Духовно-нравственное воспитание ... В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Всё начинается с семьи, семья воспитывает личность. Это закономерно. вот...
Семья основа нравст..docx
ФИЛАРЕТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
20172018
Семья – школа
нравственного воспитания
Выполнила: Хохлова Юлия Сергеевна
АНОО «Православная классическая гимназия
святителя Филарета Московского»
учитель английского языка
контактный телефон 8(985)1607251 2
Трудно переоценить роль семьи в развитии и воспитании ребёнка. Здесь он
рождается, получает первые знания об окружающем мире. Семейная микросреда
передает растущему малышу нравственный опыт родителей он усваивает их нормы
поведения и в соответствии с ними строит свои отношения с близкими людьми, а затем,
усвоенные отношения, переносит в социум. От первичного нравственного опыта зависит,
как будут строиться отношения со сверстниками, педагогами, соседями.
Есть одна поучительная притча «Деревянная кормушка». Думаю, многим из вас
она известна, и я лишь напомню её содержание. В ней рассказывается о том, что когда
то в одной семье жил старый немощный человек. Глаза его ослепли, слух притупился и
руки так дрожали, что он во время еды часто проливал на скатерть суп. Сына старика и
его жену это очень раздражало, и они стали во время еды сажать его в угол за печку, а
еду подавать в старом блюдечке. Оттуда старик печально смотрел на стол, и глаза его
становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать
блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Хозяйка стала ругать старика, а он в
ответ только тяжело вздыхал. Тогда ему купили деревянную миску теперь он должен
был есть из неё. Както раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их
четырёхлетний сын с куском дерева в руках. Что ты хочешь сделать? спросил отец.
Деревянную кормушку, ответил малыш. Из неё папа с мамой будут кушать, когда я
вырасту. «Пример сильнее правил» гласит народная мудрость. И данная притча тому
подтверждение. Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь и именно
родители в ответе за пример, который они подают своим детям.
Для каждого ребенка важно, чтобы он рос в любящей семье. Создать атмосферу
любви и гармонии – задача родителей. Вне любви всякое воспитание является ложным,
пустым, ничего не дающим. Я хочу привести слова американского профессора Росса
Кэмпбела: «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает
первым». Если детей одаривают любовью, они возвращают её. Если им ничего не даётся,
им нечего возвращать. Таким образом, семья – это фундамент, на котором строится
высотный храм духовного мира ребёнка.
Вопросы нравственности мы обсудили на уроке самопознания в 11 классе.
Учащиеся заполнили анкеты, в которую были включены следующие вопросы: 3
1. Знаете ли вы что такое нравственность?
2. Какое место занимает нравственность в вашей жизни?
3. Как вы считаете, стоит ли переступать моральные нормы чтобы добиться успеха?
4. Есть ли в нашем обществе проблемы нравственности?
5. Кто несет основную ответственность за нравственное состояние общества?
Проанализировав ответы, пришла к выводу – у школьников сложились верные
представления о нравственности, они её связывали с совестью, умением стыдиться,
стремлением жить по Божьим заповедям. Затем я предложила ребятам общими
усилиями составить «Цветок нравственности». Заранее подготовила лепестки цветка,
маркеры, и предложила написать на лепестках качества нравственного человека, и
прикрепить их на доске вокруг сердцевины цветка. Некоторые ребята поместили по два
и более лепестка. Так мы общими усилиями составили идеал высоконравственного
человека. Это любовь к семье, родным, Родине, справедливость, доброта, дружелюбие и
терпимость к людям, трудолюбие, уважение к труду, скромность, совестливость,
бережливость. Таким образом, я выяснила, что для учащихся нравственный человек –
это прежде всего добрый, совестливый человек. На следующем этапе урока, каждому
ученику я раздала изображение сердечка, как символ нравственности, и попросила на
обратной стороне написать имя человека, который для них является примером для
подражания. Ответы были разные, но для большинства ребят /для пятерых из семи/
идеалом нравственности являются их родители. Дети хотят брать пример с родителей,
значит основы нравственного воспитания в этих семьях заложены верные.
Вековой опыт позволил народу выработать приёмы и правила воспитания детей.
