Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
физика
7 кл
19.02.2018
Календарно-тематическое планирование по физике для 7-х классов составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
За основу взята авторская программа «Физика. 7-9 классы» Гутник Е.М., Перышкин А.В. из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы. / Сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение физики в 7 - 9 классах. В учебном плане предусмотрены 2 часа в неделю на изучение предмета, таким образом 70 часов в год в 7 и 8 классах, 68 часов – в 9 классе.
Перечень учебно-методического комплекта:
1. Перышкин А.В. Сборник задач по физике. 7-9 классы - М.: Издательство Экзамен, 2012г.
2. Пёрышкин, А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин,- М.: Дрофа, 2009 г. Пёрышкин, А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин - М.: Дрофа, 2006 – 2010 гг.
3. 3. Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. -5-е изд., перераб.- М.:Илекса, 2009.-208с
7 2017-2018.doc
Пояснительная записка
Календарнотематическое планирование по физике для 7 «Д», «Е» «Ж» классов
разработано на основе рабочей программы по учебному курсу «Физика» основного общего
образования для 79 классов, 2016 г.
Реализация календарнотематического планирования проводится в условиях
классноурочной системы обучения, на освоение курса физики 7 класса отводится 68
часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели).
На основании календарного учебного графика школы на 20172018 учебный год, с
учетом праздничных дней в календарнотематическом планировании произведено
уплотнение материала в разделах «Давление твердых тел, жидкостей и газов» и «Работа и
мощность. Энергия».
В календарнотематическом планировании на основании плана внутришкольного
контроля предусмотрены входной, промежуточный и итоговый контроль.
Календарнотематический план
Плановые сроки
прохождения
Примеча
ние
Д
7
Е
7
Ж
7
б
е
ч
у
ы
с
а
Ч
и
н
е
м
е
р
в
о
г
о
н
4
1
1
1
№
п/п
Наименование
раздела и тем
Характеристика
основных видов деятельности учащихся
(основные учебные умения и действия)
1
2
изучает
Что
физика.
Некоторые
физические
термины.
Наблюдения и
опыты.
Физические
величины.
Измерение
физических
величин. Точность
и
погрешность
измерений.
3
Физика и техника.
Введение
физические
Объяснять,
явления, отличать физические явления от
химических явлений;
наблюдения физических
проводить
и
явлений,
классифицировать их, различать методы
изучения физики.
анализировать
описывать
Измерять расстояния, промежутки времени,
температуру;
обрабатывать результаты измерений;
определять цену деления шкалы
измерительного цилиндра;
определять объем жидкости с помощью
измерительного цилиндра;
переводить значения физических величин в
СИ, определять погрешность измерения,
записывать результат измерения с учетом
погрешности.
Выделять основные этапы развития
физической науки и называть имена
выдающихся ученых;
определять место физики как науки,
делать выводы о развитии физической
науки и ее достижениях;
составлять план презентации.
2 1
6
1
1
1
1
4
5
6
Строение
вещества.
Молекулы.
Броуновское
движение.
Лабораторная
работа№2
«Определение
размеров малых
тел».
7
Движение
молекул.
Лабораторная
работа № 1
«Определение
цены
измерительного
прибора».
деления
цену деления любого
представлять
Находить
измерительного прибора,
результаты измерений в виде таблиц;
анализировать результаты по определению
цены деления измерительного прибора,
делать выводы;
работать в группе.
Первоначальные сведения о строении вещества
строение
подтверждающие
вещества,
Объяснять опыты,
молекулярное
броуновское движение;
схематически изображать молекулы воды
и кислорода;
определять размер малых тел;
сравнивать размеры молекул разных
веществ: воды, воздуха;
объяснять основные свойства молекул,
физические явления на основе знаний о
строении вещества;
Измерять размеры малых тел методом
рядов,
различать способы измерения
размеров малых тел;
представлять результаты измерений в виде
таблиц;
выполнять
исследовательский
эксперимент по определению размеров
малых тел, делать выводы;
работать в группе.
