Календарно-тематическое планирование по русскому языку.
УМК «Школа России». 1 класс
№ п/п |
Кол-во часов |
Тема урока (страницы |
Решаемые проблемы (цель) |
Дата |
||||||||
понятия |
По плану |
Фактически |
Дом. задание |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||
Жили-были буквы |
||||||||||||
1 |
1 |
Знакомство |
Почему учебник так
назван? Цели: познакомить учащихся с новым учебником «Литературное чтение»; совершенствовать навыки чтения; развивать речевые умения и творческие способности (придумывание продолжения сюжета); развивать внимание, мышление, воображение |
Учебник, писатель, произведение, читатель, действующие лица |
|
|
|
|||||
2 |
1 |
И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”» (с. 9–10) |
Могут ли героями сказки быть буквы? Как вы себе это представляете? Цели: познакомить учащихся с произведениями И. Токмаковой и Саши Чёрного; учить различать разные по жанру произведения; развивать творческие способности детей; отрабатывать навык чтения; воспитывать интерес к творчеству писателей и поэтов |
Действующие лица, жанр произведения, сказка, рассказ |
|
|
|
|||||
3 |
1 |
Cаша Чёрный «Живая
азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, |
Как вы понимаете название произведения «Живая буква»? Как вы думаете, о чём пойдет речь в этом стихотворении? Если бы это название было вопросом, мы бы смогли бы на него ответить? Цели:
обобщить знания |
Стихотворение, персонажи, гласные и согласные буквы |
|
|
|
|||||
4 |
1 |
Г. Сапгир (с. 14–18) |
Почему так говорят: «Человеку дана речь, а животным – немота»? Цели: учить читать стихотворение и прозаическое произведение целыми словами; обратить внимание на использование звукоподражательных слов; развивать фонематический слух, умения наблюдать за словами, за их звучанием, словесное творчество |
Стихотворение, произведение, звукоподражания, рифма, азбука, гласные и согласные буквы |
|
|
|
|||||
5 |
1 |
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» (с. 19–21) |
Чем человек отличается Цели: познакомить с произведением С. Маршака; работать над навыками выразительного чтения; анализировать произведение; пополнять словарный запас; расширять знания о профессиях; воспитывать такие качества, как вежливость, доброжелательность; развивать речь |
Писатели, поэты, иллюстрации, действующие лица, жанр произведения, азбука, правила поведения, вежливость |
|
|
|
|||||
6 |
1 |
Из старинных книг. Урок-обобщение «Жили-были буквы» (с. 22–28) |
В каком царстве мы с вами гостим? Нашли ли мы в этом царстве друзей и помощников? Кто они? Какие произведения из этого раздела вам больше всего понравились? Объясните свой выбор. Цели: проверить, как учащиеся усвоили основные понятия раздела; вырабатывать навыки выразительного чтения; развивать интерес к перечитыванию художественных произведений для получения новых знаний; стимулировать к заучиванию понравившихся произведений |
Писатели, поэты, иллюстрации, действующие лица, жанр произведения, азбука |
|
|
|
|||||
Сказки, загадки, небылицы |
||||||||||||
7 |
1 |
Е. Чарушин «Теремок» (с. 30–37) |
Почему часто говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? Цели: выявить особенности народных и авторских сказок; познакомить с творчеством Е. Чарушина; учить называть действующих лиц, характеризовать с помощью учителя их поступки; формировать интерес к самостоятельному чтению; совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа |
Сказки, загадки, небылицы, персонажи сказок, действующие лица, авторские сказки, народные сказки |
|
|
|
|||||
8 |
1 |
Русская народная сказка
(с. 38–41) |
Почему создаются разные
сказки на одну и ту же тему? Цели: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»; учить находить общее и различное в разных произведениях; формировать интерес к самостоятельному чтению |
Сказки, загадки, небылицы, персонажи сказок, действующие лица, авторские сказки, народные сказки |
|
|
|
|||||
9 |
1 |
Загадки, песенки, потешки (с. 42–45) |
Зачем придумывают загадки? Для чего придумывают песенки? Кому предназначены потешки? Цели: познакомить учащихся с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками; учить понимать народную мудрость, заложенную в сказках, отгадывать загадки, самим их придумывать, объяснять их смысл; показать напевность русских песен; читать выразительно небольшие произведения; прививать интерес и любовь к произведениям народного творчества |
Загадки, песенки, потешки, ребусы, русские народные песни, диалог |
|
|
|
|||||
10 |
1 |
Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» (с. 46–51) |
