Как можно эффективно помочь детям с дислексией

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).
Иконка файла материала Как можно эффективно помочь детям с дислексией.doc
Как можно эффективно помочь детям с дислексией Кто способен научить ребенка читать и писать?  Маме   и   папе   вряд   ли   это   удастся,   нужна   помощь   специалиста   – квалифицированного логопеда.  Занятия   проводятся   по   определенной   системе:   используются   различные речевые   игры,   разрезная   или   магнитная   азбука   для   складывания   слов, выделение   грамматических   элементов   слов.   Ребенок   должен   усвоить,   как произносятся   определенные   звуки   и   какой   букве   при   письме   этот   звук соответствует.   Обычно   логопед   прибегает   к   противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого...   Тренировка   ведется   путем   повторения   слов,   диктанта,   подбора слов по заданным звукам, анализа звуко­буквенного состава слов. Понятно, что   используют   наглядный   материал,   помогающий   запомнить   начертания букв: “О”  напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц...  Стремиться наращивать   скорость   чтения   и   письма   не   следует   –   ребенок   должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического   восприятия,   звуковой   анализ   слова.   Диктанты   здесь принесут  только  вред. Многочисленные ошибки, которые  неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине   нежелательно   детям   с   дисграфией   давать   упражнения   с неоткорректированным   текстом   (поиск   ошибок).   А   работу   над   ошибками нужно   проводить   так,   как   рекомендует   логопед.   Суть   в   том,  что   ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать,   а   стереть   свои   ошибки,   написать   правильно.   После   этого   он обязательно   проводит   работу   над   ошибками.   Цель   достигнута:   ошибки найдены   самим   ребенком,   исправлены,   тетрадь   в   прекрасном   состоянии, положительный эффект достигнут. Можно посоветовать упражнение «корректурная проба». Ежедневно в течение 5  мин  (не   больше)   ребенок   в  любом   тексте (кроме  газетного)  зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести.   Можно   давать   парные   согласные,   а   также   те,   в   произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма. Желательным условием является отказ от проверок этих детей на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой   стресс   испытывает   ребенок   при   этой   проверке,   проводит   ее   без акцентов,   скрыто.   А   ведь   бывает   и   так,   что   создают   полную   обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Важный шаг к пониманию природы дислексии сделали американские ученые. Как   установила   группа   сотрудников   медицинского   факультета   Йельского университета во главе с доктором Салли Шейвиц, основная причина этогоявления в том, что ребенок не умеет не столько распознавать очертания букв, сколько соотносить их с соответствующими звуками. Связано это в первую очередь   с   недостаточно   активной   работой   одного   из   участков   головного мозга. Главная ценность открытия, сделанного с помощью специальной аппаратуры для   сканирования   мозга,   в   том,   что   теперь   ученые   точно   знают,   о   каком именно   участке   идет   речь.   Это   прежде   всего   открывает   возможности   для ранней диагностики дислексии ­ ведь сейчас это нарушение мозговой функции выявляется, как правило, лишь ко второму­третьему классу начальной школы, когда ни в чем не повинного ребенка порой успевают записать в безнадежно отстающие. Уже предложены и новые способы коррекции данного недостатка, например   использование   устройств,   специально   «растягивающих»   каждый звук, чтобы его легче распознавали ученики. Психоневролог   может   помочь   логопедическим   занятиям,   порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.  Масштабы проблемы По оценкам специалистов, в Америке от дислексии страдают около 10 млн. человек. Ее проявлениями объясняется до 80% случаев низкой успеваемости. Между тем зачастую  эта  особенность функционального развития  не имеет никакого отношения к истинным способностям человека. Известно, например, что   дислексией   в   детстве   страдали   многие   знаменитости,   как­то:   Х.­К. Андерсен, А.Эйнштейн, Т.Эдисон, У.Черчилль, О.Роден и другие.