Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Оценка 4.9
Документация
doc
биология
5 кл
21.01.2018
Данная работа представлена пояснительной запиской с целями и задачами данного курса, УУД и программой предмета "Биология" 5 класс Разработка соответствует федеральному государственному образовательному стандарту . Разработана на два часа в неделю или на один час с одним дополнением в неделю.календарно-тематическое планирование с программой на 2 часа в неделю. соответствует ФГОС
биология 5 класс.doc
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 – х классов составлена в
соответствии с нормативными документами:
Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г;
Федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС основного общего
образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.
ФГОС №1577 от 31 декабря 2015 г. (с изменениями)
Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.:
Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения), И.Н. Пономарёва, В.С.
Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы:
программа. — М.: ВентанаГраф,2011.
Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в
основной школе: Программы». М.: «Вентана – Граф», 2012).
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ №8»
Учебный план МКОУ СОШ №8 на 20172018 учебный год .
Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников,
утвержденных, рекомендованных (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253,
с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки
Российской Федерации от 8 июня 2015 г.№576 и от 28 декабря 2015 г. №1529, от 26
января 2016 г. №38 , письмо Минобрнауки КБР от 21.04.2016 г. №220113/2298) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на
20172018 уч. год.
учебник и тетрадь:
1. Биология: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений /
[Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.]
2. Биология: рабочая тетрадь для 5 класса / Пономарёва И.Н., Николаев
И.В., Корнилова О.А.]
Положение о рабочей программе МКОУ «СОШ №8» им генерала Зокаева
г.о. Нальчик
Согласно учебному плану МКОУ «СОШ №8» на изучение биологии в 5 классе
отводится 70 ч., 2 часа в неделю.
Особенность построения курса состоит в том, что он направлен на формирование
у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания
проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся
должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и
эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для
повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные
предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной
карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание
значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных
результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём
применения межпредметного анализа учебных задач.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на
нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне
требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и
старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением
социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением
характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения
информации вызывают определённые особенности развития современных подростков).
Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является
социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели
формируются с учётом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются
наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического
образования являются:
социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её
норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью
жизнь и здоровье
человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;
познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы,
формированием интеллектуальных
и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательной, информационной,
ценностносмысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально
ценностного отношения к объектам живой природы. 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, куль туре, национальным
особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
включают
Метапредметные результаты
освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории изучения курса
«Биология», формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
ученик научится
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
ученик научится
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение
и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и
пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4й линии развития:
– осознание роли жизни (1я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4я линия развития).
Коммуникативные УУД:
ученик научится
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты ( по разделам) :
Раздел 1. Введение. Биология наука о живом
Учащиеся получит возможность научиться:
o
o
o
o
o
o
o
o
систематизировать многообразие живой природы;
пользоваться основными методами исследования в биологии: наблюдение,
эксперимент, измерение;
определять признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен
веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
правилам работы с микроскопом;
правилам техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных
опытов в кабинете биологии.
определять структурные компоненты клетки;
определять химический состав клетки; основные процессы
жизнедеятельности клетки;
характеризовать признаки различных растительных тканей.
Учащиеся научится:
определять понятия «биология», «царства живой природы»
отличать живые организмы от неживых;
пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и
оборудованием;
соблюдать правила техники безопасности при проведении
наблюдений и лабораторных опытов.
определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро»,
«ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты»,
«хлорофилл»;
работать с лупой и микроскопом;
готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
распознавать различные виды тканей.
Тема 2. Многообразие живых организмов
Учащиеся получит возможность научиться
o
o
o
o
o
o
определять строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и
грибов;
систематизировать — разнообразии и распространении бактерий и грибов;
определять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
распознавать разнообразии и распространении лишайников.
описывать признаки царств растения и животные.
значение растений и животных в природе и жизни человека.
Учащиеся научится:
давать общую характеристику бактериям, грибам, растениям,
животным, вирусам;
отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
отличать съедобные грибы от ядовитых;
объяснять роль бактерий, грибов, растений, животных в природе и
жизни человека.
