Календарно- тематическое планирование по биологии 8 класс

  • doc
  • 12.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КТП 8 класс.doc

КАЛЕНДАРНО  - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

на 2021 / 2022 учебный год

по  предмету   «БИОЛОГИЯ»  для обучающихся 8 клАССА

уровень изучения – базовый

Учитель: САХАРОВА С.Н.

№ п.п

Сроки

проведения

Содержание разделов

примерной программы

Тема программы  и урока. Лабораторные работы. Параграф.

Основное содержание

Предметные

результаты

Метапредметные и личностные результаты

ВВЕДЕНИЕ. 1 час     

1.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

 

1. Введение: биосоциальная природа человека.

 

стр: 4

Биологическая

природа и социальная сущность человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека

Знать методы изучения организма человека; о месте и роли человека в природе.

Уметь характеризовать социальную сущность человека

Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения.  Самоопределение.

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР. 5 часов       

2.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира.

1. Науки об организме человека.

 

§ 1,2

 

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них

Уметь характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

3.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки.

2.Строение, химический  состав и жизнедеятельность клетки.

 

§ 3

Строение клетки, рост, развитие, возбудимость, обмен веществ

Знать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости. Уметь распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки; сравнивать клетки растений и животных

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

 

4.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции.

3.Ткани.

Лабораторная работа № 1

«Выявление особенностей строения клеток разных тканей»

 

§ 4

Ткани животных и человека. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество

Уметь: распознавать и описывать ткани человека; сравнивать различные ткани человека и устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

5.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

 

4.Системы органов в организме.

§ 5

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Системы органов

Знать органы и системы органов.

Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

6.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

5. Обобщение по теме «Организм человека. Общий обзор»

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека

Уметь применять полученные знания при решении практических заданий

Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения.  Самоопределение.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА. 5 часов

 

7.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы

1.Значение, строение и функционирование нервной системы.

 

§ 46

Нервная система. Значение нервной системы. Рефлекторный характер деятельности

Знать: особенности строения и функции нервной системы; определение понятия «рефлекс».

Уметь составлять схему рефлекторной дуги

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

8.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы

2.Автономный  отдел нервной системы.

 

§ 47

Соматическая и вегетативная нервная система.

Знать отделы нервной системы и их функции. Уметь: характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; объяснять роль нервной

системы и гормонов в организме; различать функции соматической и вегетативной нервной системы

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

 

9.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

 

3.Нейрогормональная регуляция.

 

§ 48

Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нерв ной и эндокринной систем

Знать отделы нервной системы и их функции. Уметь: характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; объяснять роль нервной

системы и гормонов в организме; различать функции соматической и вегетативной нервной системы

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

 

10.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг.

4.Спинной мозг.

 

§ 49

Спинной мозг, его строение и функции

Знать особенности строения и функции спинного мозга.

Уметь давать характеристику роли спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

11.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

 

5.Головной мозг: строение и функции.

Лабораторная работа № 2 «Изучение строения головного мозга»

 

§ 50

 

Головной мозг, его строение и функции

Знать особенности строения и функции головного мозга.

Уметь характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА   3 часа

12.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы.

1. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

 

§ 44

 

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции

Знать особенности строения и работы желез эндокринной системы. Уметь: распознавать на таблицах её основные части; различать железы внешней и внутренней секреции

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СО, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

13.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Регуляция функций эндокринных желез.

 

2. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развития организма.

 

§ 45

Гормоны гипофиза, щитовидной и поджелудочной желез, надпочечников. Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией этих желез. Регуляция деятельности желез

Знать определение понятия «гормоны»; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Уметь: давать характеристику роли гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте и развитии организма, в поведении

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

 

14.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

 

3. Обобщение по темам:

 «Нервная и эндокринная системы»

Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции

Уметь применять на практике полученные знания

Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения.  Самоопределение.

ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА   9 часов

15.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей.

1. Скелет, строение,  состав и соединение костей.

 

§ 6

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы

Знать особенности строения скелета.

Уметь распознавать на таблицах и на модели основные части скелета, устанавливать взаимосвязь

строения и функций костей  

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

16.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

2. Скелет головы и туловища.

Лабораторная работа № 3 «Выявление особенностей строения позвонков»

 

§ 7

Строение и функции опорной системы: скелет головы, скелет туловища

Знать особенности строения скелета головы и скелета туловища человека.

Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций отделов скелета

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

17.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

3. Скелет конечностей

 

§ 8

Строение и функции опорной системы: скелет поясов и свободных конечностей

Знать особенности строения скелета поясов и скелета свободных конечностей

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

18.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.

4. Первая помощь при травмах.

§ 9

Профилактика

травматизма.

Приёмы оказания

первой помощи при травмах опорно-двигательной системы

Уметь использовать приобретенные знания и умения для оказания

первой помощи при травмах и в практической деятельности

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

19.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.

5. Нарушения осанки и плоскостопие.

Лабораторная работа № 4 «Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.»

 

§ 12

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки, плоскостопие, их коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Знать признаки хорошей осанки, основные правила здорового образа жизни.

 

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

20.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Мышцы и их функции.

6. Мышцы.

 

§ 10

Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы. Сухожилия

Уметь: распознавать на таблицах основные группы мышц человека; устанавливать взаимосвязь строения и функций мышц

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

21.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

7. Работа мышц.

 

§ 11

Функции дыхательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений

Понимать сущность биологического процесса работы мышц.

Уметь описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц                              

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

22.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

 

8. Развитие опорно-двигательной  системы.

 

§ 13

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни 

Уметь использовать приобретённые знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма и для соблюдений мер профилактики нарушения осанки

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

23.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

 

9. Обобщение по теме «Опорно-двигательная система»

 

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения.  Самоопределение.

КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ       11 часов

24.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

1.Внутренняя среда. Лабораторная работа № 5 «Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки.»

 

§ 14

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови, свёртывание крови

Знать признаки биологических объектов.

Уметь: характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови; сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы на основе сравнения

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

25.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями.

2.Иммунитет

 

§ 15

Иммунитет. Иммунная система человека. Вакцинация. Лечебные сыворотки

Знать виды иммунитета, его проявления.

Уметь: использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

26.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови.

3.Тканевая совместимость и переливание крови

 

§ 16

Группы крови. Переливание крови.Знать особенности своего организма, в частности свою группу крови и резус-фактор.

Уметь анализировать факторы риска, влияющие на здоровье

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

27.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Строение и работа сердца. Сердечный цикл

4.Строение и работа сердца.

 

§ 17

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды

Знать признаки биологического объекта (сердца), сущность биологического процесса (работы сердца).

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

28.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. 

5. Круги кровообращения.

 

§ 17

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения              

Уметь: распознавать и описывать на таблицах систему кровообращения; понимать сущность транспорта веществ

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения.

29.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Движение лимфы по сосудам.

6.Движение лимфы

 

§ 18

Лимфатическая система. Значение лимф образования. Связь кровеносной и лимфатической систем   

Знать сущность биологического процесса лимфообразования. Уметь понимать сущность транспорта веществ.

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

30.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Пульс. Давление крови. Движение крови по сосудам.

7.Движение крови по сосудам.

Лабораторная работа № 6 «Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.»

 

§ 19

 

 

Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Артериальное давление: верхнее и нижнее. Пульс. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов

Уметь: объяснять роль гормонов в организме; понимать сущность биологических процессов (движение крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма, автоматизм сердечной мышцы); использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

31.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Гигиена сердечно-сосудистой системы.

 

8.Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

 

§ 20

Сердечнососудистые заболевания (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт), их причины и предупреждение;

Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье, оказывать первую помощь

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

32.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

9. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

 

§ 21

 

 

 

Сердечнососудистые заболевания (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт), их причины и предупреждение.

Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье, оказывать первую помощь

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

33.

Я

Н

В

А

Р

Ь

Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

10. Первая помощь при кровотечениях.

 

§ 22

Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях

Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье, оказывать первую помощь

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

34.

Я

Н

В

А

Р

Ь

 

11. Обобщение по теме «Кровь. Кровеносная система»

 

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения.  Самоопределение.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА       6 часов

35.

Я

Н

В

А

Р

Ь

Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания.

1. Значение дыхания.

Органы дыхания.

 

§ 23

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ

Знать особенности строения дыхательной системы.

Уметь: распознавать на таблицах, муляжах основные органы дыхательной системы человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

36.

Я

Н

В

А

Р

Ь

Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях..

2. Строение легких.

