В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) и ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013) период дошкольного детства в системе отечественного образования фактически приобретает статус первого уровня общего образования. На этом фоне основная миссия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования состоит в решении давно назревшей проблемы обеспечения преемственности его целей, задач и содержания с последующей образовательной ступенью – начальным общим образованием при сохранении самоценности дошкольного детства как одного из важнейших этапов в жизни человека. Образовательная программа «Ступеньки детства» изначально создавалась именно в рамках решения данной проблемы, социально-педагогическая значимость которой в последние десятилетия приобрела очевидную для всех остроту
Министерство общего и профессионального образовательного учреждения Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Основная общеобразовательная программа «Ступеньки детства»Камышлов, 2016Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№
273ФЗ от 29.12.2012) и ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155
от 17.10.2013) период дошкольного детства в системе отечественного образования фактически
приобретает статус первого уровня общего образования. На этом фоне основная миссия
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования состоит в
решении давно назревшей проблемы обеспечения преемственности его целей, задач и
содержания с последующей образовательной ступенью – начальным общим образованием при
сохранении самоценности дошкольного детства как одного из важнейших этапов в жизни
человека. Образовательная программа «Ступеньки детства» изначально создавалась именно в
рамках решения данной проблемы, социальнопедагогическая значимость которой в последние
десятилетия приобрела очевидную для всех остроту. Основные концептуальные
идеи программы выдвинуты и разработаны коллективом преподавателей кафедры теории
и методики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического
университета. Они являются результатом комплексного теоретического исследования, начатого
в 1998 г., и последующей опытноэкспериментальной работы. Прежде всего, выдвинутые
теоретические и методические идеи проверялись разработчиками программы и
учебнометодических материалов в опытной работе с детьми в условиях специально
созданного при университете психологопедагогического Центра «Развитие» (с 2000 г.).
Одновременно (с 2002 г.) экспериментальные варианты УМК проходили широкую опытную
проверку в детских образовательных Центрах, дошкольных образовательных
учреждениях России и получили положительную оценку со стороны педагогов и родителей. С
учетом результатов апробации Программа и учебнометодические материалы впервые были
изданы в 2005 году и с этого периода приняты к широкому практическому использованию.
Данное издание примерной образовательной программы дошкольного образования
«Ступеньки детства» согласовано с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» и ФГОС дошкольного образования.
При разработке Программы учитывались также современные международные тенденции и
опыт развития дошкольного образования и обеспечения его преемственности с начальной
школой. В частности, для современных образовательных систем многих государств мира
характерно наличие обязательного предшкольного образования, целью которого является
обеспечение готовности ребенка к обучению в школе. Что касается более ранних возрастных
ступеней, в отношении них государственная образовательная политика, как правило, отмечаетсязаметной осторожностью, и приоритетное значение имеет создание для детей условий
комфортного, природосообразного взращивания с целью сохранения и укрепления здоровья.
В отечественной системе образования специфика предшкольной подготовки,
дошкольного и школьного образования в целом обусловлена рядом своеобразных проблем,
составляющих специфический социальнопедагогический фон.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН можно выделить
следующие проблемы.
1.
Ухудшение общих характеристик физического развития детей в последние
десятилетия.
2. Распространение и увеличение темпов нарушения здоровья детей дошкольного и
младшего школьного возраста, в том числе:
– нервнопсихические и вегетативные расстройства;
– нарушения опорнодвигательного аппарата;
– нарушения зрения;
– заболевания желудочнокишечного тракта.
3. Среди причин всех отмеченных нарушений на первом месте на современном этапе:
1. Высокий объем учебных нагрузок.
2. Интенсификация процесса обучения.
3. Низкая двигательная активность.
4. Вербализация образовательного процесса – как один из самых агрессивных факторов
(!).
Важно отметить, что общая патологическая пораженность выше в учебных учреждениях
так называемого «повышенного» уровня (как дошкольной, так и школьной ступеней): в
гимназиях
и прогимназиях, «дошкольных академиях», лицеях и т. п., где обозначенные факторы
выражены наиболее отчетливо. Таким образом, все отмеченные выше обстоятельства
определенным образом окрашивают проблему отечественного дошкольного образования,
и эта окраска достаточно тревожная. Вместе с тем есть и позитивные, обнадеживающие
моменты. К ним, прежде всего, относится тот факт, что в усилении или ослаблении
отрицательного влияния дидактогенных факторов на здоровье детей большую роль играют
педагогические технологии и образовательная среда, в которой протекает образовательный
процесс. Поскольку учебные нагрузки (и нежелательные перегрузки) находятся в прямой
зависимости от этих факторов, перед авторами Программы стояла задача их целенаправленной
корректировки. В целом программа «Ступеньки детства» не предполагает революционнойперестройки сложившихся подходов к дошкольному образованию; основные изменения связаны
с преодолением опасных тенденций именно последних десятилетий, но с учетом и с опорой на
положительный опыт отечественной и зарубежной педагогики.
