Как в норме протекает психосексуальное развитие детей и подростков?

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разумеется, о детской сексуальности знали и до начала XX века. В первобытном обществе (например, у австралийских аборигенов) и традиционных языческих культурах к ней относились и относятся вполне лояльно. Но вот в христианской Европе о ней как бы забыли, и все заново началось с того момента, когда Зигмунд Фрейд разрушил миф об асексуальности детства. Одним из основных открытий, сделанных основоположниками психоанализа, и было раскрытие природы и динамики детской сексуальности.
Иконка файла материала Как в норме протекает психосексуальное развитие детей и подростков.doc
Как в норме протекает психосексуальное развитие детей и подростков? Разумеется, о детской сексуальности знали и до начала XX века. В первобытном обществе   (например,   у   австралийских   аборигенов)   и   традиционных   языческих культурах к ней относились и относятся вполне лояльно. Но вот в христианской Европе   о   ней   как   бы   забыли,   и   все   заново   началось   с   того   момента,   когда Зигмунд Фрейд разрушил миф об асексуальности детства. Одним из основных открытий,   сделанных   основоположниками   психоанализа,   и   было   раскрытие природы   и   динамики   детской   сексуальности.   Сам   З. Фрейд   не   занимался специально разработкой методики и техники детского психоанализа. Основная заслуга в этом вопросе принадлежит его дочери, Анне Фрейд. Классический   психоанализ   выделяет   несколько стадий   психосексуального развития.   Названия   стадий   связаны   с   обозначением   тех   зон   тела   ребенка, которые ответственны в каждый момент его развития за получение наибольшего удовольствия. Каждая стадия имеет свою задачу. 1. Оральная   стадия (от   рождения   до   года).   В   этом   возрасте   ребенок психологически не отделяет себя от матери. За получение удовольствия в основном ответственна зона рта. Основная задача и результат оральной фазы   —   открытие   ребенком   другого   человека   (матери),   способность получать удовлетворение от эмоционального и телесного контакта с ней. Возможные нарушения: раннее отнятие от груди, длительное лишение тесного физического контакта с матерью или заменяющим ее лицом. 2. Анальная   стадия (1–3   года)   Внимание   ребенка   смещается   на   зоны сфинктеров.   Контроль   за   дефекацией   и   мочеиспусканием   —   первая социальная   норма,   усваиваемая   ребенком.   По   мнению   психоаналитиков, течение   этого   процесса   определяет   отношение   ребенка   к   социальным нормам вообще. Психологическая задача этой стадии — овладение своими агрессивными   импульсами,   решение   проблемы   собственной амбивалентности (на материале «захочу — покакаю, а захочу — нет»). Основное нарушение — запугивание. 3. Эдипова   (фаллическая)   стадия (3–5   лет).   Название   происходит   от широко известной трагической истории древнегреческого царя Эдипа. На этой стадии амбивалентны  чувства ребенка к обоим родителям  — он и любит их, и боится, а порой и ненавидит. Задача и результат — освоение ребенком   своей   собственной   психосексуальной   роли,   культурно одобряемых образцов полоролевого поведения. То есть девочки начинают вести   себя   как   положено   девочкам,   а   мальчики   —   как   положено мальчикам.   В   этом   же   возрасте   дети   интересуются   строением   половых органов   сверстников   противоположного   пола,   нередки   совместные эротически окрашенные игры — в доктора, в больницу и т. д. Где­то после пяти   лет   интерес   к   анатомическим   различиям   полов   постепенно уменьшается,   на   смену   ему   приходит   психологический   интерес.   Дети   в этом   возрасте   часто   задают   вопросы   типа:   «А   я   буду   папой,   когда вырасту?», «А когда вы мне сестренку родите?», «А как ребенок узнает, что ему уже можно рождаться?» и т. д.4. Латентная стадия (с 5–6 лет до начала полового созревания). У ребенка появляются предметные интересы, лежащие за пределами семьи, желание узнать   побольше   о   мире,   он   идет   в   школу.   Основная   задача   — познавательная, расширение границ. 5. Генитальная   (пубертатная)   стадия (с   начала   периода   полового созревания).   