Внеурочная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребенка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое-добыто на всю жизнь Программа внеклассных занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления.
На каждом занятии математики рассматриваются ситуации способствующие развитию познавательной и умственной активности, логические задачи способствуют развитию логического мышления внимания, умение применять свои знания в новых условиях.
Решение задач повышенной трудности способствуют развитию интереса и интеллектуальных способностей детей, активизируют их познавательную деятельность. Так же для повышения интереса к решению задач на движение следует использовать разнообразные чертежи и схемы. Они позволяют наглядно представить ситуацию, способствуют осознанному приобретению знаний, умений и навыков, развивают память, речь, мышление. Учитель должен выработать навык решения как простых так и составных задач на движение, на основании которого они смогут решать более сложные задачи по алгебре и физике в старших классах.
Недостаточное количество времени отведенное в программе на решение текстовых задач отрицательно сказывается на развитии умственной активности, логическом мышлении, развитии кругозора. Занятия построены таким образом, что акцент в них делается на ознакомление с новыми методами доступными учащимся 2 класса.
2. Общая характеристикафакультатива.
В качестве основных форм проведения занятий предлагается комбинированные тематические занятия, а также повторение и соревнования.
Основные цели: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, , способность к преодолению трудностей; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи:
Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно применять знания по математике;
Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование вычислительных навыков, развивать внимание ,мышление, воображение, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, учить приемам исследовательской и творческой деятельности
методы и способы:
В зависимости от учебной задачи используются следующие методы и способы: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа
Факультативные занятия должны помочь обучающимся:
усвоить основные базовые знания по математике, её ключевые понятия; формировать творческое мышление; способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности;
успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
3. Описание места учебного предмета, спецкурса в учебном плане
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение факультативного курса «В мире математики» во 2 классе выделяется 34 часа .(1 ч в неделю)
4. Описание ценностных ориентиров содержания практикума.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Метапредметные результаты
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
6. Содержание курса:
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» во втором классе.
Числа и операции над ними(8ч.). Знакомство с интересными приемами устного счёта. Знакомство с классом тысяч. Упражнения с многозначными числами. Коллективный счёт. Числа-великаны. Игры «Знай свой разряд», «У кого какая цифра», «Работа над ошибками», «Математические горки». Практикум «Подумай и реши». Знакомство с элементами знаковых систем.
Занимательные задачи(10ч.). Решение занимательных задач в стихах, логических задач, задач с неполными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса. Решение олимпиадных задач. Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение нестандартных задач. Задачи с многовариантными решениями.
Учимся отгадывать ребусы(3ч.). Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания.
Оформляем школьную математическую газету «Занимательная математика» (2ч.). Выпуск школьной математической газеты: подбор материала, оформление.
Олимпиады, конкурсы Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания. (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру».
Наглядная геометрия (3ч.). Знакомство с объёмными предметами. Выделение групп предметов, сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел.
Жизнь замечательных людей (2ч.) Знакомство с великими математиками древности Архимедом и Пифагором. Подведение итогов (2ч.) Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги».
1*34 = 34 ч. Календарно – тематическое планирование по занимательной математике
2 класс.
№ п/п |
Тема |
Характеристика деятельности обучающихся |
Дата |
1. |
Вводное занятие «Математика – царица наук» |
Знакомятся с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» во втором классе. |
|
2– 9. |
Числа и операции над ними |
Знакомятся с интересными приемами устного счёта, с классом тысяч. Упражняются с многозначными числами. Используют в своей деятельности коллективный счёт,числа-великаны, игры «Знай свой разряд», «У кого какая цифра», «Работа над ошибками», «Математические горки». Практикум «Подумай и реши». Знакомятся с элементами знаковых систем. |
|
10-19. |
Занимательные задачи |
Решают занимательные задачи в стихах, логические задачи, задачи с неполными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса. Решают олимпиадные задачи. Решают задачи международной игры «Кенгуру», нестандартные задачи, задачи с многовариантными решениями. |
|
20-22. |
Учимся отгадывать ребусы |
Знакомятся с ребусами и приемами их разгадывания. |
|
23-24. |
Оформляем школьную математическую газету |
Выпускают школьнуюматематическую газету: самостоятельно подбирают материал, оформляют. |
|
25– 27. |
Олимпиады, конкурсы |
Готовятся иучаствуют в школьной олимпиаде в период декады по математике, в международном конкурсе «Кенгуру». Решают задачи, повышенной трудности. |
|
28– 30. |
Наглядная геометрия |
Знакомятся с объёмными предметами. Выделяют группы предметов, сходных по форме. Соотносят выделенные группы с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомятся с названиями перечисленных объёмных тел. |
|
31 -32. |
Жизнь замечательных людей |
Знакомятся с великими математиками древности Архимедом и Пифагором. |
|
33-34. |
Подведение итогов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.