Объяснять явление диффузии и
зависимость скорости ее протекания от
температуры тела;
приводить примеры диффузии в
окружающем мире;
наблюдать
кристаллов;
анализировать результаты опытов по
движению молекул и диффузии;
проводить исследовательскую работу по
выращиванию кристаллов, делать выводы.
образования
процесс
8
Взаимодействие
молекул.
Проводить и объяснять опыты по
обнаружению сил взаимного притяжения и
отталкивания молекул;
наблюдать и исследовать явление
смачивания и несмачивания тел, объяснять
данные явления на основе знаний о
взаимодействии молекул;
проводить эксперимент по обнаружению
действия сил молекулярного притяжения,
делать выводы.
3 1
1
23
1
1
1
9
Агрегатные
состояния
вещества. Свойства
газов, жидкостей и
твердых тел.
10
№1 по
Зачет
теме
«Первоначальные
сведения
о
строении
вещества».
11 Механическое
движение.
Равномерное
движение
неравномерное
движение.
и
12
Скорость.
Единицы скорости.
Доказывать наличие различия в
молекулярном строении твердых тел,
жидкостей и газов;
приводить
примеры практического
использования свойств веществ в
различных агрегатных состояниях;
выполнять
исследовательский
эксперимент по изменению агрегатного
состояния воды, анализировать его и делать
выводы.
Применять полученные знания при решении
физических
исследовательском
эксперименте и на практике.
задач,
Взаимодействие тел
Определять траекторию движения тела;
переводить основную единицу пути в км,
мм, см, дм;
различать равномерное и неравномерное
движение;
доказывать относительность движения
тела;
определять тело, относительно которого
происходит движение;
использовать межпредметные связи
физики, географии, математики;
проводить эксперимент по изучению
механического движения,
сравнивать
опытные данные,
делать выводы.
таблицу
Рассчитывать скорость тела при
равномерном и среднюю скорость при
неравномерном движении;
выражать скорость в км/ч, м/с;
анализировать
движения некоторых тел;
определять среднюю скорость движения
заводного автомобиля;
графически изображать
описывать равномерное движение;
применять знания из курса, географии,
математики.
скоростей
скорость,
13
Расчёт пути и
времени.
Представлять результаты измерений и
вычислений в виде таблиц и графиков;
определять: путь, пройденный за данный
промежуток времени, скорость тела по
графику зависимости пути равномерного
движения от времени.
4 1
1
1
14 Инерция.
Взаимодействие
тел.
15 Масса
тела.
Единицы массы.
Измерение массы
тела на весах.
Находить связь между взаимодействием
тел и скоростью их движения;
приводить примеры проявления
явления инерции в быту;
объяснять явление инерции;
проводить
исследовательский
эксперимент по изучению явления
инерции;
анализировать его и делать выводы
Описывать явление взаимодействия тел;
приводить примеры взаимодействия тел,
приводящего к изменению их скорости;
объяснять опыты по взаимодействию тел
и делать выводы.
Устанавливать зависимость изменения
скорости движения тела от его массы;
переводить основную единицу массы в т,
г, мг;
работать с текстом учебника, выделять
главное, систематизировать и обобщать
полученные сведения о массе тела;
различать инерцию и инертность тела;
взвешивать тело на учебных весах и с их
помощью определять массу тела.
16 Лабораторная
работа№3
«Измерение массы
тела на рычажных
весах».
Взвешивать тело на учебных весах и с их
помощью определять массу тела;
пользоваться разновесами;
применять и вырабатывать практические
навыки работы с приборами;
работать в группе.
5 17 Лабораторная
№4
работа
«Измерение
объема твердого
тела».
18 Плотность
вещества.
19 Лабораторная
№5
работа
«Определение
плотности
твёрдого тела».
20
21
Расчет массы и
объема тела по
его плотности.
Решение задач по
теме:
«Механическое
движение. Масса
тела.
Плотность
вещества».
22 Контрольная
работа №1 по
теме:
«Механическое
движение. Масса
тела.
Плотность
вещества».
23 Анализ
контрольной
работы. Сила.
24
Явление
тяготения.
тяжести.
