Календарно - тематический план занятий
учителя-логопеда по развитию речи
на 2018-2019 учебный год
(средняя группа)
Формирование словаря
· Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.
· Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.
· Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.
· Развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
· Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
· Совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
· Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные, посуда, транспорт, одежда, фрукты.).
· Сформировать понимание простых предлогов.
Грамматический строй речи
· Формировать умение: согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат);
· правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель).
· Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).
· Побуждать активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
· Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
· Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.
· Развивать навыки языкового анализа и синтеза.
Связная речь
· Совершенствовать диалогическую речь.
· Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.
· Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
· Формировать умение повторять за педагогом описательный рассказ из 2-3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью с помощью педагога.
· Развивать реакцию на интонацию и мимику, соотвествующую интонации.
· Закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Развитие речевого восприятия и подготовки к обучению грамоте
· Учить детей различать речевые и неречевые звуки.
· Учить детей определять источник звука.
· Учить дифференцировать звуки, далёкие и близкие по звучанию.
· Уточнять правильное произношение звуков, имеющих в речи ребёнка.
· Отрабатывать правильное произношение гласных (а; о; у; и; э; ы) и согласных (п; б; м; т; д; н; к; х; г; ф; в) звуков.
· Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.
· Формировать звуко-слоговую структуру слова.
· Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
· Развивать фонематический слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук. Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов с разными ударениями, силой голоса, интонацией.
· Развивать артикуляционный аппарат.
Развивать:
- речевое дыхание;
- речевой слух
Месяц, неделя/ Тема недели |
Дата проведения |
Тема НОД |
Задачи |
Форма и вид деятельности |
Сентябрь 4 неделя
Детский сад |
26.09
|
Наша группа
|
Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать понятие, что дефектолог, воспитатель, няня - это профессии. Учить строить простую фразу.
|
Игровая Коммуникативная Двигательная |
Октябрь
1 неделя Осень |
03.10 |
Осень. Предлоги «На», «С».
|
Продолжать формировать представление об осени и её признаках. Формировать понимание и правильное употребление в речи предлогов « НА», « С». Учить строить фразу из 2-4 слов. Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата. Развивать слуховое внимание, память, артикуляторную моторику кистей рук. |
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная |
2 неделя
Овощи |
10.10.
|
Овощи. Составление описательного рассказа.
|
Уточнить и расширить словарь по теме; различать и использовать в речи единственное и множественное число имен существительных. Формировать умение правильно употреблять предлоги «НА», «С». Учить составлять рассказ- описание. Развивать связную речь. |
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная |
3 неделя
Фрукты |
17.10
|
Фрукты. Составление описательных рассказов о фруктах.
|
Уточнить и расширить словарь по теме. Обучать детей исследовательским навыкам. Учить составлять простой рассказ - описание . Формировать диалогическую речь. Развивать слуховое внимание(Угадай, что звучит), физиологическое дыхание (вдох носом, не поднимая плеч, выдох ртом, не надувая щёк). |
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная
|
4 неделя
Игрушки
|
24.10
|
Игрушки. Описательный рассказ.
|
Учить детей практически определять признаки предметов (форму, цвет, величину). Учить составлять предложения, называя 2-3 признака предмета.
|
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная
|
5 неделя
Дом. животные |
31.10 |
Помощники человека. (составление рассказа по схеме)
|
Пополнять и уточнять знания детей о домашних животных , продолжать учить составлять простое предложение распространённого дополнением; пополнять и активизировать словарь по теме , уточнить названия животных. Закрепить обобщающее понятие « домашние животные». Развивать слуховое внимание(Угадай, что звучит), физиологическое дыхание (вдох носом, не поднимая плеч, выдох ртом, не надувая щёк). |
Игровая Коммуникативная. Двигательная |
Ноябрь
1 неделя
Наше Тело. Лицо
|
07.11
|
Части тела – мои помощники.
|
Уточнить преставления детей о частях тела человека и их назначении, обогащать и активизировать глагольный словарь. Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных и местоимений «мой», « моя», « моё» в составе простого предложения.
|
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная Игровая Коммуникативная Двигательная |
2 неделя
Обувь |
14.11
|
Обувь разная нужна |
Закрепить обобщающее понятие «обувь».Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов. Учить понимать предлоги «В», «ИЗ» и правильно их использовать. Развивать зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление. Учить правильно произносить звук «А», учить владеть своим голосом, развивать слуховое и зрительное внимание, артикуляторную моторику кистей рук.
|
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная |
3 неделя
Моя семья |
21.11
|
Моя дружная семья.
