Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс
Оценка 4.6

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Оценка 4.6
Документация
doc
окружающий мир
3 кл
29.03.2018
Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс
Приводить примеры ве-ществ; сравнивать, различать и характери-зовать твёрдые тела; применять законы и правила к природным про-цессам. Находить различия между телами: природными и искусствен-ными.Читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное.
Окружающий мир.doc
№ п/п Дата Тема урока 1 01.09 Тела и  вещества. Тип урока УОНМ4 2 06.09 Из чего состоит вещество? Комбинированн ый урок. Знакомство с новым  учебником и рабочей  тетрадью (основные  разделы, условные  обозначения и т.д.).  Знакомство с понятием  «тело». Знакомство с составом  вещества (состоит из  частиц), с различными  состояниями веществ.  Проведение опытов по  определению состава  веществ. 3 08.09 Что такое энергия? УОНМ Знакомство с понятиями  «энергия», «источники  энергии». 4 13.09 Превращение  энергии.  Комбинирован ный урок. Знакомство с понятиями  «неистребимость  энергии», «превращение  энергии», «выделение  тепла». Самостоятельная  работа с текстом  КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Основные понятия урока Планируемые предметные результаты Универсальные учебные действия Личностн ые результат ы Самостоятельно  определять и  высказывать  самые простые,  общие для всех  людей правила  поведения. Проявлять  заинтересованнос ть в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий,  творческий  подход к  выполнению  заданий. Определять под  руководством  педагога самые  простые правила  поведения при  сотрудничестве. Читать вслух и про себя  тексты учебников  (прогнозировать будущее  чтение; ставить вопросы к  тексту и искать ответы;  проверять себя); отделять  новое от известного;  выделять главное. Доносить свою позицию до  других: высказывать свою  точку зрения и пытаться её  обосновать, приводя  аргументы; слушать других,  пытаться принимать другую  точку зрения, быть готовым  изменить свою точку зрения. Планировать учебную  деятельность на уроке;  составлять план решения  проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои  действия с целью работы. Вычитывать из текста  фактуальную информацию,  подтекстовую (неявную);  ориентироваться в  структуре текста;  определять его  Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  Приводить примеры веществ; сравнивать, различать и  характеризовать твёрдые  тела; применять законы и  правила к природным  процессам. Находить  различия между телами:  природными и  искусственными. Различать разные состояния  вещества; сравнивать,  различать и характеризовать  твёрдые тела, жидкости и  газы; называть отличия смеси от чистого вещества;  проводить с помощью  учителя простейшие опыты  по определению свойств  различных веществ. Правильно находить  источники энергии,  правильно применять  понятие «энергия» в языке;  объяснять и доказывать  необходимость бережного  отношения к энергии. Иметь представление о за­ коне сохранения энергии,  объяснять превращение  энергии в тепло; приводить  примеры движения под  действием энергии; объяс­ учебника. нять и доказывать необхо­ димость бережного отно­ шения к энергии. УОНМ 5 15.09 Где обитают  живые орга­ низмы.  Проверочна я работа №  1 по теме  «Тела и  вещества» 6 20.09 Большой  круговорот веществ. УОНМ 7 22.09 Живые участ­ ники кругово­ рота веществ. Комбинированный урок. Знакомство с ос­ новными оболочками Земли, с понятием  «биосфера» (живая  оболочка Земли),  распространением  живых организмов в  природе. Уточнение элемен­ тарных сведений о  круговороте ве­ ществ, обсуждение  в парах значения  кислорода для ды­ хания живых орга­ низмов и человека. Знакомство учащих­ ся с основными  «профессиями» жи­ вых организмов и их  взаимной зависимо­ стью. Отработка  умения выделять  Называть основные  оболочки Земли;  приводить примеры  взаимосвязей между  живой и неживой при­ родой;  характеризовать ме­ сто обитания живых  организмов; объяснять необходимость  бережного отношения  к живым организмам и оболочкам планеты. Выделять звенья  круговорота веществ;  приводить примеры  взаимосвязей между  живой и неживой при­ родой; называть звенья круговорота веществ;  проводить наблюдения за растениями и  животными; харак­ теризовать круговорот  веществ как пример  единства живого и  неживого. Характеризовать  условия,  необходимые для  жизни растений;  рассказывать о роли  растений, грибов и  животных в природе  тематическую  принадлежность; перераба­ тывать полученную  информацию: сравнивать  факты; определять причины  явлений, событий. Совместно с учителем об­ наруживать и формулиро­ вать учебную проблему; ра­ ботая по плану, сверять  свои действия с целью и,  при необходимости, исправ­ лять ошибки с помощью  учителя; перерабатывать  полученную информацию:  делать выводы на основе  обобщения знаний. Работая по плану, сверять  свои действия с целью и, при необходимости, исправлять  ошибки с помощью учителя;  в диалоге с учителем  вырабатывать критерии  оценки и определять степень успешности выполнения  своей работы и работы всех. способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Определять под руководством  педагога самые  простые  правила пове­ дения при  сотрудничестве; понимать  причины успеха и неудач в  собственной  учебе. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Ориентироваться в своей  системе знаний: самостоя­ тельно предполагать, какая  информация нужна для  решения учебной задачи в  один шаг; отбирать  необходимые для решения  Определять под руководством  педагога самые  простые  правила пове­ дения при  сотрудничестве; звенья круговорота  веществ. Знакомство с поня­ тиями: «обмен ве­ ществ», «дыхание»,  «питание», «горе­ ние», «запасание  энергии». Само­ стоятельная работа с текстом учебника. Комбинированный урок. 8 27.09 Обмен ве­ ществ в орга­ низме. Горение и дыхание.  Проверочная  работа № 2 по теме «Живая  оболочка  планеты» 9 29.09 Как живые ор­ ганизмы запа­ сают энергию  Солнца. УОиСЗ Уточнение пред­ ставлений о Солнце, его значении для  живых организмов. 10 04.10 Контрольная  работа № 1  по теме  «Вещества и  энергия.  УКЗ Проверка уровня  усвоения изученного материала, умения  применять по­ лученные знания на  и жизни людей;  характеризовать  способы питания,  размножения;  условия, необходи­ мые для жизни  животных. Приводить примеры  обмена веществ:  поглощения и вы­ деления веществ  живыми организмами;  объяснять значение  кислорода для  дыхания живых  организмов и  человека; выделять  звенья круговорота  веществ; приводить  примеры взаимосвязей между живой и  неживой природой. Характеризовать роль Солнца как главного  источника энергии  для живых  организмов; выделять звенья круговорота  веществ; приводить  примеры взаи­ мосвязей между  живой и неживой  природой; называть  звенья круговорота  веществ. Знать обязательный  минимум (требования  программы)  изученного материала.  