Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС
Оценка 4.7

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Оценка 4.7
Документация
docx
биология
5 кл
18.12.2018
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС разработано в соответствии с современными требованиями к рабочим программам в соответствии с Федеральным образовательными стандартам второго поколения, включает в себя все необходимые для ФГОС разделы: пояснительная записка, содержание, календарно-тематическое планирование, график контрольных и практических работ.
КТП биология 5 класс Смольская.doc.docx
МАОУ Стрехнинская СОШ Ишимский район, с. Стрехнино, ул. Стаханова, д.6 Рассмотрено  на заседании ОМО учителей биологии Протокол №__от  «___» августа 2018 г.       Согласовано     Заместитель директора    __________ И.В.Кирпичникова «__» августа 2018 г.            Утверждаю          Директор МАОУ Стрехнинская СОШ    _________________А.А. Гуркин      Приказ №__  от ___ августа 2018г. Рабочая программа 5 класс  ФГОС по предмету «Биология» на 2018 – 2019  учебный год  34 часа (1 час в неделю) Составил: учитель химии  Смольская Евгения Александровна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛИ изучения биологии в 5 классе: Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:  формирование  у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей; систематизация знаний обучающихся об объектах живой природы, которые они получили при изучении основ естественно ­ научных знаний в начальной школе;  освоение обучающимися знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств; овладение обучающимися умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности; развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.      НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Рабочая программа по биологии 5 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего  образования (Приказ Министерства образования РФ  от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015 г.) «Об  утверждении федерального  государственного  стандарта  основного  общего образования», (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644), с учетом  программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы» ­ М.: Дрофа, 2015 г.), положения «О рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности Муниципального автономного образовательного учреждения Стрехнинская  средняя общеобразовательная школа» от 28.08.2005 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных   особенностях   объектов   живой   природы,   их   многообразии   и   эволюции.   Для   формирования   у   учащихся   основ   научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется   знакомству   учащихся   с   методами   научного   познания   живой   природы,   постановке   проблем,   требующих   от   учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.  Содержание   курса   направлено   на   формирование   универсальных   учебных   действий,   обеспечивающих   развитие   познавательных   и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Материал курса в  5 классе разделен на четыре главы, которым предшествует введение.  Во введении обучающиеся знакомятся с биологией как наукой о живой природе, с биологическими науками и объектами их изучения. Школьники получают представление о методах научного познания и приобретают навыки их использования. Материал введения позволяет углубить   и   расширить   представления   о   свойствах   живых   организмов   и   их   приспособленности   к   жизни   в   различных   средах   обитания. Знакомство с экологическими факторами акцентирует внимание на взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природы. Глава 1 знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности растительной клетки как единицы живого.   Школьники узнают также о тканях растительного организма и научатся их различать на микропрепаратах. Особое внимание в каждом параграфе этой главы уделяется формированию у обучающихся навыков работы с увеличительными приборами и самостоятельного выполнения лабораторных работ. Глава 2 посвящена изучению особенностей строения и жизнедеятельности бактерий как представителей самостоятельного царства живой   природы.   Обучающиеся   знакомятся   с   многообразием   и   распространением   бактерий,   а   также   узнают   об   их   положительном   и отрицательном значении в природе и жизни человека, учатся избегать заражения болезнетворными бактериями. При изучении главы 3 обучающиеся узнают об особенностях строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, получают представление об их многообразии. Особое внимание в главе уделяется значению грибов в природе и жизни человека. Школьники учатся отличать ядовитые и съедобные грибы, а также оказывать первую доврачебную помощь при отравлении грибами. Глава 4 посвящена царству Растения. Обучающиеся знакомятся с многообразием растений и расширяют знания об их значении в природе и жизни человека. Школьники учатся распознавать растения разных отделов и устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания. Основные отделы царства Растения изучаются последовательно от водорослей к покрытосеменным, что дает возможность проследить усложнение растительных организмов в процессе эволюции. Последний параграф данной главы «Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира» позволяет обобщить и систематизировать знания обучающихся по пройденной теме. Содержание курса биологии в 5 классе строится на основе деятельностного подхода. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение учебного предмета «Биология» в МАОУ Стрехнинская СОШ отводится в 5 классе 34 часа (1 час в неделю). ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 1 Рабочая программа основного общего образования по биологии 5 ­ 9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. ­ М.:  2 3 Дрофа, 2015.   Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014. – 141 с.  Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы,  растения. 5 класс»/ В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014. – 91 с. 4 Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника/ В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2017. – 60 с. 5 Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Диагностические работы к учебнику В.В.Пасечника/ В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2017. – 92 с.  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ЛИТЕРАТУРА 1 Барометры природы / И.