календарно-тематическое планирование 3 класс литература

  • docx
  • 20.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс.docx

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению . 3 класс.

№ п/п

№ в четверти

Тема урока

№ в теме

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся (УУД)

 

Домашнее задание

 

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план

факт

1 ЧЕТВЕРТЬ (32 ЧАСА)

РАЗДЕЛ1. ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ( 6 Ч )

1

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником. Г. Сапгир «Нарисо­ванное солнце». Ю. Ким «Светлый день»

1

Комбиниро­ванный урок

Чтение стихотвор­ных произведений наизусть (деклама­ция)

Уметь заучивать наи­зусть и выразительно читать стихотворение с использованием со­ответствующей инто­нации, тона, темпа, логического ударения

с.4-5-(учебник). Выучить одно стихо­творение по выбору

2.09

 

2

2

Чем можно гордиться? В. Драгунский «Анг­личанин Павля»

1

Комбиниро­ванный урок

Формулирование личной оценки, аргументация сво­его мнения с при­влечением текста произведения

Расширять понятие о жанре юмористиче­ского рассказа. Уметь соотносить по­нятия герой - персо­наж - рассказ - автор

с. 8-11 (учебник); с. 1,№ 1 (тетрадь)

3.09

 

3

3

«Взрослая» жизнь дяди  Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

1

Комбиниро­ванный урок

Формулирование личной оценки, аргументация сво­его мнения с при­влечением текста произведения

Расширять понятие о жанре юмористиче­ского рассказа.

С.12-20 (учебник); с.2 № 2 (тетрадь)

4.09

 

4

4

К. Бальмонт «Кап­ля». Подготовка к написанию сочине­ния-миниатюры «Ка­ким мне запомнилось это лето»

1

Урок развития связной речи

Составление не­большого устного текста на заданную тему

Формирование уме­ния писать на задан­ную тему. Знать этапы подго­товки к сочинению

с. 3, № 3 (тетрадь)

6.09

 

5

5

Б. Заходер «Что кра­сивее всего?» Анализ сочинений-миниатюр

1

Урок проверки и коррекции знаний

Выразительное чтение художест­венного текста с использованием интонаций, соот­ветствующих смыслу текста

Уметь выразительно читать стихотворение

с. 20-21; вырази­тельное чтение

9.09

 

6

6

Урок внеклассного чтения. Структура книги. Что я читал летом? Где, что, как и почему?

1

Библиотечный урок

Самостоятельный выбор и определе­ние содержания книги по ее эле­ментам

Уметь подробно и выборочно переска­зывать тест

Книги Ю. Дмитри­ева о приро­де («Боль­шая книга леса»,' «Пароль», «Пусть жи­вет!» и др.)

10.09

 

РАДЕЛ 2. ЛЕТНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ ( 19 Ч  )

7

7

Введение в новый раздел. Ю. Ким «От­важный охотник»

1

Урок ознаком­ления с новым материалом

Определение темы и главной мысли произведения

Уметь:

-    осознанно, пра­
вильно, выразительно
читать подготовлен­
ный текст;

-    читать текст вслух
в равномерном темпе
без учета скорости

с. 24 (учеб­ник); вы­учить сти­хотворение наизусть

11.09

 

8

8

С. Голицын «Сорок изыскателей». Чте­ние 1 и 2-й глав

1

Урок развития умений и навы­ков

Деление текста на смысловые части, составление про­стого плана

Уметь делить текст на части, составлять простой план

с. 25-33 (учебник)

13.09

 

9

9

С. Голицын «Сорок изыскателей». Чте­ние 3-й главы

1

Урок развития умений и навы­ков

Составление цитатного плана. Работа с опорными словами

Уметь делить текст на части, составлять цитатный  план

с. 4, №2 (тетрадь)

16.09

 

10

10

С. Голицын «Сорок изыскателей». Чте­ние 4-й главы

1

Урок развития умений и навы­ков

Деление текста на смысловые части, составление про­стого плана

Уметь делить текст на части, составлять простой план

с. 34-43 (учебник); с. 4, № 2 (тетрадь)

17.09

 

11

11

С. Голицын «Сорок изыскателей»

1

Урок-игра «Уз­най героя»

Составление не­больших моноло­гических высказы­ваний с опорой на авторский текст

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном про­изведении

с. 42-43 (учебник); с. 5, №2 (тетрадь)

18.09

 

12

12

И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Чте­ние 1-3-й частей гла­вы первой

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Определение темы и главной мысли произведения

Уметь определять тему и главную мысль

с. 44-47 (учебник)

20.09

 

13

13

И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Чте­ние 4-5-й частей гла­вы первой

1

Урок развития умений и навы­ков

Определение жанра произведения.

Уметь определять жанр: рассказ, повесть

с. 6 № 4 (тетрадь)

23.09

 

14

14

М. Твен «Приключе­ния Тома Сойера». Знакомство с героя­ми и местом дейст­вия. Чтение 1-6-й частей главы вось­мой

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Развитие умения по ходу чтения пред­ставлять картины, устно выражать то, что представили

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном про­изведении

с. 55-61 (учебник); с. 7, № 1 (тетрадь)

24.09

 

15

15

М. Твен «Приключе­ния Тома Сойера». Чтение 1-4-й частей главы тринадцатой

1

Урок развития умений и навы­ков

Высказывание оце­ночных суждений о прочитанном про­изведении

Уметь подробно и выборочно переска­зывать текст

с. 61-67 (учебник);

с. 7, № 2 (тетрадь)

25.09

 

16

16

М. Твен «Приключе­ния Тома Сойера». Заключительный урок

1

Урок обобще­ния и система­тизации мате­риала

Высказывание оце­ночных суждений о прочитанном про­изведении

Уметь приводить примеры художест­венных произведений

с. 7, № 3 (тетрадь)

27.09

 

17

17

Внеклассное чтение по разделам 1-3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда») Знакомство с героями и местом действий.

