КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2021 / 2022 учебный год
по предмету «БИОЛОГИЯ» для обучающихся 8 клАССА
уровень изучения – базовый
Учитель: САХАРОВА С.Н.
№ п.п |
Сроки проведения |
Содержание разделов примерной программы |
Тема программы и урока. Лабораторные работы. Параграф. |
Основное содержание |
Предметные результаты |
Метапредметные и личностные результаты |
ВВЕДЕНИЕ. 1 час |
||||||
1. |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. |
1. Введение: биосоциальная природа человека.
стр: 4 |
Биологическая природа и социальная сущность человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека |
Знать методы изучения организма человека; о месте и роли человека в природе. Уметь характеризовать социальную сущность человека |
Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. |
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР. 5 часов |
||||||
2. |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. |
1. Науки об организме человека.
§ 1,2
|
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них |
Уметь характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
3. |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. |
2.Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки.
§ 3 |
Строение клетки, рост, развитие, возбудимость, обмен веществ |
Знать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости. Уметь распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки; сравнивать клетки растений и животных |
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).
|
4. |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. |
3.Ткани. Лабораторная работа № 1 «Выявление особенностей строения клеток разных тканей»
§ 4 |
Ткани животных и человека. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество |
Уметь: распознавать и описывать ткани человека; сравнивать различные ткани человека и устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями |
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
5. |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
|
4.Системы органов в организме.§ 5 |
Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Системы органов |
Знать органы и системы органов. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). |
6. |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). |
5. Обобщение по теме «Организм человека. Общий обзор» |
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека |
Уметь применять полученные знания при решении практических заданий |
Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. |
НЕРВНАЯ СИСТЕМА. 5 часов |
|
|||||
7. |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы |
1.Значение, строение и функционирование нервной системы.
§ 46 |
Нервная система. Значение нервной системы. Рефлекторный характер деятельности |
Знать: особенности строения и функции нервной системы; определение понятия «рефлекс». Уметь составлять схему рефлекторной дуги |
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
8. |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы |
2.Автономный отдел нервной системы.
§ 47 |
Соматическая и вегетативная нервная система. |
Знать отделы нервной системы и их функции. Уметь: характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; объяснять роль нервной системы и гормонов в организме; различать функции соматической и вегетативной нервной системы |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).
|
9. |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
|
3.Нейрогормональная регуляция.
§ 48 |
Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нерв ной и эндокринной систем |
Знать отделы нервной системы и их функции. Уметь: характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; объяснять роль нервной системы и гормонов в организме; различать функции соматической и вегетативной нервной системы |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).
|
10. |
О К Т Я Б Р Ь |
Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. |
4.Спинной мозг.
§ 49 |
Спинной мозг, его строение и функции |
Знать особенности строения и функции спинного мозга. Уметь давать характеристику роли спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
11. |
О К Т Я Б Р Ь |
Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
|
5.Головной мозг: строение и функции. Лабораторная работа № 2 «Изучение строения головного мозга»
§ 50
|
Головной мозг, его строение и функции |
Знать особенности строения и функции головного мозга. Уметь характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма |
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). |
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА 3 часа |
||||||
12. |
О К Т Я Б Р Ь |
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. |
1. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
§ 44
|
Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции |
Знать особенности строения и работы желез эндокринной системы. Уметь: распознавать на таблицах её основные части; различать железы внешней и внутренней секреции |
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СО, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
13. |
О К Т Я Б Р Ь |
Регуляция функций эндокринных желез.
|
2. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развития организма.
§ 45 |
Гормоны гипофиза, щитовидной и поджелудочной желез, надпочечников. Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией этих желез. Регуляция деятельности желез |
Знать определение понятия «гормоны»; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Уметь: давать характеристику роли гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте и развитии организма, в поведении |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).
|
14. |
О К Т Я Б Р Ь |
|
3. Обобщение по темам: «Нервная и эндокринная системы» |
Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции |
Уметь применять на практике полученные знания |
Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. |
ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 9 часов |
||||||
15. |
О К Т Я Б Р Ь |
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. |
1. Скелет, строение, состав и соединение костей.
