Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 15.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доброго тебе настроения, дорогой читатель. В этом небольшом посте мы будем разговаривать о том, как научиться импровизировать: обсудим какие-то общие моменты и посмотрим основные приёмы импровизации применительно к фортепиано. Вообще, импровизация является, пожалуй, одним из самых загадочных и таинственных процессов в музыке. Как вы знаете, этим словом называют сочинение музыки прямо во время её игры, иначе говоря, одновременное исполнение и сочинение.
Иконка файла материала 1.docx
Как научиться импровизировать на фортепиано:  приёмы импровизации  Доброго тебе настроения, дорогой читатель. В этом  небольшом посте мы будем разговаривать о том, как  научиться импровизировать: обсудим какие­то общие  моменты и посмотрим основные приёмы импровизации  применительно к фортепиано. Вообще, импровизация  является, пожалуй, одним из самых загадочных и  таинственных процессов в музыке. Как вы знаете, этим  словом называют сочинение музыки прямо во время её  игры, иначе говоря, одновременное исполнение и  сочинение. Техникой импровизации владеет, конечно, не  каждый музыкант (сейчас, главным образом, это умеютджазовые музыканты, композиторы и те, кто  аккомпанирует певцам), дело это доступно каждому, кто за него берётся. Какие­то приёмы импровизации  вырабатываются и закрепляются незаметно, вместе с  накоплением опыта.  ЧТО ВАЖНО ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ? Тут буквально  перечислим: тема, гармония, ритм, фактура, форма,  жанр и стиль. Теперь чуть подробнее развернём то, что  мы хотели бы до вас донести: Наличие темы или  гармонической сетки, на которую будет создаваться  фортепианная импровизация – это необязательно, но  желательно (для смысла), в эпоху старинной музыки(например, в барокко) тему для импровизации давал  исполнителю посторонний человек – учёный композитор, исполнитель или неучёный слушатель. Необходимость  музыку формовать, то есть придавать ей какую­либо из  музыкальных форм – можно, конечно, импровизировать  бесконечно, но слушатели ваши начнут уставать, равно  как и фантазия – по три раза примерно одно и то же  никому слушать не хочется и играть неприятно  (разумеется, если вы не импровизируете в форме  куплетов или в форме рондо). Выбор жанра – то есть  такого вида музыкального произведения, на который вы  будете ориентироваться. Можно импровизировать в  жанре вальса, а можно в жанре марша, можно, играя,придумать мазурку, а можно оперную арию. Суть одна –  вальс должен быть вальсом, марш должен быть похож на  марш, а мазурка обязана быть супер­мазуркой со всеми  теми особенностями, какие ей полагаются (тут и вопрос  формы, и гармонии, и ритма). Выбор стиля – тоже  важное определение. Стиль – это музыкальный язык.  Скажем Вальс Чайковского и вальс Шопена – это не  одно и то же, и музыкальный момент Шуберта с  музыкальным моментом Рахманинова трудно перепутать  (это тут мы поминали разные композиторские стили).  Вам и тут нужно избрать ориентир – импровизировать в  манере какого­либо известного музыканта, композитора  (только не нужно пародировать – это другое, хотя тожевесёлое занятие), или какого­либо рода музыки (сравните – импровизации в стиле джаз или в академической  манере, в духе романтической баллады Брамса или в  духе гротескового скерцо Шостаковича). Ритмическая  организация – вот это то, что серьёзно помогает  начинающим. Чувствуй ритм, и всё у тебя будет хорошо!  