Пояснительная записка
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.
В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмыслить цели и задач чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
После длительных исследований психологи получили модель «идеального» читателя, которая помогает понять какие навыки и умения необходимо развивать для формирования осознанного чтения.
Приёмы, используемые «идеальным читателем»:
- начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;
- не пропускает непонятные слова, выражения;
- вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом
- включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст;
Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к сожалению, далеко не всегда. Задача учителя – формирование вдумчивого читателя. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие выводы можно сделать на основе полученной информации.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по литературному чтению, русскому языку, математике и др. При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, краткой записи, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме. Практика школы показывает, что дети затрудняются работать с текстом. Возможно, данные трудности можно избежать, если целенаправленно усилить работу над текстом как источником информации, начиная с младшего школьного возраста.
В помощь учащимся, педагогам, родителям предлагаем различные виды работ с текстом. Страницы пособия можно использовать для дополнительной работы, формативного оценивания и тренировки учащихся 1-3 классов.
ХИТРАЯ РЫБА
Яша поймал - таз с водой.
Он
пустил щуку в - поймать щуку.
Учуял добычу рыжий - большую щуку.
Хотел кот - зубы острые.
Только у щуки - кот Пират.
Щука цапнула - эту встречу!
Долго помнил кот - кота за лапу.
Удалось ли коту поймать рыбу? Почему?
Кто ещё поймал рыбу? Как она называется?
Как звали кота? Почему у него такая кличка?
Почему у щуки острые зубы?
o Могу находить конец предложения по данному началу.
o Могу отвечать на вопросы к тексту по содержанию.
o Пишу начало предложения с большой буквы.
o Различаю предложения по цели высказывания.
ОЛЕНИХА
На высокой скале паслись олени. В тени лежал маленький оленёнок. Орёл высмотрел оленёнка и бросился на него. Мать услышала шум крыльев громадной птицы. Олениха встала на задние ноги около детёныша. Передними копытами она старалась ударить орла. Орёл отступил. Он полетел к своему гнезду.
Где паслись олени?
Кто напал на оленёнка?
Кто защитил детёныша?
Запиши свое предложение об орлах. Что ты о них знаешь?
Ключевые слова: Орлы, гнездо, на голой скале, устраивают, большое, высоко.
ТЕКСТ С «ХВОСТАМИ»
На высокой скале - отступил.
В тени лежал - к своему гнезду.
Орёл высмотрел оленёнка и - детёныша.
Мать услышала шум крыльев - паслись олени.
Олениха встала около - громадной птицы.
Орёл - бросился на него.
Он полетел - маленький оленёнок.
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить предложения, используя ключевые слова.
o Умею находить конец предложения по смыслу.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ДРУЗЬЯ
Лесник вырубал в лесу - нору.
Под кустом он увидел
лисью - домой.
В норе был - щенок.
Лесник взял лисёнка и принёс - деревья.
А у лесника дома жил - лисёнок.
Стали лисёнок и щенок жить - на пол.
Они любили - вместе.
Лисёнок залезет на лавку и прыгнет - спать.
А щенок ищет - играть.
Так поиграют и лягут вместе - лисёнка.
Что делал лесник?
Где он увидел нору? Кто в ней был?
Что сделал лесник?
Придумай, как ещё играли лисёнок к щенок?
o Могу находить конец предложения по данному началу.
o Могу отвечать на вопросы к тексту по содержанию.
o Пишу начало предложения с большой буквы.
o Различаю предложения по цели высказывания.
КОТЯТА
У кошки Клары родились котята. Через неделю у них открылись глазки и стали резаться зубки. Малыши первый раз выбрались из корзинки. Один залез под шкаф, другой залез под кровать. Под кроватью стояли красные сапожки Лизы. Пушистый котёнок залез в сапог и крепко заснул в нём.
Как звали кошку?
Какими стали котята?
Зачем они вылезли из корзинки?
ТЕКСТ С «ХВОСТАМИ»
Продолжи предложения:
У кошки Клары ________________________________
Через неделю у них ______________________________
Малыши первый раз _____________________________
Один залез под __________________________________
Под кроватью стояли ____________________________
Пушистый котёнок залез в _________________________
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить предложения, используя ключевые слова.
o Умею находить конец предложения по смыслу.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
МЕДВЕДЬ
Пришла зашевелился сугроб.
В лесу снег стал из своей берлоги.
Вот под сосной в берлогу и заснул.
Это вылез медведь темнеть и таять.
Он зевнул, потянулся и весна.
Какой он худой зашагал в чащу леса.
Осенью медведь лёг крепко спал до весны.
Шумела метель, а медведь и облезлый!
Почему весной зашевелился сугроб?
Как выглядел медведь после зимы?
А когда он заснул? _________________
Вспомни, в каких сказках встречается медведь?
__________________ ___________________ ______________________
o Могу находить конец предложения по данному началу.
o Могу отвечать на вопросы к тексту по содержанию.
o Пишу начало предложения с большой буквы.
o Различаю предложения по цели высказывания
ВОЛЧИШКА
Жил в лесу волчишка с матерью. Ушла мать на охоту. Поймал волчишку человек. Он сунул его в мешок и принёс домой.
