Как освоить музыкальный инструмент? Мелодические инструменты

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 15.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В предыдущей статье мы рассмотрели многоголосные инструменты. Они достаточно сложны в освоении, но дают значительный музыкальный эффект. Они представляют собой целый небольшой оркестр. Такие инструменты самодостаточны. Мелодические инструменты Мелодические инструменты немного проще в освоении, но обладают своим неповторимым шармом. А при хорошей технике исполнения тоже могут использоваться сольно. К мелодическим инструментам можно отнести те, что издают одновременно не больше двух звуков.
Иконка файла материала 1.docx
Как освоить музыкальный инструмент?  Мелодические инструменты  В предыдущей статье мы рассмотрели многоголосные  инструменты. Они достаточно сложны в освоении, но дают  значительный музыкальный эффект. Они представляют собой  целый небольшой оркестр. Такие инструменты  самодостаточны. Мелодические инструменты Мелодические  инструменты немного проще в освоении, но обладают своим  неповторимым шармом. А при хорошей технике исполнения  тоже могут использоваться сольно. К мелодическим  инструментам можно отнести те, что издают одновременно небольше двух звуков. Это большинство духовых и струнные  смычковые. Или какие­нибудь экзотические инструменты типа музыкальной пилы. Может показаться, что одиноко звучащий  инструмент выглядит несерьезным без аккомпанемента того же фортепиано. Однако это не совсем так. Существует масса  произведений для скрипки соло или кларнета. Такие вещи  технически более сложны, и на начальном этапе их осваивать  не стоит. Но при начальном изучении мелодического  инструмента все равно необходимо помнить о  функциональном значении отдельных ступеней мелодии и о  сопровождающих их аккордах. Когда речь идет об отработке  гармонических функций в мелодическом инструменте, это уже скорее о конкретных технических приемах. Однако есть  некоторые общие моменты, касающиеся всех такихинструментов. Один из таких моментов уже рассматривался  выше. Он называется фигурация. Применима в данном случае  только мелодическая фигурация. Перебор в различной  последовательности всех или части звуков аккорда конкретной функции. Таким образом, блок­флейту можно превратить в  аккомпанирующий инструмент. Существует еще один прием,  бытующий как минимум со времен барокко. Его широко  применяли и А. Вивальди в своих скрипичных концертах и  И.С. Бах в том числе и на клавесине. Как ни странно, такой,  казалось бы, многоголосный инструмент, как клавесин,  требовал применения приема, характерного для  мелодического инструмента. Однако кто слышал клавесин  живьем, тот поймет, почему это так. У каждого отдельного  звука клавесина такое количество обертонов, что при попыткесыграть аккорд получается настоящая «каша». Хотя  аккордовая техника игры на клавесине тоже применялась.  Прием, о котором идет речь, можно назвать скрытым  многоголосием (голосоведением). Это сложная фигурация  нескольких голосов, разложенная в последовательность на  одном голосе. Типичной картинкой скрипичной музыки было  последование трех нот фигурации аккорда на нижних струнах  и одной ноты на верхних. При этом при достаточной скорости  исполнения, как за счет разности в высоте звуков, так и за счет восприятия фигурации собственно аккорда как  аккомпанемента, верхние ноты выстраиваются в независимую  мелодию. Получается, что при хорошей технике мелодический инструмент может исполнять мелодию с аккомпанементом.  Этот же прием можно разнообразить другим способом.Например, при затухании мелодии вместо больших  длительностей (они не очень хорошо звучат в данном  контексте) можно играть фигурацию аккордов нужной  функции или какое­либо быстрое мелодическое движение по  нотам аккорда. Ансамбль Еще один способ использовать  мелодический инструмент в гармоническом аспекте — игра в  ансамбле. При этом ансамбль может быть символическим.  Например, два исполнителя. При этом надо четко  распределить голоса. Или можно подыгрывать записи на диске. Когда используется прием подыгрывания записи, можно  инструменту придать функцию любого голоса. Но при дуэте  уже будут определенные ограничения. Возможные варианты:  мелодия и бас, мелодия и фигурационный аккомпанемент,  мелодия и соло (в том числе басовое). Многое тут зависит отсоотношения высоты звучания инструментов. Когда играют  одновременно трое и больше исполнителей, возможностей  становится больше, но труднее распределять роли. Так как у  всех разные технические возможности и амбиции.  