определять наиболее распространенные в данной местности
ядовитые растения, грибы и опасных животных;
следовать нормам экологического и безопасного поведения в
природной среде;
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля
Ученик получит возможность научиться определять :
o
o
o
o
основные свойства и условия жизни водной, наземновоздушной, почвенной и
организменной сред обитания;
факторы среды обитания: биотические, абиотические, антропогенные;
влияние экологических факторов на живые организмы;
примеры приспособлений организмов к условиям среды;
Учащиеся научится:
определять понятия «водная среда», «наземновоздушная среда»,
«почва как среда обитания», «организм как среда обитания»;
анализировать связи организмов со средой обитания;
характеризовать влияние деятельности человека на природу;
анализировать и сравнивать экологические факторы.
приводить примеры приспособлений животных к условиям среды
обитания (по фотографиям, гербариям т.п.).
Тема 4 . Человек на планете Земля Ученик получит возможность научиться:
o
o
o
o
определять основные признаки отличия между древним и современным
человеком.
выявлять пути влияния человека на природу.
определять редкие растения и животные своей местности.
выявлять причины сокращения численности растений и животных.
Учащиеся научится
земле.
Выявлять действие антропогенных факторов в природе.
Объяснять причины сокращения численности животных и растений на
Применять знания о правилах охраны природы в своих поступках.
Система оценки планируемых результатов:
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на
основе соответствия ученика следующим требованиям:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и
требований к освоению учебного материала;
прилежание и ответственность за результаты обучения;
готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной
траектории в изучении предмета;
активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных
проектов.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим
позициям:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно
популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам
выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и
промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой
оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового
индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность
ученика к решению учебнопознавательных и учебнопрактических задач на основе
изучаемого учебного материала, в том числе:
усвоение основ научных знаний о строении растительного организма, особенностях
процессов жизнедеятельности, протекающих в растениях, о зависимости
растительного организма от среды обитания;
знание многообразия представителей царства Растения, из роли в природных
сообществах и жизни человека;
овладение основными навыками работы с определителями растений, с
микроскопом;
определение, узнавание различных растений, их органов. Тканей по таблицам,
рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;
проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание
полученных результатов, анализ, формулирование выводов;
владение грамотной устной и письменной речью;
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос,
взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об
экскурсии и т.д.
Оценка предметных результатов:
Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.
Предмет оценки: способность к решению учебнопознавательных и учебнопрактических
задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.
Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней
оценки.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной
оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных
результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом
обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
стартовой диагностики;
тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и
инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к
представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого
подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода
сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного
продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его
превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом
зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную
мотивацию
Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка
«зачтено»);
повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);
высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания:
текущего, промежуточного и итогового.
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса Результаты
образовательного
процесса
Формы контроля
Личностные
Анкетирование, тестирование, беседа, составление портфолио
Метапредметные
Фронтальный опрос, устный и письменный индивидуальный и
групповой опрос, текущие контрольные работы
Предметные
Промежуточные аттестации, департаменский и административный
контроль, итоговые контрольные работы. Проектная деятельность
Предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для
оценки достижения планируемых результатов (структура тематического зачета: критерии
оценивания, обязательная часть – ученик научится, дополнительная часть – ученик может
научиться). Оценка достижения метапредметных результатов обучения будут проводиться
в ходе выполнения учащимися проектно – исследовательской деятельности:
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
защита индивидуального проекта.
Критерии оценки учебной деятельности по биологии.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или
письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность,
осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность
использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма
программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений
и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного
материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ
конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ,
обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный
материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой
терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и
истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст
учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на
дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные
пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;
применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который
легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют
требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1.
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале;
на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой
ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей
письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные
3.
термины;
4.
5.
6.
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях;
7.
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов
учителя восполняются сделанные пропуски;
8.
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий
изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1.
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2.
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда
последовательно; 3.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие;
5.
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения
задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов,
или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или
воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные
положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на
вопросы учителя, допуская однудве грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1.
2.
3.
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов;
4.
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые
не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
1.
2.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий
анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других
учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы
или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двухтрех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырехпяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой
может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая
предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на
последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
3. Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение. Биология наука о живом(17ч)
Биология — наука о живой природе. Свойства живого.