Литинецкий – Москва: Детская литература, 1982. – 143 с.  2 Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы /А.С.Батуев – М.: Дрофа, 1999. – 668 с. 3 Биология для абитуриентов /Р.Г.Заяц – Минск: ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004. – 820 с. 4 Биология: Справочник школьника /З.А.Власова – М.: Филологическое общество «Слово», 1996. – 576 с. 5 Детская энциклопедия. Я познаю мир. Растения /Л.А.Багрова – Москва: «Издательство АСТ ­ ЛТД», 1998. – 512 с. 6 Жизнь растений, том 4,5,6 / А.А.Фёдоров – Москва: Просвещение, 1981. – 448 с. 7 Занимательная физиология растений /В.И.Артамонов – Москва: Агропромиздат, 1991. – 336 с. 8 Занимательное природоведение /Ю.Р.Васильев – М.: Омега, 1997. – 256 с. 9 Заповедными тропами / Т.А.Адольф – Москва: Просвещение, 1988. – 191 с. 10 Зерновые культуры России /В.П.Максименко – Москва: Россельхозиздат, 1985. – 224 с.  11 Книга для чтения по ботанике /Д.И.Трайтак – Москва: Просвещение, 1978. – 271 с. 12 Курс низших растений /Л.Л.Гарибова – Москва: Высшая школа, 1981. – 504 с. 13 Лекарственные растения в быту / Л.Я.Склеревский – Москва: Росагропромиздат, 1982. – 272 с. 14 Лечение растениями (рецептурный справочник) /Т.А.Горбунова – М.: Аргументы и факты, 1994. – 304 с. 15 Мир растений / А.Смирнов ­  Москва: Молодая гвардия, 1982. – 335 с. 16 Основные биологические понятия и термины / Н.Ф.Реймерс – Москва: Просвещение, 1988. – 319 с.  17 Популярная энциклопедия растений /Ю.И.Смирнов – Санкт – Петербург: «М и М ­ Экспресс, 1997. – 346 с. 18 По следам Робинзона / Н.М.Верзилин ­ М.: Просвещение, 1994. – 218 с. 19 Природа России /А.А.Иноземцев – Москва: Россельхозиздат, 1987. – 223 с.  20 Рассказы о биосфере /П.П.Второв – М.: Просвещение, 1976. – 128 с. 21 Рассказы о растениях  ­ переселенцах /Б.Н.Головкин – М.: Просвещение, 1984. ­128 с. 22 Универсальная энциклопедия школьников /А.А.Вортников – Минск: Валев, 1995. – 528 с. 23 Физиология растений /Е.П.Алёшин – Москва: Колос, 1979. – 263 с. 24 Экология России. Хрестоматия /В.Н.Кузнецов – Москва: АО «МДС», 1995. – 320 с. 25 Энциклопедический словарь юного биолога / М.Е.Аспиз – Москва: Педагогика, 1986. – 352 с. 26 Энциклопедический словарь юного земледельца / А.Д Джахангиров – Москва: Педагогика, 1983. – 368 с. ЭЛЕКТРОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС 1 Электронный атлас дл школьника (Ботаника); В.Р.Дольник, М.А.Козлов. ­ ЗАО «Новый диск» 2 Библиотека электронных наглядных пособий; ООО «Кирилл и Мефодий», 2003 г. 3 Мультимедийное учебное пособие. Биология  (Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники); Издательство «Просвещение», 2005 г. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1 Набор таблиц  2 Портреты учёных биологов 3 Модели объёмные, рельефные, модели аппликации 4 Муляжи 5 Мультимедийное оборудование 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения учебного предмета:  осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;  сформированность   познавательных   интересов   и   мотивов,   направленных   на   изучение   живой   природы;   интеллектуальных   умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического восприятия живых объектов; осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; знание основных принципов  и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;     формирование  экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными   результатами   освоения учебного предмета является формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Познавательные УУД:        умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий; умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;  умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно­следственных связей; умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов; умения   определять  возможные   источники   необходимых   сведений,   производить   поиск   информации,   анализировать  и   оценивать   ее достоверность. Личностные УУД:         уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих; умение применять полученные знания в практической деятельности; умение эстетически воспринимать объекты природы; определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей. умение   организовать   свою   учебную   деятельность:   определять   цель   работы,   ставить   задачи,   планировать   ­   определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; Регулятивные УУД:       Коммуникативные УУД: умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели; умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты освоения учебного предмета: характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы; осуществлять элементарные биологические исследования; 1          В познавательной (интеллектуальной) сфере:  понимать смысл биологических терминов;    перечислять свойства живого;    различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, грибы), а также выделять существенные признаки клеток и организмов растений,  грибов и бактерий; описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные); сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере; составлять элементарные пищевые цепи;       приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;  находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;   различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;   формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;  проводить  биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов; 2 В ценностно – ориентационной сфере:  демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;  3 В сфере трудовой деятельности: анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии; соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы); 4 В сфере физической деятельности:  демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями. 5 В эстетической сфере:  уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 ВВЕДЕНИЕ (6 часов) Биология – наука  о живой природе.  Методы  исследования  в биологии. Царства  бактерий, грибов, растений  и животных.   Отличительные  признаки  живого  и неживого. Связь  организмов    со  средой  обитания.  Взаимосвязь организмов  в природе. Экологические факторы  и их  влияние  на  живые организмы. Влияние  деятельности  человека  на природу, ее  охрана. 2 КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ  ОРГАНИЗМОВ (8 часов) Устройство  увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка  и ее  строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли,  пластиды.  