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Сравнение своих ответов с ответами других учащихся

Уметь воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию.

А. Гайдар «Тимур и его команда» читать

30.09

 

18

18

А. Гайдар «Тимур и его команда». Выборочное чтение глав.

1

Урок развития умений и навы­ков

Высказывание оце­ночных суждений о прочитанном про­изведении

Уметь оценивать свои эмоциональные реакции, формулировать главную мысль.

А. Гайдар «Тимур и его команда» читать

1.10

 

19

19

Б. Емельянов «Игра»

1

Комбиниро­ванный урок

 

Деление текста на смысловые части, составление цитатного плана, подробный пересказ

Уметь подробно пересказывать текст, опираясь на ранее составленный план рассказа

с. 69-73 (учебник); с. 8, № 2 (тетрадь)

2.10

 

20

20

К. Паустовский «Кот-ворюга». Работа с понятиями образ-персонаж, автор

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Развитие умения соотносить авто­ров, названия и ге­роев прочитанных произведений

Уметь оценивать со­бытия, героев произ­ведения.

Знать понятия образ, автор

с. 77, № 2 (учебник); с. 9, № 3 (тетрадь)

4.10

 

21

21

К. Паустовский «Жильцы старого дома»

1

Урок развития умений и навы­ков

Деление текста на смысловые части

Уметь пересказывать текст

с. 78-81

(учебник),

читать;

с. 85, №1,2

7.10

 

22

22

К. Паустовский «Жильцы старого до­ма». Завершение ра­боты над рассказом

1

Урок обобще­ния и система­тизации знаний и умений

Высказывание оце­ночных суждений о прочитанном про­изведении

Уметь создавать не­большой устный рас­сказ на заданную тему

Рассказ об одном из жильцов ста­рого дома

8.10

 

23

23

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам  1-2.

 

1

Урок систематизации , проверки и коррекции знаний

Определение жанра произведения, соотнесение названия произведения и автора

Уметь выполнять самопроверку.

Подготовка к сочинению (продумать тему, подготовить опорные слова по теме)

9.10

 

24

24

Обучающее сочинение.

1

Урок развития связной речи

Составление не­большого письменного текста на заданную тему

Формирование уме­ния писать на задан­ную тему. Знать этапы подго­товки к сочинению

Корректировка сочинения

11.10

 

25

25

Урок внеклассного чтения. «В путь, дру­зья!» или «Игра ста­новится жизнью» (о путешествиях и путешественниках)

1

Урок развития умений и навы­ков

Целостное воспри­ятие произведения; отработка техники чтения

Уметь самостоятель­но работать с книгой, анализировать текст

Г. Снегирев «В разных краях», В. Арсеньев «Встречи в тайге»

14.10

 

РАЗДЕЛ 3. ПРИРОДА ЛЕТОМ ( 10 Ч ) + РЕЗЕРВНЫЙ И ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

26

26

Введение в новый

раздел.

С. Есенин «С добрым

утром», Б. Пастернак «За поворотом»

1

Урок ознаком­ления с новым материалом

Чтение стихотвор­ных произведений наизусть

Уметь видеть в ху­дожественном произ­ведении средства ху­дожественной выра­зительности

с. 8 (учеб­ник); вы­учить наи­зусть сти­хотворение

15.10

 

27

27

Краски и звуки лета. А. Чехов «Степь» (фрагмент)

1

Урок ознаком­ления с новым материалом

Высказывание оце­ночных суждений о прочитанном про­изведении

Уметь оценивать свои эмоциональные реакции, формулировать главную мысль.

Подготовить выразительное чтение

16.10

 

28

28

Краски и звуки лета. М. Пришвин «Золотой луг»

1

Урок развития умений и навы­ков

Чтение прозы наизусть

Уметь видеть в ху­дожественном произ­ведении средства ху­дожественной выра­зительности

вы­учить наи­зусть отрывок

18.10

 

29

29

Проверка техники чтения

1

Урок контроля навыка чтения

Чтение вслух

Уметь читать вслух бегло, выразительно, правильно, осознанно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи

 

21.10

 

30

30

Оттчего так хорошо ранним летним утром? А. Н. Толстой «Дет­ство Никиты». Глава «В купальне» (ч. 1)

1

Урок развития умений и навы­ков

Осознанное чтение текста художест­венного произве­дения

Уметь видеть в ху­дожественном произ­ведении сравнения, эпитеты, олицетворе­ния

с. 92-98 (учебник), читать; с. 98, № 1

22.10

 

31

31

А. Н. Толстой «Дет­ство Никиты». Глава «Стрел­ка барометра». Завершение работы над главами

1

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Высказывание и аргументация сво­его отношения к прочитанному

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном про­изведении

Вырази­тельное чтение 1-й части главы «Стрелка барометра»

23.10

 

32

32

Резервный урок

1

 

 

 

 

25.10

 

2 ЧЕТВЕРТЬ ( 32 ЧАСА )

33

1

Картины летнего дня. И. С. Тургенев «Го­луби».

1

Урок развития умений и навы­ков

Чтение стихотвор­ных произведений наизусть

Уметь видеть в про­изведении средства художественной вы­разительности

с. 99-100;

выучить

наизусть

5.11

 

34

2

Картины летнего дня. И. А. Бунин «Розы»

1

Урок развития умений и навы­ков

Чтение стихотвор­ных произведений наизусть

Уметь декламировать стихотворения

с. 13 № 1 (тетрадь)

6.11

 

35

3

В. В. Бианки «Неслышимка»

1

Урок – практикум по развитию читательских умений

Осознанное чтение, выявление последовательности смысловых частей текста. Умение находить информацию, данную в неявном виде, объяснять и оценивать прочитанное. Умение понимать авторский замысел. Умение составлять собственный текст на основе творческого пересказа.