Ночью волчишка подполз к двери. А дверь была открыта. Волчишка вылез на улицу и убежал в лес. А там была волчиха-мать. Обрадовались звери и убежали в глубину леса.
Где и с кем жил волчишка?
Почему человеку удалось его поймать?
ТЕКСТ С «ХВОСТАМИ»
Жил в лесу …………………… . Ушла мать на ……….. . Поймал …………
……… человек. Он сунул его в ………. . Ночью волчишка ……………… . А дверь ………………… . Волчишка вылез на ……………….. и ………………
А там была ………………… . Обрадовались звери и ………………….. .
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу восстановить текст с пропущенными словами.
o Умею находить конец предложения по смыслу.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ПРО ХВОСТЫ
Всем животным нужны хвосты. Коровы хвостом отгоняют разных насекомых.
Лисице хвост помогает быстрей бежать в погоне за добычей, а белочке - прыгать с ветки на ветку. В сильные морозы их хвост ещё и грелка!
Обезьяны цепляются длинными хвостами за ветки. Отпустят лапки и висят на хвостах вниз
У кенгуру хвост служит опорой. Крокодилы тяжёлым хвостом могут сильно ударить. Ящерицы оставляют свой хвост в момент опасности. А вот павлиний хвост - просто красота!
Для чего животным нужны хвосты?
Как лисе помогает хвост?
А белочке?
o Могу отвечать на вопросы к тексту по содержанию.
o Пишу начало предложения с большой буквы.
o Различаю предложения по цели высказывания
ПЛЮШЕВЫЙ МЕДВЕЖОНОК
У Паши был день рождения. Бабушка и дедушка подарили Паше плюшевого медвежонка. Шкурка у медвежонка гладкая и нежная. Паша катал медвежонка на машине.
У кого был день рождения?
Кто подарил Паше плюшевого медвежонка?
Какая у медвежонка шкурка?
На чём Паша катал медвежонка?
Выпиши из текста ключевые (опорные) слова.
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу находить ключевые слова в тексте.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
УТОЧКИ
Сидит Вася на бережку; смотрит он, как уточки в пруде кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли — и старые и малые. Как их теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кликать:
— Ути-ути-уточки! Прожоры-таратороч-ки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать — пора вам домой идти!
Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переваливаются.
К какому жанру относится произведение? Подчеркни.
СКАЗКА РАССКАЗ СТИХОТВОРЕНИЕ
Чем занимался Вася?
Как ты думаешь, почему уточки послушались Васю?
o Могу определить жанр произведения.
o Определяю тему и идею произведения.
o Могу высказывать свое мнение о поступке героя.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ЖУК
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал как бык и рогами качал.
И очень серьёзным и грозным он был -
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду.
Жука моего по рисункам найду,
Узнаю, где водится, как он живёт,
Зачем ему крылья и что он жуёт.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут трамваи, как птицы, звенеть.
Я всем расскажу про жука моего.
Как славно, что я не обидел его!
С. А. Махотин
К какому жанру относится произведение? Подчеркни.
СКАЗКА РАССКАЗ СТИХОТВОРЕНИЕ
Найдите сравнения. Попробуйте объяснить, зачем автор их придумал?
Докажите, Что это стихотворение.
o Могу определить жанр произведения.
o Определяю тему и идею произведения.
o Могу находить сравнения в стихотворении.
o Умею приводить доказательства о жанре произведения.
СТАРЫЙ ПЁС
Был у Человека верный друг - Пес. Много лет сторожил он хозяйство Человека. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, он залаял на него, как на чужого.
- Значит, ты уже не узнаёшь меня? Пёс виновато вилял хвостом.
К какому жанру относится произведение? Подчеркни.
СКАЗКА РАССКАЗ СТИХОТВОРЕНИЕ
Продолжи составлять кластер.
старый
o Могу определить жанр произведения.
o Определяю тему и идею произведения.
o Могу составлять кластер, давать характеристику герою.
КАК САША И МИША ПОЛЕЗНОЕ ДЕЛО ДЕЛАЛИ
Однажды мама и папа, уходя на работу, сказали своим сыновьям, Мише и Саше,
— Вот вам задание, мальчики: не шалите, не шумите, а сделайте сегодня что-нибудь полезное. И ушли.
Стали Саша и Миша думать: что бы им такое сделать... Думали они, думали, наконец, Саша предложил:
Может быть, ремонт начнем? Оклеим стены новыми обоями, потолки побелим. рамы покрасим. Вот мама с папой обрадуются!
Что ты, Саша! Обои месяц назад новые наклеили. Да и краски для окон у нас нет. Есть только для рисования — акварельная и гуашь.
Тогда давай бельё постираем в машине, — снова предложил Саша.
Ну, уж нет! Помнишь, как мама нас ругала за стиральную машину. Нельзя её самим включать! — сказал Миша.
Что ж! Придётся тогда посуду помыть, пыль вытереть и пол вымыть. — вздохнул Саша.
