1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «История».
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать:
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
- принципы периодизации всемирной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира; всемирной, региональной, национальной и локальной истории;
уметь:
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
- учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
2.Содержание учебного предмета «История».
Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX вв. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Изменение социальной структуры индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX - XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг.Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур."Новые индустриальные страны" Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы. Мировые войны в истории человечества: экономические и политические причины и последствия.Сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу. Информационная революция и становление информационного общества. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX - XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространстве."Неоконсервативная революция". Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Изменения в научной картине мира.
Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905 - 1907 гг. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX вв. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых."Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX - XX вв. Русско-японская война.Россия в Первой мировой войне.
Революция и Гражданская война в России. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Провозглашение и утверждение Советской власти.
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика "военного коммунизма". "Белый" и "красный" террор. Переход к новой экономической политике.
СССР в 1922 - 1991 гг.Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. "Культурная революция". Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. "Холодная война" и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны.
Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг. Конституция 1977 г. Особенности развития советской культуры в 1950 – 1980 гг. "Застой". Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Причины распада СССР.
Российская Федерация (1991 - 2003 гг.)Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Название раздела. |
Количество часов. |
Пути развития индустриального общества |
14 |
Человечество на этапе перехода к информационному обществу |
10 |
Россия в начале XX века. |
6 |
Революция и Гражданская война в России |
4 |
СССР в 1922-1991 гг. |
20 |
Российская Федерация.1991-2003 гг. |
9 |
НРК. |
4 |
Итоговое повторение. |
1 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Название раздела, тема |
Количество часов. |
Дата проведения. |
Домашнее задание. |
1 |
Пути развития индустриального общества. Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX вв. |
14 |
|
§1,2,сообщения Этьен Ленуар, Карл Бенц, Джон Данлоп, братья Райт, И.И.Сикорский, А.С.Попов,Флеминг, Фредерик Тейлор. |
2 |
От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.
|
|
|
§3,4, вопрос 5 стр.30 письменно.
|
3 |
Кризис классических идеологий на рубеже XIX - XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия.. |
|
|
§5,6 прочитать, вопрос 2 стр.58 устно.
|
4 |
Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма.
|
|
|
§1-3 прочитать, вопросы. |
5 |
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг.
|
|
|
§4-6 прочитать. |
6 |
Модели ускоренной модернизации. |
|
|
§7-9 прочитать, ответить на вопросы. |
7 |
Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. |
|
|
§10-12 таблица
|
8 |
Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. |
|
|
§16-18. |
9 |
Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
|
|
|
§7 Вопросы стр.68 учебник 1 сделать презентацию о Гитлере или Муссолини.
|
10 |
"Новые индустриальные страны" Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. |
|
|
§22-23 прочитать. |
11 |
Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
|
|
|
§24-25, записи в тетради прочитать. |
12 |
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине XX вв. |
|
|
§26-29, записи в тетради прочитать. |
13 |
Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.
|
|
|
§33-35 прочитать, выучить записи в тетради. |
14 |
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.
|
|
|
§33-35 повторить |
15 |
Человечество на этапе перехода к информационному обществу. Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества.
|
10 |
|
§8-9 прочитать, вопросы. |
16 |
Собственность, труд и творчество в информационном обществе. |
|
|
§36-39 прочитать, приготовится к семинару.
Вопрос 2 стр. 165 письменно. |
17 |
Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока.
|
|
|
§40-41 прочитать. |
18 |
Глобализация общественного развития на рубеже XX - XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
|
|
|
§43-44 прочитать, вопросы. |
19 |
Кризис политической идеологии на рубеже XX - XXI вв. "Неоконсервативная революция". Современная идеология "Третьего пути". |
|
|
§46-47 прочитать. |
20 |
Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. |
|
|
§48-49 прочитать, ответить на вопросы. |
21 |
Причины возрождения религиозного фундаментализма и национального экстремизма в начале XXI в.
|
|
|
§50 прочитать. |
22 |
Особенности духовной жизни современного общества. |
|
|
§ 10 прочитать.
|
23 |
Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
|
|
|
§11-12, вопросы к документам стр.108-111, повторить темы. |
24 |
Контрольная работа по теме: « Всеобщая история новейшего времени».
|
|
|
Повторить понятия. |
25 |
Россия в начале XX в. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
|
6 |
|
§ 15-17 – конспект учебника 1 §54-56 учебника 2, , аграрная реформа пересказ. |
26 |
Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. |
|
|
Повторить даты. |
27 |
Революция 1905 - 1907 гг. Становление российского парламентаризма.