Уметь понимать содержание, находить информацию, заданную в явном виде.

Уметь понимать последовательность смысловых частей текста

Уметь видеть языковые средства, использованные в тексте

Уметь читать «Между строк»

Уметь понимать общий смысл текста, определять тему текста, главную мысль, определять жанр произведения, пересказывать текст

с. 105 (учебник); № 3 - пере­сказ

8.11

 

36

4

Обобще­ние по разделу 3. Проверочная работа по разделу 3 (15-20 минут)

1

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции знаний

Знание жанров. Умение узнавать произведения по отрывкам  (описаниям природы, эпитетам )

Знать названия, со­держание изученных произведений. Уметь выполнять самопроверку.

с. 107 (учебник); с. 17 (тет­радь)

11.11

 

37

5

Урок внеклассного чтения. Разноцветное лето.

Стихи поэтов-клас­сиков XIX-XX веков

1

Урок-соревно­вание

Выразительное чте­ние наизусть вы­бранных стихотво­рений с объяснени­ем своего выбора; пояснение средств выразительности, непонятных слов

Уметь:

-    самостоятельно вы­бирать и определять содержание книги;

-    подбирать иллюст­рации к стихотворе­ниям

Стихи о лете Ф. Тютчева, А. Майко­ва, И. Ни­китина, А. Плещеева, И.Бунина

12.11

 

РАЗДЕЛ 4. УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ (14 Ч)

38

6

Введение в раздел. Необычная школа.  Анализ творческих работ. Э. Успенский «Школа клоунов». Первый день занятий

1

Урок ознаком­ления с новым материалом

Умение самостоя­тельно прогнози­ровать содержание текста по заглавию,

иллюстрациям, ключевым словам

Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочи­танному

с. 111-120 (учебник). Пересказ «Приложе­ния перво­го»

13.11

 

39

7

Э. Успенский «Шко­ла клоунов». Второй день занятий

1

Урок развития связной речи

Высказывание и аргументация сво­его отношения к прочитанному

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном про­изведении

Сочинение-фантазия на тему «Шко­ла моей мечты»

15.11

 

40

8

Э. Успенский «Шко­ла клоунов». Заклю­чительный урок. Б. Заходер «Переме­на»

1

Урок обобще­ния и система­тизации знаний

Определение темы и главной мысли произведения

Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочи­танному

с. 128 (учебник); выучить стихотворе­ние наизусть

18.11

 

41

9

. Б. Заходер «Переме­на»

1

Урок – практикум по развитию читательских умений.

Умение находить информацию, данную в неявном виде, объяснять и оценивать прочитанное. Умение понимать авторский замысел.

Уметь подбирать синонимы, значение слов, объяснять фразеологизмы и знать их значение. Уметь находить главную мысль текста.

 

19.11

 

42

10

Легко ли быть Песталоцци? Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Осознанное чтение текста художест­венного произве­дения

Уметь самостоятель­но прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстраци­ям, ключевым словам

с. 129-135, читать

20.11

 

43

11

Г. Куликов «Как я влиял на Севку» (продолжение рабо­ты)

1

Урок развития умений и навы­ков

Составление харак­теристик героев и их сравнение, ана­лиз событий, геро­ев произведения

Уметь находить в тексте материал для характеристики героя

с. 135-143, чтение по ролям гла­вы 3; № 3 (тетрадь)

22.11

 

44

12

Г. Куликов «Как я влиял на Севку». За­ключительный урок

1

Урок обобще­ния и система­тизации знаний и умений

Инсценирование; аргументированное объяснение точки зрения героев

Высказывать оценоч­ные суждения о про­читанном произведе­нии

Придумать и нарисо­вать облож­ку к книге Г. Куликова «Как я вли­ял на Севку»

25.11

 

45

13

Путь в Страну невыученных уроков. Б. Заходер «Вредный кот».

Л. Гераскина «В стра­не невыученных уро­ков». Главы 1-4.  (начало работы с текстом)

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Определение темы и главной мысли произведения

Уметь осознанно, правильно, вырази­тельно читать подго­товленные тексты

с. 147-151; озаглавить части

26.11

 

46

14

Испытания для Виктора Перестукина. Л. Гераскина «В стра­не невыученных уро­ков». Главы 5-9

1

Комбиниро­ванный урок

Составление плана; озаглавливание частей произведе­ния

Уметь:

-   делить текст на
смысловые части;

-   составлять вопросы
к прочитанному

с.151-156; озаглавить части 5-6

27.11

 

47

15

Главный герой и его приключения. Л. Гераскина «В стране невыучен­ных уроков». Главы 10-12

1

Урок обобще­ния и система­тизации знаний

Умение пересказывать текст подробно и выборочно

Уметь подробно и выборочно переска­зывать текст

с. 159-167; пересказ глав 9,10, 11,12 на выбор

29.11

 

48

16

Л. Гераскина «В стране невыучен­ных уроков»

1

Урок-путеше­ствие (по карте страны невы­ученных уроков)

Умение устно составлять краткий отзыв о прочитанном

Уметь составлять монологические вы­сказывания с опорой на текст

Инсцени­ровка глав 10 м 11

2.12

 

49

17

О. Григорьев «Витамин роста» (завершение работы), «После уроков», «Кто прав»

1

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции знаний

Декламация. Чте­ние стихотворных произведений наи­зусть

Уметь читать стихо­творные произведе­ния наизусть

с. 173. Выучить наизусть одно стихо­творение по выбору

3.12

 

50

18

Обобщающий урок по разделу 4. Проверочная работа  по разделу 4. (15-20 минут). Подготовка к сочи­нению

1

Урок проверки и коррекции знаний и уме­ний, развития речи

Умение соотносить автора и произведение, определять жанр произведения.