Сила
1
1
1
1
1
1
1
1
Измерять объем тела с помощью
измерительного цилиндра;
анализировать результаты измерений и
вычислений, делать выводы;
представлять результаты измерений и
вычислений в виде таблиц;
работать в группе.
Определять плотность вещества;
анализировать табличные данные;
переводить значение плотности из кг/м3 в
г/см3.
Измерять плотность твердого тела с
помощью весов и измерительного цилиндра;
анализировать результаты измерений и
вычислений, делать выводы;
представлять результаты измерений и
вычислений в виде таблиц;
работать в группе.
Определять массу тела по его объему и
плотности;
записывать формулы для нахождения
массы тела, его объема и плотности
вещества;
работать с табличными данными.
Использовать знания из курса математики
и физики при расчете массы тела, его
плотности или объема;
анализировать результаты, полученные при
решении задач.
Применять знания к решению задач.
Графически, в масштабе изображать силу
и точку ее приложения;
определять зависимость изменения тела от
приложенной силы;
анализировать опыты по столкновению
шаров, сжатию упругого тела и делать
выводы.
Приводить примеры проявления тяготения
в окружающем мире;
находить точку приложения и указывать
направление силы тяжести;
выделять особенности планет земной
группы и планетгигантов (различие и
общие свойства);
работать
текстом учебника,
с
систематизировать и обобщать сведения о
явлении тяготения и делать выводы.
6 1
1
1
1
1
1
1
1
25
Сила упругости.
Закон Гука.
26
Вес тела. Единицы
Связь
силы.
между
силой
тяжести и массой
тела.
27
Сила тяжести на
других планетах.
28
29
№6
Динамометр
Лабораторная
работа
«Градуирование
пружины
измерение
динамометром».
и
сил
Сложение двух
сил,
направленных по
одной прямой.
Равнодействующа
я сил.
30 Решение задач по
«Силы.
теме:
Равнодействующая
сил».
Отличать силу упругости от силы
тяжести;
графически изображать силу упругости,
показывать точку приложения и
направление ее действия;
объяснять причины возникновения силы
упругости;
приводить примеры видов деформации,
встречающиеся в быту.
Графически изображать вес тела и точку
его приложения;
рассчитывать силу тяжести и вес тела;
находить связь между силой тяжести и
массой тела;
определять силу тяжести по известной
массе тела, массу тела по заданной силе
тяжести.
Выделять особенности планет земной
группы и планетгигантов (различие и
общие свойства);
применять знания к решению физических
задач.
Опытным путём определять зависимость
удлинения пружины от
модуля
приложенной силы;
измерять силу с помощью силомера,
медицинского динамометра;
различать вес тела и его массу;
анализировать, делать выводы;
работать в группе.
находить
Экспериментально
равнодействующую двух сил;
анализировать результаты опытов по
нахождению равнодействующей сил и
делать выводы;
рассчитывать равнодействующую двух
сил.
Применять знания из курса математики,
физики, географии, биологии к решению
задач;
единицы
переводить
физических величин в СИ.
измерения
31 Сила трения. Трение
покоя.
Применять теоретические знания к
решению задач.
32 Контрольная работа
тела.
№2 по теме:
«Вес
Графическое
изображение сил.
Силы.
Равнодействующ
ая сил».
Измерять силу трения скольжения;
называть способы увеличения и
уменьшения силы трения;
применять знания о видах трения и
способах его изменения на практике;
объяснять явления, происходящие изза
наличия силы трения, анализировать их и
делать выводы.
7 1
21
1
1
1
1
1
1
Объяснять влияние силы трения в быту
и технике;
приводить примеры различных видов
трения;
анализировать, делать выводы;
измерять силу трения с помощью
динамометра.
33
Трение в природе
и
технике.
Лабораторная
работа
№7
«Измерение силы
трения
скольжения
силы
качения
помощью
динамометра».
и
трения
с
Давление твердых тел, жидкостей и газов
34 Анализ контрольной
Давление.
работы.
Единицы давления.
35
Способы
уменьшения
увеличения
давления.
и
36
Давление газа.
37 Передача давления
и
Закон
жидкостями
газами.