Жизнедеятельность  клетки: поступление  веществ в клетку (дыхание, питание),  рост, развитие и деление  клетки.  Понятие   «ткань». 3 ЦАРСТВО  БАКТЕРИИ (4 часа) Строение  и жизнедеятельность  бактерий.  Размножение  бактерий. Бактерии, их роль  в природе  и жизни  человека. Разнообразие   бактерий, их распространение в природе. 4 ЦАРСТВО  ГРИБЫ (5 часов) Грибы.  Общая  характеристика  грибов, их  строение  и жизнедеятельность.  Шляпочные  грибы.  Съедобные  и ядовитые  грибы.   Правила  сбора  съедобных грибов  и  их охрана. Профилактика  отравления  грибами.  Дрожжи, плесневелые грибы.  Грибы­паразиты.  Роль   грибов  в природе  и жизни   5 ЦАРСТВО  РАСТЕНИЯ (11 часов) Растения.  Ботаника – наука  о растениях. Методы  изучение  растений.  Общая  характеристика  растительного  царства.  Многообразие  растений,  их  связь со средой  обитания. Роль  в биосфере.  Охрана  растений.  Основные  группы растений (водоросли,   мхи,  хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие  водорослей. Среда  обитания водорослей.  Строение   одноклеточных и многоклеточных водорослей, роль  водорослей  в  природе  и жизни  человека, охрана  водорослей.  Лишайники, их   строение, разнообразие, среда  обитания. Значение  в природе  и жизни  человека.  Мхи.  Многообразие  мхов. Среда  обитания.  Строение   мхов, их значение. Папоротники,  хвощи, плауны,  их  строение, многообразие, среда  обитания, роль  в  природе  и  жизни человека, охрана.  Голосеменные,  их  строение  и разнообразие.  Среда  обитания.  Распространение  голосеменных,  значение   в  природе  и  жизни  человека,  их охрана.  Цветковые растения, их  строение  и многообразие.  Среда  обитания. Значение  цветковых в природе  и жизни человека.  Происхождение  растений. Основные  этапы  развития  растительного мира. 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ           3.1 УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № раздела Тема Количество часов по разделу Виды деятельности 1 Введение Биология — наука о живой природе Методы исследования в биологии Разнообразие живой природы. Царства  живых организмов. Отличительные  признаки живого от неживого  Связь организмов со средой обитания.  Взаимосвязь организмов в природе 6 1 1 1 1 Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология».  Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни.  Оценивают роль биологической науки в жизни общества Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение»,  «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы  исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в  кабинете биологии Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы»,  «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки  живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ,  раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план  параграфа Определяют понятия «водная среда», «наземно­воздушная среда»,  «почва как среда обитания», «организм как среда обитания».  Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют  влияние деятельности человека на природу Экологические факторы и их влияние  на живые организмы Экскурсия № 1 «Многообразие живых  организмов. Осенние явления в жизни  растений и животных»  (на примерах  организмов области). Клеточное строение организмов 2 Устройство увеличительных приборов  Л. р. №1 «Устройство лупы и  рассматривание с её помощью  клеточного строения растений.  Устройство микроскопа и приёмы  работы с ним»   Строение клетки (оболочка,  цитоплазма, ядро, вакуоли). Л. р. № 2  «Приготовление и рассматривание  препарата кожицы чешуи лука под  микроскопом» Особенности строения клеток.  Пластиды.   Химический состав клетки:  неорганические и органические  вещества 1 1 8 1 1 1 1 Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают  навыки работы с текстом учебника Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус»,  «окуляр», «объектив», «штатив». Выполняют лабораторную работу.  Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа.  Отрабатывают правила работы с микроскопом Выделяют существенные признаки строения клетки. Выполняют  лабораторную работу.  Различают на таблицах и микропрепаратах  части и органоиды клетки. Учатся готовить микропрепараты.  Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают  и схематически изображают их Выделяют существенные признаки строения клетки. Выполняют  лабораторную работу.  Различают на таблицах и микропрепаратах  части и органоиды клетки. Наблюдают части и органоиды клетки под  микроскопом, описывают и схематически изображают их Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав  клетки. Различают органические и неорганические вещества,  входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по  изучению химического состава клетки. Учатся работать с Процессы жизнедеятельности в клетке Деление и рост клетки  Ткани Контрольно – обобщающий урок  по   теме  «Клеточное  строение   организмов» 3 Царство Бактерии Строение и жизнедеятельность  бактерий Роль бактерий в природе и  Роль бактерий в жизни человека Контрольно – обобщающий урок  по   1 1 1 1 4 1 1 1 1 лабораторным оборудованием Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности  клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов  жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.  Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с  микроскопом Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности  клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению  процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для  различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с  микроскопом и определять различные растительные ткани на  микропрепаратах Работают с учебником, рабочей тетрадью, дидактическими  материалами и контрольным тестом Выделяют существенные признаки бактерий Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии»,  «симбиоз». Объясняют роль бактерий в природе  Определяют понятия «болезнетворные бактерии», «эпидемия».  Объясняют роль бактерий в жизни человека Работают с учебником, рабочей тетрадью, дидактическими теме   «Царство Бактерии» Царство Грибы 4 Общая характеристика грибов Шляпочные грибы. Л. р. № 3  «Строение плодовых тел шляпочных  грибов» (на примерах организмов  области) Плесневые грибы и дрожжи. Л. р.  № 4  «Плесневый гриб мукор. Строение  дрожжей»  Грибы­паразиты  (на примерах  организмов области) Контрольно – обобщающий урок  по   теме   «Царство Грибы» 5 Царство Растения Разнообразие, распространение и  значение растений (на примерах  организмов области) 5 1 1 1 1 1 11 1 Водоросли. Многообразие водорослей.  