Доброго тебе настроения, дорогой читатель. В этом небольшом посте мы будем разговаривать о том, как научиться импровизировать: обсудим какие-то общие моменты и посмотрим основные приёмы импровизации применительно к фортепиано. Вообще, импровизация является, пожалуй, одним из самых загадочных и таинственных процессов в музыке. Как вы знаете, этим словом называют сочинение музыки прямо во время её игры, иначе говоря, одновременное исполнение и сочинение.
Как научиться импровизировать на фортепиано:
приёмы импровизации
Доброго тебе настроения, дорогой читатель. В этом
небольшом посте мы будем разговаривать о том, как
научиться импровизировать: обсудим какието общие
моменты и посмотрим основные приёмы импровизации
применительно к фортепиано. Вообще, импровизация
является, пожалуй, одним из самых загадочных и
таинственных процессов в музыке. Как вы знаете, этим
словом называют сочинение музыки прямо во время её
игры, иначе говоря, одновременное исполнение и
сочинение. Техникой импровизации владеет, конечно, не
каждый музыкант (сейчас, главным образом, это умеютджазовые музыканты, композиторы и те, кто
аккомпанирует певцам), дело это доступно каждому, кто
за него берётся. Какието приёмы импровизации
вырабатываются и закрепляются незаметно, вместе с
накоплением опыта.
ЧТО ВАЖНО ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ? Тут буквально
перечислим: тема, гармония, ритм, фактура, форма,
жанр и стиль. Теперь чуть подробнее развернём то, что
мы хотели бы до вас донести: Наличие темы или
гармонической сетки, на которую будет создаваться
фортепианная импровизация – это необязательно, но
желательно (для смысла), в эпоху старинной музыки(например, в барокко) тему для импровизации давал
исполнителю посторонний человек – учёный композитор,
исполнитель или неучёный слушатель. Необходимость
музыку формовать, то есть придавать ей какуюлибо из
музыкальных форм – можно, конечно, импровизировать
бесконечно, но слушатели ваши начнут уставать, равно
как и фантазия – по три раза примерно одно и то же
никому слушать не хочется и играть неприятно
(разумеется, если вы не импровизируете в форме
куплетов или в форме рондо). Выбор жанра – то есть
такого вида музыкального произведения, на который вы
будете ориентироваться. Можно импровизировать в
жанре вальса, а можно в жанре марша, можно, играя,придумать мазурку, а можно оперную арию. Суть одна –
вальс должен быть вальсом, марш должен быть похож на
марш, а мазурка обязана быть супермазуркой со всеми
теми особенностями, какие ей полагаются (тут и вопрос
формы, и гармонии, и ритма). Выбор стиля – тоже
важное определение. Стиль – это музыкальный язык.
Скажем Вальс Чайковского и вальс Шопена – это не
одно и то же, и музыкальный момент Шуберта с
музыкальным моментом Рахманинова трудно перепутать
(это тут мы поминали разные композиторские стили).
Вам и тут нужно избрать ориентир – импровизировать в
манере какоголибо известного музыканта, композитора
(только не нужно пародировать – это другое, хотя тожевесёлое занятие), или какоголибо рода музыки (сравните
– импровизации в стиле джаз или в академической
манере, в духе романтической баллады Брамса или в
духе гротескового скерцо Шостаковича). Ритмическая
организация – вот это то, что серьёзно помогает
начинающим. Чувствуй ритм, и всё у тебя будет хорошо!
