Мышление – главное богатство человека. Однако никогда не следует удовлетворяться уровнем его развития. Каким бы прекрасным ни был человек, он всегда хочет стать еще лучше. Обычно своими навыками мышления очень довольны лишь те несчастные мыслители, которые полагают, что единственное их назначение состоит лишь в доказательстве собственной правоты, то есть в самоуспокоении. Гордиться своими достижениями в этой сфере могут лишь те, кто не понимает, на что действительно способно наше мышление.
Как рождаются такие концепции.doc
Как рождаются такие концепции?
Мышление – главное богатство человека. Однако никогда не следует
удовлетворяться уровнем его развития. Каким бы прекрасным ни был
человек, он всегда хочет стать еще лучше. Обычно своими навыками
мышления очень довольны лишь те несчастные мыслители, которые полагают,
что единственное их назначение состоит лишь в доказательстве собственной
правоты, то есть в самоуспокоении. Гордиться своими достижениями в этой
сфере могут лишь те, кто не понимает, на что действительно способно наше
мышление.
Главная проблема мышления заключается в смешении: мы пытаемся сделать
слишком многое сразу. Эмоции, информация, логика, надежды и творчество –
все это говорит в нас одновременно. Это как жонглировать слишком большим
количеством мячей.
В этой книге я выдвигаю очень простую концепцию, которая позволяет
мыслящему человеку концентрироваться на одном деле в определенное
время. Она позволяет отделять эмоции от логики, творчество от информации
и т. д. Это концепция шести шляп мышления. Каждая шляпа задает
определенный образ мышления. В этой книге я описываю природу и пользу
всех шести типов мышления.
Шесть шляп мышления позволят управлять своим мышлением так, как
дирижер руководит своим оркестром. Вы сможете направлять мышление в
нужную сторону и требовать от него именно того, чего желаете. Кроме того,
встречаясь с людьми, очень полезно уметь изменять их привычный образ
мысли, демонстрируя другую сторону вещей. Шесть шляп мышления просты и
удобны, и в этом заключается главная ценность концепции.
Играя роль мыслителя, вы постепенно в него превратитесь
Я совершенно уверен, что один из двух оригиналов «Мыслителя» Родена
находится в БуэносАйресе, на площади перед зданием парламента. По
крайней мере, так говорил мне гид, указывая на задумчивую бронзовую
фигуру.
На самом деле это может оказаться неправдой – по нескольким причинам.
Может быть, это не оригинал. Ведь двух оригиналов не бывает. Мой гид мог и
ошибиться. Может быть, статуя находится не на площади перед зданием
парламента. Моя память могла меня подвести. Почему же я настаиваю на том,
что это не является абсолютно достоверным фактом? Есть несколько причин. Первая причина состоит в том, что одна из глав этой книги посвящена именно
использованию фактов. Другая заключается в том, что я хотел
спровоцировать людей, считающих, что факты важнее, чем их использование.
Я хотел также, чтобы перед мысленным взором читателя предстала эта
знаменитая статуя мыслителя, где бы она ни находилась. Это третья причина.
Настоящая же причина заключается в том, что эта книга была написана в
самолете, на пути из Лондона в КуалаЛумпур (Малайзия). В любом случае, в
своем утверждении я использовал слово «уверен», указывающее скорее на
мою веру, чем на объективный факт. Всем нам часто приходится указывать,
каким образом нечто утверждается. Именно об этом и рассказывается в книге.
Я хочу, чтобы вы представили себе этот широко – или даже слишком широко
– встречающийся образ «Мыслителя» Родена. Я хочу, чтобы вы представили
себе позу мыслителя, локоть которого опирается на колено. Предполагается,
что именно такая поза подобает настоящему серьезному мыслителю. На
самом деле я считаю, что мышление должно быть активным и живым, а не
угнетенным и мрачным. Однако в данный момент этот общеизвестный образ
может быть весьма полезен.
Примите эту позу, физически или мысленно, – и вы станете мыслителем.
Почему? Потому что, играя в мыслителя, вы становитесь им.
Тибетцы молятся, вращая особые мельницы, на колесах которых написаны
молитвы. Эти молитвенные колеса отправляют их просьбы в небеса. И если
колеса хорошо скоординированы, один человек может крутить целую дюжину
молитвенных мельниц, как цирковой артист, вращающий дюжину тарелок,
балансирующих на конце длинной палки. Вращая молитвенную мельницу,
тибетец может думать даже о стирке белья. Здесь важно само намерение
совершить молитву, а не тот эмоциональный или духовный трепет, которого
требуют от себя христиане. Намного ближе к тибетской точке зрения другое
христианское воззрение, согласно которому молитву следует совершать даже
в том случае, если эмоциональная вовлеченность отсутствует. Через
некоторое время ваши эмоции догонят ваши действия. Именно это я и имею в
виду, когда прошу вас сыграть роль мыслителя.
Примите позу мыслителя. Начните с действия. Проявите имеющееся
намерение, продемонстрировав его перед собой и окружающими. И вскоре
ваш мозг последует за вами и войдет в роль, которую вы играете. Играя роль
мыслителя, вы обязательно им станете. В этой книге излагаются различные
сценарии такой игры. Самой поразительной чертой групповых фотографий, сделанных более сорока
лет назад, является то, что почти каждый человек изображен в шляпе. Старые
фильмы и фотографии в газетах указывают на явное «преобладание» шляп.
Сегодня шляпа – почти редкость, особенно среди мужчин. В наше время
шляпы чаще всего являются знаком определенного статуса. Они используются
как часть униформы, которая сама по себе определяет роль.
О властном муже, раздающем приказы членам своей семьи, иногда говорят,
что он надевает «шляпу президента» или «фуражку генерала». Женщина,
посвящающая себя одновременно дому и работе, разграничивает эти роли,
сообщая, что она надевает «шляпу администратора» или «шляпу
домохозяйки». Миссис Тэтчер, бывший премьерминистр Великобритании,
однажды заявила, что перенесла расчетливость и экономность домохозяйки в
дело управления государством.
Точно так же работает и идея шляпы мышления.
…Мне нужно надеть свою шляпу мышления и хорошо обдумать ваше
предложение. Я не уверен, что хочу продать это здание.
…Надень свою шляпу мыслителя и позвони мне завтра.
…События принимают опасный ход. Мы должны надеть свои шляпы
мышления и подумать, как нам выбраться из этого переплета.
Я всегда представлял себе шляпу мыслителя в образе мягкого ночного
колпака с кисточкой. Чтото вроде шутовской шапки, но без присущего ей
высокомерия, которое является единственным настоящим признаком тупости.
Можно не только самому надеть шляпу мыслителя, но и потребовать этого от
других.
Намеренное надевание шляпы действует очень четко и определенно.
Когда Нэнни на днях надела свою шляпу, это было очень четким сигналом
того, что она уходит – вместе с детьми. Не требовалось никаких других
доказательств – это был последний сигнал. Когда полицейский надевает свою
шляпу, это означает, что он приступает к исполнению своих обязанностей.