Признаки живых
организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии,
питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение,
приспособленность к среде обитания; их проявление. Методы познания в биологии:
наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее
получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете
биологии.
Устройство увеличительных приборов.
Увеличительные приборы (лупы,
микроскопа). Правила работы с микроскопом. Строение клетки: клеточная мембрана,
клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Приготовление микропрепарата кожицы
чешуи лука. Пластиды. Хлоропласты. Методы изучения клетки Химический состав клетки:
неорганические и органические вещества. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке.
Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических
веществ в клетках растений. Процессы жизнедеятельности клетки.
Демонстрации 1.
2.
3.
4.
Приборы и оборудование.
Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений
Схемы и видеоматериалы о делении клетки
Микропрепараты различных растительных тканей
Лабораторные работы
1.
2.
Изучение строения увеличительных приборов.
Знакомство с клетками растений.
Практическая работа
1.
Методы изучения природы
Тема 2. Многообразие живых организмов (21час)
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Бактерии, их
разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Царство растения. Ботаника — наука о растениях. Царство
животные. Общая
характеристика животного царства. Отличительные признаки животных от растений.
Многообразие животных, их связь со средой обитания. Роль животных в биосфере.
Охрана животных. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль
грибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и
ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Плесневые
грибы и дрожжи. Грибыпаразиты. Роль грибовпаразитов в природе и жизни человека.
Лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и
размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Вирусы.
Вирусы – паразиты живых клеток. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры
профилактики заболеваний. Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Демонстрации
Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. Микропрепараты.
Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы
1.
2.
Знакомство с внешним строением растения.
Наблюдение за передвижением животных.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (19часов)
Среды обитания живых организмов. Основные свойства различных сред. Водная
среда. Наземновоздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания.
Условия (факторы) среды обитания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние
экологических факторов на живые организмы.
Условия жизни организмов в различных средах. Приспособление организмов к
условиям существования
Тема 4 . Человек на планете Земля (13 часов)
Как и где появился человек? Человек умелый. Наш родственник неандерталец.
Наш непосредственный предок – кроманьонец. Особенности современного человека.
История влияния человека на природу. Осознание человеком своего влияния на
природу. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными
путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования
воды, энергии и др.
Охрана природы. Живой мир планеты. Разнообразие живых организмов,
природные и антропогенные причины его сокращения. Важность охраны живого мира
планеты. Угроза для жизни. Проявление заботы о живом мире. Сохраним богатство живого
мира.
Ценность разнообразия жизни. Наша обязанность перед природой. Значение Красной
книги.
Демонстрации
Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.
Реализация программы осуществляется при использовании:
1. Форм организации образовательного процесса:
•
Общеклассные: урок,
Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками
•
информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.
2. Методов обучения:
•
•
•
•
Словесные: рассказ, беседа., лекция
Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
Практические: практическая работа, работа со справочной литературой.
Самостоятельные: письменные упражнения. формы контроля: контрольно – обобщающие работы, фронтальный и индивидуальный
опрос, творческое задание.
Учебнотематический план
№
Тема
Биология наука о
живом мире
Кол
во
часов
Из них
колво
к.р.
17
3
Тема и № лаб.раб.
Тема и №
практич. раб
Практическа
я работа №1
«Методы
изучения
природы»
Лабораторная работа №1
«Изучение
строения
увеличительных
приборов».
Лабораторная работа №2 «
Знакомство с клетками
растений».
Лабораторная работа №3
Знакомство с внешним
строением растения.
Лабораторная работа №4
Наблюдение за
передвижением животных.
1
2.
3.
4.
5.
Многообразие живых
организмов
21
Жизнь организмов на
планете Земля
Человек на планете
Земля
Задание на лето
19
11
2
3
4
2
4.Тематическое планирование
№
Тема урока
Колво
часов
Дата
по плану
фактически
1. Биология наука о живом мире (17 часов)
1
2
3
4
Введение
Наука о живой природе.
Свойства живого
Свойства живого
Методы изучения природы.
1
1
1
1
05.09
09.09
12.09
16.09 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Царство живой природы –
систематика
Царство живой природы – Вирусы
Бактерии: строение и
жизнедеятельность
Бактерии: строение и
жизнедеятельность
Значение бактерий в природе и
для человека
23
Растения «Покрытосеменные»
Практическая работа №1
«Методы изучения природы»
Увеличительные приборы.