На деле – вопервых, музыкальный размер – в какой метр
(пульс) ты будешь укладывать свою музыку, вовторых,
темп – определись: медленно или быстро, втретьих, что
будет внутри твоих тактов, какой ритмический рисунок
– движение мелких длительностей – шестнадцатых или
триолей, или какаянибудь сложная ритмика, а может
быть куча синкоп? Фактура, если попростому, то этоспособ изложения музыки. Что у тебя будет? Или
строгие аккорды, или вальсовый басаккорд в левой руке
и мелодия в правой, или парящая мелодия наверху, а под
ней какое угодно свободное сопровождение, или одни
общие формы движения – гаммы, арпеджио, или ты
вообще устроишь между руками спорразговор и
получится полифоническое произведение? Это надо
решать сразу, а потом уж придерживаться своего
решения до конца, так отклоняться от него – нехорошо
(эклектики быть не должно). Высшая задача и цель
импровизатора – НАУЧИТЬСЯ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ
ТАК, ЧТОБЫ СЛУШАТЕЛЬ ДАЖЕ И НЕ
ДОГАДЫВАЛСЯ О ТОМ, ЧТО ТЫИМПРОВИЗИРУЕШЬ. КАК НАУЧИТЬСЯ
ИМПРОВИЗИРОВАТЬ: НЕМНОГО ИЗ ЛИЧНОГО
ОПЫТА Следует отметить, что у каждого музыканта,
безусловно, имеется свой опыт в освоении искусства
импровизации, а также какието свои секреты. Лично я
всем желающим обучиться этому ремеслу посоветовала
бы для начала, как можно больше играть не по нотам, а
самостоятельно подбирать понравившиеся вам мелодии.
Это даёт творческую свободу. Из своего опыта могу
сказать, что мне сильно помогло огромное желание
подбирать различные мелодии, а также сочинять свои
собственные. Мне это было крайне интересно, с самого
детства, до такой степени, что, скажу вам по секрету, яэтим занималась гораздо больше, чем разучиванием
заданных педагогом музыкальных произведений.
Результат был налицо – я приходила на урок и играла
произведение, что называется, «с листа». Педагог хвалил
меня за хорошую подготовку к уроку, хотя, я видела
ноты первый раз в жизни, потому как дома даже не
открывала учебник, в чем, естественно, не могла
признаться педагогу.
Итак, спросите меня, как импровизировать на
фортепиано? Я вам повторю: нужно как можно больше
играть «произвольные» мелодии, подбирать и ещё раз
подбирать! Только практика позволяет добиться
хороших результатов. А если у вас еще и талант от Бога,то только одному Богу известно в какого монстра
музыканта, мастера импровизации вы превратитесь со
временем. Ещё одна рекомендация – брать ноты
произведений и анализировать их – рассматривая всё, что
вы там видите. Видите необычайно красивую или
волшебную гармонию – анализируйте гармонию, потом
пригодится, видите интересную фактуру – тоже берите
на заметку, что можно так играть, видите выразительные
ритмические фигуры или мелодические обороты –
заимствуйте. В старину композиторы учились,
переписывая ноты других композиторов.
Ну и, пожалуй, самое главное… Нужно развивать
технику владения инструментом. Без этого не выйдетничего, поэтому не ленитесь ежедневно играть гаммы,
арпеджио, упражнения и этюды. Это и приятно, и
полезно. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЛИ ПРИЁМЫ
ИМПРОВИЗАЦИИ Когда меня спрашивают, как
научиться импровизировать, я отвечаю, что надо
пробовать применять разные методы развития
музыкального материала. Только не нужно запихивать их
все сразу в первую же вашу импровизацию.
Последовательно попробуйте сначала один, наиболее
понятный, затем второй, третий – сначала научитесь,
подкопите опыт, а потому уж будете сочетать все
методы вместе Итак, вот некоторые приёмы
импровизации: Гармонический – тут много разныхаспектов, это и усложнение гармонии, и придание ей
современной пряности (сделайте её острой), или,
наоборот, придание ей чистоты и прозрачности. Этот
метод не простой, наиболее доступные, но очень
выразительные приёмы для новичков: поменять лад
(например, был мажор – оминорьте, проведите то же
самое в миноре); перегармонизовать мелодию – то есть
подобрать к ней новое сопровождение, «новое
освещение», с новым аккомпанементом мелодия будет
звучать подругому; поменять гармонический стиль
(тоже метод раскраски) – скажем, возьмите сонату
Моцарта и все классические гармонии в ней замените
джазовыми, сами удивитесь, что может получиться.Мелодический способ импровизации подразумевает
работу с мелодией, её изменение или создание (если она
отсутствует). Здесь можно: Сделать зеркальное
обращение мелодии, теоретически это очень просто –
просто заменить движение вверх движением вниз и
наоборот (используя технику обращения интервалов), но
практически нужно полагаться на чувство меры и опыт
(будет ли это хорошо звучать?), и может быть применять
этот приём импровизации только эпизодически.