Паскаля.
38
39
в
Давление
газе.
жидкости и
давления
Расчет
жидкости на дно и
стенки сосуда.
Сообщающие
сосуды.
по
показывающие
Приводить примеры,
зависимость действующей силы от
площади опоры;
вычислять давление по известным массе
и объему;
переводить основные единицы давления
в кПа, гПа;
исследовательский
проводить
эксперимент
определению
зависимости давления от действующей
силы и делать выводы.
Приводить
примеры увеличения
площади опоры для уменьшения
давления;
выполнять
исследовательский
эксперимент по изменению давления,
анализировать его и делать выводы.
Отличать газы по их свойствам от
твердых тел и жидкостей;
объяснять давление газа на стенки
сосуда на основе теории строения
вещества;
анализировать результаты эксперимента
по изучению давления газа,
делать
выводы;
Объяснять причину передачи давления
жидкостью или газом во все стороны
одинаково;
анализировать опыт по передаче
давления жидкостью и объяснять его
результаты.
Выводить формулу для расчета дав
ления жидкости на дно и стенки сосуда;
работать с текстом учебника;
составлять план проведения опытов.
Приводить примеры сообщающихся
сосудов в быту;
проводить
эксперимент
сосудами,
делать выводы.
исследовательский
сообщающимися
анализировать результаты,
с
8 40
задач.
Решение
Кратковременная
контрольная работа
по теме:
№3
«Давление
в
жидкости и газе.
Закон Паскаля».
41 Анализ контрольной
работы.
Вес
Атмосферное
давление.
воздуха.
42 Измерение
атмосферного
давления.
Торричелли.
Опыт
43
Барометранероид.
Атмосферное
давление
на
различных высотах.
44 Манометры.
45 Поршневой
жидкостный насос.
Гидравлический
пресс.
46
газа
Действие жидкости
и
на
погруженное в них
тело.
1
1
1
1
1
1
1
Решать задачи на расчет давления
жидкости на дно и стенки сосуда.
Вычислять массу воздуха;
сравнивать атмосферное давление на
различных высотах от поверхности
Земли;
объяснять влияние атмосферного
давления на живые организмы;
проводить опыты по обнаружению
атмосферного давления,
изменению
атмосферного давления с высотой,
анализировать их результаты и делать
выводы;
применять знания из курса географии
при объяснении зависимости давления от
высоты над уровнем моря, математики
для расчета давления.
Вычислять атмосферное давление;
объяснять измерение атмосферного
давления с помощью трубки Торричелли;
наблюдать опыты по измерению
атмосферного давления и делать выводы.
Измерять атмосферное давление с
помощью барометраанероида;
объяснять изменение атмосферного
давления по мере увеличения высоты над
уровнем моря;
применять знания из курса географии,
биологии.
Измерять давление с помощью
манометра;
различать манометры по целям
использования;
определять давление с помощью
манометра.
Приводить
примеры применения
поршневого жидкостного насоса и
гидравлического пресса;
работать с текстом учебника.
Доказывать, основываясь на законе
Паскаля, существование выталкивающей
силы, действующей на тело;
приводить примеры, подтверждающие
существование выталкивающей силы;
применять
знания о причинах
возникновения выталкивающей силы на
практике.
9 47
Закон Архимеда.
48 Лабораторная
№8
работа
«Определение
выталкивающей
силы, действующей
на погруженное в
жидкость тело».
49 Плавание тел.
50
Решение задач по
теме «Архимедова
сила.
Условия
плавания тел».
51 Лабораторная
работа
№9
«Выяснение условий
плавания тела в
жидкости».
52 Плавание
судов.
Воздухоплавание.
53
54
Решение задач по
теме «Архимедова
сила. Плавание тел.
Плавание судов.
Воздухоплавание».
Зачет№2 по теме
«Давление твердых
тел, жидкостей и
газов».
Выводить формулу для определения
выталкивающей силы;
рассчитывать силу Архимеда;
указывать причины, от которых зависит
сила Архимеда;
работать с текстом учебника, обобщать
и делать выводы;
анализировать опыты с ведерком
Архимеда.
