План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"
Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
изобразительное искусство +2
Взрослым
16.05.2019
Данный методический материал, разработан в соответствии с учебным планом. Может быть использован в учреждениях дополнительного образования. Рассчитан на обучающихся 5-7 классов.
Данная тема, помогает обучающемуся лучше понять традиции русской культуры, и проникнуться бытом людей прошлых лет и понять важность сохранения культуры своего народа.
Кукла-самокрутка( ИвановаНЮ.docx
МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района, г.
Кемерово
Изготовление традиционной куклы самокрутки
План открытого занятия
Авторсоставитель:
Иванова Наталья Юрьевна,
педагог дополнительного образования Кемерово 2019
Аннотация на работу
План открытого занятия
педагога дополнительного образования МБОУ ДО «Дворец творчества детей
и молодежи» Ленинского района города Кемерово
Педагог: Иванова Наталья Юрьевна
Художественная мастерская: « Я сам»
Дата проведения:
Место проведения: кабинет № 2 А
Тема занятия: «Изготовление традиционной куклы самокрутки»
Форма занятия: мастеркласс
Деятельностная цель: формирование у учащихся навыков изготовления
тряпичной куклы.
Содержательная цель: знакомство обучающихся с народными традициями,
историей возникновения кукол и символикой.
Задачи
личностные:
1) Способствование воспитанию эмоционального отклика на изготовление
традиционной куклы;
2) Определение семейных ценностей «глазами ребёнка»
предметные:
1) Научить последовательному изготовлению куклы;
2) Способствовать развитию образного мышления, чувства пропорции,
глазомера; наблюдательности через выполнение практической работы;
3) Обогатить опыт зрительного восприятия обучающихся.
метапредметные:
1) Способствовать развитию воображения через изготовление своей
собственной куклы; 2) Развитие мелкой моторики рук через складывание, сворачивание и
завязывание;
3) способствование развитию усидчивости и аккуратности;
4) способствовать побуждению к творческому подходу; формирование
художественного вкуса и гармонии.
Оборудование:
1) Образцы выполненных кукол в количестве 3х штук;
2) Комплект готовых деталей, заранее подготовленных педагогом (если
обучающиеся в возрасте старше семи лет могут сами отрезать
ножницами нужные детали )
Лоскут для тела куклы (30/30);
лоскут для рук (25/25);
вата (для головы);
лоскут для рубашки с вырезом для головы;
лоскут для платья;
лоскут для платка;
косичка (сплетена из пряжи);
репродукция, нарисованная педагогом, с изображением кукол
(молодая девушка, взрослая женщина, юноша);
тесьма (на голову, на фартук) ;
нитки;
ножницы;
горячий клейпистолет.
Структура занятия
1. Подготовительный этап
Приветствие. Озвучивание темы открытого занятия и демонстрация
кукол.
2. Основной этап
1.
Введение.
Кукла как предмет игры, так и символ счастья и прибыли.
Все девочки любят играть в куклы. С ней играли в царских дворцах и
крестьянских избах. По наряду традиционной куклы можно было легко определить её « место рождения». Кукле приписывали магические и
охранительные функции. Верили, что игрушки охраняют детский покой, и
как оберег клали их рядом с ребенком.
2.
История возникновения кукол.
« Кукла» с греческого от слова «киклос», что означает «круг», нечто
свернутое, например, в пучок соломы, которую девочки издавна пеленали.
На протяжении нескольких столетий центром изготовления
игрушки был подмосковный город Сергиев Посад.
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений:
1) детская игрушка;
2)второе – в театральном представлении это фигура человека или
животного, сделанная из разных материалов и управляемая актёром
(кукловодом):
куклы на нитях (марионетки),
тростевые (на тростях),
перчаточные (надетые на руку),
механические, верховые (перчаточные и тростевые, играющие над
ширмой),
теневые (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени
или силуэты);
3) фигура, воспроизводящая человека в полный рост.
В первые десятилетия ХХв. В России наиболее распространенной
игрушкой была тряпичная кукла.
Она была участницей многих праздников и обрядов, являлась
символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода; была
оберегом.
Ребенок, играя, приобщался к культуре своего народа. В нем
формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы.
Кукле обязательно пришивали косу, костюмы шили из лоскутов
ткани, выглядели они как настоящая одежда, а вот лицо не делали . Кукла оставалась «безликой» .» «Безликость» это следы «обережной»
роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным
поверьям кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной
для ребёнка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не
могла ему навредить.
Цвет в народном костюме для куклы.
3.
Красный цвет многие народы наделяли магической обереговой силой.
Красный – цвет огня, крови, солнца; обещание долголетия, плодородия,
силы и власти. В традиционных костюмах на Руси использовались до 33
оттенков этого цвета.
Белый цвет был символом чистоты, милосердия и печали.
олицетворение земли, покоя, постоянства, отрешения и
Чёрный
скорби.
По цвету народной одежды можно было определить возраст её
владельцев: самым скромным был костюм старух, стариков, детей, а
самыми красочными – костюмы девушек и молодых женщин до
рождения первого ребёнка.
Цвет народного костюма указывал и на место проживания
человека. В каждом регионе России крестьянский костюм имел свои
особенности.
Завершающий этап
3. Выполнение практического задания.
Учащиеся сами подбирают ткани, выбирают цвет; берут нужное
количество деталей.
Вместе с педагогом начинают складывание в последовательном порядке.
Учитывая, какой возраст ребёнка, необходимо контролировать работу,
определяя уровень помощи обучающегося в процессе завязывания,
складывания, пришивания. По желанию обучающегося, кукла может быть дополнена аксессуарами,
которые он захотел внести.
4.Завершающий этап
Все показывают свои только что выполненные куклы.
Вопросы, подводящие итог работы:
почему выбрали именно такого цвета платок, платье?;
как бы вы назвали свою куклу?;
вы комунибудь подарите свою куклу?;
какой этап работы вам больше понравился?
План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"
План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"
План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"
План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"
План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"
План открытого занятия "Изготовление традиционной куклы - самокрутки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.