Календарно-тематическое планирование уроков БИОЛОГИИ. 10 класс
10 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии 10 класса «Общая биология» Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника :
Ю.И.Полянский, А.Д.Браун и др. Общая биология учебник для 10-11 классов средней школы. – М.Просвещение, 1992
Рабочая программа разработана на основе базисного учебного плана для образовательных учреждений КР, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Практических работ – 5
Лабораторных работ – 6
Контрольных работ - 4
Курс биологии на ступень среднего общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаков – уровневой организации и эволюции поэтому программа содержит сведения об общих биологический закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организаций живой природы.
Основа отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведения человека, в окружающей среде востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.
Изучение биологии направленно на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологический системах (клетка, организм, вид, экосистема);
история развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науке в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание партиотизма, убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношениях в природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдения мер профилактики заболеваний.
Межпредметные связи предмета:
“Физика”: при изучении механики организма, диффузия в организме, тепловые явления,давление, оптическая система, электрические явления в организме;
“Химия”: неорганические и органические вещества, взаимодействие молекул,вода в природе и в организме, строение и функции белков, биосинтез белков, нуклеиновые кислоты, свойства липидов, углеводов; ферменты; хим.методы защиты растений, рациональное питание с точки зрения химии и др.
“География”: Биосфера, растит и животный мир, почвы, земельные и биологические ресурсы, их использование, географическое и экологическое видообразование, расы человека и их возникновениеи единство.
“Математика”: статистика, моделирование, графики, диаграммы, ранжирование, подсчет среднеарифметического, процентных долей, решение задач, вопросы золотого сечения на природных объектах, дроби, например, двойная спираль молекулы ДНК почти полностью соответствует числам Фибоначчи и др.
“Гуманитарные науки”: Гуманизация биологии предполагает взгляд на человека как на высшую ценность, единую универсальную ценность; близка к биологии наука о поведении (этология – наука о поведении), зоопсихология, экология, систематика; использование произведений литературы и живописи при изучении живой природы, знакомство с биографиями знаменитых биологов и историей науки и др.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 классов.
По завершении 10 класса учащиеся должны знать:
Называть: основные положения клеточной теории, структуры клетки и их функции, этапы энергетического обмена, клетки прокариоты и эукариоты, половые и соматические, виды половых клеток, признаки живого организма, виды размножения, фазы митоза и мейоза, этапы индивидуального развития, методы генетики и селекции, виды изменчивости организмов, наследственные болезни человека, основные направления биотехнологии;
Характеризовать: химический состав клетки, обмен веществ клетки, роль ферментов в обмене, ген, самоудвоение ДНК, код ДНК, матричный характер реакций биосинтеза, автотрофный, гетеротрофный типы питания, роль органоидов в клетке, процессы митоза и мейоза, законы наследственности и их цитологические основы, хромосомную теорию наследственности, модификационную изменчивость и ее причины, норму реакции, задачи и методы селекции, вклад И.И. Вавилова, достижения селекции;
Раскрывать: определение генотипа, фенотипа, гомозиготы, гетерозиготы, аллельных генов, доминантных и рецессивных признаков, формулировки законов изменчивости и наследственности, нормы реакции;
Обосновывать: вредное влияние мутагенов, курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность, развитие потомства, значение мутаций для эволюции, селекции;
Выявлять: особенности строения молекул неорганических и органических веществ с их ролью в клетке, особенности строения клеток прокариот и эукариот, вирусов, особенности растений и животных, явлений гетерозиса, полиплоидии;
Сравнивать: строение клеток животных и растений, фенотипы и генотипы родителей и потомства, мужские и женские гаметы, половое и бесполое размножение, митоз, мейоз;
Применять знания: о строении, химическом составе клетки, коде ДНК, клеточном метаболизме для доказательства материального единства живой природы;
Пользоваться: микроскопом и готовить микропрепараты;
Узнавать: на таблицах, рисунках, микропрепаратах основные части и органоиды клетки.
Календарно-тематическое планирование уроков Биологии в 10 классе на 2021-2022 учебный год.