Определи тему произведения.
А какова идея рассказа?
Напиши, а как ты помогаешь дома?
o Могу определить тему и идею произведения
o Могу высказывать свое мнение о произведении.
o Умею рассказывать о помощи дома.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
УМНАЯ ГАЛКА
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. Но воды было мало. Галка не могла достать. Она стала кидать в кувшин камешки. Умная птица столько накидала, что вода стала выше. Вот так галка!
Почему галка не могла достать до воды в кувшине?
Что она придумала?
ТЕКСТ С «ХВОСТАМИ»
Хотела галка мало.
На дворе стаял кувшин пить.
Но воды было не камешки.
Галка не могла с водой.
Она стала кидать в кувшин достать.
Умная птица столько накидала, что вода стала выше. Вот так галка!
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить предложения, используя текст.
o Умею находить конец предложения по смыслу.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ХРАБРЫЙ ЁЖ.
Был в лесу старый пень. Тут в дупле ёж сделал
гнездо. В гнездо он натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днем ёж спал, а
вечером выходил на охоту.
Вот наступил вечер. Еж проснулся и пошёл
искать пищу. Не нашёл ничего и идёт домой. Вдруг он увидел змею. Ёж бросился не
неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Он разорвал змею и
стал ужинать.
К какому жанру относится произведение? Подчеркни.
СКАЗКА РАССКАЗ СТИХОТВОРЕНИЕ
Найдите и подчеркните в тексте ответы на вопросы.
Где ёж устроил гнездо?
Когда он выходил на охоту?
Как ёж охотился?
Выпиши опорные (ключевые) слова?
o Могу определить жанр произведения.
o Определяю тему и идею произведения.
o Могу находить ответы в содержании произведения.
o Умею находить ключевые слова.
Прочитай два текста.
1 В планах был поход на Сибины. Для Надюшки эти места уже были родными,а для меня совершенно новыми. Я знал только, что Сибины - это несколько озер. Мы решили, что сначала мы доедем до Усть-Каменогорска на поезде. А потом будем добираться, как настоящие туристы, пешком.
2 Во время отпуска был запланирован поход на Сибины. Добрались до нужного места, когда уже стемнело. Быстро поставили палатки и легли спать. Рано утром, когда я вышел из палатки, то увидел серые скалы. Среди них озеро. В озере вода прозрачная-прозрачная. Пляж с чистейшим песочком. А над озером небо синее с белыми облачками.
Сравните тексты. Результаты сравнения запишите в таблицу.
o Могу сравнивать тему произведений
o Определяю основную мысль рассказов.
o Умею определять тип текста (повествование или описание)
o Умею находить ключевые слова.
БЕЛОСНЕЖКА
Белоснежка по утрам готовила гномам завтрак. Она готовила всё очень вкусно. Белоснежка наливала им чай с молоком, пекла блины со сгущенкой и вареньем. Но она никогда не разрешала садиться за стол с грязными руками. Гномы привыкли и стали мыть руки перед едой без напоминания.
К какому жанру относится произведение? Подчеркни.
СКАЗКА РАССКАЗ СТИХОТВОРЕНИЕ
С чем гномы пили чай?
· с вареньем и конфетами;
· блинами со сгущёнкой и вареньем;
· с печеньем и вареньем.
Какое важное правило соблюдали гномы?
o Могу определить жанр произведения.
o Могу выбрать правильный ответ из нескольких.
o Могу находить ответы в содержании произведения.
o Записываю предложение, соблюдая каллиграфические нормы.
ВО КАКИЕ!
Выпали из гнезда сорочата. Уж как крутились над ними старые сороки, уж как кричали, но посадить сорочат в гнездо так и не смогли. Тогда мы их поймали и принесли домой. Сперва сорочата нас боялись, но уже к вечеру обжились и забыли своих родителей. Словно их и небыло! Кормили мы их червяками, кузнечиками, булкой. Старые сороки рядом крутились, в окна заглядывали, стучали носом в стекло. Но сорочата не в окна смотрели, а в дверь: ждали, когда мы в дверь с едой войдём. И тогда так разевали красные рты, что чуть пополам не разрывались! Бились в истерике и орали. Жутко были прожорливые. (Ю. Качаев.)
Определи вид текста.
o Текст - описание
o Текст - повествование
Разделите текст на части. Обозначьте их цифрами.
I Вступительная (вводная) часть
II Основная часть
III Заключительная часть
Озаглавь каждую часть плана.
I ______________________________
II _____________________________
III _____________________________
o Могу определить вид текста.
o Могу разделить текст на части.
o Умею составлять и записывать план.
o Записываю предложение, соблюдая каллиграфические нормы.
ГОРКА
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.
Что делали ребята? Где был в это время Котька?
Что случилось, когда ребята ушли?
Почему Котька не смог подняться на горку?
Как поправили горку?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить предложения, используя текст.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
Для чего Оля и Лида пошли в лес?
Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой?»
Чей поступок вам больше нравится? Почему?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить предложения, используя текст.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
УТРЕННИЕ ЛУЧИ
Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.
