Календарно-тематический план по РСВ и формированию произношения в 8 классе отделения слабослышащих детей.

  • doc
  • 29.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала календарно- тематический РСВ 8 класс.doc

Календарно-тематический план по РСВ и формированию произношения в 8 классе отделения слабослышащих детей.

Пояснительная записка

 

Настоящая программа по развитию слухового восприятия и обучению произношения составлена на основании программы «Развитие слухового восприятия» «Обучение произношению II отделения (сборник Программы специальных коррекционных) образовательных учреждений II вида, Москва, «Просвещение» 2006 г. авторы программ: К.Г.Коровин А.Г.Зикеев, Л.И.Тигранова, И.Г.Багрова, И.М.Гилеавич, Н.Ю.Донская, М.И.Никитина, Л.В.Никулина, М.Ю.Рау, В.В.Тимохин, Н.И.Шелгунова В соответствии с учебным планом для специальных (коррекционных) школ II вида (приказ Министерства образования РФ от10 апреля 2002 г., Москва № 29/2065-п.

Программа рассчитана на 10 лет обучения в соответствии с учебным планом школы.

Программа соответствует общим задачам школы и направлена на решение специальных (коррекционных) задач:

-Обучение учащихся на индивидуальных занятиях восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее;

-Создание слухо-зрительной основы для восприятия слабослышащими обучающимися устной речи;

-Формирование у слабослышащих учащихся речевого поведения на основе активного использования развивающего слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при постоянном применении звукоусиливающей аппаратуры индивидуальных слуховых аппаратов;

-Формирование фонетически внятной членораздельной, выразительной, интонационно и эмоционально окрашенной устной речи обучающихся.

Цель данного курса – формирование у слабослышащих детей уровня слухо-зрительного восприятия речи и владение ее произносительной стороной достаточного для вступления в контакт со слышащими людьми.

 Данная программа состоит из двух разделов:

1.Развитие слухового восприятия.

2.Обучение произношению.

 VI - XII классы.

I. Развитие слухового восприятия.

В 6-12 классах продолжается работа по обучению слабослышащих детей восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее, а так же над произношением. В программе определено примерное оптимальное расстояние, на котором ученики с разной степенью тугоухости должны воспринимать речевой материал на слух без аппарата и с индивидуальным слуховым аппаратом.

В процессе тренировки должно изменяться оптимальное расстояние, на котором учащиеся воспринимают на слух предлагаемый речевой материал.

Особое внимание в 6-12 классах учитель уделяет обучению восприятию на слух незнакомых учащимся текстов, определению их основного содержания. В программе указан примерный объем предлагаемых для восприятия на слух текстов (20-25 предложений). Они воспринимаются учащимися целиком с помощью индивидуальных аппаратов и без них. Проводятся также занятия по обучению восприятия речи по телефону и с магнитофона, по радио, по телевидению.

Условия, в которых учащиеся воспринимают речевой материал на слух, должны с каждым годом приближаться к естественным.

Обучению восприятию речи разговорной громкости без индивидуального слухового аппарата отводится не более одной трети времени, выделяемого на слуховую тренировку. Наряду с этим учащиеся, которым доступно восприятие шепотной речи на занятии в течение 2-3 минут тренируются в восприятии речевого материала, произносимого шепотом.

II. Обучение произношению.

    Обучение произношению в 6 – 10, 6 – 12 классах предполагает дальнейшее совершенствование произносительных навыков как на специальных занятиях по коррекции произношения, так и на общеобразовательных уроках, на внеклассных занятиях. Коррекция произношения происходит на основе восприятия образца речи педагога и подражания ему.

    В 6 – 7 классах особое внимание следует обращать на дифференциацию часто смешиваемых в произношении обучающихся носовых и ротовых звуков (м-п, б-м, н-т, н-д), свистящих, шипящих и аффрикат (с-ш, з-ж, с-ц, ш-ч), звонких и глухих (б-п, д-т, г-к, з-с, ж-в, в-ф), слитных и щелевых (ц-с, ч-ш), слитных и смычных (ц-т, ч-т). Наряду с этим ведётся работа по закреплению навыков правильного воспроизведения ритмико-интонационной стороны устной речи.

    В 8 – 10, 11 – 12 классах наибольшее время отводится работе над выразительностью речи (правильное членение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса и др).

    Индивидуальное занятие состоит из 2-х частей: работа над произношением – одна часть, работа по развитию слухового восприятия речи – другая часть занятия.

    Контроль достижения учащимися оптимального уровня восприятия и воспроизведения речи, обусловленного программными требованиями, осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в формах: обследование состояния слуха и речи, контрольные работы, слухоречевые конференции.

    Тематический план программы носит примерный характер, предполагает вариативность в зависимости от особенностей обучающихся, что находит отражение в календарно-тематических планах.

    В программе имеется Приложение к разделу обучение произношению в 6 – 10 классах, 6 – 12 классах, 1 – 10 классах, 1 – 12 классах.


 

Содержание программы по развитию слухового восприятия и

обучению произношению.

VIII КЛАСС,

2 часа в неделю на учащегося.

 

I. Развитие слухового восприятия.

Восприятие на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевого материала, связанного с учебной деятельностью учащихся: В каком климатическом поясе мы живем? Приведи пример лучевой симметрии. Союз служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного, и т. п.

Восприятие на слух фраз обиходно-разговорного характера.

Восприятие на слух текстов по темам: «Родная природа», «Любимая профессия», «Из жизни замечательных людей», «Здоровый образ жизни» и т. д.

Восприятие на слух речевого материала, произносимого разными дикторами (учителем, товарищами) на одинаковом расстоянии.

Восприятие на слух (с индивидуальными аппаратами) речевой информации в записи.

Слухо-зрительное восприятие речевого материала учебной программы и популярных детских и молодежных передач по телевидению.

 

Основные требования к умениям учащихся.

 

Учащиеся к концу VIII класса должны уметь:

воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами речевой материал независимо от того, какой диктор его произносит, на одинаковом расстоянии: не менее 12 м (I степень тугоухости), 9—10 м (II степень тугоухости), 6,5—7 м (III степень тугоухости) — в условиях относительной изоляции от шума;

воспринимать на слух без аппарата речь учителя и товарищей разговорной громкости на одинаковом расстоянии не менее: 7 м (I степень тугоухости), 4 м (II степень тугоухости), 0,4—0,5 м (III степень тугоухости);

воспринимать шепотную речь (I, II степень тугоухости) на оптимальном расстоянии;

воспринимать слухо-зрительно с индивидуальными аппаратами основной речевой материал популярных детских и молодежных передач, а также изучаемого программного материала по учебной программе телевидения.

 

I.Обучение произношению.

Закрепление и совершенствование умений, приобретенных учащимися в 1-V классах по всем разделам: I. Речевое дыхание; II. Голос; III. Звуки и их сочетания; IV. Слово; V. Фраза.

