Какие особенности младших школьников должен знать классный руководитель.
Оценка 4.8

Какие особенности младших школьников должен знать классный руководитель.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
14.11.2019
Какие особенности младших школьников должен знать классный руководитель.
Данная статья поможет в работе классному руководителю, работающему в начальной школе. Особенно тем, кто только пришел в школу, то есть, молодым специалистам. Именно в начальной школе важна целенаправленная работа классного руководителя по сохранению и развитию эмоционально - волевой сферы ребенка.
Какие особенности мл.шк.д.знать кл.рук. Семенова Л.И..docx
Л. И. Семенова, учитель начальных классов МБОУ «Заостровская средняя школа»,  Архангельская область, Приморский район, д.Рикасово Какие особенности младших школьников должен знать классный руководитель. Огромное   значение   в   воспитательной   работе   в   начальной   школе   имеет целенаправленная работа классного руководителя по сохранению и развитию положительных эмоций   ребенка.   Ни   для   кого   не   секрет,   что   положительные   эмоции,   стимулируемые педагогом,   влияют   прямым   образом   на   результативность   учебной   деятельности.   Многие первоклассники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к   школьному   обучению.   Сильный   и   устойчивый   интерес   побуждает   ребёнка   к   учебной активности,   к   творчеству,   преодолению   встречающихся   трудностей   в   процессе   учения. Именно   интерес   делает   процесс   учения   приятным,   если   при   этом   ребёнок   испытывает радость. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестовое   его   деятельности   вызывает   у   ребёнка   радость   общения   с   педагогом,   усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребёнка в детском коллективе. Огромное значение имеет в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников  эмоции  удивления. Ситуации, которые  служат  причиной удивления, вызывают позитивно окрашенные чувства и выстраивают эмоциональную цепочку: удивление –   радость   –   интерес,   что   приводит   к   включению   в   активную   работу   механизмов саморегуляции и самовоспитания. «Меня похвалили, меня увидели – значит, я могу, у меня всё  получится». Каждый  ребёнок, переступивший порог школы, рассчитывает  на учебный успех и удачу и, если этого не происходит, ребята переживают негативные эмоции, которые воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, память, мышление. Существуют   определённые   закономерности   связи   эмоциональных   состояний   с качеством   мыслительной   деятельности:   радость   имеет   тенденцию   способствовать выполнению познавательной задачи, так как отсутствие её, злоба тормозите её выполнение. Положительные   эмоции   стимулируют   мотивацию   учащихся,   а   отрицательные   –   её уменьшают.   Страх,   отвращение,   стимулируемое   взрослым,   может   привести   к   тому,   что ребёнок ещё пару месяцев назад желавший учиться в школе,  ищет любой способ, чтобы не ходить   в   школу.   В   психологии   известно   немало   случаев,   когда   отрицательные   эмоции становились причиной физического нездоровья ребёнка. Волевые   процессы   тесно   связаны   с   эмоциями.   Эмоциональная   привлекательность умножает   силы.   Решения,   принятые   в   страхе,   могут   быть   невыполнимы.   У   людей, находящихся   в   угнетённом   состоянии,   способность   к   волевому   усилию   снижена. Равнодушный, с неразвитыми эмоциями ребёнок не может проявить волю, совершить волевое усилие. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели   может   вызвать   целую   гамму   чувств,   и   в   том   числе   отрицательных   (обида,   злоба, разочарование).   Для   психологического   здоровья   любого   человека,   ребёнка   или   взрослого, необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто   научить   их   стимулировать   себя   в   процессе   волевого   действия   с   помощью положительных   эмоций,   но   и   научить   их   не   бояться   отрицательных   эмоций,   которые безусловно   возникают   в   процессе   деятельности   творчества.   Младших   школьников   нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребёнок имеет право на ошибку и собственное её исправление. Разбалансировка   чувств   способствует   возникновению   эмоциональных   расстройств, которые   могут   привести   к   отклонениям   в   развитии   личности,   к   нарушениям   у   ученика социальных контактов, к психологическим проблемам. Классному   руководителю   младших   школьников   необходимо   знать,   что   собой представляет ребёнок, проживающий отрицательные или негативные эмоции. Ребёнок с пониженным настроением – несчастный, удручённый, мрачный, печальный, огорчённый, пессимистический. Ребёнок,  испытывающий   страх  и   тревогу   –   робкий,   застенчивый,   тихий,   покорный, обеспокоенный, заторможенный, сомневающийся, нервозный, напряжённый, испуганный. Ребёнок,   переживающий   эйфорию   (эмоциональный   подъём)   –   смешливый,   игривый, разговорчивый,   воодушевлённый, нетерпеливый,   переживающий   чувство   успеха,   превосходства,   гордости.   Такому   ребёнку трудно сосредоточиться, у него нарушается поведение.   стремящийся   к   доминированию,   импульсивный, Ребёнок,   переживающий   дисфорию   (эмоциональный   спад)   –   угрюмый,   злой, раздражительный, враждебный, обиженный, сердитый, резкий, неустойчивый. Частое чередование положительных и отрицательных эмоций характерна для детей – невротиков. Ребёнок приходит в школу уже личностью, многое познавшей, со своими горестями и страхами, своими ощущениями и стереотипами поведения в мире взрослых. Среднестатистический ребёнок слышит команду «нет» и «нельзя» и другие негативные приказания     900   раз   в   день.   Такие   установки   приводят   к   психологическим   проблемам, которые   можно   назвать   эмоциональными.   