Разукрасить мелодию мелизмами: форшлагами, трелями,
группетто и мордентами – сплести такое вот
своеобразное мелодическое кружево. Если в мелодии
есть скачки на широкие интервалы (сексту, септиму,октаву), их можно заполнить быстрыми пассажами; если
в мелодии есть длинные ноты, их можно раздробить на
более мелкие с целью: а) репетиции (повторения
несколько раз), б) опевания (окружить соседними нотами
основной звук, тем самым выделяя его). Сочинить новую
мелодиюответ к той, что звучала ранее. Здесь требуется
проявить себя понастоящему творчески. Мелодию
можно разделить на фразы так, как будто это не
мелодия, а разговор двух персонажей. Репликами
(вопросответ) персонажей можно музыкально
поиграться полифонически, перенося их в разные
регистры. Кроме всех прочих изменений, которые
касаются именно интонационного уровня, можно простозаменить штрихи на противоположные (легато на
стаккато и наоборот), от этого изменится и характер
музыки! Ритмический способ изменений в музыке также
играет не последнюю роль и требует от исполнителя, в
первую очередь, очень хорошего чувства ритма, так как в
противном случае, просто не удержаться в заданной
гармонической форме. Начинающим неплохо для этих
целей применять метроном, который всегда будет
держать нас в рамках. Изменять ритмически можно как
мелодию, так и любой другой слой музыкальной ткани –
например аккомпанемент. Скажем в каждой новой
вариации делать новый тип аккомпанемента: то
аккордовый, то чисто басовомелодический, торазложить аккорды на арпеджио, то организовать весь
аккомпанемент в какомнибудь интересном ритмическом
движении (например, в испанском ритме, или по типу
польки и т.д.).
MusicEducation.ruАккомпанемент Как научиться
импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации
Доброго тебе настроения, дорогой читатель. В этом
небольшом посте мы будем разговаривать о том, как
научиться импровизировать: обсудим какието общие
моменты и посмотрим основные приёмы импровизации
применительно к фортепиано. Вообще, импровизация
является, пожалуй, одним из самых загадочных итаинственных процессов в музыке. Как вы знаете, этим
словом называют сочинение музыки прямо во время её
игры, иначе говоря, одновременное исполнение и
сочинение. Техникой импровизации владеет, конечно, не
каждый музыкант (сейчас, главным образом, это умеют
джазовые музыканты, композиторы и те, кто
аккомпанирует певцам), дело это доступно каждому, кто
за него берётся. Какието приёмы импровизации
вырабатываются и закрепляются незаметно, вместе с
накоплением опыта. ЧТО ВАЖНО ДЛЯ
ИМПРОВИЗАЦИИ? Тут буквально перечислим: тема,
гармония, ритм, фактура, форма, жанр и стиль. Теперь
чуть подробнее развернём то, что мы хотели бы до васдонести: Наличие темы или гармонической сетки, на
которую будет создаваться фортепианная импровизация
– это необязательно, но желательно (для смысла), в
эпоху старинной музыки (например, в барокко) тему для
импровизации давал исполнителю посторонний человек –
учёный композитор, исполнитель или неучёный
слушатель. Необходимость музыку формовать, то есть
придавать ей какуюлибо из музыкальных форм – можно,
конечно, импровизировать бесконечно, но слушатели
ваши начнут уставать, равно как и фантазия – по три раза
примерно одно и то же никому слушать не хочется и
играть неприятно (разумеется, если вы не
импровизируете в форме куплетов или в форме рондо).Выбор жанра – то есть такого вида музыкального
произведения, на который вы будете ориентироваться.