Газообмен в  легких и тканях.

 

§ 24

Лёгкие. Обмен газов в лёгких и тканях

Знать сущность процесса дыхания, транспорта веществ.

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между процессами дыхания и кровообращения

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

37.

Я

Н

В

А

Р

Ь

Регуляция дыхания.

3. Дыхательные движения.  Лабораторная работа № 7 «Измерение жизненной емкости легких.»

 

§ 25, 26

 

Механизм вдоха

и выдоха. Дыхательные движения

Знать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Уметь характеризовать механизм вдоха и выдоха,

его значение для жизни человека

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

38.

Я

Н

В

А

Р

Ь

Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.

4. Болезни органов дыхания и их предупреждение.

§ 27

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных

заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Знать: меры профилактики

инфекционных и простудных заболеваний органов

дыхания; вредные привычки;

Уметь: объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

39.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

5. Первая помощь при поражении органов дыхания.

 

§ 28

 

 

Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего.

 

Знать: меры профилактики

инфекционных и простудных заболеваний органов

дыхания; вредные привычки;

Уметь: объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА     7 часов 

40.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Питание. Пищеварение.

 

Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении

 

1. Значение пищи и ее состав.

 

§ 29

 

2. Органы пищеварения.

 

§ 30

 

 

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.    

 

Пищеварение, строение и функции пищеварительной системы

Знать о роли питательных

веществ в организме.

Уметь: характеризовать сущность процесса питания; различать питательные вещества и пищевые

Продукты

Уметь: характеризовать сущность процесса питания и пищеварения; распознавать на таблицах и муляжах основные органы пищеварительной системы человека; устанавливать связь между строением и функциями органов пищеварения

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

 

 

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

41.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит.

3. Зубы. Пищеварение в ротовой полости и желудке.

 

§ 31, 32

Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Пищеварительные ферменты желудка.

Знать особенности пищеварения в ротовой полости. Уметь объяснять роль ферментов в пищеварении; характеризовать форму и строение зубов, особенности пищеварения в ротовой полости. Знать особенности пищеварения в желудке.

 

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

42.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике.

4. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

 

§ 33

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной и тонкой кишках. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки, аппендикса         

Знать особенности пищеварения в желудке.

Уметь: характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения, называть стадии пищеварения в желудке и кишечнике

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

 

43.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения.

5. Регуляция пищеварения.

 

§ 34

Нейрогуморальная регуляция пищеварения

Уметь характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

44.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

6. Заболевание органов пищеварения.

 

§  35

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Вредные и полезные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита

Уметь: использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

 

45.

М

А

Р

Т

 

7. Обобщение по теме: "Пищеварение"

 

Уметь применять на практике полученные знания

Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ  3 часа 

46.

М

А

Р

Т

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ.

1. Обменные  процессы  в организме.

 

§ 36

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль в организме белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен.

Знать определение понятий «пластический обмен», «энергетический обмен». Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

 

47.

М

А

Р

Т

Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.

 

2. Нормы питания

 

§ 37

Определение норм питания. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья

Уметь: использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

 

48.

М

А

Р

Т

Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения.

3. Витамины

 

§ 38

Витамины, их

роль в организме,

содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления

авитаминоза

Знать: основные группы

витаминов и продукты, их

содержащие; роль витаминов в организме

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

 

 

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА   2 часа 

49.

М

А

Р

Т

Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.

1. Строение и функции почек.

 

§ 39

Выделение. Мочевыделительная система

Знать: особенности строения выделительной системы; органы мочевыделительной системы.

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы               Роль различных систем в удалении ненужных веществ, образующихся в организме.

Образование первичной и вторичной мочи

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

50.

М

А

Р

Т

Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.

 

2. Предупреждение заболеваний почек.

§ 40

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья             

Знать меры профилактики заболеваний выделительной системы, вредных привычек.

Уметь: характеризовать сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ; анализировать

и оценивать воздействие факторов риска на здоровье

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

КОЖА    4 часа

51.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Покровы тела.

1. Значение кожи и ее строение.

 

§ 41

Покровы тела: значение и строение, функции. Уход за кожей, волосами, ногтями

Знать: особенности строения кожи, функции кожи. Уметь: распознавать на таблицах основные части кожи; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СО, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

52.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции.

2. Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.

 

§ 42

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма.