В житейской практике бытуют такие методы воспитательного и обучающего
воздействия как наказ, разъяснение, одобрение, убеждение, личный пример, укор,
осуждение, наказание. Нельзя в семье упрекать ребёнка в том, что у него чтото не
получилось. Наоборот, необходимо создавать ситуацию успеха – подбадривать и вселять
уверенность в свои возможности. Альтернативой упрёкам может стать порицание. Надо
суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, а может быть, иногда и резкую
оценку его действий. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании видел не только
строгость, но и заботу о себе. Не следует забывать и о запрещении. Оно предотвращает
многие недостатки в поведении, учит детей разумно относится к своим желаниям.
Важно соблюдать одно правило: каждое запрещение должно иметь разумное 4
объяснение.
Думаю, что в каждой семье есть свой опыт воспитания. Следует лишь учитывать
ряд психологических факторов, имеющих большое воспитательное значение. Их полезно
любому воспитателю,
знать
принимать ребенка таким, какой он есть, сопереживать ему, стремиться понять;
в
том числе,
и родителям:
не обещать того, что не можешь исполнить; оценивать отдельный поступок, а не
личность; не поправлять в присутствии посторонних людей; как можно чаще тактильно
общаться с ребенком /приобнять, поцеловать, ласково коснуться головы/, он должен
ощутить, что его любят, ему сочувствуют, в него верят; и ещё один очень важный
фактор единство требований отца и матери. Именно в семье дети получают первый
нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, делать родным чтото
приятное, радостное, доброе.
В каждой семье должны формироваться традиции и ритуалы поощрения ребенка,
например, в день рождения или День знаний, на Новый год или Рождество, за удачное
выступление или приятный сюрприз и т. д. Например, в нашей семье было доброй
традицией проведение семейных праздников по случаю дней рождения как взрослых, так
и детей, празднования Нового года, Рождества, светлой Пасхи. К праздникам готовили
газеты, праздничные открытки, рисунки, концертную программу. Нас в семье было двое
детей – девочкипогодки, мы обе окончили музыкальную школу, поэтому в праздники
всегда звучали музыка и песни. Среди гостей и родственников были музыканты, они
поддерживали нас игрой на гитаре, баяне, и даже деревянных ложках. Так у нас в семье
создавалась особая атмосфера праздника, торжественности, радости и счастья, которая
формировала духовную культуру, сплачивала семью, родственников, друзей как
коллектив. Если честно, я всегда с особым теплом вспоминаю эти дни. Мой папа и
сегодня заботится о настройке инструментов – готовит их для подрастающих внуков.
Так в семье, на мой взгляд, рождается чувство живой преемственности поколений,
ощущение причастности к истории своей семьи, её традициям. Новый год был для нас
особым праздником с запахами живой ёлки, апельсинов, шоколадных конфет. За ним
следовало Рождество. Прежде чем поставить ёлку, мы делали генеральную уборку,
готовя дом к приходу чегото нового и светлого. С огромной радостью украшали
новогоднюю ёлку, которая одновременно являлась и рождественской, бегали по
магазинам и покупали свечи и подарки, готовили сюрпризы, учили колядки. 5
Приближается Рождество – праздник, который в нашей семье, как, впрочем, и в сотнях
тысяч семей по всей стране, ждут с нетерпением, потому что он воспитывает в нас
самые добрые и высокие чувства: любовь к Богу, к своим родным и близким.
Считаю также, что семья располагает благоприятными условиями для
привлечения детей к труду. Главными мотивами нашего труда в семье были прежде
всего любовь к родителям, желание помочь и доставить им радость. С малых лет мы с
сестрой с удовольствием занимались мытьем и вытиранием посуды, игрушек,
участвовали в приготовлении пищи, покупке продуктов, прополке овощных грядок. Т.е.,
мы с раннего возраста старались принести максимум пользы своей семье.
Пожалуй, самое важное место в нравственном воспитании занимает воспитание
совести – знания о нормах человеческого поведения. Начинать формировать совесть
нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда, чтобы оно стало частицей его духовного
мира. Когдато писатель Виктор Астафьев сказал: «Как в семье, так и в стране». И его
слова действительно оказались пророческими. Если посмотреть на динамику развития
института российской семьи, то мы заметим, как она зеркально отображает состояние
государства. Ещё в 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о
том, что «Вся духовнонравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и
значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это
возможно в семье... Реальную и полную основу духовнонравственного возрождения
России может создать именно семья...»
Воспитание нравственности у старшеклассников
Воспитание нравственности у старшеклассников
Воспитание нравственности у старшеклассников
Воспитание нравственности у старшеклассников
Воспитание нравственности у старшеклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.