1 материалами и контрольным тестом Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности  грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека Выполняют лабораторную работу. Различают на муляжах и таблицах  съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой  помощи при отравлении ядовитыми грибами Выполняют лабораторную работу. Готовят микропрепараты и  наблюдают под микроскопом строение мукора, дрожжевого гриба.  Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике  изображением Определяют понятие «грибы­паразиты». Объясняют роль грибов­ паразитов в природе и жизни человека Работают с учебником, рабочей тетрадью, дидактическими  материалами и контрольным тестом Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие  растения», «слоевище», «таллом».  Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых  объектах и таблицах низших и высших растений наиболее  распространённых растений, опасных для человека растений.  Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют  взаимосвязи между строением растений и их местообитанием Выделяют существенные признаки одноклеточных зелёных Среда обитания водорослей. Строение  одноклеточных зелёных водорослей.  Л. р.  № 5 «Строение зелёных  водорослей»  Строение многоклеточных водорослей Роль водорослей в природе и жизни  человека, охрана водорослей  Лишайники Мхи. Л. р.  № 6   «Строение мха» Папоротники, хвощи, плауны. Л. р. № 7 «Строение спороносящего хвоща и  папоротника» Голосеменные растения. Л. р. № 8  «Строение хвои и шишек хвойных»  Покрытосеменные растения водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами,  определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и  работают с микроскопом. Выполняют лабораторную работу Выделяют существенные признаки многоклеточных  водорослей.  Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя  представителей водорослей. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые  лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших  споровых растений и находят их представителей на таблицах и  гербарных образцах. Объясняют роль мхов, в природе и жизни  человека Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки  высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших  споровых растений и находят их представителей на таблицах и  гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и  плаунов в природе и жизни человека Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные  признаков голосеменных растений. Описывают представителей  голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и  гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и  жизни человека  Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений.  Описывают представителей покрытосеменных растений с  использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.  1 1 1 1 1 1 Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека  Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника»,  «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития  растительного мира Работают с контрольным тестом  Происхождение растений. Основные  этапы развития растительного мира Итоговая контрольная работа Заключительный урок по курсу  «Биология. 5 класс». Летние задания 1 1 1 Итого за год: 34 ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ МАТЕРИАЛА ГРАФИК ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Тема Дата Планируемая Фактическая Л. р. №1 «Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения  растений. Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»   Л.  р.  №   2  «Приготовление   и  рассматривание  препарата  кожицы   чешуи   лука   под микроскопом» Л. р. № 3 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» (на примерах организмов  области) Л. р. № 4 «Плесневый гриб мукор. Строение дрожжей» Л. р. № 5 «Строение зелёных водорослей» Л. р. № 6  «Строение мха» Л. р. № 7  «Строение спороносящего хвоща и папоротника» 17.10 24.10 06.02 13.02 13.03 10.04 17.04 №  по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8  Л. р. № 8 «Строение хвои и шишек хвойных» 24.04 ГРАФИК ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ № урока №  по порядку Тема Дата Планируемая Фактическая 1 2 3 4 5 14 18 23 31 33  «Клеточное  строение  организмов» «Царство Бактерии» «Царство Грибы» «Царство Растения» Итоговая контрольная работа 12.12 23.01 27.02 08.05 22.05 3.2 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   № п\п Дата план факт Тема  урока Элементы содержания. Кодификатор Планируемые   результаты  обучения (УУД) Предметные Метапредметные Личностные 1 05.09   Биология — наука   о   живой природе   как   Роль   в   и ОГЭ Биология наука.   биологии   познании окружающего мира практической деятельности людей.  §1 1.1     имеют учащиеся представление о   биологии   как   науке,   о значении биологических знаний   в   современной жизни и роли биологической науки   в   жизни   общества; усвоили понятия «биология»,   «биосфера», «экология».       Познавательные: умение   работать   с текстом, выделять в нем главное. формируются   умения проводить   наблюдения в   живой   природе, фиксировать и   оформлять результаты Регулятивные:   умение   их   Формируется   любовь   и бережное   отношение   к родной природе, элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину   на   уроке, уважительно относиться к учителю и 2 12.09   Методы исследования   в биологии учащиеся   знают   основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете.     Методы   познания в биологии: наблюдение,  эксперимент, измерение. Источники биологической информации,   ее получение,   анализ и   представление его   результатов. Техника безопасности   в кабинете биологии.  § 2 1.1 одноклассникам.   