Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Тема |
«Герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»». |
Цель |
Познакомить учащихся с главным героем, выяснить: что ему помогло прожить на острове 28 лет. |
Формы обучения |
фронтальная, индивидуальная, парная |
Планируемый результат |
Формировать УУД: - Личностные: жизненное самоопределение, формирование моральных норм. - Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. - Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. - Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке. Планируемые результаты: Предметные: познакомить детей с отрывком произведения Дефо «Робинзон Крузо» Личностные: уметь проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания. Задачи урока: Образовательные: познакомиться с произведением, сформировать представление о главном герое произведения Развивающие: развитие речи, наглядно-действенного, логического мышления; умения работать с художественным текстом. Воспитательные: на примере поступков Робинзона Крузо показать, что благодаря внутренним качествам можно найти выход из сложной ситуации
|
Оборудование, ресурсы |
Компьютер, проектор, интерактивный комплекс, презентация, образовательная платформа WordWall, учебник литературы, рабочая тетрадь, письменные принадлежности |
Основные понятия |
Путешествие, качества характера, настойчивость, сила воли, рассудительность, смелость, целеустремленность, трудолюбие, главный герой, антонимы, фразеолгизм |
Межпредметные связи |
Русский язык |
Организация пространства |
Беседа, просмотр видеоролика, работа в паре,
работа с учебником, работа с карточками, словарная работа, работа
|
Этап урока |
Цель этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I Приветствие. Мотивация. |
Мотивация к изучению темы |
Приветствие. Мотивация Здравствуйте ребята, рада всех видеть, надеюсь, что урок пройдет продуктивно. Для начала предлагаю разгадать ребус.
А как это слово связано с уроком?
|
Приветствуют учителя.
- путешествие
- мы отправимся в путешествие
|
|
|
Мы будем говорить о герое, который повлиял на культуру. Существует множество фильмов, книг, песен, которые вдохновлены историей этого персонажа. В 1966 году его именем назвали остров. Назовите имя этого героя. Верно, это Робинзон Крузо. Ходят легенды, что Робинзон закопал на острове сокровища, |
- Робинзон Крузо
|
II Постановка целей и определение темы урока.
|
Определение темы урока, постановка цели и задач |
Вспомните, сколько Робинзон пробыл на острове?
Верно, 28 лет, а, если более точно, то 28 лет 2 месяца и 19 дней.
Как вы думаете, что помогло Робинзону выжить? В течение урока попробуем разобраться, все ли качества, которые вы перечислили, помогли выжить и каким образом они помогли
О каком герое мы будем говорить?
Назовите тему урока.
Запишите в тетрадь число и тему урока. Тема урока «Главный герой Д. Дефо «Робинзон Крузо».
Какова цель урока?
Что мы должны сделать? Что нам поможет?
Для того чтобы узнать качества героя мы отправимся по следам Робинзона Крузо.
Ходят легенды, что Робинзон закопал на острове сокровища, Ребята, а вы любите путешествовать? Встаньте те, кто любит. Сегодня корабль с отважными ребятами отправится в путь во главе с капитаном (мной).
|
- 28 лет
- качества характера и вещи, которые он перенес с корабля - о Робинзоне Крузо. Он пробыл 28 лет на острове и смог выжить благодаря своим качествам и вещам с корабля.
- о Робинзоне Крузо
- «Главный герой Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Записывают в тетрадь.
-Познакомиться с главным героем, выявить качества, помогающие выжить к экстремальной ситуации
- поработать с текстом, учебником, со словом, со словарем
Встают или остаются на местах. |
III Актуализация знаний |
Выявление качества главного героя через просмотр видеоролика и беседу |
Ребята, а все ли вы знаете историю Робинзона? Как он оказался на острове?
Предлагаю вашему вниманию видеоролик. При просмотре обратите внимание на информацию о Робинзоне, которая покажется вам новой.
Чем занимался Робинзон до того, как попал на остров?
Почему Робинзон путешествовал?
Думаю, что этим вы похожи к Крузо.
Как Робинзон оказался на острове?
Обращаю ваше внимание на то, что родители Робинзона были против путешествий сына, но он их не послушал. Настоял на своем.
Какая черта героя проявляется в этом моменте?
Запишите это качество в тетрадь рядом с фигурой Робинзона. |
- нет
- да, нет
Смотрят видеоролик.
- много путешествовал
- хотел новых ощущений, знакомств. Его влекла жажда приключений.
- в результате кораблекрушения
- настойчивость (упорство)
Записывают в тетрадь
|
Усвоение новых знаний |
Выявление качеств главного героя через диалог, монолог и работу в парах, также работу с текстом |
Вот и мы оказались на острове. Первая остановка - берег. Именно здесь очнулся Робинзон после кораблекрушения.
Почему у Крузо «заныло сердце»?
А что означает выражение «заныло сердце»?
Как в русском языке называется устойчивое сочетание слов в переносном смысле?
Будет ли словосочетание «заныло сердце» фразеологизмом и почему?
А где оказался корабль?
И после этого Робинзон остался сидеть на берегу. Верно?
Как называется черта характера, когда человек может управлять своими эмоциями?
Запишите в тетрадь.
Расскажите, как Робинзон добрался до корабля. Что он взял в первое плаванье? С помощью чего перенес вещи?
Почему именно такой порядок вещей?
Как называют человека, который рассуждает, делает логичные действия?
Запишите это качество тетрадь в виде существительного. Что вы запишите?
Письмо с пробелами. Работа в парах: Наше путешествие продолжается. Следующая точка – это холм. У меня есть старинный документ, который На ваших столах карточки с пропущенными фрагментами. Вам нужно будет восстановить их, используя учебник. Работайте в парах. Один участник записывает, другой находит информацию в учебнике.