Первый луч пролетел и попал на жаворонка. Тот встрепенулся, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку.
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик, весело запрыгал по росистому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, полетела собирать медок с душистых цветов.
Найдите и подчеркните в тексте ответы на вопросы.
1. Зачем стало рассылать солнышко свои лучи?
2. Кого разбудил первый луч?
3. Как встретил новый день зайчик?
4. Как проснулся курятник?
5. С чего начался день у трудолюбивой пчелки?
Для кого еще нужны солнечные лучи?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить ответ на вопрос к рассказу.
o Записываю предложение соблюдая каллиграфические навыки и синтаксические нормы.
ОДУВАНЧИКИ
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.
Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.
Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.
(По К. Соколову-Микитову.) (38 слов.)
1. Из каких цветов сплела Танюша венок?
2. Почему венок назван золотым?
3. С чем сравнивается цветок одуванчика?
4. Когда одуванчик становится белым?
5. Почему эти цветы зовут одуванчиками?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить ответ на вопрос к рассказу.
o Записываю предложение соблюдая каллиграфические навыки и синтаксические нормы.
ГАЛКА
Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (38 слов.)
(Г. Скребицкому.)
1. О каких птицах вы прочитали?
2. Сопоставьте галку и ворону по величине, окраске перьев.
3. С чем у галки сравниваются серые перышки вокруг шеи?
4. С чем можно сравнить серое туловище вороны?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу сравнить двух птиц по величине и окраске.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
РЫСЬ
В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках.
Лежит рысь на толстом суку и ждет. Она с дерева так и бросится на добычу. (40 слов.)
1. Почему рысь названа большой кошкой?
2. Опишите рысь.
3. Как рысь охотится?
4. Как вы понимаете выражение:
«так и бросится» - …………………………………………
«залег» - ……………………………………………………
Определи вид текста.
o Текст - описание
o Текст - повествование
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить описание животного.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
o Могу объяснить значения слов и выражений.
ЛЕСНОЙ ОРКЕСТР
Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги. Лают лисицы и белые куропатки. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы.
Все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. (42 слова.)
(По В. Бианки.)
Каких птиц можно отнести к певчим?
Какие звуки издают жуки, кузнечики, дятлы, куропатки, филины?
Почему у рассказа такое название?
Какие животные еще могли бы играть в лесном оркестре?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить ответ на вопрос.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ХИТРАЯ РЫБА
Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба. (48 слов.)
(По Э. Шиму.)
Где сидел дедушка?
Почему у него шел лов?
Почему у мальчика сначала рыба не клевала?
Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?
Определи вид текста.
o Текст - описание
o Текст - повествование
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу определить тип текста.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
КИТ
Кит — самое большое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов. Из жира печени и мяса кита изготовляют нужные нам продукты. Охотиться за китами трудно и опасно. Доверить это дело можно только очень сильным и храбрым людям.
(47 слов.)
Какое животное самое большое на свете?
Где могут жить киты?
Легко ли охотиться на китов?
Определи вид текста.
o Текст - описание
o Текст - повествование
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу определить тип текста.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ЛЕТУЧИЕ МЫШИ
Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых.
Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой.
Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.
(51 слово.)
( По Ю. Дмитриеву.)
Какую пользу приносит летучие мыши?
Как они проводят день?
Когда охотятся летучие мыши?
Как вы понимаете значение выражения «полезные зверьки»?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу объяснить пользу летучих мышей.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
…………………………………….
Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его.
Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.
Довольные купанием медведи ушли в чащу леса. (50 слов.)
(По В. Бианки.)
Озаглавьте текст.
Кто вышел на берег реки из леса?
Как медведица купала первого медвежонка?
Почему побежал в лес другой медвежонок?
Что сделала с ним его мать?
Составь план
I …………………………………………………
II ………………………………………………..
III ……………………………………………….
o Могу определить тему текста и дать ему название.
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить план рассказа.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
КОТЁНОК
Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли её найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали- над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:
- Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал:
- Нашёл! Наша кошка... И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать. (Л. Толстой)
Поставь предложения в нужном порядке.
Дети заботились о котёнке.
Кошка пропала.
Мать раздала котят.
Дети искали кошку.
Кто-то мяукал под крышей амбара.
Почему кошка спряталась?
o Могу составить предложения в нужном порядке.
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
Составь текст. Придумай ему заголовок.
1) На, Иринка, ухаживала, летом, за, даче, цветами.
2) Срезала, огромный, утром, она, букет, цветов, душистых.
3) Принесла, его, в, Ира, мамину, комнату.
4) Цветы, в, девочка, вазу, поставила.
5) Как, эти, порадовали, цветы, маму, свежие.
o Могу составить предложение из слов.
o Могу записать текст из предложений.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ЗОЛОТОЙ ПОДСНЕЖНИК
После холодной, суровой зимы все ждут
весну. Кто открывает весну?
Весну цветов открывает ранний первенец – мать-и-мачеха. Этот золотой
подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается
раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.
Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев. (51 слово)
К. Пронин
Ответь на вопросы:
Какое растение первым зацветает весной?