Что такое небылицы и для чего их придумывают? В чем отличие построения и звучания русских стихотворных произведений и стихов английских писателей? Цели: познакомить с жанром устного народного творчества – небылицами; развивать интерес к чтению произведений народного словесного искусства; стимулировать желание перечитывать понравившиеся произведения |
Небылицы, небывальщина, перевёртыши, заглавие |
|
|
|
|||||
11 |
1 |
А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…» (с. 52–53) |
В чем отличие народных сказок от авторских? Цели: познакомить учащихся с великим русским поэтом А. С. Пушкиным и его творчеством; развивать творческие способности и познавательный интерес; воспитывать интерес к творчеству великих русских поэтов и писателей |
Звукоподражание, народная сказка, авторская сказка |
|
|
|
|||||
12 |
1 |
Урок-обобщение «Cказки, загадки, небылицы» (с. 54–62) |
Почему возникло такое разнообразие жанров устного народного творчества? Цели: обобщить знания детей о различных жанрах в литературе; совершенствовать умение различать произведения различных жанров; формировать умение детей находить главную мысль произведения; воспитывать любовь к чтению; развивать навыки выразительного чтения малых жанров |
Устное народное творчество, фольклор |
|
|
|
|||||
Апрель, апрель. Звенит капель!.. |
||||||||||||
13 |
1 |
А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…» (с. 64–65) |
Чем простое
повествовательное описание отличается Цели: познакомить с произведениями А. Плещеева, А. Майкова; учить прислушиваться к звучанию стихотворных текстов, сравнивать их, находить главную мысль произведения; формировать навыки выразительного чтения; развивать творческие способности детей, их воображение, фантазию; воспитывать любовь к родной литературе |
Стихотворение, художественное произведение, поэты, искусство слова, ритм, рифма |
|
|
|
|||||
14 |
1 |
Т. Белозёров «Подснежник» С. Маршак «Апрель» (с. 66–67) |
Для чего поэты используют сказочные образы и сравнения при описании природы? Цели:
познакомить с произведениями Т. Белозёрова, |
Стихотворение, художественное произведение, поэты, искусство слова, ритм, рифма |
|
|
|
|||||
15 |
1 |
И. Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?» (с. 68–73) |
Чем загадка отличается от стихотворения? Цели: познакомить с произведениями И. Токмаковой, Е. Трутневой;
пробуждать |
Прозаическая |
|
|
|
|||||
16 |
1 |
Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!». Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…» (с. 74–78) |
Почему мы можем назвать апрель самым светлым месяцем года? Цели: познакомить с народным праздником Светлой Пасхи; учить читать стихи, воссоздавая в своём воображении их содержание, передавать в речи свои впечатления о весне, используя понравившиеся слова и словосочетания из прочитанных стихотворений; формировать представление об истории своей Родины, её традициях и обычаях; воспитывать правильную жизненную позицию |
Православные праздники, Светлая Пасха, традиции, обычаи |
|
|
|
|||||
И в шутку и всерьёз |
||||||||||||
17 |
1 |
И. Токмакова «Мы играли
Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» (Ч. 2, с. 4–8) |
Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворениях с такими необычными названиями? Цели: продолжить знакомить с творчеством русских поэтов; учить наблюдать за особенностями юмористических произведений, инсценировать их; совершенствовать навыки чтения целыми словами; воспитывать интерес к творчеству русских поэтов, желание читать и слушать чтение взрослых |
Юмористическое произведение, вопросительная и восклицательная интонация, «В каждой шутке есть доля правды…» |
|
|
|
|||||
18 |
1 |
Н. Артюхова
«Саша-дразнилка» |
Какое по жанру произведение будем читать? Можно ли предположить, кто будет главным героем? Цели: познакомить с творчеством Н. Артюховой; совершенствовать навыки чтения; развивать умение воспроизводить предложения с разной интонацией; учить находить в тексте слова, которые характеризуют героев произведения; воспитывать положительные качества личности, умение общаться с друзьями |
Рассказ, «В каждой шутке есть доля правды…», качества характера |
|
|
|
|||||
19 |
1 |
К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет» (с. 12–13) |
Почему эти стихотворения помещены в юмористическом разделе учебника? Цели: продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского; совершенствовать навыки чтения; развивать познавательные процессы; умение оценивать поступки героев и определять, как сам автор относится к ним |
Прямое и переносное значение слов (горячий привет и горячий пирог), тёплые дружеские отношения |
|
|
|
|||||
20 |
1 |
И. Пивоварова «Кулина- ки-пулинаки» (с. 14–16). О.