Основное время отводится разделам: IV. Слово - закрепление правил орфоэпии; V. Фраза - совершенствование интонационной окрашенности речи.

 

 

 

 

 

 

Тематический план по РСВ 8 класс

I четверть

 

Название темы

Текст

1. Родная природа

«Малиновка», «Хозяин»

2. О культуре поведения

«Правила для учащихся», «Мы идем в гости»

3. Труд

«Народные промыслы»

4. Спорт

«Олимпийские игры»

5.Здоровый образ жизни

«Спортсмен»

 

II четверть

 

1. Родная природа

«Подорожник», «Природа Томской области»

2. Литература и искусство

«Сказочник Васнецов»

3. Томск

«Легенда о Томске»

4. Животные

«Лечение китов»

5. Правила дорожного движения

«Дорога - не место для игр»

 

Ш четверть

 

1. Из истории школы

«Дети в годы войны»

2. Природа

«В ожидании весны»

3. Страницы истории

«Родом из Томска» (о космонавте Н.Н. Рукавишникове)

4. А.С. Пушкин – великий русский поэт

«Эстафета в надежных руках»

5. Герои войны

«Боец остаётся в стою»

 

IV четверть

 

1. Страницы истории школы

«Поэт Иван Исаев»

2. Профессии

«Строители»

3. С,А. Есенин – русский поэт

« Из жизни поэта»

4. Жизнь замечательных людей

«Исаак Ньютон»

5. Смелые люди

«Г.Я. Седов»

6. Дорогами войны

«Военный фельдшер»

 


 

 

 

 

8 класс

I. Голос.

- Умение изменять высоту и силу голоса в речи, в зависимости от цели выступления.

- Различать тембр голоса.

 

II. Звуки.

- Закрепление правильного произношения звуков.

- Развитие фонематического слуха.

Звуки природы. Тайны звукозаписи – говорящие звуки.

 

III. Слово. Фраза.

1.Ударение

- Ударение свободное, подвижное, изменчивое

- Особенности ударения в неологизмах и заимствованных словах

 3.Интонация.

а. Мелодика.

Воспроизведение повествовательной, вопросительной и побудительной интонации в монологической речи.

б. Логическое ударение.

- Умение выделять логическое ударение в самостоятельной речи графическими, лексическими, позиционными способами.

в. Пауза.

Выделение речевых синтагм при помощи логических пауз в самостоятельной речи.

г. Темп.

- Овладение быстрым, очень быстрым темпом, скороговоркой в связи со смысловым значением.

- Отработка среднего (нормального) темпа речи.

д.Тон высказывания.

Умение выбрать тон в диалоге в зависимоcти от содержания материала.

е. Ритм.

- Умение овладеть ритмом речи при описании в рассказе.

 

IV. Комплексный анализ речи.

- Нотирование стихов и прозы.

 


8 класс I четверть.

 

 

Фразы разговорно- обиходного характера.

1.                            Чем ты занимаешься в свободное время?

2.                            Какой учебный предмет тебе дается с трудом?

3.                            Каким видом спорта ты увлекаешься?

4.                            Назови номер телефона пожарной службы.

5.                            Какую книгу ты прочитал на каникулах?

6.                            Зубы чистят два раза в день.

 

 

 

Фразы, связанные с изучением общеобразовательных дисциплин.

1.                          На полях идут последние осенние работы.

2.                          Зоология – наука о строении животных.

3.                          Какие члены предложения могут быть однородными?

4.                          Подбери антоним к слову «трудолюбивый».

5.                          Сколько дней в феврале? Всегда ли это верно?

6.                          Какие условия нужны для жизни растений?

7.                          С какой частью речи связано прилагательное?

8.                          Сколько букв в русском алфавите?

9.                          Назови столярные инструменты.

10.                     Скоро по утрам начнутся первые морозы.

11.                     Назови ядовитые грибы.

12.                     Что происходит в воде с крупинками сахара?

13. Назови основные цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I четверть

 

Название темы

Текст

1. Родная природа

«Малиновка»

2. О культуре поведения

«Правила для учащихся», «Мы идем в гости»

3. Труд

«Народные промыслы»

4. Спорт

«Олимпийские игры»

5.Здоровый образ жизни

«Спортсмен»

 

 

 

Тема «Родная природа». Текст «Малиновка».

 Каждый день звучат в лесу все новые птичьи голоса. И однажды рано утром послышится нежный, серебристый голосок. Это сообщает о себе стройная птичка с длинными ножками, темными большими глазами, малиновой грудкой и задорно приподнятым хвостиком – малиновка. Она просыпается раньше всех и сразу начинает петь.

 Днем малиновке распевать особенно некогда: она кормит не только своих, но нередко и чужих птенцов. Очень добрая она птичка, никогда не пролетит мимо пищащих птенчиков. Если ей встретится гнездо с осиротевшими птенцами, малиновка выкормит их. Увидит больную взрослую птичку, которая сама не может добывать себе пищу, и о ней станет заботиться. Может быть, поэтому и спит малиновка мало – дел у птички полно, но и без песен, видимо, жить она не может. Вот и приходится вставать пораньше, чтоб все успеть сделать. За это малиновка и получила свое второе имя – зорянка.

 

 

 Вопросы к тексту.

1.                          О ком говорится в рассказе?

2.                          Что нового вы узнали о малиновке?

3.                          Какое второе имя получила малиновка и почему?

 

 

Словарь.

Нежный, серебристый голосок, стройная птичка, задорно приподнятый хвостик, некогда распевать, осиротевшие птенцы, не может жить без песен.

 

 

 

 

 

8 класс 1 ч. Тема « О культуре поведения».

 Фразы:

1.                          Входя в помещение, снимай головной убор.

2.                          Отвечая учителю, стой прямо.

3.                          Что мы говорим, когда прощаемся с друзьями?

4.                          Если ты кого-то нечаянно толкнул, что нужно сказать?

5.                          Тебе нужно передать деньги за проезд в маршрутном такси, как ты это сделаешь?

6.                           Как ты попросишь передать кусочек хлеба за столом?

Текст «Правила для учащихся».

 Как вести себя, учить вежливости приходится с детства. Но с каждым годом меняется общество, и меняются правила. Усложняются задачи, которые стоят перед школой. Мы не учим ребят простым правилам. Например, «Не держи руки в карманах, когда здороваешься с учителем». Сейчас обучающиеся знакомятся со своими правами и обязанностями, которые прописаны в Уставе школы. И самой главной обязанностью для современного ученика остается- его учеба. Глубоко овладевать знаниями и творчески подходить к обучению. Не зубрить урок, а уметь применять свои знания в жизни.

 А вот другое правило: «Беречь школьное имущество», «Бороться за экономию и бережливость». Если ты увидел, что кто-то портит школьную мебель, не проходи мимо, а скажи человеку, что это добро нужно беречь.

 Выходя из класса, не забывай гасить свет. Не забывай закрыть кран. Начиная с малого, ты научишься беречь все вокруг себя.