Где распускается этот цветок?
Сколько цветет мать-и-мачеха?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить ответ на вопрос по тексту.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ИВА
На опушке леса расцвела ива. Листьев на
дереве ещё нет, а ветви в цветах - в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется
одним жёлтым шариком.
Жёлтый шар гудит - так много пчёл берут в нём первый мёд. К вечеру
захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли - нет
сил махать крылышками. Остались ночевать на цветах.
(58 слов)
Вопросы:
Почему ива кажется весной желтым пушистым шариком?
Почему ива гудит?
Почему пчелки остались ночевать на цветках?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить ответ на вопрос по тексту.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ГРОЗА
Пришла чёрная туча. Хлынул дождик. Люди
попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось,
кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает,
что-то строит.
Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли
до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой
грозы по-летнему тепло. (64 слова)
А. Митяев
Вопросы:
Какая была гроза?
Что появилось после грозы?
Почему стало после грозы тепло?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить ответ на вопрос по тексту.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ВЫСОТНЫЙ ТЕРЕМОК
Шел я по лесу и вижу терем в семь этажей. Это была старая береза. В ней семь дупел, одно выше другого. Из дупла первого этажа выглянула утка. Есть такие утки, которые вьют гнезда в дуплах.
Во втором этаже поселился черный дятел. А в третьем жил дятел пестрый. Выше еще четыре этажа. В каждом квартира. А в квартирах живут стрижи. Прямо сказочный теремок, только высотный. (66 слов)
По К. Сладкову
Ответь на вопросы:
Сколько дупел было в березе?
Кто жил в дуплах?
Почему березу назвали высотным теремком?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить предложения, используя ключевые слова.
o Умею записывать предложения, используя лексические и грамматические нормы.
Составь текст. Глаголы запиши в прошедшем времени.
1) устраивают, на, журавли, танцы, болоте;
2) птицы, в, собираются, кружок;
3) подпрыгивают, на, они, ногах, длинных, приседают, и;
4) журавли, другие, и, крыльями, хлопают, кружатся.
o Могу составить из слов предложения.
o Могу записать рассказ из предложений.
o Умею записывать предложения, используя лексические и грамматические нормы.
КАНИКУЛЫ
«У нас каникулы!» – радуются школьники.
Это слово означает перерыв в учебной работе.
Такое привычное земное слово родилось... на небе. Есть на небе яркая
звезда Сириус. В древности ее называли Каникулой.
Появляется Каникула в ночном небе 26 июля. Это самое жаркое время
года. Тогда-то школьникам давали передышку, отпуск.
В честь звезды эти дни прозвали каникулами. Сначала так называли
только летний отдых. Теперь всякий перерыв в учебных занятиях зовут каникулами.
(69 слов)
Г. Ганейзер
В честь какой звезды назвали каникулы?
Когда появляется эта звезда?
Почему именно в это время давали отпуск школьникам?
Что теперь мы зовем каникулами?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить предложения, используя ключевые слова.
o Умею записывать предложения , соблюдая нормы.
ПТИЦА - СЕКРЕТАРЬ
Почему
птицу зовут «секретарь»? Ее оперение напоминает одежду секретаря в старое
время. Секретарем звали писца, переписчика. В старину писец носил за ухом
гусиные перья. У птицы косицы, словно перья за ушами. У нее серая куртка и
короткие штанишки.
Секретарь - отличный охотник на змей. Змея шипит, раздувает шею. Но
птица закрывает ноги широким крылом. Другим крылом секретарь бьет змею по
голове. Змея оглушена. Птица рвет ее на части и съедает по кускам. (71 слово)
Н. Коростелёв
Что означает слово «секретарь»?
Чем птица-секретарь напоминает писца старых времен?
Кого едят птицы-секретари?
Выпиши ключевые слова из текста
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить предложения, используя ключевые слова.
o Умею находить ключевые слова в тексте.
…………………………………….
О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна. Не то зверь, не то птица.
Этот зверёк очень полезен. Летучая мышь поедает вредных насекомых.
Днём она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь.
Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их заменяют. (55 слов.)
(По Ю.Дмитриеву)
Озаглавь текст.
Чем необычна летучая мышь?
В начале рассказа сказано, что летучая мышь «не то зверь, не то птица». Так кто же она?
Чем полезна летучая мышь?
Когда она охотится?
Как летучая мышь проводит день?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить предложения, используя ключевые слова.
o Умею записывать предложения , соблюдая нормы.
o Умею придумывать заголовок к рассказу.
В ЦИРКЕ
Мальчики были в цирке. Кругом флажки, афиши и яркие фонарики.
На арене клоун. Он рыжий. Он смешит людей. У него на шляпе кактус. В куртке петух. Клоун играет с медведем в футбол. Фокусник превратил свою трость в букет цветов. А жонглёр ловит на лету фарфоровые тарелки.
Мальчики сделали фотографии. Как интересно в цирке! (55 слов)
Где были мальчики?
Кто выступал на арене?
Как был одет клоун?
