Календарно-тематический план объединения "Аметист"
Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
экология +1
Взрослым
29.01.2017
Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете земля.
Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности.
Экологическое образование состоит из трех частей:
- знание экологических законов, правил, теорий научных фактов; осознание единства в системе «природа – человек»;
- эмоционально – эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека;
- деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.
Данные аспекты можно частично реализовать на занятиях кружка.
Знания полученными учащимися на уроках химии и биологии, можно закрепить и пополнить на занятиях кружка, сочетая теорию с практическими работами.
Цель курса:
Привитие учащимся любви и бережного отношения к природе, углубление их знаний по химии, биологии и экологи, умение применять на практике полученные знания.
Задачи курса:
1. Ознакомление учащихся с различными экологическими законами, правилами, теориями, научными фактами; осознание ими единства в системе «природа – человек»;
2. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
3. Развитие умений применять знания в конкретных ситуациях.
4. Расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к обучению, социализация учащихся через самостоятельную деятельность.
Курс рассчитан на 1 год, 112 часов (по 4 часа в неделю), для учащихся 8 – 11 классов.
Исхакова Р.У.КТП 97 - 2003.doc
Согласовано:
Методист МОБУ ДО СЮТ
Стерлитамакского района
______________________
«___»___________ 201__г.
Утверждаю:
Директор МОБУ ДО СЮТ
Стерлитамакского района
_____________Чернова
О.Г.
Приказ № от
«___»__________ 201__г.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
объединения «Аметист»
на 2016 – 2017 учебный год
Автор – составитель:
педагог дополнительного образования
МОБУ ДО СЮТ
Стерлитамакского района,
учитель химии МОБУ СОШ
с. Октябрьское
Исхакова Руфина Ураловна с.Наумовка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения
соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать
гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете
земля.
Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной
деятельности.
Экологическое образование состоит из трех частей:
знание экологических законов, правил, теорий научных фактов; осознание единства в системе «природа – человек»;
эмоционально – эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека;
деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.
Данные аспекты можно частично реализовать на занятиях кружка.
Знания полученными учащимися на уроках химии и биологии, можно закрепить и пополнить на занятиях кружка, сочетая теорию с
практическими работами.
Цель курса:
Привитие учащимся любви и бережного отношения к природе, углубление их знаний по химии, биологии и экологи, умение применять на
практике полученные знания.
Задачи курса:
1. Ознакомление учащихся с различными экологическими законами, правилами, теориями, научными фактами; осознание ими единства в
системе «природа – человек»;
2 2. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
3. Развитие умений применять знания в конкретных ситуациях.
4. Расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к обучению, социализация учащихся через самостоятельную деятельность.
Курс рассчитан на 1 год, 112 часов (по 4 часа в неделю), для учащихся 8 – 11 классов.
Методы занятий:
методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги, проектно
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;
интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);
самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернетресурсы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы учебных занятий:
интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, практикумы, самостоятельная работа учащихся, олимпиады.
Учащиеся должны знать:
ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
экологические законы, правила, теории научные факты;
осознать единство в системе «природа – человек»;
основы мониторинга окружающей среды;
Учащиеся должны уметь:
использовать различные методы мониторинга в практических работах;
применять полученные навыки при выполнении проектных и исследовательских работ;
представлять свои работы с помощью презентаций на занятиях кружка, научных конференциях, олимпиадах.
качественное повышение уровня знаний,
активизация познавательной, поисковоисследовательской деятельности,
привлечение учащихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с
новейшими достижениями в области естественных наук.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
3 увеличение количества работ проектной и исследовательской направленности, участие в научных конференциях.
Формы подведения итогов реализации программы:
участие членов кружка в олимпиадах по химии, экологии;
участие членов кружка в районных конкурсах по экологии.
выступление на научно – исследовательской конференции «Шаг в будущее», «Менделеевские чтения»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995.
Исследовательская деятельность учащихся по химии. Е.В. Тяглова. Москва «Глобус», 2007.
Практикум по общей и неорганической химии. Н.Н. Павлова, В.И. Фролова. Москва «Дрофа», 2002.
Проектная деятельность учащихся. Н.В. Ширшина. Волгоград «Учитель». 2007.
Практикум по экологии. С.В. Алексеев и др. Москва, АО МДС, 1996
Определения, понятия, термины в химии. А.И. Бусев, И.П. Ефимов. Москва «Просвещение», 1981.
200 вопросов любознательному ученику. Т.А. Маликова. Уфа 2000.
Экология России. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. Москва. АО МДС 1996.
Экология Башкортостана. Б.М. Миркин. Уфа «Китап» 2008.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения
№/п
Темы занятий
Календарные сроки
Часы
Примечание
1
Введение.
по плану
5.10.
по
факту
теория
практика
всего
2
2
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОЛОГИИ
4 3
4,5
6
7
8
9
Экология – наука 21 века.
Экологические «законы» Барри Коммонера. Примеры
действия «Законов. Б. Коммонера»
Экологические проблемы России, Башкортостана.
Структура экологии.
Среда обитания, экологические факторы.
Приспособление организмов к условиям среды.
Взаимоотношения организмов.
10 Жизненные формы. Экологическая ниша.
11
26
27
28
Методы биоиндикации загрязнений наземных и водных
экосистем. Методы мониторинга водных объектов.
Практическая работа№1. Качественная оценка загрязнения
воздуха с помощью лишайников (Лихеноиндикация).
Практическая работа №2. Биоиндикация загрязнения
водоемов по состоянию популяции растений семейство
рясковые.
