«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»
Оценка 5

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
музыка
4 кл
08.08.2018
«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»
Загадки о средствах музыкальной выразительности Легче запоминается то, что интересно. Попробую подобрать по этой сложной теме загадки: 1.Этот музыкальный строй Из октавы ни ногой. Звукоряд определяет, А название все знают. Вы спросите у ребят, Что такое это? (Лад) 2.Эта ноты высота Относительно проста. И не нужно быть магистром, Чтоб определить... (регистр) 3.Окраску звука так зовут. С ним высота и громкость тут. И рядом длительность идет. Кто признак первый назовет? (Тембр) 4.Форте - громко, Пиано - тихо. Кто наигрывает мне? Без ошибки, без изъяна Ну, конечно…(фортепиано) .Инструмент зовем роялем, Я с трудом на нем играю. Громче, тише, громче, тише – Все игру мою услышат. Бью по клавишам я рьяно, Инструмент мой - ... (фортепиано) 5.Веселятся музыканты, Улыбнулся дирижёр, Лад, в котором мы играем, Называется… (мажор)Документ Microsoft Office Word (.docx)
средства выразительности.docx
МБОУ  Гимназия № 12  город Липецк                                             «Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»                                                          Проектная работа  Выполнил: учащийся 4Гкласса Шевчук Иван Руководитель: Водопьянова Т.М.                                                                   2017 Цель работы: Обобщение и систематизация темы «Средства музыкальной выразительности» Создание обобщения в виде исследовательской работы и видео фрагментов к ней Задачи: Способствовать формированию музыкального мышления,  умение слышать и выделять в музыке главное Актуальность исследования: Эта тема кажется немного сложной для тех, кто не учится в музыкальной школе.Я попробую сделать ее  интересной Определение предмета исследования: Исследуются мелодия, лад, ритм, темп, тембр, регистр, динамика, интонация. То есть то, из чего сделана  Музыка Формулировка проблемы: Определения средств музыкальной выразительности кажутся сложными Выдвижение гипотезы:  Если к этой теме подобрать загадки, ребусы, рисунки , выучить ее будет очень легко Ожидаемые результаты: Эта проектная работа привлечет интерес  наших  одноклассников к музыкальному искусству Методы реализации: Систематизация и анализ материалов и источников Написание исследовательской работы Создание демонстрационного видео ролика Подготовка к презентации исследовательского материала. В работе были использованы текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет Итоговый материал  представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT. Иллюстрированный материал  для презентации основан на ресурсах сети Интернет               Содержание Введение ……………………………………………...…………….......4 Глава I. Что такое средства музыкальной выразительности………………………………………….. ………………………15 Глава. II. 1.Загадки о средствах музыкальной выразительности … …………….15 2.Игра «Поле чудес» 3.Практическая часть Заключение...................................................................................................22 Приложение...................................................................................................23 Введение Музыкальные звуки имеют точную высоту и определенную длительность. Кроме того, они могут иметь  различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Метр ритм, лад и  гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это все выразительные средства музыкального искусства. Мелодия. Главное из средств музыкальной выразительности ­ мелодия. В общем, мелодия ­ это то, что мы  с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю ее целиком, мы напеваем отдельные ее мотивы,  фразы.  Лад. Мажор­минор. Сочетание мажора и минора воспринимается как сочетание различного настроения.  Детям раннего возраста уже доступны такие понятия как, «грустно и весело», «солнышко и туча», «болел  и выздоровел». В качестве репертуара для сравнительного показа могут использоваться «Новая кукла» и  «Болезнь куклы» П. Чайковского, «Старинная французская песенка» и «Немецкая песенка» П.  