Опытным
обнаруживать,
выталкивающее действие жидкости на
погруженное в нее тело;
определять выталкивающую силу;
работать в группе.
путем
прибор
для
гидростатического
Объяснять причины плавания тел;
приводить примеры плавания различных
тел и живых организмов;
конструировать
демонстрации
давления;
применять знания из курса биологии,
географии,
при
объяснении плавания тел.
Рассчитывать силу Архимеда;
анализировать результаты, полученные
при решении задач.
природоведения
На опыте выяснить условия, при
которых тело плавает, всплывает, тонет в
жидкости;
работать в группе.
Объяснять условия плавания судов;
приводить примеры плавания и
воздухоплавания;
объяснять изменение осадки судна;
применять на практике знания условий
плавания судов и воздухоплавания;
Применять знания из курса математики,
географии при решении задач.
Применять теоретические знания к
решению задач различных типов по теме.
Работа и мощность. Энергия
55 Механическая
работа.
работы.
Единицы
Вычислять механическую работу;
определять условия, необходимые для
совершения механической работы.
10
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1 56 Мощность. Единицы
мощности.
57
Простые
механизмы. Рычаг.
Равновесия сил на
рычаге.
58 Момент силы.
59
60
61
Рычаги в технике,
быту и природе.
Лабораторная
№10
работа
«Выяснение условия
равновесия рычага».
«Золотое
Блоки.
правило» механики.
Решение задач по
теме
«Условия
равновесия рычага».
62
Центр тяжести тела.
63
Условия
равновесия тел.
1
1
1
1
1
1
1
1
Вычислять мощность по известной
работе;
приводить примеры единиц мощности
различных приборов и технических
устройств;
анализировать мощности различных
приборов;
выражать мощность в различных
единицах;
проводить исследования мощности
технических устройств, делать выводы.
Применять условия равновесия рычага в
практических целях:
подъём и
перемещение груза;
определять плечо силы;
решать графические задачи.
Приводить примеры, иллюстрирующие,
как момент силы характеризует действие
силы, зависящее и от модуля силы, и от
ее плеча;
работать с текстом учебника, обобщать
и делать выводы об условиях равновесия
рычага.
Проверять опытным путем, при каком
соотношении сил и их плеч рычаг
находится в равновесии;
проверять на опыте правило моментов;
применять знания из курса биологии,
математики, технологии;
работать в группе.
примеры применения
Приводить
неподвижного и подвижного блоков на
практике;
сравнивать действие подвижного и
неподвижного блоков.
Применять знания из курса математики,
биологии;
анализировать результаты, полученные
при решении задач.
Находить центр тяжести плоского
тела;
работать с текстом учебника;
анализировать результаты опытов по
нахождению центра тяжести плоского
тела и делать выводы;
применять знания к решению физических
задач.
Устанавливать вид равновесия по
изменению положения центра тяжести
тела;
приводить примеры различных видов
равновесия, встречающихся в быту;
работать с текстом учебника;
применять на практике
условии равновесия тел.
знания об
11 1
1
1
1
1
64
65
66
67
68
Коэффициент
полезного действия
механизмов.
Лабораторная
работа
№11
«Определение КПД
при подъеме тела по
наклонной
плоскости».
Энергия.
Потенциальная и
кинетическая
энергии.
Опытным путем устанавливать, что
полезная работа, выполненная с помощью
простого механизма, меньше полной;
анализировать
механизмов;
работать в группе.
КПД
различных
Приводить примеры тел, обладающих
потенциальной,
кинетической
энергией;
работать с текстом учебника.
Превращение
одного
механической
энергии в другой.
вида
Зачет№3 по теме
«Работа. Мощность,
энергия».
Итоговая
контрольная работа.
одновременно
Приводить примеры: превращения
энергии из одного вида в другой; тел,
обладающих
и
кинетической и потенциальной
энергией;
работать с текстом учебника.
Применять
знания к решению
физических задач в исследовательском
эксперименте и на практике.
Применение знаний к решению задач.
12 Основные формы контроля – лабораторные и контрольные работы, зачёты.