На деле – во­первых, музыкальный размер – в какой метр (пульс) ты будешь укладывать свою музыку, во­вторых,  темп – определись: медленно или быстро, в­третьих, что  будет внутри твоих тактов, какой ритмический рисунок  – движение мелких длительностей – шестнадцатых или  триолей, или какая­нибудь сложная ритмика, а может  быть куча синкоп? Фактура, если по­простому, то этоспособ изложения музыки. Что у тебя будет? Или  строгие аккорды, или вальсовый бас­аккорд в левой руке и мелодия в правой, или парящая мелодия наверху, а под ней какое угодно свободное сопровождение, или одни  общие формы движения – гаммы, арпеджио, или ты  вообще устроишь между руками спор­разговор и  получится полифоническое произведение? Это надо  решать сразу, а потом уж придерживаться своего  решения до конца, так отклоняться от него – нехорошо  (эклектики быть не должно). Высшая задача и цель  импровизатора – НАУЧИТЬСЯ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ  ТАК, ЧТОБЫ СЛУШАТЕЛЬ ДАЖЕ И НЕ  ДОГАДЫВАЛСЯ О ТОМ, ЧТО ТЫИМПРОВИЗИРУЕШЬ. КАК НАУЧИТЬСЯ  ИМПРОВИЗИРОВАТЬ: НЕМНОГО ИЗ ЛИЧНОГО  ОПЫТА Следует отметить, что у каждого музыканта,  безусловно, имеется свой опыт в освоении искусства  импровизации, а также какие­то свои секреты. Лично я  всем желающим обучиться этому ремеслу посоветовала  бы для начала, как можно больше играть не по нотам, а  самостоятельно подбирать понравившиеся вам мелодии.  Это даёт творческую свободу. Из своего опыта могу  сказать, что мне сильно помогло огромное желание  подбирать различные мелодии, а также сочинять свои  собственные. Мне это было крайне интересно, с самого  детства, до такой степени, что, скажу вам по секрету, яэтим занималась гораздо больше, чем разучиванием  заданных педагогом музыкальных произведений.  Результат был налицо – я приходила на урок и играла  произведение, что называется, «с листа». Педагог хвалил  меня за хорошую подготовку к уроку, хотя, я видела  ноты первый раз в жизни, потому как дома даже не  открывала учебник, в чем, естественно, не могла  признаться педагогу. Итак, спросите меня, как импровизировать на  фортепиано? Я вам повторю: нужно как можно больше  играть «произвольные» мелодии, подбирать и ещё раз  подбирать! Только практика позволяет добиться  хороших результатов. А если у вас еще и талант от Бога,то только одному Богу известно в какого монстра­ музыканта, мастера импровизации вы превратитесь со  временем. Ещё одна рекомендация – брать ноты  произведений и анализировать их – рассматривая всё, что вы там видите. Видите необычайно красивую или  волшебную гармонию – анализируйте гармонию, потом  пригодится, видите интересную фактуру – тоже берите  на заметку, что можно так играть, видите выразительные  ритмические фигуры или мелодические обороты –  заимствуйте. В старину композиторы учились,  переписывая ноты других композиторов. Ну и, пожалуй, самое главное… Нужно развивать  технику владения инструментом. Без этого не выйдетничего, поэтому не ленитесь ежедневно играть гаммы,  арпеджио, упражнения и этюды. Это и приятно, и  полезно. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЛИ ПРИЁМЫ  ИМПРОВИЗАЦИИ Когда меня спрашивают, как  научиться импровизировать, я отвечаю, что надо  пробовать применять разные методы развития  музыкального материала. Только не нужно запихивать их все сразу в первую же вашу импровизацию.  Последовательно попробуйте сначала один, наиболее  понятный, затем второй, третий – сначала научитесь,  подкопите опыт, а потому уж будете сочетать все  методы вместе Итак, вот некоторые приёмы  импровизации: Гармонический – тут много разныхаспектов, это и усложнение гармонии, и придание ей  современной пряности (сделайте её острой), или,  наоборот, придание ей чистоты и прозрачности. Этот  метод не простой, наиболее доступные, но очень  выразительные приёмы для новичков: поменять лад  (например, был мажор – оминорьте, проведите то же  самое в миноре); перегармонизовать мелодию – то есть  подобрать к ней новое сопровождение, «новое  освещение», с новым аккомпанементом мелодия будет  звучать по­другому; поменять гармонический стиль  (тоже метод раскраски) – скажем, возьмите сонату  Моцарта и все классические гармонии в ней замените  джазовыми, сами удивитесь, что может получиться.