№ урока п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
Тип, вид урока |
Оборудование, ТСО |
Домашнее задание |
Примечание |
||
План |
Факт |
план |
факт |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Введение (1 час) |
|||||||||
1 |
Введение. Биология как наука. Методы исследования, связь с др предметами. Вводный инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Применение сравнительно- описательного метода при изучении многообразия организмов». |
1 |
|
16.09 |
|
Урок-беседа. Лекция. Практическое занятие |
Учебник, кабинет, таблицы,модели,макеты, таблицы, ТСО и прочее |
|
|
Многообразие живых организмов и их классификация (1 час) |
|||||||||
2 |
Многообразие живых организмов и их классификация |
1 |
|
23.09 |
|
Урок |
|
§1.1, 1.2 (Захаров) |
|
Клеточное строение живых организмов. Клетка – единица жизни (7 часов) |
|||||||||
3 |
Клеточное строение живых организмов. Клетка – единица жизни. История изучения клетки.. |
1 |
|
30.09 |
|
Комбинированный |
|
§5.4(Зах) § |
|
4 |
Клетка как элементарная биологическая система. Клеточная теория. Создатели клеточной теории, ее основные положения, значение для развития биологии. |
1 |
|
07.10 |
|
Комб-ый |
|
§5.5(Зах) §31, 32, 33 (П) |
|
5 |
Методы цитологических исследований. Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты. Общий план строения клеток. Структурно-функциональная организация эукариотической клетки |
1 |
|
14.10 |
|
Комб-ый |
|
§5.1, 5.2(Зах) § 34,35,36(П) |
|
6 |
Поверхностный аппарат клетки, его структура и функции, химический состав клетки. |
1 |
|
21.10 |
|
Комб-ый |
|
§5.2.1,5.2.2(Зах) |
|
7 |
Органические и неорганические вещества клетки: белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты,АТФ и витамины. |
1 |
|
28.10 |
|
Комб-ый |
|
§ 3.1,3.2, 3.2.1-3.2.4(Зах) §37,38,39,40,41(П) |
|
8 |
Лабораторная работа № 1 «Сравнение строения клеток прокариот и эукариот».
Лаб.работа № 2 «Изготовление микропрепаратов и изучение клеток растений, животных, гри-бов под микроскопом». «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука». |
1 |
|
04.11 |
|
Комб-ый, лаб.работа |
|
Лаб.раб |
|
9 |
Контрольная работа № 1 |
1 |
|
11.11 |
|
Проверка знаний |
|
Повт-е |
|
Неклеточные формы жизни (1 час). |
|||||||||
10 |
Неклеточные формы жизни. Вирусы. СПИД, КОВИД |
1 |
|
18..11 |
|
Комб-ый |
|
§5.6(Зах) |
|
Обмен веществ и превращение энергии в клетке (6 часов) |
|||||||||
11 |
Обмен веществ и превращение энергии в клетке |
1 |
|
25.11 |
|
Комб-ый |
|
Стр.118-119консп. §4.1(Зах) §42,43,44(П) |
|
12 |
Метаболизм как основа жизнедеятельности клетки. Основные метаболические процессы клетки и методы их изучения. Источники энергии для организмов. |
1 |
|
02.12 |
|
Комб-ый |
|
§4.2(Зах) §46(П) |
|
13 |
Характеристика этапов энергетического обмена. Брожение: типы, значение. Пластический об-мен. Лаб.работа№3«Каталитическая активность ферментов в живых тканях» Лаб.раб №4 «Изучение процессов синтеза и распада веществ в клетках листа элодеи».
|
1 |
|
09.12 |
|
Комб-ый, лаб.работа |
|
§ 4.2, 4.3(Зах) §42, 43(П)
Лаб.раб |
|
14 |
Ген. Современные представления о структуре гена. Генетический код, его свойства. Реализация генетической информации. |
1 |
|
16.12 |
|
Комб-ый |
|
|
|
15 |
Биологический синтез белков. Биологический синтез липидов и углеводов. Реакция матричного синтеза. |
1 |
|
23.12 |
|
Комб-ый |
|
§44,45(П) |
|
16 |
Фотосинтез. Хемосинтез. Основные продукты обмена веществ. Практическое значение знаний о метаболических процессах. Лаб.раб №5 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза». |
1 |
|
30.12 |
|
Комб-ый, лаб.работа |
|
|
|
Размножение клеток, самовоспроизведение клетки. Развитие организмов (6 часов) |
|||||||||
17 |
Деление клетки. Митоз. |
1 |
|
27.01 |
|
Комб-ый |
|
|
|
18 |
Размножение: бесполое и половое. |
1 |
|
03.02 |
|
Комб-ый |
|
|
|
19 |
Мейоз.Строение и образование половых клеток животных и растений. Практическая работа № 2 «Эмбриогенез хордовых. Формы размножения организмов, вегетативное размножение растений». |
1 |
|
10.02 |
|
Комб-ый, практ.работа |
|
|
|
20 |