|
|
|
§27 – 29 учебник 1, §1 учебник 3 прочитать. |
28 |
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX вв. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.
|
|
|
Подготовится к тесту по теме: «Холодная война» |
29 |
"Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX - XX вв. Русско-японская война.
|
|
|
§2 прочитать. |
30 |
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
|
|
|
§3-4 прочитать. |
31 |
Революция и Гражданская война в России. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий.
|
4 |
|
§21-23 |
32 |
Провозглашение и утверждение Советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.
|
|
|
§5 прочитать, работа с документом. |
33 |
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон.
|
|
|
§6 прочитать, работа с документом. |
34 |
Политика "военного коммунизма". "Белый" и "красный" террор. Российская эмиграция. Переход к новой экономической политике.
|
|
|
§7 прочитать, выучить даты, работа с источником стр.110-112. мероприятия НЭПа пересказ. |
35 |
СССР в 1922-1991 гг. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
|
20 |
|
§8 прочитать, вопросы самопроверки. |
36 |
Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. |
|
|
§30 -31 прочитать, ответить на вопросы. |
37 |
Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
|
|
|
§32 – 33 прочитать, вопросы самопроверки.
|
38 |
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. "Культурная революция". |
|
|
§ 34 прочитать, вопросы самопроверки.
|
39 |
Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.
|
|
|
§9-10 прочитать, вопросы самопроверки стр.158 |
40 |
Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.
|
|
|
§11 прочитать, выучить даты. |
41 |
Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. |
|
|
§35-36 прочитать. |
42 |
Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. |
|
|
§12 прочитать. |
43 |
Идеология и культура в годы войны. |
|
|
§13 прочитать, заполнить таблицу. |
44 |
СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.
|
|
|
§14 прочитать, задание 2. |
45 |
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. |
|
|
§15 прочитать, выучить даты. |
46 |
Складывание мировой социалистической системы. "Холодная война" и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.
|
|
|
§16 прочитать. |
47 |
Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг., Причины их неудач. |
|
|
§17 прочитать, ответить на вопросы. |
48 |
Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение.
|
|
|
§18 прочитать, вопросы рубрики «Проверяем себя» |
49 |
Особенности развития советской культуры в 1950 - 1980 гг. Наука и образование в СССР.
|
|
|
§19 прочитать, задания 3 рубрики «Думаем, обсуждаем». |
50 |
"Застой". Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. |
|
|
§20 прочитать, повторить гл.4,5 |
51 |
Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.
|
|
|
§21 прочитать, вопросы. |
52 |
СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.
|
|
|
§22 прочитать. |
53 |
Причины распада СССР.
|
|
|
§23 прочитать. |
54 |
Контрольная работа по теме: «СССР в 1922-1991 гг.» |
|
|
§24 прочитать, выучить понятия, составить тест по параграфу. |
55 |
Российская Федерация.1991-2003 гг. Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис – октября 1993 Г. Конституция Российской Федерации 1993 г. |
9 |
|
§25 прочитать, повторить понятия, выучить схему. |
56 |
Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. |
|
|
Записи в тетради, сделать презентацию о трагедии Беслана. |
57 |
Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. |
|
|
Работа с историческими документами. |
58 |
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
|
|
|
§37прочитать, ответить на вопросы. |
59 |
Российская культура в условиях радикального преобразования общества.
|
|
|
§ 38, вопросы стр.338. сделать презентацию молодежные субкультуры.
|
60 |
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.
|
|
|
§ 39-40, вопрос 6 стр.347,вопрос 3 стр.355.
|
61 |
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.
|
|
|
Прочитать записи в тетради, выучить даты. |
62 |
Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. |
|
|
Повторить имена, понятия курса. |
63 |
Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны.
|
|
|
Прочитать записи в тетради. |
64 |
Экономическое и политическое положение Тюменской губернии после окончания гражданской войны. (НРК). |
4 |
|
Прочитать записи в тетради. |
65 |
Тюменский край в годы тяжелых испытаний 1941-1945. (НРК). |
|
|
Прочитать записи в тетради. |
66 |
Тюменская область в 40-80-е годы .(НРК). |
|
|
Прочитать записи в тетради. |
67 |
Тюменская область в конце ХХ века. (НРК). |
|
|
Прочитать записи в тетради, повторить курс. |
68 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.