Мне хотелось бы рассказать о своём опыте работы по формированию положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью стихотворства.
Задания такого вида развивают наблюдательность, формируют умение сравнивать, чувствовать язык.
1. “От порога до порога нас ведет с тобой … (дорога)”, … (Подбирается слово в рифму, подходящее по смыслу.
2.Чистоговорки :
Ок - ок - ок – нам понравился урок.
Са - са - са - у Марины есть коса..
Да - да - да – в небе яркая звезда.
Ке - ке - ке – мы играем на катке.
3. Из данных слов, состоящих из двух – трех слогов, найти созвучные слова:
ка – ток Ан – тон
то - пот хло – пок
ту – ман ста - кан
мо - ток ше – пот
Эта работа проходила сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках литературного чтения, внеклассного чтения, русского языка.
На уроках применялось очень много материала: сказки, загадки, стихи о буквах и звуках. Например: «Эта буква хороша и похожа на жука», (С. Я. Маршак «Азбука в картинках», «Про всё на свете» и др., материал из книги «Учимся, играя» В.В. Волиной.)
Такая работа помогала устранить разного рода неточности в произношении, в выработки чёткой дикции, дыхания, ритма чтения.
В период обучения грамоте были включены различные упражнения по рифмовке слов:
4) Дополни слоги до слов.
са - чай -
ка - май -
да - ма -
(сани, каша, Даша, Маша) (чайник, майка)
? – чик ? - лень
? – чик ? - лень
(мальчик, зайчик) (тюлень, олень)
5)Придумай рифму к слову:
Палка (полка, пилка, булка, зайка, майка)
6) Игра «Доскажи словечко».
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи.
Скромный, полевой цветок,
Синеглазый … (василек).
7) Отгадай ребус и составь стишок.
- ечка - ечка - ечка - ечка
(Печка, свечка, речка, овечка)
В доме затоплена печка,
Мигает зажженная свечка,
Льдом покрылася речка,
Дремлет в хлеву овечка.
8) Задумай предмет и опиши его в стихах с помощью прилагательных.
Зелёное, шершавое,
Вкусное и длинное.
(Огурец.)
9) Задания на выбор слов, подходящих по смыслу:
Например: «Хороша у Тани строчка,
А в конце большая … (бочка, точка, почка)»
«Прыгал птенчик по дорожке,
И клевал большие … (мошки, крошки)».
«Взлетает вверх, как легкий пар,
Зовут его воздушный … (шар)».
Во втором, третьем классах на уроках русского языка и чтения продолжается работа, и задания усложняются. Дети не только учатся находить рифмованные слова, но и устанавливают логическую структуру небольшого текста по смыслу. Например, в задании «Собери четверостишие», предложения даны вразброс. Это могут быть загадки, считалки и так далее.
Например:
Лягушки все ее боятся
На одной ноге стоит
Стараются не попадаться
И имеет важный вид.
(цапля)
Такие упражнения развивают логическое мышление, память.
Дети понимают, что нужно не только быть внимательным к содержанию, но и к его логическому построению.
Некоторые задания выполнялись дома. Давались готовые рифмованные слова, с использованием которых нужно было сочинить свои двустишия или четверостишия.
Например: «пушка – кукушка – ловушка », «скворец – дворец –
ларец», «мыло – чернила - Мила».
Ребята сами выдумывали слова - работала детская фантазия. Детям нравилось. Например:
Тимур: «Есть в лесу одна опушка,
На суку сидит кукушка».
Надя: «Прилетел весной скворец,
Для него готов дворец».
Рифмование поговорок – это начало работы над культурой речи, так как особое внимание здесь уделяется правильному звукопроизношению слова и правильной постановке ударения. Данные упражнения способствуют формированию «языкового чутья», улавливание «на слух» неточностей, способствуют предупреждению ошибок. Например:
«Съел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку».
На уроках русского языка дети знакомились с понятием рифма и задания усложнялись. Ребята подбирали к словам рифмы. Например, маска – ласка, краска, сказка и так далее. Упражнения можно разнообразить по фонетическим признакам: заменить звуки, добавить звук, убрать звук и т.д.
Задания занимательного характера помогают формировать положительную мотивацию к учению, а также развивают творческое мышление, воображение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.