Формы и средства контроля
ь
л
о
р
т
н
о
к
)
й
и
к
с
е
ч
и
т
с
о
н
г
а
и
д
(
й
о
н
д
о
х
В
1
Вид
контроля
Количество
плановых:
Контрольных
работ
Практических
работ
Зачёты
Текущий контроль
1
четв.
2
четв.
3
четв.
4
четв.
0
4
1
2
3
1
2
1
2
2
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
ч
о
т
у
ж
е
м
о
р
П
1
я
и
н
е
ж
и
т
с
о
д
я
н
в
о
р
у
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
в
о
г
о
т
И
в
о
т
а
т
ь
л
у
з
е
р
1
о
г
о
т
И
7
11
3
Контрольноизмерительные материалы, предназначенные для тематического
контроля и оценки образовательных достижений учащихся по разделам курса,
прилагаются.
Лабораторная работа №1
Определение цены деления измерительного прибора
Цель работы определите цену деления измерительного цилиндра (мензурки), научиться
пользоваться им и определять с его помощью объем жидкости.
Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, небольшая
колба и другие сосуды.
Указания к работе
1. Рассмотрите измерительный цилиндр, обратите внимание на его деления. Ответьте
на следующие вопросы:
1) Какой объем жидкости вмещает измерительный цилиндр, если жидкость налита: а)
до верхнего штриха; б) до первого снизу штриха, обозначенного цифрой, отличной
от нуля?
2) Какой объем жидкости помещается: а) между 2м и 3м штрихами, обозначенными
цифрами; б) между соседними (самыми близкими) штрихами мензурки?
2. Как называется последняя вычисленная вами величина? Как определяют цену
деления шкалы измерительного прибора?
Запомните: прежде чем проводить измерения физической величины с помощью
измерительного прибора, определите цену деления его шкалы.
13 3. Рассмотрите рисунок 7 учебника и определите цену деления изображенной на ней
мензурки.
4. Налейте в измерительный цилиндр воды, определите и запишите, чему
равен объем налитой воды.
Примечание. Обратите внимание на правильное положение глаза при отсчете
объема жидкости. Воды у стенок сосуда немного приподнимается, в средней
же части сосуда поверхность жидкости почти плоская. Глаз следует
направить на деление, совпадающее с плоской частью поверхности.
Налейте полный стакан воды, потом осторожно перелейте воду в измерительный цилиндр.
Определите и запишите с учетом погрешности, чему равен объем налитой воды.
Вместимость стакана будет такой же.
5. Таким же образом определите вместимость колбы, аптечных склянок и других
сосудов, которые находятся на вашем столе.
6. Результаты измерений запишите в таблицу.
7.
Объем жидкости
Vж, см3
Вместимость сосуда
Vc,см3
№ опыта Название сосуда
1
Стакан
2
3
Колба
Пузырек
Лабораторная работа №2
Измерение размеров малых те
Цель работы научиться выполнять измерения способом рядов.
Приборы и материалы: линейка, дробь (или горох), иголка.
Указания к работе
1.Положите вплотную к линейке несколько (2025 штук) дробинок
(или горошин) в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр
одной дробинки.
2.Определите таким же способом размер крупинки пшена (или
зёрнышка мака). Чтобы удобнее было укладывать и пересчитывать
крупинки, воспользуйтесь иголкой.
Способ, которым вы определили размер тела, называют способом
рядов.
3.Определите способом рядов диаметр молекулы по фотографии (увеличение равно
70 000).
Данные всех опытов и полученные результаты занесите в таблицу.
№ опыта
1 (горох)
2 (пшено)
3 (молекула)
Число частиц в
ряду
Длина ряда L,
мм
Размер одной частицы d, мм
На фотографии Истинный
размер
Лабораторная работа №3
14 Измерение массы тела на рычажных весах
Цель работы научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять
массу тел.
Приборы и материалы: весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы.
Указания к работе
1. Придерживаясь правила взвешивания, измерьте массу нескольких твердых тел с
точностью до 0,1 г.
2. Результаты измерений запишите в таблицу.
