Календарно-тематическое планирование курса «Литература»
9 класс (3 часа в неделю)
№ урока |
Тема урока, Тип урока
|
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Дата провед |
Д/з |
||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) Вид контроля
|
||||||||
Раздел 1. Введение (1 ч.) |
||||||||
1. |
Литература и её роль в духовной жизни человека Урок актуализации знаний и умений |
1 |
Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
Научиться определять свой уровень литературного развития
Беседа |
||||
Раздел 2. Древнерусская литература (3 ч.) |
||||||||
2. |
«Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы Древней Руси Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие. Основные черты древнерусской литературы (исторический характер, этикетность). «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История рукописи. |
Научиться определять тематическое многообразие «Слова...»
План лекции Беседа
|
||||
3. |
Русская история в «Слове…». Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины в «Слове о полку Игореве». Урок комплексного применения знаний и умений |
1 |
Исторические справки о князьях-героях «Слова…» и описываемых событиях. Тема, идея, жанр произведения. Образ автора. |
Научиться определять жанровое и тематическое своеобразие произведения; давать характеристику героев произведения
Беседа. Тест.
|
||||
4. |
Контрольная работа № 1 по теме «Древнерусская литература». Урок комплексного применения знаний и умений
|
1 |
Тема, идея, жанр произведения. Исторические справки о князьях-героях «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению |
Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Чтение наизусть эпизода «Плач Ярославны». Домашнее сочинение |
||||
Раздел 3. Литература XVIII века (8 ч.) |
||||||||
5. |
М. В. Ломоносов. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Понятие о классицизме. Истоки классицизма, его характерные черты. Классицизм в русской и мировой литературе. Иерархия жанров классицизма. Развитие сентиментализма. Творчество Н.М.Карамзина. Значение русской литературы XVIII века |
Научиться участвовать в коллективном диалоге Лекция Вопросы
|
||||
6. |
М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово о поэте и ученом М.В. Ломоносове – реформаторе русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и форма произведения |
Научиться определять жанровые, языковые и выразительные особенности произведений М.В. Ломоносова Практикум Чтение наизусть. |
||||
7 |
Прославление Родины, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. |
Научиться владеть изученной терминологией по теме, выразительному чтению и рецензированию выразительного чтения произведений Беседа. Выразительное чтение и анализ «Оды…» |
||||
8 |
Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта 3 неделя Урок комплексного применения знаний и умений |
1 |
Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. |
Научиться участвовать в коллективном диалоге Практикум. Чтение наизусть .
|
||||
9. |
Г. Р. Державин. Стихотворение «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. 3 неделя Вн.чт. Изображение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву» Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово об А. Н. Радищеве – философе, писателе, гражданине. Политические убеждения писателя. Идея возмездия тиранам, прославление свободы в оде «Вольность». Изображение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву». Обличение произвола и беззакония» |
Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной, письменной, монологической речи Монологический ответ учащихся. Анализ глав
|
||||
10. |
Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово о Н.М.Карамзине - писателе и историке. Убеждения и взгляды писателя, его реформа литературного языка. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. |
Научиться участвовать в коллективном диалоге План лекции |
||||
11. |
Н. М. Карамзин. Стихотворение «Осень». Особенности русского сентиментализма 4 неделя Урок комплексного применения знаний и умений
|
1 |
Сюжет стихотворения «Осень». |
Научиться понимать смысл стихотворения
|
||||
12. |
Контрольная работа № 2 по произведениям литературы 18 века Урок контроля знаний и умений.
|
1 |
Контрольный тест
|
Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах
|
||||
Раздел 4. Литература XIX века (54 ч.) |
||||||||
13. |
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Романтическая лирика начала века (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский). Комбинированный урок |
1 |
Поэзия, проза, драматургия XIX века. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. |
Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы Составление конспекта или плана лекции. |
|
|
||
14. |
В. А. Жуковский. Элегия «Сельское кладбище». Романтический образ моря в стихотворении «Море». Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово о В.А.Жуковском – великом поэте и переводчике. В.А.Жуковский – зачинатель русского романтизма. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения |
Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы Составление конспекта или плана лекции. |
|
|||
15. |
Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского. Баллада «Светлана». Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Баллады в творчестве В.А.Жуковского. Новаторство поэта. Создание национальной баллады. Пространство и время в балладе «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. |
Научиться аргументировать свою точку зрения Анализ поэмы. Выразительное чтение.