Применять  учебной задачи источники  информации. Вычитывать из текста фак­ туальную информацию, под­ текстовую (неявную); ориен­ тироваться в структуре тек­ ста; определять его темати­ ческую принадлежность;  перерабатывать полученную  информацию: сравнивать  факты; определять причины  явлений, событий. понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе. Анализировать  свои действия и  управлять ими;  сопоставлять  собственную  оценку своей  деятельности с  оценкой  учителя. Добывать новые знания:  извлекать информацию,  представленную в разных  формах (текст, таблица,  схема, иллюстрация и др.);  доносить свою позицию до  других: оформлять свои  мысли в устной и письмен­ ной речи с учётом учебных  ситуаций. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. В диалоге с учителем учить­ ся вырабатывать критерии  оценки и определять сте­ пень успешности выполне­ ния своей работы и работы  Анализировать  свои действия и  управлять ими;  сопоставлять  собственную Живая  оболочка  планеты» 11 06.10 Жизнь  экосистемы. УОНМ 12 11.10 Почва ­ важ­ нейшая часть  экосистемы. Комбинированный урок. практике. Знакомство с тем,  что экосистема об­ ладает всеми эле­ ментами, свойст­ венными биосфере. Знакомство со  строением почвы,  видами почв, значе­ нием почвы в функ­ ционировании эко­ систем. Проведение  опытов «Состав  почвы». полученные знания к  конкретной ситуации  для ее объяснения,  использовать законы и  правила для  осмысления своего  опыта. Характеризовать  экосистемы и  природные сообщест­ ва (на примере леса,  луга, водоёма);  характеризовать роль  каждого из компонен­ тов экосистемы;  рассматривать  круговорот веществ в  качестве причины  устойчивости  экосистемы; харак­ теризовать роль  каждой «профессии»  в экосистеме;  характеризовать  влияние человека на  экосистемы и  природные  сообщества. Характеризовать (на  основе опытов) состав  почвы, роль почвы в  природе и роль живых  организмов в образо­ вании почвы;  объяснять причину  плодородия почвы;  приводить примеры  взаимосвязей между  живой и неживой  природой различных  всех. Извлекать (по заданию учи­ теля) необходимую инфор­ мацию из учебника и допол­ нительных источников зна­ ний (словари, энциклопедии,  справочники) об экосисте­ мах и природных сообщест­ вах и обсуждать полученные  сведения; доносить свою  позицию до других: выска­ зывать свою точку зрения и  пытаться её обосновать. оценку своей  деятельности с  оценкой  учителя. Определять под руководством  педагога самые  простые  правила пове­ дения при  сотрудничестве; понимать  причины успеха и неудач в  собственной  учебе; анализи­ ровать свои  действия и  управлять ими. Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; выпол­ нять универсальные логиче­ ские действия: анализ, син­ тез, выбирать основания для сравнения, сериации,  классификации объектов,  устанавливать аналогии и  причинно­следственные  связи. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. 13 13.10 Экосистема  озера. УОНМ 14  18.10 Экосистема  болота. УОНМ Уточнение пред­ ставлений об экоси­ стеме озера. Работа с гербарием и ил­ люстрациями учеб­ ника. (Основные  понятия: мелкие  (одноклеточные) и  крупные водоросли,  дафнии, озерные и  речные рыбы.) Уточнение пред­ ставлений о болоте  как природном со­ обществе. (Основ­ ные понятия: бо­ лото ­ заросшее  озеро; болотные  растения, сфагнум  и его роль в погло­ щении лишней воды, животные болот,  торф и накопление  отмершей  органики.) экосистем. Объяснять значение  круговорота веществ в природе; называть  компоненты эко­ системы; приводить  приметы растений и  животных озер,  называть их «профес­ сии»; рассказывать о  разнообразии  обитателей озера,  связях между ними,  устойчивости  экологической  системы; о возможном негативном  воздействии человека  на природное сооб­ щество озера. Рассказывать о  разнообразии  обитателей болота,  связей между ними,  устойчивости  экологической сис­ темы; объяснять  значение круговорота  веществ в природе;  называть компоненты  экосистемы болота;  приводить приметы  растений и животных  болот, называть их  «профессии»;  объяснять и  доказывать необходи­ мость бережного  отношения к живым  организмам. Анализировать  свои действия и  управлять ими;  сопоставлять  собственную  оценку своей  деятельности с  оценкой  учителя. Работая по плану, сверять  свои действия с целью и, при необходимости, исправлять  ошибки с помощью учителя;  в диалоге с учителем  вырабатывать критерии  оценки и определять степень успешности выполнения  своей работы и работы всех; полно и точно выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации. Работать с информацией,  критически к ней  относиться, выбирать  необходимую информацию  из прочитанного текста;  находить цель учебной  деятельности с помощью  учителя и самостоятельно,  искать средства её  осуществления; организо­ вывать учебное взаимодей­ ствие в группе. Анализировать  свои действия и  управлять ими;  сопоставлять  собственную  оценку своей  деятельности с  оценкой учи­ теля; принимать  внутреннюю  позицию школь­ ника на уровне  положительного  отношения к  урокам  окружающего  мира. 15 20.10 Экосистема  луга. УОНМ 16 25.10 Лесные произ­ водители. УОНМ Уточнение пред­ ставлений о луге как  природном сообще­ стве. (Основные  понятия: луговые  растения ­ злаки и  разнотравье; жи­ вотные лугов; дож­ девые черви и бак­ терии, их роль в  почвенном плодо­ родии. Зарастание  луга лесом.) Уточнение пред­ ставлений о лесе как  природном со­ обществе. (Основные понятия: эко­ система леса, де­ ревья ­ главные  растения леса,  древесина, лесные  кустарники, лесные  травы; значение  лесных животных.) Рассказывать о  разнообразии  обитателей луга,  связях между ними,  устойчивости эколо­ гической системы;  объяснять значение  круговорота веществ в природе; называть  компоненты  экосистемы луга;  приводить приметы  растений и животных  болот, называть их  «профессии»;  объяснять и  доказывать  необходимость  бережного отношения  к живым организмам. Называть основные  компоненты  экосистемы леса; при­ водить примеры  взаимосвязей между  живой и неживой  природой;  классифицировать  живые организмы по  их ролям, выделять  цепи питания в  экосистемах;  объяснять  взаимосвязи между  разрушителями и  потребителями леса;  объяснять и  доказывать  необходимость  бережного отношения  Работая по плану, сверять  свои действия с целью и, при необходимости, исправлять  ошибки с помощью учителя;  в диалоге с учителем  вырабатывать критерии  оценки и определять степень успешности выполнения  своей работы и работы всех; полно и точно выражать  свои мысли в соответствие с задачами и условиями  коммуникации. Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; выпол­ нять универсальные логиче­ ские действия: анализ, син­ тез, выбирать основания для  сравнения, сериации,  классификации объектов,  устанавливать аналогии и  причинно­следственные  связи; полно и точно выра­ жать свои мысли в соответ­ ствие с задачами и усло­ виями коммуникации. Определять под  руководством  педагога самые  простые правила поведения при  сотрудничестве;  понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе; сопостав­ лять  собственную  оценку своей  деятельности с  оценкой  учителем. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к  выполнению  заданий;  понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе. 17 27.10 Потребители и  разрушители  лесной экоси­ стемы. Комбинированный урок. Уточнение пред­ ставлений о лесе  как природном со­ обществе. (Основ­ ное понятие: зна­ чение лесных жи­ вотных.) 18 08.11 Экосистема  поля. УОНМ Уточнение пред­ ставлений о поле  как природном со­ обществе. (Основ­ ные понятия: поле  ­ искусственная  экологическая сис­ тема, культурные  растения, вспашка  полей, удобрение  поля, животные  полей.) Находить цель учебной дея­ тельности с помощью учи­ теля и самостоятельно, ис­ кать средства её осуществ­ ления; организовывать  учебное взаимодействие в  группе; выполнять универ­ сальные логические дейст­ вия: анализ, синтез; выби­ рать основания для сравне­ ния, сериации, классифика­ ции объектов. Определять под руководством  педагога самые  простые  правила пове­ дения при  сотрудничестве; понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе; анализи­ ровать свои  действия и  управлять ими. Организовывать учебное  взаимодействие в группе;  принимать и решать позна­ вательные и учебные зада­ чи, выбирать из текста нуж­ ную информацию, иллюст­ рации, схемы; выполнять  универсальные логические  действия: анализ, синтез;  выбирать основания для  сравнения, сериации, клас­ сификации объектов. Анализировать  свои действия и  управлять ими;  сопоставлять  собственную  оценку своей  деятельности с  оценкой учи­ теля; понимать  роль при­ родоведческих  знаний жизни  человека. к живым организмам. Называть основные  компоненты  экосистемы леса;  приводить примеры  взаимосвязей между  живой и неживой  природой; класси­ фицировать живые  организмы по их  ролям, выделять цепи питания в экоси­ стемах; объяснять  взаимосвязи между  разрушителями и  потребителями леса;  объяснять и  доказывать  необходимость  бережного отношения к живым организмам. Называть основные  компоненты  экосистемы поля;  приводить примеры  взаимосвязей между  живой и неживой  природой; класси­ фицировать живые  организмы по их  ролям, выделять цепи  питания в экоси­ стемах; объяснять  взаимосвязи между  разрушителями и  потребителями поля;  объяснять  необходимость  бережного отношения к живым организмам. Комбинированный урок. Уточнение пред­ 19 10.11 Аквариум  ­маленькая  искусственная  экосистема.  Проверочная  работа № 3 по теме  «Экологическ ая система  живой  оболочки  Земли» 20 15.11 Растения  ­производите­ ли. УОНМ ставлений об аква­ риуме как природ­ ном сообществе.  (Основные понятия: аквариум  ­маленькая искусст­ венная экосистема,  неживые и живые  компоненты аква­ риума, водоросли,  рачки и рыбы, бак­ терии.) Обсуждение в груп­ пах разнообразия и  роли растений в  природе. Знакомство  с различными  группами растений и  их строением. Работа с дополнительными  источниками  информации. Называть основные  компоненты  экосистемы аквариу­ ма; приводить  примеры  взаимосвязей между  живой и неживой  природой; клас­ сифицировать живые  организмы по их  ролям, выделять цепи  питания в  экосистемах;  объяснять взаимо­ связи между  разрушителями и  потребителями аква­ риума; объяснять и  доказывать  необходимость  бережного отношения к живым организмам. Называть различия  растений и животных;  характеризовать  условия, необходимые для жизни растений;  рассказывать о роли  растений в природе и  жизни людей;  определять части  цветкового растения;  приводить примеры  хвойных и цветковых  растений, выделять их отличия (на примере  своей местности);  объяснять и  доказывать необ­ ходимость бережного  Находить цель учебной дея­ тельности с помощью учи­ теля и самостоятельно, ис­ кать средства её осуществ­ ления; организовывать  учебное взаимодействие в  группе; принимать и решать  познавательные и учебные  задачи, выбирать из текста  нужную информацию, иллю­ страции, схемы. Извлекать (по заданию учи­ теля) необходимую инфор­ мацию из учебника и допол­ нительных источников зна­ ний (словари, энциклопедии,  справочники)о растениях  своего региона и обсуждать  полученные сведения; нахо­ дить цель учебной деятель­ ности с помощью учителя и  самостоятельно, искать  средства её осуществления;  организовывать учебное  взаимодействие в группе. Испытывать  желание от­ крывать новое  знание, новые  способы  действия,  готовность  преодолевать  учебные  затруднения; со­ поставлять  собственную  оценку своей  деятельности с  оценкой  учителем. Определять под  руководством  педагога самые  простые правила поведения при  сотрудничестве; понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе; испыты­ вать желание  открывать новое знание,  готовность  преодолевать  учебные  затруднения. 21 17.11 Животные  маленькие и  большие. УОНМ Самостоятельная  работа с текстом  учебника. Расшире­ ние представлений о  растительном и  животном мире. 22 22.11 Маленькие  рыцари. УОНМ Знакомство с осо­ бенностями и обра­ зом жизни ракооб­ разных, насекомых и пауков. отношения к живым  организмам. Сравнивать и  устанавливать отличия внешнего вида и  особенностей строения насекомых, рыб, птиц,  зверей; сравнивать  способы питания,  размножения, обмена  информацией живот­ ных; называть  различия растений и  животных; осо­ бенности строения  различных групп  животных; харак­ теризовать условия,  необходимые для  жизни растений. Описывать внешний  вид, характерные  особенности  представителей  насекомых, пауков и  ракообразных (на  примере своей  местности); различать  представителей  различных групп  животных;  подготавливать  рассказ об одном из  представителей  изучаемой группы  животных (по выбору); объяснять и  доказывать  необходимость  бережного отношения  Извлекать (по заданию учи­ теля) необходимую инфор­ мацию из учебника и допол­ нительных источников зна­ ний (словари, энциклопедии,  справочники)о животных  своего региона и обсуждать  полученные сведения; орга­ низовывать учебное взаи­ модействие в группе; при­ нимать и решать познава­ тельные и учебные задачи. Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; выпол­ нять универсальные логиче­ ские действия: анализ, син­ тез; выбирать основания для сравнения, сериации,  классификации объектов,  устанавливать аналогии и  причинно­следственные  связи; полно и точно выра­ жать свои мысли в соответ­ ствие с задачами и усло­ виями коммуникации. Определять под  руководством  педагога самые  простые правила поведения при  сотрудничестве;  понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе; испыты­ вать желание  открывать новое знание, новые  способы  действия. Испытывать  желание от­ крывать новое  знание, новые  способы  действия,  готовность  преодолевать  учебные  затруднения.  Определять под  руководством  педагога самые  простые правила поведения при  сотрудничестве. 23 24.11 Первый шаг из  моря на сушу. Комбинированный урок. Знакомство с  особенностями  строения и образом  жизни рыб и земно­ водных. 24 29.11 На суше как  дома. Комбинированный урок. 25 01.12 Пернатые  изобретатели. УОНМ Знакомство с осо­ бенностями строе­ ния и образом жизни пресмыкающихся, а  также и с тем, как  они приспособились  к жизни на суше. Знакомство с осо­ бенностями строе­ ния и образом жиз­ ни птиц и их  приспособлениями  к полётам. к живым организмам. Описывать внешний  вид, характерные  особенности  представителей рыб и  земноводных;  различать пред­ ставителей различных  групп животных;  подготавливать  рассказ об одном из  представителей  изучаемой группы  животных (по  выбору); объяснять и  доказывать необхо­ димость бережного  отношения к живым  организмам. Описывать внешний  вид, характерные  особенности  представителей  пресмыкающихся;  различать представи­ телей различных  групп животных;  подготавливать рас­ сказ об одном из  представителей  изучаемой группы жи­ вотных (по выбору). Описывать внешний  вид, характерные  особенности  представителей птиц  (на примере своей  местности);  различать  представителей  Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; выпол­ нять универсальные логиче­ ские действия: анализ, син­ тез, выбирать основания для  сравнения, сериации,  классификации объектов,  устанавливать аналогии и  причинно­следственные  связи; полно и точно выра­ жать свои мысли. Определять под руководством  педагога самые  простые  правила пове­ дения при  сотрудничестве; понимать  причины успеха и неудач в  собственной  учебе. Находить цель учебной дея­ тельности с помощью учи­ теля и самостоятельно, ис­ кать средства её осуществ­ ления; организовывать  учебное взаимодействие в  группе; выполнять универ­ сальные логические дейст­ вия: анализ, синтез. Испытывать  желание от­ крывать новое  знание, новые  способы  действия,  готовность  преодолевать  учебные  затруднения. Организовывать учебное  взаимодействие в группе;  принимать и решать позна­ вательные и учебные  задачи, выбирать из текста  нужную информацию,  иллюстрации, схемы;  выполнять универсальные  Испытывать  желание от­ крывать новое  знание, новые  способы  действия,  готовность  преодолевать 26 06.12 Наши братья.  Осторожно,  животные!  Проверочная  работа № 4 по  теме «Живые  участники  круговорота  веществ» Комбинированный урок. Знакомство с осо­ бенностями строе­ ния и образом жизни млекопитающих, и  их приспособлением к жизни на суше. 27 08.12 Прирождён­ ные разруши­ тели. Комбинированный урок. Знакомство учащих­ ся с многообразием  грибов и их ролью в  природе. (Основные  понятия: грибы  ­разрушители дре­ весины, грибница,  дрожжи,  бактерии). различных групп  животных;  подготавливать  рассказ об одном из  представителей  изучаемой группы  животных (по  выбору); объяснять и  доказывать  необходимость  бережного  отношения к живым  организмам. Проводить  наблюдения за  растениями и  животными; объяснять и доказывать  необходимость  бережного отношения  к живым организмам;  объяснять, что че­ ловек тоже относится  к млекопитающим;  объяснять и  доказывать необходи­ мость бережного  отношения к живым  организмам. Рассказывать о роли  грибов в природе и  жизни людей;  различать и  определять съедобные  и ядовитые грибы (на  примере своей мест­ ности); объяснять,  какие особенности  помогают грибам  выполнять роль разру­ логические действия:  анализ, синтез; выбирать  основания для сравнения,  сериации, классификации  объектов. учебные  затруднения;  анализировать  свои действия и  управлять ими. Организовывать учебное  взаимодействие в группе;  принимать и решать позна­ вательные и учебные зада­ чи, выбирать из текста нуж­ ную информацию, иллюст­ рации, схемы; выполнять  универсальные логические  действия: анализ, синтез;  выбирать основания для  сравнения объектов. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Организовывать учебное  взаимодействие в группе;  принимать и решать позна­ вательные и учебные зада­ чи, выбирать из текста нуж­ ную информацию, иллюст­ рации, схемы. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к  выполнению  заданий. 29 13.12 Экскурсия в  краеведческий  музей. Урок­экскурсия. Урок­диспут. 30 15.12 Как нам жить в дружбе с при­ родой.  Контрольная  работа № 2 по  теме  «Обитатели  Земли» 31 20.12 Введение.  Отправляемся  в путешествие. Вводный урок. 32 22.12 Живая связь времён. УОНМ Знакомство с экспо­ зицией музея. Рас­ сматривание внеш­ него вида изученных  на уроках орга­ низмов. Знакомство с про­ блемами природо­ охранного характе­ ра, стоящими перед  человечеством. Знакомство с новым  учебником,  основными разделами курса, правилами  работы на уроке,  условными  обозначениями в  учебниках и  тетрадях. Знакомство с  понятиями «время»,  «пространство».  Обсуждение в  группах связи между  шителей. Подготавливать в  группах рассказ о  наблюдениях во  время экскурсии в  краеведческий музей  (ознакомление с  природой родного  края). Приводить примеры  зависимости  удовлетворения  потребностей людей  от природы, включая  потребности  эмоционально­ эстетического  характера; доводы в  доказательство  зависимости  удовлетворения  потребностей людей  от природы;  оценивать влияние  современного  человека на природу. Ориентироваться в  структуре новой  учебной книги, её  содержании; работать  с моделью «Река  времени Российской  истории». Объяснять личное  значение («для меня»)  понятий «малая  Родина», «Родина»,  «общество»,  Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; выполнять универсальные логические  действия: анализ, синтез,  Находить цель учебной дея­ тельности с помощью учи­ теля и самостоятельно, ис­ кать средства её осуществ­ ления; организовывать  учебное взаимодействие в  группе. Самостоятельно определять и  высказывать са­ мые простые,  общие для всех  людей правила  поведения. Оценивать свою личную роль в охране природы; уча­ ствовать в диспуте, посвя­ щенном выбору оптималь­ ных форм поведения, спо­ собствующих сохранению  природы; организовывать  учебное взаимодействие в  группе; принимать и решать  познавательные и учебные  задачи. Находить цель учебной  деятельности с помощью  учителя и самостоятельно,  искать средства её  осуществления;  организовывать учебное  взаимодействие в группе. Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых  норм: в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые  можно оценить  как хорошие или плохие. Самостоятельно  определять и  высказывать  общие для всех  людей правила  поведения  (основы  общечеловечески х ценностей). Испытывать  положительное  отношение к  процессу учения, к приобретению системой исчисления  «исторического  времени» и  повседневной  формой счета  времени. Уточнение  представлений об  историческом счете  времени. Знакомство  с правилами  определения номера  века по году. 33 10.01 Как считать  время? Комбинированный урок. 34 12.01 С чего  начинается  Родина? Комбинированный урок. Обсуждение роли  науки истории в  жизни общества и  значение изучения  истории для кон­ кретного человека. «государство»,  «Отечество»;  преобразовывать  извлечённую  информацию в  соответствии с  заданием;  обмениваться с  одноклассниками  сведениями  (полученными из  разных источников) о  прошлом и настоящем  своей семьи, родного  края. Находить на ленте  времени века, годы,  точку отсчёта (эру);  соотносить годы с  конкретными веками;  находить и извлекать  необходимую  информацию о  настоящем нашей  страны, родного края  из текста,  иллюстраций, карт  учебника, из  дополнительных  источников знаний  (словари,  энциклопедии,  справочники). Понимать свою  принадлежность к  стране, в которой ты  родился и живешь;  объяснять своими  слова значение  понятий «власть»,  выбирать основания для  сравнения, сериации,  классификации объектов,  устанавливать аналогии и  причинно­следственные  связи. знаний и умений;  готовность  оценивать свой  учебный труд;  понимать  причины успеха и неудач в  собственной  учебе. Находить цель учебной  деятельности с помощью  учителя и самостоятельно,  искать средства её  осуществления;  организовывать учебное  взаимодействие в группе;  выполнять в группе задания  по осмыслению значимого  явления настоящего своей  малой Родины, нашей  страны. Проявлять  заинтересованнос ть в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий,  осуществлять  творческий  подход к  выполнению  заданий. Находить цель учебной дея­ тельности с помощью  учителя и самостоятельно,  искать средства её  осуществления;  организовывать учебное  взаимодействие в группе. Выделять  нравственный  аспект  поведения,  соотносить  поступки с  принятыми в 35 17.01 Память о  прошлом.  Проверочная  работа № 1 по теме «Твои  родные и твоя родина в  потоке  времени» УОиСЗ Знакомство с поня­ тием «исторический  источник». Обсуж­ дение в малых  группах вопроса:  «Как узнать про­ шлое?» 36 19.01 Как на Руси  появилось  государство? УОНМ 37 24.01 Как на Руси  появилось  государство? УОНМ Знакомство со вре­ менем образования  Древнерусского  государства, с  признаками,  указывающими на  начало образования  государства; с  культурой жителей  Древней Руси. Самостоятельная  работа с текстом  учебника. Продол­ жение работы над  темой. «правительство». Объяснять значение  понятия  «исторический источ­ ник»; приводить  примеры  исторических  источников;  рассказывать о том,  что может рассказать  экспонат  исторического музея;  объяснять и  доказывать свою  точку зрения в  вопросе о том,  почему каждому  человеку важно знать  историю своей  страны. Размещать на ленте  времени по  соответствующим  эпохам (обозначенным названиями и веками)  даты (годы)  исторических  событий, а также  известные ученику  имена исторических  деятелей и памятники  культуры. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени; а  также по  представленной в  Осуществлять поиск учеб­ ной информации из расска­ за учителя, из материалов  учебника, в рабочей тетра­ ди, из собственных наблю­ дений объектов природы и  культуры, личного опыта  общения с людьми; приме­ нять для решения учебных  задач логические действия  анализа, сравнения, обоб­ щения, классификации. Адекватно использовать ре­ чевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);  вступать в учебное со­ трудничество с учителем и  одноклассниками, осущест­ влять совместную деятель­ ность в паре. обществе  нормами. Испытывать  положительное  отношение к  процессу  учения, к  приобретению  знаний и умений; готовность  оценивать свой  учебный труд,  принимать  оценки одно­ классников,  учителя,  родителей. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке  значимого события, явления  прошлого своей малой Ро­ дины, нашей страны (рас­ пределить роли, добыть и  преобразовать информацию,  Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых 38  26.01 «Золотые во­ рота» в Древ­ нюю Русь. Комбинированный урок. 39 31.01 «За землю  Русскую!» УОНМ тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках культуры,  исторических  деятелях; определять  последовательность  исторических событий во времена Древней  Руси. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени; а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках культуры,  исторических  деятелях; определять  последовательность  исторических событий во времена Древней  Руси. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени; а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках обсудить и договориться об  общем ответе, представить  его). Преобразовывать извлечён­ ную информацию в соответ­ ствии с заданием (выделять  главное, сравнивать, выра­ жать свое отношение) и  представлять её в виде уст­ ного или письменного тек­ ста, рисунка. норм:в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые  можно оценить  как хорошие или плохие. Проявлять  желание от­ крывать новое  знание, новые  способы  действия,  готовность  преодолевать  учебные  затруднения,  умение  сотрудничать. Находить и извлекать необ­ ходимую информацию о  прошлом нашей страны,  родного края (о праздниках,  достопримечательностях и  т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополни­ тельных источников знаний  (словари,энциклопедии,  справочники). Принимать и  осваивать  социальную  роль обу­ чающегося;  осознавать  собственные  мотивы  учебной  деятельности;  оценивать  Самостоятельная  работа с текстом  учебника. (Основные понятия урока:  города ­ центры  культуры Древней  Руси, храм в жизни  древнерусского го­ рода, монастыри,  летописи и руко­ писные книги.) Знакомство с «во­ енной историей»  Древнерусского  государства. 40 02.02 Комбинированный урок. Знакомство с исто­ рическим источни­ ком «Слово о полку  Игореве», с истори­ ческим событием  ­нашествие на Древ­ нюю Русь монголов. «Слово о по­ гибели Рус­ ской земли».  Проверочная  работа № 2 по теме  «Времена  Древней  Руси» 41 07.02 От Древней  Руси к единой  России. УОНМ Знакомство с эпохой  усиления Москов­ ского княжества и  формирования  Московского госу­ дарства. культуры,  исторических  деятелях; определять  последовательность  исторических событий во времена Древней  Руси. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени, а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках культуры,  исторических  деятелях; определять  последовательность  исторических событий во времена Древней  Руси. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени, а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках культуры,исторически х деятелях;  рассказывать об  основных эпизодах  Осуществлять поиск учеб­ ной информации из рассказа учителя, из материалов  учебника; применять для  решения учебных задач ло­ гические действия анализа,  сравнения, обобщения,  классификации, построения рассуждений и выводов. Адекватно использовать ре­ чевые средства для решения задач общения. Вступать в  учебное сотрудничество с  учителем и одно­ классниками, осуществлять  совместную деятельность в  паре, осваивая различные  способы взаимной помощи  партнёрам по общению. жизненные  ситуации с  точки зрения  общепринятых  норм. Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых  норм: в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые  можно оценить  как хорошие или плохие. Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых  норм:в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые  можно оценить  как хорошие или 42 09.02 Земля и люди  Московского  государства. УОНМ Сравнение жизни и  быта людей Мос­ ковской Руси с жиз­ нью современников. 43 14.02 Москва  златоглавая. Комбинированный урок. 46  16.02 «Хуже грозно­ го царя только  междуцарст­ вие». Комбинированный урок. Знакомство с обра­ зом Московского  Кремля, Красной  площади как уни­ кальных историче­ ских памятников,  являющихся следа­ ми прошлого, хра­ нящих память о  важнейших событи­ ях Московского  государства. Знакомство с поня­ тием «смутное вре­ мя», основными ис­ торическими собы­ Куликовской битвы. Объяснять значения  слов «крестьяне»,  «бояре», «дворяне»,  «стрельцы»;  характеризовать  жизнь людей в  Московском государ­ стве; рассказывать о  значении начала  книгопечатания в  Московском  государстве; на  основе текста  учебника  рассказывать о  достижениях и  изобретениях людей  Московского  государства. Определять  последовательность  исторических со­ бытий, различать  эпохи по  определенным  признакам; с опорой  на текст учебника  рассказывать об  основных событиях в  истории нашей страны  в XIV­XVI веках; на  доступном возрасту  уровне давать оценку  историческим  событиям. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; выпол­ нять универсальные логиче­ ские действия: анализ, син­ тез, выбирать основания для  сравнения, сериации,  классификации объектов,  устанавливать аналогии и  причинно­следственные  связи. Осуществлять поиск учеб­ ной информации из рассказа  учителя, из материалов  учебника, рабочей тетради,  из собственных наблюдений  объектов культуры, личного  опыта общения с людьми;  применять для решения  учебных задач логические  действия анализа, сравне­ ния, обобщения. Самостоятельно определять  цель деятельности на уроке  после предварительного  обсуждения; совместно с  плохие. Выделять  нравственный  аспект  поведения, соот­ носить поступки с принятыми в  обществе мо­ рально­ этическими  принципами;  понимать причи­ ны успеха и  неудач в  собственной  учебе. Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых  норм:в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые  можно оценить  как хорошие или плохие. Определять под руководством  педагога самые  простые тиями 16 века. Уточнение роли  личности Бориса  Годунова в истории  России, значения  народного ополче­ ния, исторических  личностей ­ К. Ми­ нина и Д. Пожар­ ского. Проверка уровня  усвоения изученного материала, умения  применять по­ лученные знания на  практике. Знакомство с ос­ новными историче­ скими событиями,  ленте времени, а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках культуры,  исторических  деятелях; определять  последовательность  исторических  событий. Объяснять, что такое  «смутное время»,  «ополчение»; с  опорой на текст  учебника  рассказывать, почему  Минин и Пожарский  стали народными  героями; определять  последовательность  исторических  событий. Знать обязательный  минимум (требования  программы)  изученного материала. Применять  полученные знания к  конкретной ситуации  для ее объяснения,  использовать законы и правила для  осмысления своего  опыта. Оценивать некоторые  легко определяемые,  однозначные  учителем обнаруживать и  формулировать учебную  проблему; работая по плану,  сверять свои действия с це­ лью и, при необходимости,  исправлять ошибки с помо­ щью учителя. правила пове­ дения при  сотрудничестве; понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе. В диалоге с учителем учить­ ся вырабатывать критерии  оценки и определять сте­ пень успешности выполне­ ния своей работы и работы  других учеников, исходя из  имеющихся критериев. В диалоге с учителем  вырабатывать критерии  оценки и определять степень успешности выполнения  своей работы и работы  других учеников. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Организовывать учебное  взаимодействие в группе;  принимать и решать позна­ Оценивать  жизненные  ситуации  47 21.02 Повторение. УОиСЗ 48 28.02 УКЗ Контрольная  работа №1 по теме «Твои  родные и твоя  родина в  потоке  времени.  Времена  Древней  Руси» 49 02.03 Пётр Великий. УОНМ 50 07.03 Власть и на­ род Россий­ ской империи. Комбинированный урок. 51 09.03 Как Россия у Европы  «училась». Комбинированный урок. которые происходи­ ли в нашей стране во  время правления  Петра Первого. Знакомство с ос­ новными историче­ скими событиями,  которые происходи­ ли в нашей стране во  время правления  Екатерины. Второй. Знакомство с разви­ тием образования и  науки в России в  начале XVIII века.  Сравнение дости­ жений культуры  России и Европы в  18­19 веках. исторические события и поступки  исторических деяте­ лей как вызывающие  чувство гордости,  восхищения или  презрения, стыда; на  основе текста  учебника характеризо­ вать преобразования  Петра Первого, их  значение для развития России. Объяснять, чем  прославилась Россия  во времена правления  Екатерины Второй;  определять последо­ вательность  исторических  событий, различать  эпохи по  определенным призна­ кам; иметь  представление о том,  что такое «крепостное право». Давать  характеристику ос­ новных особенностей  данного  исторического перио­ да; отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­ по их  местоположению на  ленте времени, а  также по  представленной в  тексте и  вательные и учебные зада­ чи, выбирать из текста нуж­ ную информацию, иллюст­ рации, схемы; планировать  учебную деятельность на  уроке; составлять план ре­ шения проблемы (задачи)  совместно с учителем. Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; полно и  точно выражать свои мысли  в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;  осуществлять поиск учебной информации из рассказа  учителя, из материалов  учебника. В диалоге с учителем учить­ ся вырабатывать критерии  оценки и определять степень успешности выполнения  своей работы и работы  других учеников, исходя из  имеющихся критериев, со­ вершенствовать критерии  оценки и пользоваться ими в  ходе оценки и самооценки. (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых  норм:в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые  можно оценить  как хорошие или плохие. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых  норм: в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые 52 14.03 «Гроза двена­ дцатого года». УОНМ Знакомство с ос­ новными эпизодами  Отечественной вой­ ны 1812 года (Об­ щая картина: кто  начал, когда;  между какими  государствами  происходила; итоги  войны.) Комбинированный урок. 53 16.03 Император­ освободитель.  Проверочная  работа № 3 по  теме «Времена Российской  империи» Знакомство с  основными  историческими  событиями, которые  происходили в нашей стране во время  правления  Александра II. иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках культуры,  исторических  деятелях. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени, а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях,  исторических  деятелях;  ориентироваться на  исторической карте;  объяснять, почему  война 1812 года  называется  «Отечественной». Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­ по их  местоположению на  ленте времени, а также по представленной в  тексте и иллюстрациях информации о  событиях, памятниках  культуры,  исторических  деятелях; объяснять,  когда и почему было  отменено крепостное  право, что изменилось  можно оценить  как хорошие или плохие. Определять под руководством  педагога самые  простые  правила пове­ дения при  сотрудничестве; понимать  причины успеха и неудач в  собственной  учебе. Самостоятельно определять  цель деятельности на уроке  после предварительного  обсуждения; совместно с  учителем обнаруживать и  формулировать учебную  проблему; планировать  учебную деятельность на  уроке; составлять план ре­ шения проблемы (задачи)  совместно с учителем. Оценивать результаты  собственного труда и труда  товарищей; осуществлять  поиск учебной информации  из рассказа учителя, из  материалов учебника, в  рабочей тетради; находить  цель учебной деятельности с  помощью учителя и  самостоятельно, искать  средства её осуществления;  организовывать учебное  взаимодействие в группе. Проявлять  заинтересованнос ть в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий,  творческий  подход к  выполнению  заданий.  Определять под  руководством  педагога самые 54 21.03 Россия в огне. УОНМ 55 23.03 Россия в огне. Комбинированный урок. 56   «К светлому  будущему». Комбинированный урок. Знакомство с  событиями Великой  Октябрьской  революции 1917 года  и Гражданской  войны. Уточнение  понятий  «революция»,  «гражданская война». Знакомство с  событиями Великой  Октябрьской  революции 1917 года  и Гражданской  войны. Уточнение  понятий  «революция»,  «гражданская война». Знакомство с разви­ тием нашей страны в  20­30­е годы XX  века. в жизни крестьян  после освобождения Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­ по их  местоположению на  ленте времени, а также по представленной в  тексте и иллюстрациях информации о  событиях, памятниках  культуры,  исторических  деятелях;  ориентироваться на  исторической карте. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­ по их  местоположению на  ленте времени, а также по представленной в  тексте и иллюстрациях информации о  событиях,  исторических  деятелях;  ориентироваться на  исторической карте. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени, а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; выполнять универсальные логические  действия: анализ, синтез;  выбирать основания для  сравнения, сериации,  классификации объектов,  устанавливать аналогии и  причинно­следственные  связи. Работать в паре;  устанавливать причинно­ следственные связи.  Осуществлять поиск учебной информации из рассказа  учителя, из материалов  учебника, в рабочей тетради. Осуществлять поиск учеб­ ной информации из рассказа учителя, из материалов  учебника, в рабочей тетра­ ди, из собственных наблю­ дений, личного опыта обще­ ния с людьми; применять  для решения учебных задач  логические действия анали­ за, сравнения, обобщения. простые правила  поведения при  сотрудничестве. В предложенных  ситуациях,  опираясь на  общие для всех  простые правила  поведения,  делать выбор,  какой поступок  совершить. Проявлять  заинтересованнос ть в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий,  творческий  подход к  выполнению  заданий. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к  выполнению 57 58 «Вставай,  страна  огромная!» Комбинированный урок. Комбинированный урок. «Через тернии  к звёздам». Диагностика  метапредметны х и личностных результатов Знакомство с собы­ тиями Великой Оте­ чественной войны  как тяжелейшего  испытания, выпав­ шего на долю всех  жителей нашей  страны. Самостоятельная  работа с тестом  учебника, с допол­ нительными источ­ никами информа­ ции. Уточнение  представлений о  вкладе России в  развитие космонав­ тики. заданий;  понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе. Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых  норм:в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые  можно оценить  как хорошие или плохие. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Полно и точно выражать  свои мысли в соответствии с  задачами и условиями ком­ муникации; сопоставлять и  отбирать информацию, по­ лученную из различных ис­ точников; самостоятельно  определять цель деятель­ ности на уроке после пред­ варительного обсуждения;  планировать учебную дея­ тельность на уроке. Адекватно использовать ре­ чевые средства для решения  задач общения; вступать в  учебное сотрудничество с  учителем и одно­ классниками, осуществлять  совместную деятельность в  паре; проявлять доброжела­ тельное отношение к парт­ нёрам. событиях, памятниках культуры,  исторических  деятелях; объяснять  своими словами, кто  такие «пионеры»,  «комсомольцы»,  «колхозники». Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны;  объяснять на  доступном уровне  значение победы в  Великой  Отечественной войне;  рассказывать о своих  родственниках ­  участниках войны. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени, а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках культуры,  исторических  деятелях;  рассказывать об  успехах советской 59 Я ­ гражданин  России. Комбинированный урок. Объяснение значения символов нашего  государства. 