Знать названия, основное содержание изученных произве­дений

Написать сочинение на одну из тем: «Если бы я был учителем»; «На каких уроках мне не бывает скучно»

4.12

 

51

19

Урок внеклассного чтения. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». (Книги о сверстни­ках.)

1

Урок-соревно­вание

Самостоятельное чтение книг

Уметь читать стихо­творные произведе­ния наизусть (по вы­бору)

И. Пивова-рова «Рас­сказы Люси Синициной, ученицы 3 класса», Л. Гераски­на «В стране невыучен­ных уроков»

6.12

 

РАЗДЕЛ 5. ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА (7 Ч)

52

20

Введение в раздел. Такая разная осень…

(Стихотворения А. Пушкина «Осень», К Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»_

1

Урок-соревно­вание

Выразительное чте­ние вы­бранных стихотво­рений с объяснени­ем своего выбора; пояснение средств выразительности, непонятных слов

Уметь:

-    читать вслух выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи

-    подбирать иллюст­рации к стихотворе­ниям

Учить наизусть понравившееся стихотворение

9.12

 

53

21

Что заслуживает описания? К. Паустовский

«Мой дом»

1

Комбинированный урок

Пересказывание

текста

Уметь пересказывать

текст

с. 179-181,

пересказ

10.12

 

54

22

Стихи о «близости снега»  (Г. Сапгир «Четыре конверта»,

 

1

Урок развития

умений и навы­ков

Выразительное чте­ние вы­бранных стихотво­рений с объяснени­ем своего выбора; пояснение средств выразительности, непонятных слов

Уметь:

- читать стихотворные произведе­ния выразительно

- подбирать иллюст­рации к стихотворе­ниям

Учить наизусть стихотворение по выбору, с. 182-184

11.12

 

55

23

Стихи о «близости снега» (Д. Самойлов «Перед

снегом»)

1

Урок развития

умений и навы­ков

Чтение стихотворных произведении наизусть по выбору

Уметь читать стихотворные произведе­ния наизусть

Выразительное чтение одного стихо­творения

13.12

 

56

24

Как приходит зима? К. Паустовский

«Прощание с летом», Есенин «Нивы сжаты…»

1

Урок развития

умений и навы­ков

Выразительное чте­ние вы­бранных отрывков произведения с объяснени­ем своего выбора; пояснение средств выразительности, непонятных слов

Уметь читать осознанно текст художе­ственного произве­дения интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи

Выучить

наизусть 1,2 или 8-й абзацы

16.12

 

57

25

Обобщающий урок

по разделу 5. Проверочная работа по разделу 5. Подготовка к  сочи­нению

1

Урок связной

речи и проверки знаний

Различение жанров

художественной литературы

Знать названия, основное содержание изученных литера­турных произведе­ний

Написать

сочинение по наблю­дениям на тему «Разная осень»

17.12

 

58

26

Урок  внеклассного

чтения. Знакомство с детской периодиче­ской печатью

1

Урок-игра

Различение элементов книг, жур­налов (обложка, оглавление, ти­тульный лист, ил­люстрации, анно­тация)

Уметь высказывать

оценочные суждения по прочитанным произведениям

Журналы

«Мурзил-ка», «Ми­ша», «По­чему»

18.12

 

Р А З Д Е Л 6. «И КОТ УЧЕНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ...» ( 13 Ч ) + ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ И РЕЗЕРВНЫЙ УРОК

59

27

Введение в раздел. Стихотворения  Г. Сапгира «Леса – чудеса», В. Берестова «Сказка»

1

Урок развития

умений и навы­ков

Декламировать стихотворения по выбору

Уметь читать стихотворные произведе­ния наизусть

Учить наизусть стихотворение по выбору

20.12

 

60

28

«Сказка – ложь, да к ней намёк…» (Русская сказка «Кот и лиса»)

1

Урок развития

умений и навы­ков

Читать про себя: понимать текст, отвечать на вопросы

Уметь проводить словарную работу по ходу текста, выделять в тексте логические части

Составить план к сказке

23.12

 

61

29

Какие ещё бывают сказки? (Сказка «Никита Кожемяка»

1

Урок развития

умений и навы­ков

Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, группе ключевых слов

Уметь определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную

С.30 № 3 (тетрадь)

24.12

 

62

30

Какие ещё бывают сказки? (Сказка «Как мужик гусей делил»)

1

Урок развития

умений и навы­ков

Объяснять выбор заглавия, его смысл, выбирать заголовок произведения из предложенных

Уметь формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно)

Составить краткий отзыв о прочитанном

25.12

 

63

31

Проверка техники чтения

1

Урок контроля навыка чтения

Чтение вслух

Уметь читать вслух бегло, выразительно, правильно, осознанно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи

 

27.12

 

64

32

Резервный урок

1

 

 

 

 

 

 

3 ЧЕТВЕРТЬ (32 ЧАСА)

65

1

Мир волшебной сказки (Стихотворение Дж. Р. Р. Толкина «Ещё не выстыл сонный дом…»

1

Урок развития

умений и навы­ков

Выразительное чтение вслух

Уметь определять виды сказок, проводить сравнение

Выразительное чтение стихотворения (по желанию – наизусть)

13.01

 

66

2

Арабские сказки из «Тысячи и одной но­чи», «Синдбад-море­ход»

1

Урок-сказка

Озаглавливание частей текста

Уметь делить текст на части и озаглавли­вать части

Дать характеристику героя с опорой на текст, пересказ по составленному плану

14.01

 

67

3

За что награждают в сказках. Авторские сказки

Ш. Перро «Ослиная

шкура»

1

Урок развития

умений и навы-

ков

Выделение ключевых слов в тексте или частях текста

Уметь находить в

тексте ключевые

слова

Выписать

ключевые

слова, с. 26, № 3 (рабо­чая тетрадь)

15.01

 

68

4

Может ли оловянный солдатик быть стойким? Г. X. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

1

Урок развития умений и навы­ков

Обучение переска­зу текста

Уметь выделять ключевые слова текста. Уметь пересказывать текст выборочно

Пересказ сказки 1,2 ч.