|
||||
16. |
Происхождение и ранняя одарённость. Круг знакомых А. С. Грибоедова Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово об А.С. Грибоедове – поэте и драматурге. Разносторонняя одаренность, талантливость натуры писателя. |
Научиться понимать, выразительно читать текст комедии; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста План лекции. |
||||
17. |
Замысел комедии «Горе от ума» и ход работы над ней. Смысл названия и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Обзор содержания комедии «Горе от ума». Комментированное чтение ключевых сцен комедии. Особенности сюжета, жанра и композиции произведения. |
Научиться анализировать текст комедии с позиции ее идейно-тематической направленности Чтение и анализ ключевых сцен комедии. Тест. |
||||
18. |
Система образов в комедии «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Анализ второго действия. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова – общее и различное. Фамусовская Москва: единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, приспособленчество, чинопочитание, угодничество, низкопоклонство, невежество, боязнь просвещения |
Научиться выявлять особенности развития комедийной интриги Чтение и анализ ключевых сцен комедии. |
||||
19. |
Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ третьего и четвертого действий. Урок обобщения и систематизации знаний и умений |
1 |
Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Конфликт Чацкого с обществом. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин |
Научиться сопоставлять литературных героев с их прототипами Беседа. Монологический ответ учащихся. Чтение наизусть. |
|
|||
20. |
Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Урок комплексного применения знаний и умений
|
1 |
Богатство, образность, меткость, остроумие, афористичность языка комедии. Развитие традиций «высокой» комедии, преодоление канонов классицизма |
Научиться определять роль средств выразительности в раскрытии замысла автора; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Анализ эпизода драматического произведения |
||||
21. |
Комедия «Горе от ума» в оценке критики. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о комедии А.С.Грибоедова. Составление тезисного плана и конспекта статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний». |
Научиться анализировать текст комедии с позиции ее идейно-тематической направленности Конспект статьи. |
||||
22. |
А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово об А.С.Пушкине (сообщения учащихся). Михайловское в судьбе поэта. Обзор творчества А.С.Пушкина. Лицейская лирика. Друзья и дружба в лирике поэта. |
Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками анализа поэтического текста Беседа. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. |
||||
23. |
Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в лирике Пушкина. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Сочетание личной и гражданской тем в дружеском послании «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Отчизне. Стихотворение «К морю». Образ моря как символ свободы. Трагические противоречия бытия и общества в стихотворении «Анчар». Осуждение деспотизма, бесчеловечности. |
Научиться выявлять характерные художественные средства и приемы лирики А. С Пушкина Анализ лирики.
|
||||
24. |
Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С.Пушкина. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Обзор любовной лирики А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. Искренность, непосредственность, чистота, глубина чувства, выраженные в лирических стихотворениях. («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»
|
Научиться давать характеристику лирических произведений Анализ любовной лирики. Чтение наизусть.
|
||||
25. |
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Стихотворение «Пророк» - программное произведение А.С.Пушкина. Служение поэзии, родственное служению Пророка. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» |
Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи Чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть. |
||||
26. |
Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. Урок комплексного применения знаний и умений |
1 |
Размышления о смысле жизни, назначении поэта, сути поэзии. |
Научиться выявлять характерные художественные средства и приемы лирики А. С Пушкина Чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть. |
||||
27. |
Контрольная работа №3 по романтической лирике начала XIX века, лирике А.С.Пушкина. Урок контроля знаний и умений.
|
1 |
Обучение анализу стихотворения. Общественно-философский и исторический смысл стихотворения «Бесы». Роль образа дороги в композиции стихотворения. Тема заблудшего человека в произведении. |
Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Письменный анализ стихотворений. |
||||
28. |
Вн.Ч. А. С .Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко Комбинированный урок |
1 |
«Цыганы» как романтическая поэма. Обобщенный характер молодого человека начала XIX века. Герои поэмы. Темы свободы и любви в произведении. |
Научиться производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Чтение и анализ. |
||||
29. |
«Даль свободного романа» (История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»). Комментированное чтение 1 главы. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Понятие о реализме. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция романа. Сюжет и жанр. Особенности романа в стихах. Онегинская строфа. Система образов романа. |
Научиться аргументировать свою точку зрения Лекция. Комментированное чтение |
||||
30. |
«Они сошлись. Вода и камень…» ( Онегин и Ленский) Комбинированный урок. |
1 |
Типическое и индивидуальное в образах Евгения Онегина и Владимира Ленского. Юность героев. «Русская хандра» Онегина. Противоречивость образа Ленского. Вера Ленского в идеалы. Любовь Онегина и любовь Ленского. Роль эпизода дуэли в романе. |
Научиться характеризовать героев романа Монологический ответ. Цитирование. Сравнительная характеристика.
