Как научить ребенка решать задачи

  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 20.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Я напишу здесь рецепт «математического счастья», и буду очень рада, если он кому-то пригодится. Статья ни в коем случае не претендует на истину в последней инстанции, вы можете добавлять или убирать пункты в соответствии с потребностями вашего ребенка.В течение многих лет учебы в школе Вашему ребенку придется решать огромное количество задач. Сначала это будут задачи по математике, потом они сменятся задачами по алгебре и геометрии, к ним добавятся задачи по химии и физике и т.д. Но, несмотря на кажущуюся непохожесть, в методике их решения существует много общего. Поэтому, если ученик в начальной школе освоит основные закономерности в подходе к решению любой задачи, почувствует, что решать задачи интересно, в старших классах на уроках алгебры и геометрии, физики и химии он будет чувствовать себя достаточно уверенно.
Иконка файла материала конспект.docx
1.Как научить ребенка решать задачи? Я напишу здесь рецепт «математического счастья», и буду очень рада, если он кому­то пригодится. Статья ни в коем случае не претендует на истину в последней инстанции, вы можете добавлять или  убирать  пункты в соответствии с потребностями вашего ребенка. В течение многих лет учебы в школе Вашему ребенку придется решать огромное количество задач.   Сначала   это   будут   задачи   по   математике,   потом   они   сменятся   задачами   по   алгебре   и геометрии, к ним добавятся задачи по химии и физике и т.д. Но, несмотря на кажущуюся непохожесть, в методике их решения существует много общего. Поэтому, если ученик в начальной школе освоит основные закономерности в подходе к решению любой задачи, почувствует, что решать задачи интересно, в старших классах на уроках алгебры и геометрии, физики и химии он будет чувствовать себя достаточно уверенно. Итак, начнем с самого начала. 1. Мотивация. Увы, надо признать, наши дети глубоко демотивированы. Чья в этом вина и почему так получилось, обсуждать сейчас не хочется. И все­таки было бы не плохо, чтобы ребенок знал,   для   чего   он   этот   предмет   учит.   В   начальной   школе   ответ   на   этот   вопрос   очевиден: арифметика касается чисто практических задач, как то вычислить площадь комнаты или скорость пешехода. Гораздо тяжелей человеку осознать – зачем ему иррациональные числа и квадратные уравнения. Вот здесь нужно уцепиться за то, чем ваш ребенок увлечен! Практически к любой области   человеческих   знаний   можно   «прикрутить»   математику,   начиная   от   практического применения   (будущие   программисты,   инженеры,   строители   и   т.д.   ну   просто   обязаны   знать математику) заканчивая логическим мышлением и воображением, которые развивает этот предмет (дети с выраженной любовью к гуманитарным предметам считают, что им математика не нужна! Однако, может сами уравнения им и вправду ни к чему, но умение аналитически мыслить очень даже пригодится) 2.Рекомендации при решении задач: 1.Задачу нужно внимательно прочитать (может быть и не один раз!) и после этого уяснить,  что любая задача состоит из четырех частей:1.                Условие 2.                Вопрос  ­ дается ученику (и родителям!) 3.                Решение 4.                Ответ ­ выполняется учеником (или, к сожалению, его родителями) Если Ваш ребенок не может решить задачу, то Вы не должны нервничать, злиться,  кричать и решать ее за малыша, надо просто разобраться в задаче досконально, чтобы Ваше  объяснение стало для него понятным. 1.                 Решение   любой,   даже   самой   трудной   задачи,   подчиняется   главному закону: по двум данным находим третье. 2.                      а) Если   ребенку  трудно   составить   краткую   запись,   попробуйте рисовать. Да­да­да… Мы рисуем все с 1 класса. С самого начала учите ребенка четко представлять, что же происходит в те моменты, от которых говорится в задаче, и рисунок здесь просто необходим. Коля держал в руке 3 яблока, тут пришел Вася, и отдал ему еще два. Все просто, не так ли? Но это просто – для нас, взрослых. В момент когда вы рисуете картинку с ребенком, вы, во первых, можете превратить   нудное   и   непонятное   в   веселое   и   простое.   