17.01

 

69

5

Уроки сазочной повести. А. Волков «Волшеб­ник Изумрудного города» (чтение гла­вы «Элли в плену у людоеда»)

1

Урок развития умений и навы­ков

Обучение кратко­му и подробному пересказу текста

Уметь подробно и кратко пересказывать текст

Ответить на вопросы учебника на с. 50 и вы­полнить задание 3, (тетрадь, с. 28)

20.01

 

70

6

Сказка для театра. Пьеса - драматиче­ское произведение. С. Маршак «Сказка про козла»

1

Урок ознаком­ления с новым материалом

Пьеса. Признаки

драматического

произведения

Уметь составлять план

Составить план из по­словиц. Задание 2, (тетрадь, с. 29)

21.01

 

71

7

В. Высоцкий «Песня Кэрролла». Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по разделу 6. Творческая работа-сочинение сказки

1

Урок связной

речи и проверки знаний

Различение жанров

художественной литературы

Знать названия, основное содержание изученных литера­турных произведе­ний

Сочинить сказку, главная мысль которой будет отражать тему раздела

22.01

 

72

8

Творческая работа-сочинение сказки

1

Урок развития связной речи

Формирование умения писать на тему. Сочинение сказки

Уметь писать сочи­нение на заданную тему

Дописать сказку. Оформить работу (на­рисовать рисунки и обложку)

24.01

 

73

9

Внеклассное чтение. Сказки-путешествия. В. Губарев «Коро­левство Кривых зер­кал», С. Лагерлеф «Чудесное путешест­вие Нильса с дикими гусями»

1

Урок развития умений и навы­ков

Формирование умения использо­вать выборочное чтение для под­тверждения мысли

Уметь высказывать оценочные суждения по прочитанному

С. Маршак «Двена­дцать меся­цев»

27.01

 

РАЗДЕЛ 7. «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…» (10 Ч )

74

10

Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Есенин «Поёт зима, аукает», «Пороша»)

1

Урок развития умений и навы­ков

Подборка цитат по заданной теме

Уметь участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения

Подготовить устный рассказ о личных впечатлениях после прочитанного

28.01

 

75

11

«Подарки зимы» (К. Бальмонт «Снежинка», И. Бродский «Вечером»)

1

Урок развития умений и навы­ков

Выразительное чте­ние  стихотво­рений; пояснение средств выразительности, непонятных слов

Уметь:

-    читать вслух выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи

-    подбирать иллюст­рации к стихотворе­ниям

Учить наизусть стихотворение по выбору

29.01

 

76

12

В ожидании новогоднего чуда. (Ю. Мориц «Настоящий сектет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»)

1

Урок развития умений и навы­ков

Декламировать стихотворения по выбору

Уметь читать стихотворные произведе­ния наизусть

Учить наизусть стихотворение по выбору

31.01

 

77

13

В. Драгунский «Кот в сапогах»

1

Урок – практикум по развитию читательских умений.

Осознанное чтение, выявление последовательности смысловых частей текста. Умение находить информацию, данную в неявном виде, объяснять и оценивать прочитанное. Умение понимать авторский замысел. Умение составлять собственный текст на основе творческого пересказа.

Уметь понимать содержание, находить информацию, заданную в явном виде.

Уметь понимать последовательность смысловых частей текста

Уметь видеть языковые средства, использованные в тексте

Уметь читать «Между строк»

Уметь понимать общий смысл текста, определять тему текста, главную мысль, определять жанр произведения, пересказывать текст

 

3.02

 

78

14

Зимние впечатления (Б. Пастернак «Снег идёт», А. Башлачёв «Рождественская»)

1

Комбинированный урок

Вести диалог с автором по ходу чтения текста

Уметь находить прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту

С.38

(тетрадь)

4.02

 

79

15

Зимние впечатления (Д. Самойлов «Город зимний»)

1

Урок развития умений и навы­ков

Конструктивное устное монологическое высказывание

Уметь находить выразительные средства языка

Выразительное чтение, иллюстрирование отрывка

5.02

 

80

16

Суровые законы жизни зимнего леса (В. Бианки «По следам»)

1

Урок развития умений и навы­ков

Характеристика текста

Уметь вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль)

С.47  

(тетрадь )

7.02

 

81

17

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7.

1

Урок обобщения, систематизации и проверки знаний

Различение жанров

художественной литературы

Знать названия, основное содержание изученных литера­турных произведе­ний

 

10.02

 

82

18

Обучающее сочинение.

1

Урок развития речи

Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства

Уметь создавать письменный текст (описание) по заданной теме

Корректировка сочинения, работа над оформлением

11.02

 

83

19

Внеклассное чтение по разделу 7.

