«КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДРУЗЬЯ?», классный час
Оценка 4.9

«КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДРУЗЬЯ?», классный час

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
воспитательная работа +1
3 кл—4 кл
16.10.2021
«КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДРУЗЬЯ?», классный час
*рассмотреть на основе ситуаций, в чем причина обзывания и как с этим бороться; * показать богатство и разнообразие имени и способах его
классный час.doc

 КЛАССНЫЙ ЧАС ТЕМА: «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДРУЗЬЯ?»

 ЦЕЛЬ:   *рассмотреть на основе ситуаций, в чем причина обзывания и как с этим бороться; * показать богатство и разнообразие имени и способах его

              применения, использования в речи.

 ОБОРУДОВАНИЕ:

        ПЛАКАТ «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДРУЗЬЯ?»

        НАПЕЧАТАННЫЕ СИТУАЦИИ,

        СООБЩЕНИЕ ОБ ИМЕНИ.

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Газета «Начальная школа» № 4 – 1998г.

2.     Хигир Б.Ю. «Тайна имени».

 

                                ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

 

        - Мы с вами уже знаем, что о вежливости написано и сказано очень много, но, к сожалению, мы очень часто встречаемся с проявлением грубости. Это говорит о том, что среди нас есть еще очень невоспитанные, невежливые люди.

            На данном классном часу мы будем продолжать учиться с вами вежливой речи и вежливому обхождению.

          - Как вы думаете, какого человека можно назвать воспитанным?

                        (вежливого, учтивого, корректного, уважительного,

                        обходительного, предупредительного, любезного.

                        Хорошо воспитанные люди приветливы и иногда

                         обеспечивают себе уважение других простым умением

                         терпеливо выслушать то, что им рассказывают.)

        - То есть этот человек достоин уважения других людей. А что такое достоинство?

                       (что-то хорошее, положительное качество, соединение

                        хороших черт в человеке).

         - В Словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова достоинство определяется как «совокупность (сочетание) моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе».

        - На протяжении всей жизни человек стремиться сохранить свое достоинство, защитить его от окружающих, противостоять унижению.

           Унижать – оскорблять личность, не признавать того, что человек ценит в себе, - можно по-разному.

         - Хотелось бы поговорить о наиболее распространенных среди детей словесных формах унижения достоинства: кличках, прозвищах.

       - По вашему мнению, что такое кличка?

                        (присвоение человеку наперекор его желанию нового имени, которое напоказ выставляет его недостатки).

        - Случается, что кличка имеет доброжелательный характер и не обижает ее носителя.

         -А что же тогда подразумевает прозвище?

           (название, данное человеку, по какой – нибудь характерной черте,

           свойству).

         - На Руси с давних пор людям давались прозвища с целью увековечить жизнь и деятельность того или иного человека. Сможете ли вы привести примеры?

                        1. Александр Ярославич (Невский) за победу над

                            монголо – татарами.

                        2. Ярослав Мудрый – за добро, которое сделал он русской

                            земле.

                        3.  Иван Грозный.

          -Придумывание кличек и прозвищ – очень давнее и живучее в нашем народе явление. С древних времен взрослым присваивали прозвища и прозвания в связи с их положением в обществе. Часто за основу фамилии бралось название населенного пункта. Многие имена нарицательные переходили в имена собственные. Так, слово «башмак» могло положить начало прозвищу, а затем и фамилии Башмаков.

         - Мы с вами, тоже можно сказать живем в мире «обзываловки». Часто фильмы, показывающие, по телевизору перенасыщены носителями кличек и прозвищ. Поэтому вы переносите их на своих одноклассников, друзей.

         - Давайте рассмотрим: кто дает кличку или прозвище, кому и зачем?

        - Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Лапуся» и подумайте, почему мальчик груб со взрослыми.

 Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

За обедом скажет мама:

- Хлеб, лапуся, передай!

Я в ответ шепчу упрямо:

- Не могу, сама подай!

  

Очень бабушку люблю,

Все равно я ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю…

 

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

            - Голубчик,

ешь скорее, стынет супчик!

А они ко мне:

             - Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья,

И поэтому грублю.

 

         - Почему мальчик груб?

                        (он всем грубил, т.к. был избалованным.

                          Мальчик стал грубым, т.к. ему не нравилось как к нему

                          обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно

                          называли лапусенькой).

       - Что этой кличкой хотят сказать родители?

                        (любовь, ласка).

                        - Родители, особенно мамы, в обращении к вам вкладывают все известные им оттенки любви и нежности.

         - Как вас чаще называют мамы? Всегда ли ласковым именем?

         - Иногда родители заменяют собственное имя сына или дочки кличкой. Как могут к вам обращаться?

                        (Лапушка, Зайка, Котенок, Ягодка, Солнышко, Лучик).

        -  Что можно сказать про эти клички?