Во   вторых,   поможете развить воображение, что на самом деле и является целью всего этого обучения! Наличие   художественных   способностей,   конечно,   желательно,   но   совершенно необязательно. Чем смешней картинка, тем лучше все запомнится и «поймется».           б)   Попробуйте дать   ему   задачу,   которая   содержит   лишние   сведения. Пускай малыш вычеркнет все ненужное. Например: В магазине на нашей улице продавались очень красивые альбомы. На обложке смешные картинки. Бумага плотная, белая. Передо мной их покупала одна тетя. Ей нужно было целых 5 альбомов. Продавец сказал, что 5 альбомов стоят 60 рублей. А мне мама сказала, что нужно купить 3 альбома. Сколько денег мне нужно заплатить?       3.   Если трудно записать план решения из–за того, что ребенок не понимает, почему же он не может ответить сразу на вопрос, разыграйте с ним сценку, чтобы он смог почувствовать себя как бы «внутри задачи». 2У тебя 6 конфеток, а у меня на 4 конфеты больше. Сколько конфет у нас с тобой вместе? Малыш, не задумываясь, складывает 6 и 4, он уверен, что решил задачу. Тогда вы кладете перед ним 6 конфет, а свои зажимаете в кулаке. ­ Сколько конфет у нас с тобой? Почему ты не можешь ответить на этот вопрос? ­ Потому что я не знаю, сколько конфет у тебя. Покажи! ­ Ты сейчас это узнаешь сам. У меня на 4 конфеты больше, чем у тебя. ­ Значит, у тебя 10 конфет. А всего у нас 16 конфет! ­ Что же нужно знать, чтобы узнать, сколько конфет у нас вместе? Нужно знать, сколько конфет у каждого. А затем Вы вдвоем составляете план.   Используйте   нестандартные   ситуации.   Обычно   решение   задач   сводится   к   некоторому набору стандартных шаблонных упражнений, в рамках которых и происходит школьное обучение. Ничего плохого в этом на самом деле нет. Есть некий алгоритм решения одной задачи, к нему придумывается 40 подобных, и все счастливы. Так вот! Мой вам добрый совет: попробуйте это все обучение немного переиграть. Пусть у вас будет одна стандартная задача, а к ней, например, два варианта   решения.   Или   подходящая   по   смыслу   и   содержанию   логическая   задача.   Еще   раз повторюсь, в эти дебри нужно заползать, только если ребенок уже освоил стандартные (то есть самые простые и очевидные) ходы. Иначе в голове у вашего отпрыска будет полная каша.  4.    Все   внимание   на   фразы!   Математика   здорово   тренирует   внимательность,   и   самое главное,   чему   нужно   научить   ребенка,   что   ответ   задачи   скрыт   в   ее   условии. Ответ   нужно списывать с вопроса. Ответ всегда начинается с числа.  Четко нужно запоминать значение «математических фраз», некоторые можете вообще как стишок   наизусть   учить.   Например,   фраза   «больше   в»,   «больше   на»,   а   также   все   эти  «слагаемые», «уменьшаемые», «вычитаемые» и т.д. – нужно добиться четкого понимания, что это 3все значит. Только после этого условия задач не будут казаться такими запутанными и сложными, а решения простыми и очевидными.   5.       И самое  главное!  Не ждите,  что, выполнив с ребенком  по одному упражнению из предложенных, Вы научите его решать задачи. Чтобы добиться успеха, все навыки нужно довести до   автоматизма. Звучит,   конечно,   эта   фраза   страшно.   И   тем   не   менее.   В   решении   простейших примеров, в изучении таблицы умножения, дробей, этой самой автоматизированности добиться просто   необходимо.   Иначе   дальнейшие   «слои»   знаний   будут   построены   на   очень   непрочном фундаменте. Какой смысл изучать сложение и умножение иррациональных чисел, если человек не может правильно и БЫСТРО сложить или перемножить два числа. Чтобы бороться с «нудностью» этого процесса можно рассказывать всякие интересные истории про действие чисел, показывать более   простые   способы   или   даже   доверить   посчитать   стоимость   покупки   «того­то   того­то   по столько­то рублей». Очень рекомендуется график занятий «понемногу, но каждый день»  Задачи нужно научиться «чувствовать душой» 4