Знать о роли кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

53.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

 

3. Роль кожи в теплорегуляции. Первая помощь.

 

§ 43

Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. Приёмы оказания

первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

Уметь использовать приобретенные знания для

оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, для их профилактики

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

 

54.

А

П

Р

Е

Л

Ь

 

4. Обобщение по темам: «Обмен веществ. Выделительная система. Кожа»

 

Уметь применять на практике полученные знания  

Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения.  Самоопределение.

 

 

 ОРГАНЫ ЧУВСТ. АНАЛИЗАТОРЫ        5 часов   

55.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции.

1.Как действуют органы чувств и анализаторы.

 

§ 51

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы

Знать особенности строения органов чувств и анализаторов.

Уметь распознавать на таблицах их основные час-ТИ, описывать их

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

56.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки.

2. Орган зрения и зрительный анализатор

 

§ 52

Орган зрения, его строение и функции. Зрительный анализатор

Знать особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Уметь объяснять результаты наблюдений

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

57.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Нарушения зрения и их предупреждение.

3. Заболевания и повреждения глаз.

 

§ 53

Нарушения зрения, их профилактика. Дальнозоркость, близорукость. Гигиена

зрения  

Знать заболевания органов зрения.

Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных

поступков на здоровье

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

58.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха.

4. Орган слуха.

 

§ 54

Орган слуха, его

строение и функции. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха.

Знать особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

 

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

59.

М

А

Й

Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.

 

5. Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса.

 

§ 54, 55

Вестибулярный аппарат - орган равновесия. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы

Знать особенности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. Уметь характеризовать вестибулярный аппарат как орган равновесия Уметь применять на практике полученные знания  

Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения.  Самоопределение.

ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА. 5 часов

60.

М

А

Й

Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение.

1. Врожденные и приобретенные формы  поведения.

§ 56, 57

 

 

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Психика и поведение человека        

Знать определения основных понятий. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

61.

М

А

Й

Познавательная деятельность мозга. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна.

2. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение.

 

§ 58, 59

Биологические ритмы. Сон и его значение, фазы сна. Сон и бодрствование

Знать основные виды биоритмов.

Уметь объяснять значение сна для организма человека

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

62.

М

А

Й

Высшая нервная деятельность человека. Познавательная деятельность мозга.

3. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

 

§ 60

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Познавательная деятельность мозга, сознание. Речь. Мышление. Память.        

Знать особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы.

Уметь характеризовать речь, мышление, память и их значение в поведении человека

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

63.

М

А

Й

Эмоции, память, мышление, речь.

4. Воля и эмоции. Внимание.

§ 61,

Эмоции. Воля. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Внимание.

Знать определение терминов «эмоции», «внимание», «воля».

Уметь: использовать приобретённые знания для организации учебной деятельности; характеризовать волю, эмоции, внимание и их значение в поведении человека.

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

64

 

 

Динамика работоспособности. Режим дня.

§62

 

Измерение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности и организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Факторы риска: стрессы, переутомление

Знать определение понятия «утомление». Уметь: анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье; использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха

Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА 4 часа

65.

М

А

Й

Половая система: строение и функции. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

1. Половая система человека. Наследственные заболевания, передающиеся половым путем.

 

§ 63, 64

Половая система: женская, мужская. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Инфекции, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), и их профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих     

 

Знать особенности строения женской и мужской половых систем. Уметь: называть отличительные признаки женской и мужской половых систем, объяснять хромосомный механизм развития организма по тому или иному типу. Знать основные виды наследственных и врожденных заболеваний.

Уметь: объяснять причины проявления наследственных заболеваний; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

66.

И

Ю

Н

Ь

Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

2. Внутриутробное развитие организма.

Развитие после рождения.

 

 

§ 65

Размножение и развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Внутриутробное развитие. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.

Знать определение понятий «размножение», «оплодотворение».

Уметь: характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

67.

 

Роль генетических знаний в планировании семьи.

О вреде наркогенных веществ. § 66

 

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья

Уметь объяснять зависимость собственного здоровья от следования тем или иным привычкам

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

68.

И

Ю

Н

Ь

 

Годовая контрольная работа

Обязательный минимум содержания образования согласно Примерной программе и Требованиям к уровню подготовки учащихся

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения.  Самоопределение.

 


Скачано с www.znanio.ru