Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.
Оценка 4.7

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа
11 кл
30.08.2019
Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.
В данном материале я, как классный руководитель, рассказываю о своем опыте работы по сплочению классного коллектива. В данной работе есть анкеты, которые могут быть полезны для молодых учителей и заместителей директора по воспитательной работе. К анкетам прилагаются ключи. Особое внимание уделяется трудностям подросткового возраста.
Как сплотить классный коллектив.docx
Как сплотить классный Трудности подросткового коллектив? возраста. (Из опыта работы классного руководителя 11 класса Абросимовой С.А.). Школа: МБОУ СОШ №1 р.п.Переяславка района имени Лазо Хабаровского края.      Коллектив — мощный воспитательный и педагогический инструмент. Развитие ребенка как полноценной личности может быть только в коллективе и коллективом. От коллектива зависит каким вырастет человек, будет ли он успешен в жизни, будет ли уверен в себе или тревожен.   Гармоничное   его   развитие   возможно   только   в   сплоченном   и   дружном коллективе.   Поэтому   воспитание   чувства   коллективизма,   сплочение   класса   и   является приоритетной задачей учителя. Это сложный и кропотливый труд, требующий длительного времени. Создание сплоченного ученического коллектива не возможно без некоторых условий:    устоявшийся педагогический коллектив с едиными требованиями к себе и  ученикам; совместная внеурочная деятельность; участие родителей в жизни класса. Именно наличие всех этих условий и поможет учителю в работе с классом.  Мой   класс   был   создан   полтора   года   назад   путем   слияния   двух   девятых   классов.   Как правило, большинство «трудных» не пошли в 10­й класс. Слово «слияние» в данном случае не совсем подходит, так как из 50­ти учеников продолжили обучение только 15, т.е. 30%. И   все­таки   это   были   подростки   двух   разных   коллективов   со   своими   правилами   и традициями. Устоявшийся,   единый   коллектив   педагогов   очень   важен.   Такой   коллектив   будет придерживаться единых норм поведения и морали. И, соответственно, учить этому и детей. В   работе   над   сплочением   класса   необходимо   привлечь     психолога   школы.   Последний поможет   составить   и   провести   несколько   тренингов   по   данному   вопросу,   посоветует некоторые   формы   воздействия   на   детей.   Психолог   поможет   найти   выход   из   сложной ситуации, если таковая возникнет. В   моем   классе   первое   из   условий   создания   сплоченного   коллектива   можно   считать выполненным. Хотя на первых порах были свои трудности и даже конфликтные ситуации. Для их разрешения привлекались родители, психолог и администрация школы.  Второе условие – совместная внеурочная деятельность. Работа   над   сплочением   коллектива   начинается   с   первых   дней   ребенка   в   школе. Целесообразно в этот период предлагать детям разные формы общения друг с другом. Будет   не   лишним   провести   несколько   классных   часов   и   бесед   на   следующие   темы: «Давайте  познакомимся»,  «А  легко  ли  жить дружно?»,  «Что  такое дружба?»,  «Азбука вежливости», «Расскажи мне о себе». При проведении самого первого классного часа я поставила перед ребятами цель – стать лучшим классом года нашей школы. Большинство из них не верили в такую возможность, так как на протяжении нескольких лет в обоих классах несколько раз менялись классные руководители   и   большинство   учащихся   последние   годы   старались   не   участвовать   в мероприятиях, оставаться в тени. Один из ходов – самореклама. Я продемонстрировала итоги работы с предыдущим классом, показала портфолио, заинтересовала ребят. Такой же прием я использовала на первом родительском собрании. Главное, чтобы дети поверили в себя, а родители помогли им в этом. Еще один прием – выявить ученика, который доброжелательно к тебе относится и в то же время   может   повлиять   на   класс.   