Календарно – тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 3 класс

  • Документация
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приводить примеры ве-ществ; сравнивать, различать и характери-зовать твёрдые тела; применять законы и правила к природным про-цессам. Находить различия между телами: природными и искусствен-ными.Читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное.
Иконка файла материала Окружающий мир.doc
№ п/п Дата Тема урока 1 01.09 Тела и  вещества. Тип урока УОНМ4 2 06.09 Из чего состоит вещество? Комбинированн ый урок. Знакомство с новым  учебником и рабочей  тетрадью (основные  разделы, условные  обозначения и т.д.).  Знакомство с понятием  «тело». Знакомство с составом  вещества (состоит из  частиц), с различными  состояниями веществ.  Проведение опытов по  определению состава  веществ. 3 08.09 Что такое энергия? УОНМ Знакомство с понятиями  «энергия», «источники  энергии». 4 13.09 Превращение  энергии.  Комбинирован ный урок. Знакомство с понятиями  «неистребимость  энергии», «превращение  энергии», «выделение  тепла». Самостоятельная  работа с текстом  КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Основные понятия урока Планируемые предметные результаты Универсальные учебные действия Личностн ые результат ы Самостоятельно  определять и  высказывать  самые простые,  общие для всех  людей правила  поведения. Проявлять  заинтересованнос ть в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий,  творческий  подход к  выполнению  заданий. Определять под  руководством  педагога самые  простые правила  поведения при  сотрудничестве. Читать вслух и про себя  тексты учебников  (прогнозировать будущее  чтение; ставить вопросы к  тексту и искать ответы;  проверять себя); отделять  новое от известного;  выделять главное. Доносить свою позицию до  других: высказывать свою  точку зрения и пытаться её  обосновать, приводя  аргументы; слушать других,  пытаться принимать другую  точку зрения, быть готовым  изменить свою точку зрения. Планировать учебную  деятельность на уроке;  составлять план решения  проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои  действия с целью работы. Вычитывать из текста  фактуальную информацию,  подтекстовую (неявную);  ориентироваться в  структуре текста;  определять его  Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  Приводить примеры веществ; сравнивать, различать и  характеризовать твёрдые  тела; применять законы и  правила к природным  процессам. Находить  различия между телами:  природными и  искусственными. Различать разные состояния  вещества; сравнивать,  различать и характеризовать  твёрдые тела, жидкости и  газы; называть отличия смеси от чистого вещества;  проводить с помощью  учителя простейшие опыты  по определению свойств  различных веществ. Правильно находить  источники энергии,  правильно применять  понятие «энергия» в языке;  объяснять и доказывать  необходимость бережного  отношения к энергии. Иметь представление о за­ коне сохранения энергии,  объяснять превращение  энергии в тепло; приводить  примеры движения под  действием энергии; объяс­учебника. нять и доказывать необхо­ димость бережного отно­ шения к энергии. УОНМ 5 15.09 Где обитают  живые орга­ низмы.  Проверочна я работа №  1 по теме  «Тела и  вещества» 6 20.09 Большой  круговорот веществ. УОНМ 7 22.09 Живые участ­ ники кругово­ рота веществ. Комбинированный урок. Знакомство с ос­ новными оболочками Земли, с понятием  «биосфера» (живая  оболочка Земли),  распространением  живых организмов в  природе. Уточнение элемен­ тарных сведений о  круговороте ве­ ществ, обсуждение  в парах значения  кислорода для ды­ хания живых орга­ низмов и человека. Знакомство учащих­ ся с основными  «профессиями» жи­ вых организмов и их  взаимной зависимо­ стью. Отработка  умения выделять  Называть основные  оболочки Земли;  приводить примеры  взаимосвязей между  живой и неживой при­ родой;  характеризовать ме­ сто обитания живых  организмов; объяснять необходимость  бережного отношения  к живым организмам и оболочкам планеты. Выделять звенья  круговорота веществ;  приводить примеры  взаимосвязей между  живой и неживой при­ родой; называть звенья круговорота веществ;  проводить наблюдения за растениями и  животными; харак­ теризовать круговорот  веществ как пример  единства живого и  неживого. Характеризовать  условия,  необходимые для  жизни растений;  рассказывать о роли  растений, грибов и  животных в природе  тематическую  принадлежность; перераба­ тывать полученную  информацию: сравнивать  факты; определять причины  явлений, событий. Совместно с учителем об­ наруживать и формулиро­ вать учебную проблему; ра­ ботая по плану, сверять  свои действия с целью и,  при необходимости, исправ­ лять ошибки с помощью  учителя; перерабатывать  полученную информацию:  делать выводы на основе  обобщения знаний. Работая по плану, сверять  свои действия с целью и, при необходимости, исправлять  ошибки с помощью учителя;  в диалоге с учителем  вырабатывать критерии  оценки и определять степень успешности выполнения  своей работы и работы всех. способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Определять под руководством  педагога самые  простые  правила пове­ дения при  сотрудничестве; понимать  причины успеха и неудач в  собственной  учебе. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Ориентироваться в своей  системе знаний: самостоя­ тельно предполагать, какая  информация нужна для  решения учебной задачи в  один шаг; отбирать  необходимые для решения  Определять под руководством  педагога самые  простые  правила пове­ дения при  сотрудничестве;звенья круговорота  веществ. Знакомство с поня­ тиями: «обмен ве­ ществ», «дыхание»,  «питание», «горе­ ние», «запасание  энергии». Само­ стоятельная работа с текстом учебника. Комбинированный урок. 8 27.09 Обмен ве­ ществ в орга­ низме. Горение и дыхание.  Проверочная  работа № 2 по теме «Живая  оболочка  планеты» 9 29.09 Как живые ор­ ганизмы запа­ сают энергию  Солнца. УОиСЗ Уточнение пред­ ставлений о Солнце, его значении для  живых организмов. 10 04.10 Контрольная  работа № 1  по теме  «Вещества и  энергия.  УКЗ Проверка уровня  усвоения изученного материала, умения  применять по­ лученные знания на  и жизни людей;  характеризовать  способы питания,  размножения;  условия, необходи­ мые для жизни  животных. Приводить примеры  обмена веществ:  поглощения и вы­ деления веществ  живыми организмами;  объяснять значение  кислорода для  дыхания живых  организмов и  человека; выделять  звенья круговорота  веществ; приводить  примеры взаимосвязей между живой и  неживой природой. Характеризовать роль Солнца как главного  источника энергии  для живых  организмов; выделять звенья круговорота  веществ; приводить  примеры взаи­ мосвязей между  живой и неживой  природой; называть  звенья круговорота  веществ. Знать обязательный  минимум (требования  программы)  изученного материала.  