Григорьев И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» |
Как можно понять выражение «слова шалят»? Когда слова могут быть «помощниками»? Цели: продолжить знакомить с творчеством русских писателей для детей; учить читать тексты с различными речевыми задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним и т. д.; воспитывать положительные качества личности |
Скороговорка, пословицы |
|
|
|
|||||
21 |
1 |
К. И. Чуков-ский «Телефон» (с. 17–21) |
Для чего придумали
телефон? Какие современные средства связи существуют сейчас? Цели: продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского; совершенствовать навыки чтения; развивать познавательные процессы, мышление и фантазию; воспитывать интерес к творчеству русских поэтов, желание читать и слушать чтение других |
Интонация, иллюстрация, искусство слова, пуд, дюжина |
|
|
|
|||||
22 |
1 |
М. Пляцковский «Помощник». Урок-обобщение по теме (с. 22–28) |
Зачем придумывают смешные рассказы? Могут ли они чему-то научить? Цели: упражнять в чтении текстов целыми словами; обучать выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы; развивать умение находить общее в прочитанных произведениях; учить соотносить свои взгляды на поступки героев из произведений со взглядами друзей и взрослых; воспитывать положительные качества личности |
Действующие лица, жанр произведения, опорные слова, пересказ рассказа |
|
|
|
|||||
Я и мои друзья |
||||||||||||
23 |
1 |
Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок» (с. 30–33) |
Кто может быть другом? Каким
должен быть настоящий друг? Цели: познакомить детей |
Прозаическая |
|
|
|
|||||
24 |
1 |
В. Орлов «Кто пер- вый?». С. Михалков «Бараны» (с. 34–36) |
Как помириться со своим другом, если вы в ссоре? Цели:
познакомить с произведениями В. Орлова, С. Михалкова; совершенствовать навыки
чтения; работать над формированием умений читать выразительно, читать по
ролям; развивать познавательные процессы; обогащать словарный запас;
воспитывать положительные качества личности, желание |
Вежливые слова |
|
|
|
|||||
25 |
1 |
Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить…» (с. 37–38) |
Какие правила дружбы вы знаете? Цели: познакомить с новыми авторами и их произведениями; совершенствовать навыки чтения, умение читать выразительно и с правильной интонацией; воспитывать положительные качества личности: умение дорожить дружбой (со сверстниками, с родителями, друзьями-игрушками и т. д.), ценить её |
Дружба, обида, ссора, спор, советы, правила дружбы |
|
|
|
|||||
26 |
1 |
И. Пивоварова «Вежливый ослик» (с. 39–40) |
Что такое иронические
стихи? Цели:
познакомить с произведениями И. Пивоваровой |
Вежливые |
|
|
|
|||||
27 |
1 |
Я. Аким «Моя родня». С.
Маршак «Хороший день» |
Назовите самое дорогое, на ваш взгляд, что есть на свете. Кого вы считаете своей родней и кого вы очень любите? Цели:
познакомить с произведениями Я. Акима, С. Маршака; совершенствовать навыки
чтения; отрабатывать умение читать целыми словами; развивать внимание к
родному языку, умение определять логическое ударение |
Дружба, товарищи, родные, главная мысль произведения |
|
|
|
|||||
28 |
1 |
М. Пляцковский
«Сердитый дог Буль». Ю. Энтин (с. 48–49) |
Когда можно применить
такую поговорку: «Сила есть, ума не надо»? Что бы вы посоветовали таким людям?