Зная   ребят,   я   порекомендовала   выбрать     старостой Корженко   Александру.   Девочка   очень   ответственная,   является   лидером,   пользуется авторитетом в классе. На первых порах было трудно, так как класс состоял из двух разных частей, примерно 50 на 50. Сейчас уже трудно определить – кто в каком классе учился. На положительное отношение между учениками влияют различные классные и школьные мероприятия, особенно подготовка к ним. Внеурочная  и внешкольная деятельность, несомненно, сближает. Такая форма общения позволяет детям расслабиться и раскрыться для себя и окружающих с новой стороны. Старайтесь как можно чаще ходить с детьми в походы, устраивайте прогулки на лыжах по зимнему лесу, кормите вместе птиц и животных, посещайте театры, музеи, выставки и т.д. Только не забывайте впоследствии все это обсуждать с детьми. Позвольте им еще раз насладиться   пережитым.   Проводите   классные   праздники.   Пусть   дети   сами   составят сценарий, украсят класс, приготовят угощение. Совместная деятельность очень сближает. Выбирая  сценарий,  готовя  реквизиты,  ребята  общаются между  собой,  проводят вместе много времени. Например, при подготовке к общешкольному мероприятию «Хеллоуин» ребята целую неделю собирались после уроков, украшали класс, фотографировали друг друга, чтобы сделать презентацию. При подготовке к конкурсу «Мисс и мистер школы» поневоле   пришлось   задействовать   весь   класс.   Это   тоже   хитрый   прием,   так   как   класс маленький и нужно задействовать всех. На первых порах некоторые ребята отказывались участвовать, ссылаясь на то, что раньше никогда не выходили на сцену. Но у меня был хороший  довод  – если  не  ты, то  кто?  На  первых  порах  я умышленно  выбирала  такие сценарии, где количество героев примерно равно количеству ребят в классе. Я хотела показать,   что   итог   зависит   от   каждого,   что   все   нужны.   Этим   воспитывается ответственность, ребята чувствуют себя нужными. Еще   один   прием   –   чаепития   без   причины.   Просто   плохое   настроение.   Как   правило, собирались всем классом, высказывали свои мнения, мысли. Ребятам нужно было просто выговориться. Иногда, чтобы они пооткровенничали между собой и не смущались моего присутствия, я под предлогом занятости оставляла их одних, тем самым приучая их к самостоятельности. Сейчас в некоторых ситуациях они категорично исключают мое вмешательство. Например, когда они готовили поздравление ко дню учителя (это была общая поделка, сделанная своими руками). Очень интересно наблюдать за такой подготовкой. Когда заходишь в класс и все стараются говорить ни о чем или спрашивают – а вам никуда не нужно идти? Ничто так не сплачивает людей, как совместный труд. Акции «школьный двор», уборка стадиона, класса проводились также с целью сплочения классного коллектива. Главный принцип – сделать работу быстрее, а для этого нужно много людей. Вывод – участвуют все. Когда у меня был большой класс – в таких случаях я делила его на группы, одни участвуют сейчас, другие – в следующий раз. В данном случае класс маленький и важно участие каждого. Участие   родителей   в   жизни   класса   (особенно   в   начальной   школе)   очень   важно.   Часто родители судят о школе по учителю и тому, с удовольствием ли идет туда их ребенок. Комфортно ли ему там. Чтобы получить положительные ответы на все вопросы, которые они задают себе и учителю, необходимо вовлекать родителей. Я не люблю вызывать родителей по плохим поводам – успеваемость, дисциплина. Сначала я   стараюсь   поговорить   с   ребенком,   дать   ему   шанс   исправиться.   И   если   совсем   не получается   –   привлекаю   родителей.   В   прошлом   учебном   году   родители   участвовали   в Управляющем   совете   школы,   приходили   на   классные   часы,   даже   помогали   оформлять уголок класса.  Изучая   литературу   при   подготовке   к   педсовету,   я   пришла   к   выводу,   что   все   дети «трудные» по­своему. У каждого даже внешне обычного ребенка, есть свои проблемы. У кого­то   трудности   с   учебой   не   только   в   силу   нежелания,   но   и   из­за   отсутствия необходимого   запаса   знаний   и   умений,   плохой   памяти.   