|
Продолжать формировать представления о семье. Учить детей знать и называть своих ближайших родственников. Упражнять в практическом употреблении в речи слов с уменьшительно-ласкательным значением |
Игровая Коммуникативная Двигательная |
4 неделя
Домашние птицы |
28.11
|
Петушок пришёл к нам в гости. |
Активизировать словарь детей по теме. Учить практическому освоению образования множественного числа и уменьшительно-ласкательной формы имён существительных. Закрепить в экспрессивной речи построение фразы из 2-3 слов. Закрепить обобщающее понятие «домашние птицы». Закрепить правильное произношение гласных звуков «А», «У», «И», «О», «Э». Формировать подвижность органов артикуляции. Развивать фонематическое восприятие.
|
Игровая Коммуникативная Познавательная Двигательная |
Декабрь
1 неделя Зимушка- зима |
05.12
|
Снег. Свойства снега. |
Изучить свойства снега, формировать умение употреблять в речи предлог «на» в составе простого предложения. Уточнить и расширить словарь по теме. |
Игровая Коммуникативная Двигательная Познавательно-исследовательская |
2 неделя
Дикие животные
|
12.12
|
Пища и жилища диких животных |
Уточнить и расширить словарь по теме. Познакомить с названиями жилищ домашних животных. Формировать умение составлять простое распространённое предложение; простое предложение с предлогом в. Учить правильно произносить звук «У»., владеть своим голосом. Развивать слуховое и зрительное внимание, речевое дыхание.
|
Игровая Коммуникативная Двигательная |
3 неделя
Деревья |
19.12
|
Отличительные признаки деревьев
|
Закрепить и активизировать словарь по теме, формировать умение выделять общие и отличительные признаки ёлки и берёзы, учить образовывать притяжательные прилагательные « берёзовый», «еловый», развивать слуховое внимание и навык ведении диалога. |
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная |
4 неделя
Новый год стучится в дверь |
26.12
|
Украшение елки. Составление описательного рассказа |
Формировать обобщающее понятие «елочные игрушки», продолжать учить строить фразу из 2-5 слов , обучать простому описательному рассказу, Учить правильно использовать в речи форму творительного падежа имён существительных в ед.числе. Продолжать учить правильно произносить звуки «У». «А», учить произносить по символам звукосочетания «Ау!», «Уа!».учить владеть своим голосом. Развивать слуховое и зрительное внимание, артикуляторную моторику |
Игровая Коммуникативная Двигательная Познавательно-исследовательская |
Январь
2 неделя
Одежда
|
09.01
|
Одежда
|
Уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его. Познакомить с назначением одежды. Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму существительных; составлять предложения по действию, учить использовать глаголы «надеть- снять». Закрепить обобщающее понятие «одежда», формировать практическое усвоение согласования прилагательных с именем существительным среднего рода, продолжать учить детей строить фразы из 2-5 слов. |
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная |
3 неделя
Птицы зимой
|
16.01 |
Чтение и пересказ рассказа Л.Толстого «Хотела галка пить» |
Учить пересказывать небольшой текст не нарушая последовательность, сохраняя авторские обороты речи, учить детей обращать внимание на звуковую сторону слов при согласовании существительных с прилагательными. . Закрепить правильное произношение гласных звуков «А», «У», «И», «О», «Э». Учить строить фразу из 2-5 слов. Формировать подвижность органов артикуляции. Развивать просодическую сторону речи, фонематическое восприятие. |
Игровая Коммуникативная. Двигательная |
4 неделя
Зимние забавы
|
23.01
|
Рассказывание по картине «Таня мороза не боится»
|
Учить детей связанно передавать содержание картины, руководствуясь образцом педагога, упражнять в согласовании прилагательных с существительными среднего рода, формировать умение отвечать на вопросы педагога, делать простейшие умозаключения. |
Игровая Коммуникативная. Познавательно-исследовательская Двигательная |
4 неделя
Домашние животные |
30.01
|
На бабушкином дворе. |
Учить практическому усвоению образования множественного числа в уменьшительно-ласкательной форме имён существительных. Закрепить в экспрессивной речи умение строить фразу из 2-3 слов. Закрепить обобщающее понятие «детёныши». Формировать слоговую структуру слова. Закрепить правильную артикуляцию гласных звуков «О», «А», «У», «И» и символы, которыми эти звуки обозначаются
|
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная |
Февраль
1 неделя
Домашние птицы
|
06.02
|
Птенцы домашних птиц. Словоизменение. |
Уточнить и расширить словарь детей по теме. Формировать обобщающее понятие «птенцы». Учить образовывать множественное число имён существительных. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. |
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная |
2 неделя
"Комнатные растения" |
13.02 |
Комнатные растения |
Формировать элементарные преставления о характерных признаках комнатных растений. Активизация словаря; употребление предлогов «на», «около», «за», «под» в составе простого предложения. Познакомить детей со звуком «О» и его символом. Учить правильно произносить звук «О», владеть своим голосом. |
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная |
3 неделя
Наша Родина-Россия. Защитники Отечества |
20.02
|
Защитники Отечества
|
Объяснить детям, что 23 февраля – День защитника Отечества, что нашу Родину охраняют и защищают российские воины. Они сильные, смелые, ловкие. Рассказать о форме одежды различных родов войск. |
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная |
4 неделя
Посуда
|
27.02
|
Столовая и кухонная посуда. |
Уточнить и расширить словарь по теме обучать употреблению качественных прилагательных. Учить составлять простое предложение с дополнением. Учить правильно произносить звук «О». Продолжать учить строить фразу из 2-5 слов. Развивать мышление , общую моторику и моторику кистей рук. |
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная
|
Март 1 неделя Мамин праздник |
06.03 |
. Пересказ рассказа «Подарок для мамы» |
Закрепить и активизировать словарь по теме. Формировать связную речь. Воспитывать эмоциональное отношение к Женскому празднику. |
Игровая Коммуникативная Двигательная |
2 неделя
Мебель
|
13.03
|
Мебель и её части. Составление описательного рассказа о мебели. |
Закрепить предметный словарь по теме и обобщающее понятие мебель. Развивать умение сравнивать предметы по сходным признакам. Развивать связную речь. Познакомить детей со звуком «И» и его символом, учить правильно произносить звук «И». Учить владеть своим голосом
|
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная
|
3 неделя
Весна |
20.03
|
Весна. Предлоги « На», «С».