|
||||
31. |
«Татьяна, милая Татьяна!» Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Татьяна – «милый идеал» А.С.Пушкина. «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природе. Роль фольклорных образов. Роль образа няни. Соединение в образе Татьяны народной традиции с высокой дворянской культурой. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги. |
Научиться определять авторское отношение к героям, идейно-эмоциональное содержание романа Беседа. |
||||
32-33 |
«А счастье было так возможно…» Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Комбинированный урок |
2 |
Анализ писем Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев. Непосредственность чувств в письме Татьяны. |
Научиться понимать смысл произведения и видеть главное Чтение наизусть. Беседа |
|
|||
34. |
«Там некогда гулял и я…» Автор как идейно-композиционный центр романа. Комбинированный урок |
1 |
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Язык романа. Простота языка, искренность и глубина чувств и мыслей в лирических отступлениях. Роль лирических отступлений в придании повествованию достоверности. |
Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы Беседа. |
||||
35. |
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Урок обобщения и систематизации знаний и умений |
1
|
Отражение исторической эпохи в романе «Евгений Онегин». Своеобразие романа (необычность композиции, отсутствие романных штампов, реализм, саморазвитие характеров). Реальное и условное пространство романов. |
Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки проведения анализа текста Составление цитатного или тезисного плана |
||||
36. |
Р.Р.«Здесь его чувства, понятия, идеалы…» Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин». Урок контроля знаний и умений.
|
1 |
Цели и задачи критической литературы. Статья В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина». В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Ф.М.Достоевский, Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. |
Научиться выявлять художественные особенности романа Конспект критической статьи. Сочинение. |
|
|||
37. |
ВЧ Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Комбинированный урок |
1 |
«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Условность образов Моцарта и Сальери. Противопоставление образов героев: «сын гармонии» Моцарт и «чадо праха» Сальери. Проблема «гения и злодейства». |
Научиться определять жанрово-композиционные особенности трагедии
Беседа |
|
|||
38. |
Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»). Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово о М.Ю.Лермонтове. Конфликт поэта с миропорядком, Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Парус», «И скучно, и грустно…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» |
Научиться составлять развернутый цитатный план для обзора материала Лекция. Анализ и выразительное чтение стихотворений. |
|
|||
39. |
Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…» Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Конфликт поэта с окружающим миром в стихотворении «Смерть поэта». Образ поэта-пророка в стихотворении «Пророк» |
Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова Чтение стихотворения наизусть. |
.
|
|||
40. |
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»). Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя и его поэзии. «Странная» любовь к Отчизне в стихотворении «Родина». |
Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова Анализ и выразительное чтение стихотворений. |
||||
41. |
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания романа. Особенности жанра романа. Традиции романтической повести. Своеобразие композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина. Незаурядная личность героя |
Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь Чтение стихотворения наизусть. |
||||
42. |
Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Отношение горцев к Печорину. Значение образов Казбича, Азамата, Бэлы. Неискушенный взгляд на Печорина Максимы Максимыча. Образ странствующего офицера |
Научиться составлять характеристику героя (ев)
Выборочное комментированное чтение. Беседа |
||||
43. |
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Печорин как представитель «портрета поколения». «Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». |
Научиться аргументировать свои ответы Выборочное комментированное чтение. Беседа. |
||||
44-45 |
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина Урок усвоения новых знаний.
|
2 |
Значение дружбы в жизни человека. Печорин о дружбе. Отношения Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, доктором Вернером. Неспособность Печорина к дружбе |
Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь Выборочное комментированное чтение. Беседа |
|
|||
46-47 |
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина Урок усвоения новых знаний.