Кого­то   родители   практически заставили   идти   учиться   в   10­й   класс.   Даже   пришлось   убеждать   родителей   по   просьбе ученика,   чтобы   он   ушел   учиться   в   другое   учебное   заведение.   Это   в   случае   Скрябина Максима. Сейчас он не жалеет, что ушел со школы. У кого­то слишком требовательные родители,   контролирующие   каждый   шаг   ребенка   и   не   дающие   свободы.   А   у   других наоборот, родители слишком доверяют своим детям и они этим пользуются.  За последние полтора года я заметила некоторые изменения в своих подопечных. Ребята стали более самостоятельными, ответственными, взрослыми. Родителям с ними достаточно трудно. На каждом родительском собрании мы затрагиваем вопрос – когда же закончится этот трудный переходный возраст? Но все­таки это еще дети. Сплочение   классного   коллектива   —   очень   сложный   процесс.   Он   требует   много   сил, терпения, понимания и любви к детям. Если у вас есть все перечисленные качества, то все получится! Ведь от коллектива зависит очень многое. В коллективе ребенок знакомится с социальными   нормами,   ценностными   ориентирами,   принципами.   Только   в   коллективе ребенок учится отвечать не только за себя и свои поступки, но и ответственности за класс в целом. Без таких качеств ему достаточно сложно будет реализовать себя в будущем. Желаю хороших и благодарных учеников! И в заключении, я предлагаю провести в классах   две небольшие анкеты «Мой класс» и «Сплоченность класса» Они, на мой взгляд, помогут вам выработать более полное представление о  классе. Нужно выбрать в каждом суждении тот вариант, который считаешь более подходящим. Анкета «Мой класс» 1. В нашем классе: а) большинство ребят хорошие; б) есть всякие — и хорошие, и малоприятные; в) большинство ребят неприятны мне. 2. Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко друг от друга? а) да; б) мне все равно; в) нет. 3. Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоего класса? а) да; б) не уверен; в) нет. 4. Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоего класса? а) да; б) не знаю; в) нет. 5. Оцени, насколько нравится тебе твой класс: 1 балл — совсем не нравится; 2 балла — не нравится; 3 балла — и нравится и не нравится; 4 балла — нравится; 5 баллов — очень нравится. 6. Если бы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся? а) хорошо; б) равнодушно; в) плохо. 7. Можешь ли ты уверенно сказать, кто кому в твоем классе помогает? а) да; б) не замечал; в) нет. 8. Оцени, насколько дружный у вас класс: 1 балл — cовсем не дружный; 2 балла — недружный; 3 балла — когда как; 4 балла — дружный; 5 баллов — очень дружный. 9. Летом или после окончания школы захотелось бы тебе увидеть снова ребят из твоей группы и встречаться с ними время от времени? а) да; б) нечто среднее; в) нет.   Оценка Засчитай себе три балла за каждый ответ «а», 1 балл — за каждый ответ «б» на вопросы 1,2,3,4,6,8. Подсчитай сумму баллов. Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на вопросы 5 и 7. Подсчитай общую сумму.   Сопоставь полученную тобой сумму баллов с оценкой результатов 0—9 баллов — Тебе не очень нравятся ребята в классе. Подумай, почему так получается.  Может быть, это связано с тем, что ты не очень интересуешься ими? Может быть, если ты  внимательно посмотришь вокруг, то увидишь, какие интересные люди тебя окружают. Мы  проводим в школе 11 лет. Жалко, если за это время мы не научимся ценить людей, которые нас окружают. 10—18 баллов — Кто­то в классе тебе нравится, кто­то нет. Так часто бывает. Но  попробуй внимательно присмотреться к тем, кто не нравится тебе. Может быть, среди них  окажутся очень интересные люди. 19—25 баллов — Судя по ответам, тебе повезло. Ты учишься в очень дружном классе. Ты  ценишь одноклассников, а они ценят тебя. Тебе можно позавидовать. Такая школьная  дружба часто остается на всю жизнь. Анкета «Сплоченность класса» Прежде всего обсудим, что такое «сплоченность», и зачем она нужна в процессе школьной  жизни. К числу важных характеристик сплоченности можно отнести наличие у  большинства ребят таких ценностей как: сотрудничество, взаимопомощь, поддержка,  желание делать все творчески, уметь найти компромисс, решать поставленные задачи и др.  