Солдаты с непокрытой головой никогда не кажутся такими серьезными и
пугающими, как солдаты в касках и фуражках. Жаль, что в магазинах не продаются настоящие шляпы мышления. В Германии
и Дании студенты носят специальные шляпы, похожие на головные уборы
средневековых ученых. Однако учение и мышление редко совпадают. Чаще
всего ученые слишком заняты изучением мышления других людей, чтобы
мыслить самим.
Подумайте о той пользе, которую могла бы принести настоящая шляпа
мышления.
…Не беспокойте меня. Разве вы не видите, что я мыслю?
…Я собираюсь прервать это обсуждение для того, чтобы все мы надели свои
шляпы мышления и начали сосредоточенно думать о данной проблеме.
…Я хочу, чтобы вы подумали об этом прямо сейчас. Пожалуйста, наденьте
свою шляпу мыслителя.
…Я хотел бы услышать ваши тайные мысли по поводу этого плана. Сдвиньте
свою шляпу мышления на затылок.
…Вы платите мне за то, что я мыслю. И вот я сижу и мыслю. И чем больше вы
платите, тем лучше я мыслю.
…Как насчет того, чтобы подумать об этом сознательно? До сих пор я видел
только проявления коленного рефлекса. Наденьте свою шляпу мыслителя.
…Мышление не повод для бездействия. Мышление – это путь к лучшему
действию. Поэтому давайте действовать.
Образ человека в настоящей шляпе мышления может помочь привести разум в
спокойное и отрешенное состояние, необходимое для любого мышления,
представляющего собой нечто большее, чем простую реакцию на ситуацию.
Возможно, сознательные мыслители могли бы специально выделять пять
минут в день для ношения шляпы мышления, когда требуется мыслить
самостоятельно или следить за мышлением других.
Я хочу сосредоточить ваше внимание на намеренном мышлении. Это и есть
главное назначение шляпы мышления. Надевать ее следует намеренно.
Есть такой тип мышления, которым мы пользуемся практически постоянно –
гуляя, болтая, оглядываясь по сторонам. Мы отвечаем по телефону. Мы
переходим улицу. Мы погружаемся в суету и отстраняемся от нее. Нам не
нужно специально осознавать последовательность перестановки ног во время прогулки или регулировать ритм своего дыхания. Это фоновое,
автоматическое мышление.
Но есть и другой тип мышления, намного более намеренный и
сосредоточенный. Фоновое мышление требуется для того, чтобы справляться
с ежедневной рутиной, копируя обычные мыслительные шаблоны. Намеренное
мышление позволяет сделать намного лучше и больше, чем просто
копирование шаблонов. Все умеют бегать, атлет же занимается этим
намеренно, совершенствуя свое умение в процессе регулярных тренировок. Не
так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем выйти из рутины и
перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному. Таким
четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы
мышления.
Давайте сопоставим два типа мышления – копирующее и намеренное.
Когда вы ведете машину, вам приходится выбирать дорогу, придерживаться
заданного направления и следить за движением другого транспорта. Вы
совершаете очень много быстрых действий, продиктованных предыдущим или
последующим мгновением. Вы следите за сигналами и реагируете на них. Это
реагирующее (реактивное) мышление. Так вот, обыденное мышление очень
напоминает управление автомобилем: вы читаете дорожные знаки и
принимаете решения. Но вы не составляете карты.
Иной тип мышления вы используете для составления карты: вы изучаете
предмет и составляете план. Это требует объективного и нейтрального
отношения. Чтобы составить план, нужно смотреть шире. Это действие в
значительной мере отличается от простого реагирования на дорожные знаки
по мере их появления.
Данное различие можно пояснить на следующем примере.
Представьте, что вы пытаетесь когото переспорить. Вы отстаиваете свое
утверждение, приводя всевозможные доводы в его пользу. Вы выслушиваете
доводы своего противника лишь для того, чтобы атаковать их и показать их
слабость. Вы постоянно нападаете и защищаетесь. То же самое делает ваш
оппонент.
Совсем подругому проходит процесс составления плана или карты.
Я руковожу программой развития мышления у школьников. Она называется
ТТИ (Трест творческого исследования). Сегодня эту программу успешно
использует несколько миллионов школьников разных стран. Первый урок называется ПМИ (Плюс – Минус – Интересно). Вместо того чтобы
реагировать на ситуацию, дети составляют простую карту. Сначала ученик
мысленно двигается в направлении «Плюс», записывая все, что замечает.
Затем он идет в направлении «Минус» и в конце концов – в направлении
«Интересно» (это все, на что также стоит обратить внимание, но нельзя
записать ни в плюсы, ни в минусы). Карта готова, и теперь мыслитель
выбирает свой путь.
Одна девочка, быстро и умело справившись с упражнением, сказала: «Сначала
мне казалось, что программа ПМИ глупа и надуманна: ведь я знаю, что я
думаю. Но, пройдя ПМИ, я обнаружила, что мой разум изменился и начал
работать подругому!»
Все дело в том, каким образом направить внимание в нужную сторону.
В Сиднее в одном классе все тридцать маленьких мальчиков проголосовали за
то, чтобы получать по пять долларов в неделю за посещение школы. После
прохождения программы ПМИ, безо всяких усилий со стороны учителя,
двадцать мальчиков изменили свое мнение, решив, что это была плохая идея.
Один бизнесмен, целый месяц споривший с крупной нефтяной компанией, на
очередной деловой встрече попросил всех ее участников пройти ПМИ. Он
рассказал мне, что проблема была решена за двадцать минут. После
составления карты намного легче выбрать маршрут.
Женщина, которая уже два года планировала переезд из Калифорнии в
Аризону, сделала ПМИ вместе с двумя сыновьями. После выполнения
короткого упражнения переезд был отменен.
Пол МакКриди, всемирно известный изобретатель летательного аппарата,
использующего для полета лишь человеческую силу, столкнулся с
бюрократической проблемой. Его сын предложил ему пройти ПМИ – и выход
был найден.
Картографирующий тип мышления требует определенной отрешенности.
Обыденный – нет. Вообще, этот реактивный тип мышления действует лишь в
том случае, если есть на что реагировать. Вот почему очень опасна концепция
критического мышления как самой совершенной его формы. Существует
глупое суеверие, основанное на неправильном понимании идей великих
греческих философов, будто мышление основано на диалоге и
диалектической борьбе. Эта ошибка принесла Западу много вреда. Западная привычка к спору и диалектике порочна, поскольку оставляет в
стороне все новаторское и творческое. Критическое мышление прекрасно
реагирует на все, что ему предлагают, но ничего не может предложить
самостоятельно.
