Чусовитина Марина Кимовна, учитель высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 22 города Тюмени
Класс, для которого разрабатывается материал, - 8.
Количество часов в учебном плане за год - 17.
Тематический раздел
|
Кол-во ча с ов |
Проблемно-тематические блоки / |
Кол-во часов |
Подтемы (внутри каждого проблемно-тематического блока) / |
Кол-во часов |
Культурные понятия (ключевые слова) |
Изучаемые художественные тексты
|
Произведения других видов искусства |
Основные результаты освоения предметного содержания личностные |
Основные результаты освоения предметного содержания метапредметные |
Основные результаты освоения предметного содержания предметные |
||
|
8 класс 1 четверть |
|
|||||||||||
Россия – Родина моя. |
4 |
Преданья старины глубокой. |
1 |
Легендарный герой земли сибирской Ермак Тимофеевич |
1 |
Поход в Сибирь, Сибирское ханство Кучума, присоединение Сибири к Русскому государству( Сибирь, Ермак Тимофеевич, происхождение, казачий атаман, покоритель Сибири) |
К. Ф. Рылеев «Смерть Ермака», дума «Ермак» хантыйская сказка (Ларец сказок), П. Ершов «Смерть Ермака», стихотворение П. Ершов «Сузге» сибирское предание (фрагменты.) |
Работа с портретом. Ермак Тимофеевич – портрет неизвестного художника. Тобольск 1753 Музей истории и археологии Урала. Карта похода Ермака Казачий атаман и завоеватель Сибири//историческая справка.
|
Осознание обучащимися своей этнической принадлежности, воспитание уважения к прошлому родного края |
Развитие умения самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств.
|
Формирование понимания значимости произведений родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа. |
||
|
|
Города земли русской. |
2 |
По тюменскому золотому кольцу. Тобольск Тюмень Ялуторовск |
2 |
Тобольская губерния, Тюменская область в 18 веке, Ялуторовский «Острог», (Тобольск, Тюмень, Ялуторовск, «Острог») |
Юван Шесталов Стихотворение в прозе из «Языческой поэмы». П. А. Словцов «К Сибири» (историческое обозрение) |
Тобольская губерния (историческая справка) Ялуторовский острог (видео) Как Ермак пришел в Тюмень? /историческая справка.
|
Воспитывать у обучающих осознание художественной культуры родного края. |
Продолжать отрабатывать навыки смыслового чтения, приобщать обучающих к смысловому чтению литературного наследия родного края. |
Проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительницу культуры русского народа |
||
|
|
Родные просторы. |
1 |
Иртыш – русская река. |
1 |
Из истории топонимов Иртышского района.(Иртыш, «прорезывающий землю») |
П. Н. Васильев стихотворение «Иртыш» (фрагменты) С. Залыгин повесть «На Иртыше»
|
А.Алябьев романс «Иртыш» В.Суриков пейзаж «Иртыш» Фильм о реке Иртыш (телеканал «Ирбис», режиссер А. Максимов). |
Воспитывать у обучающих осознание художественной культуры родного края |
Овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы . Развитие умения самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств.
|
Развивать умение воспринимать художественный текст как послание автора читателю. |
||
Русские традиции |
4 |
Праздники русского мира. |
2
|
Троица. |
1 |
История и традиции праздника(Святая Троица, Христово Воскресенье, богослужение) |
И. Бунин «Троица» Л. Андреев «Троица» Н. Гумилев «Троица» И. Новиков «Троицкая кукушка» |
Картины Кустодиева, Милорадовича «Троица» Фильм-рассказ о празднике Троицы (ютуб) |
Воспитание осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям. |
Применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и в проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании . |
Развитие представлений о русских национальных традициях в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей |
||
|
|
Тепло родного дома. |
2 |
Родство душ. |
2 |
Душа, родная душа, родной дом, душевное тепло. |
Габдель Махмут «Притча о родной и неродной крови» легенда. Ф. А. Абрамов «Валенки» Е. И. Якушкин «Из письма к жене из Сибири» |
Родство душ (видео – фрагмент) Во имя любви (презентация о жёнах декабристов) Декабристы в живописи (картины Адлерберга, Н.П. Репина,Н. А. Бестужева, А. Боголюбова, К. Кольмана) |
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия родного края и мира творческой деятельностиэстетического характера. |
Развитие умения самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств.
|
Осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира.
|
||
Промежуточная аттестация по итогам 1 четверти в форме групповой творческой проектной деятельности. 1 / 40 минут 1) Видеоэкскурсия « О покорении Сибири Ермаком» 15 мин. 2)Репортаж «Родство душ» 15 мин.
|
Видеоэкскурсия « О покорении Сибири Ермаком» 15 мин. ф А) История казака Ермака Тимофеевича. Б) Маршрут освоения Сибири Ермаком. В) История гибели Ермака (Иртыш» прорезывающий землю» ) |
Репортаж «Родство душ» 15 мин.