|
2
|
Значение любви в жизни человека. Печорин и его взаимоотношения с ближними. Любовь-приключение (девушка-контрабандистка), любовь-игра (Мери), любовь-надежда (Бэла). Неспособность Печорина к любви |
Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности Выборочное комментированное чтение. Беседа |
|
|||
48 |
«Душа Печорина не каменистая почва…» Урок обобщения и систематизации знаний и умений |
1 |
Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина. |
Научиться составлять портрет героя Выборочное комментированное чтение. Беседа |
||||
49. |
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Урок комплексного применения знаний и умений
|
1 |
Потрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности. Изобразительно-выразительные средства, их роль в романе. Черты романтизма и реализма в произведении. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов о романе (сопоставление мнений критиков) |
Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы Конспект критической статьи |
||||
50. |
Контрольная работа №4 по творчеству М.Ю.Лермонтова. Урок контроля знаний и умений.
|
1 |
Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Значение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» |
Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Контрольная работа |
||||
51. |
«Хочется… показать хотя с одного боку всю Русь…» Слово о Н.В.Гоголе. Замысел «Мертвых душ». Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово о Н.В.Гоголе. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. Замысел и история создания поэмы «Мертвые души». Роль поэмы в судьбе Н.В.Гоголя. |
Научиться анализировать текст поэмы Конспект лекции. Сообщения. |
||||
52. |
«Эти ничтожные люди». Образы помещиков в «Мертвых душах» Урок комплексного применения знаний и умений |
1 |
Система образов поэмы «Мертвые души». Составление плана характеристики героев. Образы помещиков. Понятие о маниловщине. |
Научиться определять роль героев в раскрытии темы и идеи произведения Характеристики героев. |
||||
53. |
«Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души». Урок комплексного применения знаний и умений
|
1 |
Городской пейзаж. «Толстые» и «тоненькие» чиновники губернского города.
|
Научиться производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста «Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10). |
||||
54-55 |
Пороки чиновничества Комбинированный урок |
2 |
Разоблачение пороков чиновничества: чинопочитания, угодничества, беспринципности, безделья, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества |
Научиться производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Тест. |
||||
56-57 |
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Комбинированный урок |
2 |
Чичиков – герой новой, буржуазной эпохи, «приобретатель». Жизнеописание Чичикова, эволюция его образа в замысле поэмы. Заветы отца. |
Научиться составлять характеристику героя произведения Задания по карточкам. |
||||
58. |
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Комбинированный урок |
1 |
Образ автора в поэме, его эволюция. Поэма в оценке критики. «И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в «Мертвых душах». |
Научиться аргументировать свой ответ Подготовка к сочинению. |
||||
59. |
Р.Р.Поэма в оценке критики. Подготовка к сочинению Урок контроля знаний и умений.
|
1 |
«Мертвые души» - поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке критики. |
Научиться конспектировать критический материал как опору для составления текста-рассуждения Чтение наизусть. |
||||
60. |
ВЧ Патриархальный мир и угроза его распада в пьесе А.Н.Островского «Бедность не порок». Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово об А.Н.Островском – драматурге, создателе репертуара русского театра. Отражение в пьесах реальных общественных противоречий времени. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок» |
Научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста. План лекции. Беседа
|
||||
61. |
Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи». Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово о Ф.М.Достоевском. Обзор творчества писателя. Роман «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Развития понятия о жанре романа. Внутренний мир мечтателя |
Научиться составлять литературный портрет писателя Лекция. Аналитическое чтение. Беседа. |
||||
62. |
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Комбинированный урок |
1 |
Смена рассказчиков в романе. Время и пространство романа. Роль истории Настеньки в романе. Роль письма Настеньки в раскрытии авторского замысла. Символические образы в романе |
Научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста. Аналитическое чтение. Беседа. Сравнительный анализ произведений (домашнее задание) и аналитическое чтения текста.
|
||||
63. |
Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой в повести Л.Н.Толстого «Юность». Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово о Л.Н.Толстом. Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности героя. Стремление героя к совершенствованию. Нравственные испытания, разочарования, падения и взлеты. Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. |
Научиться производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Конспект лекции. |
||||
64. |
Эволюция образа главного героя в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово об А.П.Чехове. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Образ «маленького человека» в творчестве А..Чехова. Смысл названия рассказа. Соединение низкого и высокого, комического и трагического в рассказе |
Научиться определять жанрово-стилистические черты произведения Конспект лекции. Аналитическое чтение. Беседа |
||||
65. |
Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска». Комбинированный урок |
1 |
Тема одиночества человека в мире в рассказе «Тоска». Причина одиночества героя. Образ многолюдного города и его роль в рассказе |
Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказов А.П. Чехова Беседа |
||||
66. |
Р.Р.Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» Урок контроля знаний и умений.