С кем он играет в футбол?
Кто ещё выступал в цирке?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составить предложения, используя ключевые слова.
o Умею записывать предложения , соблюдая нормы.
ЗЕМЛЕРОЙКА
Землеройка живёт в лесу. Это крохотное хорошенькое животное, похожее на мышку. Глазки у него маленькие, мордочка длинная, вытянутая. Шкурка блестит, как бархат. Землеройка быстро бегает, играет, но больше живёт под землёй. Она роет норы во все стороны и поедает в земле жуков и червей. Охотится землеройка ночью, а днём прячется в земле и спит. (55 слов)
Определи тип текста:
o ПОВЕСТВОВАНИЕ
o ОПИСАНИЕ
Где живёт землеройка?
На кого похоже это животное?
С чем сравнивают шкурку землеройки?
В какое время суток охотится землеройка?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу определить тип текста.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
КЛЕСТЫ
Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнёзда и выкармливают птенцов.
Только клесты без забот прыгают по деревьям.
Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.
Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов — это еловые шишки. Они созревают только к концу года. (56 слов.)
(По Ю. Дмитриеву)
Когда клесты выводят птенчиков?
Почему мать не слетает с гнезда?
Почему только поздней осенью и зимой клесты выводят птенчиков?
Почему другие пернатые выводят птенцов летом?
Объясните значение слова «пернатые». Почему птиц так зовут?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
СИЛА НЕ ПРАВДА
Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дому старший брат Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.
Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и всё видел.
(57 слов.)
(К. Ушинский.)
Почему плакала Таня?
Что сделал старший брат Серёжа?
Как он должен был поступить?
А как бы вы поступили на месте Серёжи?
Как вы думаете, что сказал Мише отец?
Почему у рассказа такое название?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ
Пожалели птичек ребятишки и устроили для них кормушки. Приносят дети сюда каждый день крошек. К кормушке слетелись и воробышки и прилетели чечётки весёлые, трещотки, и собрались щеглята весёлые ребята, и налетели овсянки. Прилетела синичка — уцепилась ножками за кусочек сыра. Клюёт, чирикает, как на качелях, на нитке раскачивается. Слетелись пичужки на богатый стол, пируют и веселятся. (56 слов)
(По М. Богданову)
Что сделали для птиц дети?
Какие птички слетелись к кормушке?
Какая птичка уцепилась за кусочек сыра?
В каких домах живут птицы?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ВОРОБЬИНЫЙ ТЕРМОМЕТР
У меня птицы не бездельничают. Воробьи у меня температуру показывают. Как термометры. Утром только взгляну в окно на кормушку — и уже знаю, тепло на улице или холодно.
Если воробьи гладенькие и поджарые, значит, тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит, мороз трескучий, береги уши и нос! И хоть бы когда подвели меня воробьишки.
(58 слов.)
(Н.Сладков)
Почему рассказ назван «Воробьиный термометр»?
Как автор узнает погоду по воробьям?
Как можно озаглавить вторую часть текста?
Как вы понимаете слова «поджарый», «взъерошенный»?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ПЕСОК
Песок состоит из песчинок. Песчинка блестит, как стекло. Она очень тверда. Её даже нож не берёт. На стекле песчинка оставляет царапину. Песок сыпуч и рыхл. И поэтому песчаная почва слабо' держит корни растений. Она также легко поднимается и разносится ветрами. Песок быстро высыхает и легко пропускает воду. Именно поэтому песчаная почва почти всегда суха. Песчаная почва бесплодна. (58 слов)
Из чего состоит песок?
Почему песчаная почва слабо держит корни растений?
Почему песчаная почва всегда суха?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
СОВА
Сова — ночная хищная птица. Голова у неё круглая немного похожая на кошачью. Слух чуткий. Клюв крючком. Глаза большие, бурого цвета. Когти острые. Перья совы мягки и нежны, а потому полёт её тихий, неслышный. Сова живёт в лесах или на чердаках домов. Ночью птица вылетает на добычу и ловит хомяков, крыс, мышей и насекомых.
(55 слов)
Как выглядит сова?
Почему полёт совы неслышный?
Где живёт сова?
В какое время суток она охотится?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ПАВЛИН
Собрались птицы себе царя выбирать. Распустил павлин хвост и стал проситься в цари. Все птицы выбрали его за красоту царём. Сорока говорит:
— Скажи, павлин, когда ты царём будешь, как станешь нас от ястребазащищать?
Павлин не знал, что ответить. И все птицы задумались, хорош лиим будет царь павлин. И не взяли его царём, а взяли орла. (58 слов)
Для чего собрались птицы?
Какая птица стала проситься в цари?
Почему птицы задумались, хорош ли будет царь павлин?
Кого они взяли в цари?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ЧЕРЕПАХИ
Черепахи живут и на земле, и в воде, как ужи и лягушки. Они откладывают яйца прямо на земле. Черепахи не высиживают яйца. Те сами, как рыбья икра, лопаются — и появляются маленькие черепашата. Черепахи у нас бывают маленькие, не больше блюдечка, а в жарких странах они иногда бывают очень большие. Большие черепахи живут в морях. (55 слов)
(По Л. Толстому)
Где живут черепахи?
