Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).
Как можно эффективно помочь детям с дислексией
Кто способен научить ребенка читать и писать?
Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста –
квалифицированного логопеда.
Занятия проводятся по определенной системе: используются различные
речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов,
выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как
произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук
соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям,
“отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от
звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора
слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно,
что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания
букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться
наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен
основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).
На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие
фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь
принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут
допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же
причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с
неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками
нужно проводить так, как рекомендует логопед. Суть в том, что ребенку
нежелательно видеть неправильно написанные слова.Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не
исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не
зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он
обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки
найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии,
положительный эффект достигнут.
Можно посоветовать упражнение «корректурная проба». Ежедневно в течение
5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает
заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным.
Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о
обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении
которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с –
ш и т.д.
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более
5 мин) улучшается качество письма.
Желательным условием является отказ от проверок этих детей на скорость
чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые
нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая,
какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без
акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку
экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет
не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и
не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз.
Важный шаг к пониманию природы дислексии сделали американские ученые.
Как установила группа сотрудников медицинского факультета Йельского
университета во главе с доктором Салли Шейвиц, основная причина этогоявления в том, что ребенок не умеет не столько распознавать очертания букв,
сколько соотносить их с соответствующими звуками. Связано это в первую
очередь с недостаточно активной работой одного из участков головного
мозга.
Главная ценность открытия, сделанного с помощью специальной аппаратуры
для сканирования мозга, в том, что теперь ученые точно знают, о каком
именно участке идет речь. Это прежде всего открывает возможности для
ранней диагностики дислексии ведь сейчас это нарушение мозговой функции
выявляется, как правило, лишь ко второмутретьему классу начальной школы,
когда ни в чем не повинного ребенка порой успевают записать в безнадежно
отстающие. Уже предложены и новые способы коррекции данного недостатка,
например использование устройств, специально «растягивающих» каждый
звук, чтобы его легче распознавали ученики.
Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав
определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга
препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния,
для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и
родителей.
Масштабы проблемы
По оценкам специалистов, в Америке от дислексии страдают около 10 млн.
человек. Ее проявлениями объясняется до 80% случаев низкой успеваемости.
Между тем зачастую эта особенность функционального развития не имеет
никакого отношения к истинным способностям человека. Известно, например,
что дислексией в детстве страдали многие знаменитости, както: Х.К.
Андерсен, А.Эйнштейн, Т.Эдисон, У.Черчилль, О.Роден и другие.В последние годы проблема дислексии становится актуальной и в России.
Владислав Брагинский, один из ведущих психоневрологов, кандидат
медицинских наук, заслуженный врач РФ, рассказывает о своих пациентах.
Слава, 10 лет, в дошкольном возрасте отличался двигательной
Несколько позже
расторможенностью,
положенных сроков начал говорить (отдельные слова – в 1 год и 3 месяца,
неусидчивостью,
упрямством.
фразовая речь – в 2,5 года). В 9месячном возрасте серьезно отравился
сердечными лекарствами бабушки, долго лежал в больнице.
К школе, по мнению родителей, был подготовлен, и для мамы полной
неожиданностью явилось сообщение учительницы о грубых ошибках при
письме, которые допускал Слава, и его плохом чтении. С математикой дела
обстояли лучше. Сейчас мальчик в 3м классе, нередко убегает с уроков
русского языка, стал лживым, изворотливым, тянется к плохим ребятам.
Размышляя о низкой успеваемости Славы, учительница предположила
наличие у него задержки развития.
Проведенное в клинике обследование показало, что умственное развитие
ребенка соответствует возрастной норме. С заданиями, требующими
осмысления, понимания скрытого смысла рассказа или обобщения понятий,
мальчик справляется успешно.
Логопед обратил внимание на медленное чтение с множеством ошибок. Слава
не смог прочесть текст с пропусками отдельных слогов. Пишет мальчик
крайне небрежно, графические навыки (почерк) сформированы у него
недостаточно. Он допускает много ошибок: слова пишет слитно или ошибочно
отделяет определенные буквы. Видны постоянные замены букв пофонетическому и графическому признакам. Мальчик заменяет близкие по
звучанию звуки (“З” и “С”, “Ж”–”Ш”) или схожие по начертанию буквы
(“П”–”Т”, “Б”–”В” и др.).
Славе был прописан курс лекарств. С ним постоянно занимался логопед. И
через два месяца у мальчика существенно улучшилось письмо, он стал читать
быстрее и с меньшим количеством ошибок.
Ира К., 1й класс.
Девочка учится в гимназии, интеллект в норме, по всем предметам успевает
хорошо. В дошкольном возрасте были проблемы с произношением звуков л, р,
рь.
Фонетическое восприятие с небольшими нарушениями. Вот написание
некоторых слов из ее тетради: красная (классная), шиками (шишками), тачная
(дачная), фрафы (жирафы), дмом (домом), деревя, семя (деревья, семья), а
также много ошибок на замену гласной под ударением, замена е на з.
Занималась интенсивно с логопедом март и апрель. Годовой диктант написала
на четверку. Но летом то, что было необходимо выполнить, родители не
делали и в октябре вновь обратились за помощью. Через 10 занятий девочка
восстановила навык письма по специальной методике и в настоящее время
имеет по русскому языку твердую четверку.
Коля Л., 2й класс.
Мальчик не имел никаких проблем с речью в дошкольном возрасте. Уже в
первом классе появились специфические ошибки. При обследовании
обнаружилось значительное нарушение слоговой структуры слова.Занимались во втором и в третьем классах. Занятия посещались не регулярно,
домашние задания не выполнялись. Большую проблему составляли
эмоциональноволевые особенности ребенка и нарушение согласования слов.
Некоторые специфические ошибки из тетрадей: маличк (мальчик), впохиаде
(в походе), в тижи (в тишине), коляебрь (корабль), телокл (теленок), у
Кнрарат (у Кондрата), деди (дети), весвёлоля (веселая), детевна (деревня),
Льуба (Люба), шрна (ширина) и т.п.
Из приведенных примеров видно, какие ошибки являются специфическими, на
что надо обратить внимание.
Таким образом мы можем сделать вывод, что таким детям вполне по силам
овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Комуто
понадобятся годы занятий, комуто – месяцы. Суть уроков – тренировка
речевого слуха и буквенного зрения.
На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим
благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных
разговоров дома, он должен почувствовать маленький, но успех.
Что нужно делать родителям такого необычного ребенка?
Прежде всего понять, что их сын или дочь никогда не смогут стать
отличниками в многонаселенной российской школе. Для хороших результатов
нужен опытный и талантливый педагог и терпение.