формируется ответственное отношение к соблюдению   правил техники   безопасности, умение соблюдать дисциплину   на   уроке, уважительно относиться   к   учителю и одноклассникам         заданий организовать выполнение учителя согласно установленным правилам   работы   в кабинете. Коммуникативные умение слушать учителя  и  отвечать на вопросы Познавательные: умение   работать   с текстом, выделять в нем главное, начато   практическое ознакомление с методами   проведения научных исследований и оформлением их результатов Регулятивные:   умение организовать выполнение учителя согласно установленным правилам   работы   в кабинете. Коммуникативные заданий 3 19.09   Разнообразие живой   природы. Царства   живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого 4 26.09 Связь организмов   со средой обитания. Взаимосвязь организмов природе   в учащиеся   знают   названия царств   живой   природы   и отличия живых организмов от объектов природы. неживой       Царства: Бактерии,   Грибы, Растения и Животные. Признаки   живого: клеточное строение, питание, дыхание,   обмен веществ, раздражимость, рост, размножение § 3 3.1 3.2 3.3 3.4   развитие, учащиеся умеют различать среды обитания   организмов,   знают   их особенности   среда. Водная Наземно­ воздушная   среда. Почва   как   среда обитания. Организм   как среда   обитания. Приспособление организмов     в различных  средах обитания § 4 5.1     заданий умение слушать учителя   и   отвечать   на вопросы Познавательные: умение   работать   с текстом, выделять в нем главное, Регулятивные:   умение организовать выполнение учителя согласно установленным правилам   работы   в кабинете. Коммуникативные умение слушать учителя и отвечать на вопросы. Познавательные: умение   работать   с текстом, выделять в нем главное, формируется   умение проводить анализ связей организмов   со   средой обитания. Регулятивные:   умение организовать выполнение заданий     формируется   научное мировоззрение на знаний   об основе   отличительных признаках живого   от   неживого, умение соблюдать дисциплину   на   уроке, уважительно относиться к учителю   одноклассникам и   формируется познавательный   мотив на   основе   интереса   к изучению   новых   для учащихся   объектов, умение соблюдать дисциплину   на   уроке, уважительно относиться   к   учителю и одноклассникам 5 03.10   Экологические факторы   и   их влияние на живые организмы       умеют учащиеся определять понятие «экологические   факторы» и объяснять их влияние на живые организмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на   живые организмы § 5 5.1 6 10.10 Экскурсия № 1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в   за Фенологические наблюдения   сезонными изменениями   в природе 5.1 учащиеся имеют начальные представления о многообразии   растений   и   об   осенних животных,     учителя согласно установленным правилам   работы   в кабинете. Коммуникативные умение слушать учителя   и   отвечать   на вопросы, воспринимать информацию на слух Познавательные: умение   работать   с текстом, выделять в нем главное, Регулятивные:   умение организовать выполнение учителя согласно установленным правилам   работы   в кабинете. Коммуникативные умение слушать учителя   и   отвечать   на вопросы Познавательные: развивается умение проводить   наблюдения в   живой   природе, заданий       формируются элементы экологической культуры,   умение соблюдать   дисциплину на   уроке,   уважительно относиться к учителю   одноклассникам и формируется   любовь   и бережное отношение   к   родной элементы природе, жизни растений и животных»  (на примерах организмов области). Р/К со     явлениях   в   их   жизни;   о том, что  живые организмы связаны   средой обитания и приспособлены   для   жизни в   определенной   среде; приобретают навыки правильного   поведения   в природе.   7 17.10 Убеждаются   в   том,   что организмы живые действительно   имеют клеточное строение   (лупы, Увеличительные приборы   микроскопа). Правила работы с микроскопом.  Рассматривание строения растения с помощью лупы § 6 2.1   р. Устройство увеличительных приборов.  Л.   №   1 «Устройство и   лупы рассматривание с   её   помощью клеточного строения растений. Устройство микроскопа   и приёмы работы с ним» экологической культуры, умение   соблюдать   дисциплину на   уроке,   уважительно относиться к учителю   одноклассникам и     о Представление единстве живой природы   на   основании знаний   о   клеточном строении   всех   живых организмов         и их заданий фиксировать оформлять результаты Регулятивные:   умение организовать выполнение учителя согласно установленным правилам   работы   в кабинете. Коммуникативные умение слушать учителя   и   отвечать   на вопросы Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные:   умение организовать заданий выполнение учителя. Развитие навыков   самооценки   и самоанализа. Коммуникативные 8 24.10 Строение   клетки: клеточная мембрана, клеточная   стенка, цитоплазма,   ядро, вакуоли §7 2.1 Строение   р.   клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли).  Л.   №   2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы   чешуи лука под микроскопом»   учащиеся имеют начальное представление   о   строении клетки;   приобрели   навык готовить   микропрепарат кожицы   лука,   умеют рассмотреть в его микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради     9 07.11   Особенности строения клеток. Пластиды.  ИП Строение   клеток кожицы   чешуи лука § 7 учащиеся имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки   умение   работать   в группах,   обмениваться информацией с одноклассниками Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются   умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов. Регулятивные:   умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков   самооценки   и самоанализа. Коммуникативные умение   работать   в группах,   обмениваться информацией с одноклассниками Познавательные: овладение умением оценивать информацию,       формируется познавательный   мотив на   основе   интереса   к изучению   новых   для учащихся   объектов, умение соблюдать дисциплину   на   уроке, уважительно относиться   к   учителю и одноклассникам   формируется познавательный   мотив на   основе   интереса   к 2.1 приготовления микропрепаратов, изучения их   под   микроскопом   и умения схематически   изображать строение клетки в тетради. 10 14.11   Химический состав   клетки: неорганические и   органические вещества Методы   изучения клетки. Химический состав   клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль       Учащиеся имеют начальные представления о химическом составе клетки,   неорганических   и органических   веществах, их роли в клетке.       