Где они откладывают яйца?
С чем сравнивают яйца черепах?
Где живут большие черепахи?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ЛЕТО
На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.
Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.
Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами. (59 слов.)
(По И. Соколову-Микитову)
Какие растения цвели над водой?
О каких обитателях рек говорится в тексте?
Почему щуренок притаился в осоке?
Какое слово подтверждает, что щуренок — хищная рыба?
Как передвигаются водяные паучки?
Что обозначают слова «притаился», «снуют», «ходко»?
Почему кувшинки названы «золотыми»?
……………………………..
Мы с Гришкой спорили, что лучше — вертолёт или самолёт. Гришке нравятся самолёты. Они такие быстрые. А я люблю вертолёты — они столько всего умеют. Папа нас слушал-слушал, а потом спрашивает:
— Кто отгадает загадку: «Какая птица больше всего похожа на вертолёт? »
Оказалось, это колибри. Маленькая птичка. Она умеет зависать в воздухе. Летать вертикально вверх и вниз. Даже может летать носом назад.
(60 слов)
Озаглавь текст и ответь на вопросы.
Что нравится Гришке?
Что нравится второму мальчику?
Какая птичка больше всего похожа на вертолёт?
Что умеет делать эта птичка в воздухе?
o Могу подобрать заглавие к рассказу.
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ФИЛИН
Филин — такая же, как сова, хищная ночная птица. Уханье филина, которое слышится в наших лесах ночью, наводит страх на трусливых людей. Хотя филин совершенно безвредная для человека птица. Днём он видит плохо и прячется в дупле дерева или в лесной глуши. Зато ночью филин видит превосходно. Именно в это время он охотится за мышами, за птичками и другими маленькими животными. (61 слово)
В какое время суток слышится уханье филина?
На кого наводит страх уханье филина?
Где прячется филин днём?
За кем охотится филин ночью?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ЁЖИК
Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол её на серую иголочку. Увидел жёлтую лисичку и тоже наколол.
Заметил, наконец, в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть - да ничего не вышло. Подумал ёжик, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
А утром под лопушком вместо голубой звезды нашел красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень. (62 слова)
(Г. Циферов.)
Где гулял ёжик?
Что он наколол на свои колючки?
Что сделал ежик с голубой звёздочкой?
Во что превратилась звёздочка утром?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
МОЖЕТ ЛИ ДЕРЕВО ВЗЛЕТЕТЬ?
(Сказка)
Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.
Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.
Но гордое дерево все мечтало о полете.
И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.
Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.
(63 слова).
(По Дж.Родари).
Кто помог дереву взлететь?
Что сделал лесоруб?
Что сделал столяр?
Как сказано про работу ребят?
Что значит слово «смастерили»?
Зачем ребята мастерят авиамодели?
СОЛНЦЕ И РАДУГА
После дождя была на небе радуга. Кто ни взглянет на радугу, все её хвалят. Радуга слушала, слушала и стала хвалиться, что она красивее даже солнца. Услышало эти речи солнышко и говорит:
— Да знаешь ли ты, глупая, что радуга от солнца бывает?
А радуга только смеётся, да пуще хвалится. Солнышко рассердилось и спряталось за тучку, радуга тут же и пропала. (62 слова)
Что бывает на небе после дождя?
Без чего не бывает радуги?
Почему солнышко рассердилось на радугу?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
…………………………………….
Шляпа лежала на комоде. Котёнок Васька сидел на полу. Вовка и Вадик раскрашивали картинки.
Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обернулись и увидели на полу шляпу.
Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину комнаты и остановилась.
Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали картошки и стали швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котенок. (63 слова.)
(По Н.Носову)
Озаглавь рассказ и ответь на вопросы по тексту.
Почему мальчики испугались?
Как удалось обнаружить котенка?
Почему о шляпе сказано, что она «плюхнулась», а не «упала».
o Могу придумать заглавие к расскузу.
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ЗВЕРИ ЗИМОЙ
Медведь отъелся за лето. Залёг в тёплую берлогу спать, зима ему не в тягость. Завела себе и хитрая лисица уютную норку. Кроты, сурки, суслики — вся эта мелочь полевая, вся по домам устроилась и съестным запаслась. Одному волку несладко живётся зимой. На его только долю все беды зимнего времени свалились. У волка одна забота, где бы раздобыть себе еду и дожить до весны. (64 слова)
Как приготовился к зиме медведь?
Как приготовилась к зиме лисица?
Как приготовились к зиме кроты, сурки, суслики?
Почему одному волку зимой живётся несладко?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
………………………………..
Почему люди попрятались в дома? Пришла чёрная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло.( 64 слова )
(А. Митяев.)
Озаглавь рассказ и ответь на вопросы.
Почему люди попрятались в дома?
Какой показалась гроза?
Что увидели люди после грозы?
o Могу придумать заглавие к рассказу.
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
УТЯТА И СТРЕКОЗА
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.
(68 слов.)
(По Б. Житкову.)