Школьники отлично умеют реагировать на все: учебники, замечания учителей,
телесериалы и пр. Однако после окончания школы юноше или девушке
приходится не просто реагировать. Они должны проявлять инициативу, уметь
создавать и реализовывать планы. Реактивное мышление для этого не
подходит.
Чтобы охватить сферу действенного мышления, я придумал специальный
термин – «действенность» (operacy). Это умение действовать – и тот тип
мышления, который ему соответствует. Слово «действенность» должно
напоминать об умении писать (liteacy) и считать (numeracy). Я совершенно
уверен в том, что действенность должна стать таким же важным элементом
образования, как эти два умения. На самом деле уроки мышления в рамках
ТТИ развивают именно действенное мышление: они учат ставить цели,
расставлять приоритеты, рассматривать альтернативы и др.
Если наша задача состоит не просто в реагировании, то мы должны знать
способы направлять свое внимание. Упражнения ПМИ – только один из таких
способов, входящих в программу ТТИ.
При печати цветной карты происходит цветоделение. Сначала на бумагу
накладывается один цвет. Потом поверх первого цвета печатается второй,
затем – третий и т. д., пока, наконец, не появляется полноцветная карта.
Шесть шляп мышления в этой книге соответствуют различным цветам,
используемым при печати карты. Именно такой способ я предлагаю
использовать, чтобы намеренно направлять свое внимание. Таким образом,
дело не только в том, чтобы надеть шляпу, но и в том, какого цвета шляпу мы
выберем.
Я хочу еще раз вернуться к различию между намерением и его реализацией,
поскольку многие люди неправильно понимают эту проблему.
Я заявил, что если вы будете вести себя как мыслитель (например, наденете
шляпу мышления), то непременно им станете. Ваше мышление последует за
вашим действием. Игра станет реальностью.
Может показаться, что я имел в виду следующее: если у вас есть намерение
стать мыслителем, то этого достаточно для его реализации. Многие люди сразу же поспешат указать на абсурдность этого утверждения. Я
объясню им, в чем дело. Если у вас есть намерение стать тяжелоатлетом,
достаточно ли этого, чтобы поднимать штангу? Если у вас есть намерение
стать шахматистом, поможет ли это выиграть партию у гроссмейстера? Ответ
– нет, ведь в данных случаях мы мечтаем об исполнении желаний, требующих
исключительных умений.
Но если у вас есть намерение стать поваром, то, выполнив соответствующие
действия, вы сможете сносно готовить. Вы, конечно, не станете вторым
Эскофье, не имея его выдающегося таланта. Но вы станете намного лучшим
поваром, чем те, кто не имеет намерения им стать и не совершает
соответствующих действий.
Обратите внимание: одного намерения недостаточно. Вы должны действовать,
вести себя соответствующим образом. Тибетцу недостаточно просто иметь
намерение совершить молитву – он должен вращать молитвенную мельницу.
Очевидно: чтобы стать мыслителем, мало просто считать себя мыслителем.
Это прямо противоположно тому, что я сказал. Если вы уже считаете себя
мыслителем, то здесь, скорее всего, уже ничего не поделаешь, потому что вы
самодовольны и ограниченны.
Однажды я попросил группу хорошо образованных (то есть получивших
высшее образование) американцев оценить свои мыслительные способности по
десятибалльной шкале. К моему удивлению, большинство поставило себе
восемь баллов. Иными словами, их представление о возможностях мышления
было настолько ограниченно, что каждый считал себя чуть ли не
совершенством в этой сфере. Я осторожно предположил, что бо?льшая часть
аудитории просто неправильно поняла вопрос. И в школе, и в университете
они всегда принадлежали к десяти процентам лучших учеников, так что
оценка в восемь баллов была скромным признанием их успеваемости по
сравнению с другими. Мне же нужна была оценка, основанная не на
сравнительных, а на абсолютных критериях. Тем не менее люди обычно очень
довольны своим мышлением, поскольку не знают, как его можно улучшить.
Намерение стать мыслителем очень важно, но, к сожалению, оно редко
возникает у людей. Я не припомню, чтобы когданибудь встречал человека,
желающего стать мыслителем. И, принимая во внимание вышесказанное, это
совсем не удивительно. Кроме того, желание стать мыслителем предполагает,
что вы им еще не являетесь. Юмор, секс и мышление – вот те сферы
деятельности, где каждый считает себя специалистом. Когда доктор Луис Альберто Мочадо предложил учредить министерство
развития интеллекта в правительстве Венесуэлы и пожелал возглавить его,
никто не смог сдержать смеха. Но он был настойчив. В результате почти 106
тысяч учителей прошли подготовку по программе ТТИ. По закону каждый
школьник в Венесуэле должен затрачивать два часа в неделю на развитие
своих мыслительных способностей. В школах есть специальный предмет –
«Мышление». Его изучают и школьники, и учителя, и родители.
Мыслительные навыки, которые ученики приобретают в процессе обучения,
очень важны. Но намного важнее сама идея развития навыков мышления.
Обычно юноши и девушки в школе считают себя «умными» или «неумными»
в зависимости от того, насколько хорошо они справляются со школьной
программой и нравятся учителям. Это исключительно оценочная концепция
интеллекта. Это как быть высоким или низким, красивым или не очень – с
этим почти ничего не поделаешь.
Желание быть мыслителем требует совсем другого представления о себе. Это
действенное, оперативное умение. Здесь многое можно изменить. Вы можете
улучшить свое мышление точно так же, как можете научиться лучше играть в
футбол или лучше готовить. Венесуэльские дети знают, что можно сесть и
специально задуматься о чемто, и понимают, что в результате смогут прийти
к новым идеям. Для этого они применяют принципы программы ТТИ.
Использование шести шляп мышления, описанных в данной книге, – это один
из способов усилить намерение быть мыслителем.
Быть мыслителем не значит быть постоянно правым. На самом деле человек,
который постоянно прав, скорее всего, является слабым мыслителем
(невежественным, нелюбознательным, неспособным видеть альтернативы и
др.). Быть мыслителем не значит быть умным. Это также не значит, что
мыслитель должен решать все эти хитрые головоломки, чего от меня
постоянно ожидают люди. Быть мыслителем – значит сознательно желать
быть мыслителем. Это намного проще, чем быть музыкантом, теннисистом
или игроком в гольф. Для этого не требуется никаких дополнительных
приспособлений.
Таким образом, намерение – это первый шаг. Это легко и сложно
одновременно. Это чемто напоминает практику дзэн, о которой легко писать,
но не так просто осуществлять на деле. Для этого нам и нужно несколько
простых элементов – шесть шляп мышления.
Теперь мы можем рассмотреть аспект реализации. Человек хмурит брови или
сидит, опираясь подбородком на руку, – важно ли это различие? Ответ – да,
если это намеренно, и нет, если это естественно. Удивительная вещь, но это на самом деле работает на физиологическом уровне. Можно достаточно
обоснованно утверждать, что улыбка вызывает соответствующие
физиологические реакции и человек становится более счастливым и менее
склонным к проявлению гнева. Люди реагируют на искусственные улыбки в
рекламе так, как будто они настоящие. Сигналы становятся реальностью.