1

Библиотечный урок

Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанном произведении

Уметь характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление

Подготовить выразительное чтение отрывка из произведения о природе зимой

12.02

 

РАЗДЕЛ 8. ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ (8 Ч )

84

20

Введение в раздел. В. Берестов «Проща­ние с другом», Г. Сапгир «Морская собака»

1

Урок развития умений и навы­ков

Заучивание наи­зусть стихотворе­ния

Уметь заучивать произведения наи­зусть

Прочитать и выучить наизусть сти­хотворение Г. Сапгира

14.02

 

85

21

У каждого – своё место в природе. Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»

1

Урок развития умений и навы­ков

Пересказ текста

Уметь пересказывать текст

Подгото­вить пере­сказ текста от 3-го лица

17.02

 

86

22

Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там вдали, за рекой» )

1

Урок развития умений и навы­ков

Умение находить в произведении сло­ва, выражения, ко­торые автор ис­пользует для опи­сания или характе­ристики

Уметь отвечать на вопросы к тексту

Выполнить задание №2 на с. 100; задать 2 вопроса по содержанию

18.02

 

87

23

Замечательные собаки. В. Драгунский «Дымка и Антон».

1

Урок развития умений и навы­ков

Характеристика героя

Уметь находить в тексте материал для характеристики героя

Рассказ о герое с опорой на текст

19.02

 

88

24

Каждый ли клёст может стать капитаном?  (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)

1

Урок развития умений и навы­ков

Самостоятельное деление текста на части, озаглавли-вание частей

Уметь делить текст на части и озаглавли­вать части

Прочитать, озаглавить и переска­зать 6-ю часть рас­сказа

21.02

 

89

25

Удивительные пони. (Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони».)

1

Комбинированный урок

Рифма, выразительные средства языка

Уметь сочинять стихотворения

Пробы пера

24.02

 

90

26

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по разделу 8. (15 ми­нут) Устный журнал «Добро в твоем сердце». Под­готовка к сочинению

1

Урок обобщения, развития связной речи

Различение жанров

художественной литературы Формирование умения писать на тему: обдумыва­ние, формулирова­ние главной мысли

Знать названия, основное содержание изученных литера­турных произведе­ний

Уметь писать сочи­нение на заданную тему

Написать сочинение на одну из тем на с. 115

25.02

 

91

27

Внеклассное чтение. О братьях наших меньших

1

Урок развития умений и навы­ков

Заучивание наи­зусть стихотворе­ний

Уметь заучивать наизусть стихотворе­ния и выразительно читать

Рассказы о животных В. Чапли­ной, Б. Жит­кова

26.02

 

РАЗДЕЛ 9. МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ ( 11Ч ) + РЕЗЕРВНЫЙ УРОК И ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

92

28

Введение в раз­дел. Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я дев­чонкой».

1

Урок проверки и коррекции знаний

Знание авторов и героев произведе­ний

Уметь заучивать наизусть стихотворе­ния и выразительно читать

Выучить наизусть одно стихо­творение по выбору

28.02

 

93

29

Мечты о «взрослой» жизни. В. Драгун­ский «Бы...»

1

Урок развития умений и навы­ков

Умение заучивать наизусть неболь­шие отрывки про­зы, опираясь на ключевые  слова

Уметь заучивать наизусть прозаические отрывки я и выразительно читать

Выучить наизусть отрывок из рассказа

3.03

 

94

30

Подарки – это серьёзное дело. (Ю. Коринец «Подар­ки под подушкой» из книги «Там вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой»,  «Перед снегом»).

1

Урок развития умений и навы­ков

Умение заучивать наизусть неболь­шие отрывки про­зы

Уметь заучивать наизусть отрывки из прозы

Выучить наизусть стихотво­рение А. Барто

4.03

 

95

31

Проверка техники чтения

1

Урок контроля навыка чтения

Чтение вслух

Уметь читать вслух бегло, выразительно, правильно, осознанно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи

 

5.03

 

96

32

Резервный урок

1

 

 

 

 

7.03

 

4 ЧЕТВЕРТЬ (40 ЧАСОВ)

97

1

Во что нельзя играть?  И. Дик «Красные яблоки»

1

Урок развития умений и навы­ков

Типы текста: описание, рассуждение; сочинение – миниатюра (критерии составления)

Уметь определять тему будущего письменного высказывания

Подготовка с сочинению (подобрать опорные слова для будущего сочинения)

17.03

 

98

2

И. Дик «Красные яблоки»

1

Урок развития речи

Составление уст­ных описаний-миниатюр

Уметь писать сочи­нение на заданную тему

или напи­сать сочи­нение-ми­ниатюру, с. 4

18.03

 

99

3

Что такое взаимопонимание? В. Драгунский «Де­вочка на шаре»

1

Урок развития умений и навы­ков

Умение составлять план из предложе­ний текста

Уметь составлять план

Озаглавить части 4,5,6, 7-ю. Соста­вить цитат­ный план рассказа

19.03

 

100

4

В. Драгунский «Де­вочка на шаре». «Счастье - это когда тебя понимают...» Завершение работы над рассказом

1

Урок развития умений и навы­ков

Обучение работе над образом лите­ратурного героя

Уметь находить в тексте материал для характеристики героя

Придумать продолже­ние расска­за

21.03

 

101

5

Хорошо, когда рядом – папа! (C.       Маршак «Хоро­ший день»)

1

Урок развития умений и навы­ков

Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному

Уметь оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль, делить текст на смысловые части

С. 50 № 4 (тетрадь)

24.03

 

102

6

Когда мама сердится…

 (B. Драгунский «Тайное всегда становит­ся явным»).

