Календарно-тематическое планирование курса «Литература» 9 класс (3 часа в неделю)

  • docx
  • 09.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Календ.темат.пл. лит 9 кл.docx

Календарно-тематическое планирование курса «Литература»

 9 класс  (3 часа в неделю)

 

№ урока

Тема урока,

Тип урока

 

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Дата провед

Д/з

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Вид контроля

 

Раздел 1. Введение (1 ч.)

       1.

Литература и её роль в духовной жизни человека

Урок актуализации знаний и умений

1

Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Научиться определять свой уровень литературного раз­вития

 

Беседа

Раздел 2. Древнерусская литература (3 ч.)

      2.

 «Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы Древней Руси

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие. Основные черты древнерусской литературы (исторический характер, этикетность). «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История рукописи.

Научиться опреде­лять тематическое многообразие «Сло­ва...»

 

План лекции

Беседа

 

3.

 Русская история в «Слове…». Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины в «Слове о полку Игореве».

Урок комплексного применения знаний и умений

1

Исторические справки о князьях-героях «Слова…» и описываемых событиях. Тема, идея, жанр произведения. Образ автора.

Научиться опреде­лять жанровое и те­матическое своеоб­разие произведения; давать характеристи­ку героев произве­дения

 

Беседа. Тест.

 

4.

Контрольная работа № 1 по теме «Древнерусская литература». Урок комплексного применения знаний и умений

 

 

1

Тема, идея, жанр произведения. Исторические справки о князьях-героях «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению

Научиться проектировать и реализовывать ин­дивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Чтение наизусть эпизода «Плач Ярославны».

Домашнее сочинение

Раздел 3. Литература XVIII века (8 ч.)

5.

М. В. Ломоносов. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Понятие о классицизме. Истоки классицизма, его характерные черты. Классицизм в русской и мировой литературе. Иерархия жанров классицизма. Развитие сентиментализма. Творчество Н.М.Карамзина. Значение русской литературы XVIII века

Научиться участво­вать в коллективном диалоге

Лекция

Вопросы

 

6.

М. В. Ломоносов  «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

 

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово о поэте и ученом М.В. Ломоносове – реформаторе русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и форма произведения

Научиться опре­делять жанровые, языковые и вырази­тельные особенно­сти произведений М.В. Ломоносова

Практикум

Чтение наизусть.

7

Прославление Родины, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

Научиться владеть изученной терми­нологией по теме, выразительному чте­нию и рецензирова­нию выразительного чтения произведений

Беседа.

Выразительное чтение и анализ «Оды…»

8

Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта

3 неделя Урок комплексного применения знаний и умений

1

Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

Научиться участво­вать в коллективном диалоге

Практикум.

Чтение наизусть .

 

9.

 Г. Р. Державин. Стихотворение «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. 3 неделя

Вн.чт. Изображение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву»

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово об А. Н. Радищеве – философе, писателе, гражданине. Политические убеждения писателя. Идея возмездия тиранам, прославление свободы в оде «Вольность». Изображение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву». Обличение произвола и беззакония»

Научиться владеть изученной терми­нологией по теме, навыкам устной, письменной, моно­логической речи

Монологический ответ учащихся. Анализ глав

 

10.

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово о Н.М.Карамзине -  писателе и историке. Убеждения и взгляды писателя, его реформа литературного языка. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

Научиться участво­вать в коллективном диалоге

План лекции

11.

Н. М. Карамзин. Стихотворение «Осень». Особенности русского сентиментализма

4 неделя Урок комплексного применения знаний и умений

 

1

Сюжет стихотворения «Осень».

Научиться пони­мать смысл стихотворения

 

12.

Контрольная работа № 2 по произведениям литературы 18 века

Урок контроля знаний и умений.

 

1

Контрольный тест

 

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

 

Раздел 4. Литература XIX века (54 ч.)

13.

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Романтическая лирика начала века (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский).