Сущность следует за формой.
Вообще, если вы намереваетесь выслушать другого человека, вы затратите на
это больше времени – и ваше мышление будет работать лучше. Если вы
сознательно хмурите брови, намереваясь поразмыслить, то не примете
решения до тех пор, пока не перестанете хмуриться, и это решение будет
намного лучше, чем спонтанная реакция. Вспыльчивые юноши благодаря
урокам мышления становятся менее агрессивными, поскольку им не
приходится сразу же прибегать к стандартным насильственным реакциям.
Шесть шляп мышления – это весьма действенный способ перехода от
намерения к его реализации.
Люди не прочь повалять дурака, если окружающие понимают, что они всего
лишь играют роль. Они даже гордятся, если им удается изобразить очень
глупого дурака – ведь в данном случае это является критерием успеха и
мастерства. Человек входит в роль, и его «эго» становится режиссером.
Одна из главных проблем в дзэнбуддизме состоит в том, что чем сильнее
«эго» старается «не быть», тем больше оно «есть» благодаря этим
«стараниям». Актеры делятся на два типа. Одни освобождаются от своего
«эго», приобретая «эго» своей роли (методическая игра). Другие управляют
своим поведением. Оба типа – хорошие актеры. И оба типа отправляют свое
«эго» в отпуск. Одни проводят его за границей, другие отдыхают дома.
Исполнение другой роли позволяет «эго» выйти за рамки обычного
представления о себе. Актеры нередко довольно скромны в обыденной жизни.
Но игра дает свободу. Нам не нравится видеть себя глупыми, ошибающимися
или одураченными. Но, играя определенную роль, мы можем легко вести себя
подобным образом и получать удовольствие от мастерской игры, не заботясь
о том уроне, который это могло бы нанести нашему «эго». Ведь быть хорошим
актером престижно.
Без защиты, которую дает нам формальная роль, «эго» находится в
опасности. Вот почему негативно настроенные люди, желая выразить
несогласие, обычно претендуют на роль адвоката дьявола. Это как будто
подразумевает, что на самом деле они, может быть, и согласны, но ктото же
должен играть эту роль, а они играют ее хорошо. Традиционная роль адвоката дьявола очень похожа на черную шляпу мышления, которую мы рассмотрим
далее. Однако в нашем случае вместо одной мы имеем целых шесть
мыслительных ролей, каждую из которых символизирует шляпа
соответствующего цвета.
Сыграть роль мыслителя в обычном смысле этого слова – значит сделать
важный шаг к тому, чтобы на самом деле стать мыслителем. Но пойдем еще
дальше, разбив эту большую роль на шесть частей. Это шесть характерных
персонажей, подобных персонажам хорошей пантомимы, мыльной оперы или
традиционного западного кино. Еще больше они напоминают персонажей
японского театра кабуки.
Каждый легко узнает ведьму в пантомиме. Она злобно хихикает и строит
козни, ей нравится вызывать негативную реакцию публики. Это ее роль, и
ведьма играет ее до конца. В пьесе есть и благородный принц, воплощающий
силы добра. Пожилая женщина в пантомиме представляет простую
человечность. По традиции роль принца исполняет актриса, а роль пожилой
женщины – актер. Это чрезвычайно важно, поскольку главное назначение
пантомимы состоит в том, чтобы как можно дальше уйти от реальности, дабы
показать идеи. Ведь обыденные роли отражают лишь самих себя. Персонажи
пантомимы ради нашего развлечения должны представлять великие силы,
воплощенные в человеке. Так что чем более намеренна и искусственна роль,
тем больше она ценится. В этом секрет успеха американских мыльных опер.
Теперь одна общая роль шляпы мышления разделяется на шесть различных
характерных ролей, представленных шляпами разных цветов.
Каждый раз вы выбираете, какую из шести шляп следует надеть. Вы надеваете
шляпу определенного цвета и играете роль, которая ей соответствует. Вы
смотрите на себя, играющего эту роль. Вы стараетесь играть ее как можно
лучше. Ваше «эго» защищено этой ролью. Оно, как режиссер, следит за
хорошим исполнением роли.
Меняя шляпы мышления, вы меняете роли. Все роли должны четко
различаться, так же как роли ведьмы и принца в пантомиме. Таким образом в
вас воплощается целая компания разных мыслителей – благодаря
использованию шляп.
Все это является частью картографирующего типа мышления. Как я уже
говорил, каждая шляпа представляет собой один из цветов, используемых при
печати карты. Цвета накладываются, и в итоге получается полноцветная
карта. Каждая из шести шляп мышления описывается отдельно в следующих главах.
Эти шляпы должны быть настолько разными, насколько это вообще возможно.
И носить их следует соответствующим образом. Красная шляпа очень четко
отличается от белой. Черная и желтая шляпы являют собой резкий контраст.
Роль синей шляпы отлична от роли зеленой.
Играть комедию и играть трагедию – совсем не одно и то же. Если вы надели
костюм клоуна, играйте клоуна. Надев шляпу разбойника, играйте
разбойника. Получайте наслаждение от разыгрывания различных ролей.
В таком случае мышление основывается не на вашем «эго», а на исполняемых
вами ролях. Таким образом составляется карта. А затем, получив полную
карту, вы сами сможете выбрать свой путь.
Эта глава для тех, кто все еще сомневается и кому концепция шести шляп
мышления попрежнему кажется несерьезной и бессмысленной игрой,
неспособной улучшить мыслительные способности. Такие люди обязательно
должны ее прочитать. Остальные могут просто пропустить эту главу.
Возможно, греки были правы, когда верили в зависимость своих настроений
от различных телесных флюидов. Если вы находитесь в печали и меланхолии,
то это потому, что по вашему организму разлилась «черная желчь». В
действительности слово «меланхолия» именно это и означает – «черная
желчь». Таким образом, ваше настроение было обусловлено флюидами, или
телесными жидкостями, наполнявшими ваш организм в данный момент. Эти
флюиды оказали влияние на ваше мышление.
Многие люди замечали, что мысли, которые приходят к ним в голову в
состоянии подавленности, в значительной мере отличаются от тех, которые
могли бы возникнуть у них, если бы они пребывали в более радостном
расположении духа.
Поскольку мы так много знаем про мозг, мы можем объяснить появление
таких флюидов. Нам известно, что поведение может зависеть от соотношения
химических соединений (трансмиттеров), действующих в гипоталамусе. Мы
знаем про эндорфины, которые являются морфиноподобными веществами,
выделяющимися в мозге (что позволяет бегунам ставить рекорды). Мы знаем,
что сложные нейропептиды, выделяемые гипофизом, могут распространяться
по всему мозгу, расщепляясь на определенные элементы, влияющие на
различные части мозга. Мы считаем это причиной весеннего томления
животных (изменение соотношения света и темноты заставляет гипофиз
выделять вещества, вызывающие половое влечение). Со временем мы можем узнать, какие вещества в мозге – и, возможно, во всей кровеносной системе –
оказывают явное воздействие на наше мышление.