Мелодический способ импровизации подразумевает  работу с мелодией, её изменение или создание (если она  отсутствует). Здесь можно: Сделать зеркальное  обращение мелодии, теоретически это очень просто –  просто заменить движение вверх движением вниз и  наоборот (используя технику обращения интервалов), но  практически нужно полагаться на чувство меры и опыт  (будет ли это хорошо звучать?), и может быть применять  этот приём импровизации только эпизодически.  Разукрасить мелодию мелизмами: форшлагами, трелями,  группетто и мордентами – сплести такое вот  своеобразное мелодическое кружево. Если в мелодии  есть скачки на широкие интервалы (сексту, септиму,октаву), их можно заполнить быстрыми пассажами; если  в мелодии есть длинные ноты, их можно раздробить на  более мелкие с целью: а) репетиции (повторения  несколько раз), б) опевания (окружить соседними нотами основной звук, тем самым выделяя его). Сочинить новую  мелодию­ответ к той, что звучала ранее. Здесь требуется  проявить себя по­настоящему творчески. Мелодию  можно разделить на фразы так, как будто это не  мелодия, а разговор двух персонажей. Репликами  (вопрос­ответ) персонажей можно музыкально  поиграться полифонически, перенося их в разные  регистры. Кроме всех прочих изменений, которые  касаются именно интонационного уровня, можно простозаменить штрихи на противоположные (легато на  стаккато и наоборот), от этого изменится и характер  музыки! Ритмический способ изменений в музыке также  играет не последнюю роль и требует от исполнителя, в  первую очередь, очень хорошего чувства ритма, так как в противном случае, просто не удержаться в заданной  гармонической форме. Начинающим неплохо для этих  целей применять метроном, который всегда будет  держать нас в рамках. Изменять ритмически можно как  мелодию, так и любой другой слой музыкальной ткани –  например аккомпанемент. Скажем в каждой новой  вариации делать новый тип аккомпанемента: то  аккордовый, то чисто басово­мелодический, торазложить аккорды на арпеджио, то организовать весь  аккомпанемент в каком­нибудь интересном ритмическом движении (например, в испанском ритме, или по типу  польки и т.д.). Music­Education.ruАккомпанемент Как научиться  импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации  Доброго тебе настроения, дорогой читатель. В этом  небольшом посте мы будем разговаривать о том, как  научиться импровизировать: обсудим какие­то общие  моменты и посмотрим основные приёмы импровизации  применительно к фортепиано. Вообще, импровизация  является, пожалуй, одним из самых загадочных итаинственных процессов в музыке. Как вы знаете, этим  словом называют сочинение музыки прямо во время её  игры, иначе говоря, одновременное исполнение и  сочинение. Техникой импровизации владеет, конечно, не  каждый музыкант (сейчас, главным образом, это умеют  джазовые музыканты, композиторы и те, кто  аккомпанирует певцам), дело это доступно каждому, кто за него берётся. Какие­то приёмы импровизации  вырабатываются и закрепляются незаметно, вместе с  накоплением опыта. ЧТО ВАЖНО ДЛЯ  ИМПРОВИЗАЦИИ? Тут буквально перечислим: тема,  гармония, ритм, фактура, форма, жанр и стиль. Теперь  чуть подробнее развернём то, что мы хотели бы до васдонести: Наличие темы или гармонической сетки, на  которую будет создаваться фортепианная импровизация  – это необязательно, но желательно (для смысла), в  эпоху старинной музыки (например, в барокко) тему для  импровизации давал исполнителю посторонний человек – учёный композитор, исполнитель или неучёный  слушатель. Необходимость музыку формовать, то есть  придавать ей какую­либо из музыкальных форм – можно, конечно, импровизировать бесконечно, но слушатели  ваши начнут уставать, равно как и фантазия – по три раза примерно одно и то же никому слушать не хочется и  играть неприятно (разумеется, если вы не  импровизируете в форме куплетов или в форме рондо).Выбор жанра – то есть такого вида музыкального  произведения, на который вы будете ориентироваться.  