Воспитание нравственности у старшеклассников
Оценка 5

Воспитание нравственности у старшеклассников

Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
12.05.2018
Воспитание нравственности у старшеклассников
Духовно-нравственное воспитание ... В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Всё начинается с семьи, семья воспитывает личность. Это закономерно. вот...
Семья основа нравст..docx
ФИЛАРЕТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2017­2018 Семья – школа нравственного воспитания Выполнила: Хохлова Юлия Сергеевна АНОО «Православная классическая гимназия  святителя Филарета Московского»   учитель английского языка контактный телефон 8(985)160­72­51 2 Трудно   переоценить   роль   семьи   в   развитии   и   воспитании   ребёнка.   Здесь   он рождается,   получает   первые   знания   об   окружающем   мире.  Семейная   микросреда передает растущему малышу нравственный опыт родителей ­ он усваивает их нормы поведения и в соответствии с ними строит свои отношения с близкими людьми, а затем, усвоенные отношения, переносит в социум. От первичного нравственного опыта зависит, как будут строиться отношения со сверстниками, педагогами, соседями.  Есть одна поучительная притча «Деревянная кормушка». Думаю, многим из вас она известна, и я лишь напомню её содержание. В ней рассказывается о том, что когда­ то в одной семье жил старый немощный человек. Глаза его ослепли, слух притупился и руки так дрожали, что он во время еды часто проливал на скатерть суп. Сына старика и его жену это очень раздражало, и они стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавать в старом блюдечке. Оттуда старик печально смотрел на стол, и глаза его становились   влажными.   Однажды   руки   его   так   тряслись,   что   он   не   смог   удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Хозяйка стала ругать старика, а он в ответ только тяжело вздыхал. Тогда ему купили деревянную миску ­ теперь он должен был есть из  неё. Как­то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. ­ Что ты хочешь сделать? ­ спросил отец. ­ Деревянную кормушку, ­ ответил малыш. ­ Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту. «Пример сильнее правил» ­ гласит народная мудрость. И данная притча тому подтверждение.  Семья   –   это   первая   инстанция   на   пути   ребёнка   в   жизнь   и   именно родители в ответе за пример, который они подают своим детям.   Для каждого ребенка важно, чтобы он рос в любящей семье. Создать атмосферу любви и гармонии – задача родителей. Вне любви всякое воспитание является ложным, пустым, ничего не дающим.  Я хочу привести слова американского профессора Росса Кэмпбела: «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает первым». Если детей одаривают любовью, они возвращают её. Если им ничего не даётся, им нечего возвращать. Таким образом, семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка.  Вопросы   нравственности   мы   обсудили   на   уроке   самопознания   в   11   классе. Учащиеся заполнили анкеты, в которую были включены следующие вопросы: 3 1. Знаете ли вы что такое нравственность? 2. Какое место занимает нравственность в вашей жизни? 3. Как вы считаете, стоит ли переступать моральные нормы чтобы добиться успеха? 4. Есть ли в нашем обществе проблемы нравственности? 5. Кто несет основную ответственность за нравственное состояние общества?     Проанализировав ответы, пришла к выводу – у школьников сложились верные представления   о   нравственности,   они   её   связывали   с   совестью,   умением   стыдиться, стремлением   жить   по   Божьим   заповедям. Затем   я   предложила   ребятам   общими усилиями составить  «Цветок нравственности». Заранее подготовила лепестки цветка, маркеры,   и   предложила   написать   на   лепестках   качества   нравственного   человека,  и прикрепить их на доске вокруг сердцевины цветка. Некоторые ребята поместили по два и   более   лепестка.   Так   мы   общими   усилиями   составили   идеал   высоконравственного человека. Это любовь к семье, родным, Родине, справедливость, доброта, дружелюбие и терпимость   к   людям,   трудолюбие,   уважение   к   труду,   скромность,   совестливость, бережливость. Таким образом, я выяснила, что для учащихся нравственный человек – это прежде всего добрый, совестливый человек. На следующем этапе урока, каждому ученику я раздала изображение сердечка, как символ нравственности, и попросила на обратной   стороне  написать  имя   человека,   который   для   них  является   примером   для подражания. Ответы были разные, но для большинства ребят /для пятерых из семи/ идеалом нравственности являются их родители. Дети хотят брать пример с родителей, значит основы нравственного воспитания в этих семьях заложены верные. Вековой опыт позволил народу выработать приёмы и правила воспитания детей. В   житейской   практике   бытуют   такие   методы   воспитательного   и   обучающего воздействия   как   наказ,   разъяснение,   одобрение,   убеждение,   личный   пример,   укор, осуждение, наказание.  