|
Учить строить фразу с дополнением, выраженным именем существительным единственного числа в предложном падеже с предлогами «На»и «С».Закрепить обобщающее понятие «весна». Закрепить и активизировать словарь детей по теме. |
Игровая Коммуникативная Познавательная Двигательная
|
4 неделя
Дикие животные
|
27.03
|
Составление рассказа о диком животном.
|
Обучать составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и картинно графическим схемам. Совершенствовать грамматический строй речи. Знакомить с правильной артикуляцией звука «Э». Формировать умение правильно произносить этот звук. |
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная |
Апрель
1 неделя
Профессии
|
03.04 |
Профессии. |
Познакомить детей с профессиями повара, врача, шофёра. Повторить профессии людей, работающих в группе. Формировать обобщающее понятие «профессии». Продолжать формировать умение использовать в речи простое распространённые и сложно-подчинённые предложения.
|
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная |
2 неделя Космос
|
10.04
|
Покорение космоса |
Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе. Расширить запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Продолжать работу над развитием связанной речи, закреплять умения отвечать на вопросы. Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Учить правильно произносить звук «Ы». Учить владеть своим голосом. Развивать слуховое и зрительное внимание фонематическое восприятие, артикуляторную моторику. |
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная |
3 неделя
Перелётные птицы |
17.04
|
Скворцы прилетели. |
Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картины. Упражнять в составлении простого предложения. |
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная |
4 неделя Транспорт |
24.04
|
Игрушечный транспорт. |
Уточнить названия игрушечного транспорта, его частей, цвета, материала. Упражнять в употреблении предлогов «В», «По» в простом предложении. Учить правильно произносить звуки «Э», «И» и дифференцировать их на слух и в речи
|
Игровая Коммуникативная Позновательно-исследовательская Двигательная |
Май 2 неделя Наш город. День Победы |
08.05 |
9 Мая - День Победы. |
Расширить представления детей об армии (в годы Великой Отечественной войны воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов).Познакомить с героями Великой Отечественной войны. Закрепить умение строить фразу из 3-5 слов. Пополнить словарь детей пословицами и поговорками. |
Игровая Коммуникативная Познавательная Двигательная |
3 неделя
Насекомые весной
|
15.05
|
Жуки и бабочки |
Формировать умение образовывать множественное число имен существительных в именительном падеже; согласовывать имена существительные единственного и множественного числа с глаголами настоящего времени; правильно употреблять имена существительные в форме единственного числа родительного падежа; использовать в речи сложно-подчиненные предложения с союзом «ПОТОМУ ЧТО». Закреплять артикуляцию и правильное произношение звука «Э» изолированно, в словах, фразах |
Игровая Коммуникативная Познавательная Двигательная |
4 неделя Цветы весной |
22.05
|
Собираем букет |
Закрепить обобщающее понятие «цветы». Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в именительном падеже единственного и множественного числа. Учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа с глаголами настоящего времени. Учить строить фразу из 4-х слов с предлогом. |
Игровая Коммуникативная Познавательная Двигательная
|
5 неделя
Скоро лето |
29.05
|
Пересказ рассказа «Для всех» |
Продолжать формировать умение пересказывать небольшие рассказы. Закрепить умение отвечать на вопросы педагога. Упражнять в образовании множественного числа имён существительных в именительном падеже. Учить правильно произносить звуки «И», «Ы».Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, просодическую сторону речи, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.
|
Игровая Коммуникативная Двигательная |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.