работа
№1
строения
Лабораторная
«Изучение
увеличительных приборов».
Контроль знаний «Свойства
живого.
Увеличительные
приборы»
Строение клетки.
«Знакомство с клетками
Лабораторная работа №2
растений».
Строение ткани животных
Строение ткани растений
Контроль знаний «Клетка.
Ткани»
Химический состав клетки
Процессы жизнедеятельности
Процессы жизнедеятельности
Подведем итоги по теме
«Биология наука о живом мире»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19.09
23.09
26.09
30.09
03.10
07.10
10.10
14.10
17.10
21.10
24.10
28.10
31.10
2. Многообразие живых организмов (21 час)
1
1
1
1
1
1
11.11
14.11
18.11
21.11
25.11
28.11 02.12
05.12
09.12
12.12
16.12
19.12
23.12
26.12
30.12
13.01
16.01
20.01
23.01
27.01
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
25
26
27
Растения «Голосеменные»
работа
Лабораторная
№3
Знакомство с внешним строением
растения.
Растения Мхи. Папоротники.
Хвощи. Водоросли
Контроль знаний «Бактерии.
Растения. Вирусы»
28 Животные Одноклеточные
29 Животные Многоклеточные
Лабораторная работа №4
«Наблюдение за передвижением
животных».
Грибы
Многообразие грибов
Многообразие грибов
Лишайники
Значение лишайников в природе и
в жизни человека
Значение живых организмов в
природе и жизни человека
Контроль знаний «Животные,
Грибы, Лишайники»
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Многообразие
живых организмов
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
3. Жизнь организмов на планете Земля (19 часов)
Среды жизни планеты Земля
Экологические факторы среды
Экологические факторы среды
Приспособления организмов к
жизни в природе
43
Приспособления организмов к
1
1
1
1
1 жизни в природе
Контроль знаний «Среды жизни и
экологические факторы»
Природные сообщества
Природные сообщества
Природные зоны России
Природные зоны России
44
45
46
47
48
49 Жизнь организмов на разных
материках.
50 Жизнь организмов на разных
материках.
51
Контроль знаний « Природные
зоны»
52 Жизнь организмов в морях и
океанах – Морские обитатели
мелководий
53 Жизнь организмов в морях и
океанах – Обитатели открытых
водоемов
54 Жизнь организмов в морях и
океанах – Обитатели глубин моря
55 Жизнь водных организмов –
Обитатели рек, озер, прудов,
болот.
Контроль знаний «Природные
зоны»
Обобщающий урок по теме
«Жизнь организмов на планете
Земля»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
56
57
58
59
4. Человек на планете Земля (13часов)
Как появился человек на Земле
Где и как появился человек?
Как появился человек на Земле –
эволюция
1
1 Как человек изменял природу –
положительное влияние
Как человек изменял природу –
отрицательное влияние
Важность охраны живого мира
планеты
Заповедники. Заказники.
Охраняемые зоны
Охрана животного мира на
Кавказе
Сохраним богатства живого мира
Красная книга
Обобщающий урок по теме
«Человек на планете Земля"
Итоговая работа
Задание на лето
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
5. Учебнометодический комплекс
1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.
Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. М: ВентанаГраф, 2012.126с.:ил.
Дополнительная литература для учителя:
А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа,
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. М.: Большая Российская
Васильева Е.Д. Популярный атласопределитель. Рыбы. М.: Дрофа, 2005.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Дрофа, 2005.
Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атласопределитель. Насекомые. М.:
1.
2006. 96с; 2003
2.
энциклопедия.
3.
4.
5.
Дрофа, 2005.
6.
Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники,
животные. 67кл.: Вопросы. Задания. Задачи. М.: Дрофа, 2002. 128с: 6 ил.
(Дидактические материалы);
7.
растения. М.: Дрофа, 2005.
Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атласопределитель. Дикорастущие Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 14 класс – М.:
Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой,
8.
Экзамен, 2008.
9.
В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
10.
Биология. Растения. Грибы. Лишайники. М.: Дрофа, 2004. 112с.
11. Интернет – ресурсы
Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену:
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.