Календарно-тематическое планирование
«ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ»
№ п/п
|
№ урока, тема урока
|
Содержание урока |
Вид деятельности ученика |
Календарные сроки |
Фактические сроки |
Причины корректировки дат |
1 |
Введение
|
Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Как работать с учебником. История России — история всех населяющих ее народов. |
Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников. Характеризовать источники по российской истории Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России. Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории. |
|
|
|
Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 часа) |
|
|||||
2 |
Древнейшие люди на территории Восточно- Европейской равнины
|
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии
|
Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам Составлять рассказ об их жизни Давать определение понятия археологическая культура Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов Проводить первичный анализ находок со стоянки Сунгирь (по описанию и реконструкции. Уметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос урока1 |
§ |
|
|
3 |
История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э.
|
Народы, проживавшие в Восточной Европе до середины I тыс. н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Великое переселение народов
|
Характеризовать особенности жизни отдельных народов Восточной Европы в древности Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории Определять признаки принадлежности людей к тому или иному народу Сравнивать образ жизни греков и народов Северного Причерноморья Характеризовать изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов Анализировать фрагменты рассказа Геродота о скифах |
|
|
|
4 |
Первые государства на территории Восточной Европы
|
Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Страны и народы Восточной Европы. Хазарский каганат. Волжская Булгария
|
Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту) Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русах |
|
|
|
5 |
Повторение и контроль.
|
Итоги уроков 2—4
|
Систематизировать исторический материал о народах и государствах нашей страны в древности. Выполнять контрольные тестовые задания по истории (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)
|
|
|
|
Русь в IX — первой половине XII века (10 часов) |
|
|||||
6-7 |
Образование Древнерусского государства
|
Первые древнерусские князья. Объединение земель восточных славян. Дань и полюдье. Первые законы Древнерусского государства. Отношения с Византийской империей, странами Европы, кочевниками. Русь в международной торговле. Язычество и князья
|
Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы) Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами Готовить сообщение / презентацию об одном из правителей Древней Руси (используя миниатюры из Радзивилловской летописи, помещенные на интернет-сайте: http://radzivilovskayaletopis.ru/ и другие изображения)
|
|
|
|
8-9 |
Русь в конце Х — первой половине XI в. |
Становление государства Принятие христианства и его значение. Новая система управления Русской землей. Волости. Князь и вече. Ярослав Мудрый
|
Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Объяснять причины отказа от язычества и выбора православия Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ. Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику (исторический портрет) Ярослава Мудрого. Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения / презентации о сыновьях или дочерях Ярослава Мудрого |
|
|
|
10-11 |
Русь в середине XI — начале XII в.
|
Княжеские усобицы. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Русь при Ярославичах. Народные восстания и половецкая угроза. Княжеские съезды. «Русская Правда». Владимир Мономах
|
Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI — начале XII в. Составлять характеристику (исторический портрет) Владимира Мономаха Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории Описывать взаимоотношения русских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений Анализировать информацию о народных выступлениях в «Повести временных лет» |
|
|
|
12 |
Общественный строй Древней Руси
|
Древнерусские города. Городское население. Крестьянские общины. Княжеское хозяйство. Категории зависимого населения
|
Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси (используя информацию учебника и отрывки из «Русской Правды») Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, челядь, закуп, рядович, тиун, вервь, смерд Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по древнерусскому городу» (вариант: «Путешествие в древнерусское село») |
|
|
|
13- 14 |
Древнерусская культура
|
Двоеверие. Христианство и славянская письменность. Литература. Изобразительное искусство. Зодчество Рассказывать о развитии культуры Древней Руси |
Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства Объяснять смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, летопись Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения / презентации о каком-либо памятнике древнерусской культуры (по выбору учащегося |
|
|
|
15 |
Повторение и контроль
|
Итоги уроков 6—14 Систематизировать исторический материал о Древней Руси |
Характеризовать общие черты и особенности раннесредневекового периода истории Руси и Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. Выполнять контрольные тестовые задания по истории Древней Руси (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте). Подводить итоги проектной деятельности |
|
|
|
Русь в середине XII — начале XIII века (6 часов) |
|
|||||
16 |
Начало удельного периода.
|
Княжества Южной Руси Причины распада Древней Руси. Три типа государственности в удельный период. Южно- русские княжества. Отношенияс половцами |
Давать определения понятий: удел, политическая раздробленность Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период. Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества Продолжать описание эволюции взаимоотношений русских земель с половцам |
|
|
|
17 |
Княжества Северо- Восточной Руси
|
Обособление Ростово-Суз- дальскойземли . Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и его политика. Всеволод Большое Гнездо
|
Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества Составлять характеристику (исторический портрет) Андрея Боголюбского и объяснять причины его убийства. Объяснять причины и последствия усиления княжеской власти во Владимиро-Суздальской Руси |
|
|
|
18 |
Боярские республики Северо-Западной Руси
|
Возвышение Новгорода. Установление республиканских порядков в Новгороде. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли
|
Объяснять причины установления в Новгороде республиканских порядков.Рассказыватьоб особенностях политической жизни Новгородской республики. Характеризовать берестяные грамоты как источник по истории Новгородской и других земель (используя материалы интернет-сайта Института русской литературы: http://lib.pushkinskijdom.ru/ Default.aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерусские берестяные грамоты»: http://gramoty.ru/) |
|
|
|
19- 20 |
Культура Руси в до монгольский период.