Установлено также, что можно изменять физиологические реакции путем
выработки условных рефлексов, как это показал Павлов. Животных приучали
реагировать на внешний раздражитель повышением или понижением
кровяного давления.
Возможно, со временем шесть различных шляп мышления приобретут статус
условного сигнала, приводящего в действие определенный химический
механизм в мозге, что, в свою очередь, окажет воздействие на наше мышление.
Мы можем рассмотреть эту тему с несколько иной точки зрения и получить
тот же результат.
Если мы будем рассматривать мозг как активную информационную систему,
то увидим, что ее функционирование в значительной мере отличается от
работы пассивных информационных систем, используемых в вычислительной
технике и некоторых других областях (например, в печати). В книге
«Механизм разума» («The Mechanism of Mind») я сделал вводное описание
активных систем. Эта книга была опубликована в 1969 году, но лишь сейчас
на нее обратили внимание специалисты по вычислительным системам пятого
поколения, столкнувшись с необходимостью самоорганизации активных
систем.
В активной системе информация сама организуется по принципу шаблонов, а
не лежит пассивно на поверхности в ожидании некоего внешнего процессора,
который ее организовал бы.
Допустим, есть поддон с песком. Стальной шар, брошенный на него, остается
лежать там, куда он упал. Если шар бросили через какойлибо квадрат
решетки, он остается лежать прямо под этим квадратом. Это пассивная
информационная система. Шар остается там, куда его поместили.
В другом поддоне находится мягкий пакет из резинового каучука,
наполненный вязким маслом. Первый шар, брошенный на поверхность,
постепенно погружается на дно, прогибая под собой поверхность каучукового
пакета. Теперь, когда шар пришел в состояние покоя, поверхность имеет
контур – чтото вроде впадины, на дне которой покоится первый шар. Второй
шар скатывается по наклонной и останавливается рядом с первым шаром.
Второй шар активен. Он не остается там, где его положили, а следует по
наклонной, созданной первым шаром. Все последующие шары будут
скатываться к первому. Образуется скопление, кластер. Таким образом, мы имеем простую активную поверхность, позволяющую входящей информации
(шарам) организоваться в кластер.
Это очень примитивные модели, но они служат иллюстрацией существенного
различия между пассивными системами и активными. Жаль, что все наше
мышление сводилось к пассивным системам, поскольку вселенная активной
информации имеет особый характер.
Можно показать функционирование нервных сетей как активных
самоорганизующихся информационных систем, и именно это я и намеревался
сделать в «Механизме разума». Кстати, модель, которую я предложил в своей
книге, сейчас воспроизведена на компьютере и действует в значительной мере
так, как и предсказывалось.
Именно активность нервных сетей позволяет входящей информации
организовываться в шаблоны. Именно образование и использование таких
шаблонов рождают восприятие. Если бы мозг не был способен организовывать
входящую информацию в шаблоны, то даже такие простые вещи, как переход
через дорогу, были бы практически невозможны.
Наш мозг устроен так, чтобы «блестяще» избегать всякого творчества. Он
предназначен для того, чтобы создавать шаблоны и использовать их без
изменения в будущем при любом удобном случае.
Но самоорганизующиеся системы имеют один огромный недостаток: их
ограничивает последовательность прошлого опыта (история событий).
Поэтому компьютеры пятого поколения должны выражать эмоции или
обладать способностью делать глупые ошибки. Иначе они никогда не смогут
думать.
Восприимчивость и чувствительность нервной системы изменяются под
воздействием веществ, циркулирующих в организме. Изменение концентрации
и состава этих веществ приводит к использованию нового шаблона. В
некотором смысле у нас есть отдельный мозг для каждого исходного набора
веществ.
Это наводит на мысль о том, что эмоции существенно влияют на нашу
способность мыслить, а не являются чемто излишним, мешающим мышлению.
Люди, которым тяжело принимать решения, могут догадаться, что каждая из
химических установок мозга принимает решение, подходящее конкретно для
нее. Таким образом, оба выбора правильны, но для разных мозгов. Отсюда и
нерешительность. В состоянии паники или злости люди склонны вести себя примитивно.
Возможно, это происходит потому, что в мозге такие особые химические
условия возникают столь редко, что он не имеет возможности приобрести
сложные шаблоны реагирования. Если это правда, то существует очень веская
причина для того, чтобы тренировать людей в подобных эмоциональных
условиях (как это всегда делали в армии).
Таким образом, мы видим важность меняющихся химических установок. С
одной стороны, понимать эту важность нам позволяют растущие познания о
мозговой деятельности. С другой стороны, это понимание вытекает из
теоретического анализа поведения активных самоорганизующихся
информационных систем.
Какое это имеет отношение к шести шляпам мышления? Ранее я упоминал,
что эти шляпы могли бы стать спусковым механизмом условных рефлексов,
который, как предполагается, влиял бы на баланс веществ в мозге. Разложение
различных аспектов мышления на компоненты также имеет большое значение.
Намереваясь подумать о чемто привычным образом, мы либо пытаемся
исключить из нашего мышления эмоции (которые затем продолжают играть
незаметную, но очень большую роль на заднем плане), либо мечемся между
разумом и чувствами. Если различные химические установки, связанные с
разными способами мышления, существуют на самом деле, то такой
«беспорядочный» тип мышления не позволяет мозгу выработать какуюлибо
установку.
Первая ценность шести шляп мышления состоит в том, что они дают
возможность играть определенные роли. В основном мышление ограничено
защищающимся «эго», которое ответственно за большинство практических
ошибок мышления. Шляпы позволяют нам думать и говорить о таких вещах, о
которых иначе мы не могли бы подумать или сказать, не ставя под угрозу свое
«эго». Костюм клоуна дает человеку полное право вести себя как клоун.
Вторая ценность метода заключается в управлении вниманием. Когда
необходимо вывести мышление за рамки простого реагирования, нам нужен
способ переключения внимания с одного аспекта на другой. Шесть шляп
мышления – способ концентрации внимания на шести различных аспектах
предмета размышления.
Третья ценность – удобство. Символизм шести различных шляп мышления
позволяет попросить когото (и себя тоже) перевести стрелки. Вы можете
попросить коголибо проявить несогласие или перестать быть несогласным. Вы можете попросить коголибо проявить творческие способности. Или
пересказать свою чисто эмоциональную реакцию.
Четвертая ценность шести шляп мышления – их возможная связь с
химическими процессами в мозге, которую я вкратце описал в предыдущей
главе. Я готов делать утверждения, выходящие за рамки традиционного
знания, так как потребности построения теории самоорганизующихся систем
оправдывают такую экстраполяцию.