§ 6 |
Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы |
Знать особенности строения скелета. Уметь распознавать на таблицах и на модели основные части скелета, устанавливать взаимосвязь строения и функций костей |
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
16. |
О К Т Я Б Р Ь |
Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. |
2. Скелет головы и туловища. Лабораторная работа № 3 «Выявление особенностей строения позвонков»
§ 7 |
Строение и функции опорной системы: скелет головы, скелет туловища |
Знать особенности строения скелета головы и скелета туловища человека. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций отделов скелета |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
17. |
О К Т Я Б Р Ь |
Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. |
3. Скелет конечностей
§ 8 |
Строение и функции опорной системы: скелет поясов и свободных конечностей |
Знать особенности строения скелета поясов и скелета свободных конечностей |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
18. |
О К Т Я Б Р Ь |
Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. |
4. Первая помощь при травмах. § 9 |
Профилактика травматизма. Приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы |
Уметь использовать приобретенные знания и умения для оказания первой помощи при травмах и в практической деятельности |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
19. |
Н О Я Б Р Ь |
Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. |
5. Нарушения осанки и плоскостопие. Лабораторная работа № 4 «Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.»
§ 12 |
Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки, плоскостопие, их коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. |
Знать признаки хорошей осанки, основные правила здорового образа жизни.
|
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
20. |
Н О Я Б Р Ь |
Мышцы и их функции. |
6. Мышцы.
§ 10 |
Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы. Сухожилия |
Уметь: распознавать на таблицах основные группы мышц человека; устанавливать взаимосвязь строения и функций мышц |
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
21. |
Н О Я Б Р Ь |
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. |
7. Работа мышц.
§ 11 |
Функции дыхательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений |
Понимать сущность биологического процесса работы мышц. Уметь описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
22. |
Н О Я Б Р Ь |
Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
|
8. Развитие опорно-двигательной системы.
§ 13 |
Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни |
Уметь использовать приобретённые знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма и для соблюдений мер профилактики нарушения осанки |
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
23. |
Н О Я Б Р Ь |
|
9. Обобщение по теме «Опорно-двигательная система» |
|
Уметь применять полученные знания при решении практических задач |
Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. |
КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ 11 часов |
||||||
24. |
Н О Я Б Р Ь |
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. |
1.Внутренняя среда. Лабораторная работа № 5 «Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки.»
§ 14 |
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови, свёртывание крови |
Знать признаки биологических объектов. Уметь: характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови; сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы на основе сравнения |
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
25. |
Н О Я Б Р Ь |
Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. |
2.Иммунитет
§ 15 |
Иммунитет. Иммунная система человека. Вакцинация. Лечебные сыворотки |
Знать виды иммунитета, его проявления. Уметь: использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
26. |
Д Е К А Б Р Ь |
Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. |
3.Тканевая совместимость и переливание крови
§ 16 |
Группы крови. Переливание крови.Знать особенности своего организма, в частности свою группу крови и резус-фактор. |
Уметь анализировать факторы риска, влияющие на здоровье |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
27. |
Д Е К А Б Р Ь |
Строение и работа сердца. Сердечный цикл |
4.Строение и работа сердца.
§ 17 |
Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды |
Знать признаки биологического объекта (сердца), сущность биологического процесса (работы сердца). Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца |
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
28. |
Д Е К А Б Р Ь |
Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. |
5. Круги кровообращения.
§ 17 |
Транспорт веществ. Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения |
Уметь: распознавать и описывать на таблицах систему кровообращения; понимать сущность транспорта веществ |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения. |
29. |
Д Е К А Б Р Ь |
Движение лимфы по сосудам. |
6.Движение лимфы
§ 18 |
Лимфатическая система. Значение лимф образования. Связь кровеносной и лимфатической систем |
Знать сущность биологического процесса лимфообразования. Уметь понимать сущность транспорта веществ. |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
30. |
Д Е К А Б Р Ь |
Пульс. Давление крови. Движение крови по сосудам. |
7.Движение крови по сосудам. Лабораторная работа № 6 «Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.»
§ 19
|
Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Артериальное давление: верхнее и нижнее. Пульс. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов |
Уметь: объяснять роль гормонов в организме; понимать сущность биологических процессов (движение крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма, автоматизм сердечной мышцы); использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма |
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
31. |
Д Е К А Б Р Ь |
Гигиена сердечно-сосудистой системы.
|
8.Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
§ 20 |
Сердечнососудистые заболевания (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт), их причины и предупреждение; |
Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье, оказывать первую помощь |
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
32. |
Д Е К А Б Р Ь |
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. |
9. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.
§ 21
|
Сердечнососудистые заболевания (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт), их причины и предупреждение. |
Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье, оказывать первую помощь |
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
33. |
Я Н В А Р Ь |
Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. |
10. Первая помощь при кровотечениях.
§ 22 |
Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях |
Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье, оказывать первую помощь |
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
34. |
Я Н В А Р Ь |
|
11. Обобщение по теме «Кровь. Кровеносная система» |
|
Уметь применять полученные знания при решении практических задач |
Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. |
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 6 часов |
||||||
35. |
Я Н В А Р Ь |
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. |
1. Значение дыхания. Органы дыхания.