Практическая работа №3.Биоиндикация воздушного
загрязнения по состоянию хвои сосны.
Методы мониторинга водных объектов.
Практическая работа №4. Отбор и обработка проб для
анализа.
Практическая работа №5. Органолептические показатели
воды.
Практическая работа №6. Химические показатели воды.
Практическая работа №7. Жесткость воды.
Практическая работа №8. Определение нитратов в
продуктах питания.
Экосистема: разнообразие экосистем, биомасса
Экосистем, экологическое равновесие.
7.10
7.10
12.10.
12.10.
14.10.
14.10.
19.10.
19.10.
21.10.
26.10.
28.10.
9.11.
11.11.
16.11.
18.11.
23.11.
(по 2
часа)
25.11.
25.11.
1
2
1
1
1
1
1
7
1
1
9
1
2
1
1
1
1
1
16
1
1
5 29
Биосфера и ее основные элементы.
30.11.
ОХРАНА ПРИРОДЫ
Охрана природы и рациональное природоиспользование.
Охрана экосистем.
Особо охраняемые территории.
Экологический мониторинг.
Уровни экологических проблем: локальный, региональный,
глобальный.
30.11.
2.12.
2.12.
7.12
7.12.
9.12
9.12.
14.12.
Связь понятий «химический элемент», «вещество»,
«химическая реакция» с экологическими понятиями.
14.12.
16.12.
2
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИИ И ХИМИИ
1
1
1
2
2
2
1
1
1
2
2
2
2
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
ПРИРОДНЫЕ И АНТРОПОГЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЕЩЕСТВ – ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Характер воздействия вредных веществ на человека:
общетоксическое, раздражающее, аллергическое, с
отдаленными последствиями (канцерогенное, мутагенное).
Нормирование загрязнений окружающей среды, понятии и
критерии нормирования: ЛД, ЛК, ПДВ,ВДК.
Решение заданий на расчет ПДК.
Основные источники загрязнения атмосферы и современные
способы очистки выбросов (абсорбция, адсорбция,
конденсация, катализ).
16.12.
21.12.
21.12.
23.12
23.12.
28.12.
28.12.
30.12.
2
2
1
2
2
2
2
2
1
6 48
49
50
51
52
53
54
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
71
Источники загрязнения гидросферы и современные способы
очистки сточных вод (физические, химические,
биологические).
Источники загрязнения литосферы, проблема городских и
промышленных свалок и пути ее решения.
30.12.
11.01
11.01.
13.01.
2
2
ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ В БИОСФЕРЕ
Биохимические циклы элементов.
Биологическая роль и круговороты важнейших
неметаллических элементов в биосфере – кислорода, серы,
азота, фосфора, углерода.
Биометаллы – магний, кальций, железо, калий, натрий – их
роль в жизнедеятельности организмов.
Антропогенные источники тяжелых металлов.
13.01.
18.01.
18.01.
20.01.
20.01.
25.01
25.01.
1.02.
1.02.
3.02.
ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
Органические вещества в жизни растений, их
хемокоммуникационная роль
Органические вещества в жизни животных, их
хемокоммуникационная роль
Органические вещества в жизни человека, их
хемокоммуникационная роль
2
Взаимодействие растений и животных посредством
органических веществ (красители, пахучие вещества,
3.02.
8.02.
8.02.
10.02
10.02
15.02.
15.02
17.02.
2
4
2
2
2
2
2
4
2
2
2
4
2
2
2
2
2
4
Презентации
«Круговорот
веществ в
природе»
7 72
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
87
88
89
90
91
92
93
94
97
ферромоны).
Токсичность и пути воздействия некоторых органических
веществ (спирты, фенолы, альдегиды, альдегиды,
полициклические углеводороды) на организм человека.
Нефть, уголь и охрана окружающей среды.
Решение задач, упражнений с экологическим содержанием.
17.02
22.02.
22.02.
24.02.
24.02.
1.03.
1.03.
9.03.
9.03.
10.03
4
2
1
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Диоксины.
Химическое оружие.
Проблема радиоактивности окружающей среды.
Пестициды.
Нитраты.
Проблема озонового экрана.
Кислотные дожди.
2
2
4
2
1
2
4
10.03.
15.03.
15.03.
17.03.
17.03.
22.03.
22.03.
24.03.
24.03.
29.03.
29.03.
31.03.
31.03.
5.04.
5.04.
7.04
ЭКСКУРСИИ
4
2
2
2
2
4
2
2
2
4
1
1
8 98
99
100
101
102
103
104
105
Экосистема – парк. Оформление результатов экскурсии.
Экосистема – пруд. Оформление результатов экскурсии.
Экосистема – река. Оформление результатов экскурсии.
Экосистема – пришкольный участок. Оформление
результатов экскурсии.
Экосистема – лес. Оформление результатов экскурсии.
Экосистема – поле. Оформление результатов экскурсии.
106
107
108
109
110
111
112 Итоговое занятие.
Операция «Родник».
7.04
12.04
12.04
14.04
14.04.
19.04.
19.04.
21.04.
21.04
26.04
26.04.
28.04
28.04.
29.04
29.04.
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
9
Календарно-тематический план объединения "Аметист"
Календарно-тематический план объединения "Аметист"
Календарно-тематический план объединения "Аметист"
Календарно-тематический план объединения "Аметист"
Календарно-тематический план объединения "Аметист"
Календарно-тематический план объединения "Аметист"
Календарно-тематический план объединения "Аметист"
Календарно-тематический план объединения "Аметист"
Календарно-тематический план объединения "Аметист"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.