выделять в ней главное, развиваются   навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее   результатов,   умение выделять   существенные признаки строения клетки. Регулятивные:   умение организовать заданий выполнение учителя. Развитие навыков   самооценки   и самоанализа. Коммуникативные умение   работать   в группах,   обмениваться информацией с одноклассниками Познавательные: развивается умение обнаруживать общность живой   и   неживой природы   на   основании сравнения и установления   сходства           изучению   новых   для учащихся   объектов, умение соблюдать дисциплину   на   уроке, уважительно относиться   к   учителю и одноклассникам   Формируется   научное мировоззрение на основании установления   сходства химического   состава клеток   как   одного   из доказательств единства в жизнедеятельност и клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений § 8 2.1 11 21.11 Процессы жизнедеятельно сти в клетке ИП   Жизнедеятельнос ть клетки (питание, дыхание) § 9 2.1 у   учащихся   формируются первоначальные представления жизнедеятельности клетки. о       природы, живой умение соблюдать дисциплину   на   уроке, уважительно относиться   к   учителю и одноклассникам формируется познавательный   мотив на   основе   интереса   к проведению простейших биологических экспериментов, умение соблюдать   дисциплину на  уроке,  уважительно относиться   к   учителю и одноклассникам     их состава Регулятивные:   умение организовать заданий выполнение учителя. Развитие навыков   самооценки   и самоанализа. Коммуникативные умение   работать   в группах,   обмениваться информацией с одноклассниками Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное,   развиваются навыки   выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее   результатов,   умение выделять   существенные признаки строения клетки. Регулятивные:   умение организовать выполнение заданий 12 28.11   Деление и рост клетки ИП   ядро, Генетический аппарат, хромосомы. § 9 2.1 учащиеся   знают,   умеют описать   процесс   деления клетки и ее рост         учителя. Развитие навыков   самооценки   и самоанализа. Коммуникативные умение   работать   в группах,   обмениваться информацией с одноклассниками Познавательные: умение   работать   с различными источниками информации, преобразовывать   ее   из одной формы в другую, выделять   главное   в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные:   умение организовать заданий выполнение учителя. Развитие навыков   самооценки   и самоанализа. Коммуникативные:   умение эффективное строить формируется   научное мировоззрение в связи с развитием   у   учащихся представления о   делении   клеток   как основе   размножения, роста и развития всех живых организмов,   умение соблюдать   дисциплину на  уроке,  уважительно относиться   к   учителю и одноклассникам имеют учащиеся   первоначальные представления  о тканях  и выполняемых ими функциях   в   растительном организме.   13 05.12  Ткани Ткань.   Признаки, характерные     для различных     видов тканей. § 10 2.2 14 12.12 Контрольно   – обобщающий урок. Контроль   знаний и   умений     по данной теме формируется   научное мировоззрение в связи с развитием   у   учащихся представления о ткани как следующем уровне   организации организмов   из   клеток, умение соблюдать дисциплину   на   уроке, уважительно относиться к учителю   одноклассникам и   взаимодействие с одноклассниками Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное,   развиваются навыки   выполнения лабораторной работы по инструктивной кар­ точке и оформления ее результатов,   умение выделять   существенные признаки строения клетки. Регулятивные:   умение организовать заданий выполнение учителя. Развитие навыков   самооценки   и самоанализа. Коммуникативные умение   работать   в группах 15 19.12 Контрольная работа №1«Клеточное строение организмов» Строение и   жизнедеятельно сть бактерий ИП     Бактерии, особенности и строения жизнедеятельност и. Формы бактерий. Разнообразие бактерий,   распространение § 11 3.1 их     имеют Учащиеся об представление особенностях   строения бактерий   их многообразии и   16 26.12 Роль бактерий в природе ИП Роль   бактерий   в природе.  §12 3.1 Учащиеся имеют начальные сведения о роли   Познавательные: умение   работать   с различными источниками информации, преобразовывать   ее   из одной формы в другую, выделять   главное   в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные:   умение организовать заданий выполнение учителя. Развитие навыков   самооценки   и самоанализа. Коммуникативные: умение   эффективное взаимодействие с одноклассниками Познавательные: развивается строить умение             Формируется   научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий, соблюдать умение дисциплину   на   уроке, уважительно относиться к учителю   одноклассникам потребность справедливом оценивании своей работы   и   работы одноклассников и в     Формируется интерес к предмету и бактерий в природе  17 16.01 Роль бактерий в жизни человека Роль   бактерий   в хозяйственной деятельности человека § 12 3.1   Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в жизни человека   выделять самостоятельно работать   с   текстом   и иллюстрациями учебника, главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные:   умение организовать заданий выполнение учителя. Развитие навыков   самооценки   и самоанализа. Коммуникативные: умение   эффективное взаимодействие с одноклассниками строить     умение Познавательные: развивается   самостоятельно работать   с   текстом   и иллюстрациями учебника, главное в тексте, структурировать учебный материал выделять     и положительная познавательная мотивация   на   основе проведения самостоятельного биологического исследования, умение соблюдать дисциплину   на   уроке, уважительно относиться к учителю   одноклассникам умение уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация   на   основе проведения самостоятельного биологического исследования,   умение оценивать 18 23.01 19 30.01 Контрольно   – обобщающий урок   по   теме «Царство Бактерии» Общая характеристика грибов     Регулятивные:   умение организовать заданий выполнение учителя. Развитие навыков   самооценки   и самоанализа. Коммуникативные: умение   эффективное взаимодействие с одноклассниками строить соблюдать   дисциплину на   уроке,   уважительно относиться к учителю и одноклассникам умение уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. оценивать   Контроль   знаний и   умений     по данной теме учащиеся знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека   Грибы, особенности строения и жизнедеятельност и.   