Комбинированный урок

1

Поэзия, проза, драматургия XIX века. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

Научиться правиль­но и четко давать ответы на поставлен­ные вопросы

Составление конспекта или плана лекции.

 

 

14.

В. А. Жуковский. Элегия «Сельское кладбище». Романтический образ моря в стихотворении «Море».

Урок усвоения новых знаний.

 

1

 Слово о В.А.Жуковском – великом поэте и переводчике. В.А.Жуковский – зачинатель русского романтизма. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения

Научиться правиль­но и четко давать ответы на поставлен­ные вопросы

Составление конспекта или плана лекции.

 

15.

Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского. Баллада «Светлана». Урок усвоения новых знаний.

 

1

Баллады в творчестве В.А.Жуковского. Новаторство поэта. Создание национальной баллады. Пространство и время в балладе «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

Научиться аргумен­тировать свою точку зрения

Анализ поэмы. Выразительное чтение.

 

16.

Происхождение и ранняя одарённость. Круг знакомых А. С. Грибоедова

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово об  А.С. Грибоедове – поэте и драматурге. Разносторонняя одаренность, талантливость натуры писателя.

 Научиться понимать, выразительно читать текст комедии; про­изводить самостоя­тельный и групповой анализ фрагментов текста

План лекции.

17.

Замысел комедии «Горе от ума» и ход работы над ней. Смысл названия и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Обзор содержания комедии «Горе от ума». Комментированное чтение ключевых сцен комедии. Особенности сюжета, жанра и композиции произведения.

Научиться анализи­ровать текст комедии с позиции ее идей­но-тематической направленности

Чтение и анализ ключевых сцен комедии. Тест.

18.

Система образов в комедии «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Анализ второго действия.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова – общее и различное. Фамусовская Москва: единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, приспособленчество, чинопочитание, угодничество, низкопоклонство, невежество, боязнь просвещения

Научиться выявлять особенности раз­вития комедийной интриги

Чтение и анализ ключевых сцен комедии.

19.

Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ третьего и четвертого действий.

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

1

Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Конфликт Чацкого с обществом. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин

Научиться сопостав­лять литературных героев с их прототи­пами

Беседа.

Монологический ответ учащихся. Чтение наизусть.

 

20.

Язык комедии А.С.

Грибоедова «Горе от ума».

Урок комплексного применения знаний и умений

 

1

Богатство, образность, меткость, остроумие, афористичность языка комедии. Развитие традиций «высокой» комедии, преодоление канонов классицизма

Научиться опреде­лять роль средств выразительности в раскрытии замысла автора; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста

Анализ эпизода драматического произведения

21.

Комедия «Горе от ума» в оценке критики. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

Урок усвоения новых знаний.

 

1

А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о комедии А.С.Грибоедова. Составление тезисного плана и конспекта статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

Научиться анализи­ровать текст комедии с позиции ее идей­но-тематической направленности

Конспект статьи.

22.

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово об А.С.Пушкине (сообщения учащихся). Михайловское в судьбе поэта. Обзор творчества А.С.Пушкина. Лицейская лирика. Друзья и дружба в лирике поэта.

Научиться владеть изученной терми­нологией по теме, навыками анализа поэтического текста

Беседа. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

23.

Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в лирике Пушкина.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Сочетание личной и гражданской тем в дружеском послании «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Отчизне. Стихотворение «К морю». Образ моря как символ свободы. Трагические противоречия бытия и общества в стихотворении «Анчар». Осуждение деспотизма, бесчеловечности.

Научиться выявлять характерные худо­жественные средства и приемы лирики А. С Пушкина

Анализ  лирики.

 

24.

Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С.Пушкина.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Обзор любовной лирики А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. Искренность, непосредственность, чистота, глубина чувства, выраженные в лирических стихотворениях. («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»

 

Научиться давать ха­рактеристику лири­ческих произведений

Анализ любовной лирики. Чтение наизусть.

 

25.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. 

Урок усвоения новых знаний.

