Чтение играет основную роль в жизни ребёнка. Его роль так велика, что её нельзя недооценивать. Хорошо читающий ребёнок прекрасно решает задачи, быстро ориентируется в выполнении упражнения, у него не возникают трудности в пересказе любого текста.
В своей статье хочу поделиться некоторыми приёмами работы, как научить первоклассника неслоговому чтению.Как научить ребёнка читать
Как научить ребёнка читать.doc
Как научить ребёнка читать.
Чтение играет основную роль в жизни ребёнка. Его роль так велика, что её
нельзя недооценивать. Хорошо читающий ребёнок прекрасно решает задачи, быстро
ориентируется в выполнении упражнения, у него не возникают трудности в пересказе
любого текста.
Несколько лет подряд пытаюсь отказываться от слогового чтения
первоклассников. По технологии А.М.Кушнира « Информационноценностный подход
в обучении чтению», я использую звуковой ориентир – живой голос учителя, далее –
звукозапись (компьютерный диск), а дети при этом водят пальчиком по строчкам
книги. И понимают смысл, и рисуют зрительные образы.
Приёмов работы много. Главное – ребёнок не слышит образцов скучного
слогового чтения, ему интересно, он быстро находит в тексте нужную информацию (а
это очень пригодится ему во взрослой жизни).
Для начинающего чтеца самую большую трудность представляет вопрос о том,
как связать по смыслу 23 предложения, так как пока первоклассник «доберётся» до
конца предложения, он так много отдаст ему сил, что забудет, о чём говорилось в
предыдущем предложении. Такую трудность в работе над текстом, проходит каждый
ученик. На уроках я использую систему Т. И. Федоренко для того, чтобы
отрабатывать навык чтения и формировать умение работать с небольшим текстом:
осмысливать текст, придумывать заголовок, отвечать на поставленные учителем
вопросы. Использую связные тексты, состоящие из коротких двусловных предложений,
затем количество слов в предложениях постепенно увеличивается. Переходя от текст
к тексту маленький читатель легко « добирается» до конца предложения и при этом
учится соединять все предложения единой мыслью. Например:
Текст №1 Текст №2 Текст №3
Тает снег. Прилетели птички. Мы живём в небольшом хуторе.
Бегут ручьи. Ярко светит солнце. Наш хутор называется Трёхложинский
Светит солнце. Распускаются листочки. Мы любуемся природой нашего края.
Появились лужи. Весело журчат ручейки. В нашем хуторе живут добрые люди.
Чирикают воробьи. В окно повеяло весною.
Наступила весна. Скоро весь лес зазеленеет.
В третьем классе использую следующий приём обучения чтению. Делю класс на
три группы. К первой группе относятся дети, которые читают более 100 слов в
минуту, ко второй дети, читающие 90 слов, а к третьей до 80 слов в минуту.
Тексты для чтения в начальной школе не очень большие, поэтому не трудно
подсчитать количество слов в каждом рассказе. Так в рассказе В.П.Астафьева
«Капалуха» (Родная речь , 3 класс) 481 слово. Значит, первая группа прочитает этот
текст за 5 минут, вторая группа (480:90) примерно за 5,5 – 6 минут, а третья ( 480:80) за
6 минут. Первая группа прочитывает раньше и получает дополнительные задания:
а) прочитать ещё раз и отметить главное в тексте;
б) объяснить друг другу смысл новых слов ( можно пользоваться словарём);
в) ответить на вопросы по содержанию текста.
Вторая группа может выполнить задания под пунктами а) и б).
При таком построении урока каждый успевает прочитать текст по 2 – 3 раза.Дети
любят работать « на время», продуктивно используют каждую минуту урока.
Чтение – базовый элемент включения человека в современную цивилизацию.
Очень важно, какое настроение владеет ребёнком в процессе чтения: если он увлекается информацией, событиями, описаниями, заложенными в сказках, рассказах,
то его умение разовьётся и станет чемто большим в его жизни, чем обыкновенное
складывание букв в слова.
Как научить ребёнка читать
Как научить ребёнка читать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.