Можно импровизировать в жанре вальса, а можно в  жанре марша, можно, играя, придумать мазурку, а можно оперную арию. Суть одна – вальс должен быть вальсом,  марш должен быть похож на марш, а мазурка обязана  быть супер­мазуркой со всеми теми особенностями,  какие ей полагаются (тут и вопрос формы, и гармонии, и  ритма). Выбор стиля – тоже важное определение. Стиль – это музыкальный язык. Скажем Вальс Чайковского и  вальс Шопена – это не одно и то же, и музыкальный  момент Шуберта с музыкальным моментом Рахманинова  трудно перепутать (это тут мы поминали разныекомпозиторские стили). Вам и тут нужно избрать  ориентир – импровизировать в манере какого­либо  известного музыканта, композитора (только не нужно  пародировать – это другое, хотя тоже весёлое занятие),  или какого­либо рода музыки (сравните – импровизации  в стиле джаз или в академической манере, в духе  романтической баллады Брамса или в духе гротескового  скерцо Шостаковича). Ритмическая организация – вот  это то, что серьёзно помогает начинающим. Чувствуй  ритм, и всё у тебя будет хорошо! На деле – во­первых,  музыкальный размер – в какой метр (пульс) ты будешь  укладывать свою музыку, во­вторых, темп – определись:  медленно или быстро, в­третьих, что будет внутри твоихтактов, какой ритмический рисунок – движение мелких  длительностей – шестнадцатых или триолей, или какая­ нибудь сложная ритмика, а может быть куча синкоп?  Фактура, если по­простому, то это способ изложения  музыки. Что у тебя будет? Или строгие аккорды, или  вальсовый бас­аккорд в левой руке и мелодия в правой,  или парящая мелодия наверху, а под ней какое угодно  свободное сопровождение, или одни общие формы  движения – гаммы, арпеджио, или ты вообще устроишь  между руками спор­разговор и получится  полифоническое произведение? Это надо решать сразу, а  потом уж придерживаться своего решения до конца, так  отклоняться от него – нехорошо (эклектики быть недолжно). Высшая задача и цель импровизатора –  НАУЧИТЬСЯ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ  СЛУШАТЕЛЬ ДАЖЕ И НЕ ДОГАДЫВАЛСЯ О ТОМ,  ЧТО ТЫ ИМПРОВИЗИРУЕШЬ. КАК НАУЧИТЬСЯ  ИМПРОВИЗИРОВАТЬ: НЕМНОГО ИЗ ЛИЧНОГО  ОПЫТА Следует отметить, что у каждого музыканта,  безусловно, имеется свой опыт в освоении искусства  импровизации, а также какие­то свои секреты. Лично я  всем желающим обучиться этому ремеслу посоветовала  бы для начала, как можно больше играть не по нотам, а  самостоятельно подбирать понравившиеся вам мелодии.  Это даёт творческую свободу. Из своего опыта могу  сказать, что мне сильно помогло огромное желаниеподбирать различные мелодии, а также сочинять свои  собственные. Мне это было крайне интересно, с самого  детства, до такой степени, что, скажу вам по секрету, я  этим занималась гораздо больше, чем разучиванием  заданных педагогом музыкальных произведений.  Результат был налицо – я приходила на урок и играла  произведение, что называется, «с листа». Педагог хвалил  меня за хорошую подготовку к уроку, хотя, я видела  ноты первый раз в жизни, потому как дома даже не  открывала учебник, в чем, естественно, не могла  признаться педагогу. Курсы по фортепиано в Москве  Музыкальная школа в Москве. Любое удобное время.  Индивидуальная програма.Музыкальная школав Москве. Любое удобное время. Индивидуальная  програма. 1musicfamily.ru Москва Типы обучения  Стоимость Наши ученики Записаться на обучение м.  Китай­город м. Лубянка м. Чистые пруды Перейти  Яндекс.Директ Итак, спросите меня, как  импровизировать на фортепиано? Я вам повторю: нужно  как можно больше играть «произвольные» мелодии,  подбирать и ещё раз подбирать! Только практика  позволяет добиться хороших результатов. А если у вас  еще и талант от Бога, то только одному Богу известно в  какого монстра­музыканта, мастера импровизации вы  превратитесь со временем. Ещё одна рекомендация –  брать ноты произведений и анализировать их –рассматривая всё, что вы там видите. Видите необычайно красивую или волшебную гармонию – анализируйте  гармонию, потом пригодится, видите интересную  фактуру – тоже берите на заметку, что можно так играть, видите выразительные ритмические фигуры или  мелодические обороты – заимствуйте. В старину  композиторы учились, переписывая ноты других  композиторов. Ну и, пожалуй, самое главное… Нужно  развивать технику владения инструментом. Без этого не  выйдет ничего, поэтому не ленитесь ежедневно играть  гаммы, арпеджио, упражнения и этюды. Это и приятно, и  полезно. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЛИ ПРИЁМЫ  ИМПРОВИЗАЦИИ Когда меня спрашивают, какнаучиться импровизировать, я отвечаю, что надо  пробовать применять разные методы развития  музыкального материала. Только не нужно запихивать их все сразу в первую же вашу импровизацию.  Последовательно попробуйте сначала один, наиболее  понятный, затем второй, третий – сначала научитесь,  подкопите опыт, а потому уж будете сочетать все  методы вместе Итак, вот некоторые приёмы  импровизации: Гармонический – тут много разных  аспектов, это и усложнение гармонии, и придание ей  современной пряности (сделайте её острой), или,  наоборот, придание ей чистоты и прозрачности. Этот  метод не простой, наиболее доступные, но оченьвыразительные приёмы для новичков: поменять лад  (например, был мажор – оминорьте, проведите то же  самое в миноре); перегармонизовать мелодию – то есть  подобрать к ней новое сопровождение, «новое  освещение», с новым аккомпанементом мелодия будет  звучать по­другому; поменять гармонический стиль  (тоже метод раскраски) – скажем, возьмите сонату  Моцарта и все классические гармонии в ней замените  джазовыми, сами удивитесь, что может получиться.  Мелодический способ импровизации подразумевает  работу с мелодией, её изменение или создание (если она  отсутствует). Здесь можно: Сделать зеркальное  обращение мелодии, теоретически это очень просто –просто заменить движение вверх движением вниз и  наоборот (используя технику обращения интервалов), но  практически нужно полагаться на чувство меры и опыт  (будет ли это хорошо звучать?), и может быть применять  этот приём импровизации только эпизодически.  Разукрасить мелодию мелизмами: форшлагами, трелями,  группетто и мордентами – сплести такое вот  своеобразное мелодическое кружево. Если в мелодии  есть скачки на широкие интервалы (сексту, септиму,  октаву), их можно заполнить быстрыми пассажами; если  в мелодии есть длинные ноты, их можно раздробить на  более мелкие с целью: а) репетиции (повторения  несколько раз), б) опевания (окружить соседними нотамиосновной звук, тем самым выделяя его). Сочинить новую  мелодию­ответ к той, что звучала ранее. Здесь требуется  проявить себя по­настоящему творчески. Мелодию  можно разделить на фразы так, как будто это не  мелодия, а разговор двух персонажей. Репликами  (вопрос­ответ) персонажей можно музыкально  поиграться полифонически, перенося их в разные  регистры. Кроме всех прочих изменений, которые  касаются именно интонационного уровня, можно просто  заменить штрихи на противоположные (легато на  стаккато и наоборот), от этого изменится и характер  музыки! Ритмический способ изменений в музыке также  играет не последнюю роль и требует от исполнителя, впервую очередь, очень хорошего чувства ритма, так как в противном случае, просто не удержаться в заданной  гармонической форме. Начинающим неплохо для этих  целей применять метроном, который всегда будет  держать нас в рамках. Изменять ритмически можно как  мелодию, так и любой другой слой музыкальной ткани –  например аккомпанемент. Скажем в каждой новой  вариации делать новый тип аккомпанемента: то  аккордовый, то чисто басово­мелодический, то  разложить аккорды на арпеджио, то организовать весь  аккомпанемент в каком­нибудь интересном ритмическом движении (например, в испанском ритме, или по типу  польки и т.д.). Живой пример импровизации: ДенисМацуев – известный пианист импровизирует на тему  песенки “В лесу родилась ёлочка”! В заключение хочется отметить – для того, чтобы научиться импровизировать,  необходимо… ИМПРОВИЗИРОВАТЬ, ну и, конечно,  иметь огромное желание овладеть этим искусством, а  также не бояться неудач. Больше раскованности и  творческой свободы, и у вас все получится!