Основные особенности Программы
1. «Ступеньки детства» – программа, построенная в соответствии с современными
ориентированная на приоритет
социальнопедагогическими запросами и вызовами,
эмоционального благополучия и сохранения психического и физического здоровья в
образовательном процессе как ребенка, так и педагога.
2.
«Ступеньки детства» – программа, нацеленная на дальнейшее образование,
разработанная с учетом требований ФГОС начального общего образования, что обеспечивает
преемственность дошкольной и начальной образовательных ступеней.
3. «Ступеньки детства» – развивающая программа, базирующаяся на фундаментальных
законах развития личности и деятельности человека.
4.
«Ступеньки детства» – лаконичная программа, нацеленная на достижение
необходимых результатов при устранении перегрузок и неоправданной интенсификации
образовательного процесса (за счет интеграции компонентов содержания и активно
деятельностной позиции ребенка как познающего и развивающегося субъекта).
5. «Ступеньки детства» – программа технологически простая и удобная для реализации
в массовой практике, не требующая дополнительного нестандартного оборудования или
специфической подготовки педагогических кадров.
6. «Ступеньки детства» – программа, обеспеченная функциональным комплектом
учебнометодических материалов для непосредственного использования в образовательном
процессе с целью методической поддержки педагогов и создания для них условий
эмоционального комфорта в организации работы с детьми.
7. «Ступеньки детства» – программа, позволяющая создать условия для продуктивного
творческого взаимодействия всех участников образовательных отношений (педагогов, детей и их
родителей) и их саморазвития.
8. «Ступеньки детства» – многофункциональная программа открытого типа, создающая
условия для вариативного использования в рамках различных форм организации
образовательного процесса, с учетом особенностей и потребностей дошкольной образовательной
организации, конкретной ситуации, а также особенностей развития детей.
Авторы выражают надежду на то, что предлагаемая Программа займет свое место в
общем процессе модернизации отечественного дошкольного образования, окажет помощь
педагогам и родителям дошкольников в организации развивающего, интересного,здоровьесозидающего образовательного пространства, позволяющего обеспечить преемственные
связи последующей образовательной ступенью, подготовить детей к дальнейшему успешному
обучению в школе.МЕС
ЯЦ
Май
Раздел недели
ТЕМА
Развитие
ориентировки в
основных
пространственных
направлениях от
Сравнение
равных и
неравных
групп
предметов
себя: справа
(направо), слева
(налево), вверху
(верхняя), внизу
(нижняя), над, под,
впереди, сзади
ЦЕЛИ (программное
содержание)
Оборудован
ие
Планируемый
результат
Закреплять умение сравнивать две
равные и неравные группы
предметов способами наложения и
приложения, пользоваться
выражениями столько – сколько,
больше – меньше. Упражнять в
сравнении двух предметов по
величине, обозначать результаты
сравнения словами большой,
маленький. Учить определять
пространственное расположение
предметов, используя предлоги на,
под, в и т.д.
Знакомство с
кругом, квадратом,
треугольником.
Обследование
различных фигур
Различени
е
геометрич
еских
фигур
Совершенствовать умение
различать и называть
геометрические фигуры: круг,
квадрат, треугольник, шар, куб
ЛИТЕРАТУРА
Пономорева И.А.,
Позина В.А.
Занятия по
формированию
элементарных
математических
представлений во
второй младшей
группе детского
сада. Планы
занятий. 3е изд.,
испр. и доп. –М.:
МОЗАИКА
СИНТЕЗ, 2011.
с.38.
Пономорева И.А.,
Позина В.А.
Занятия по
формированию
элементарных
математических
представлений во
второй младшей
группе детского
сада. Планы
занятий. 3е изд.,
испр. и доп. –М.:
МОЗАИКА
СИНТЕЗ, 2011.
с.39.Обобщение
пройденного
материала
Обобщение
пройденного
материала
Повторен
ие
Повторен
ие
Свободное планирование работы с
учетом усвоения программного
материала и особенностей
конкретной возрастной группы
Пономорева И.А.,
Позина В.А.
Занятия по
формированию
элементарных
математических
представлений во
второй младшей
группе детского
сада. Планы
занятий. 3е изд.,
испр. и доп. –М.:
МОЗАИКА
СИНТЕЗ, 2011.
с.40.