 И еще одно правило – внешний вид учащихся. Сейчас вышел закон «О единой школьной форме». Неприятно выглядят неопрятные ребята, безвкусно одетые. Все это оскорбляет человеческое достоинство. Личность проявляется во всем: в одежде, в манере говорить. Человек, опрятно одетый, в единую форму выглядит элегантно.

Вопросы.

1.                                            О чем текст?

2.                                            Назовите самую главную обязанность ученика?

3.                                             Какие обязанности для учащихся записаны в Уставе школы?

4.                                            Как ты понимаешь выражение «Беречь добро».

5.                                            Как ты понимаешь выражение «Единая форма» для учащихся?

6.                                            Что вы можете сказать о внешнем виде ребят вашего класса?

Словарь.

8                                      Меняются правила, Устав школы, обязанности, современный ученик, овладевать знаниями, внешний вид учащихся, единая форма. класс 1 четверть

8 класс 1 чет.

 Тема : «Народные промыслы» Текст «Дымковская

 игрушка»

 Есть на правом берегу Вятки Дымковская слобода. В ней исстари селились печники и игрушечники – мастера делать всякие свистульки. Слободу так назвали «Дымковская», потому что по утрам над каждой избой стоят столбы дыма.

 На вятскую глиняную игрушку раньше не обращали внимания. А интерес к ней пришел в наши дни. Что изображают в своих изделиях дымковские мастера?

Нянек с детьми, баранов с золотыми рогами, гусей, уточек, петухов, людей, катающихся на санках. Все игрушки яркие, горящие цветными пятнами. В Дымковке – полнота ощущения радости жизни.

 Никогда серый волк не появится в Дымковской игрушке, потому что он злой.

 Дымковская игрушка не терпит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими игрушками.

 Никогда, пожалуй, в многовековой жизни игрушек не было такого праздника, как осенью 1965 года, когда в Москве была устроена грандиозная выставка. В манеже разместились куклы, игрушечные звери, сказочные персонажи.

 Это был праздник детей. Праздник кукол, праздник игрушек. Но среди этого великолепия нельзя было не узнать кукол, вылепленных мастерицами на берегах Вятки.

 Задания к тексту:

1.                                   Почему свободу называют Дымковской?

2.                                   Что изображают в своих изделиях дымковские мастера?

3.                                   Какое чувство испытывает человек, глядя на такую игрушку?

4.                                   Какой знаменательный праздник для игрушек проходил в Москве?

Словарь.

Вятка, вяткинская игрушка, Дымковская слобода, горящие цветными пятнами, сказочные персонажи, полнота ощущения радости, многовековая жизнь, мастера, мастерицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 кл. 1ч.

Тема « Спорт» Текст «Олимпийские игры»

 

Раз в четыре года в Греции, в Олимпии, от солнечного луча зажигают факел. Гречанка в белых одеждах передает его спортсмену, и факел пускается в путь. Он путешествует на самолетах и пароходах, на автомобилях и поездах. Его везут мотоциклисты и велосипедисты, гребцы. Однако последний этап длинной дороги факел всегда совершает снова в руках бегуна. Замер строй спортсменов. Бегун, несший факел, коснулся им светильника, и над огромной чашей всколыхнулось пламя – вспыхнул огонь Олимпийских игр.

 А что такое Олимпийские игры? Это состязание лучших. Раз в четыре года сильнейшие спортсмены всех стран соревнуются в одном городе Земли.

 История Олимпийских игр началась 2800 лет назад. Первые игры проводились еще в Древней Греции. В дни игр по всей Греции прекращались войны и за нарушение «священного перемирия» виновные подвергались штрафу и суровому наказанию. В 1920 году впервые подняли нынешний флаг Олимпийских игр – белое знамя с изображением пяти переплетенных колец. Пять колец- это символ дружбы спортсменов пяти континентов.

 В Древне Греции участники Олимпиад перед началом соревнований клялись вести спортивную борьбу честно. Такую клятву произносят и современные олимпийцы с 1920 года. И хотя за много лет изменились ее слова, но смысл остался прежним. «Мы клянемся, что прибыли на Олимпийские игры как честные соперники, уважающие правила игр, стремящиеся в них участвовать в благородном духе, ради чести наших стран и во славу спорта».

Вопросы.

1.                                        Что такое Олимпийские игры?

2.                                        Расскажите историю Олимпийских игр.

3.                                        Когда впервые был поднят флаг Олимпийских игр?

4.                                        В чем заключается смысл клятвы?

5.                                         Когда проходили последние Олимпийские игры?

6.                                         Ты гордишься тем, что Олимпиада – «Сочи – 2014» проходила у нас в стране?

7.                                        А каким видом спорта ты занимаешься? Чем помогает тебе спорт в жизни?

 

 

 

8 кл. 1ч.

Тема «Здоровый образ жизни» Текст « Параолимпийский чемпион: Ирек Зарипов»

 «Золото так просто не приходит. Это борьба, пот и кровь».

Такими словами начал свое интервью четырехкратный Чемпион параолимпийских игр в Ванкувере, Ирек Зарипов.

 Непростая дорога у этого парня к спорту. Учился в техникуме, гонял, как все, на мотоцикле. И вот злополучный день, когда семнадцатилетний парень попадает под колеса грузовика. Больница. Операция. И Ирек остается без ног.

 Первое чувство, что все потеряно. Ирек начинает грустить, мало двигаться.

 Он жил с родителями на пятом этаже и, конечно, на коляске спускаться на улицу

Было сложно. Стал парень много курить, набирать вес. Родители очень переживали за него.

 Однажды он услышал, что есть спорт для таких, как он. Решил работать над собой. Стал усиленно заниматься, читать спортивную литературу. Потом купил гантели, стал качать мускулы. И вот, вместо 93 килограммов он стал весить 63.

Сначала начал заниматься тяжелой атлетикой, а потом увлекся лыжным спортом. Вскоре его взяли в параолимпийскую сборную. Ирек стал покорителем снежных гор.

 В 2010 году, когда наша олимпийская сборная потерпела поражение в Ванкувере, за дело взялись параолимпийцы и принесли России 38 медали.

 Одержав победу в биатлоне, Ирек и не думал отдыхать. Он стал бороться дальше, участвуя в лыжных гонках.

 Сила воли, огромный труд, желание стать настоящим человеком помогают таким людям побеждать. Параолимпийцы учат нас побеждать не только в спорте, но и в учебе и в других делах.

 Вопросы.

1.                          Как достается золото, по мнению Зарипова?

2.                          Какая беда случилась с парнем в 17 лет?

3.                          Сразу он стал спортсменом?

4.                          Сколько медалей принесли параолимпийцы на Олимпиаде в Ванкувере?

5.                          Что помогло спортсмену преодолеть свой недуг?

6.                          Скажи, чему нас учат параолимпийцы?

7.                          Как здоровый образ жизни помог спортсмену?

 Словарь.