§ 23 |
Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ |
Знать особенности строения дыхательной системы. Уметь: распознавать на таблицах, муляжах основные органы дыхательной системы человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания |
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
36. |
Я Н В А Р Ь |
Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях.. |
2. Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
§ 24 |
Лёгкие. Обмен газов в лёгких и тканях |
Знать сущность процесса дыхания, транспорта веществ. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между процессами дыхания и кровообращения |
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
37. |
Я Н В А Р Ь |
Регуляция дыхания. |
3. Дыхательные движения. Лабораторная работа № 7 «Измерение жизненной емкости легких.»
§ 25, 26
|
Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения |
Знать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Уметь характеризовать механизм вдоха и выдоха, его значение для жизни человека |
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
38. |
Я Н В А Р Ь |
Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. |
4. Болезни органов дыхания и их предупреждение. § 27 |
Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. |
Знать: меры профилактики инфекционных и простудных заболеваний органов дыхания; вредные привычки; Уметь: объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
39. |
Ф Е В Р А Л Ь |
Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. |
5. Первая помощь при поражении органов дыхания.
§ 28
|
Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. |
Знать: меры профилактики инфекционных и простудных заболеваний органов дыхания; вредные привычки; Уметь: объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 7 часов |
||||||
40. |
Ф Е В Р А Л Ь |
Питание. Пищеварение.
Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении
|
1. Значение пищи и ее состав.
§ 29
2. Органы пищеварения.
§ 30
|
Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.
Пищеварение, строение и функции пищеварительной системы |
Знать о роли питательных веществ в организме. Уметь: характеризовать сущность процесса питания; различать питательные вещества и пищевые Продукты Уметь: характеризовать сущность процесса питания и пищеварения; распознавать на таблицах и муляжах основные органы пищеварительной системы человека; устанавливать связь между строением и функциями органов пищеварения |
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
41. |
Ф Е В Р А Л Ь |
Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. |
3. Зубы. Пищеварение в ротовой полости и желудке.
§ 31, 32 |
Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Пищеварительные ферменты желудка. |
Знать особенности пищеварения в ротовой полости. Уметь объяснять роль ферментов в пищеварении; характеризовать форму и строение зубов, особенности пищеварения в ротовой полости. Знать особенности пищеварения в желудке.
|
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
42. |
Ф Е В Р А Л Ь |
Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. |
4. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
§ 33 |
Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной и тонкой кишках. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки, аппендикса |
Знать особенности пищеварения в желудке. Уметь: характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения, называть стадии пищеварения в желудке и кишечнике |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
|
43. |
Ф Е В Р А Л Ь |
Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. |
5. Регуляция пищеварения.
§ 34 |
Нейрогуморальная регуляция пищеварения |
Уметь характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения |
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
44. |
Ф Е В Р А Л Ь |
Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. |
6. Заболевание органов пищеварения.
§ 35 |
Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Вредные и полезные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита |
Уметь: использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, проведения наблюдений за состоянием собственного организма |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
|
45. |
М А Р Т |
|
7. Обобщение по теме: "Пищеварение" |
|
Уметь применять на практике полученные знания |
Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. |
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ 3 часа |
||||||
46. |
М А Р Т |
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. |
1. Обменные процессы в организме.
§ 36 |
Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль в организме белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. |
Знать определение понятий «пластический обмен», «энергетический обмен». Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии |
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
|
47. |
М А Р Т |
Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
|
2. Нормы питания
§ 37 |
Определение норм питания. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья |
Уметь: использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).
|
48. |
М А Р Т |
Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. |
3. Витамины
§ 38 |
Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминоза |
Знать: основные группы витаминов и продукты, их содержащие; роль витаминов в организме |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
|
МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2 часа |
||||||
49. |
М А Р Т |
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. |
1. Строение и функции почек.
§ 39 |
Выделение. Мочевыделительная система |
Знать: особенности строения выделительной системы; органы мочевыделительной системы. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы Роль различных систем в удалении ненужных веществ, образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи |
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
50. |
М А Р Т |
Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
|
2. Предупреждение заболеваний почек. § 40 |
Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья |
Знать меры профилактики заболеваний выделительной системы, вредных привычек. Уметь: характеризовать сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
КОЖА 4 часа |
||||||
51. |
А П Р Е Л Ь |
Покровы тела. |
1. Значение кожи и ее строение.
§ 41 |
Покровы тела: значение и строение, функции. Уход за кожей, волосами, ногтями |
Знать: особенности строения кожи, функции кожи. Уметь: распознавать на таблицах основные части кожи; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. |
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СО, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
52. |
А П Р Е Л Ь |
Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. |
2. Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.