             

1

Стихотворение «Пророк» - программное произведение А.С.Пушкина. Служение поэзии, родственное служению Пророка. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Научиться владеть изученной терми­нологией по теме, навыками устной и письменной моно­логической речи

Чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть.

26.

Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

Урок комплексного применения знаний и умений

1

Размышления о смысле жизни, назначении поэта, сути поэзии.

Научиться выявлять характерные худо­жественные средства и приемы лирики А. С Пушкина

Чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть.

27.

Контрольная работа №3 по романтической лирике начала XIX века, лирике А.С.Пушкина.

Урок контроля знаний и умений.

 

1

Обучение анализу стихотворения. Общественно-философский и исторический смысл стихотворения «Бесы». Роль образа дороги в композиции стихотворения. Тема заблудшего человека в произведении.

Научиться про­ектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Письменный анализ стихотворений.

28.

Вн.Ч. А. С .Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко

Комбинированный урок

1

«Цыганы» как романтическая поэма. Обобщенный характер молодого человека начала XIX века. Герои поэмы. Темы свободы и любви в произведении.

Научиться  производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста

Чтение и анализ.

29.

«Даль свободного романа» (История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»). Комментированное чтение 1 главы.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Понятие о реализме. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция романа. Сюжет и жанр. Особенности романа в стихах. Онегинская строфа. Система образов романа.

Научиться аргумен­тировать свою точку зрения

Лекция. Комментированное чтение

30.

«Они сошлись. Вода и камень…» ( Онегин и Ленский)

Комбинированный урок.

1

Типическое и индивидуальное в образах Евгения Онегина и Владимира Ленского. Юность героев. «Русская хандра» Онегина. Противоречивость образа Ленского. Вера Ленского в идеалы. Любовь Онегина  и любовь Ленского. Роль эпизода дуэли в романе.

Научиться харак­теризовать героев романа

Монологический ответ. Цитирование.

Сравнительная характеристика.

 

31.

«Татьяна, милая Татьяна!» Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Татьяна – «милый идеал» А.С.Пушкина. «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природе. Роль фольклорных образов. Роль образа няни. Соединение в образе Татьяны народной традиции с высокой дворянской культурой. Сопоставительная характеристика Татьяны  и Ольги.

Научиться опре­делять авторское отношение к героям, идейно-эмоцио­нальное содержание романа

Беседа.

32-33

«А счастье было так возможно…» Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

Комбинированный урок

2

Анализ писем Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев. Непосредственность чувств  в письме Татьяны.

Научиться понимать смысл произведения и видеть главное

Чтение наизусть.

Беседа

 

34.

«Там некогда гулял и я…» Автор как идейно-композиционный центр романа.

Комбинированный урок

1

Автор как  идейно-композиционный и лирический центр романа. Язык романа. Простота языка, искренность и глубина чувств и мыслей в лирических отступлениях. Роль лирических отступлений в придании повествованию достоверности.

Научиться выпол­нять индивидуальное задание в проектной деятельности группы

Беседа.

35.

 «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

1

 

Отражение исторической эпохи в романе «Евгений Онегин». Своеобразие романа (необычность композиции, отсутствие романных штампов, реализм, саморазвитие характеров). Реальное и условное пространство романов.

Обобщить и си­стематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки проведения анализа текста

Составление цитатного или тезисного  плана

36.

Р.Р.«Здесь его чувства, понятия, идеалы…» Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин».

Урок контроля знаний и умений.

 

1

Цели и задачи критической литературы. Статья В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина». В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Ф.М.Достоевский, Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского.

 Научиться выявлять художественные осо­бенности романа

Конспект критической статьи. Сочинение.

 

37.

ВЧ Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

Комбинированный урок

1

«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Условность образов Моцарта и Сальери. Противопоставление образов героев: «сын гармонии» Моцарт и «чадо праха» Сальери. Проблема «гения и злодейства».

Научиться опреде­лять жанрово-композиционные особен­ности трагедии

 

Беседа

 

38.

Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»).

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово о М.Ю.Лермонтове. Конфликт поэта с миропорядком, Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Парус», «И скучно, и грустно…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва»

Научиться состав­лять развернутый ци­татный план для об­зора материала

Лекция. Анализ и выразительное чтение стихотворений.

 

39.

Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…»

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Конфликт поэта с окружающим миром в стихотворении «Смерть поэта». Образ поэта-пророка в стихотворении «Пророк»

Научиться опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова

Чтение стихотворения наизусть.

.

 

40.

 Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»).

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя и его поэзии. «Странная» любовь к Отчизне в стихотворении «Родина».

Научиться опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова

Анализ и выразительное чтение стихотворений.

41.

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания романа. Особенности жанра романа. Традиции романтической повести. Своеобразие композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина. Незаурядная личность героя

Научиться выстраи­вать внутреннюю мо­нологическую речь

Чтение стихотворения наизусть.

42.

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Отношение горцев к Печорину. Значение образов Казбича, Азамата, Бэлы. Неискушенный взгляд на Печорина Максимы Максимыча. Образ странствующего офицера

Научиться состав­лять характеристику героя (ев)

 

Выборочное комментированное чтение. Беседа

43.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Печорин как представитель «портрета  поколения». «Журнал Печорина»  как средство раскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Научиться аргумен­тировать свои ответы

Выборочное комментированное чтение. Беседа.

44-45

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Урок усвоения новых знаний.

 

2

Значение дружбы в жизни человека. Печорин о дружбе. Отношения Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, доктором Вернером. Неспособность Печорина к дружбе

Научиться выстраи­вать внутреннюю мо­нологическую речь

Выборочное комментированное чтение. Беседа

 

46-47

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Урок усвоения новых знаний.

 

2

 

Значение любви в жизни человека. Печорин и его взаимоотношения с ближними. Любовь-приключение (девушка-контрабандистка), любовь-игра (Мери), любовь-надежда (Бэла). Неспособность Печорина к любви

Научиться выпол­нять индивидуальное задание в коллек­тивной проектной деятельности

Выборочное комментированное чтение. Беседа

 

 

48

«Душа Печорина не каменистая почва…»

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

1

Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина.

Научиться состав­лять портрет героя

Выборочное комментированное чтение. Беседа

49.

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

Урок комплексного применения знаний и умений

 

 

 

1

Потрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности. Изобразительно-выразительные средства, их роль в романе. Черты романтизма и реализма в произведении. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов о романе (сопоставление мнений критиков)

Научиться выпол­нять индивидуальное задание в проектной деятельности группы

Конспект критической статьи

50.

Контрольная работа №4 по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Урок контроля знаний и умений.

 

1

Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Значение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Контрольная работа

51.

«Хочется… показать хотя с одного боку всю Русь…» Слово о Н.В.Гоголе. Замысел «Мертвых душ».

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово о Н.В.Гоголе. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. Замысел и история создания поэмы «Мертвые души». Роль поэмы в судьбе Н.В.Гоголя.

Научиться анализи­ровать текст поэмы

Конспект лекции. Сообщения.

52.

«Эти ничтожные люди». Образы помещиков в «Мертвых душах»

Урок комплексного применения знаний и умений

1

Система образов поэмы «Мертвые души». Составление плана характеристики героев. Образы помещиков. Понятие о маниловщине.

Научиться опре­делять роль героев в раскрытии темы и идеи произведения

Характеристики героев.

53.

«Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души».

Урок комплексного применения знаний и умений

 

 

1

Городской пейзаж. «Толстые» и «тоненькие» чиновники губернского города.

 

Научиться  производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста

«Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10).

54-55

Пороки чиновничества

Комбинированный урок

2

Разоблачение пороков чиновничества: чинопочитания, угодничества, беспринципности, безделья, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества

Научиться  производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста

Тест.