Орнаментация Отдельно стоит рассмотреть такой прием, как  орнаментация, или применение украшений. Украшения — это  отдельные ноты или группы нот мелкой длительности. Они  исполняются в дополнение к нотам основной мелодии. Для  изучения украшений лучше всего обратиться к специальной  музыкальной литературе. На начальном этапе достаточно даже хорошего музыкального словаря. В современной музыкальной  литературе украшения обычно выписываются со всеми  подробностями. Однако на заре формирования современной  музыки все было по­другому. Исполнители не просто четкоисполняли мелодию, а еще и украшали ее по­своему. Такие  украшения являлись частью импровизационного искусства.  Подобная манера исполнения сохранилась, например, в  цыганской или ирландской музыке. В современной музыке  традиция импровизации и использования украшений  характерна для джаза. Как освоить музыкальный инструмент? Техника игры Вот мы и добрались собственно до игры на конкретном инструменте. У  каждого, понятно, свои технические приемы. Но, при всем  многообразии, существует всего несколько групп  инструментов. Это духовые, струнные (щипковые и  смычковые) и ударные. Последние могут оказаться и  струнными, как, например, цимбалы. YI CHEN,Shutterstock.com Поэтому освоение совсем незнакомого  инструмента надо начинать с понимания, что ж это за «зверь»  такой. При этом надо иметь в виду, что для многих  инструментов применимы техники других групп. Например, по контрабасу (струнный смычковый) можно барабанить. По  струнам скрипки можно стучать обратной (деревянной)  стороной смычка, а по ударной тарелке (или по пиле) водить  смычком. Такие приемы сильно обогащают возможности игры  на конкретном инструменте. Однако начинать освоение надо,  конечно, с основных приемов. Как пример возьмем  упоминавшуюся раньше цитру. Инструмент как странный, так  и интересный. На самом деле цитра — это не только  конкретный инструмент, но и групповое название. К этой  группе относятся и русские гусли, и украинская бандура, исобственно цитра. На цитре имеются как свободные струны,  так и струны, натянутые над грифом. При этом можно себе  представить, какие инструменты родственны цитре. Это гитара и гусли или арфа. Можно поискать литературу по этим  инструментам и воспользоваться приведенными там  техниками. Следует только определиться с положением  самого инструмента. Обычная цитра лежит на столе или  коленях. И нажимать струны над грифом придется немного не  так, как на гитаре. А вот бандуру держат вертикально.  Руководствоваться тут надо, скорее, личным удобством и  собственными техническими возможностями. Некоторые  гитары тоже держат в лежачем положении на коленях или на  столе. Это так называемые слайд­гитары. Если говорить о  духовых инструментах, то среди них всего несколько групп, вкоторых инструменты очень похожи по способам игры.  Наиболее просты среди них флейты. Хотя если во флейте нет  свистка, то надо потренироваться в извлечении звуков. А вот  работа с язычковыми инструментами уже требует особых  технических приемов и знаний. Как обходиться с тростью  (конструкция с язычком), надо проконсультироваться в  литературе или у знатоков. К язычковым относятся, например, кларнет и гобой. А также много народных инструментов.  Например, легендарный армянский дудук. Извлечение звуков  из мундштучных инструментов (типа трубы) не требует особых технических навыков по подготовке инструмента. Зато  требует навыков по складыванию губ и рта вообще. К таким  инструментам относятся не только всем известные трубы и  тромбоны, но и русские деревянные рога и рожки. Мундштук уних деревянный. Начальное освоение Начиная осваивать  инструмент, конечно, не надо сразу бросаться в сложные  пассажи и аккорды. Надо сначала изучить возможности и  особенности инструмента в плане исполнения простой  мелодии или несложной последовательности аккордов на  аккомпанирующем инструменте. Для этого надо понять, как  расположены на инструменте «звуки». То есть устройства для  получения разных звуков. Это могут быть кнопки на гармони,  конкретные положения пальца (или группы пальцев на  флейтах). Или это могут быть отдельные «детали», на которые надо воздействовать определенным способом. Например,  дергать струны арфы или бить молоточками по струнам  цимбал. Или бить по разным частям барабана. Звуки могут  располагаться в самых разных последовательностях, необязательно, как на фортепиано. На большинстве народных  инструментов вообще отсутствуют многие звуки. Чаще всего  отсутствуют звуки, аналогичные черным клавишам  фортепиано. А иногда может быть совсем другой строй  (последование звуков в звукоряде). Это обычно восточные  инструменты, арабские или персидские. На некоторых  инструментах звуки располагаются по аккордам. А иногда, на  первый взгляд, вообще в беспорядке. Обертона Особняком  стоят так называемые обертоновые музыкальные инструменты. Что такое обертона, лучше посмотреть в учебнике физики. А  для игры на инструменте достаточно знать основной принцип.  