Цели: познакомить с произведениями М. Пляцковского |
Дружба, товарищи, обида, ссора, спор, советы, правила дружбы |
|
|
|
|||||
29 |
1 |
Из старинных книг.
Урок-обобщение (с. 50–54) |
Что объединяет все рассказы, прочитанные в этом разделе? Как вы понимаете, что такое воспитанный человек? Цели: развивать умение читать вдумчиво и осознанно; учить различать противоположные качества людей, обосновывать своё мнение; развивать интерес к своему прошлому; воспитывать положительные качества личности; учить работать в группе, распределять работу, находить нужную информацию в соответствии с заданием, представлять найденную информацию группе |
Взаимоотношения, беспомощность, привязанность, пословицы и поговорки, воспитанный человек |
|
|
|
|||||
О братьях наших меньших |
||||||||||||
30 |
1 |
С. Михалков «Трезор». Р. Сеф (с. 56–59) |
Почему животных называют братьями нашими меньшими? Каково назначение человека по отношению к меньшим братьям и окружающей природе? Цели: дать
представление |
Братья наши меньшие, характер героев, рифма |
|
|
|
|||||
31 |
1 |
В.
Осеева «Собака яростно |
Как вы думаете, кого можно описать с помощью этих слов: маленький, пушистый, усатый, беззащитный? Как вы понимаете слово «беззащитный»? Цели: познакомить с произведением В Осеевой; учить читать прозаический текст целыми словами, пользоваться приемом словесного рисования; развивать умение работать в паре: читать друг другу текст и проверять друг друга; воспитывать бережное и чуткое отношение к животным |
Части рассказа, картинный план, характер героев |
|
|
|
|||||
32 |
1 |
И. Токмакова «Купите собаку» (с. 62–64) |
Откуда берутся бездомные собаки и кошки? Какие советы вы бы могли дать тем людям, которые решили завести животных? Цели: познакомить со стихотворением И. Токмаковой; закреплять умение читать стихотворныйтекст; показать отличие художественного текста от научно-популярного; учить видеть главную мысль произведения; развивать активную личность; воспитывать интерес к животным и бережное, заботливое отношение к ним |
Характер героев, рифма, научно-познавательный и художественный тексты, энциклопедия |
|
|
|
|||||
33-34 |
2 |
М. Пляцковский «Цап Г. Сапгир «Кошка» (с. 65–67) |
Из каких книг можно
узнать Цели:
познакомить со стихотворениями М. Пляцковского, Г. Сапгира; закреплять умение
читать стихотворный текст; показать отличие художественного текста от
научно-популярного; учить озаглавливать тексты на одну и ту же тему;
развивать активную личность; воспитывать интерес к животным и бережное,
заботливое отношение |
Энциклопедия, научно-познавательный и художественный тексты |
|
|
|
|||||
35-36 |
2 |
В. Берестов «Лягушата». В. Лунин Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж» (с. 71–73) |
Объясните, чем текст, который создаёт учёный, отличается от художественного текста? Цели:
учить читать текст выразительно, целыми словами, пользоваться приемом
словесного рисования, перечитывать текст с целью его более глубокого
понимания, показать отличие художественного текста от научно-популярного;
воспитывать активную личность; прививать интерес к животным и бережное,
заботливое отношение |
Энциклопедия, научно-познавательный и художественный тексты |
|
|
|
|||||
37-38 |
2 |
С. Михалков Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж» (с. 71–73) |
Как вы думаете, как кричат ежи? О чем вам говорит заголовок этого рассказа? Цели: познакомить с
произведениями С. Михалкова, |
Интонация, части рассказа, план, характер героев |
|
|
|
|||||
39-40 |
2 |
Из старинных книг.
Обобщение по теме наших меньших» (с. 74–78) |
Что объединяет все произведения, которые мы прочитали в этом разделе? Как ты понимаешь слова писателя: «Мы в ответе не только за себя, но и за братьев наших меньших»? Цели: учить читать текст выразительно, целыми словами; побуждать перечитывать текст с целью его более глубокого понимания; упражнять в составлении собственных рассказов на заданную тему; формировать ответственное отношение к живой природе |
Информация, звукоподражания, характер героев, части рассказа, план |
|
|
|
|||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.