Многообразие грибов. Роль грибов   в   природе и жизни человека § 13 3.2   Познавательные: развиваются   умения самостоятельно работать   с   текстом   и иллюстрациями учебника,   информацию видеофильма Регулятивные:   умение организовать выполнение учителя. получать из заданий Развитие           формируется   научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов, умение соблюдать дисциплину   на   уроке, уважительно относиться к учителю   одноклассникам и и строить   навыков самооценки самоанализа. Коммуникативные: умение   эффективное взаимодействие с одноклассниками 20 06.02 Шляпочные грибы. Л. р. № 3 «Строение плодовых   тел шляпочных грибов»   примерах организмов области). Р/К (на   Съедобные и ядовитые   грибы. Оказание   первой   помощи при отравлении ядовитыми грибами § 14 3.2   учащиеся знают особенности   строения   и жизнедеятельности шляпочных  грибов,  умеют отличать грибы съедобные от   ядовитых,   знакомы   с приемами оказания первой помощи   при   отравлении ядовитыми грибами. умение Познавательные: развивается   самостоятельно работать   с   текстом   и иллюстрациями учебника,   развивается умение   самостоятельно проводить исследования   в   ходе лабораторной   работы   и на   основе   анализа полученных результатов делать выводы Регулятивные:   умение организовать выполнение учи­ теля согласно установленным заданий       и образа понимание ценности здорового безопасного жизни; усваиваются правила   безопасного поведения в ситуациях, угрожающих   жизни   и здоровью при отравлении   ядовитыми грибами,  умение соблюдать дисциплину   на   уроке, уважительно относиться к   учителю одноклассникам и 21 13.02 Плесневые   грибы и дрожжи.  § 15 3.2 Плесневые грибы и дрожжи  Л. р. № 4 «Плесневый гриб Строение дрожжей»   мукор. учащиеся   знают   строение плесневых   грибов   и дрожжей,   их   роль   в природе и жизни человека     умение слушать и навыков и   правилам   работы   в кабинете. Развитие самооценки самоанализа. Коммуникативные: умение учителя   одноклассников, аргументировать   свою точку зрения Познавательные: развивается   самостоятельно работать   с   текстом   и иллюстрациями учебника,   развивается умение   самостоятельно проводить исследования   в   ходе лабораторной   работы   и на   основе   анализа полученных результатов делать выводы Регулятивные:   умение организовать выполнение учителя согласно   заданий формируется познавательная самостоятельность   и мотивация   на   изучение объектов природы, умение соблюдать дисциплину   на   уроке, уважительно относиться к учителю   одноклассникам и 22 20.02 (на Грибы­ паразиты   примерах организмов области). Р/К учащиеся  знают  о грибах­ паразитах   и   их   роли   в природе       Грибы­паразиты. грибов­ Роль паразитов в природе   и   жизни человека Демонстрация  Муляжи плодовых тел грибов­ паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) § 16 3.2       навыков   и слушать и установленным правилам   работы   в кабинете. Развитие самооценки самоанализа. Коммуникативные: умение учителя   одноклассников, аргументировать   свою точку зрения Познавательные: умение выделять главное   в   тексте, структурировать учебный грамотно формулировать вопросы. Регулятивные:   умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу Коммуникативные:   материал,   формируется познавательная самостоятельность   и мотивация   на   изучение объектов природы, умение соблюдать дисциплину   на   уроке, уважительно относиться к учителю   одноклассникам и 23 27.02 06.03 Контрольно   – 24 06.03 27.02 обобщающий урок   по   теме «Царство Грибы» Разнообразие, распространени е   и   значение растений   (на примерах организмов области). Р/К Контроль   знаний и   умений     по данной теме Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь средой со   Роль обитания. растений   в биосфере.   Охрана растений. § 17 3.3         понятия «низшие «высшие   «слоевище», Определяют «ботаника», растения», растения», «таллом».  Выделяют   существенные признаки растений. Выявляют   на   живых объектах   и   таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений,   опасных   для человека растений. Сравнивают представителей   низших   и растений. высших Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием         умение   работать   в составе творческих групп   имеют учащиеся   о   представление растениях, их характерных признаках       Познавательные: развивается   умение выделять существенные признаки низших растений   и   на   этом основании   относить водоросли   к   низшим растениям и проводить лабораторные   работы по инструктивным карточкам Регулятивные:   умение организовать выполнение   заданий учителя. Умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы 25 13.03 Водоросли. Многообразие водорослей. Среда   обитания водорослей. Строение одноклеточных зелёных водорослей.  Л.   р. «Строение зелёных водорослей»   №   5 Водоросли: одноклеточные   и многоклеточные. Строение, жизнедеятельност ь,   размножение, среда   обитания зеленых водорослей.  § 18 3.3   Выделяют   существенные признаки водорослей. Работают   с   таблицами   и гербарными   образцами, определяя   представителей Готовят водорослей.   микропрепараты и работают с микроскопом   имеют   о учащиеся   представление водорослях (одноклеточных и многоклеточных)   как представителях низших растений, их характерных признаках         и строить   Развитие классу. навыков самооценки самоанализа. Коммуникативные: умение   эффективное взаимодействие с одноклассниками Познавательные: развивается   умение выделять существенные признаки низших растений   и   на   этом основании   относить водоросли   к   низшим растениям и проводить лабораторные   работы по     инструктивным карточкам Регулятивные:   умение организовать заданий выполнение   Умение учителя. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять 26 20.03   Строение многоклеточных водорослей Роль водорослей в   природе   и жизни   человека, охрана водорослей Строение, жизнедеятельност ь,   размножение, среда   обитания зеленых,   бурых   и красных водорослей. Роль зеленых, бурых   и   красных водорослей в природе   и   жизни человека,   охрана водорослей § 18 3.3     Работают   с   таблицами   и гербарными   образцами, определяя   представителей водорослей. Объясняют роль водорослей   в   природе   и жизни человека. Обосновывают необходимость водорослей   охраны     имеют   о учащиеся   представление водорослях (одноклеточных и многоклеточных)   как представителях низших растений, их характерных признаках       и строить   Развитие результаты работы классу. навыков самооценки самоанализа. Коммуникативные: умение   эффективное взаимодействие с одноклассниками Познавательные: развивается   умение выделять существенные признаки низших растений   и   на   этом основании   относить водоросли   к   низшим растениям  Регулятивные:   умение организовать заданий выполнение   Умение учителя. определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.   