Олимпиада, тяжелая атлетика, параолимпийцы, увлекаться лыжным спортом, стать настоящим человеком.

 

8 кл. 2 четверть

 

 

 II четверть

 

Фразы разговорно - обиходного характера.

1.                          Чтобы быть здоровым, надо заниматься спортом.

2.                          Русский учат для того, чтобы грамотно писать/

3.                          Какого цвета апельсин?

4.                          Повтори: «Извините, мне нельзя пить эти таблетки: у меня на них аллергия.

5.                           Скажите, пожалуйста, сколько стоит стрижка?

6.                          Как нужно вести себя при нападении террориста?

 (сидеть тихо, не смотреть в глаза террористу, не плакать, не делать резких движений)

 

Фразы, связанные с изучением общеобразовательных дисциплин.

1.                          Дыхание растений происходит днем и ночью.

2.                          Народ управляет государством.

3.                          Томск - студенческий город.

4.                          Труд человека кормит, а лень портит.

5.                          Придумай число, которое делится на «3».

6.                          Назови результат при делении чисел.

7.                          Антарктида- материк, на котором нет постоянных жителей.

8.                          Из чего получают бензин?

9.                          Назови падежи русского языка.

10.                     Сколько дней в декабре?

11.                     Приведи пример глагола несовершенного вида.

12.                     С какой целью строят парники и теплицы?

13.                    Гренландия - самый большой остров мира.

14.                     Для роста семян необходимы 3 условия: вода, тепло, воздух.

15.                     Белок, крахмал, жиры – это органические вещества.

16.                     Придумай синоним к слову «смешной».

17.                     «Ученье – свет, а неученье – тьма.»

18.                     Как обозначают звуки речи на письме.

8 кл. II четверть

 

1. Родная природа

«Подорожник», «Природа Томской области»

2. Литература и искусство

«Сказочник Васнецов»

3. Томск

«Легенда о Томске»

4. Животные

« Лечение китов»

5. Правила дорожного движения

«Этого могло не случиться»

 

Тема «Родная природа» Текст «Подорожник»

 

 Подорожник – это трава. Листья у нее гладкие. Кругловатые, словно яйцо. Цветочная стрелка заканчивается пушистым хвостиком.

 У нас все хорошо знают подорожник. Он не прячется от человека. Наоборот, любит расти на виду.

 Семена подорожника от сырости становятся клейкими и в осеннюю непогоду вместе с грязью прилипают к обуви прохожих, к колесам автомобилей, к лапам животных.

 Так семена могут странствовать по свету. Поэтому подорожник встретишь возле дороги , на лугах, около жилищ.

 Подорожник часто называют другом туриста. Листок подорожника поможет, если натерта или поранена нога. Приложи лист к ранке и ты почувствуешь облегчение.

 

Вопросы к тексту.

1. Что такое подорожник?

2.                           Какими свойствами обладает подорожник?

3.                           Вам знакомо это растение?

4.                            Использовали ли вы его в лечебных целях?

 

Словарь.

Подорожник, круглый- кругловатый- не совсем круглый, цветочная стрелка,

Расти на виду - открыто, клей- становиться клейкими- липкими, непогода- ненастная погода, жилище- помещение для жилья, турист, рана – ранка, почувствовать облегчение- не чувствовать боли, ранить – поранить- повредить.

 

Задания к тексту.

1.                           Определи часть речи у слов: кругловатые, пушистым, цветочная;

 прячется, любит, поможет.

2.                           Найди однородные члены предложения.

Семена подорожника становятся клейкими и в осеннюю погоду прилипают к обуви прохожих, к колесам автомобилей, к лапам животных.

3.                           Определи вид предложения (односоставное или двусоставное)

 Приложи лист к ранке и ты почувствуешь облегчение.

4.                           Разбери по составу слово «подорожник»

 

 

 

 

Тема « Литература и искусство» Текст « Сказочник Васнецов»

 

 8 класс 2 четверть

 Жил добрый сказочник. (Васнецов)

 

Жил в Ленинграде ( Санкт - Петербурге) удивительный художник.

 Необычные картины писал он. То большого, во весь холст, филина. То лягушку с золотой короной на голове и стрелой в лапах.

 А то заснеженную деревенскую улицу, по которой идет медведь, стуча липовой ногой.

 Этого доброго сказочника звали Юрием Алексеевичем Васнецовым. Он родился в волшебном Вятском крае.

 Испокон веков люди этой северной земли любили красоту. Они строили дом, украшали резными наличниками карнизами. Расписывали печи узорами.

 Юрию Васнецову хотелось научиться писать картины. Как исполнилось ему 20 лет, он уехал в Ленинград.

 Поступил в Академию художеств. Учился у знаменитых мастеров: Рериха, Петрова- Водкина.

 И совсем не думал. Что будет иллюстрировать детские книги. Он создал сказочный мир детям. Но оказался он нужен и взрослым. В 1971 году за книги «Ладушки» и «Радуга- дуга» Юрий Алексеевич получил Государственную премию. Многие художники иллюстрировали сказки. Но он лучше, звонче всех.

 

Вопросы к тексту.

1.                           Как звали художника- сказочника?

2.                           Где он учился?

3.                           Почему он хочет стать художником?

4.                           Какие картины вы знаете?

 

Словарь.

Сказочник, волшебник, иллюстрации- иллюстрировать, Санкт –Петербург,

Вятский край, испокон веков- всегда, резные наличники, украшать, Рерих, Петров- Водкин, Государственная премия, холст.

 

Задания к тексту.

1.                           Разобрать по составу: удивительный, заснеженную, расписывали.

2.                           Определи часть речи: стуча, украшать, иллюстрировать.

3.                           Скажи по –другому. Испокон веков -….., удивительный художник- …

4.                           Определи вид сказуемого: захотел стать, хотел научиться, будет иллюстрировать.

 

 

 

 

8 кл. 2 чет.

 

Тема «Томск» Текст « Легенда о Томске»

410                                                           лет среди безграничных лесов, на берегу реки Томи стоит город Томск – один из старейших городов Сибири.

Да, Томск – удивительно красивый город. А у рек Томска есть своя замечательная легенда.

Много лет тому назад недалеко от того места, где стоит Томск, находилось татарское поселение. Правил этим народом богатый и жестокий хан Басандай. Имел он много овец, а пас их пастух, по имени Ушай. Это был храбрый и благородный юноша.

 У хана была редкой красоты дочка, по имени Тома. Молодые люди полюбили друг друга.

 Басандай узнал об этом и запретил им встречаться. Не выдержав разлуки с любимым, Тома бросилась с обрыва в реку. Поэтому назвали реку Томь.

 Узнав о смерти любимой, утонул в реке пастух Ушай. В честь его приток Томи назван Ушайкой. Легенда без счастливого конца, но она является гимном любви и начала Томска.

 Сейчас по улицам города ходит много студентов, потому что Томск- студенческий город. И, особенно, на вечерних улицах Томска можно увидеть много влюбленных парочек, похожих на героев легенды.