Пятая ценность заключается в определении правил игры. Людям легко их
освоить. Объяснение правил игры является одним из самых эффективных
способов обучения детей – вот почему они так легко осваивают компьютер.
Шесть шляп мышления устанавливают определенные правила «игры в
мышление». Суть этой игры заключается в его картографировании, а не в
обычном процессе доказательства.
Я мог бы назвать каждый тип мышления, ассоциируемый с определенной
шляпой, умным греческим словом. Это было бы впечатляюще и комуто
наверняка понравилось бы. Но это не имело бы большой практической
ценности, так как названия было бы тяжело запомнить.
Я хочу, чтобы мыслители визуализировали эти мыслительные шляпы в образе
самых обычных шляп. Для этого важен цвет. Как еще их различать? Отличие
форм, опятьтаки, было бы тяжело запомнить, оно сбивало бы с толку. Цвета
способствуют воображению.
Цвет каждой шляпы связан также с ее функцией.
Белая шляпа. Белый цвет нейтрален и объективен. Белая шляпа – это
объективные факты и цифры.
Красная шляпа. Красный цвет предполагает гнев (глаза краснеют), страсть и
эмоции. Красная шляпа дает эмоциональное видение.
Черная шляпа. Черный цвет мрачен и отрицателен. Черная шляпа
обосновывает негативные аспекты – почему чтолибо неосуществимо.
Желтая шляпа. Желтый – солнечный и положительный цвет. Желтая шляпа
подразумевает оптимизм и связана с надеждой и положительным мышлением.
Зеленая шляпа. Зеленый – это цвет активно растущей травы. Зеленая шляпа
означает творчество и новые идеи.
Синяя шляпа. Синий цвет холоден; к тому же это цвет неба, которое
находится выше всего. Синяя шляпа отвечает за организацию и контроль
мыслительного процесса, а также за использование остальных шляп.
Запомнить функцию каждой шляпы легко, если прибегнуть к цветовым
ассоциациям. Вспомнив значение того или иного цвета, вы вспомните и функцию соответствующей шляпы. Кроме того, удобно сгруппировать шляпы
в три пары:
• белая и красная;
• черная и желтая;
• зеленая и синяя.
На практике шляпы всегда ассоциируются с их цветами и никогда – с их
функциями. На это есть веская причина. Если вы попросите когонибудь
описать свою эмоциональную реакцию на чтолибо, то вряд ли получите
честный ответ, так как люди считают, что быть эмоциональным –
неправильно. Однако в рамках нашей теории красная шляпа нейтральна.
Нейтральность цветов позволяет использовать шляпы без смущения. Из
процесса увещевания и порицания мышление превращается в игру по
определенным правилам.
Обращаться со шляпами можно с помощью таких выражений:
…Я хочу, чтобы вы сняли свою черную шляпу.
…Давайте на несколько мгновений снимем свои красные шляпы мышления.
…Хватит мыслить в желтой шляпе. Наденем белую.
Когда вы имеете дело с людьми, которые не читали эту книгу и не знакомы с
символизмом шести шляп мышления, объяснение значений цветов поможет
быстро растолковать особенности каждой шляпы. Затем обязательно дайте
прочитать эту книгу собеседникам. Чем более распространена идиома, тем
более эффективно ее использование. В конечном счете вы должны научиться с
легкостью надевать и снимать шляпы, находясь за любым дискуссионным
столом.
Не могли бы вы сыграть роль компьютера?
Рассматривайте факты непредвзято и объективно.
Никаких интерпретаций, только голые факты.
Какие факты относятся к этому делу?
Компьютеры пока не обладают эмоциями (хотя нам, наверное, придется
сделать их эмоциональными, если потребуется научить их мыслить разумно). Мы ожидаем, что в ответ на наши запросы компьютер будет выдавать только
факты и цифры. Мы не ждем, что компьютер начнет спорить с нами,
используя факты и цифры лишь для аргументации своих доводов.
Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации. Факты чаще
приводятся с какойто целью, чем сообщаются, как есть. Факты и цифры,
приведенные в рамках аргументации, никогда не могут рассматриваться
объективно.
Таким образом, нам очень нужен ктото, кто мог бы изменить ход разговора,
сказав: «Только факты, пожалуйста, – без аргументов».
К сожалению, в рамках западного мышления, основывающегося на споре,
предпочитают вначале приводить вывод и лишь затем – подкрепляющие его
факты. Выдвинутый мной картографический тип мышления основывается на
том, что вначале следует составить карту и лишь потом выбирать путь. Это
означает, что для начала нам нужно располагать фактами и количественными
данными.
Таким образом, белая шляпа мышления – это удобный способ выдвинуть на
первый план нейтральное и объективное рассмотрение фактов и цифр.
Однажды в Соединенных Штатах было возбуждено серьезное дело против
компании IBM. В конце концов дело было прекращено – возможно, потому,
что в США поняли, что сила IBM нужна стране для борьбы с мощной
японской конкуренцией на рынке электронной продукции. Кроме того, была и
другая причина для прекращения дела: IBM представила так много
документов (помоему, чтото около семи миллионов), что ни один суд не
справился бы с таким объемом. В случае смерти судьи до вынесения им
решения по делу рассмотрение должно начинаться снова. Поскольку судьями
назначают лишь тех, кто достиг определенного возраста, существовала очень
большая вероятность смерти судьи до конца рассмотрения дела, если только
не назначить молодого судью, который связал бы с этим делом свою будущую
карьеру.
Мораль этой истории такова: на просьбу привести факты и количественные
данные можно ответить таким большим объемом информации, что
вопрошавший будет просто ошеломлен!
…Если вам нужны факты и цифры – получайте их! Получите их и делайте с
ними все, что хотите. Такой ответ понятен, потому что любая попытка упростить факты может
быть воспринята как подбор фактов с целью обернуть дело себе на пользу.
Чтобы не утонуть в море информации, человек, который хочет
воспользоваться белой шляпой, может сформулировать свою просьбу так,
чтобы получить лишь нужные данные.
…Наденьте белую шляпу и изложите свой взгляд на проблему безработицы.
…Теперь, когда прошло шесть месяцев после окончания школы, предоставьте
мне статистические данные по абитуриентам.
Формулировка направляющего вопроса является частью нормального
информационного запроса. Искушенные в ведении перекрестных допросов
юристы делают это постоянно. В идеале свидетель должен носить белую
шляпу мышления и излагать факты. Судьям и адвокатам с правом
выступления в суде идиома белой шляпы могла бы показаться наиболее
подходящей.
…Как я сказал, он вернулся в свои апартаменты в шесть тридцать утра,
потому что всю ночь играл в азартные игры.
…Господин Джонс, действительно ли вы видели, как подсудимый играл в
азартные игры вечером 30 июня, или это он вам так сказал?
…Нет, Ваша честь. Но он ходит играть почти каждый вечер.