В сплоченном классе человек чувствует себя более защищенным. Наиболее значимым для  него является чувство «Мы». При этом важно, чтобы он не прятался за спины других,  проявлял свою индивидуальность, уважая индивидуальность других. И чувствовал  ответственность за общее дело. Ниже приводятся характеристики класса как малой группы. Каждая дана в трех вариантах. Твоя задача — выбрать один из трех предлагаемых вариантов (а, б или в), который, по  твоему мнению, больше всего подходит к твоему классу. 1 а) Думаю, что всем ребятам тепло, уютно и комфортно в классе, мы в кругу друзей; б) далеко не всем уютно в нашем классе; в) в классе есть ребята, с которыми никто не дружит. 2 а) В основном ребята дорожат нашим классом; б) большинство ребят не задумываются о том, что значит класс в их школьной жизни; в) думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другой класс. 3 а) В нашем классе внимательно относятся к каждому ученику; б) наш класс заботиться не только о себе и нашей школе, мы внимательны ко всем людям, которые нас окружают; в) ребят из нашего класса больше волнуют дискотеки, школьные вечера, чем проблемы каждого из учеников. 4 а) В нашем классе интересная жизнь, мы любим все делать вместе; б) жизнь в нашем классе могла бы быть интереснее; в) в нашем классе скучно, чтобы жизнь класса была интересней, все надо полностью изменить. 5 а) Мы часто ходим куда-нибудь все вместе, и нам это нравится; б) хотелось бы чаще ходить куда-то всем классом; в) не надо никуда ходить вместе всем классом. 6 а) Думаю, что наш класс дружный; б) в нашем классе есть несколько дружеских компаний, несколько групп, а общей дружбы нет; в) дружба в классе невозможна. 7 а) Думаю, что каждый из нас может проявить в классе свои способности и интересы; б) далеко не все могут проявить свои способности и интересы в классе; в) мало кто из ребят может проявить в классе свои способности и интересы.   Обработка результатов Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы. Номер вопроса Ответы в баллах а б в 1 10 2 -10 2 10 2 -10 3 10 20 -10 4 10 5 -10 5 20 10 -10 6 10 6 -5 7 30 20 -10   Подсчитайте сумму полученных баллов Интерпретация результатов 76—100 баллов — ваш класс — сплоченный коллектив, в нем ценится и уважается каждый ученик. 46—75 баллов — В вашем классе средний уровень сплоченности, в нем существуют отдельные группировки по симпатиям, взаимным интересам. 30—45 баллов — В вашем классе низкий уровень групповой сплоченности, есть лидеры и аутсайдеры, многим ребятам в классе плохо, неуютно. Ниже 30 баллов — В вашем классе очень низкий уровень групповой сплоченности, каждый сам по себе, ребята друг другу не интересны. После получения индивидуальных результатов важно представить общую картину. Можно  использовать доску, разделив ее на 4 части. Один из учеников записывает в каждую  колонку количество голосов (голоса подсчитываются поднятием руки). В результате  можно увидеть наглядную картину представления ребят о сплоченности своего класса. Далее следует провести обсуждение полученных данных. Сделать это нужно корректно, не  требуя от каждого обоснования своей позиции. Можно разбить класс на две группы (выбор  происходит добровольно). Одна группа – представляет позицию «за», другая – «против».  Каждая группа выдвигает свои аргументы. Члены экспертной группы (2–3 человека)  выносят решение о том, кто более четко обосновал свою позицию. В конце каждой группе  предлагается внести свои предложения по улучшению жизнедеятельности класса. .

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.

Как сплотить классный коллектив. Трудности подросткового возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2019