И, хотя Томску – 410 лет, но он будет всегда молодым.

Вопросы.

 

1.                                                  Сколько лет твоему городу?

2.                                                  Какую легенду о реках Томска ты услышал?

3.                                                   Почему Томск никогда не будет старым?

Словарь.

Запретить встречаться с кем-то, утонуть, броситься в реку, не разрешать делать что-то, студенческий город, влюбленные парочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 кл. 2 чет.

 

Тема « Животные» Текст « Лечение китов»

 В Калифорнии на океанологической станции было много китов. Однажды началась эпидемия, и животные стали погибать. Врачи знали, как помочь животным. Но вот беда. Киты ни за что не хотели принимать лекарство: таблетки, микстуры. И, тем более, они не хотели, чтобы им ставили уколы.

 Долго думали люди, как помочь животным. И придумали. Решили лекарство помещать в маленьких рыбок, которых съедали киты. Так лекарство стало попадать китам, и гигантские животные выздоровели. (Из журнала «Вокруг света»)

 

 

Вопросы.

1.                          Где было много китов?

2.                          Что произошло однажды?

3.                          Как врачи помогли животным?

4.                          Что бы ты придумал, чтобы помочь китам?

 

 

Словарь.

Эпидемия, гигантские животные, не хотеть принимать лекарство, выздоравливать, микстуры.


8 кл. 2 чет.

Тема « Правила дорожного движения» Текст « Этого могло не случиться»

 Стоит только всмотреться в это множество цифр, погибших на дорогах людей. Сколько юных россиян погибло под колесами автомобилей! Только в одном году 1405 человек.

 В один солнечный весенний день я ехал на автобусе в центр города и любовался на распускающуюся листву на деревьях проспекта. Казалось, ничто не могло помешать свежей зелени, голубому небу, высоким облакам поднимать настроение прохожих. Вдруг, резкое торможение. Пассажиры, еле устояв на ногах, посмотрели в окна и заметили машины «Скорой помощи» и ДПС.

 Проехали немного дальше и стало видно, что на проезжей части как – то неестественно раскинув руки и ноги лежал мальчик. Мне показалось, что ему было лет десять. Он лежал с ранцем за спиной и в расстегнутой куртке. Казалось, он сейчас встанет и побежит. Но, нет, он лежит, не встает. Грустно становится при мысли, что он спешил домой и не пришел.

 Наш автобус поехал дальше, а у меня не выходило из головы – как такое могло случиться? Мальчик лежал в двух шагах от пешеходного перехода.

 Мы часто торопимся, спешим, не думая, что это может быть опасным. И, в результате, попадаем в аварию и наносим вред своему здоровью.

 

Вопросы.

1.                               О каких удивительных и ужасных цифрах вы узнали из рассказа?

2.                                О чем рассказал пассажир автобуса?

3.                               Что его сильно удивило?

4.                               Как ты думаешь, какое правило нарушил десятилетний мальчик?

5.                               Как знание правил дорожного движения помогает сохранить жизнь?

 

Словарь.

 Всмотреться, любоваться чем-то, мешать- помешать, пассажиры, ДПС –патрульно - постовая служба, попасть в аварию, пешеходный переход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фразы разговорно-обиходного характера.

 

8 класс. Ш четверть

 

1. Из истории школы

«Дети в годы войны»

2. Природа

«В ожидании весны»

3. Страницы истории

«Родом из Томска» (о космонавте Н.Н. Рукавишникове)

4. А.С. Пушкин – великий русский поэт

«Эстафета в надежных руках»

5. Герои войны

«Боец остаётся в стою»

 

Фразы разговорно- обиходного характера.

1.                         В каком климатическом поясе мы живем?

2.                          Если вы издали заметили знакомого на улице, не кричите через улицу или из окна.

3.                          Перед тем как войти в дом, квартиру, вытри хорошо ноги, чтобы не наследить.

4.                          Не садись, пока не сядут старшие.

 5. Извините, эти таблетки пить мне нельзя: у меня на них аллергия.

 6. У меня не работает аппарат, села батарейка, а запасной нет.

 7. Твои действия, если ты увидел незнакомый пакет на улице.

 8. Назови адрес школы.

 9. Ночное небо усыпано яркими звездами.

 10. По радио передали прогноз погоды.

 11. Друга потерять легко, а найти трудно.

 12. Какая музыка тебе нравится?

Фразы, связанные с изучением общеобразовательных дисциплин.

1.                           Приведи пример лучевой симметрии.

2.                           Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного.

3.                           Как найти площадь прямоугольника?

4.                           Дательный падеж отвечает на вопросы Кому? Чему?

5.                           Подбери синоним к слову «любознательный».

6.                           Грызуны – распространители заразных болезней.

7.                           Назови инструменты в слесарной мастерской.

8.                           Вырази в часах двое суток.

9.                           Назови результат при умножении чисел.

10.                     Назови местоимение 1 лица множественного числа.

11.                      Почему лед не тонет?

12.                      Какие животные хорошо переносят жару и засуху?

13.                      Прямая речь заключается в кавычки.

14.                     Новосибирск - крупнейший город Западной Сибири.

15.                      Какие продукты получают из молока?

16.                      Какой угол называется острым?

 

 

 

 

 8 класс 3 чет.

 

 

Тема: « Из истории школы» Текст «Дети школы в годы войны».

 

 Всего было призвано на борьбу с фашистской Германией 123 тысячи Томичей и жителей области. Ценою своей жизни и здоровья они отстояли мир на Земле.

 А труженики тыла, в том числе и дети, подростки, сделали все возможное, чтобы помочь фронту.

 В годы войны школа глухих содержалась на собственном бюджете, лишь сахар и муку привозили со склада.

 В военные годы в хозяйстве детского дома было 10 коров, 2 лошади, 5 свиней, куры. За животными ухаживали сами ребята. Летом старшие ребята работали на сенокосе в деревне Куташово, заготавливали корма не только для своих животных, но и для колхозных, потому что в деревне все мужчины ушли на фронт, остались только женщины, старики и дети.

 У детского дома было в деревне свое хозяйство, где ребята сажали картофель, морковь, капусту и лук. Ребята полностью обеспечивали детский дом этими овощами. Старшие девочки в швейной мастерской шили для фронтовиков теплые брюки, рукавицы, вязали шарфы, шили кисеты для табака и отправляли все это на фронт солдатам. Мальчики в мастерской делали крепления для лыж, болванки прикладов для винтовок.

 С концертами художественной самодеятельности (оркестр лошкарей, пантомимы, танцы) ходили ребята в госпитали, которых было много в нашем тыловом Томске. Готовили и отправляли посылки на фронт. Юноши принимали участие в строительстве эвакуированного из Москвы завода «Электромотор» (копали котлованы для фундамента).

 Так ребята вносили свой вклад в победу. Но, самое главное, они старались хорошо учиться, серьезно готовили себя к жизни._

 

Вопросы.