…Господин Джонс, что бы вы сказали, если бы носили белую шляпу
мышления?
…Я видел, как подсудимый возвращался в свои апартаменты в шесть
тридцать утра 1 июля.
…Спасибо. Можете вернуться на свое место.
Следует сказать, что юристы в зале суда всегда пытаются повернуть дело в
свою пользу. Следовательно, их вопросы сформулированы так, чтобы
укреплять собственную аргументацию или опровергать аргументацию другой
стороны. Конечно, это полностью противоречит надеванию белой шляпы
мышления. Но любопытна роль судьи.
В судебной системе Дании нет присяжных. Три судьи или юридических
советника пытаются установить факты по делу, пользуясь исключительно
«белым» мышлением. Их задача – создать карту и затем вынести решение. Иная практика принята в Англии и Соединенных Штатах, где от судьи
требуется следить за соблюдением правил дачи свидетельских показаний, а
затем, исходя из полученных юристами фактов, принимать решение самому,
или же это делают присяжные.
Таким образом, любой человек, формулирующий вопросы с целью получить
информацию, должен быть уверен, что и сам он носит белую шляпу.
Действительно ли вы пытаетесь получить факты или же стараетесь найти
подтверждение своей теории?
…В прошлом году в США рост продаж мяса индейки вырос на двадцать пять
процентов в связи с модой на диеты и здоровый образ жизни. Мясо индейки
воспринимается как более «легкое».
…Господин Фитцлер, я попросил вас надеть белую шляпу. Увеличение объема
продаж на двадцать пять процентов является фактом. Остальное – ваша
интерпретация.
…Нет, сэр. Маркетинговые исследования четко показывают, что причина, по
которой люди предпочитают покупать мясо индейки, состоит в том, что, на их
взгляд, в нем меньше холестерина.
…Ну тогда у вас есть два факта. Факт первый: за последний год продажи
мяса индейки выросли на двадцать пять процентов. Факт второй: согласно
некоему маркетинговому исследованию, люди утверждают, что покупают
мясо индейки потому, что их беспокоит холестерин.
Белая шляпа задает определенное направление, в котором следует
продвигаться, работая с информацией. В идеале, надевая белую шляпу, мы
должны стремиться к получению чистых фактов. Очевидно, что эта роль
требует некоторых навыков, возможно, бо?льших, чем надевание других
шляп.
…Тенденция такова, что число женщин, курящих сигары, возрастает.
…Это не факт.
…Это факт. У меня есть данные.
…Ваши данные свидетельствуют лишь о том, что на протяжении трех лет
количество женщин, курящих сигары, постоянно превышало уровень
предыдущего года.
…Разве это не тенденция? …Возможно. Но это уже интерпретация. Помоему, тенденция предполагает,
что происходящее сейчас будет происходить и далее. Данные – это факт.
Возможно, женщины курят больше сигар, потому что они вообще курят
больше; причиной этого может быть повышенная тревожность или то, что за
последние три года производители сигар потратили небывалые суммы на
убеждение женщин курить сигары. В первом случае мы имеем тенденцию,
которая могла бы дать нам благоприятные возможности. Вторая тенденция
дает намного меньше возможностей.
…Я использовал слово «тенденция» для того, чтобы описать рост,
отраженный в количественных данных.
…Быть может, вы правильно употребили слово «тенденция», но существует и
другое его значение – тенденция как происходящий процесс. Так что, может,
лучше было бы надеть белую шляпу и сказать: «Данные свидетельствуют об
увеличении количества курящих женщин за последние три года». Мы можем
обсудить потом, что это значит и с чем это может быть связано.
Мышление в белой шляпе превращается в практику, помогающую достаточно
ясно отделять факты от их экстраполяции или интерпретации. Легко
представить, что у политиков могут возникнуть значительные трудности с
мышлением такого рода.
Это факт или вероятность?
Это факт или уверенность?
Нет ли какихнибудь других фактов?
Теперь мы можем вернуться к утверждению, которое я сделал в начале книги
насчет роденовского «Мыслителя» на площади в БуэносАйресе. Фактом
является то, что я был в БуэносАйресе. Гид показала на роденовское
изваяние – тоже факт. И факт то, что она, как мне показалось, утверждала,
что это оригинал. Скульптура находилась перед зданием парламента – это
тоже кажется фактом. Последние два утверждения являются субъективными,
поскольку память склонна к ошибкам. И даже если я все превосходно помню,
гид могла ошибиться. Поэтому я предварил свое высказывание словами «я
уверен». Я решил поверить своей памяти и гиду.
Многое из того, что может сойти за факт, является простым комментарием,
основанным на сильной вере или личной уверенности. Жизнь должна
продолжаться. Невозможно проверить все с тщательностью научного эксперимента. Так что на практике мы получаем чтото вроде двухфазной
системы: факты, основанные на вере, и проверенные факты.
Конечно, надев белую шляпу, мы можем высказывать и факты, которые
приняли на веру, но тогда мы должны абсолютно конкретно указать на их
второстепенность.
…Я думаю, что прав, когда говорю, что русский торговый флот занимает
значительное место в мировой торговле.
…Я както читал, что причина, по которой японские должностные лица
имеют такие большие счета расходов, состоит в том, что они отдают всю свою
зарплату женам.
…Я уверен, что прав, когда говорю, что новый «Боинг757» намного тише,
чем самолеты предыдущего поколения.
Сердитый читатель может заметить, что эти ни к чему не обязывающие фразы
могут позволить комуто сказать что угодно, и притом безнаказанно.
…Однажды мне ктото сказал, что, как ему говорил его друг, Черчилль
втайне восхищался Гитлером.
Путь для предположений, сплетен и толков открыт. Это, в общемто, так. Тем
не менее нам необходим способ высказывать факты, основанные на вере.
Важным моментом является применение фактов. Прежде чем начать
действовать, основываясь на факте, или принять на его основе решение, нам
нужно его проверить. Таким образом, мы прикидываем, какой из фактов,
основанных на вере, может быть полезен, и затем пытаемся проверить его.
Например, если предполагаемая бесшумность «Боинга757» является
определяющей при выборе места под аэропорт, то нам, конечно, следует
перейти от «статуса уверенности» к «статусу проверенности».
Главное правило мышления в белой шляпе можно сформулировать так: не
следует чтолибо высказывать с большей уверенностью, чем оно того
заслуживает. Когда утверждение надлежащим образом определено как
основанное на вере, ввод информации допустим. Помните о двухфазной
системе.
Позвольте мне повторить, что нам просто необходимо звено веры, так же как
пробные, гипотетические и провокационные утверждения нужны для мышления. Они задают направления дальнейших размышлений, опережая
факты.
Теперь мы подходим к достаточно сложному моменту. Когда «уверенность»
превращается в «мнение»? Я могу верить, что «Боинг757» тише. Я также
могу верить (мнение), что женщины курят все больше, все чаще сталкиваясь
со стрессом.