Применять  учебной задачи источники  информации. Вычитывать из текста фак­ туальную информацию, под­ текстовую (неявную); ориен­ тироваться в структуре тек­ ста; определять его темати­ ческую принадлежность;  перерабатывать полученную  информацию: сравнивать  факты; определять причины  явлений, событий. понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе. Анализировать  свои действия и  управлять ими;  сопоставлять  собственную  оценку своей  деятельности с  оценкой  учителя. Добывать новые знания:  извлекать информацию,  представленную в разных  формах (текст, таблица,  схема, иллюстрация и др.);  доносить свою позицию до  других: оформлять свои  мысли в устной и письмен­ ной речи с учётом учебных  ситуаций. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. В диалоге с учителем учить­ ся вырабатывать критерии  оценки и определять сте­ пень успешности выполне­ ния своей работы и работы  Анализировать  свои действия и  управлять ими;  сопоставлять  собственнуюЖивая  оболочка  планеты» 11 06.10 Жизнь  экосистемы. УОНМ 12 11.10 Почва ­ важ­ нейшая часть  экосистемы. Комбинированный урок. практике. Знакомство с тем,  что экосистема об­ ладает всеми эле­ ментами, свойст­ венными биосфере. Знакомство со  строением почвы,  видами почв, значе­ нием почвы в функ­ ционировании эко­ систем. Проведение  опытов «Состав  почвы». полученные знания к  конкретной ситуации  для ее объяснения,  использовать законы и  правила для  осмысления своего  опыта. Характеризовать  экосистемы и  природные сообщест­ ва (на примере леса,  луга, водоёма);  характеризовать роль  каждого из компонен­ тов экосистемы;  рассматривать  круговорот веществ в  качестве причины  устойчивости  экосистемы; харак­ теризовать роль  каждой «профессии»  в экосистеме;  характеризовать  влияние человека на  экосистемы и  природные  сообщества. Характеризовать (на  основе опытов) состав  почвы, роль почвы в  природе и роль живых  организмов в образо­ вании почвы;  объяснять причину  плодородия почвы;  приводить примеры  взаимосвязей между  живой и неживой  природой различных  всех. Извлекать (по заданию учи­ теля) необходимую инфор­ мацию из учебника и допол­ нительных источников зна­ ний (словари, энциклопедии,  справочники) об экосисте­ мах и природных сообщест­ вах и обсуждать полученные  сведения; доносить свою  позицию до других: выска­ зывать свою точку зрения и  пытаться её обосновать. оценку своей  деятельности с  оценкой  учителя. Определять под руководством  педагога самые  простые  правила пове­ дения при  сотрудничестве; понимать  причины успеха и неудач в  собственной  учебе; анализи­ ровать свои  действия и  управлять ими. Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; выпол­ нять универсальные логиче­ ские действия: анализ, син­ тез, выбирать основания для сравнения, сериации,  классификации объектов,  устанавливать аналогии и  причинно­следственные  связи. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий.13 13.10 Экосистема  озера. УОНМ 14  18.10 Экосистема  болота. УОНМ Уточнение пред­ ставлений об экоси­ стеме озера. Работа с гербарием и ил­ люстрациями учеб­ ника. (Основные  понятия: мелкие  (одноклеточные) и  крупные водоросли,  дафнии, озерные и  речные рыбы.) Уточнение пред­ ставлений о болоте  как природном со­ обществе. (Основ­ ные понятия: бо­ лото ­ заросшее  озеро; болотные  растения, сфагнум  и его роль в погло­ щении лишней воды, животные болот,  торф и накопление  отмершей  органики.) экосистем. Объяснять значение  круговорота веществ в природе; называть  компоненты эко­ системы; приводить  приметы растений и  животных озер,  называть их «профес­ сии»; рассказывать о  разнообразии  обитателей озера,  связях между ними,  устойчивости  экологической  системы; о возможном негативном  воздействии человека  на природное сооб­ щество озера. Рассказывать о  разнообразии  обитателей болота,  связей между ними,  устойчивости  экологической сис­ темы; объяснять  значение круговорота  веществ в природе;  называть компоненты  экосистемы болота;  приводить приметы  растений и животных  болот, называть их  «профессии»;  объяснять и  доказывать необходи­ мость бережного  отношения к живым  организмам. Анализировать  свои действия и  управлять ими;  сопоставлять  собственную  оценку своей  деятельности с  оценкой  учителя. Работая по плану, сверять  свои действия с целью и, при необходимости, исправлять  ошибки с помощью учителя;  в диалоге с учителем  вырабатывать критерии  оценки и определять степень успешности выполнения  своей работы и работы всех; полно и точно выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации. Работать с информацией,  критически к ней  относиться, выбирать  необходимую информацию  из прочитанного текста;  находить цель учебной  деятельности с помощью  учителя и самостоятельно,  искать средства её  осуществления; организо­ вывать учебное взаимодей­ ствие в группе. Анализировать  свои действия и  управлять ими;  сопоставлять  собственную  оценку своей  деятельности с  оценкой учи­ теля; принимать  внутреннюю  позицию школь­ ника на уровне  положительного  отношения к  урокам  окружающего  мира.15 20.10 Экосистема  луга. УОНМ 16 25.10 Лесные произ­ водители. УОНМ Уточнение пред­ ставлений о луге как  природном сообще­ стве. (Основные  понятия: луговые  растения ­ злаки и  разнотравье; жи­ вотные лугов; дож­ девые черви и бак­ терии, их роль в  почвенном плодо­ родии. Зарастание  луга лесом.) Уточнение пред­ ставлений о лесе как  природном со­ обществе. (Основные понятия: эко­ система леса, де­ ревья ­ главные  растения леса,  древесина, лесные  кустарники, лесные  травы; значение  лесных животных.) Рассказывать о  разнообразии  обитателей луга,  связях между ними,  устойчивости эколо­ гической системы;  объяснять значение  круговорота веществ в природе; называть  компоненты  экосистемы луга;  приводить приметы  растений и животных  болот, называть их  «профессии»;  объяснять и  доказывать  необходимость  бережного отношения  к живым организмам. Называть основные  компоненты  экосистемы леса; при­ водить примеры  взаимосвязей между  живой и неживой  природой;  классифицировать  живые организмы по  их ролям, выделять  цепи питания в  экосистемах;  объяснять  взаимосвязи между  разрушителями и  потребителями леса;  объяснять и  доказывать  необходимость  бережного отношения  Работая по плану, сверять  свои действия с целью и, при необходимости, исправлять  ошибки с помощью учителя;  в диалоге с учителем  вырабатывать критерии  оценки и определять степень успешности выполнения  своей работы и работы всех; полно и точно выражать  свои мысли в соответствие с задачами и условиями  коммуникации. Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; выпол­ нять универсальные логиче­ ские действия: анализ, син­ тез, выбирать основания для  сравнения, сериации,  классификации объектов,  устанавливать аналогии и  причинно­следственные  связи; полно и точно выра­ жать свои мысли в соответ­ ствие с задачами и усло­ виями коммуникации. Определять под  руководством  педагога самые  простые правила поведения при  сотрудничестве;  понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе; сопостав­ лять  собственную  оценку своей  деятельности с  оценкой  учителем. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к  выполнению  заданий;  понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе.17 27.10 Потребители и  разрушители  лесной экоси­ стемы. Комбинированный урок. Уточнение пред­ ставлений о лесе  как природном со­ обществе. (Основ­ ное понятие: зна­ чение лесных жи­ вотных.) 18 08.11 Экосистема  поля. УОНМ Уточнение пред­ ставлений о поле  как природном со­ обществе. (Основ­ ные понятия: поле  ­ искусственная  экологическая сис­ тема, культурные  растения, вспашка  полей, удобрение  поля, животные  полей.) Находить цель учебной дея­ тельности с помощью учи­ теля и самостоятельно, ис­ кать средства её осуществ­ ления; организовывать  учебное взаимодействие в  группе; выполнять универ­ сальные логические дейст­ вия: анализ, синтез; выби­ рать основания для сравне­ ния, сериации, классифика­ ции объектов. Определять под руководством  педагога самые  простые  правила пове­ дения при  сотрудничестве; понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе; анализи­ ровать свои  действия и  управлять ими. Организовывать учебное  взаимодействие в группе;  принимать и решать позна­ вательные и учебные зада­ чи, выбирать из текста нуж­ ную информацию, иллюст­ рации, схемы; выполнять  универсальные логические  действия: анализ, синтез;  выбирать основания для  сравнения, сериации, клас­ сификации объектов. Анализировать  свои действия и  управлять ими;  сопоставлять  собственную  оценку своей  деятельности с  оценкой учи­ теля; понимать  роль при­ родоведческих  знаний жизни  человека. к живым организмам. Называть основные  компоненты  экосистемы леса;  приводить примеры  взаимосвязей между  живой и неживой  природой; класси­ фицировать живые  организмы по их  ролям, выделять цепи питания в экоси­ стемах; объяснять  взаимосвязи между  разрушителями и  потребителями леса;  объяснять и  доказывать  необходимость  бережного отношения к живым организмам. Называть основные  компоненты  экосистемы поля;  приводить примеры  взаимосвязей между  живой и неживой  природой; класси­ фицировать живые  организмы по их  ролям, выделять цепи  питания в экоси­ стемах; объяснять  взаимосвязи между  разрушителями и  потребителями поля;  объяснять  необходимость  бережного отношения к живым организмам.Комбинированный урок. Уточнение пред­ 19 10.11 Аквариум  ­маленькая  искусственная  экосистема.  Проверочная  работа № 3 по теме  «Экологическ ая система  живой  оболочки  Земли» 20 15.11 Растения  ­производите­ ли. УОНМ ставлений об аква­ риуме как природ­ ном сообществе.  (Основные понятия: аквариум  ­маленькая искусст­ венная экосистема,  неживые и живые  компоненты аква­ риума, водоросли,  рачки и рыбы, бак­ терии.) Обсуждение в груп­ пах разнообразия и  роли растений в  природе. Знакомство  с различными  группами растений и  их строением. Работа с дополнительными  источниками  информации. Называть основные  компоненты  экосистемы аквариу­ ма; приводить  примеры  взаимосвязей между  живой и неживой  природой; клас­ сифицировать живые  организмы по их  ролям, выделять цепи  питания в  экосистемах;  объяснять взаимо­ связи между  разрушителями и  потребителями аква­ риума; объяснять и  доказывать  необходимость  бережного отношения к живым организмам. Называть различия  растений и животных;  характеризовать  условия, необходимые для жизни растений;  рассказывать о роли  растений в природе и  жизни людей;  определять части  цветкового растения;  приводить примеры  хвойных и цветковых  растений, выделять их отличия (на примере  своей местности);  объяснять и  доказывать необ­ ходимость бережного  Находить цель учебной дея­ тельности с помощью учи­ теля и самостоятельно, ис­ кать средства её осуществ­ ления; организовывать  учебное взаимодействие в  группе; принимать и решать  познавательные и учебные  задачи, выбирать из текста  нужную информацию, иллю­ страции, схемы. Извлекать (по заданию учи­ теля) необходимую инфор­ мацию из учебника и допол­ нительных источников зна­ ний (словари, энциклопедии,  справочники)о растениях  своего региона и обсуждать  полученные сведения; нахо­ дить цель учебной деятель­ ности с помощью учителя и  самостоятельно, искать  средства её осуществления;  организовывать учебное  взаимодействие в группе. Испытывать  желание от­ крывать новое  знание, новые  способы  действия,  готовность  преодолевать  учебные  затруднения; со­ поставлять  собственную  оценку своей  деятельности с  оценкой  учителем. Определять под  руководством  педагога самые  простые правила поведения при  сотрудничестве; понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе; испыты­ вать желание  открывать новое знание,  готовность  преодолевать  учебные  затруднения.21 17.11 Животные  маленькие и  большие. УОНМ Самостоятельная  работа с текстом  учебника. Расшире­ ние представлений о  растительном и  животном мире. 22 22.11 Маленькие  рыцари. УОНМ Знакомство с осо­ бенностями и обра­ зом жизни ракооб­ разных, насекомых и пауков. отношения к живым  организмам. Сравнивать и  устанавливать отличия внешнего вида и  особенностей строения насекомых, рыб, птиц,  зверей; сравнивать  способы питания,  размножения, обмена  информацией живот­ ных; называть  различия растений и  животных; осо­ бенности строения  различных групп  животных; харак­ теризовать условия,  необходимые для  жизни растений. Описывать внешний  вид, характерные  особенности  представителей  насекомых, пауков и  ракообразных (на  примере своей  местности); различать  представителей  различных групп  животных;  подготавливать  рассказ об одном из  представителей  изучаемой группы  животных (по выбору); объяснять и  доказывать  необходимость  бережного отношения  Извлекать (по заданию учи­ теля) необходимую инфор­ мацию из учебника и допол­ нительных источников зна­ ний (словари, энциклопедии,  справочники)о животных  своего региона и обсуждать  полученные сведения; орга­ низовывать учебное взаи­ модействие в группе; при­ нимать и решать познава­ тельные и учебные задачи. Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; выпол­ нять универсальные логиче­ ские действия: анализ, син­ тез; выбирать основания для сравнения, сериации,  классификации объектов,  устанавливать аналогии и  причинно­следственные  связи; полно и точно выра­ жать свои мысли в соответ­ ствие с задачами и усло­ виями коммуникации. Определять под  руководством  педагога самые  простые правила поведения при  сотрудничестве;  понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе; испыты­ вать желание  открывать новое знание, новые  способы  действия. Испытывать  желание от­ крывать новое  знание, новые  способы  действия,  готовность  преодолевать  учебные  затруднения.  