Можно импровизировать в жанре вальса, а можно в
жанре марша, можно, играя, придумать мазурку, а можно
оперную арию. Суть одна – вальс должен быть вальсом,
марш должен быть похож на марш, а мазурка обязана
быть супермазуркой со всеми теми особенностями,
какие ей полагаются (тут и вопрос формы, и гармонии, и
ритма). Выбор стиля – тоже важное определение. Стиль –
это музыкальный язык. Скажем Вальс Чайковского и
вальс Шопена – это не одно и то же, и музыкальный
момент Шуберта с музыкальным моментом Рахманинова
трудно перепутать (это тут мы поминали разныекомпозиторские стили). Вам и тут нужно избрать
ориентир – импровизировать в манере какоголибо
известного музыканта, композитора (только не нужно
пародировать – это другое, хотя тоже весёлое занятие),
или какоголибо рода музыки (сравните – импровизации
в стиле джаз или в академической манере, в духе
романтической баллады Брамса или в духе гротескового
скерцо Шостаковича). Ритмическая организация – вот
это то, что серьёзно помогает начинающим. Чувствуй
ритм, и всё у тебя будет хорошо! На деле – вопервых,
музыкальный размер – в какой метр (пульс) ты будешь
укладывать свою музыку, вовторых, темп – определись:
медленно или быстро, втретьих, что будет внутри твоихтактов, какой ритмический рисунок – движение мелких
длительностей – шестнадцатых или триолей, или какая
нибудь сложная ритмика, а может быть куча синкоп?
Фактура, если попростому, то это способ изложения
музыки. Что у тебя будет? Или строгие аккорды, или
вальсовый басаккорд в левой руке и мелодия в правой,
или парящая мелодия наверху, а под ней какое угодно
свободное сопровождение, или одни общие формы
движения – гаммы, арпеджио, или ты вообще устроишь
между руками спорразговор и получится
полифоническое произведение? Это надо решать сразу, а
потом уж придерживаться своего решения до конца, так
отклоняться от него – нехорошо (эклектики быть недолжно). Высшая задача и цель импровизатора –
НАУЧИТЬСЯ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ
СЛУШАТЕЛЬ ДАЖЕ И НЕ ДОГАДЫВАЛСЯ О ТОМ,
ЧТО ТЫ ИМПРОВИЗИРУЕШЬ. КАК НАУЧИТЬСЯ
ИМПРОВИЗИРОВАТЬ: НЕМНОГО ИЗ ЛИЧНОГО
ОПЫТА Следует отметить, что у каждого музыканта,
безусловно, имеется свой опыт в освоении искусства
импровизации, а также какието свои секреты. Лично я
всем желающим обучиться этому ремеслу посоветовала
бы для начала, как можно больше играть не по нотам, а
самостоятельно подбирать понравившиеся вам мелодии.
Это даёт творческую свободу. Из своего опыта могу
сказать, что мне сильно помогло огромное желаниеподбирать различные мелодии, а также сочинять свои
собственные. Мне это было крайне интересно, с самого
детства, до такой степени, что, скажу вам по секрету, я
этим занималась гораздо больше, чем разучиванием
заданных педагогом музыкальных произведений.
Результат был налицо – я приходила на урок и играла
произведение, что называется, «с листа». Педагог хвалил
меня за хорошую подготовку к уроку, хотя, я видела
ноты первый раз в жизни, потому как дома даже не
открывала учебник, в чем, естественно, не могла
признаться педагогу. Курсы по фортепиано в Москве
Музыкальная школа в Москве. Любое удобное время.
Индивидуальная програма.Музыкальная школав Москве. Любое удобное время. Индивидуальная
програма. 1musicfamily.ru Москва Типы обучения
Стоимость Наши ученики Записаться на обучение м.
Китайгород м. Лубянка м. Чистые пруды Перейти
Яндекс.Директ Итак, спросите меня, как
импровизировать на фортепиано? Я вам повторю: нужно
как можно больше играть «произвольные» мелодии,
подбирать и ещё раз подбирать! Только практика
позволяет добиться хороших результатов. А если у вас
еще и талант от Бога, то только одному Богу известно в
какого монстрамузыканта, мастера импровизации вы
превратитесь со временем. Ещё одна рекомендация –
брать ноты произведений и анализировать их –рассматривая всё, что вы там видите. Видите необычайно
красивую или волшебную гармонию – анализируйте
гармонию, потом пригодится, видите интересную
фактуру – тоже берите на заметку, что можно так играть,
видите выразительные ритмические фигуры или
мелодические обороты – заимствуйте. В старину
композиторы учились, переписывая ноты других
композиторов. Ну и, пожалуй, самое главное… Нужно
развивать технику владения инструментом. Без этого не
выйдет ничего, поэтому не ленитесь ежедневно играть
гаммы, арпеджио, упражнения и этюды. Это и приятно, и
полезно. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЛИ ПРИЁМЫ
ИМПРОВИЗАЦИИ Когда меня спрашивают, какнаучиться импровизировать, я отвечаю, что надо
пробовать применять разные методы развития
музыкального материала. Только не нужно запихивать их
все сразу в первую же вашу импровизацию.