60 Власть  народа. УОНМ Уточнение понятий  «государство», «де­ мократия», «прези­ дент». Работа в ма­ лых группах. науки в послевоенные  годы. Объяснять значения  понятий  «государство»,  «демократия», а  также правила  демократического  устройства власти в  Российской  Федерации, связь  прав и обязанностей  граждан; узнавать  государственные  символы России  (флаг, герб, гимн)  среди  государственных  символов других  стран; объяснять  символический  смысл флага, герба,  гимна. Объяснять значение  понятий  «государство»,  «демократия», а  также правила  демократического  устройства власти в  Российской  Федерации, связь  прав и обязанностей  граждан; узнавать  государственные  символы России  среди го­ сударственных  символов других  стран; объяснять  Использовать представлен­ ную в учебнике информацию  для выполнения задания;  оценивать своё знание и  незнание, умение и неумение  (с помощью учителя,  самооценка); предлагать  собственные способы реше­ ния; высказывать и вежливо  отстаивать в споре свою  точку зрения, стремясь до­ говориться со своим оппо­ нентом. Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке  значимого события, явления  настоящего нашей страны,  (распределить роли, добыть  и преобразовать информа­ цию, обсудить и  договориться об общем  ответе, представить его);  самостоятельно определять  цель деятельности на уроке  после предварительного  обсуждения. Самостоятельно определять и  высказывать са­ мые простые,  общие для всех  людей правила  поведения  (основы обще­ человеческих  нравственных  ценностей);  понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе. В предложенных ситуациях,  опираясь на  общие для всех  простые правила поведения,  делать выбор,  какой поступок  совершить;  проявлять  заинтересованно сть в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий. 61   Кто в государ­ стве самый  главный? УОНМ Продолжение зна­ комства с методами  управления в со­ временных демо­ кратических госу­ дарствах. Уточнение понятия «Госу­ дарственная Дума». символический  смысл флага, герба,  гимна. Объяснять значение  понятий  «государство»,  «демократия», а  также правила  демократического  устройства власти в  Российской  Федерации, связь  прав и обязанностей  граждан; узнавать  государственные  символы России  (флаг, герб, гимн)  среди государ­ ственных символов  других стран;  объяснять символи­ ческий смысл флага  (цветов), герба  (изображений), гимна (фраз). Объяснять, чем  разные народы России  отличаются друг от  друга, что их объе­ диняет; почему нужно  уважительно  относиться к обычаям  и культуре других на­ родов. Преобразовывать извлечён­ ную информацию в соответ­ ствии с заданием (выделять  главное, сравнивать, выра­ жать своё отношение) и  представлять её в виде уст­ ного или письменного тек­ ста, рисунка; совместно с  учителем обнаруживать и  формулировать учебную  проблему; работая по плану, сверять свои действия с це­ лью и, при необходимости,  исправлять ошибки с помо­ щью учителя. Испытывать  положительное  отношение к  процессу учения, к приобретению  знаний и умений; принимать  оценки одно­ классников,  учителя, ро­ дителей;  проявлять заин­ тересованность в приобретении и  расширении  знаний. Испытывать  желание от­ крывать новое  знание, новые  способы  действия,  готовность  преодолевать  учебные  затруднения. Принимать  социальную  роль  обучающегося;  осознавать  62 63 Народы Рос­ сии. Комбинированный урок. Знакомство и срав­ нение двух значений понятия «народ».  Наблюдение за  разнообразием  культур и обычаев  народов, населяю­ щих Россию. Умение понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить; оценивать  своё знание и незнание,  умение и неумение; предла­ гать собственные способы  решения учебной задачи. Наш общий  дом. Комбинированный урок. Продолжение зна­ комства с разнооб­ разием культур и  обычаев народов,  населяющих  Создавать свой  рассказ о России,  государственных  праздниках,  памятниках  Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; полно и  точно выражать свои мысли  в соответствии с задачами и Россию. Работа с  пословицами. 64 Как нам жить. Комбинированный урок. Уточнение пред­ ставлений о госу­ дарственном уст­ ройстве Российской  Федерации. 65 66 Проверочная  работа № 4 по теме  «Современна я Россия» УОиСЗ Работа с дополни­ тельными источни­ ками информации.  Уточнение основных  понятий раздела. УКЗ Контрольная  работа № 2  по теме «Мое  отечество» Проверка уровня  усвоения изученного материала, умения  применять по­ лученные знания на  практике. культуры,  используя данные  учебника и средств  массовой  информации. Объяснять, что такое  «федерация»;  рассказывать, из каких частей состоит Рос­ сийская федерация; на доступном уровне  объяснять, что  означает выражение  «Россия ­ наш общий  дом»; что такое  «гордость за свою  Родину». Находить на ленте  времени века, годы,  точку отсчёта (эру);  соотносить годы с  конкретными веками;  находить и извлекать  необходимую  информацию о на­ стоящем нашей  страны, родного края  из текста, ил­ люстраций, карт  учебника. Знать обязательный  минимум (требования  программы)  изученного материала. Применять  полученные знания к  конкретной ситуации  для ее объяснения, ис­ пользовать законы и  правила для  условиями коммуникации. Самостоятельно определять  цель деятельности на уроке  после предварительного  обсуждения; совместно с  учителем обнаруживать и  формулировать учебную  проблему; планировать  учебную деятельность на  уроке. Выполнять универсальные  логические действия: ана­ лиз, синтез; выбирать осно­ вания для сравнения, се­ риации, классификации  объектов; составлять план  решения проблемы (задачи)  совместно с учителем В диалоге с учителем учить­ ся вырабатывать критерии  оценки и определять сте­ пень успешности выполне­ ния своей работы и работы  других учеников. собственные  мотивы учебной деятельности. Самостоятельно  определять и  высказывать са­ мые простые,  общие для всех  людей правила  поведения  (основы обще­ человеческих  ценностей). В предложенных ситуациях,  опираясь на  общие для всех  простые правила поведения,  делать выбор,  какой поступок  совершить. В предложенных ситуациях,  опираясь на  общие для всех  простые правила поведения,  делать выбор,  какой поступок  совершить. 67 ­ 68 Повторение.  Народы Рос­ сии. УОиСЗ Работа с дополни­ тельными источни­ ками информации.  Уточнение основных  понятий раздела. осмысления своего  опыта. Находить на ленте  времени века, годы,  точку отсчёта (эру);  соотносить годы с  конкретными веками;  находить и извлекать  необходимую  информацию о на­ стоящем нашей  страны, родного края  из текста, ил­ люстраций, карт  учебника. Выполнять универсальные  логические действия: ана­ лиз, синтез; выбирать осно­ вания для сравнения, се­ риации, классификации  объектов; составлять план  решения проблемы (задачи)  совместно с учителем

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018