№ опыта
Масса тела m,г
1
2
3
Приложение
Правила взвешивания
1. Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При
необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно
положить полоски бумаги, картона и т. п.
2. Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
3. Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки
осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
4. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем
указанная на весах предельная нагрузка.
5. На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные,
горячие тела, насыпать без использования подкладки
порошки, наливать жидкости.
6. Мелкие гири нужно брать только пинцетом.
Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу,
немного большую, чем масса взвешиваемого тела (подбирают на глаз с последующей
проверкой). При несоблюдении этого правила нередко случаются, что мелких гирь не
хватает и приходится взвешивание начинать сначала.
Если гиря перетянет чашку, то ее ставят обратно в футляр, если же не перетянет –
оставляют на чашке. Затем то же проделывают со следующей гирей меньшей массы и т. д.,
пока не будет достигнуто равновесие.
Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем
переносят гири с чашки весов в футляр.
Проверяют, все ли гири положены в футляр, находится ли каждая из них на
предназначенном для нее месте.
Лабораторная работа №4
Измерение объёма тела
Цель работы – научиться определять объём тела с помощью измерительного
цилиндра.
Приборы и материалы: измерительный цилиндр мензурка тела неправильной формы
небольшого объёма (гайки, фарфоровые ролики, кусочки металла и др.),
нитки.
Указания к работе
15 1. Определите цену деления мензурки.
2. Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в
воду, и измерить её объём.
3. Опустите тело, объём которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку, и
снова измерьте объём жидкости.
4.Проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющимися
у вас телами.
5.Результаты измерений запишите в таблицу.
№ опыта
Название тела
Начальный объём
жидкости
в
мензурки V1, см3
Объём
жидкости
тела V2, см3
и
Объём тела
V, cм3
V=V2V1
Дополнительное задание
Если тело неправильной формы не входит в мензурку, то
его объем можно определить с помощью отливного сосуда.
Перед измерением сосуд наполняют водой до отверстия
отливной трубки. При погружении в него тела часть воды,
равная объёму тела, выливается. Измерив мензуркой её
объём, определяют объем погруженного в жидкость тела.
Лабораторная работа №5
Определение плотности твёрдого тела
Цель работы научиться определять плотность твёрдого тела с
помощью весов и измерительного цилиндра.
Приборы и материалы: весы с разновесами, измерительный
цилиндр (мензурка), твёрдое тело, плотность которого надо
определить, нитка (рис.).
Указания к работе
1. Повторите по учебнику § 21 «Плотность вещества».
2. Измерьте массу тела на весах (см. лабораторную работу № 3).
3. Измерьте объём тела с помощью мензурки (см. лабораторную работу № 4).
4. Рассчитайте по формуле р = m/v плотность данного тела.
5. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Название
вещества
Масса тела
m, г
Объём тела
V, см3
Плотность вещества,
ρ
г/см3
кг/см3
16 чертой
начальное
положение указателя
Лабораторная работа №6
Градуирование пружины и измерение сил динамометром
Цель работы – научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной)
ценой деления и с её помощью измерять силы.
Приборы и материалы: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов
массой по 102 г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом
Указания к работе
1. Прочитайте в учебнике §28 «Динамометр».
2. Укрепите динамометр с закрытой шкалой вертикально в лапке штатива. Отметьте
горизонтальной
динамометра, это будет нулевая отметка шкалы.
3. Подвесьте к крючку динамометра груз, масса которого 102 г.
На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н..С такой же
силой груз растягивает пружину динамометра. Эта сила
уравновешивается силой упругости, возникающей в пружине при
её растяжении (деформации).
Новое положение указателя динамометра также отметьте
горизонтальной чертой на бумаге.
Примечание. Грузы массой 102 г можно получить, прибавив 2 г
(колечко из проволоки ) к имеющимся грузам массой 100 г.
4. Затем подвешивайте к динамометру второй, третий, четвёртый
грузы той же массы (102 г), каждый раз отмечая чёрточками на
бумаге положение указателя ( см. рис.).