                        (они добрые, т.к. выражают самое нежное отношение).

        - Нужно ли обижаться на такие клички?

                        (нет. Родители лишь хотят показать доброжелательное

                         отношение к нам. Главное – выражение любви).

        - Почему же, когда мы приходим в школу, слышим совсем иное отношение?

                        (одноклассники могут привносить в обращение элементы

                         грубости и недоброжелательства).

        - В чем причина обзывания, присвоения кличек?

                    ( - способ самоутверждения,

                      - защитная реакция,

                      - стремление выделиться,

                      - желание поддержать лидера, когда он преследует кого –то,

                     - стремление унизить, чтобы почувствовать силу).

        _ А теперь я предлагаю вам прочитать ситуации, работая в группах.

Обсудите, за что же попали под «обстрел» герои ситуаций? Как бороться с этим явлением?

 Ситуация 1.

                                                Петух.

        У одного из учеников 3 класса была фамилия Петухов. Из-за этой фамилии мальчика его одноклассники постоянно называли Петух. Сначала Валера (так звали мальчика) обижался, а потом привык и откликался, когда к нему так обращались его сверстники.

 Ситуация 2.

                                                Иван – дурак.

        Иван Романов, заболев, пропустил большое количество уроков. После болезни он стал хуже учиться, не справился с контрольной работой по математике. Ребята относились к происходящему по – разному: одни стремились помочь мальчику, а другие посмеивались, и кто – то придумал кличку Иван – дурак!

 Ситуация 3.

                                                Очкарик.

        Во 2 классе проходил медицинский осмотр, после которого выяснилось, что у Толи плохое зрение и ему надо носить очки.

       Через несколько дней Толя пришел в школу в очках. Ребята сразу же заметили это и стали обращаться к мальчику не по имени, а с помощью клички – Очкарик.

 Ситуация 4.

                                            Хиляк.

        Женя всегда был скромным, тихим, слабым мальчиком. Его почти никто не замечал. Но вот однажды на соревнованиях он не смог подтянуться и подвел свою команду. Командир команды в сердцах назвал его хиляком.

       С тех пор кличка Хиляк прочно приклеилась к Жене.

 Ситуация 5.

                                           Жених и невеста.

        Толя и Ксюша дружили с детства, вместе ходили в детский садик, были в одной группе. И когда пришло время идти в школу, родители привели их в один класс.

       В школе Толя продолжал помогать во всем Ксюше, носил ее портфель, уступал место, вежливо с ней разговаривал. Ксюша отвечала ему тем же.

       Но ребята не оценили такие хорошие взаимоотношения детей и стали их дразнить:

       - Жених и невеста

         Тили – тили тесто!

 Ситуация 6.

                                            Грязнуля.

        Галя, как всегда опоздала на урок. Она выглядела неряшливо: волосы причесаны небрежно, воротничок оторвался.

       Галя не успела произнести еще ни одного слова, как кто – то сказал:

       - У Неряха пришла!

       - И еще опоздала!

       - Грязнуля, - добавил кто-то и Галя заплакала.

 Вывод: «Давать клички и прозвища – плохая привычка».

        -  Есть от кличек и прозвищ одно волшебное  средство, какое – догадайтесь!

                        (называть друг друга по именам).

 Чтение рассказа Олега Кириллова «Книга ласковых имен».

        - Дома вы готовили тайну своего имени. Кто хочет рассказать?

       Из ваших работ мы сделаем «Книгу ласковых имен». Пусть она будет настольной.

     Игра «Помоги соседу».

        Так как мы нашли волшебное средство, нам всем нужно расколдовать друг друга. Назовите соседа тремя ласковыми именами.

 Вывод классного часа :

       - Почему же нужно по – доброму обращаться к другим?

       Доброе отношение к людям поднимает настроение, говорит об уважении говорящего к собеседнику.

       Не скупитесь на добрые слова, старайтесь не огорчать людей своим невниманием, а делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было приятно, хорошо.

 Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.


Скачано с www.znanio.ru

КЛАССНЫЙ ЧАС ТЕМА: «КАК ЗОВУТ

КЛАССНЫЙ ЧАС ТЕМА: «КАК ЗОВУТ

В Словаре русского языка Сергея

В Словаре русского языка Сергея

Послушайте стихотворение Сергея

Послушайте стихотворение Сергея

Почему мальчик груб? (он всем грубил, т

Почему мальчик груб? (он всем грубил, т

А теперь я предлагаю вам прочитать ситуации, работая в группах

А теперь я предлагаю вам прочитать ситуации, работая в группах

Но ребята не оценили такие хорошие взаимоотношения детей и стали их дразнить: -

Но ребята не оценили такие хорошие взаимоотношения детей и стали их дразнить: -

Оно бывает то сурово, То рождено теплом души

Оно бывает то сурово, То рождено теплом души
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2021