Чайковского, «Котик заболел» и «Котик выздоровел» А. Гречанинова, «Весна» и «Зима» А. Вивальди. Ритм – это чередование коротких и длинных звуков.  I­ долгий звук I­ короткий звук Темп– скорость следования метрически счетных единиц. Он может быть быстрым (аллегро), медленным  (адажио) или умеренным (анданте). Для точного измерения темпа служитметроном. это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире Тембр­ (фр. «колокольчик», «отличительный знак») – колористическая (обертоновая) окраска звука.  Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука,  свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий  голосили «голос» музыкального инструмента. Регистр: понятия «высоко/низко», «не очень высоко», а затем «средний регистр». Малыши не знают слово  «регистр», но легко слышат и определяют разницу между кем­то большим с грубым голосом и маленьким с тонким голосом. В качестве материала удобно использовать «Карнавал животных» К. Сен­Санса,  «Колыбельную Джимбо» К. Дебюсси, «Бабу­Ягу» П. Чайковского, «Колокольный звон» в сцене венчания  из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского­Корсакова, темы «Шахрияра и  Шехеразады» из сюиты «Шехеразада» Н. Римского­Корсакова и другие фрагменты, где можно показать  регистровую разницу. Из «Карнавала животных» используются сопоставления самих произведений»:  «Слоны», «Королевский марш львов», «Петухи и куры», «Птичник». Динамика. Такие понятия как, «громко/тихо», «громче/тише» легко доступны восприятию малышей. В  качестве примеров могут использоваться как различные произведения, так и одно произведение, сыгранное с различной динамикой («Волынка» И. С. Бах). Темп. Понятия «быстро/медленно», «быстрее/медленнее», находятся в круге, доступном детскому  восприятию. Несколько сложнее пониманию сочетание «ускоряя/замедляя». Малыши с удовольствием  изображают движение любых животных и птиц, а педагог ненавязчиво напоминает им: кто движется  быстрее, а кто медленнее.  Интонация Интонация – это выражение чувств и настроений в музыке посредством музыкальных  звуков. Музыкальная интонация – это небольшой мелодический оборот, который создаёт музыкальный  образ.  Глава II.Загадки о средствах музыкальной выразительности Легче запоминается то, что интересно. Попробую подобрать по этой сложной теме загадки: 1.Этот музыкальный строй Из октавы ни ногой. Звукоряд определяет, А название все знают. Вы спросите у ребят, Что такое это? (Лад) 2.Эта ноты высота Относительно проста. И не нужно быть магистром, Чтоб определить... (регистр) 3.Окраску звука так зовут. С ним высота и громкость тут. И рядом длительность идет. Кто признак первый назовет? (Тембр) 4.Форте ­ громко,  Пиано ­ тихо.  Кто наигрывает мне?  Без ошибки, без изъяна  Ну, конечно…(фортепиано) .Инструмент зовем роялем, Я с трудом на нем играю. Громче, тише, громче, тише – Все игру мою услышат. Бью по клавишам я рьяно, Инструмент мой  ­ ... (фортепиано) 5.Веселятся музыканты,  Улыбнулся дирижёр,  Лад, в котором мы играем,  Называется…       (мажор) 6.Если в нашей пьесе тучи,  Дождик льёт во весь опор,  Это лад ужасно грустный,  Называется…минор Итоговые вопросы 1.Светлый, радостный лад музыки…. (мажор) 2.Как называется согласованность звуков, стремящихся к тонике?                                 (лад) 3.Как называется средство музыкальной выразительности, определяющее высоту звука?                                 (регистр) 4.Музыкальная мысль, выраженная одноголосно…                              (мелодия) 5. Скорость движения музыки – это….           (темп) 6. Какой музыкальный термин обозначает окраску звука?   (тембр) 7. Какое выразительное средство музыки обозначает силу звука? (Динамика) 8.Передача смысла в музыке (интонация) 3.Средства музыкальной выразительности в стихах Мелодия Мысль музыкальная одноголосная В каждой мелодии С ритмом живет. Плавной бывает, Стремительной, четкой... Музыки образ она создает. Лад Окраска чувств и настроений Зовется ладом. И не зря Окрасить музыку любую Лад сможет в разные тона. Если лад мажорный Ярко солнце светит, В небе птичий гомон И смеются дети. Ну а лад минорный Опечален словно, Потому что дружен он С грозной тучей темной. Два дружных брата близнеца, Почти похожи два лица Но на одном цветет улыбка, (мажор) А на другом печаль видна. (минор) Ритм Длительности разные ­ Короткие и долгие Вместе собираются, Чтоб музыку сложить. Это, чтобы знали вы, Ритмом называется, И прошу вас очень я Это не забыть.   