Как разговаривать с ребенком? Приемы активного слушания.

  • Работа с родителями
  • pptx
  • 18.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация будет плезна родителям любого возраста.Многие эксперты, говоря о воспитании и образовании дошкольников, младших школьников, подростков и трудных детей, используют термин «активное слушание». Умение выслушать и разговорить ребенка, которому сложно поделиться своими проблемами, точно пригодится всем взрослым и родителям, и педагогам.
Иконка файла материала Приёмы активног слушания .pptx
Как ь с разговариват ребенком? Приемы активного слушания.Медведева Г.С.
«Ни в каком возрасте ребенок ничего не  должен» Марьяна Безруких
активное  выражение  Активное  слушание  –  это  техника,  позволяющая  точнее  понимать  психологические  состояния,  чувства,  мысли  собеседника  с  помощью  особых  приемов  участия  в  беседе,  подразумевающих  собственных  соображений  и  переживаний.  Эта  техника  действительно  позволит  построить  крепкие  доверительные  отношения  и  понять, что же на самом деле чувствует ребенок. Недопонимание  —  это  и  в  самом  деле  проблема,  ведь  нередко  мы  слышим  совсем  не  то,  что  имел  в  виду  наш  собеседник, и это может приводить к печальным последствиям:  недоразумениям,  обидам,  а  в  перспективе  —  к  серьезным  конфликтам, отчужденности.
Основные принципы активного  слушания:   Я хочу услышать, что говорит ребенок.   Я хочу помочь ребенку.   Я принимаю и серьезно отношусь к чувствам ребенка.   Я понимаю, что эмоции носят преходящий характер.   Я верю, что мой ребенок справится с ситуацией, и  помогу ему в этом.
Прием «Эхо» подобрать  «Эхо»;  суть  его  в  том,  что  взрослый  повторяет  за  ребенком  часть  его  высказывания.  Можно  несколько  перефразировать,  синонимы.  Например,  ребенок  говорит:  «Не  буду  я  спать!».  Родитель  повторяет:  «Ты  не  хочешь  спать».  При  том,  что  это  выглядит  несколько  похожим  на  передразнивание,  такое  «эхо»  не  только  не  приводит  к  обиде,  но,  наоборот,  вызывает  желание  прояснить  свою  фразу,  продолжив  диалог в более или менее рациональном русле.
Перефразирование Другая  техника  —  перефразирование;  взрослый  как  бы  пересказывает  то,  что  уже  услышал,  стремясь  уточнить, правильно ли он понял собеседника. Часто  это и в самом деле необходимо, потому что не всегда  мы  говорим  достаточно  понятно  для  всех,  ведь  речь  каждого  человека  содержит  множество  умолчаний,  намеков.  Все  это  понятно  для  говорящего,  но  не  всегда очевидно для слушающего.
Интерпретация Третья  техника  —  интерпретация.  Это  вывод,  «выжимки» из всего сказанного. Более  подробно  приемы  активного  слушания  ребенка можно поделить на следующие группы.
Пауза Суть этого приема в следующем: если мы видим, что собеседник  еще  не  до  конца  высказался,  надо  дать  ему  возможность  высказаться  полностью,  выдержать  паузу.  Не  надо  стараться  договаривать  за  него,  даже  если  нам  кажется,  что  нам  уже  все  понятно.  Пауза  часто  необходима  ребенку  для  того,  чтобы  обдумать, что он сам думает на эту тему, сформулировать свое  отношение, свое мнение. Это его время, и он должен потратить  его сам.
Уточнение Надо  попросить  собеседника  уточнить,  правильно  ли  мы  поняли,  что он имеет в виду. Это часто необходимо, поскольку, возможно,  вы  неправильно  понимаете  мысль  ребенка  и  усматриваете  в  ней  что­то нехорошее или просто не соответствующее его замыслу. В  связи  с  этим  полезно  вспомнить  притчу  про  два  яблока.  Мама  вошла в комнату и увидела у маленькой дочки в руках два яблока.  «Какие  красивые  яблоки!  —  сказала  мама.  —  Дай  мне,  пожалуйста, одно!». Девочка несколько секунд смотрела на маму,  а потом быстро откусила от обоих яблок. Мама очень огорчилась:  неужели  дочке  жалко  для  нее  яблочка?  Но  она  не  успела  расстроиться как следует, потому что кроха тут же протянула ей  одно из яблок и сказала: «Вот, мамочка, возьми это: оно слаще!»  Это притча напоминает нам о том, как легко неправильно понять  человека, превратно истолковать его действия или слова.
Пересказ Этот  прием  активного  слушания  предполагает  пересказывание  своими  словами  того,  что  мы  услышали  от  собеседника.  Цель  его  в  том,  чтобы  показать  свою  заинтересованность,  а  также  в  том,  чтобы  собеседник  мог  поправить  нас,  если  мы  что­то  поняли  неправильно.  Кроме  того,  пересказ  позволяет  сделать  некий промежуточный вывод из беседы. Развитие мысли Это ответ на то, что было сказано собеседником, но с некоторой  перспективой;  взрослый  как  бы  продолжает  мысль  ребенка,  высказывает  предположение,  к  чему  могут  привести  эти  события  или  поступки,  каковы  могли  бы  быть  их  причины  и  тому подобное.
Сообщение о восприятии Этот  прием  заключается  в  том,  что  взрослый  сообщает  ребенку о том, что он его понял. Речь идет о конкретном  вербальном  сообщении,  но  желательно  показывать  это  и  невербально:  смотреть  в  лицо  собеседнику,  кивать,  поддакивать.  Недопустимо  беседовать,  стоя  спиной  или  глядя в сторону.
Сообщение о восприятии самого себя Это  сообщение  о  своем  эмоциональном  состоянии  в  связи  с  разговором. Например, так: я расстроен, меня огорчили твои  слова; или: я рад это слышать. Это типичное «я­сообщение»,  но  в  связи  с  разговором  оно  показывает  наличие  эмоционального контакта. Замечания по ходу беседы при  техники  Это  небольшие  выводы  по  поводу  хода  разговора,  желательные  активного  слушания;  примеры:  «Мне  кажется,  мы  обсудили  этот  вопрос»,  «По­моему,  мы  пришли  к  общему  выводу»  и  тому  подобное. использовании
Правила:  Никогда не подменять слова ребенка собственными рассуждениями.  Не договаривать за ребенка, даже если уверен, что уже его поняли.  Не приписывать ему чувства и мысли, о которых он не рассказывал.  Необходимо  отрешиться  от  собственных  мнений  и  собственных  размышлений, постараться все интеллектуальные и эмоциональные силы  кинуть на то, чтобы понять другого человека, подстроиться под него.  Надо  демонстрировать  свою  заинтересованность  всеми  способами:  вербально (я тебя понимаю; я с тобой согласен) и невербально (смотреть  на собеседника, стремясь к тому, чтобы взгляд был примерно на одном  уровне:  если  ребенок  сидит,  то  лучше  взрослому  тоже  сидеть,  если  стоит, то стоять, если ребенок маленького роста, то можно присесть на  корточки;  сохранять  на  лице  выражение  заинтересованного  внимания;  стараться,  чтобы  лицо  выражало  те  же  эмоции,  которые  испытывает  собеседник — в этом случае ребенку будет легче высказать то, что он  думает.
Результаты активного слушания:  закономерность:  разделенная   Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное  переживание  ребенка.  Здесь  замечательная  удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.   Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает  рассказывать  о  себе  все  больше:  тема  повествования  (жалобы)  меняется,  развивается.  Иногда  в  одной  беседе  неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.  Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы сказывается  радость
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!