КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 РО»
ГУ «Отдел образования г. Семей ВКО»
Автющенко В.И. - воспитатель класса предшкольной подготовки, методист, учитель самопознания высшей категории.
Как вернуть улыбку?
Размышления о радости, воспитывающей положительное, оптимистичное восприятие жизни, нашли отражения в книге Ш.А. Амонашвили «Улыбка моя, где ты?» – в которой улыбка представлена как качество побеждающего духа. Я считаю, что человек без улыбки не может быть победителем. Хмурые педагоги не могут взрастить радость в сердцах детей, которая так нужна им. Ш.А. Амонашвили говорит, что «Истинная Улыбка идет только от доброго сердца, то все, что ею выражается, служит поддержке, поощрению, вдохновению, успокоению тех, к кому она обращена».
Но что же стало со всеми нами? Как вернуть улыбку в мир и на урок в школы?
В «Педагогической симфонии» Шалва Александрович со всей определенностью сказал: «Звонкий смех детей – украшение наших уроков». Опыт убеждает меня в том, что смех не только стимулирует познавательный процесс, но и сам является одним из способов познания. Смех – это яркая форма выражения радостных переживаний. Мне кажется, что смех незаслуженно вытеснен с урока.
«Улыбка, как и мысль, есть детище духа; качество ее, как и качество мысли, исходит от сердца…Улыбка, наполненная благими чувствами, вдохновляет людей на благие деяния... Улыбка есть духовное даяние, и потому она не может не быть: искренней, сердечной, доброй, спокойной, теплой, светлой… Она исходит от сердца и пропитана любовью»... Божественная, Мудрая Улыбка. Простые истины открывает для нас в своей книге Ш.А. Амонашвили. На вторых Международных Чтениях по гуманной педагогике «Улыбка моя, где ты?» (2003) Шалву Александровича спросили: « Вы дали Чтениям название «Улыбка моя, где ты?». Согласны ли Вы с высказыванием Адриана Декурселя о том, что «смех есть веселость ума, а улыбка – веселость сердца»? «Конечно!!! Люди улыбаются не для себя. Ваша улыбка всегда адресована кому–либо, чему-либо. Если она добрая, то это помогает людям, если злая – нет. А смех…Человек смеется только для себя. Если я смеюсь, то для своего удовольствия, если улыбаюсь – на радость Вам. Поэтому развить в учителе улыбку сердца (не лица, конечно!) – вот одна из самых больших проблем образования».
Образование должно доставлять радость детям. «Через учителя, как через хрусталь, ребенок смотрит в мир». Шалва Александрович призывает нас, педагогов, быть достойными высокого звания – Учитель, помнить об ответственности за духовный мир наших учеников.
Столько мудрости и добра в одном человеке! Мы привыкли к тому, что современные психологи дают конкретные рекомендации, инструкции, руководства к действию, говорят чаще о поведении. Но подход Шалвы Александровича качественно другой - глубокий. Я бы назвала это "философией детства". Прежде чем воспитывать ребенка, воспитай себя! Подумай, кто есть ты, в чем твое предназначение, кто есть твой ребенок, почему и для чего он пришел в твою жизнь! Человек высокой культуры, гуманист.
На первом заседании МО воспитателей классов предшкольной подготовки и мини-центра нашей школы я постараюсь убедить и вдохновить воспитателей, что в нашей библиотеке должна быть серия книг Ш.А. Амонашвили "Основы гуманной педагогики". А «Улыбка моя, где ты?» настольной книгой каждого педагога.
Я уверена, что: УЛЫБКА ребенка – заслуга окружающих их людей, особенно, родственников и педагогов. Мы обязаны не забывать, что взрослые – это прочная опора в мире, открывающемся для самых беззащитных и внутренне неокрепших детей.
«Счастье в детях!» - говорят многие, порой, не вникая, в суть этой фразы. Стоит серьезно задуматься, не уже ли наше счастье будут составлять дети БЕЗ УЛЫБОК? И будет ли это являться счастьем для нас, взрослые? Не мы ли виноваты в этом?
И закончить хочется замечательными словами Ш. Амонашвили "Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыбках твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым и ты будешь нуждаться в улыбках моих."
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.