56-57

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Комбинированный урок

2

Чичиков – герой новой, буржуазной эпохи, «приобретатель». Жизнеописание Чичикова, эволюция его образа в замысле поэмы. Заветы отца.

Научиться состав­лять характеристику героя произведения

Задания по карточкам.

58.

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.

Комбинированный урок

1

Образ автора в поэме, его эволюция. Поэма в оценке критики. «И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в «Мертвых душах».

Научиться аргумен­тировать свой ответ

Подготовка к сочинению.

59.

Р.Р.Поэма в оценке критики. Подготовка к сочинению

Урок контроля знаний и умений.

 

1

«Мертвые души» - поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы.  Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке критики.

Научиться конспек­тировать критиче­ский материал как опору для составле­ния текста-рассужде­ния

Чтение наизусть.

60.

ВЧ

Патриархальный мир   и угроза его распада в пьесе А.Н.Островского «Бедность не порок».

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово об А.Н.Островском – драматурге, создателе репертуара русского театра. Отражение в пьесах реальных общественных противоречий времени. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок»

Научиться опреде­лять идейно-темати­ческое своеобразие текста.

План лекции. Беседа

 

61.

Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи».

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово о Ф.М.Достоевском. Обзор творчества писателя. Роман «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Развития понятия о жанре романа. Внутренний мир мечтателя

Научиться состав­лять литературный портрет писателя

Лекция. Аналитическое чтение. Беседа.

62.

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

Комбинированный урок

1

Смена рассказчиков в романе. Время и пространство романа. Роль истории Настеньки в романе. Роль письма Настеньки в раскрытии авторского замысла. Символические образы в романе

Научиться опреде­лять идейно-темати­ческое своеобразие текста.

Аналитическое чтение. Беседа. Сравнительный анализ произведений (домашнее задание) и аналитическое чтения текста.

 

 

63.

Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой в повести Л.Н.Толстого «Юность».

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово о Л.Н.Толстом. Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности героя. Стремление героя к совершенствованию. Нравственные испытания, разочарования, падения и взлеты. Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

Научиться  производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста

Конспект лекции.

64.

Эволюция образа главного героя в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». Урок усвоения новых знаний.

 

 

1

Слово об А.П.Чехове. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Образ «маленького человека» в творчестве А..Чехова. Смысл названия рассказа. Соединение низкого и высокого, комического и трагического в рассказе

Научиться опреде­лять жанрово-стилистические черты произведения

Конспект лекции.

Аналитическое чтение. Беседа

65.

Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска».

Комбинированный урок

1

Тема одиночества человека в мире в рассказе «Тоска». Причина одиночества героя. Образ многолюдного города и его роль в рассказе

Научиться опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание рассказов А.П. Че­хова

Беседа

66.

Р.Р.Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века»

Урок контроля знаний и умений.

 

1

Обсуждение темы сочинения «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова). Составление плана, подбор материала

Научиться редакти­ровать текст творче­ской работы по ал­горитму выполнения задания

Сочинение-рассуждение

Раздел 5. Литература ХХ века (25 ч.)

67.

Русская литература XX века: разнообразие жанров и направлений. История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи».

Урок усвоения новых знаний.

 

 

1

Исторические потрясения XX века и их отражение в литературе и искусстве. Влияние исторических событий на судьбы русских писателей. Эмиграция. Трагическое разделение русской литературы. Тема Великой Отечественной войны  и ее переосмысление в 50-70-е гг.

Научиться опреде­лять идейно-художе­ственное содержание произведений XX в.

Конспект лекции.

 

68.

Поэзия и проза русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи».

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство писателя в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. Психологизм прозы писателя. Драматизм, лаконизм рассказа. Художественные средства создания образов.

 Научиться состав­лять характеристику героя (ев)

Беседа.

Русская поэзия Серебряного века (23 ч.).

69.

Русская поэзия Серебряного века. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока.

Урок усвоения новых знаний.

 

 

1

Многообразие направлений, новаторские идеи, богатство образных средств в поэзии Серебряного века.

