КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Дата |
Тема |
Планируемые результаты |
Деятельность учащихся |
Вид контроля |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
|
|||
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ. |
|||||||
1. |
|
Изображения всюду вокруг нас. Изображения в жизни человека. Предмет «Изобраз. искусство». Чему мы будем учиться на уроках Кабинет искусства — художественная мастерская. |
Находить в окруж. действительности изображения, сделан. художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. |
Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятел. творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. |
Выставка |
2. |
|
Мастер Изображения учит видеть. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». |
Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. |
Сравнение по форме разл. листьев и выявление ее геометрич. основы. Использование разн. по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (из каких простых форм состоит тело у животных). Изображать на плоскости заданный метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). |
Самостоятел. работа |
||
3. |
|
Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Тень как пример пятна. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро). Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных. |
Использовать пятно как основу изобразительн. образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительн. впечатлений. Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. |
Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). |
Самостоятел. работа |
||
4. |
|
Изображать можно в объеме. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. Целостность формы |
Находить выразител, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. |
Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц и зверей. |
Самостоятел. работа |
||
5. |
|
Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). |
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. |
|
|
Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.
|
Самостоятел. работа |
6. |
|
Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).
|
Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с предмет. ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.) Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен |
Изображать методом смешивания и наложения цветных пятен красочный коврик. Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика). |
Самостоятел. работа |
||
7. |
|
Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. |
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление) |
Изображать радость или грусть (работа гуашью). |
Самостоятел. работа |
||
8. |
|
Художники и зрители (обобщение темы). Первоначальный опыт художествен. творчества и опыт восприятия искус-ва. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. |
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционал. оценивать выставку творческих работ одноклассников. Эмоцион. оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников |
Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Знакомство с понят. «произведение искусства». Картина. Скульптура. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной худож. деятельности, а также деятельности одноклассников.
|
Выставка работ |
||
ТЫ УКРАШАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ УКРАШЕНИЯ. |
|||||||
9. |
|
Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. |
Находить примеры декоратив. украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетич. оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.
|
Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно- |
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). |
Индивидуал.-коллективная работа |
10. |
|
Красоту надо уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. |
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.
|
Знакомство с новыми возможностями художест. материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Объемная аппликация, коллаж, бумагопластики. Изображать бабочек (декоративно), передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Узоры на крыльях бабочек». |
Самостоятел. работа |
||
11. |
|
Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Красивые рыбы» |
Самостоятел. работа |
||||
12. |
|
|
Изображать птиц (декоративно), передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Украшения птиц» |
Самостоятел. работа |
|||
13. |
|
Узоры, которые создали люди Красота узоров (орнаментов), создан. человеком. Разнообразие орнаментов и их применение. Прир. и изобразительные мотивы в орнаменте.
|
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. |
Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. |
Самостоятел. работа |
||
14. |
|
Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. |
Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. |
творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, -уметь организовать место занятий. |
|
Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).
|
Самостоятел. работа |
15. |
|
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Нов. году.Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. |
Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. |
Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Традиционные новогод. украшения. Новогод. гирлянды, елочные игрушки. |
Индивидуал-коллективная работа |
||
16. |
|
Украшения для новогоднего карнавала. |
Индивидуал-коллективная работа |
||||
ТЫ СТРОИШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ПОСТРОЙКИ. |
|||||||
17. |
|
Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанн. человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. |
Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современ. дизайна с целью развития наблюдат-ти и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. |
Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятел. творческую деятельность, -уметь организовать место занятий. |
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоят. практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома, для кого их строить и из каких материалов. Изображать придуманные дома для себя и друзей. |
Самостоятел. работа |
18. |
|
Изображать сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. |
Самостоятел. работа |
||||
19. |
|
Дома бывают разными Многообразие архитектур. построек и их назначение. Соотношение внешн. вида здания и его назначения. Составные части дома |
Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома.
|
Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).
|
Самостоятел. работа |
||
20. |
|
Домики, которые построила природа. Природн. постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Соотношение форм и их пропорций. |
Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. |
Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. |
Самостоятел. работа |
||
21. |
|
Какие можно придумать дома. |
Анализировать и понимать форму, конструкцию, пропорции дома. |
Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила. |
Самостоятел. работа |
||
22. |
|
Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. |
Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
|
Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). |
Самостоятел. работа |
||
23. |
|
Строим город Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. |
Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.
|
Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструировать из бумаги (или коробочек) дома, создавать коллективный макет игрового городка. |
Индивидуал-коллективная работа |
||
24. |
|
Все имеет свое строение. Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. |
Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.
|
Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, конструировать из простых геометрич. форм изображения животных в технике аппликации. |
Самостоятел. работа |
||
25. |
|
Строим вещи. Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? |
Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. |
Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. |
Самостоятел. работа |
||
26. |
|
Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. |
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор. Учиться воспринимать и описывать архитектур. впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективн. панно-коллажей с изображен. городских улиц. Овладевать навыками коллективной творческ. деятельности. Участвовать в обсуждении итогов совместной практич. деятельности. |
Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Обсуждение работы. |
Беседа, зарисовки |
||
27. |
|
Коллективная работа |
|||||
ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ |
|||||||
28. |
|
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Взаимодействие трех видов худож. деятельности: участвуют в процессе создания практическ. работы и в анализе произвед. искусства; у каждого своя функция. |
Различать три вида художественной деятельности Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства |
Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятел. творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ, выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. |
Выставка работ, беседа |
29. |
|
«Сказочная страна». Создание панно. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. |
Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. |
Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. |
Коллективная работа |
||
30 |
|
Промежуточная аттестация. |
Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и впечатления от произведений в худож. музее или на выставке. Выражать в изобразительн. работах свои впечатления |
|
Тестирование |
||
31. |
|
«Праздник весны». Конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги объектов природы.
|
Наблюдать и анализировать природные формы. Овладевать художествен. приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. |
Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, бабочки) и украшение их. Придумывать, как достраивать простые формы, изображая различн. насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств художеств. материалов. |
Самостоятел. работа |
||
32. |
|
Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы. Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). |
Уметь повторить и затем варьировать систему действий с художест. материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с худож. материалами, изобретая, моделируя в художест. деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художеств. познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. |
Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». |
Коллективная работа |
||
33. |
|
Здравствуй, лето! (обобщение темы) Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. |
Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и впечатления от произведений в худож. музее или на выставке. Выражать в изобразительн. работах свои впечатления |
Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). |
Самостоятельная работа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.