§ 42 |
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. |
Знать о роли кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
53. |
А П Р Е Л Ь |
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
|
3. Роль кожи в теплорегуляции. Первая помощь.
§ 43 |
Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика |
Уметь использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, для их профилактики |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).
|
54. |
А П Р Е Л Ь |
|
4. Обобщение по темам: «Обмен веществ. Выделительная система. Кожа» |
|
Уметь применять на практике полученные знания |
Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.
|
ОРГАНЫ ЧУВСТ. АНАЛИЗАТОРЫ 5 часов |
||||||
55. |
А П Р Е Л Ь |
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. |
1.Как действуют органы чувств и анализаторы.
§ 51 |
Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы |
Знать особенности строения органов чувств и анализаторов. Уметь распознавать на таблицах их основные час-ТИ, описывать их |
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
56. |
А П Р Е Л Ь |
Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. |
2. Орган зрения и зрительный анализатор
§ 52 |
Орган зрения, его строение и функции. Зрительный анализатор |
Знать особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Уметь объяснять результаты наблюдений |
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
57. |
А П Р Е Л Ь |
Нарушения зрения и их предупреждение. |
3. Заболевания и повреждения глаз.
§ 53 |
Нарушения зрения, их профилактика. Дальнозоркость, близорукость. Гигиена зрения |
Знать заболевания органов зрения. Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
58. |
А П Р Е Л Ь |
Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. |
4. Орган слуха.
§ 54 |
Орган слуха, его строение и функции. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. |
Знать особенности строения органа слуха и слухового анализатора.
|
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). |
59. |
М А Й |
Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
|
5. Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса.
§ 54, 55 |
Вестибулярный аппарат - орган равновесия. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы |
Знать особенности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. Уметь характеризовать вестибулярный аппарат как орган равновесия Уметь применять на практике полученные знания |
Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. |
ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА. 5 часов |
||||||
60. |
М А Й |
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. |
1. Врожденные и приобретенные формы поведения. § 56, 57
|
Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Психика и поведение человека |
Знать определения основных понятий. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма |
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
61. |
М А Й |
Познавательная деятельность мозга. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. |
2. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение.
§ 58, 59 |
Биологические ритмы. Сон и его значение, фазы сна. Сон и бодрствование |
Знать основные виды биоритмов. Уметь объяснять значение сна для организма человека |
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
62. |
М А Й |
Высшая нервная деятельность человека. Познавательная деятельность мозга. |
3. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.
§ 60 |
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Познавательная деятельность мозга, сознание. Речь. Мышление. Память. |
Знать особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы. Уметь характеризовать речь, мышление, память и их значение в поведении человека |
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. |
63. |
М А Й |
Эмоции, память, мышление, речь. |
4. Воля и эмоции. Внимание. § 61, |
Эмоции. Воля. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Внимание. |
Знать определение терминов «эмоции», «внимание», «воля». Уметь: использовать приобретённые знания для организации учебной деятельности; характеризовать волю, эмоции, внимание и их значение в поведении человека. |
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
64 |
|
|
Динамика работоспособности. Режим дня. §62
|
Измерение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности и организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Факторы риска: стрессы, переутомление |
Знать определение понятия «утомление». Уметь: анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье; использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха |
Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА 4 часа |
||||||
65. |
М А Й |
Половая система: строение и функции. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. |
1. Половая система человека. Наследственные заболевания, передающиеся половым путем.
§ 63, 64 |
Половая система: женская, мужская. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Инфекции, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), и их профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих
|
Знать особенности строения женской и мужской половых систем. Уметь: называть отличительные признаки женской и мужской половых систем, объяснять хромосомный механизм развития организма по тому или иному типу. Знать основные виды наследственных и врожденных заболеваний. Уметь: объяснять причины проявления наследственных заболеваний; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. |
Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). |
66. |
И Ю Н Ь |
Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. |
2. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.
§ 65 |
Размножение и развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Внутриутробное развитие. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. |
Знать определение понятий «размножение», «оплодотворение». Уметь: характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
67. |
|
Роль генетических знаний в планировании семьи. |
О вреде наркогенных веществ. § 66
|
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья |
Уметь объяснять зависимость собственного здоровья от следования тем или иным привычкам |
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). |
68. |
И Ю Н Ь |
|
Годовая контрольная работа |
Обязательный минимум содержания образования согласно Примерной программе и Требованиям к уровню подготовки учащихся |
Уметь применять полученные знания при решении практических задач |
Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.