Эти самые обертона рождают разные звуки на инструментах,  где может не быть ни одного клапана или дырочки. Обертона  можно извлекать на очень многих инструментах. Носуществуют такие, где возможны только они. Например,  пионерский горн или русская обертоновая флейта калюка, или  румынская флейта телинка. На большинстве струнных  инструментов так же возможно получать звуки таким  способом, например, на гитаре. Но во Вьетнаме существует  однострунная лютня дан бау, звуки которой рождаются только обертонами. Обертона на струнных Получение обертонов на  струнных инструментах довольно просто. Палец слегка  прижимается к струне в месте мысленного деления ее на  какое­либо целое число частей. Например, пополам, или  отделяется одна треть или четверть. Палец только слегка  придерживает струну, чтобы она не колебалась в этом месте, а  не прижимает ее к грифу. Звук извлекается обычным для  инструмента способом, щипком или смычком. На арфе и данбау придерживание струны и извлечение звука выполняется  одной рукой. А на инструментах типа гитары или скрипки это  делается разными руками. Описанные выше обертона можно  назвать чистыми. Но существуют и другие виды обертонов,  которые получаются прикосновением к струне не в точках  четкого деления, а в любых местах. Струны на таких  инструментах как бы висят в воздухе и не касаются грифа.  Звукоизвлечение на таких инструментах называется  флажолетным, так как звуки напоминают флейту (по­ французски флажолет — флейта). К таким инструментам  относятся в основном восточные смычковые инструменты.  Обертона на духовых На духовых инструментах обертона  получаются с помощью приема передувания. Это возможно на  флейтах и мундштучных инструментах типа трубы.Передувание — это увеличение силы дутья. Разная сила  воздушной струи рождает разные по высоте звуки. На  мундштучных инструментах такой способ получения звуков  является основным. Поэтому на них обычно всего три­четыре  клапана. Конкретное расположение звуков и возможности  многоголосия определяют и применяемые технические  приемы, и музыкальные возможности. На одном проще  выводить мелодию, а на другом (например, на автоарфе)  исполнять аккомпанемент. На обертоновых инструментах  можно играть только мелодии, сформированные из обертонов.  Эти звуки идут не последовательно, как на фортепиано, а с  интервалами. В нижней части звучания интервалы большие, а в  верхней — почти как на фортепиано. Такой звукоряд  называется натуральным. После освоения простых мелодийследует заняться обогащением их в плане импровизации.  Можно начать с применения простых украшений. А можно  дополнять мелодию аккомпанементом. Это может быть как  аккордовый аккомпанемент на многоголосном инструменте,  так и фигурационный аккомпанемент на флейте. Главное,  четко понимать технические возможности инструмента и не  пытаться сделать что­то плохо реализуемое. Лучше четко и  ясно, с душой и драйвом исполнять вещи, пригодные для  конкретного инструмента, чем с трудом пытаться выполнить  невыполнимое. Лучше перебирать аккорды на автоарфе и  выводить певучую мелодию на скрипке, чем пытаться сделать  все наоборот. Хотя это тоже возможно, но при хорошей  технике игры и понимании инструмента. Заключение Вот мы и  освоили наш новый музыкальный инструмент. Конечно, нестоит останавливаться на достигнутом. Если какой­то  инструмент не идет в освоении и техника игры не улучшается,  то стоит подумать о смене инструмента. Многие музыкальные  инструменты требуют определенных качеств и навыков,  которые лучше осваивать в детстве. Например, виртуозной  игре на скрипке лучше начинать учиться в детстве. А вот на  гармони те же певучие мелодии выходят гораздо проще. По  сравнению со скрипкой гармонь не требует каких­либо усилий. Однако она также «поет» и, к тому же, многоголосна и  позволяет одновременно аккомпанировать. Если душа поет и  рвется наружу, то стоит освоить какой­нибудь музыкальный  инструмент. Но можно и просто петь, как самостоятельно, так  и в группе единомышленников. И, конечно, надо много  слушать и анализировать музыку талантливых исполнителей. Атакже пытаться ей подражать, хотя бы в некоторых деталях.  Желаю каждому осилившему эти строки найти своих  единомышленников и практиковаться в музицировании на  радость себе и своим близким! Теги: мелодии, полезные  советы, музыкальная школа, инструменты, музыка, обучение