|
Начало формирования общерусской культуры. Картина мира. Смысл Древнерусских изображений и текстов. Православный храм
|
Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала) Характеризоватьправославный храм как образ мира древнерусского человека Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XII — начала XIII в. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации |
|
|
|
21 |
Повторение и контроль
|
Итоги уроков 16—20
|
Систематизировать исторический материал о развитии русских земель в домонгольский периодХарактеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы. Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности |
|
|
|
|
Русские земли в середине XIII — XIV веке (6 часов) |
|
||||
22 |
Походы Батыя на Русь
|
Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Запад- ную Русь и Центральную Европу
|
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую кар ту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературыи др.); сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения Объяснять причины успеха монголов Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию |
|
|
|
23 |
Борьба Руси с западными завоевателями
|
Завоевание крестоносцами Прибалтики. Русь и Орден крестоносцев. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Раковорская битва
|
Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем) Характеризоватьзначение этих сражений для дальнейшей истории русских земельОбъяснять причины успеха русских в данных сражениях Начать составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского(используя материалы интернет-сайта: http://www.a-nevsky.ru/ и другие источники) |
|
|
|
24- 25 |
Русь и Золотая Орда
|
Последствия Монгольского нашествия. Борьба за первенство на Руси. Зависимость русских земель от Золотой Орды. Борьба против ордынского владычества. Последствия Ордынского владычества |
Характеризовать повинности НаселенияЗавершить составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского. Объяснять смысл понятий: баскак, ярлык, «выход»
|
|
|
|
26 |
Москва и Тверь
|
Начало соперничества Москвы и Твери. Борьба за великое княжение. Начало правления Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы
|
Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжестваРаскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью Начать составление характерис- тики (исторического портрета) Ивана Калиты |
|
|
|
27 |
Повторение и контроль
|
Итоги уроков 22—26
|
Систематизировать исторический материал о монгольском и других нашествиях и их последствиях Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы. Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности |
|
|
|
Русские земли в XIII — первой половине XV века (4 часа) |
|
|||||
28 |
Начало объединения русских земель вокруг Москвы
|
Деятельность Ивана Калиты. Удельно-вотчинная система. Наследники Ивана Калиты. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша |
Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты) Раскрывать значение Куликовской Битвы. Готовить сообщение/презентацию о Куликовской битве (используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище», помещенные на интернет-сайте: http://prodigi bl.uk/illcat/record.asp?MSID=8122&CollID=58&NStart=51) Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия |
|
|
|
29 |
Московское княжество в конце XIV- середине XV в.
|
Правление Василия I. Феодальная война второй четверти XV в., ее значение для процесса объединения русских земель. Поместная система и служилые люди. Юрьев день
|
Показывать на исторической карте расширение территории Московской Руси Характеризовать политику Василия I Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян Давать определения понятий: пожилое, поместье, Юрьев день |
|
|
|
30 |
Соперники Москвы Формирование Литовско-Русского государства.
|
Гедимин. Характер Литовско-Русского государства. По- литика литовских князей. Тверь и Великий Новгород в XV в.
|
Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского Характеризовать политику литовских князей Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет русских земель Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы |
|
|
|
31 |
Повторение и контроль
|
Итоги уроков 28—30
|
Систематизировать исторический материал об изученном периоде Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте |
|
|
|
|
Формирование единого Русского государства в XV веке (6 часов) |
|||||
32 |
Объединение русских земель Вокруг Москвы
|
Иван III. Завершение политического объединения русских земель. Ликвидация ордынского владычества. Войны с Литвой. Историческое значение возникновения единого Русского государства
|
Объяснять причины победы Москвы над Великим Новгородом и Тверью Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана III Объяснять значение создания единого Русского государства |
|
|
|
33 |
Русское государство во второй половине XV — начале XVI в.
|
Усиление великокняжеской власти. Органыуправления государством.Боярство и местничество. Государство и Церковь
|
Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной Завершить составление характе- ристики (исторического портрета) Ивана III Сравнивать боярство и дворянство Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, поместье Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью Объяснять суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами, причины победы иосифлян |
|
|
|
3435 |
Культура Руси XIV — начала XVI в.
|
Летописание.Литература. Зодчество.Изобразитель- ное искусство |
Давать общую характеристику состояния русской культурыв указанный период Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XV вв. Проводить поиск исторической ин- формации для подготовки сообщений / презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике,на интернет-сайтах, или непосредственных наблюдений, в том числес использованием региональногоматериала) Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XIV—XV вв. (используя интернет-ресурсы и другиеисточники информации)
|
|
|
|
36 |
Повторение и контроль
|
Итоги уроков 32—35
|
Систематизировать исторический материал об изученном периоде Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Русии в Западной Европе Высказывать суждения о значении наследия периода объединения русских земель вокруг Москвы для современного общества Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности |
|
|
|
37- 38 |
Итоговое повторение и обобщение
|
Заключение
|
Систематизировать исторический материал по истории Руси с древ- нейших времен до начала XVI в. Выполнять контрольные тестовые задания по истории Руси с древнейших времен до начала XVI в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) |
|
|
|
Резерв 2 часа, предусмотрен для проведения экскурсий и краеведения.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.