Задача   —   полюбить   кого­то   вне   родительской   семьи. Попросту научиться любить. Если подросток легко отказывается от первой любви   в   пользу   детско­родительских   отношений   или   отношений   со сверстниками своего пола, то это может свидетельствовать о задержке психосексуального развития. Таким   образом,   под   психосексуальным   развитием   в   психоанализе   понимается движение ребенка от инфантильных способов удовлетворения влечений к более зрелым,   позволяющим   в   конечном   итоге   вступить   в   сексуальный   контакт   с партнером противоположного пола. «У советских — собственная гордость», и поэтому много лет учение З. Фрейда было   в  нашей   стране   фактически   под   запретом.  В   отечественной   психологии процесс   психосексуального   развития   рассматривался   как   непрерывный, длящийся   всю   человеческую   жизнь.   Задача   у   этого   процесса   всего   одна,   но очень возвышенная — «овладение энергией собственных влечений и движение к эмоциональной   зрелости   и   обретению   как   психологической   автономии,   так   и способности к эмоционально близким контактам с другими людьми…» Красиво, правда?   Хотя   лично   мне   в   процессе   чтения   про   этот   процесс   овладения захотелось   спросить,   как   американский   народ   про   своего   президента:   «Так спали они в процессе овладения влечениями или не спали, в конце­то концов?!» Но, в общем, можно списать мое недоумение на мою же личную испорченность и отдать   должное   отечественной  психологии  —   она   старалась   как   могла,   ведь «пансексуализм»   Фрейда   был   официально   заклеймен,   а   сравнить   не   было никакой возможности — труды основоположника психоанализа до недавних пор не переводились и не издавались. Из всего этого следует весьма практический вывод: как бы мы ни относились сегодня   к   Фрейду   и   отдельным   постулатам   его   теории   и   практики,   но   он убедительно доказал (и родителям и воспитателям необходимо помнить об этом), что   именно   в   детстве   закладываются   предпосылки   многих   сексуальных, эмоциональных   и   коммуникативных   проблем   взрослого   человека.   Следы неизжитых детских психотравм могут серьезно исказить его жизнь. Поэтому   знание   основных   механизмов   и   этапов   психосексуального   развития необходимо,   чтобы   по   возможности  заметить   и   компенсировать   отклонения   в развитии и последствия негативных семейных влияний. Подростковая сексуальность — это вообще отдельная песня. Известно, что в норме   у   юношей   собственно   сексуальное   влечение   появляется   раньше   и проявляет себя сильнее, чем у девушек. Девушки еще довольно долго мечтают о любви в окружении этакого розоватого тумана, в котором ничего конкретного не разглядишь   (чем,   кстати,   часто   пользуются   «практически   ориентированные» мужчины и попросту откровенные мерзавцы). Слишком раннее (раньше 15 лет) пробуждение   девичьей   сексуальности,   как   правило,   свидетельствует   о физиологических или (чаще) психологических проблемах девушки — неразвитой эмоциональности,   недостатке   тепла   и   принятия   в   семье.   Вместе   с   тем,   и   уюношей   сексуальное   влечение   и   романтическая   влюбленность   вполне   могут сосуществовать.   Но   при   этом   они   часто   относятся   к   разным   объектам.   По меткому выражению известного отечественного социолога И. Кона, «мальчик не любит ту женщину, к которой его влечет, и не испытывает влечения к девушке, которую любит». Почему так происходит, неизвестно. Автор предполагает, что такие   особенности   психологии   подростковой   сексуальности,   возможно,   имеют приспособительное значение. Подростки современного общества ни социально, ни   интеллектуально   не   готовы   к   браку   и   деторождению.   Описанная   выше разнесенность   эмоций   позволяет   выиграть   еще   несколько   лет,   по   истечении которых   подросток   дозревает   до   полноценного   члена   общества.   Размытый девичий образ прекрасного принца наконец приобретает некоторые реальные черты, а юноша оказывается способен совместить во времени и пространстве объект желания и романтически обожаемую возлюбленную.