 

Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии

Лекция

70.

Тема Родины в лирике С.А.Есенина.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово о С.А.Есенине. Россия – главная тема поэзии С.А.Есенина. Неразрывность судьбы поэта с родным домом. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

Научиться анализи­ровать поэтический текст

Чтение наизусть.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

71.

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина.

Комбинированный урок

1

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа, напевность лирики С.А.Есенина. Элегическая грусть в стихотворении «Отговорила роща золотая…» Судьба поэта в эпоху исторических потрясений в стихотворении «Письмо к женщине». Ностальгические мотивы в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Народно-песенная основа лирика С.Есенина.

Научиться опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание стихотворений С.А. Есенина

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

72.

Слово о поэте. В.Маяковский.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово о В.В.Маяковском. Понятие о футуризме. Новаторство поэзии В.В.Маяковского. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю».

Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии

Чтение наизусть.

Лекция

73.

Слово о поэте. В.Маяковский. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». Своеобразие стиха. Урок усвоения новых знаний.

 

1

В.В.Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций

Научиться анализи­ровать поэтический текст

Чтение наизусть.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

74-75

М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

Урок усвоения новых знаний.

 

2

Слово о М.А.Булгакове. История создания и судьба повести «Собачье сердце». «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Идея переделки человеческой природы. Система образов повести

Научиться выпол­нять индивидуальное задание в проектной деятельности группы

Беседа. Аналитическое чтение

76.

Поэтика повести, гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

Комбинированный урок

1

Поэтика повести. Мифологические и литературные источники сюжета. Смысл названия произведения. Мотив превращения, оборотничества в повести. Символика имен, названий, художественных деталей. Шариковы и швондеры как социальные типы, их живучесть

Научиться владеть изученной терми­нологией по теме, навыками устной и письменной моно­логической речи

Беседа. Тест. Работа по карточкам.

77.

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии Цветаевой

Урок усвоения новых знаний.

 

 

1

Слово о М.И.Цветаевой. Мотивы и настроения лирики. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций. Беспощадная искренность и свежесть чувства в стихотворениях. «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…».

Научиться анализи­ровать поэтический текст

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

78.

Особенности поэзии А.А.Ахматовой.

Комбинированный урок

1

Особенности поэтики А.А.Ахматовой.

Научиться вырази­тельно читать текст по образцу из фонохрестоматии

Чтение наизусть.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

79.

Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике Н.А.Заболоцкого.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово о Н.А.Заболоцком. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Традиции русской поэзии в творчестве поэта. Философский характер, метафоричность лирики.

Научиться анализи­ровать поэтический текст

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

80-81

Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова.

Урок усвоения новых знаний.

 

2

Слово о М.А.Шолохове. Смысл названия  рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Тема народного подвига, непобедимости человека. Образ главного героя. Особенности национального характера

Научиться выстраи­вать внутреннюю мо­нологическую речь

Аналитическое чтение

82.

 Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека».

Комбинированный урок

1

Особенности композиции. Сказовая манера повествования. Противопоставление жизни и весны смерти и войне, добра и справедливости,  жестокости и бесчеловечности.

Научиться опреде­лять идейно-темати­ческое своеобразие текста

Аналитическое чтение

83.

Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово о Б.Л.Пастернаке. Многообразие талантов Б.Л.Пастернака. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Стремление проникнуть в существо и тайны бытия в стихотворении «Во всем мне хочется дойти…»

Научиться выпол­нять индивидуальное задание в проектной деятельности группы

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

 

84

Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово об А.Т.Твардовском. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Одухотворение природы, ощущение радости бытия в стихотворениях «Урожай», «Весенние строчки». Философские размышления об истинных жизненных ценностях в стихотворении «О сущем».

Научиться анализировать поэтический текст

Рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений, их анализ.

85-86

ВЧ «А зори здесь тихие» или В.В.Быков. «Сотников», «Обелиск».