 

1

Урок развития умений и навы­ков

Самостоятельное деление текста на части и озаглавливание частей

Уметь делить текст на части

Разделить текст на три части. Озаглавить получивши­еся части

25.03

 

103

7

Внеклассное чтение. От чистого сердца

1

Библиотечный урок; урок-от­чет

Высказывание сво­его отношения к написанному авто­ром

Уметь самостоя­тельно находить произведения на за­данную тему

Стихи А. Барто, Е. Благини­ной, Е. Пер­мяка, В. Дра­гунского; Г. Юрмин «Про тет­радь, парту, карандаши и карту»

26.03

 

104

8

Подготовка к сочи­нению о своей семье. Обобщающий урок по разделу 9. Прове­рочная работа по раз­делу 9(15-20 минут)

1

Урок развития связной речи

Формирование умения писать на тему: обдумывать тему, формулиро­вать главную мысль

Уметь писать сочи­нение на заданную тему

Написать сочинение, оформить его фотографиямили рисунками

28.03

 

РАЗДЕЛ 10. «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…»( 8Ч )

105

9

Введение в раздел. О. Мандельштам «Рояль»., И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)

1

Урок развития умений и навы­ков

Обучение переска­зу

Уметь пересказывать текст

Подгото­вить к пе­ресказу лю­бую часть

31.03

 

106

10

Как рождается музыка. (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

1

Урок развития умений и навы­ков

Обучение выбо­рочному пересказу

Уметь пересказывать текст

Подгото­вить выбо­рочный пе­ресказ: «Что чувствовала Дагни, слу­шая музыку Грига...»

1.04

 

107

11

Волшебная сила бессмертной музыки. (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

1

Урок развития умений и навы­ков

Обучение подроб­ному пересказу

Уметь пересказывать текст

Подгото­вить под­робный пе­ресказ 1 и 2-й частей

2.04

 

108

12

Сказка и маленьком Моцарте. (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

1

Урок развития умений и навы­ков

Обучение вырази­тельному чтению с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и логическо­го ударения

Уметь выразительно читать

Подгото­вить диалог Моцарта и Сверчка к инсценированию

4.04

 

109

13

«Небольшое выступ­ление», «О сказочной тайне маленького Моцарта», «О тан­цующем снеге», «О Вене и серебря­ной шпаге принца»

1

Урок развития умений и навы­ков

Чтение по ролям

Уметь инсценировать текст: чтение по ролям, драматизация

Выборочное выразительное чтение (работа в парах)

7.04

 

110

14

Какими бывают встречи с писателями? В. Драгунский «Не­зависимый Горбуш­ка»

1

Урок развития умений и навы­ков

Развитие умения находить в тексте ключевые слова

Уметь находить ключевые слова

Выписать ключевые слова из рассказа. Ответить на вопрос учеб­ника, с. 175

8.04

 

111

15

Обобщение по разде­лу. Проверочная работа по разделу 10.

1

Урок развития связной речи

Формировать уме­ние писать на тему

Знать авторов и ге­роев произведений

Написать сочинение на тему «Что я пред­ставляю се­бе, когда слушаю музыку...»

9.04

 

112

16

Урок внеклассного чтения. Моя Хохота-ния

1

Урок развития умений и навы­ков

Умение самостоя­тельно находить произведения на заданную тему

Уметь самостоя­тельно находить произведения на за­данную тему

Э. Успен­ский «Дядя Федор, пес и кот» и про­должение этой книги. Рассказы Н. Носова, Ю. Сотни­ка, В. Го-лявкина

11.04

 

РАЗДЕЛ 11. ДЕНЬ СМЕХА ( 5 Ч )

113

17

Введение в раздел. Г. Сапгир «Смеяцы», «Людоед и принцес­са, или Все наобо­рот»

1

Урок развития умений навы­ков

Формирование внимательного от­ношения к языку художественного произведения

Уметь заучивать наизусть и вырази­тельно читать стихотворения

Выучить стихотво­рение наи­зусть

14.04

 

114

18

Легко ли смеяться над собой? В. Драгунский «Надо иметь чувство юмо­ра».

1

Урок развития умений и навы­ков

Формирование внимательного от­ношения к языку художественных произведений

Уметь выразительно читать произведения

Вырази­тельное чтение сти­хотворения

15.04

 

115

19

Весёлые стихи. Ю. Мориц «Ма­линовая кошка». Дву­стишия О. Григорьева

1

Урок развития умений и навы­ков

Формирование внимательного от­ношения к языку художественных произведений

Уметь выразительно читать произведения, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи

Вырази­тельное чтение сти­хотворения

16.04

 

116

20

Обобщающий урок «Весёлая мозаика»

1

Урок обобще­ния и система­тизации знаний

Высказывание сво­его отношения к написанному авто­ром

Уметь высказывать свое отношение к прочитанному

 

18.04

 

117

21

Внеклассное чтение. Необычный кален­дарь

1

Урок развития умений и навы­ков

Самостоятельное нахождение произ­ведения на задан­ную тему

 

 

Уметь высказывать свое отношение к прочитанному

В. Бианки

«Лесная газета»

 

 

21.04

 

РАЗДЕЛ 12. « О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ» ( 6  Ч )

118

22

Введение в раздел.

Как приходит весна? Стихи о весне

Ф. Тютчева, А. Блока,

A.   Макаревича,

1

Урок развития умений и навы­ков

Заучивание наи­зусть стихотворно­го произведения

Уметь заучивать наизусть и вырази­тельно читать стихо­творения

Выучить одно стихо­творение наизусть. Нарисовать иллюстра­цию

22.04

 

119

23

Озорные стихи о весне. (В. Маяковский «Тучкины штучки», О. Мандельштам «Калоша»)

1

Урок развития умений и навы­ков

Формирование внимательного от­ношения к языку художественных произведений

Уметь выразительно читать стихотворения, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи

Вырази­тельное чтение сти­хотворения, иллюстрирование

23.04

 

120

24

Озорные стихи о весне. (Саша Чёрный «Зелёные стихи»)

1

Урок развития умений и навы­ков

Формирование внимательного от­ношения к языку художественных произведений

Уметь выразительно читать стихотворения, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи

Вырази­тельное чтение сти­хотворения

25.04

 

121

25

А. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна»

1

Урок – практикум по развитию читательских умений.