В последние годы проблема дислексии становится актуальной и в России. Владислав   Брагинский,   один   из   ведущих   психоневрологов,   кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ, рассказывает о своих пациентах. Слава,   10   лет,   в   дошкольном   возрасте   отличался   двигательной   Несколько   позже расторможенностью, положенных сроков начал говорить (отдельные слова – в 1 год и 3 месяца,   неусидчивостью,   упрямством. фразовая   речь   –   в   2,5   года).   В   9­месячном   возрасте   серьезно   отравился сердечными лекарствами бабушки, долго лежал в больнице.  К   школе,   по   мнению   родителей,   был   подготовлен,   и   для   мамы   полной неожиданностью   явилось   сообщение   учительницы   о   грубых   ошибках   при письме, которые допускал Слава, и его плохом чтении. С математикой дела обстояли   лучше.   Сейчас   мальчик   в   3­м   классе,   нередко   убегает   с   уроков русского   языка,   стал   лживым,   изворотливым,   тянется   к   плохим   ребятам. Размышляя   о   низкой   успеваемости   Славы,   учительница   предположила наличие у него задержки развития.  Проведенное   в   клинике   обследование   показало,   что   умственное   развитие ребенка   соответствует   возрастной   норме.   С   заданиями,   требующими осмысления, понимания скрытого смысла рассказа или обобщения понятий, мальчик справляется успешно.  Логопед обратил внимание на медленное чтение с множеством ошибок. Слава не   смог   прочесть   текст   с   пропусками   отдельных   слогов.   Пишет   мальчик крайне   небрежно,   графические   навыки   (почерк)   сформированы   у   него недостаточно. Он допускает много ошибок: слова пишет слитно или ошибочно отделяет   определенные   буквы.   Видны   постоянные   замены   букв   пофонетическому   и   графическому   признакам.   Мальчик   заменяет   близкие   по звучанию   звуки   (“З”   и   “С”,   “Ж”–”Ш”)   или   схожие   по   начертанию   буквы (“П”–”Т”, “Б”–”В” и др.).  Славе был прописан курс лекарств. С ним постоянно занимался логопед. И через два месяца у мальчика существенно улучшилось письмо, он стал читать быстрее и с меньшим количеством ошибок.  Ира К., 1­й класс. Девочка учится в гимназии, интеллект в норме, по всем предметам успевает хорошо. В дошкольном возрасте были проблемы с произношением звуков л, р, рь. Фонетическое   восприятие   с   небольшими   нарушениями.   Вот   написание некоторых слов из ее тетради: красная (классная), шиками (шишками), тачная (дачная), фрафы (жирафы), дмом (домом), деревя, семя (деревья, семья), а также много ошибок на замену гласной под ударением, замена е на з. Занималась интенсивно с логопедом март и апрель. Годовой диктант написала на   четверку.   Но   летом   то,   что   было   необходимо   выполнить,   родители   не делали и в октябре вновь обратились за помощью. Через 10 занятий девочка восстановила навык письма по специальной методике и в настоящее время имеет по русскому языку твердую четверку. Коля Л., 2­й класс. Мальчик не имел никаких проблем с речью в дошкольном возрасте. Уже в первом   классе   появились   специфические   ошибки.   При   обследовании обнаружилось значительное нарушение слоговой структуры слова.Занимались во втором и в третьем классах. Занятия посещались не регулярно, домашние   задания   не   выполнялись.   Большую   проблему   составляли эмоционально­волевые особенности ребенка и нарушение согласования слов. Некоторые специфические ошибки из тетрадей: маличк (мальчик), впохиаде (в   походе),   в   тижи   (в   тишине),   коляебрь   (корабль),   телокл   (теленок),   у Кнрарат (у Кондрата), деди (дети), весвёлоля (веселая), детевна (деревня), Льуба (Люба), шрна (ширина) и т.п. Из приведенных примеров видно, какие ошибки являются специфическими, на что надо обратить внимание. Таким образом мы можем сделать вывод, что таким детям вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому­то понадобятся   годы   занятий,   кому­то   –   месяцы.   Суть   уроков   –   тренировка речевого слуха и буквенного зрения.  На   всем   протяжении   специальных   занятий   ребенку   необходим   режим благоприятствования.   После   многочисленных   двоек   и   троек,   неприятных разговоров дома, он должен почувствовать маленький, но успех.  Что нужно делать родителям такого необычного ребенка? Прежде   всего   понять,   что   их   сын   или   дочь   никогда   не   смогут   стать отличниками в многонаселенной российской школе. Для хороших результатов нужен опытный и талантливый педагог и терпение.