1.                          Сколько Томичей и жителей области были призваны на фронт?

2.                          На каком бюджете содержался детский дом?

3.                          Какое хозяйство было у детского дома?

4.                          Как ребята помогали фронту?

5.                          Что оставалось самым главным, даже во время войны?

 

Словарь.

1.                          Военные годы- годы войны, детский дом – наша школа в прошлом, обеспечивать – снабжать, кисеты, кисеты - сумочки для табака, эвакуированный, принимать участие в строительстве, копать котлованы для фундамента.

 

 

 

 

 

 

 

8класс. 3 чет.

 

 

Тема «Природа» Текст «В ожидании весны».

 Конец января. Раньше светает, позже смеркается. И хотя мороз хозяйничает

 по- прежнему, солнце все выше поднимается над лесом. А по вечерам горят – разливаются холодные зори. Сороки стрекочут азартнее. Дятел работает без устали, звоном наполняя заснеженный лес. После частых ветров лес стоит растревоженный. Много поваленных деревьев в лесу. Февраль - вьюговей- много снегу намел. Метровая толща снега отгородила леса от дорог и поселков. А снег все сыплет и сыплет. Тяжело деревьям. Тяжело и лесным обитателям: лосям, кабанам, оленям. Без помощи человека не обойтись. Только у бобров наступает пора свадеб. Мороз для них не помеха. В их норах тепло и тихо. Заранее позаботились они о корме. Важные события происходят в берлоге у медведя. В конце января, в феврале у медведицы появляется потомство: 2 голых, беспомощных медвежонка. Его вес 500 граммов. Прозревают медвежата на 30 день. В зимний период у некоторых медвежат облезает кожа, и звери ее усердно слизывают. Говорят: «Медведь сосет лапу». Как бы не злился мороз, а голос синицы звучит звонко, задиристо.

 Вопросы.

1.                           О каком времени года говорится в тексте?

2.                           Как ведут себя птицы?

3.                           Кому особенно тяжело зимой?

4.                           Какие события происходят в жизни бобров, медведя?

5.                           Почему говорят, что медведь сосет лапу.

 Словарь.

Смеркается, хозяйничать, разливаются зори, февраль - вьюговей, обитатели леса, городить, отгородить что- то от чего-то, не помеха, беспомощный, звучать задиристо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 класс 3 четверть. Тема: «Страницы истории»

 Текст «Родом и Томска»

 ( о герое Советского Союза, уроженце Томска, космонавте Н. Н. Рукавишникове)

 

 Николай Николаевич Рукавишников родился 18 сентября 1932 года в городе Томске в семье железнодорожника.

 Очень большое влияние на мальчика оказывала бабушка Ольга Михайловна, педагог по образованию: она привила ему любовь к чтению, развила любознательность. Мама, Галина Ивановна, закончила геологический техникум и часто брала Николая (с 6 лет) с собой в экспедиции. Там он и научился чувствовать себя первопроходцем.

 Учился в средней школе № 8. Любимыми предметами его были: математика, география, физика.

 Закончив Московский институт, факультет электронно- вычислительных устройств, он был приглашен на работу в НИИ по подготовке к полетам в космос.

 Было много тренировок по работе на кораблях: «Союз», орбитальной станции «Салют».

 25 апреля 1971 года совершил свой первый полет в качестве инженера – испытателя космического корабля «Союз- 10». Полет продолжался 1 сутки 45 минут 54 секунды.

 Потом было много интернациональных полетов (с американцами, с болгарами, монголами, чехами).

 Получено много наград за доблестный труд: две Звезды героя Советского Союза, три Ордена Ленина, медаль «За Доблестный труд», награды союзных республик.

 Томичи чтят подвиг своего земляка. На Белом Озере в 1978 году установлен бюст Н. Н. Рукавишникова. А в День Космонавтики в 2011 году

в Томске установлен памятник, в виде спускающейся капсулы корабля.

 Умер космонавт в 2002 году в Москве от инфаркта. Но память о нашем земляке, богатыре русском, останется в сердцах Томичей.

 

Задания к тексту:

1.                           Какие черты характера были привиты Николаю Рукавишникову в детстве?

2.                           Куда он был приглашен после окончания института?

3.                            С космонавтами из каких стран совершал полеты наш космонавт7

4.                           Как чтят память героя, нашего земляка жители города Томска?

 

Словарь.

Семья железнодорожника, чувствовать себя первопроходцем, интернациональные полеты, инженер – испытатель корабля, космический корабль, установлен памятник, капсула.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 класс 3 чет.

 

Тема «А. С. Пушкин» Текст « Эстафета в надежных руках».

 Державин очень устал. Юноши в синих мундирах с золотыми пуговицами один за другим отвечали на вопросы профессоров. Один бойко без запинки, другие, робея и заикаясь. Наконец начался экзамен по русской словесности. Читали стихи Державина, разбирали, хвалили. Он повеселел. Фамилии учеников Державин не запоминал. Но вот к столу подошел смуглый, курчавый юноша – он встретил его равнодушно. Но что это?

 «Навис покров угрюмой нощи.

 На своде дремлющих небес,

 В безмолвной тишине почили дол и рощи,

 В седом тумане дальний лес».

-Какие прекрасные стихи! Державин стоял, глаза его блестели, по щекам катились крупные слезы. Неожиданно легко отодвинул он кресло, захотел обнять чтеца. Но юноша стремительно исчез из зла. Это произошло 8 января 1815 году. Это был, будущий поэт, Александр Сергеевич Пушкин.

 Вопросы.

1.                          О чем говорится в рассказе?

2.                           Кто присутствовал на экзамене?

3.                          Что взволновало Державина?

4.                          Какие произведения Пушкина вы читали?

Словарь.

Отвечать бойко ( без запинки), преобразится, лицеист, стремительно исчезнуть.

 

 

 

 

 

 

 

8 класс 3 четверть

 

 

Тема: «Герои войны». Текст « Боец остается в строю»

 .

1.                           Григорий Тростенюк был сапером.

2.                            Поэтому с начала войны он находился на передовой.

3.                           Во время битвы на Курской дуге он делал проходы на минных полях.

4.                           Немецкая мина взорвалась у него в руке.

5.                            Так он лишился зрения и обеих рук.

6.                           Лежа в госпитале, Григорий Сергеевич мучительно думал, как жить дальше.

7.                           Однажды, когда пришли шефы, он обратился к ним с просьбой: сделать такое приспособление, чтобы он мог работать пилой.

8.                           Просьбу его выполнили.

9.                           Через несколько дней все в госпитале смотрели, как Тростенюк пилит дрова во дворе.

10.                     Вскоре Тростенюк вернулся в родное село.

11.                     Хотя человек был изранен, искалечен, люди почувствовали в нем железную волю, требовательность к себе, большое сердце.

12.                     И выбрали его председателем колхоза.