|
1 |
Обсуждение темы сочинения «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова). Составление плана, подбор материала |
Научиться редактировать текст творческой работы по алгоритму выполнения задания Сочинение-рассуждение |
||||
Раздел 5. Литература ХХ века (25 ч.) |
||||||||
67. |
Русская литература XX века: разнообразие жанров и направлений. История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи». Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Исторические потрясения XX века и их отражение в литературе и искусстве. Влияние исторических событий на судьбы русских писателей. Эмиграция. Трагическое разделение русской литературы. Тема Великой Отечественной войны и ее переосмысление в 50-70-е гг. |
Научиться определять идейно-художественное содержание произведений XX в. Конспект лекции.
|
||||
68. |
Поэзия и проза русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи». Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство писателя в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. Психологизм прозы писателя. Драматизм, лаконизм рассказа. Художественные средства создания образов. |
Научиться составлять характеристику героя (ев) Беседа. |
||||
Русская поэзия Серебряного века (23 ч.). |
||||||||
69. |
Русская поэзия Серебряного века. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Многообразие направлений, новаторские идеи, богатство образных средств в поэзии Серебряного века.
|
Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии Лекция |
||||
70. |
Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово о С.А.Есенине. Россия – главная тема поэзии С.А.Есенина. Неразрывность судьбы поэта с родным домом. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» |
Научиться анализировать поэтический текст Чтение наизусть. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. |
||||
71. |
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина. Комбинированный урок |
1 |
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа, напевность лирики С.А.Есенина. Элегическая грусть в стихотворении «Отговорила роща золотая…» Судьба поэта в эпоху исторических потрясений в стихотворении «Письмо к женщине». Ностальгические мотивы в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Народно-песенная основа лирика С.Есенина. |
Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворений С.А. Есенина Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. |
||||
72. |
Слово о поэте. В.Маяковский. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово о В.В.Маяковском. Понятие о футуризме. Новаторство поэзии В.В.Маяковского. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». |
Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии Чтение наизусть. Лекция |
||||
73. |
Слово о поэте. В.Маяковский. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». Своеобразие стиха. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
В.В.Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций |
Научиться анализировать поэтический текст Чтение наизусть. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. |
||||
74-75 |
М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество Урок усвоения новых знаний.
|
2 |
Слово о М.А.Булгакове. История создания и судьба повести «Собачье сердце». «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Идея переделки человеческой природы. Система образов повести |
Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы Беседа. Аналитическое чтение |
||||
76. |
Поэтика повести, гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести Комбинированный урок |
1 |
Поэтика повести. Мифологические и литературные источники сюжета. Смысл названия произведения. Мотив превращения, оборотничества в повести. Символика имен, названий, художественных деталей. Шариковы и швондеры как социальные типы, их живучесть |
Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи Беседа. Тест. Работа по карточкам. |
||||
77. |
М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии Цветаевой Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово о М.И.Цветаевой. Мотивы и настроения лирики. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций. Беспощадная искренность и свежесть чувства в стихотворениях. «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…». |
Научиться анализировать поэтический текст Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. |
||||
78. |
Особенности поэзии А.А.Ахматовой. Комбинированный урок |
1 |
Особенности поэтики А.А.Ахматовой. |
Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии Чтение наизусть. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. |
||||
79. |
Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике Н.А.Заболоцкого. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово о Н.А.Заболоцком. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Традиции русской поэзии в творчестве поэта. Философский характер, метафоричность лирики. |
Научиться анализировать поэтический текст Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. |
||||
80-81 |
Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова. Урок усвоения новых знаний.