Темп Скорость в музыке зовется Темпом. Ты запоминай. Быстрый, медленный и средний Никогда не забывай. Лодка медленно плывет, Побыстрее ­ теплоход, Но быстрее их «Ракета» По волнам летит вперед. Тембр Тембр окрашивает голос Или инструменты В краски музыкальные, Различные оттенки  Регистр Музыкальный звукоряд На регистры разделен: Нижний, средний и высокий. Разобраться в мире звуков Нам с тобой поможет он.. Динамика Тихо музыка звучит, Словно ручеек журчит. Громко гром загрохотал, Тучи черные нагнал. Тихо,  громко ­ сила  звука. Без напоминания Вы запомнить все должны, Что динамикой зовутся Эти все названия.    Интонация Выражение чувств,  настроений ­ Интонация это, друзья. Вопрошать, утверждать без сомненья Нам поможет, поверьте, она. Кроме того есть и другие средства, о которых мы узнаем позже Характер В музыке характер ­ Что что такое? Это характерная В музыке черта. Это, чтобы знали вы, Музыки особенность, Отличающей ее от другой всегда. Характеры в музыке Самые разные: Я назову их, а ты повторяй: Мягкий, спокойный, Грозный, веселый. Помни всегда их И не забывай. Настроение Состояние души Это ­ настроение. Светлым, радостным бывает, Это без сомнения Но бывает оно грустным И печальным очень. К нам, как будто бы пришла Пасмурная осень. Форма Музыки строение Формой называется. Форма одночастная ­ Характер здесь один. А в двухчастной форме Сразу два характера, Образ музыкальный создают они. Мягкий, светлый образ В первой части создан. Грозный и решительный ­ В части во второй. Ну а в целом вместе Образ музыкальный Составляет, несомненно, Целое одно. 3.Практическая часть. Слушание.  Я предлагаю одноклассникам обратимся к знакомым для них  музыкальным произведениям. Мы  постараемся разобраться и понять какую роль играют средства  музыкальной выразительности в музыке.  1. Звучит фрагмент из «Неаполитанской песенки « П.И. Чайковского  Это «Неополитанская песенка Чайковского.  балета «Лебединое озеро» ­ это « Танец маленьких лебедей».  Затем звучит танец маленьких лебедей П.И. Чайковского из  А теперь давайте определим характер звучания этих двух пьес  ( мелодия спокойная, ритмичная).  Какой размер? Есть ли вступления?  В каком ладу звучит первая пьеса?  Какой лад имеет вторая пьеса?  Сколько частей в первой пьесе? Две части.  Какие они по характеру звучания?  Разные.  Первая часть спокойная ритмичная .  Вторая импульсивная и быстрая.  Давайте определим сходство этих произведений  Что общего в этих пьесах?  Короткое вступление.  По сколько частей имеют они?  По две.  Какие они по характеру звучания?  Одна часть спокойная, вторая ритмичная, быстрая.  Правильно. Какой размер у этих 2­х пьес?  Размер две четверти.  Для того чтобы сделать музыку такой понятной и красивой, П.И.Чайковский использовал средства  музыкальной выразительности. Ведь они помогают композитору донести свою идею до слушателя, то есть  до нас с вами!  Вывод по гипотезе Какие средства музыкальной выразительности помогли  нам определить характер исполнения пьес?  Мелодия, лад, регистр, ритм, звуковедение, темп, динамика.  Музыкальная игра, загадки и рисунки помогли нам разобраться с этой темой Литература 1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: уч. пособие. –М.: «Советский композитор», 1986. 2. Баренбойм Л. «Путь к музицированию», Ленинград, 1980.  3. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь», Москва, 1986.  4. Королева Е. «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках»2008. 5. Николаев А. В. «Фортепианная игра».Учебное пособие для фортепиано.­ Музыка, 2004г. 6. Старовойтова Л. «Игра в игру на фортепиано», М.2004. Источники http://kalashnikova­irina.ru/vnekl/stih/muzykalnaya­rech­v­stihah : http://www.inksystem­az.com/vyrazitelnye­sredstva­muzyki­melodiya­materialy­k­uroku­muzyki/

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»

«Как можно  интересно изучать тему «Средства музыкальной выразительности?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2018