А) Город земли Сибирской – Тобольск/Абалакский монастырь. Б) Ялуторовский острог и декабристы В) Народные праздники коренных жителей Сибири. |
Обсуждение проектов и оценивание. 5/5 мин. |
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. |
Развитие умений работать с разными источниками информации и овладение простейшими способами её обработки и презентации. |
Развитие умений самостоятельной проектно – исследовательской деятельности и оформление её результатов.
|
|||||||
|
2 четверть. |
|
|||||||||||
Русский характер – русская душа. |
9 |
Не до ордена – была бы Родина. |
2 |
Дети на войне. |
|
Эпоха 1941 – 1945 годов. Война, дети, лишения. |
Э. Н. Веркин «Облачный полк»(главы романа) Книга «Согретые Сибирью» (Проект Тюменского издательского дома и городских, районных газет.Фрагменты.) |
Дети войны (хор мальчиков) «Завтра была война» фрагменты фильма. А. Сокерин (Тобольский поэт) «Как сон, воспоминанья прошлых лет. Газета «Аргументы и факты» статья Ю. Пахотина от 07.09.2018 «Воспоминания Леокадии Сырцовой, блокадницы». Встреча с ребенком блокадного Ленинграда Н.А.Лисовенко. Устный альманах. «Дети блокадного Ленинграда» Репортаж Регион Тюмень |
Развитие способности и готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. |
Осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, формирование исторической памяти, любви к малой и большой Родине.
|
Осмысление ключевых культурных и нравственных смыслов в произведениях о войне, о судьбах детей периода войны. |
||
|
|
Загадки русской души |
2 |
Сеятель твой и хранитель. |
|
Русская душа, загадочная душа, загадка души. |
Г. Сазонов рассказ «Вечный бой». И. С. Тургенев «Сфинкс». Книга «Согретые Сибирью» (Проект Тюменского издательского дома и городских, районных газет.Фрагменты.) В.Пономарев «Согретые Сибирью» Стихи о войне тюменских поэтов. Сайт «Электронная библиотека тюменского писателя» |
«Тюмень тыловая», цикл программ. ( Совместный проект Тюменского образовательного канала и Гимназии №1 от 2021 г.). «Согретые Сибирью» Видеозапись с рассказами из фонда Президентской библиотеки Санкт – Петербурга. Видео. Поэтический телемост» Санкт – Петербург – Ишим» Стихотворения о войне О. Берггольц.
|
Готовность к совместной деятельности. Способность к сочувствию, сопереживанию, воспитание уважения к судьбам людей, пережившим войну, к старшему поколению.
|
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и владеть монологической контекстной речью. |
Развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне.
|
||
|
|
О ваших ровесниках |
2 |
Пора взросления. |
|
Взросление- особая пора. |
К. Тихомиров «Улицы детства» (очерк) В.Крапивин «Далеко – далеко от моря» (отрывок из рассказа). |
Документальный фильм о В. П. Крапивине.
|
Развитие представлений о трудной поре взросления. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.
|
Развитие умений работать с разными источниками информации и овладение простейшими способами её обработки и презентации. |
Развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о героях земли русской для, развитие представлений о ценностях и нравственных идеалах русского народа .
|
||
|
|
Лишь слову жизнь дана. |
1 |
Язык поэзии. |
|
Поэтическое слово, жизнь, поэзия, вечность, слово в поэзии, язык , средства языка. |
А. Кукарский «За плотным верхом…» (стихотворение). Н. Денисов «Моя Тюмень» поэма ( фрагменты). А. Васильев «Тюмень» (стихотворение).
|
Фонотека (поэтическое слово о сибирском крае») Стихи о войне тюменских поэтов. Сайт «Электронная библиотека тюменских писателей». Связь с внеурочным курсом «Электронная библиотека тюменских писателей», выход в ЦГБ на ул.Луначарского, 51, встреча с Антониной Марковой.
|
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия родного края и мира творческой деятельностиэстетического характера. |
Развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки.
|
Развитие навыков смыслового чтения, анализа поэтического произведения, особенностей языка.
|
||
Промежуточная аттестация по итогам 2 четверти в форме групповой творческой проектной деятельности. 2 / 40 минут
|
|
Презентация учебного документального фильма « Согретые Сибирью» 30 мин |
Обсуждение проектов и оценивание (самооценка, взаимооценка). 10 мин. |
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. |
Развитие умений самостоятельной проектно – исследовательской деятельности и оформление её результатов |
Развитие умения создавать развёрнутые историко – культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера. |
|||||||
Промежуточная аттестация по итогам 2 четверти в форме групповой творческой проектной деятельности. 2 / 40 минут 2) |
|
АЛЬМАНАХ «Литературное наследие сибирского края» 30 мин |
Обсуждение проектов и оценивание(самооценка, взаимооценка). 10 мин. |
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. |
Развитие умений работать с разными источниками информации и овладение простейшими способами её обработки и презентации. Развитие навыков монологической и диалогической речи, самооценки и взаимооценки. |
Развитие умения создавать развёрнутые историко – культурные комментарии и собственные текстыинтерпретирующего характера. |
|||||||
|
Итого в 1 полугодии 17 часов. |
|
|||||||||||
Данная разработка является вариантом организации текстовой деятельности при изучении программных произведений на предмете «Родная русская литература» и рекомендована для обучающихся 8 класса Тюменской области. Тематический раздел основан на произведениях региональной литературы Сибирского края, для мотивации обучающихся к образованию и саморазвитию предложены произведения других видов искусства , тематически соотносимые с произведениями , предложенными для изучения. Разработка составлена в соответствии с примерной программой по учебному предмету « Родная литература ( русская)» для образовательных организаций , реализующих программы основного общего образования от 17 сентября 2020года № 3/20 на материале литературного краеведения ( регионального компонента образования ) для учащихся Тюменского края. Региональный компонент утверждён экспертным советом Тюменского ИПКПК. Результатом изучения родной русской литературы планируется групповая творческая проектная деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.