Таких   эмоциональных   проблем   четыре. Переживаются они в детском возрасте. Иногда переходят и во взрослую жизнь. Проблема 1 ­  «Я недостаточно хорош». Ребёнок,   переживающий   неудачи,   проблемы,   которые   оцениваются   окружающими, очень часто чувствуют себя не комфортно. В первую очередь, это проблемы, связанные с адаптацией   в   школе.   Если   взрослые   люди,   которые   тебя   окружают,   констатируют   и фиксируют твоё неумение, заостряют внимание ребёнка на этом неумении, это приводит к тому, что ярлык «я недостаточно хорош» становится ярлыком «я не уверен в себе». Для ребёнка становятся обыденными слова «я не могу», «я не умею», «у меня не получится». Это сопровождается всплеском эмоций, слезами, истериками. Проблема 2 – «Я беспомощен». Эта проблема тесно связана с подавлением поисковой активности учащихся. Природа этого явления связана с психотравматическими последствиями активности, т.е. активность ребёнка явилась тем стимулом, который запускает систему торможения поведения. Ты не вправе  принимать   какие   бы  то  ни  было   решения,  у  тебя  не  спрашивают   –  это  неполный перечень   эмоциональных   реакций,   которые   приводят   к   эмоциональной   беспомощности ребёнка. Проблема 3 – «Я чужой». Это   эмоциональное   отвержение   ребёнка.   Состояние   эмоционального   отвержения испытывает   часто   ребёнок,   который   в   детстве   был   лишён   длительного   эмоционального контакта с матерью. Это лишает ребёнка чувства безопасности. Ребёнку необходимо чувство принадлежности   своей   семьи,   своему   классу,   своей   группе.   Это   способствует   снятию эмоциональной   напряжённости,   развитию   эмоционально   –   волевой   сферы,   единству   и сплочённости,   сопротивляемости   к   стрессу.   Многие   учащиеся,   которые   лишены эмоционального   контакта   дома,   испытывают   затруднение   в   общении   с   детьми.   Они осторожно реагируют на любое эмоциональное проявление со стороны взрослого, которое им непонятно или которого они в своей жизни не испытывали. Проблема 4 – «Сверхответственность». В  отличие  от обычной  ответственности,  которая  возникает   у ребёнка  в  результате осознания  своих   обязательств  перед   взрослыми,    сверхответственность   –  это  болезненное явление.   Такие   дети   испытывают   постоянное     чувство   страха,   вины,   тревоги.   Возникает сверхответственность в результате воздействия взрослого. Ребёнок не поднимает руку, не отвечает, не проявляет активность, а родители хотят видеть его именно таким и наказывают не за поступок, а за то, чего ребёнок не совершал. Всё это приводит к тому, что ребёнок в подобной   ситуации     всегда   испытывает   чувство   вины   и   это   становится   его   постоянным внутренним   наказанием.   Иногда   можно   наблюдать   ситуацию,   когда   взрослые   начинают говорить ребёнку «ты должен», «ты обязан». Ребёнок слушает эти слова, но он их не слышит. Он их не осознал, они не стали его потребностью, не превратились в мотив деятельности. Предъявляемое   подобным   образом   требование   –   это   попытка   вызвать   в   ребёнке соответствующую   реакцию   на   чувство   вины,   как   на   рефлекс.   В   результате   подобных манипуляций   по   отношению   к   ребёнку,   мы   получаем   детей,   которые   постоянно   живут   в страхе, боятся проявить инициативу, высказать своё мнение, проявить себя. Педагог должен знать   эти   эмоциональные   проблемы,   которые   могут   повлиять   на   успешность   учебной деятельности школьника и его социальную адаптацию. Педагоги начальной школы часто сталкиваются с проблемами детской агрессивности, двигательной и эмоциональной сверхактивности. Агрессивные   дети   даже   в   младшем   школьном   возрасте   ведут   себя   вызывающе,   не слушают учителя, родителей, неусидчивы, драчливы, невнимательны, требуют от окружающих выполнения своих желаний. Это дети, которым нужна индивидуальная помощь. Гиперактивные дети  ­ это дети, которые могут делать несколько дел, за всё хватаются и   ничего   не   доводят   до   конца.   У   них   часто   меняется   настроение,   они   эмоционально несдержанны.     Таким   детям   необходимы     интересные   и   увлекательные   задания.   Они нуждаются   в   эмоциональном   поглаживании,   поддержке   и   чёткости   предъявляемых требований. Учитель начальных классов, организуя воспитательную работу, должен помнить о том, что дети видят и их эмоциональные проявления зависят от их мироощущения волевой сферы. Таким   образом,   учитель   начальной   школы   в   работе   с   детьми   должен   следовать следующим правилам и советовать их родителям. В – первых, не бояться выражать свои положительные  эмоции  и  учить  этому учащихся.  Во ­  вторых,  в общении  с  детьми  чаще использовать просьбу и поощрение, чем приказ или наказание. Быть предусмотрительными и справедливыми   в   оценке   поступков   учащихся.   И,   самое   главное,   учить   ребят   радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. Список литературы: 1 Венгер   А.Л.,   Цукерман   Г.А.   Психологическое   обследование   младших школьников. М.:Владос­Пресс, 2001. 2 Гин   А.А.   Приёмы   педагогической   техники:   Свобода   выбора,     Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. М.:Вита – Пресс, 2002. 3 Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно – методическое пособие. М.: ГИЦ Владос, 2001. 4 Рожков   М.И.,   Байбородова   Л.В.   Организация   воспитательного   процесса   в школе. М.: ГИЦ Владос, 2001.

Какие особенности младших школьников должен знать классный руководитель.

Какие особенности младших школьников должен знать классный руководитель.

Какие особенности младших школьников должен знать классный руководитель.

Какие особенности младших школьников должен знать классный руководитель.

Какие особенности младших школьников должен знать классный руководитель.

Какие особенности младших школьников должен знать классный руководитель.

Какие особенности младших школьников должен знать классный руководитель.

Какие особенности младших школьников должен знать классный руководитель.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2019