13.                     Он хорошо знал нужды людей

14.                     Люди ему доверяли.

15.                     Для каждого он находил добрый совет, помощь.

16.                     Живет такой человек, и все его уважают.

17.                     Глядишь на него и думаешь, какая внутренняя сила в нашем народе, в наших людях.

 

 Вопросы к тексту.

1.                           Кем был Григорий Тростенюк во время войны?

2.                           Как он лишился зрения и обеих рук?

3.                           С какой просьбой он обратился к шефам?

 

Словарь.

Доверие, находиться на передовой, битва на Курской дуге, походы в минных полях, сапер, взорвалась мина, лишиться зрения, рук, необычная просьба, приспособление, мучительно думать, лежать в госпитале, возводить постройки, изранен, искалечен, железная воля, требовательность к себе, большое сердце, знать нужды людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


8 класс 4 четверть

 

Фразы разговорно- обиходного характера.

1.                           Какие телепередачи ты любишь смотреть?

2.                            Продолжи предложение « Будьте добры…».

3.                           Как ты понимаешь такое предостережение: «Купаться в этом месте запрещено?»

4.                           Мама просила купить хлеб и что- нибудь сладкое, но сейчас обеденный перерыв. Придется подождать, когда откроют булочную.

5.                            У меня такое хорошее настроение, потому что сегодня первый день каникул.

6.                            Я не могу принять такой подарок, потому что он дорогой.

Фразы, связанные с изучением общеобразовательных дисциплин.

1.Байкал- озеро, не имеющее равных по объему и чистоте воды.

2. Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, если слова автора стоят перед прямой речью.

3. Предлоги бывают производные и непроизводные.

4. Предлоги, состоящие из одного слова – простые предлоги.

5. Союз- служебная часть речи.

6. Какие сочинительные союзы ты знаешь?

7. Раньше главной опорой крестьянина была лошадь.

8. Карась, сазан, лещ – это пресноводные рыбы.

9. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища, хвоста.

10. Тело рыбы покрыто чешуей.

11. Царь Петр - I превратил Россию в морскую державу.

12. Петр I был любителем театральных зрелищ.

13. Первый театр был построен в Москве на Красной площади.

14. Каждый дворянин должен был начинать службу солдатом.

15. В рыбе много белка.

16. Из рыбы получают жир, витамины, кормовую муку для откормки скота.

17. Лягушки живут на всей территории нашей страны.

18. Лягушки живут на всей территории нашей страны.

19. Лягушки питаются насекомыми.

20. Особенно жаркое небо во Въетнаме.

21. Первую матрешку сделали в подмосковном городе Загорске..

22. Закон сохранения энергии – величайший закон природы.

23. Африка- самый жаркий материк Земли.

24. Космонавт Леонов первым вышел в открытый космос.

25. Торнадо- сильный ветер в виде черного столба пыли.

26. Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

27. Какой угол называется развернутым?

28. Подбери антоним к слову «жесткий»

29. Атомный ледокол может находиться в плавании целый год.

30. Движение крови по сосудам называется «кровообращением».

 

 

 

 

 

 


8 класс 4 четверть

Темы. Тексты

1. Страницы истории школы

«Поэт Иван Исаев»

2. Профессии

«Строители»

3. С,А. Есенин – русский поэт

«Из жизни поэта»

4. Жизнь замечательных людей

«Исаак Ньютон»

5. Смелые люди

«Г.Я. Седов»

6. Дорогами войны

«Военный фельдшер»

 

Тема : «Страницы истории школы» Текст «Иван Исаев»

 

8 класс 4 четверть Иван Исаев – наш поэт.

 «Человек интересной судьбы».

 Глухота – это не безмолвие. Это полнота бытия (жизни).

Публикация произведений глухих поэтов началась в конце прошлого века. Первый сборник , « На баррикадах тишины», вышел в 1931 году. С конца 50-ых годов у глухих появляется журнал «Жизнь глухих».

 Одним из таких безмолвных поэтов был выпускник нашей школы, Иван Исаев. Человек- самородок, необычной и неровной судьбы, ранимой души.

 Родился Иван в многодетной семье в 1938 году, в селе Малиновая грива Томской области. Читать научился в 5 лет. А слух потерял в 9 лет. Писать стихи он начал рано.

 В 1959 году Иван поступает в Златоустовский техникум. Затем переезжает к брату в Москву. Он работает по ночам, чтобы учиться. И продолжает писать стихи.

 Когда Исаев заканчивал техникум, нужно было писать дипломную работу. Студент предложил написать эту работу в стихотворной форме, но директор не разрешил. Тогда, Иван вообще отказался писать дипломную работу и уехал в Москву поступать в Литературный институт.

 В 1968 году он поступил в институт имени Максима Горького. Начал печататься в журнале «Огонек».

 Все его задушевные стихи пронизаны любовью к Родине и родной природе.

 Поэт Евгений Долматовский назвал жизнь Ивана Исаева «духовным подвигом». Его стихотворение «Сила рук» была переложена на песню и сейчас считается неофициальным гимном глухих людей.

 Вопросы к тексту.

1.                               Когда появился первый журнал «Жизнь глухих?»

2.                               В какой семье и где родился поэт Иван Исаев?

3.                               Почему его считают человеком необычной судьбы?

4.                               Почему он не стал писать дипломную работу?

5.                                Какими чувствами пронизаны стихи поэта?

6.                                Ты читал стихи Ивана Исаева?

Словарь.

Дипломная работа (диплом), закончить техникум, ранимый человек, неофициальный гимн.

Стихи Ивана Исаева

(для работы над выразительным чтением на занятиях по формированию произношения)

«Промытый до макушки,

Парит и парит лес.

Под синевой речушки,

Под синевой небес.

За ним гроза трясется

На тройке проливной,

И жаворонок бьется

Под радугой - дугой».

 

 

 

«Среди лопухов, над заваленкой,

Вечерняя спит тишина.

Лишь я, белобрысый и маленький,

Томлюсь на задворках без сна.

В штанишках, росой замусоленных,

Босой, я к заплоту прирос,

Под звуками спелых подсолнухов

Нависли подсолнухи звезд».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


8 класс 4 четверть

Тема «С. А. Есенин- русский поэт» Текст « Из жизни поэта»

 С глубокой тоской и любовью рассказывал Сергей Есенин о своем селе Константинове на берегу Оки. С такой же любовью он перечислял всех животных из своего детства. Он не мог пройти мимо старой лошади, любил подсвистывать птицам и говорил с собаками на каком- то своем, понятном им языке.

 Однажды произошел вот какой случай. Когда он с другом возвращался домой из гостей, к ним пристал бездомный пес. Он шел робко за Есениным.

Есенин обернулся и спросил: «Что, собачка, колбаски хочешь?» Пес как будто понял поэта и на собачьей морде появилось что- то похожее на улыбку.

 Есенин купил в лавке круг дешевой колбасы и белого хлеба.