Нельзя в семье упрекать ребёнка в том, что у него что­то не получилось. Наоборот, необходимо создавать ситуацию успеха – подбадривать и вселять уверенность в свои возможности. Альтернативой упрёкам может стать порицание. Надо суметь,   не   оскорбляя   ребёнка,   дать   справедливую,   а   может   быть,   иногда   и   резкую оценку   его   действий.   Очень   важно,   чтобы   ребёнок   в   порицании   видел   не   только строгость, но и заботу о себе. Не следует забывать и о запрещении. Оно предотвращает многие   недостатки   в   поведении,   учит   детей   разумно   относится   к   своим   желаниям. Важно   соблюдать   одно   правило:   каждое   запрещение   должно   иметь   разумное 4 объяснение.              Думаю, что в каждой семье есть свой опыт воспитания. Следует лишь учитывать ряд психологических факторов, имеющих большое воспитательное значение. Их полезно   любому   воспитателю, знать ­   принимать   ребенка   таким,   какой   он   есть,   сопереживать   ему,   стремиться   понять;    в   том   числе,   и   родителям:  ­ не обещать того, что не можешь исполнить;  ­  оценивать отдельный поступок, а не личность; не поправлять в присутствии посторонних людей; ­ как можно чаще тактильно общаться с ребенком /приобнять, поцеловать, ласково коснуться головы/, он должен ощутить,   что   его   любят,   ему   сочувствуют,   в   него   верят;  и   ещё   один   очень   важный фактор ­  единство требований отца и матери.  Именно в семье дети получают первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, делать родным что­то приятное, радостное, доброе. В каждой семье должны формироваться традиции и ритуалы поощрения ребенка, например, в день рождения или День знаний, на Новый год или Рождество, за удачное выступление или приятный сюрприз и т. д.   Например, в нашей семье было доброй традицией проведение семейных праздников по случаю дней рождения как взрослых, так и детей, празднования Нового года, Рождества, светлой Пасхи. К праздникам готовили газеты, праздничные открытки, рисунки, концертную программу. Нас в семье было двое детей – девочки­погодки, мы обе окончили музыкальную школу, поэтому в праздники всегда звучали музыка и песни. Среди гостей и родственников были музыканты, они поддерживали нас игрой на гитаре, баяне, и даже деревянных ложках. Так у нас в семье создавалась особая атмосфера праздника, торжественности, радости и счастья, которая формировала   духовную   культуру,   сплачивала   семью,   родственников,   друзей   как коллектив. Если честно, я всегда с особым теплом вспоминаю эти дни. Мой папа и сегодня заботится о настройке инструментов – готовит их для подрастающих внуков. Так   в   семье,   на   мой   взгляд,   рождается   чувство   живой   преемственности   поколений, ощущение причастности к истории своей семьи, её традициям. Новый год был для нас особым праздником с запахами живой ёлки, апельсинов, шоколадных конфет. За ним следовало   Рождество.   Прежде   чем   поставить   ёлку,   мы   делали   генеральную   уборку, готовя   дом   к   приходу   чего­то   нового   и   светлого.   С   огромной   радостью   украшали новогоднюю   ёлку,   которая   одновременно   являлась   и   рождественской,   бегали   по магазинам   и   покупали   свечи   и   подарки,   готовили   сюрпризы,   учили   колядки. 5 Приближается Рождество – праздник, который в нашей семье, как, впрочем, и в сотнях тысяч семей по всей стране, ждут с нетерпением, потому что он воспитывает в нас самые добрые и высокие чувства: любовь к Богу, к своим родным и близким.  Считаю   также,   что   семья   располагает   благоприятными   условиями   для привлечения детей к труду. Главными мотивами нашего труда в семье были прежде всего любовь к родителям, желание помочь и доставить им радость. С малых лет мы с сестрой   с   удовольствием   занимались   мытьем   и   вытиранием   посуды,   игрушек, участвовали в приготовлении пищи, покупке продуктов, прополке овощных грядок. Т.е., мы с раннего возраста старались принести максимум пользы своей семье.  Пожалуй, самое важное место в нравственном воспитании занимает воспитание совести – знания о нормах человеческого поведения. Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда, чтобы оно стало частицей его духовного мира. Когда­то писатель Виктор Астафьев сказал: «Как в семье, так и в стране». И его слова действительно оказались пророческими.  Если посмотреть на динамику развития института российской семьи, то мы заметим, как она зеркально отображает состояние государства. Ещё в 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно­нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно   в   семье...   Реальную   и   полную   основу   духовно­нравственного   возрождения России может создать именно семья...»

Воспитание нравственности у старшеклассников

Воспитание нравственности у старшеклассников

Воспитание нравственности у старшеклассников

Воспитание нравственности у старшеклассников

Воспитание нравственности у старшеклассников

Воспитание нравственности у старшеклассников

Воспитание нравственности у старшеклассников

Воспитание нравственности у старшеклассников

Воспитание нравственности у старшеклассников

Воспитание нравственности у старшеклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2018