Развитие 27 03.04  Лишайники ИП   понятия Определяют «кустистые   лишайники», «листоватые   лишайники», «накипные   лишайники». Находят   лишайники   в природе имеют как   учащиеся представление о лишайниках   симбиотических организмах Многообразие   и распространение лишайников. Строение, питание и   размножение лишайников. Значение лишайников в природе   и   жизни человека § 19 3.2   28 10.04 Мхи. Л. р.  № 6   «Строение мха» Высшие   споровые растения.   Мхи, их   отличительные Выполняют   лабораторную работу. Выделяют существенные   признаки   имеют учащиеся представление   о   мхах,     и строить навыков самооценки самоанализа. Коммуникативные: умение   эффективное взаимодействие с одноклассниками Познавательные: развивается   умение проводить   наблюдения в   природе   и   на   их основании делать выводы Регулятивные:   умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу Коммуникативные: умение   эффективное взаимодействие с одноклассниками Познавательные: развивается   умение строить особенности, многообразие, распространение, среда   обитания, роль   в   природе   и жизни   человека, охрана. § 20 3.3   споровых высших растений.   Сравнивают разные   группы   высших споровых   растений   и находят их представителей на   таблицах   и   гербарных образцах. Объясняют роль мхов     в  природе   и  жизни человека как представите­ лях   высших   споровых растений, их характерных признаках   29 17.04 Папоротники, хвощи, плауны  Л. р. №7  «Строение спороносящего хвоща папоротника»   и Высшие   споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда   обитания, роль   в   природе   и   Выполняют   лабораторную работу. Выделяют существенные   признаки высших споровых   растений.   Сравнивают разные   группы   высших споровых   растений   и находят их представителей на   таблицах   и   гербарных образцах. Объясняют роль   имеют учащиеся представление о папоротниках,   плаунах и как представите­ лях   высших   споровых их растений, хвощах,           заданий выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям и проводить лабораторные   работы по инструктивным карточкам Регулятивные:   умение организовать выполнение   учителя согласно установленным правилам   работы   в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя   и   отвечать   на вопросы Познавательные: развивается   умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим жизни   человека, охрана. § 21 3.3   мхов, папоротников, хвощей   и   плаунов   в природе и жизни человека характерных признаках и   более   высокой организации по сравнению с мхами   30 24.04 Голосеменные растения  Л. р.  № 8 «Строение   хвои и шишек хвойных»   Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие   и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. § 22 3.3     Выполняют   лабораторную работу. Выделяют существенные   признаков голосеменных   растений. Описывают представителей голосеменных   растений   с использованием   живых   таблиц   и объектов, образцов. гербарных Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека         имеют учащиеся представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений;   понятие растения» освоили   «семенные   заданий споровым растениям и проводить лабораторные   работы по инструктивным карточкам Регулятивные:   умение организовать выполнение   учителя согласно установленным правилам   работы   в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя   и   отвечать   на вопросы Познавательные: развитие выделять существенные признаки семенных   растений   и устанавливать их преимущества   перед высшими   споровыми растениями и проводить лабораторные   работы инструктивным по умения 31 08.05 Покрытосеменн ые растения. Тест   по   теме «Царство Растения» Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в   природе   и   жизни человека. Контроль     знаний и умений   § 23 3.3   Описывают Выделяют   существенные признаки покрытосеменных растений. представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и образцов. гербарных роль Объясняют   покрытосеменных в природе и жизни человека          имеют учащиеся представление о характерных   признаках и многообразии покрытосеменных растений; оперировать понятиями: «плод»,   «жизненные формы» «цветок», могут     строить карточкам Регулятивные:   умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу Коммуникативные: умение   эффективное взаимодействие с одноклассниками Познавательные: развивается   умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений Регулятивные:   умение организовать выполнение   учителя согласно установленным правилам   работы   в кабинете. Коммуникативные: умение слушать заданий 32 15.05 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира   Методы   изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира.   Основные этапы   развития растительного мира § 24 3.3   понятия Определяют «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют   основные этапы развития растительного мира   имеют   учащиеся о   представления изучения методах растений, древних знают   основные   этапы развития растительного мира     учителя   и   отвечать   на вопросы   Познавательные: развивается   умение приводить доказательства   того, что многообразие растительного   мира   — результат   длительного исторического развития (эволюции) Регулятивные:   умение организовать выполнение   учителя согласно установленным правилам   работы   в кабинете. Коммуникативные: заданий умение слушать учителя   и   отвечать   на вопросы 33 22.05 34 29.05 Итоговая контрольная работа Заключительный урок   по   курсу «Биология.5 класс».  Летние задания Контроль   знаний и умений   Систематизация   и обобщение понятий   курса. Подведение итогов   за   год. Летние задания КАЛЕНДАРНО ­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЁТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА №  № Тема урока Дата по порядку 1 2 3 4 урока 6 Экскурсия № 1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»  (на примерах организмов области) 20 Шляпочные грибы. Л. р. № 3 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» (на  примерах организмов области) 22 24 Грибы­паразиты (на примерах организмов области) Разнообразие, распространение и значение растений (на примерах организмов  области) планируемая фактическая 10.10 06.02 20.02 06.03

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2018