детьми-инвалидами – копия справки об инвалидности
Когда обращаться в ПМПК?
Надо ли со справкой об инвалидности обращаться в ПМПК?

ТЬЮТОР

В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста . Тьютор «тьюторское сопровождение обучающегося» – это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Особенности деятельности тьютора

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - НОО, ООО и СОО »

При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Спасибо за внимание !