Как выстроить современное занятие или урок

  • ppt
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современное занятие (урок).ppt

Как выстроить современное занятие или урок

Традиционный урок

Достоинства
Экономичность
Гибкость
Возможность интегрирования
Логическая завершенность
……

Недостатки
Чрезмерная регламентированность
Фронтальные и репродуктивные методы
Усредненный подход
Перегрузка учащихся
Отсутствие связи с жизненным опытом

Традиционное
занятие

Достоинства
Экономичность
Четкая структура
…..

Недостатки
Делай как я.
Фронтальные и репродуктивные методы
Усредненный подход

Типичные ошибки

Ребенок объект,
Цель и задачи урока педагогические,
Рефлексия не всегда проводится,
Отметки не всегда выставляются,
Мотивация,
Взаимодействие с ребенком.

Ребенок объект,
Цель и задачи педагогические,
Рефлексия не всегда проводится,
Инициатива ребенка не всегда поддерживается,
Мотивация,
Создание предметно-пространственной среды.

Урок

Занятие

Методические принципы организации современного урока

Принцип целеполагания
Принцип мотивации
Принцип проектирования
Принцип включенности педагога в совместно-распределенную учебную деятельность
Принцип передачи функции оценивания ребенку

Принцип целеполагания

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для ребенка целевую установку
Необходимо учитывать:
комплексность целей;
триединство (В, Р, О);
взаимосвязанность;
диагностичность;
уровень подготовки детей.

Определение качества знаний, умений и навыков, которые планируются сформировать у учащихся на уроке

Уровни целей по Б.Блуму:
Знание – это запоминание специфической информации - Дети должны знать, показывать, давать определение, решать, вычислять и т.д.
Понимание – это воспроизведение специфической информации в сходной ситуации - Дети должны понимать, объяснять, интерпретировать, обнаруживать взаимосвязи и т.д.
Применение – это воспроизведение специфической информации в новой ситуации – Дети должны применять, приводить примеры, сравнивать, преобразовывать, определять и т.д.
Анализ – это Дети должны классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, различать и т.д.
Синтез – это составление целого из отдельных частей - Дети должны доказывать, аргументировать, обобщать, систематизировать, строить и т.д.
Оценка – это определение ценности изучаемого материала - Дети должны оценивать, делать выводы, , диагностировать, прогнозировать и т.д.

Принцип мотивации

Продумать «изюминку» занятия/урока.

Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Принцип мотивации

Сюжеты внешней мотивации
Условные, искусственные, явно выдуманные, которые дети принимают как условие игры (письмо гномов, знаки инопланетян, встреча с иностранцем).
Правдоподобные ("в параллельном классе (группе) спорили..." ,"мой сосед по площадке..." и т.д.).
Часто используются реальные ситуации, вопросы, несвоевременно заданные на данном занятии/уроке, реплики, становящиеся замечательным материалом для будущих занятий/уроков, разнообразные жизненные ситуации (черное золото).

Требования к внутренней мотивации
Проблема, "ловушка" должна встретиться ребенку при выполнении успешной привычной деятельности. Задача педагога - подобрать отвечающий этой цели дидактический материал (100%).
Начало поиска решения должно быть задержано на столько времени, сколько потребуется для осознания проблемы (для рефлексивного контроля), для включения в рефлексию большей части детей.
Чрезвычайно важно определить и точно сформулировать предмет поиска (исследовательская работа).

Принцип проектирования

Принцип включенности педагога в совместно-распределенную учебную деятельность

Эмоциональные позиции
Позиция непонимающего акцентирует необходимость осмысления ситуации, дополнительных аргументов, пояснений, определяющих предмет мысли, речи участника (участников) полилога;
позиция сомневающегося предполагает возвращение к высказанному, рефлексию, поиск другого варианта (сомневаться полезно и в "правильных" версиях с целью их глубокого осознания учащимися);
позиция слушающего делает актуальным глубину восприятия, оценку мнения другого, способствует формированию важного коммуникативного умения - умения слушать.

Функциональные позиции
Исследователь - предлагает версию, контраргумент, т.е. участвует в исследовании с целью его интенсивного разворачивания);
Координатор - помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания и определяя
их очередность);
Консультант - дает справку - ответ на нерешенный вопрос, информацию о разных научных взглядах и т.д.;
Лидер, ведущий - с помощью системы опорных вопросов или иначе ведет логику поиска, организуя диалог;
Эксперт - участвует в оценивании работы групп или самостоятельных, контрольных работ.