Обучение делению текста на части

Уметь делить текст на части

Разделить текст на три части, оза­главить части

28.04

 

122

26

Картины весны (Б. Окуджава «Весна»)

1

Урок развития умений и навы­ков

Формирование внимательного от­ношения к языку художественных произведений

Уметь выразительно читать стихотворения, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи

Вырази­тельное чтение сти­хотворения

29.04

 

123

27

Обобщение по разделам 11-12. Проверочная работа по разделам 11 и 12 (15-20 минут). Твор­ческая работа: сочи­нение о весне.

1

Урок развития связной речи

Формирование умения писать на заданную тему

Уметь писать сочи­нение на заданную тему

Написать сочинение. Оформить работу ри­сунками

30.04

 

РАЗДЕЛ 13. ДЕНЬ ПОБЕДЫ ( 5 Ч )

124

28

Введение в раздел.

А. Ахматова «Памяти друга»

 

1

Урок развития

умений и навыков

Формирование

умения вырази-

тельного чтения с

использованием

соответствующей

интонации, тона,

темпа, логического

ударения

Уметь выразительно

читать

Читать вы-

разительно

стихи. На-

рисовать

плакат

«Пусть все-

гда будет

мир»

12.05

 

125

29

Трудная тема – война.

1

Урок развития речи

Устное монологическое высказывание

Уметь формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка

Подготовить рассказ о войне

13.05

 

126

30

В. Драгунский «Арбузный переулок».

1

Урок развития

умений и навыков

Самостоятельное деление текста на части и озаглавливание частей

Уметь делить текст на части

Разделить текст на три части. Озаглавить получивши­еся части

14.05

 

127

31

Стихи о вой-

не В. Высоцкого,

Б. Окуджавы,

А. Твардовского

1

Урок развития

умений и навыков

Формирование

умения вырази-

тельного чтения с

использованием

соответствующей

интонации, тона,

темпа, логического

ударения

Уметь выразительно

Читать стихотворения

Выучить одно стихо­творение наизусть. Нарисовать иллюстра­цию

16.05

 

128

32

Внеклассное чтение.

«Кто с мечом к нам

придет, от меча и

погибнет»

1

Библиотечный

урок

Самостоятельный

выбор книг на за-

данную тему

Уметь пересказывать

текст

Б. Полевой

«Последний

день Матвея

Кузьмина», С. Алексеев «Они защи­щали Мо­скву»

19.05

 

РАЗДЕЛ 14. РОДНАЯ ЗЕМЛЯ ( 4 Ч ) + 3 РЕЗЕРВНЫХ УРОКА И ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

129

33

Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие»

1

Урок развития

умений и навыков

Развитие умения находить в тексте ключевые слова

Уметь находить ключевые слова

Выписать ключевые слова из рассказа.

20.05

 

130

34

Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя»; Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

1

Урок развития

умений и навыков

Формирование

умения выразительного чтения с

использованием

соответствующей

интонации, тона,

темпа, логического

ударения

Уметь выразительно

читать

Читать вы-

разительно

стихи.

 

21.05

 

131

35

Заключительный урок. С Козлов, Г Цыферов «Где живёт солнце»

1

Урок общения и систематизации знаний

Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения

Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному

Выразительное чтение

23.05

 

132

36

Заключительный урок внеклассного чтения.

1

Библиотечный

урок

Самостоятельный

выбор книг на за-

данную тему

Уметь пересказывать

текст

Аннотация любимого произведения

26.05

 

133

37

Проверка техники чтения.

1

Урок контроля навыка чтения

Чтение вслух

Уметь читать вслух бегло, выразительно, правильно, осознанно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи

 

27.05

 

134

38

Резервный урок, урок итогового контроля.

1

 

 

 

 

28.05

 

135

39

Резервный урок, урок итогового контроля.

1

 

 

 

 

30.05

 

136

40

Резервный урок

1

 

 

 

 

 

 

 

Справочный блок программы

 

1.      Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С. Савинов). – М. Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения)

2.      С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка» Москва, «Русский язык», 1967г.

3.      «Русская народная поэзия». Составитель А.Горелова, Ленинград, «Художественная литература», 1987 г.

4.      «Русская поэзия 19-20 вв.». Составитель Н.И Якушина, Москва, «Художественная литература», 1987 г.

5.      «100 великих имен в литературе» Составитель В.В Славин, Москва, издательство «Просвещение», 1998 г.

6.      Энциклопедия для детей «Русская литература» М., издательство «Аванта», 1999 г., автор М.Д. Аксенова.

7.      «Литература» Справочник школьника. М., издательство «Слово», 1995 г., автор В.Я Минков

8.      «Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе, как к искусству» М., издательство «Слово», 1982 г. автор З.И. Романовская.

9.      В. Волина “Откуда пришли слова”. Москва, 1996г.

10.  В. И. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”. Москва, 1999г.

11.  Детские книги разных типов из круга детского чтения.

 

Список литературы:

1.     Учебник  «Маленькая дверь в большой мир», авторы:  Р.Н.Бунев, Е.В.Бунеева  изд. «Баласс» 2011 г.

2.     Рабочая тетрадь по чтению, авторы: Р.Н.Бунев, Е.В.Бунеева  изд. «Баласс»  2011г.

3.      Методические рекомендации для учителя Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева изд. «Баласс»  2012г.