Определять под  руководством  педагога самые  простые правила поведения при  сотрудничестве.23 24.11 Первый шаг из  моря на сушу. Комбинированный урок. Знакомство с  особенностями  строения и образом  жизни рыб и земно­ водных. 24 29.11 На суше как  дома. Комбинированный урок. 25 01.12 Пернатые  изобретатели. УОНМ Знакомство с осо­ бенностями строе­ ния и образом жизни пресмыкающихся, а  также и с тем, как  они приспособились  к жизни на суше. Знакомство с осо­ бенностями строе­ ния и образом жиз­ ни птиц и их  приспособлениями  к полётам. к живым организмам. Описывать внешний  вид, характерные  особенности  представителей рыб и  земноводных;  различать пред­ ставителей различных  групп животных;  подготавливать  рассказ об одном из  представителей  изучаемой группы  животных (по  выбору); объяснять и  доказывать необхо­ димость бережного  отношения к живым  организмам. Описывать внешний  вид, характерные  особенности  представителей  пресмыкающихся;  различать представи­ телей различных  групп животных;  подготавливать рас­ сказ об одном из  представителей  изучаемой группы жи­ вотных (по выбору). Описывать внешний  вид, характерные  особенности  представителей птиц  (на примере своей  местности);  различать  представителей  Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; выпол­ нять универсальные логиче­ ские действия: анализ, син­ тез, выбирать основания для  сравнения, сериации,  классификации объектов,  устанавливать аналогии и  причинно­следственные  связи; полно и точно выра­ жать свои мысли. Определять под руководством  педагога самые  простые  правила пове­ дения при  сотрудничестве; понимать  причины успеха и неудач в  собственной  учебе. Находить цель учебной дея­ тельности с помощью учи­ теля и самостоятельно, ис­ кать средства её осуществ­ ления; организовывать  учебное взаимодействие в  группе; выполнять универ­ сальные логические дейст­ вия: анализ, синтез. Испытывать  желание от­ крывать новое  знание, новые  способы  действия,  готовность  преодолевать  учебные  затруднения. Организовывать учебное  взаимодействие в группе;  принимать и решать позна­ вательные и учебные  задачи, выбирать из текста  нужную информацию,  иллюстрации, схемы;  выполнять универсальные  Испытывать  желание от­ крывать новое  знание, новые  способы  действия,  готовность  преодолевать26 06.12 Наши братья.  Осторожно,  животные!  Проверочная  работа № 4 по  теме «Живые  участники  круговорота  веществ» Комбинированный урок. Знакомство с осо­ бенностями строе­ ния и образом жизни млекопитающих, и  их приспособлением к жизни на суше. 27 08.12 Прирождён­ ные разруши­ тели. Комбинированный урок. Знакомство учащих­ ся с многообразием  грибов и их ролью в  природе. (Основные  понятия: грибы  ­разрушители дре­ весины, грибница,  дрожжи,  бактерии). различных групп  животных;  подготавливать  рассказ об одном из  представителей  изучаемой группы  животных (по  выбору); объяснять и  доказывать  необходимость  бережного  отношения к живым  организмам. Проводить  наблюдения за  растениями и  животными; объяснять и доказывать  необходимость  бережного отношения  к живым организмам;  объяснять, что че­ ловек тоже относится  к млекопитающим;  объяснять и  доказывать необходи­ мость бережного  отношения к живым  организмам. Рассказывать о роли  грибов в природе и  жизни людей;  различать и  определять съедобные  и ядовитые грибы (на  примере своей мест­ ности); объяснять,  какие особенности  помогают грибам  выполнять роль разру­ логические действия:  анализ, синтез; выбирать  основания для сравнения,  сериации, классификации  объектов. учебные  затруднения;  анализировать  свои действия и  управлять ими. Организовывать учебное  взаимодействие в группе;  принимать и решать позна­ вательные и учебные зада­ чи, выбирать из текста нуж­ ную информацию, иллюст­ рации, схемы; выполнять  универсальные логические  действия: анализ, синтез;  выбирать основания для  сравнения объектов. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Организовывать учебное  взаимодействие в группе;  принимать и решать позна­ вательные и учебные зада­ чи, выбирать из текста нуж­ ную информацию, иллюст­ рации, схемы. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к  выполнению  заданий.29 13.12 Экскурсия в  краеведческий  музей. Урок­экскурсия. Урок­диспут. 30 15.12 Как нам жить в дружбе с при­ родой.  Контрольная  работа № 2 по  теме  «Обитатели  Земли» 31 20.12 Введение.  Отправляемся  в путешествие. Вводный урок. 32 22.12 Живая связь времён. УОНМ Знакомство с экспо­ зицией музея. Рас­ сматривание внеш­ него вида изученных  на уроках орга­ низмов. Знакомство с про­ блемами природо­ охранного характе­ ра, стоящими перед  человечеством. Знакомство с новым  учебником,  основными разделами курса, правилами  работы на уроке,  условными  обозначениями в  учебниках и  тетрадях. Знакомство с  понятиями «время»,  «пространство».  Обсуждение в  группах связи между  шителей. Подготавливать в  группах рассказ о  наблюдениях во  время экскурсии в  краеведческий музей  (ознакомление с  природой родного  края). Приводить примеры  зависимости  удовлетворения  потребностей людей  от природы, включая  потребности  эмоционально­ эстетического  характера; доводы в  доказательство  зависимости  удовлетворения  потребностей людей  от природы;  оценивать влияние  современного  человека на природу. Ориентироваться в  структуре новой  учебной книги, её  содержании; работать  с моделью «Река  времени Российской  истории». Объяснять личное  значение («для меня»)  понятий «малая  Родина», «Родина»,  «общество»,  Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; выполнять универсальные логические  действия: анализ, синтез,  Находить цель учебной дея­ тельности с помощью учи­ теля и самостоятельно, ис­ кать средства её осуществ­ ления; организовывать  учебное взаимодействие в  группе. Самостоятельно определять и  высказывать са­ мые простые,  общие для всех  людей правила  поведения. Оценивать свою личную роль в охране природы; уча­ ствовать в диспуте, посвя­ щенном выбору оптималь­ ных форм поведения, спо­ собствующих сохранению  природы; организовывать  учебное взаимодействие в  группе; принимать и решать  познавательные и учебные  задачи. Находить цель учебной  деятельности с помощью  учителя и самостоятельно,  искать средства её  осуществления;  организовывать учебное  взаимодействие в группе. Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых  норм: в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые  можно оценить  как хорошие или плохие. Самостоятельно  определять и  высказывать  общие для всех  людей правила  поведения  (основы  общечеловечески х ценностей). Испытывать  положительное  отношение к  процессу учения, к приобретениюсистемой исчисления  «исторического  времени» и  повседневной  формой счета  времени. Уточнение  представлений об  историческом счете  времени. Знакомство  с правилами  определения номера  века по году. 33 10.01 Как считать  время? Комбинированный урок. 34 12.01 С чего  начинается  Родина? Комбинированный урок. Обсуждение роли  науки истории в  жизни общества и  значение изучения  истории для кон­ кретного человека. «государство»,  «Отечество»;  преобразовывать  извлечённую  информацию в  соответствии с  заданием;  обмениваться с  одноклассниками  сведениями  (полученными из  разных источников) о  прошлом и настоящем  своей семьи, родного  края. Находить на ленте  времени века, годы,  точку отсчёта (эру);  соотносить годы с  конкретными веками;  находить и извлекать  необходимую  информацию о  настоящем нашей  страны, родного края  из текста,  иллюстраций, карт  учебника, из  дополнительных  источников знаний  (словари,  энциклопедии,  справочники). Понимать свою  принадлежность к  стране, в которой ты  родился и живешь;  объяснять своими  слова значение  понятий «власть»,  выбирать основания для  сравнения, сериации,  классификации объектов,  устанавливать аналогии и  причинно­следственные  связи. знаний и умений;  готовность  оценивать свой  учебный труд;  понимать  причины успеха и неудач в  собственной  учебе. Находить цель учебной  деятельности с помощью  учителя и самостоятельно,  искать средства её  осуществления;  организовывать учебное  взаимодействие в группе;  выполнять в группе задания  по осмыслению значимого  явления настоящего своей  малой Родины, нашей  страны. Проявлять  заинтересованнос ть в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий,  осуществлять  творческий  подход к  выполнению  заданий. Находить цель учебной дея­ тельности с помощью  учителя и самостоятельно,  искать средства её  осуществления;  организовывать учебное  взаимодействие в группе. Выделять  нравственный  аспект  поведения,  соотносить  поступки с  принятыми в35 17.01 Память о  прошлом.  Проверочная  работа № 1 по теме «Твои  родные и твоя родина в  потоке  времени» УОиСЗ Знакомство с поня­ тием «исторический  источник». Обсуж­ дение в малых  группах вопроса:  «Как узнать про­ шлое?» 36 19.01 Как на Руси  появилось  государство? УОНМ 37 24.01 Как на Руси  появилось  государство? УОНМ Знакомство со вре­ менем образования  Древнерусского  государства, с  признаками,  указывающими на  начало образования  государства; с  культурой жителей  Древней Руси. Самостоятельная  работа с текстом  учебника. Продол­ жение работы над  темой. «правительство». Объяснять значение  понятия  «исторический источ­ ник»; приводить  примеры  исторических  источников;  рассказывать о том,  что может рассказать  экспонат  исторического музея;  объяснять и  доказывать свою  точку зрения в  вопросе о том,  почему каждому  человеку важно знать  историю своей  страны. Размещать на ленте  времени по  соответствующим  эпохам (обозначенным названиями и веками)  даты (годы)  исторических  событий, а также  известные ученику  имена исторических  деятелей и памятники  культуры. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени; а  также по  представленной в  Осуществлять поиск учеб­ ной информации из расска­ за учителя, из материалов  учебника, в рабочей тетра­ ди, из собственных наблю­ дений объектов природы и  культуры, личного опыта  общения с людьми; приме­ нять для решения учебных  задач логические действия  анализа, сравнения, обоб­ щения, классификации. Адекватно использовать ре­ чевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);  вступать в учебное со­ трудничество с учителем и  одноклассниками, осущест­ влять совместную деятель­ ность в паре. обществе  нормами. Испытывать  положительное  отношение к  процессу  учения, к  приобретению  знаний и умений; готовность  оценивать свой  учебный труд,  принимать  оценки одно­ классников,  учителя,  родителей. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке  значимого события, явления  прошлого своей малой Ро­ дины, нашей страны (рас­ пределить роли, добыть и  преобразовать информацию,  Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых38  26.01 «Золотые во­ рота» в Древ­ нюю Русь. Комбинированный урок. 39 31.01 «За землю  Русскую!» УОНМ тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках культуры,  исторических  деятелях; определять  последовательность  исторических событий во времена Древней  Руси. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени; а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках культуры,  исторических  деятелях; определять  последовательность  исторических событий во времена Древней  Руси. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени; а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках обсудить и договориться об  общем ответе, представить  его). Преобразовывать извлечён­ ную информацию в соответ­ ствии с заданием (выделять  главное, сравнивать, выра­ жать свое отношение) и  представлять её в виде уст­ ного или письменного тек­ ста, рисунка. норм:в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые  можно оценить  как хорошие или плохие. Проявлять  желание от­ крывать новое  знание, новые  способы  действия,  готовность  преодолевать  учебные  затруднения,  умение  сотрудничать. Находить и извлекать необ­ ходимую информацию о  прошлом нашей страны,  родного края (о праздниках,  достопримечательностях и  т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополни­ тельных источников знаний  (словари,энциклопедии,  справочники). Принимать и  осваивать  социальную  роль обу­ чающегося;  осознавать  собственные  мотивы  учебной  деятельности;  оценивать  Самостоятельная  работа с текстом  учебника. (Основные понятия урока:  города ­ центры  культуры Древней  Руси, храм в жизни  древнерусского го­ рода, монастыри,  летописи и руко­ писные книги.) Знакомство с «во­ енной историей»  Древнерусского  государства.40 02.02 Комбинированный урок. Знакомство с исто­ рическим источни­ ком «Слово о полку  Игореве», с истори­ ческим событием  ­нашествие на Древ­ нюю Русь монголов. «Слово о по­ гибели Рус­ ской земли».  Проверочная  работа № 2 по теме  «Времена  Древней  Руси» 41 07.02 От Древней  Руси к единой  России. УОНМ Знакомство с эпохой  усиления Москов­ ского княжества и  формирования  Московского госу­ дарства. культуры,  исторических  деятелях; определять  последовательность  исторических событий во времена Древней  Руси. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени, а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках культуры,  исторических  деятелях; определять  последовательность  исторических событий во времена Древней  Руси. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени, а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках культуры,исторически х деятелях;  рассказывать об  основных эпизодах  Осуществлять поиск учеб­ ной информации из рассказа учителя, из материалов  учебника; применять для  решения учебных задач ло­ гические действия анализа,  сравнения, обобщения,  классификации, построения рассуждений и выводов. Адекватно использовать ре­ чевые средства для решения задач общения. Вступать в  учебное сотрудничество с  учителем и одно­ классниками, осуществлять  совместную деятельность в  паре, осваивая различные  способы взаимной помощи  партнёрам по общению. жизненные  ситуации с  точки зрения  общепринятых  норм. Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых  норм: в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые  можно оценить  как хорошие или плохие. Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых  норм:в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые  можно оценить  как хорошие или42 09.02 Земля и люди  Московского  государства. УОНМ Сравнение жизни и  быта людей Мос­ ковской Руси с жиз­ нью современников. 43 14.02 Москва  златоглавая. Комбинированный урок. 46  16.02 «Хуже грозно­ го царя только  междуцарст­ вие». Комбинированный урок. Знакомство с обра­ зом Московского  Кремля, Красной  площади как уни­ кальных историче­ ских памятников,  являющихся следа­ ми прошлого, хра­ нящих память о  важнейших событи­ ях Московского  государства. Знакомство с поня­ тием «смутное вре­ мя», основными ис­ торическими собы­ Куликовской битвы. Объяснять значения  слов «крестьяне»,  «бояре», «дворяне»,  «стрельцы»;  характеризовать  жизнь людей в  Московском государ­ стве; рассказывать о  значении начала  книгопечатания в  Московском  государстве; на  основе текста  учебника  рассказывать о  достижениях и  изобретениях людей  Московского  государства. Определять  последовательность  исторических со­ бытий, различать  эпохи по  определенным  признакам; с опорой  на текст учебника  рассказывать об  основных событиях в  истории нашей страны  в XIV­XVI веках; на  доступном возрасту  уровне давать оценку  историческим  событиям. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; выпол­ нять универсальные логиче­ ские действия: анализ, син­ тез, выбирать основания для  сравнения, сериации,  классификации объектов,  устанавливать аналогии и  причинно­следственные  связи. Осуществлять поиск учеб­ ной информации из рассказа  учителя, из материалов  учебника, рабочей тетради,  из собственных наблюдений  объектов культуры, личного  опыта общения с людьми;  применять для решения  учебных задач логические  действия анализа, сравне­ ния, обобщения. Самостоятельно определять  цель деятельности на уроке  после предварительного  обсуждения; совместно с  плохие. Выделять  нравственный  аспект  поведения, соот­ носить поступки с принятыми в  обществе мо­ рально­ этическими  принципами;  понимать причи­ ны успеха и  неудач в  собственной  учебе. Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых  норм:в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые  можно оценить  как хорошие или плохие. Определять под руководством  педагога самые  простыетиями 16 века. Уточнение роли  личности Бориса  Годунова в истории  России, значения  народного ополче­ ния, исторических  личностей ­ К. Ми­ нина и Д. Пожар­ ского. Проверка уровня  усвоения изученного материала, умения  применять по­ лученные знания на  практике. Знакомство с ос­ новными историче­ скими событиями,  ленте времени, а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках культуры,  исторических  деятелях; определять  последовательность  исторических  событий. Объяснять, что такое  «смутное время»,  «ополчение»; с  опорой на текст  учебника  рассказывать, почему  Минин и Пожарский  стали народными  героями; определять  последовательность  исторических  событий. Знать обязательный  минимум (требования  программы)  изученного материала. Применять  полученные знания к  конкретной ситуации  для ее объяснения,  использовать законы и правила для  осмысления своего  опыта. Оценивать некоторые  легко определяемые,  однозначные  учителем обнаруживать и  формулировать учебную  проблему; работая по плану,  сверять свои действия с це­ лью и, при необходимости,  исправлять ошибки с помо­ щью учителя. правила пове­ дения при  сотрудничестве; понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе. В диалоге с учителем учить­ ся вырабатывать критерии  оценки и определять сте­ пень успешности выполне­ ния своей работы и работы  других учеников, исходя из  имеющихся критериев. В диалоге с учителем  вырабатывать критерии  оценки и определять степень успешности выполнения  своей работы и работы  других учеников. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Организовывать учебное  взаимодействие в группе;  принимать и решать позна­ Оценивать  жизненные  ситуации  47 21.02 Повторение. УОиСЗ 48 28.02 УКЗ Контрольная  работа №1 по теме «Твои  родные и твоя  родина в  потоке  времени.  Времена  Древней  Руси» 49 02.03 Пётр Великий. УОНМ50 07.03 Власть и на­ род Россий­ ской империи. Комбинированный урок. 51 09.03 Как Россия у Европы  «училась». Комбинированный урок. которые происходи­ ли в нашей стране во  время правления  Петра Первого. Знакомство с ос­ новными историче­ скими событиями,  которые происходи­ ли в нашей стране во  время правления  Екатерины. Второй. Знакомство с разви­ тием образования и  науки в России в  начале XVIII века.  Сравнение дости­ жений культуры  России и Европы в  18­19 веках. исторические события и поступки  исторических деяте­ лей как вызывающие  чувство гордости,  восхищения или  презрения, стыда; на  основе текста  учебника характеризо­ вать преобразования  Петра Первого, их  значение для развития России. Объяснять, чем  прославилась Россия  во времена правления  Екатерины Второй;  определять последо­ вательность  исторических  событий, различать  эпохи по  определенным призна­ кам; иметь  представление о том,  что такое «крепостное право». Давать  характеристику ос­ новных особенностей  данного  исторического перио­ да; отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­ по их  местоположению на  ленте времени, а  также по  представленной в  тексте и  вательные и учебные зада­ чи, выбирать из текста нуж­ ную информацию, иллюст­ рации, схемы; планировать  учебную деятельность на  уроке; составлять план ре­ шения проблемы (задачи)  совместно с учителем. Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; полно и  точно выражать свои мысли  в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;  осуществлять поиск учебной информации из рассказа  учителя, из материалов  учебника. В диалоге с учителем учить­ ся вырабатывать критерии  оценки и определять степень успешности выполнения  своей работы и работы  других учеников, исходя из  имеющихся критериев, со­ вершенствовать критерии  оценки и пользоваться ими в  ходе оценки и самооценки. (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых  норм:в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые  можно оценить  как хорошие или плохие. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых  норм: в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые52 14.03 «Гроза двена­ дцатого года». УОНМ Знакомство с ос­ новными эпизодами  Отечественной вой­ ны 1812 года (Об­ щая картина: кто  начал, когда;  между какими  государствами  происходила; итоги  войны.) Комбинированный урок. 53 16.03 Император­ освободитель.  Проверочная  работа № 3 по  теме «Времена Российской  империи» Знакомство с  основными  историческими  событиями, которые  происходили в нашей стране во время  правления  Александра II. иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках культуры,  исторических  деятелях. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени, а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях,  исторических  деятелях;  ориентироваться на  исторической карте;  объяснять, почему  война 1812 года  называется  «Отечественной». Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­ по их  местоположению на  ленте времени, а также по представленной в  тексте и иллюстрациях информации о  событиях, памятниках  культуры,  исторических  деятелях; объяснять,  когда и почему было  отменено крепостное  право, что изменилось  можно оценить  как хорошие или плохие. Определять под руководством  педагога самые  простые  правила пове­ дения при  сотрудничестве; понимать  причины успеха и неудач в  собственной  учебе. Самостоятельно определять  цель деятельности на уроке  после предварительного  обсуждения; совместно с  учителем обнаруживать и  формулировать учебную  проблему; планировать  учебную деятельность на  уроке; составлять план ре­ шения проблемы (задачи)  совместно с учителем. Оценивать результаты  собственного труда и труда  товарищей; осуществлять  поиск учебной информации  из рассказа учителя, из  материалов учебника, в  рабочей тетради; находить  цель учебной деятельности с  помощью учителя и  самостоятельно, искать  средства её осуществления;  организовывать учебное  взаимодействие в группе. Проявлять  заинтересованнос ть в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий,  творческий  подход к  выполнению  заданий.  Определять под  руководством  педагога самые54 21.03 Россия в огне. УОНМ 55 23.03 Россия в огне. Комбинированный урок. 56   «К светлому  будущему». Комбинированный урок. Знакомство с  событиями Великой  Октябрьской  революции 1917 года  и Гражданской  войны. Уточнение  понятий  «революция»,  «гражданская война». Знакомство с  событиями Великой  Октябрьской  революции 1917 года  и Гражданской  войны. Уточнение  понятий  «революция»,  «гражданская война». Знакомство с разви­ тием нашей страны в  20­30­е годы XX  века. в жизни крестьян  после освобождения Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­ по их  местоположению на  ленте времени, а также по представленной в  тексте и иллюстрациях информации о  событиях, памятниках  культуры,  исторических  деятелях;  ориентироваться на  исторической карте. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­ по их  местоположению на  ленте времени, а также по представленной в  тексте и иллюстрациях информации о  событиях,  исторических  деятелях;  ориентироваться на  исторической карте. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени, а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; выполнять универсальные логические  действия: анализ, синтез;  выбирать основания для  сравнения, сериации,  классификации объектов,  устанавливать аналогии и  причинно­следственные  связи. Работать в паре;  устанавливать причинно­ следственные связи.  Осуществлять поиск учебной информации из рассказа  учителя, из материалов  учебника, в рабочей тетради. Осуществлять поиск учеб­ ной информации из рассказа учителя, из материалов  учебника, в рабочей тетра­ ди, из собственных наблю­ дений, личного опыта обще­ ния с людьми; применять  для решения учебных задач  логические действия анали­ за, сравнения, обобщения. простые правила  поведения при  сотрудничестве. В предложенных  ситуациях,  опираясь на  общие для всех  простые правила  поведения,  делать выбор,  какой поступок  совершить. Проявлять  заинтересованнос ть в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий,  творческий  подход к  выполнению  заданий. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к  выполнению57 58 «Вставай,  страна  огромная!» Комбинированный урок. Комбинированный урок. «Через тернии  к звёздам». Диагностика  метапредметны х и личностных результатов Знакомство с собы­ тиями Великой Оте­ чественной войны  как тяжелейшего  испытания, выпав­ шего на долю всех  жителей нашей  страны. Самостоятельная  работа с тестом  учебника, с допол­ нительными источ­ никами информа­ ции. Уточнение  представлений о  вкладе России в  развитие космонав­ тики. заданий;  понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе. Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки лю­ дей) с точки  зрения об­ щепринятых  норм:в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные по­ ступки, которые  можно оценить  как хорошие или плохие. Проявлять  заинтересо­ ванность в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий, твор­ ческий подход к выполнению  заданий. Полно и точно выражать  свои мысли в соответствии с  задачами и условиями ком­ муникации; сопоставлять и  отбирать информацию, по­ лученную из различных ис­ точников; самостоятельно  определять цель деятель­ ности на уроке после пред­ варительного обсуждения;  планировать учебную дея­ тельность на уроке. Адекватно использовать ре­ чевые средства для решения  задач общения; вступать в  учебное сотрудничество с  учителем и одно­ классниками, осуществлять  совместную деятельность в  паре; проявлять доброжела­ тельное отношение к парт­ нёрам. событиях, памятниках культуры,  исторических  деятелях; объяснять  своими словами, кто  такие «пионеры»,  «комсомольцы»,  «колхозники». Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны;  объяснять на  доступном уровне  значение победы в  Великой  Отечественной войне;  рассказывать о своих  родственниках ­  участниках войны. Отличать друг от  друга эпохи истории  нашей страны ­по их  местоположению на  ленте времени, а  также по  представленной в  тексте и  иллюстрациях  информации о  событиях, памятниках культуры,  исторических  деятелях;  рассказывать об  успехах советской59 Я ­ гражданин  России. Комбинированный урок. Объяснение значения символов нашего  государства. 