Пес ждал у крыльца, заранее облизываясь. И вот началась беседа между Есениным и собакой. Несмотря на голод, пес аккуратно брал кусочки из рук поэта, не отказывался от хлеба. И слушал наставления Сергея Александровича.

 Потом пристала к ним еще собака, потом третья. Каждая получала свою долю колбасы. Когда проходили мимо милиционера, тот подозрительно посмотрел на прохожих, за которыми бежали 6 или восемь собак.

 Ну, довольно,- сказал Есенин. А теперь по домам. И он так заливисто свистнул, что собаки разбежались в разные стороны.

-Понимают! – довольно сказал он. – Каждая тварь меня понимает. Я им свой человек.

Вопросы

1.                           О чем часто рассказывал Есенин?

2.                           Какой случай произошел однажды с поэтом?

3.                           Как этот случай характеризует Есенина как человека доброго, понимающего животных?

Словарь.

Понимающий, любящий все живое, широкой души, способный совершать поступки не ради собственной выгоды, подсвистывать птицам, лавка, аккуратно- деликатно брать кусочки, подозрительно посмотреть на кого- то.

 

 

 

 

 


8 класс 4 четверть

 

Тема «Жизнь замечательных людей» Текст «Исаак Ньютон»

 Невысокий, некрасивый, робкий. Но его при жизни называли небесным созданием и удивлялись, что он ест, пьет и спит, как обыкновенные люди.

И в этом не было ничего странного, потому что невзрачный облик принадлежит

великому ученому. Рассказывают, что маленький Исаак в школе пользовался

репутацией тупого малого. Но однажды кто-то побил его. Ньютон был слабее обидчика и не мог дать сдачи. И он нашел другой способ отплатить обидчику. Обогнал задиру в учебе и стал первым учеником. Он учился и, конечно, играл.

Мастерил сам себе игрушки. Так появилась модель ветряной мельницы. Вместо ветра на мельнице работала мышь, бежавшая по колесику к мешочку с зерном.

 А ведь тогда не было ни конструкторских наборов, ни инструкций для моделистов. Впрочем, их не могло быть, потому что мальчик строил то, чего никогда не видел, то есть изобретал (сам придумывал). Глазам не веря, смотрели соседи на первых в Англии воздушных змеев, плясавших над крышами. А подросток искал для змеев более подходящую форму. Это были, быть может. Первые в истории опыты по аэродинамике.

 В четырнадцать лет он изобрел самоходную тележку. Седок нажимал на особую рукоять, приводившую в движение колеса. Тележка была одним предков велосипеда.

 Талант и умение работать собственными руками верно служили Ньютону всю жизнь. Даже в английскую академию он был избран за изобретение телескопа нового типа. Но главным в жизни Ньютона была наука. Его открытия поражали и радовали современников.

 Словарь.

Небесное создание, величайший ученый, пользоваться репутацией, способ оплаты, модель ветряной мельницы, конструкторский набор, моделист, изобретать- изобретатель, воздушный змей, аэродинамика, самоходная тележка, рукоять, предок велосипеда, телескоп, открытия, наука, поражать- удивлять кого- то.

Вопросы.

1.Как выглядел Исаак Ньютон?

2. Какой репутацией пользовался маленький Исаак в школе?

3. Как он отплатил обидчику? Каким талантом обладал маленький Ньютон?

4. За что он был принят в английскую Академию наук?

5. Что было главным в его жизни?

6. Какие законы Ньютона вы знаете?

8 класс 4 четверть

 

Тема «Смелые люди» Текст « Г. Я. Седов»

 

 Георгию Яковлевичу Седову не раз приходилось спорить с жизнью. С детства все предсказывало мальчику – будешь грамотным рыбаком, как отец. «Нет,- говорит он себе,- я буду учиться. Нельзя? Трудно? Чепуха! Я здоров. Силен, и я все смогу!»

 И вот он - образованный офицер, знаток морского дела. Он организовывает несколько экспедиций: на Колыму, на Новую Землю. Это только подготовка к главному. Его мечта: попасть на Северный полюс. Но это очень опасная экспедиция. Команда Седова на корабле «Святой Фока» покидает порт в Архангельске и достигает Землю Франца Иосифа. Там экспедиция предполагала зимовать. С первыми лучами полярного дня Седов и его товарищи хотели отправиться пешком и на собаках к полюсу.

Кто знает, может, и тут он одержал бы победу. Но зима была ранней. Тяжелый корабль вмерз в лед возле северной оконечности Новой Земли. Первая зимовка прошла хорошо. Седов и его товарищи исследовали Новую Землю, составили карты. Прошло лето, но льды по- прежнему держали корабль. Только в начале сентября лед начал ломаться. Корабль опять на плаву. Но кое- как смог доплыть до Земли Франца Иосифа с невероятным трудом, почти без топлива, словно подгоняемый неиссякаемой энергией.

Предстояла трудная зимовка, а корабль с углем не пришел. Силы участников экспедиции были подорваны. Началась цинга. Заболел сам Седов. Отличное здоровье его сдало. Товарищи уговаривали его остаться, отложить поход на полюс. Но он считал, что откладывать нельзя. Но тяжелая болезнь не позволила ему осуществить свою мечту.

 

Словарь.

Спорить с жизнью, пророчить – предсказывать, Северный полюс, цинга, здоровье сдало, уговаривать кого- то.

 

Вопросы.

1. Кто такой Георгий Седов?

2. Что пророчили мальчику в детстве?

3. Кем он стал?

4. К чему он готовился всю жизнь?

5. Куда отправился Седов с экспедицией?

6. В каких условиях проходила экспедиция?

7. Почему Седову не удалось осуществить свою мечту?

 

 

 

 

 

 


8 класс 4 четверть

 

 Тема: «Дорогами войны»

 

 Текст «Военный фельдшер».

 Фашисты рвались к Ленинграду. В июле 1941 года по решению военного совета была сформирована батарея специального назначения. В сентябре она оказалась на одном из самых грозных участков обороны.

 На этой батарее и началась война для военного фельдшера (врача), Тоси Павлушкиной. Вокруг шел бой. Бомбежки днем и ночью. Обстрелы с самолетов. Тося оперирует, перевязывает, отправляет в госпиталь. Приходилось бегать от одного раненого бойца к другому, - где ползком, где бегом, а по ночам – на велосипеде.

 А когда погиб командир, офицер Павлушкина стала командиром расчета. Вместо 17 человек, которые должны обслуживать орудие, их осталось только 9. Батарея сдерживала врага на ближних подступах к Ленинграду.

 Задания к тексту:

1.                           Когда была сформирована батарея особого назначения?

2.                           Где началась война для фельдшера Тоси Полушкиной?

3.                           В каких условиях приходилось работать Тосе?

4.                           Кого заменила Тося в одном из боев?

5.                            Кого из женщин героев вы знаете?

Словарь.

Военный совет, фельдшер, батарея специального назначения, приходилось метаться, бомбежки, командир расчета.