Половое размножение организмов. Оплодотворение. Формы оплодотворения у растений и животных. Лабораторная работа №6 «Сравнение процессов митоза и мейоза». Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных. Строение половых клеток животных и изучение стадий гаметогенеза». «Наблюдение за насекомыми на разных стадиях развития». |
1 |
|
17.03 |
|
Комб-ый, лаб.работа |
|
|
|
21 |
Периоды онтогенеза у многоклеточных организмов. Эмбриогенез и постэмбриональное развитие у животных и растений. Жизненные циклы растений и животных. Эмбриотехнология. Клонирование. Влияние генотипа и факторов внешней среды на развитие организма. Наследственные болезни человека. |
1 |
|
24.02 |
|
Комб-ый |
|
|
|
22 |
Онтогенез. Контрольная работа № 2 |
1 |
|
03.03 |
|
Проверка знаний |
|
|
|
Наследственность и изменчивость организмов (8 часов) |
|||||||||
23 |
Генетика – как наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость организмов Вклад ученых в становление знаний о наследственности и изменчивости организмов. |
1 |
|
10.03 |
|
Комб-ый |
|
|
|
24 |
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание Законы Менделя. Основная генетическая терминология и символика. Составление схем скрещивания. Методы генетики. Правило доминирования, или закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Г. Менделя). Закон расщепления признаков (второй закон Г. Менделя). Цитологические основы моногибридного скрещивания. |
1 |
|
17.03 |
|
Комб-ый |
|
|
|
25 |
Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание |
1 |
|
24.03 |
|
Комб-ый |
|
|
|
26 |
Решение генетических работ Практическая работа №№3,4 1)Решение генетических задач на моно-, ди-, и полигибридное скрещивание; на сцепленное с полом наследование; на взаимодействие генов; на составление родословных. 2)Изменчивость, построение вариационного ряда. |
1 |
|
31.03 |
|
Комб-ый, решение задач |
|
|
|
27 |
Хромосомная теория наследственности |
1 |
|
08.04 |
|
Комб-ый |
|
|
|
28 |
Группы сцепления генов. Генетика пола. Ген, геном. Хромосомный механизм определения пола у организмов. Аутосомы и хромосомы. Наследование признаков, сцепленных с полом: дальтонизм и гемофилия у человека. Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование признаков. Изменчивость признаков у организмов. Генотип и внешняя среда. Количественные и качественные признаки у организмов. Виды изменчивости: ненаследствен-ная (модификационная) и наследственная (генотипическая). Фенотип и генотип. |
1 |
|
14.04 |
|
Комб-ый |
|
|
|
29 |
Модификационная изменчивость, наследственная изменчивость, комбинативная, корреляционная и мутационная |
1 |
|
21.04 |
|
Комб-ый |
|
|
|
30 |
Генетика и здоровье человека Мутации. Виды мутаций и их характеристика. Геномные, хромосомные и генные мутации. Причины возникновения мутаций. Факторы – мутагены окружающей среды и их влияние на организм. |
1 |
|
28.04 |
|
Комб-ый |
|
|
|
Основы селекции и биотехнология (3 часа) |
|||||||||
31 |
Основы селекции и биотехнология. Н.И.Вавилов.Закон гомологических рядов, центры многообразия и происхожд культрастений. Биотехнология. |
1 |
|
06.05 |
|
Комб-ый |
|
|
|
32 |
Контрольная работа № 3 Практ.работа № 5 «Сравнение пород животных и сортов растений. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». |
1 |
|
12.05 |
|
Комб-ый, практ.работа |
|
|
|
33 |
Биоинженерия. Генная и клеточная инженерия. Молекулярная биология, генная инженерия. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.). Основатели молекулярной биологии. Отделение молекулярной биологии от биохимии, определение молекулярной биологии как науки. Задачи молекулярной биологии. Основные направления молекулярной биологии. Генная инженерия. Современные достижения молекулярной биологии. Влияние молекулярной биологии на развитие сельского хозяйства, медицины и др. науки. |
1 |
|
19.05 |
|
Комб-ый |
|
|
|
34 |
Контрольная работа № 4 |
1 |
|
26.05 |
|
Урок- проверка знаний |
|
|
|
35 |
Повторение. Обобщение |
1 |
|
02.06 |
|
Урок- обобщение |
|
|
|
36 |
Подведение итогов года |
1 |
|
07.06 |
|
|
Летнее задание |
|
|
Учитель Биологии: ________________ Джанкорозова Э.Д.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.