Комбинированный урок

2

«Лейтенантская» проза. Будни войны. Нравственный выбор героев.

Научиться выпол­нять индивидуальное задание в проектной деятельности группы

Беседа

87.

Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово об А.И.Солженицыне. Обзор творчества писателя. Картины послевоенной деревни. Разрушение советской деревни, деградация крестьянства. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.  Нравственная проблематика в рассказе

Научиться опреде­лять роль средств выразительности в раскрытии замысла автора; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста

Аналитическое чтение рассказа. Беседа.

 

88.

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»

Комбинированный урок.

1

Прототип образа Матрены – характерный народный тип русской крестьянки. Самоотверженность, подвижничество Матрены, трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Смысл финала рассказа.

Научиться опреде­лять роль средств выразительности в раскрытии замысла автора; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста

Беседа. Тест.

89.

ВЧ Рассказы Ф.Абрамова («Пелагея», «Алька») или повесть В.Г.Распутина «Женский разговор».

Комбинированный урок

1

Нравственный выбор героев.

Научиться  производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста

Беседа

90.

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков

Урок комплексного применения знаний и умений

1

Понятие о жанре романса. История русского романса, его особенности. Поэтическая основа романса. Разновидности русского романса

Научиться анализи­ровать поэтический текст

Высказывание собственного мнения о прослушанном музыкальном произведении.

91.

Зачетное занятие по русской лирике XX века

Урок контроля знаний и умений.

 

1

Русская лирика XX века. Устные ответы на вопросы, подготовленные учителем и учениками

Развитие традиций русского романса

Научиться про­ектировать и реа-лизовывать ин­дивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Тест, сочинение-рассуждение.

Раздел 6. Из зарубежной литературы (8 ч.)

92.

Чувства и разум в любовной лирике Катулла.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Понятие об античной лирике. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Искренность, лирическая сила, простота поэзии Катулла.

Научиться владеть изученной терми­нологией по теме, навыками устной и письменной моно­логической речи

Конспект статьи в учебнике.

 

93.

 «Божественная комедия» Данте Алигьери.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово о Данте Алигьери. Сочетание реального и аллегорического в произведении. Реальные, вымышленные, исторические персонажи поэмы. Моральное восхождение героя к высотам духа.

Научиться опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание поэмы

Беседа.

94.

Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в трагедии У.Шекспира.

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово об У.Шекспире. Обзор творчества поэта и драматурга. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

Научиться опреде­лять идейно-этиче­скую направленность трагедии У. Шек­спира

Беседа.

95-96

Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Урок комплексного применения знаний и умений

2

 

Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

Научиться аргумен­тировать свою точку зрения

Беседа.

97.

Трагедия И.В.Гете «Фауст».

Урок усвоения новых знаний.

 

1

Слово об И.В.Гете. Трагедия «Фауст». Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии И.В.Гете.

Научиться  производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста

Обзор с чтением отдельных глав.

98.

Поиски справедливости и смысла жизни в философской трагедии И.В.Гете «Фауст».

Комбинированный урок

1

История сделки с дьяволом как бродячий сюжет.

Научиться аргумен­тировать свою точку зрения

Беседа.

99

Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Комбинированный урок

 

 

1

Особенности жанра трагедии «Фауст». Признаки разных родов и жанров в произведении. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Научиться владеть изученной терми­нологией по теме, навыками устной и письменной моно­логической речи

Беседа. Тест. Задания по карточкам.

 

Раздел 7. Заключительные уроки (4 ч.)

100-101.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Урок контроля знаний и умений.

 

2

Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Типы «лишних людей».  Русская литература в мировом процессе.

Научиться про­ектировать и реа-лизовывать ин­дивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Итоговый тест по программе 9 класса.

102.

Подведение итогов года. Литература для чтения летом.

Комбинированный урок

1

Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Русская литература в мировом процессе. Рекомендации для летнего чтения.

Научиться про­ектировать и реа-лизовывать ин­дивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Беседа.