Принцип передачи функции оценивания ребенку

Предлагаются, обсуждаются и принимаются детьми. (Если дети выражают несогласие с введением определенного критерия оценки и доводы педагога не убеждают их, критерий или изменяется (по предложению детей) или снимается.
Определяются целями деятельности, (или ее этапа) качествами, наличие которых необходимо на данном этапе участникам образовательного процесса, т.е. являются психологическими установками на формирование результата или желаемых определенных качеств.
Могут относиться к результатам учебного труда (грамотность, правильность, убедительность) к его процессу (участие в занятии/уроке, умение слушать), к личностным качествам учащихся (доброжелательность, инициативность и т.п.).

Виды домашних заданий (УРОК):

- заполнение таблиц теоретическим материалом или своими примерами;
- составление схем, таблиц, алгоритмов, опорных конспектов;
- совершенствование имеющихся схем, таблиц , алгоритмов, опорных конспектов;
- подбор примеров на определенную тему;
- составление собственных заданий, задач по теме;
- составления глоссария, библиографии или аннотированного списка литературы по теме, проблеме;
- постановка вопросов разных видов к предложенному материалу;
- поиск ответов на заданные вопросы в указанных источниках и др.

Типы уроков

Классификация типов уроков, разработанных на ФППК МГПУ:

1. Изучения и первичного закрепления новых знаний.
2. Закрепления новых знаний.
3. Комплексного применения знаний.
4. Обобщения и систематизации знаний.
5. Проверки, оценки и коррекции знаний.

Есть ли общие элементы структуры у всех занятий и уроков?

Основные блоки занятия (урока)

Организационный
Мотивационный
Аналитический
Оценочный
Рефлексивный

1. Организационный блок

Целеполагание (цель, задачи, ожидаемые результаты)
Инструкции и пояснения для выполнения заданий
Вводное слово педагога
Распределение по группам и конструирование пространства
Выработка правил работы (определение норм, процедур)

2. Мотивационный блок – ключевой в системе деятельности

Мотивация – это побуждение к активности (внутренняя, внешняя).

Два типа мотивации – мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.

Интерес – это форма проявления и выражения потребностей и мотивов учащегося.

Мотивацию можно рассматривать как предпосылку, условие и результат образовательной деятельности ребенка.

Приёмы повышения мотивации

постановка проблемы;
занимательное изложение, необычная форма изложения материала;
эмоциональность речи педагога;
познавательные игры;
ситуация спора и дискуссии;
анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью детей);
создание ситуации нехватки знаний по определённым вопросам;
наглядность (картина, фотография, карикатура, схема, диаграмма, график, фрагмент фильма и т.п.);
афоризмы, пословицы, поговорки;
рассмотрение событий, имеющих большой общественный резонанс;
отрывки из художественных произведений;
документы;
незаконченные предложения или незаконченные фрагменты с пропущенными словами;
парадоксальная ситуация и т.п.

3. Информационный блок

Данный блок ориентирован на получение информации из разных источников:

педагог (не главный);
текстовые документы;
графические источники;
электронные ресурсы;
видеоматериалы;
статистика;
артефакты;
изображения

4. Аналитический блок

Методисты отмечают: если в уроке (занятии) присутствует аналитический блок, то здесь учитывается деятельностный подход в образовательном процессе.

Акцент на
Обобщение
Сравнение
Выделение ключевых положений
Проведение обсуждения
Формулирование выводов
Составление рейтинга
Отбор информации
Проявление
творческих способностей

Формы
Игры
Дискуссии
Театрализация
Создание рисунка
(символа, коллажа)
Решение познавательных,
практических задач
Резюме

5. Оценочный блок

Безоценочного обучения не бывает и быть не может по своей природе.
Виды оценивания:
- формализованное (отметки- школа);
- вербальное;
- самооценка;
- взаимооценивание;
- графическое;
- визуальное (смайлики).

Оцениваются личные результаты,
а не личностные особенности.

6. Рефлексивный блок

Рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.

«Отражённый свет» - В. Даль

Технологическая карта

Тема:
Цель:
Планируемые результаты: личностные,
предметные,
метапредметные.

Технологическая карта

Этапы урока/занятия

Деятельность педагога

Деятельность ребенка