Чем кормила утят хозяйка?
Кто пугал утят?
Действительно ли стрекоза была злой?
Почему утята ее боялись?
Как вы понимаете значение слова «перекусает»?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
…………………………….
Стояла осень. Листья в лесу облетели. Охотники разожгли костер. На сковородке жарилась картошка. От нее шёл вкусный запах. Вдруг в траве сердито засопел какой-то зверь. Он высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Из зарослей вылез маленький барсук. Он осмотрелся. Потом сделал шаг к костру, прыгнул и сунул нос в картошку. Запахло палёной кожей. Барсук бросился обратно в траву лечить нос. (68 слов.)
(По К. Паустовскому).
Озаглавь текст и ответь на вопросы.
Когда произошел случай с барсуком?
Что привело зверька к костру?
Чем закончилась попытка барсука отведать картошки?
Куда побежал барсук?
Что обозначает слово «сопеть»?
o Могу придумать заглавие к рассказу.
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
КАК ВЕРБЛЮД СВОЮ ТЕНЬ ПОТЕРЯЛ
Несколько дней тяжело навьюченный Верблюд шёл по пустыне без воды и пищи. Утро ли, вечер — он всё идёт, идёт... И только тень упрямо шагает за ним.
Однажды тень сказала Верблюду:
- Я — твой верный друг! Ведь я ни на минуту не покидаю тебя.
- Твоя дружба, как дым, она скоро рассеется.
- Напрасно сомневаешься, я всегда буду с тобой!
- Поживём — увидим,— ответил Верблюд.
Тут налетел сильный ветер. Тучи затянули небо. Посмотрел Верблюд по сторонам — а "верного" друга-то нет... ( 75 слов)
(М. Турежанов.)
О чём говорят главные герои сказки?
Подчеркните предложения, в которых выражена основная мысль сказки.
Можно ли назвать тень верным другом? Почему?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
ЗОЛОТОЙ ОРЕХ
Перед большим праздником, чтобы обрадовать своих детей, отец принёс домой орехи.
Самая младшая дочка Леночка, увидев среди принесённых орехов позолоченные, стала настойчиво просить, чтобы ей дали именно эти орехи.
— Орехи эти сделаны лишь для красоты, возьми другие,— сказала мать.
Леночка начала плакать:
— Я не возьму чёрные орехи. Дай мне орехи с золотой скорлупой. Зёрна в них должны быть вкуснее, чем в других.
Мать дала ей орехи с позолоченной скорлупой, а остальным раздала оставшиеся.
Леночка обрадовалась и тут же принялась разбивать свои орехи. Но ни в одном из них она не нашла ядра, остались ей лишь пустые скорлупки. Сидящие рядом дети стали смеяться над ней. Тогда отец сказал:
— Это орехи не для еды, сделаны они для украшения. Я взял пустые скорлупки орехов и покрасил их золотой краской. В другой раз о вещах не суди по их наружному виду: ценность вещи заключается в её содержании.
(130 слов) (Ы.Алтынсарин)
Проследите за тем, как ведёт себя девочка.
Что вы можете сказать о её поведении?
Как вы понимаете выражение «ценность вещи заключается в её содержании»?
o Могу найти ответ на вопрос в содержании рассказа.
o Могу составлять предложения.
o Умею записывать предложения, соблюдая нормы.
Список литературы
1. Алтынсарин Ы. Живой родник. – Алматы «Рауан», 1996
2. Носов Н.Н. Рассказы. – РИО «Самовар», 2000
3. Паустовский К. Заячьи лапы. – Детская литература, 1987
4. Пермяк Е. Первая рыбка. – «Малыш», 1992
5. Перовская О. Ребята и зверята. – Детская литература, 1988
6. Сладков Н.И. Птица чечевица. – Детская литература, 1987
7. Степанов В. Животный мир Земли. – «Фламинго», 2008
8. Толстой Л.Н. Рассказы для детей. – Детская литература, 1988
9. Турежанов М. Живой родник. – Алматы «Рауан», 1996
10. Ушинский К. Рассказы. – Детская литература, 1983
11. Чаплина В. Рассказы о животных. – Детская литература, 1999
12. Чарушин Е. И. Волчишко. – Детская литература, 1990
13. Интернет рессурсы:
http://www.razumniki.ru/zimoy_rasskaz.html
http://znayka.net/rasskazy-dlya-detej/evgenij-charushin/
http://lukoshko.net/storyList/nikolay-nosov.htm
http://www.litmir.net/br/?b=3535
http://nao.kz/loader/fromorg/2
http://egov.kz/cms/ru/law/list/V1200008170
http://poskladam.ru/k/key_prostiye_tekstiy_dlia_chteniia.htm
https://www.moidetki.ru/roditelyam/podgotovka_k_shkole/chtenie/753-korotkie_teksty_dlya_chteniya.html
http://kladraz.ru/metodika/vneklasnoe-chtenie-2-klas/raskazy-o-zhivotnyh-dlja-detei-2-klasa.html
https://www.liveinternet.ru/users/irisha___irishka/post231361486/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.