Разумеется, о детской сексуальности знали и до начала XX века. В первобытном обществе (например, у австралийских аборигенов) и традиционных языческих культурах к ней относились и относятся вполне лояльно. Но вот в христианской Европе о ней как бы забыли, и все заново началось с того момента, когда Зигмунд Фрейд разрушил миф об асексуальности детства. Одним из основных открытий, сделанных основоположниками психоанализа, и было раскрытие природы и динамики детской сексуальности.
Как в норме протекает психосексуальное развитие детей и подростков?
Разумеется, о детской сексуальности знали и до начала XX века. В первобытном
обществе (например, у австралийских аборигенов) и традиционных языческих
культурах к ней относились и относятся вполне лояльно. Но вот в христианской
Европе о ней как бы забыли, и все заново началось с того момента, когда
Зигмунд Фрейд разрушил миф об асексуальности детства. Одним из основных
открытий, сделанных основоположниками психоанализа, и было раскрытие
природы и динамики детской сексуальности. Сам З. Фрейд не занимался
специально разработкой методики и техники детского психоанализа. Основная
заслуга в этом вопросе принадлежит его дочери, Анне Фрейд.
Классический психоанализ выделяет несколько стадий психосексуального
развития. Названия стадий связаны с обозначением тех зон тела ребенка,
которые ответственны в каждый момент его развития за получение наибольшего
удовольствия. Каждая стадия имеет свою задачу.
1. Оральная стадия (от рождения до года). В этом возрасте ребенок
психологически не отделяет себя от матери. За получение удовольствия в
основном ответственна зона рта. Основная задача и результат оральной
фазы — открытие ребенком другого человека (матери), способность
получать удовлетворение от эмоционального и телесного контакта с ней.
Возможные нарушения: раннее отнятие от груди, длительное лишение тесного
физического контакта с матерью или заменяющим ее лицом.
2. Анальная стадия (1–3 года) Внимание ребенка смещается на зоны
сфинктеров. Контроль за дефекацией и мочеиспусканием — первая
социальная норма, усваиваемая ребенком. По мнению психоаналитиков,
течение этого процесса определяет отношение ребенка к социальным
нормам вообще. Психологическая задача этой стадии — овладение своими
агрессивными импульсами,
решение проблемы собственной
амбивалентности (на материале «захочу — покакаю, а захочу — нет»).
Основное нарушение — запугивание.
3. Эдипова (фаллическая) стадия (3–5 лет). Название происходит от
широко известной трагической истории древнегреческого царя Эдипа. На
этой стадии амбивалентны чувства ребенка к обоим родителям — он и
любит их, и боится, а порой и ненавидит. Задача и результат — освоение
ребенком своей собственной психосексуальной роли, культурно
одобряемых образцов полоролевого поведения. То есть девочки начинают
вести себя как положено девочкам, а мальчики — как положено
мальчикам. В этом же возрасте дети интересуются строением половых
органов сверстников противоположного пола, нередки совместные
эротически окрашенные игры — в доктора, в больницу и т. д. Гдето после
пяти лет интерес к анатомическим различиям полов постепенно
уменьшается, на смену ему приходит психологический интерес. Дети в
этом возрасте часто задают вопросы типа: «А я буду папой, когда
вырасту?», «А когда вы мне сестренку родите?», «А как ребенок узнает,
что ему уже можно рождаться?» и т. д.4. Латентная стадия (с 5–6 лет до начала полового созревания). У ребенка
появляются предметные интересы, лежащие за пределами семьи, желание
узнать побольше о мире, он идет в школу. Основная задача —
познавательная, расширение границ.
5. Генитальная (пубертатная) стадия (с начала периода полового
созревания). Задача — полюбить когото вне родительской семьи.
Попросту научиться любить. Если подросток легко отказывается от первой
любви в пользу детскородительских отношений или отношений со
сверстниками своего пола, то это может свидетельствовать о задержке
психосексуального развития.
Таким образом, под психосексуальным развитием в психоанализе понимается
движение ребенка от инфантильных способов удовлетворения влечений к более
зрелым, позволяющим в конечном итоге вступить в сексуальный контакт с
партнером противоположного пола.
«У советских — собственная гордость», и поэтому много лет учение З. Фрейда
было в нашей стране фактически под запретом. В отечественной психологии
процесс психосексуального развития рассматривался как непрерывный,
длящийся всю человеческую жизнь. Задача у этого процесса всего одна, но
очень возвышенная — «овладение энергией собственных влечений и движение к
эмоциональной зрелости и обретению как психологической автономии, так и
способности к эмоционально близким контактам с другими людьми…» Красиво,
правда? Хотя лично мне в процессе чтения про этот процесс овладения
захотелось спросить, как американский народ про своего президента: «Так
спали они в процессе овладения влечениями или не спали, в концето концов?!»
Но, в общем, можно списать мое недоумение на мою же личную испорченность и
отдать должное отечественной психологии — она старалась как могла, ведь
«пансексуализм» Фрейда был официально заклеймен, а сравнить не было
никакой возможности — труды основоположника психоанализа до недавних пор
не переводились и не издавались.
Из всего этого следует весьма практический вывод: как бы мы ни относились
сегодня к Фрейду и отдельным постулатам его теории и практики, но он
убедительно доказал (и родителям и воспитателям необходимо помнить об этом),
что именно в детстве закладываются предпосылки многих сексуальных,
эмоциональных и коммуникативных проблем взрослого человека. Следы
неизжитых детских психотравм могут серьезно исказить его жизнь.
Поэтому знание основных механизмов и этапов психосексуального развития
необходимо, чтобы по возможности заметить и компенсировать отклонения в
развитии и последствия негативных семейных влияний.
Подростковая сексуальность — это вообще отдельная песня. Известно, что в
норме у юношей собственно сексуальное влечение появляется раньше и
проявляет себя сильнее, чем у девушек. Девушки еще довольно долго мечтают о
любви в окружении этакого розоватого тумана, в котором ничего конкретного не
разглядишь (чем, кстати, часто пользуются «практически ориентированные»
мужчины и попросту откровенные мерзавцы). Слишком раннее (раньше 15 лет)
пробуждение девичьей сексуальности, как правило, свидетельствует о
физиологических или (чаще) психологических проблемах девушки — неразвитой
эмоциональности, недостатке тепла и принятия в семье. Вместе с тем, и уюношей сексуальное влечение и романтическая влюбленность вполне могут
сосуществовать. Но при этом они часто относятся к разным объектам. По
меткому выражению известного отечественного социолога И. Кона, «мальчик не
любит ту женщину, к которой его влечет, и не испытывает влечения к девушке,
которую любит». Почему так происходит, неизвестно. Автор предполагает, что
такие особенности психологии подростковой сексуальности, возможно, имеют
приспособительное значение. Подростки современного общества ни социально,
ни интеллектуально не готовы к браку и деторождению. Описанная выше
разнесенность эмоций позволяет выиграть еще несколько лет, по истечении
которых подросток дозревает до полноценного члена общества. Размытый
девичий образ прекрасного принца наконец приобретает некоторые реальные
черты, а юноша оказывается способен совместить во времени и пространстве
объект желания и романтически обожаемую возлюбленную.