|
2 |
Слово о М.А.Шолохове. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Тема народного подвига, непобедимости человека. Образ главного героя. Особенности национального характера |
Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь Аналитическое чтение |
||||
82. |
Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека». Комбинированный урок |
1 |
Особенности композиции. Сказовая манера повествования. Противопоставление жизни и весны смерти и войне, добра и справедливости, жестокости и бесчеловечности. |
Научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста Аналитическое чтение |
||||
83. |
Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово о Б.Л.Пастернаке. Многообразие талантов Б.Л.Пастернака. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Стремление проникнуть в существо и тайны бытия в стихотворении «Во всем мне хочется дойти…» |
Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. |
|
|||
84 |
Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово об А.Т.Твардовском. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Одухотворение природы, ощущение радости бытия в стихотворениях «Урожай», «Весенние строчки». Философские размышления об истинных жизненных ценностях в стихотворении «О сущем». |
Научиться анализировать поэтический текст Рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений, их анализ. |
||||
85-86 |
ВЧ «А зори здесь тихие» или В.В.Быков. «Сотников», «Обелиск». Комбинированный урок |
2 |
«Лейтенантская» проза. Будни войны. Нравственный выбор героев. |
Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы Беседа |
||||
87. |
Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор». Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово об А.И.Солженицыне. Обзор творчества писателя. Картины послевоенной деревни. Разрушение советской деревни, деградация крестьянства. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Нравственная проблематика в рассказе |
Научиться определять роль средств выразительности в раскрытии замысла автора; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Аналитическое чтение рассказа. Беседа.
|
||||
88. |
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Комбинированный урок. |
1 |
Прототип образа Матрены – характерный народный тип русской крестьянки. Самоотверженность, подвижничество Матрены, трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Смысл финала рассказа. |
Научиться определять роль средств выразительности в раскрытии замысла автора; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Беседа. Тест. |
||||
89. |
ВЧ Рассказы Ф.Абрамова («Пелагея», «Алька») или повесть В.Г.Распутина «Женский разговор». Комбинированный урок |
1 |
Нравственный выбор героев. |
Научиться производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Беседа |
||||
90. |
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков Урок комплексного применения знаний и умений |
1 |
Понятие о жанре романса. История русского романса, его особенности. Поэтическая основа романса. Разновидности русского романса |
Научиться анализировать поэтический текст Высказывание собственного мнения о прослушанном музыкальном произведении. |
||||
91. |
Зачетное занятие по русской лирике XX века Урок контроля знаний и умений.
|
1 |
Русская лирика XX века. Устные ответы на вопросы, подготовленные учителем и учениками Развитие традиций русского романса |
Научиться проектировать и реа-лизовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Тест, сочинение-рассуждение. |
||||
Раздел 6. Из зарубежной литературы (8 ч.) |
||||||||
92. |
Чувства и разум в любовной лирике Катулла. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Понятие об античной лирике. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Искренность, лирическая сила, простота поэзии Катулла. |
Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи Конспект статьи в учебнике. |
|
|||
93. |
«Божественная комедия» Данте Алигьери. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово о Данте Алигьери. Сочетание реального и аллегорического в произведении. Реальные, вымышленные, исторические персонажи поэмы. Моральное восхождение героя к высотам духа. |
Научиться определять идейно-эмоциональное содержание поэмы Беседа. |
||||
94. |
Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в трагедии У.Шекспира. Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово об У.Шекспире. Обзор творчества поэта и драматурга. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» |
Научиться определять идейно-этическую направленность трагедии У. Шекспира Беседа. |
||||
95-96 |
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Урок комплексного применения знаний и умений |
2
|
Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы |
Научиться аргументировать свою точку зрения Беседа. |
||||
97. |
Трагедия И.В.Гете «Фауст». Урок усвоения новых знаний.
|
1 |
Слово об И.В.Гете. Трагедия «Фауст». Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии И.В.Гете. |
Научиться производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Обзор с чтением отдельных глав. |
||||
98. |
Поиски справедливости и смысла жизни в философской трагедии И.В.Гете «Фауст». Комбинированный урок |
1 |
История сделки с дьяволом как бродячий сюжет. |
Научиться аргументировать свою точку зрения Беседа. |
||||
99 |
Трагизм любви Фауста и Гретхен. Комбинированный урок
|
1 |
Особенности жанра трагедии «Фауст». Признаки разных родов и жанров в произведении. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы. |
Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи Беседа. Тест. Задания по карточкам. |
|
|||
Раздел 7. Заключительные уроки (4 ч.) |
||||||||
100-101. |
Выявление уровня литературного развития учащихся. Урок контроля знаний и умений.
|
2 |
Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Типы «лишних людей». Русская литература в мировом процессе. |
Научиться проектировать и реа-лизовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Итоговый тест по программе 9 класса. |
||||
102. |
Подведение итогов года. Литература для чтения летом. Комбинированный урок |
1 |
Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Русская литература в мировом процессе. Рекомендации для летнего чтения. |
Научиться проектировать и реа-лизовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Беседа. |
||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.