План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"
Оценка 5

План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"

Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
изобразительное искусство +2
Взрослым
16.05.2019
План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"
Данный методический материал, разработан в соответствии с учебным планом. Может быть использован в учреждениях дополнительного образования. Рассчитан на обучающихся 5-7 классов. Данная тема, помогает обучающемуся лучше понять традиции русской культуры, и проникнуться бытом людей прошлых лет и понять важность сохранения культуры своего народа.
Кукла-самокрутка( ИвановаНЮ.docx
МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района, г. Кемерово Изготовление традиционной куклы ­ самокрутки  План открытого занятия Автор­составитель: Иванова Наталья Юрьевна,  педагог дополнительного образования Кемерово 2019 Аннотация на работу План открытого занятия  педагога дополнительного образования МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района города Кемерово Педагог: Иванова Наталья Юрьевна Художественная мастерская: « Я сам»  Дата проведения:  Место проведения: кабинет № 2 А Тема занятия: «Изготовление традиционной куклы­ самокрутки» Форма занятия: мастер­класс Деятельностная   цель:  формирование   у   учащихся   навыков   изготовления тряпичной куклы. Содержательная цель:   знакомство обучающихся с народными традициями, историей возникновения кукол и символикой. Задачи  личностные: 1) Способствование воспитанию эмоционального отклика на изготовление традиционной куклы;  2) Определение семейных ценностей «глазами ребёнка» предметные: 1) Научить последовательному изготовлению куклы; 2) Способствовать   развитию   образного   мышления,   чувства   пропорции, глазомера; наблюдательности через выполнение практической работы; 3) Обогатить опыт зрительного восприятия обучающихся. метапредметные: 1) Способствовать   развитию   воображения   через   изготовление   своей собственной куклы; 2) Развитие   мелкой   моторики   рук   через   складывание,   сворачивание   и завязывание; 3) способствование развитию усидчивости и аккуратности; 4) способствовать     побуждению   к   творческому   подходу;   формирование художественного вкуса и гармонии. Оборудование:  1) Образцы выполненных кукол в количестве 3­х штук; 2) Комплект   готовых   деталей,   заранее   подготовленных   педагогом   (если обучающиеся   в   возрасте   старше   семи   лет   ­   могут   сами   отрезать ножницами нужные детали )  Лоскут для тела куклы (30/30);  лоскут для рук  (25/25);  вата (для головы);  лоскут для рубашки с вырезом для головы;  лоскут для платья;  лоскут для платка;  косичка (сплетена из пряжи);  репродукция,   нарисованная   педагогом,   с   изображением   кукол (молодая девушка, взрослая женщина, юноша);  тесьма (на голову, на фартук) ;  нитки;   ножницы;  горячий клей­пистолет. Структура  занятия 1. Подготовительный этап  Приветствие.   Озвучивание   темы   открытого   занятия   и   демонстрация кукол. 2. Основной этап 1. Введение. Кукла ­ как предмет игры, так и символ счастья и прибыли. Все девочки любят играть в куклы. С ней играли  в царских дворцах и крестьянских избах. По наряду традиционной куклы можно было легко определить     её   «   место   рождения».   Кукле   приписывали   магические   и охранительные функции. Верили, что игрушки охраняют детский покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. 2. История возникновения кукол. « Кукла» с греческого от слова «киклос», что означает «круг», нечто свернутое, например, в пучок соломы, которую девочки издавна пеленали. На   протяжении   нескольких   столетий   центром   изготовления игрушки был подмосковный город Сергиев Посад.   Только в русском  языке слово «кукла» имеет несколько значений: 1) детская игрушка; 2)второе   –   в   театральном   представлении   ­   это   фигура   человека   или животного,   сделанная   из   разных   материалов   и   управляемая   актёром (кукловодом):  куклы на нитях (марионетки),  тростевые (на тростях),  перчаточные (надетые на руку),   механические,   верховые   (перчаточные   и   тростевые,   играющие   над ширмой),  теневые (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты); 3) фигура, воспроизводящая человека в полный рост. В   первые   десятилетия   ХХв.   В   России   наиболее   распространенной игрушкой была тряпичная кукла.   Она   была   участницей   многих   праздников   и   обрядов,   являлась символом   счастья,   добра,   благополучия,   продолжения   рода;   была оберегом. Ребенок,   играя,   приобщался   к   культуре   своего   народа.   В   нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы.    Кукле обязательно пришивали косу, костюмы шили из лоскутов ткани,   выглядели   они   как   настоящая   одежда,   а   вот   лицо   не   делали   . Кукла оставалась «безликой» .» «Безликость» ­ это следы «обережной» роли   куклы,   когда   игрушку   боялись   уподобить   человеку.   По   народным поверьям кукла с «лицом» как бы обретала душу и  становилась опасной для   ребёнка,   а   «безликая»   считалась   предметом   неодушевленным   и   не могла ему навредить. Цвет в народном костюме для куклы. 3. Красный цвет многие народы наделяли магической обереговой силой. Красный –  цвет огня, крови, солнца; обещание долголетия, плодородия, силы и власти.  В традиционных костюмах на Руси использовались до 33 оттенков этого цвета. Белый цвет был символом чистоты, милосердия и печали.  ­   олицетворение   земли,   покоя,   постоянства,   отрешения   и Чёрный     скорби.   По цвету народной одежды можно было определить возраст её владельцев:   самым   скромным   был   костюм   старух,   стариков,   детей,   а самыми   красочными   –   костюмы   девушек   и   молодых   женщин   до рождения первого ребёнка.   Цвет   народного   костюма   указывал   и   на   место   проживания человека.   В   каждом   регионе   России   крестьянский   костюм   имел   свои особенности.  Завершающий этап 3. Выполнение практического задания.  Учащиеся   сами   подбирают   ткани,   выбирают   цвет;   берут   нужное количество деталей. Вместе с педагогом начинают складывание в последовательном порядке. Учитывая, какой возраст ребёнка, необходимо контролировать работу, определяя   уровень   помощи   обучающегося   в   процессе   завязывания, складывания, пришивания. По желанию обучающегося, кукла может быть дополнена аксессуарами, которые он захотел внести. 4.Завершающий этап Все показывают свои  только что выполненные куклы.  Вопросы, подводящие итог работы:  почему выбрали именно такого цвета платок, платье?;  как бы вы назвали свою куклу?;  вы кому­нибудь подарите свою куклу?;  какой этап работы вам больше понравился?

План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"

План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"

План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"

План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"

План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"

План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"

План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"

План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"

План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"

План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"

План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"

План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"