Разрешите мне сейчас же сказать, что ваше собственное мнение ни в коем
случае не должно присутствовать во время мышления в белой шляпе. Это
разрушит саму суть белой шляпы. Конечно, вы можете передать реальное
мнение когото другого.
…По мнению профессора Шмидта, полет с использованием лишь собственной
силы человека никогда не будет возможен.
Обратите особое внимание на то, что основанность факта на вере означает
только то, что вы уверены в том, что это факт, но еще не проверили это
тщательным образом. Лучше иметь два типа фактов:
1) проверенные факты;
2) непроверенные факты (убеждения).
В конечном счете, все дело в отношении. Когда человек надевает белую
шляпу, он высказывает нейтральные, «компонентные» утверждения. Они
раскладываются на столе. Не может быть и речи о том, чтобы использовать их
для продвижения определенной точки зрения. Как только кажется, что
утверждение используется именно для этого, появляется подозрение, что
мыслитель злоупотребил ролью белой шляпы.
Иногда белая шляпа становится второй натурой человека: он больше не
пытается незаметно высказывать нужные утверждения, чтобы выигрывать в
спорах. У него развивается нейтральная объективность ученого наблюдателя
или исследователя, который аккуратно делает записи о флоре и фауне, не
имея желания использовать описываемые виды в дальнейшем. Задача
картографа – составить карту.
Мыслитель в белой шляпе раскладывает образцы на столе, как школьник,
который извлекает из своих карманов какието монетки, жевательные резинки
и лягушку.
Обсуждение, доказательство и согласие. Откуда берутся идеи, если никто их не выдвигает?
Вначале составьте карту.
Японцы никогда не перенимали западной привычки спорить. Возможно, это
связано с тем, что в феодальном обществе высказывать несогласие было
слишком невежливо или даже рискованно. Или, быть может, с тем, что
взаимное уважение и чувство собственного достоинства слишком важны для
японцев, чтобы они позволяли себе критиковать друг друга или спорить.
Вполне вероятно, что японская культура не придает такого значения идее «я»,
как западная культура: причины спора часто коренятся глубоко в «эго».
Наиболее вероятное объяснение – на японскую культуру не повлиял
греческий стиль мышления, впоследствии усовершенствованный
средневековыми монахами в целях доказательства ошибочности еретических
взглядов. Нам кажется необычным, что японцы не спорят. Японцам кажется
необычным, что мы лелеем идею спора.
Участники встреч в западном стиле приходят со своими точками зрения и во
многих случаях ждут от обсуждения определенного результата и согласия
других участников с этим ожидаемым конечным выводом. Далее встреча
состоит из споров по поводу каждой точки зрения, в ходе которых участники
могут увидеть, кто из них выдержит критику и найдет больше сторонников из
числа присутствующих.
Таким образом, первоначальные идеи изменяются и улучшаются. Это похоже
на ваяние мраморной скульптуры, когда из каменной глыбы высекается
конечный продукт.
Дискуссии на согласительных встречах в западном стиле менее напряженные,
так как в них нет явных победителей или проигравших. В этом случае
результатом является совместно принятое, приемлемое для всех решение.
Это чемто напоминает лепку скульптуры из глины: сердцевина обрастает
кусками глины, приобретая конечную форму.
Японские встречи не имеют согласительного характера.
Западным людям тяжело понять, что японцы приходят на встречи без заранее
сформулированных идей. Цель встречи – слушать. Тогда почему встреча не
проходит в абсолютной тишине? Потому что каждый последующий участник в
ответ на выступления предыдущих надевает белую шляпу и излагает свою
порцию нейтральной информации. Постепенно карта становится более
точной. Она становится богаче и детальнее. Когда карта составлена, все ясно
видят путь. Я не утверждаю, что этот процесс длится всего одну встречу – он
может растянуться на недели и месяцы. Суть в том, что никто не высказывает заготовленных идей. Информация
излагается в манере белой шляпы, медленно организуясь в идею. Это
происходит на глазах у участников.
Западная точка зрения такова, что форму идеи следует выковывать в спорах.
Японская точка зрения состоит в том, что идеи рождаются, как зародыш
кристалла, и затем вырастают, приобретая определенную форму.
Все вышеизложенное – чтото вроде идеализированного взгляда на контраст
между западным спором и японским обменом информацией. Я намеревался
скорее подчеркнуть этот контраст, чем следовать за теми, кто верит, что все
японское замечательно и достойно подражания.
Мы не можем изменить культуру. Так что нам нужен какойто механизм,
который позволил бы преодолеть нашу привычку спорить. Именно этой цели и
служит белая шляпа. Когда эту роль играют все участники встречи, суть ее
сводится к следующему: «Давайте все прикинемся японцами на японской
встрече».
Искусственные средства и идиомы вроде белой шляпы мышления нужны нам
для того, чтобы сделать такое переключение возможным. Призывы и
объяснения имеют мало практической ценности.
(Я не хочу углубляться в объяснение причин, по которым японцы не более
изобретательны, чем люди Запада. Для изобретательности может
потребоваться культура, основанная на идее «эго», воспитывающая людей,
способных отстаивать идеи, кажущиеся всем безумными. Мы можем сделать
это более практичным образом, прибегнув к намеренным провокациям в
рамках латерального мышления, о котором я веду речь в других работах, а
также в главе о мышлении в зеленой шляпе.)
Насколько правдив факт?
Какую ценность имеют языковые игры философии?
Истины абсолютные и истины «в общем и целом».
Правда и факты не настолько тесно связаны, как это может представляться
большинству людей. Правда относится к словесной игровой системе,
известной как философия. Факты имеют отношение к поддающемуся
проверке опыту. Практичные люди, которых не очень интересуют подобные
темы, могут пропустить эту главу и перейти к следующей. Если лебеди, которых нам случалось видеть, были белыми, можем ли мы
осмелиться заявить, что все лебеди белые? Можем – так мы и делаем. На
данный момент утверждение является правдивой сводкой нашего опыта. В
данном смысле это тоже факт.
Первый же черный лебедь, которого мы видим, делает утверждение ложным.
Таким образом, мы перешли от правдивости ко лжи с поразительной
внезапностью. В то же время, если смотреть на факты, то мы имеем опыт
знакомства с сотней белых лебедей против опыта знакомства с одним черным
лебедем. Таким образом, исходя из опыта, мы можем сказать: «Большинство
лебедей белые»; «В общем и целом лебеди белые»; «Чуть больше девяноста
девяти процентов лебедей белые».
Эта штука под названием «в общем и целом» чрезвычайно практична («В
общем и целом дети любят мороженое»; «В общем и целом женщины
пользуются косметикой»), но не имеет никакого значения для логики. Слово
«все» играет существенную роль в утверждении «Все лебеди белые». Это
связано с тем, что логика должна следовать от одной абсолютной истины к
другой: «Если это правда, тогда из этого следует…»
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Как рождаются такие концепции?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.