Последовательно попробуйте сначала один, наиболее
понятный, затем второй, третий – сначала научитесь,
подкопите опыт, а потому уж будете сочетать все
методы вместе Итак, вот некоторые приёмы
импровизации: Гармонический – тут много разных
аспектов, это и усложнение гармонии, и придание ей
современной пряности (сделайте её острой), или,
наоборот, придание ей чистоты и прозрачности. Этот
метод не простой, наиболее доступные, но оченьвыразительные приёмы для новичков: поменять лад
(например, был мажор – оминорьте, проведите то же
самое в миноре); перегармонизовать мелодию – то есть
подобрать к ней новое сопровождение, «новое
освещение», с новым аккомпанементом мелодия будет
звучать подругому; поменять гармонический стиль
(тоже метод раскраски) – скажем, возьмите сонату
Моцарта и все классические гармонии в ней замените
джазовыми, сами удивитесь, что может получиться.
Мелодический способ импровизации подразумевает
работу с мелодией, её изменение или создание (если она
отсутствует). Здесь можно: Сделать зеркальное
обращение мелодии, теоретически это очень просто –просто заменить движение вверх движением вниз и
наоборот (используя технику обращения интервалов), но
практически нужно полагаться на чувство меры и опыт
(будет ли это хорошо звучать?), и может быть применять
этот приём импровизации только эпизодически.
Разукрасить мелодию мелизмами: форшлагами, трелями,
группетто и мордентами – сплести такое вот
своеобразное мелодическое кружево. Если в мелодии
есть скачки на широкие интервалы (сексту, септиму,
октаву), их можно заполнить быстрыми пассажами; если
в мелодии есть длинные ноты, их можно раздробить на
более мелкие с целью: а) репетиции (повторения
несколько раз), б) опевания (окружить соседними нотамиосновной звук, тем самым выделяя его). Сочинить новую
мелодиюответ к той, что звучала ранее. Здесь требуется
проявить себя понастоящему творчески. Мелодию
можно разделить на фразы так, как будто это не
мелодия, а разговор двух персонажей. Репликами
(вопросответ) персонажей можно музыкально
поиграться полифонически, перенося их в разные
регистры. Кроме всех прочих изменений, которые
касаются именно интонационного уровня, можно просто
заменить штрихи на противоположные (легато на
стаккато и наоборот), от этого изменится и характер
музыки! Ритмический способ изменений в музыке также
играет не последнюю роль и требует от исполнителя, впервую очередь, очень хорошего чувства ритма, так как в
противном случае, просто не удержаться в заданной
гармонической форме. Начинающим неплохо для этих
целей применять метроном, который всегда будет
держать нас в рамках. Изменять ритмически можно как
мелодию, так и любой другой слой музыкальной ткани –
например аккомпанемент. Скажем в каждой новой
вариации делать новый тип аккомпанемента: то
аккордовый, то чисто басовомелодический, то
разложить аккорды на арпеджио, то организовать весь
аккомпанемент в какомнибудь интересном ритмическом
движении (например, в испанском ритме, или по типу
польки и т.д.). Живой пример импровизации: ДенисМацуев – известный пианист импровизирует на тему
песенки “В лесу родилась ёлочка”! В заключение хочется
отметить – для того, чтобы научиться импровизировать,
необходимо… ИМПРОВИЗИРОВАТЬ, ну и, конечно,
иметь огромное желание овладеть этим искусством, а
также не бояться неудач. Больше раскованности и
творческой свободы, и у вас все получится!