60 Власть  народа. УОНМ Уточнение понятий  «государство», «де­ мократия», «прези­ дент». Работа в ма­ лых группах. науки в послевоенные  годы. Объяснять значения  понятий  «государство»,  «демократия», а  также правила  демократического  устройства власти в  Российской  Федерации, связь  прав и обязанностей  граждан; узнавать  государственные  символы России  (флаг, герб, гимн)  среди  государственных  символов других  стран; объяснять  символический  смысл флага, герба,  гимна. Объяснять значение  понятий  «государство»,  «демократия», а  также правила  демократического  устройства власти в  Российской  Федерации, связь  прав и обязанностей  граждан; узнавать  государственные  символы России  среди го­ сударственных  символов других  стран; объяснять  Использовать представлен­ ную в учебнике информацию  для выполнения задания;  оценивать своё знание и  незнание, умение и неумение  (с помощью учителя,  самооценка); предлагать  собственные способы реше­ ния; высказывать и вежливо  отстаивать в споре свою  точку зрения, стремясь до­ говориться со своим оппо­ нентом. Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке  значимого события, явления  настоящего нашей страны,  (распределить роли, добыть  и преобразовать информа­ цию, обсудить и  договориться об общем  ответе, представить его);  самостоятельно определять  цель деятельности на уроке  после предварительного  обсуждения. Самостоятельно определять и  высказывать са­ мые простые,  общие для всех  людей правила  поведения  (основы обще­ человеческих  нравственных  ценностей);  понимать  причины успеха  и неудач в  собственной  учебе. В предложенных ситуациях,  опираясь на  общие для всех  простые правила поведения,  делать выбор,  какой поступок  совершить;  проявлять  заинтересованно сть в  приобретении и  расширении  знаний и  способов  действий.61   Кто в государ­ стве самый  главный? УОНМ Продолжение зна­ комства с методами  управления в со­ временных демо­ кратических госу­ дарствах. Уточнение понятия «Госу­ дарственная Дума». символический  смысл флага, герба,  гимна. Объяснять значение  понятий  «государство»,  «демократия», а  также правила  демократического  устройства власти в  Российской  Федерации, связь  прав и обязанностей  граждан; узнавать  государственные  символы России  (флаг, герб, гимн)  среди государ­ ственных символов  других стран;  объяснять символи­ ческий смысл флага  (цветов), герба  (изображений), гимна (фраз). Объяснять, чем  разные народы России  отличаются друг от  друга, что их объе­ диняет; почему нужно  уважительно  относиться к обычаям  и культуре других на­ родов. Преобразовывать извлечён­ ную информацию в соответ­ ствии с заданием (выделять  главное, сравнивать, выра­ жать своё отношение) и  представлять её в виде уст­ ного или письменного тек­ ста, рисунка; совместно с  учителем обнаруживать и  формулировать учебную  проблему; работая по плану, сверять свои действия с це­ лью и, при необходимости,  исправлять ошибки с помо­ щью учителя. Испытывать  положительное  отношение к  процессу учения, к приобретению  знаний и умений; принимать  оценки одно­ классников,  учителя, ро­ дителей;  проявлять заин­ тересованность в приобретении и  расширении  знаний. Испытывать  желание от­ крывать новое  знание, новые  способы  действия,  готовность  преодолевать  учебные  затруднения. Принимать  социальную  роль  обучающегося;  осознавать  62 63 Народы Рос­ сии. Комбинированный урок. Знакомство и срав­ нение двух значений понятия «народ».  Наблюдение за  разнообразием  культур и обычаев  народов, населяю­ щих Россию. Умение понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить; оценивать  своё знание и незнание,  умение и неумение; предла­ гать собственные способы  решения учебной задачи. Наш общий  дом. Комбинированный урок. Продолжение зна­ комства с разнооб­ разием культур и  обычаев народов,  населяющих  Создавать свой  рассказ о России,  государственных  праздниках,  памятниках  Передавать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде; полно и  точно выражать свои мысли  в соответствии с задачами иРоссию. Работа с  пословицами. 64 Как нам жить. Комбинированный урок. Уточнение пред­ ставлений о госу­ дарственном уст­ ройстве Российской  Федерации. 65 66 Проверочная  работа № 4 по теме  «Современна я Россия» УОиСЗ Работа с дополни­ тельными источни­ ками информации.  Уточнение основных  понятий раздела. УКЗ Контрольная  работа № 2  по теме «Мое  отечество» Проверка уровня  усвоения изученного материала, умения  применять по­ лученные знания на  практике. культуры,  используя данные  учебника и средств  массовой  информации. Объяснять, что такое  «федерация»;  рассказывать, из каких частей состоит Рос­ сийская федерация; на доступном уровне  объяснять, что  означает выражение  «Россия ­ наш общий  дом»; что такое  «гордость за свою  Родину». Находить на ленте  времени века, годы,  точку отсчёта (эру);  соотносить годы с  конкретными веками;  находить и извлекать  необходимую  информацию о на­ стоящем нашей  страны, родного края  из текста, ил­ люстраций, карт  учебника. Знать обязательный  минимум (требования  программы)  изученного материала. Применять  полученные знания к  конкретной ситуации  для ее объяснения, ис­ пользовать законы и  правила для  условиями коммуникации. Самостоятельно определять  цель деятельности на уроке  после предварительного  обсуждения; совместно с  учителем обнаруживать и  формулировать учебную  проблему; планировать  учебную деятельность на  уроке. Выполнять универсальные  логические действия: ана­ лиз, синтез; выбирать осно­ вания для сравнения, се­ риации, классификации  объектов; составлять план  решения проблемы (задачи)  совместно с учителем В диалоге с учителем учить­ ся вырабатывать критерии  оценки и определять сте­ пень успешности выполне­ ния своей работы и работы  других учеников. собственные  мотивы учебной деятельности. Самостоятельно  определять и  высказывать са­ мые простые,  общие для всех  людей правила  поведения  (основы обще­ человеческих  ценностей). В предложенных ситуациях,  опираясь на  общие для всех  простые правила поведения,  делать выбор,  какой поступок  совершить. В предложенных ситуациях,  опираясь на  общие для всех  простые правила поведения,  делать выбор,  какой поступок  совершить.67 ­ 68 Повторение.  Народы Рос­ сии. УОиСЗ Работа с дополни­ тельными источни­ ками информации.  Уточнение основных  понятий раздела. осмысления своего  опыта. Находить на ленте  времени века, годы,  точку отсчёта (эру);  соотносить годы с  конкретными веками;  находить и извлекать  необходимую  информацию о на­ стоящем нашей  страны, родного края  из текста, ил­ люстраций, карт  учебника. Выполнять универсальные  логические действия: ана­ лиз, синтез; выбирать осно­ вания для сравнения, се­ риации, классификации  объектов; составлять план  решения проблемы (задачи)  совместно с учителем