Теперь прочитайте, что у вас получилось.
Как Робинзон понял, что находится на острове?
Какие открытия он сделал?
Робинзон же мог сидеть на берегу возле вещей и бояться, но решает проверить местность. Как это его характеризует? - Запишите в тетрадь еще одну черту
ФИЗМИНУТКА (Фонограмма – шум моря). Встали все. Было тихо, тихо (разводят руки в стороны) Вдруг подул ветер (руки вверх, имитируют ветер) Волны поднялись высоко – высоко (на носочки, руки вверх) Загремел гром (топают) Засверкала молния (хлопают в ладоши) И пошел дождь (пальчиками перебирая, стучат по столу) Стало тихо, тихо (разводят руки в стороны) Мы долго бродили по берегу, забирались на холм, пришло время отдохнуть. Работа со словарем, учебником и у доски Сейчас нам нужно вернуться на берег, чтобы помочь Робинзону перетащить оставшиеся вещи. Вы работаете в паре. Вам дано слово. Нужно найти значение этого слова в словаре и найти описание в учебнике. А сейчас вы по очереди будете выходить к доске и расшифровывать анаграмму. Затем читать, что у вас получилось.
Как вы знаете, Робинзон отправлялся на корабль не один раз. А сколько?
Зачем он плавал столько раз? Почему забрал все.
Как называют людей, которые добиваются своих целей?
Можно ли сказать, что целеустремленность присуща Крузо?
Запишем качество в тетрадь. |
Обращают внимание на слайд.
- он понял, что, если бы его товарищи не покинули корабль, то, остались бы живы.
- Робинзону стало очень грустно
- фразеологизм
- будет, потому что словосочетание постоянное и смысл переносный.
- недалеко от берега
- это неправда. Герой заплакал, но быстро взял себя в руки и отправился на корабль.
- сила воли
Записывают в тетрадь.
- Сначала Робинзон поплыл до корабля, затем из досок сделал плот, улучшил его. В первую очередь забрал еду, одежду, потому что ее унесло волнами, ящик плотника, оружие и заряд
- это вещи первой необходимости
- рассудительный.
- рассудительность
Записывают в тетрадь.
Восстанавливают пропуски, работают в паре с учебником.
Читают записанное.
- отправляется на холм. Берет оружье, чтобы обороняться, если будет угроза жизни.
- герой находился на суше, окруженной водой.
- растительность на острове дикая, нет возделанной земли, поэтом и люди отсутствуют.
- как смелого человека.
Записывают в тетрадь
Работают с учебником и словарем.
Парой выходят к доске. Один разгадывает анаграмму, а другой читает информацию о предмете.
- 12
- чтобы перенести все вещи, которые могут понадобиться. Робинзон понимал, что ему больше негде их взять, все может пригодиться.
- целеустремленные.
- конечно, он добился своего.
Записывают качество.
|
Закрепление изученного |
Обобщение качеств главного героя и выявление нового качества через решение кроссворда |
Все дела на берегу мы завершили. Когда поднимались на холм, то заметили пещеру. Сейчас мы отправимся к ней. Пещера огромная, сырая, но так здесь собрались смельчаки, то мы бесстрашно заходим в нее. Мы проходим вглубь и слышим странный звук, когда глаза привыкают к темноте, перед нами вырисовывается ужасная картина: огромная летучая мышь преграждает наш путь. Мы могли бы вернуться назад, но вспоминаем, что Робинзон не отступал. Летучая мышь замечает нас и говорит: «Ох, давно я не видела людей. Обычно я съедаю тех, кто тревожит меня, но сегодня у меня хорошее настроение. Если справитесь с моим заданием, то пропущу вас вперед».
Ребята, готовы принять вызов?
Летучая мышь: «Вам предстоит решить кроссворд, но необычный. Нужно подобрать к словам антонимы. Собрать слово из выделенных букв и записать ключ в тетрадь».
Летучая мышь: «Хорошо справились с заданием. Я вас отпущу.
Ребята получают сундук.
|
Слушают учителя.
Да!
Решают кроссворд. Ключ – трудолюбие. Записывают в тетрадь. Называют ключ.
|
Рефлексия |
Анализ качеств и поступков главного героя через составление синквейна |
Ребята, мы вышли из пещеры и в сундуке обнаружили задание. Вам нужно составить синквейн о Робинзоне Крузо. Используйте то, что сегодня узнали на уроке. Давайте послушаем, что у вас получилось.
|
Составляют синквейн.
Читают синквейны. |
Итог урока |
|
Ребята, достигли ли мы цели урока?
А что вы сделали, что достичь цели?
Пришло время возвратиться домой. Вы все отлично работали. В сундуке лежало не только задание. Возьмите свою награду.
|
Да, мы познакомились с героем, узнали, что настойчивость, сила воли, рассудительность, смелость, целеустремленность, трудолюбие помогли Робинзону выжить
- смотрели видеоролик, беседовал, работали в паре, разгадывали анаграммы, решали кроссворд, составляли синквейн.
Достают монеты из мешочка. |
Домашнее задание |
|
Дома вам предстоит написать сочинение, которое начинается «Однажды я проснулся на острове». |
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
у |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
4 |
н |
а |
с |
т |
о |
й |
ч |
и |
в |
о |
с |
т |
ь |
|
т |
|
2 |
|
|
|
|
|
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
р |
а |
с |
с |
у |
д |
и |
т |
е |
л |
ь |
н |
о |
с |
т |
ь |
|
|
|
|
е |
|
и |
|
|
|
|
|
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м |
|
л |
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л |
|
а |
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
в |
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
|
о |
|
|
|
|
|
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
|
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.