5. Снимите динамометр со штатива и против горизонтальных
чёрточек, начиная с верхней, проставьте числа 0,1,2,3,4…Выше числа 0 напишите:
«ньютон».
6. Измерьте расстояния между соседними чёрточками. Одинаковы ли они? Почему (см.
§27)? На основании сделанного вывода скажите, с какой силой растянут пружину грузы
массой 51 г; 153 г.
7. Не подвешивая к динамометру грузы, получите шкалу с ценой деления 0,1 Н.
8. Измерьте проградуированным динамометром вес какогонибудь тела, например
кольца от штатива, лапки штатива, груза.
9. Нарисуйте проградуированный динамометр.
Лабораторная работа № 7
Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра
Оборудование: динамометр, набор грузов, брусок, катки (круглые карандаши),
трибометр.
Цель работы: ознакомиться с измерением силы трения динамометром и
выяснить, как зависит сила трения скольжения от силы, прижимающей тело к поверхности.
Выяснить разницу между силой трения покоя, силой трения скольжения и силой
трения качения.
Указания к работе.
1. Взвесить брусок при помощи динамометра.
2. Положив брусок большой гранью (без нагрузки) тянуть его равномерно по
трибометру и заметить положение указателя.
17 (При измерении силы трения скольжения трудно осуществить строго равномерное
движение бруска и указатель динамометра колеблется, поэтому измерять надо несколько
раз и брать среднее значение из двух крайних положений указателя).
3.
Этот опыт проводят ещё три раза, нагружая брусок постепенно одним,
двумя, тремя грузами. Данные заносят в таблицу.
2
1
№ опыта
Прижимающая
3
4
сила (сила
нормального
давления), Н
Сила трения
скольжения, Н
№
Увеличение
прижимающей силы
Увеличение силы трения
скольжения
опыта
1:2
2:3
3:4
Чтобы конкретизировать представление о силе трения покоя, надо следить за
постепенным увеличением силы тяги, пока брусок не сдвинется с места.
Заметив максимальное показание динамометра, соответствующее силе трения
покоя, сравнивают его с силой трения скольжения.
Измеряют силу трения качения, положив брусок на два катка (два круглых
карандаша) и перемещают его равномерно по трибометру.
Сравнить силу трения покоя, силу трения скольжения и силу трения качения,
сделать вывод.
Рисунок.
На основе полученных результатов сделать вывод о том, как зависит сила трения
скольжения от силы нормального давления.
Лабораторная работа № 8
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело
Цель работы обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в
нее тело и определить выталкивающую силу.
Приборы и материалы: динамометр, штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объема,
стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.
Указания к работе
1. Повторите по учебнику § 49 «Архимедова сила».
2. Укрепите динамометр на штативе и подвесьте к нему на нити тело. Отметьте и
запишите в таблице показания динамометра. Это будет вес тела в воздухе.
3. Подставьте стакан с водой и опускайте муфту с лапкой и динамометром, пока все
тело не окажется под водой. Отметьте и запишите в таблицу показания
динамометра. Это будет вес тела в воде.
4. По полученным данным вычислите выталкивающую силу, действующую на тело.
5. Вместо чистой воды возьмите насыщенный раствор соли и снова определите
выталкивающую силу, действующую на то же тело.
18 6. Подвесьте к динамометру тело другого объема и определите указанным способом
(см. пункты 2 и 3) выталкивающую силу, действующую на него в воде.
7. Результаты запишите в таблицу.
Вес тела в воздухе
P, H
Pv1
Pv2
Жидкость
Вода
Насыщенный
раствор соли
в воде
тела
Вес
жидкости Р1, Н
P1v1
P1v2
в
Выталкивающая сила F, Н
F = P – P1
Fv1
Fv2
8. На основе выполненных опытов сделайте выводы.
9. От каких величин зависит значение выталкивающей сил.
Лабораторная работа №9
Выяснение условий плавания тела в жидкости
Цель работы на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет.
Приборы и материалы: весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка),
пробирка – поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, фильтровальная
бумага или сухая тряпка.
Указания к работе
1. Повторите по учебнику §50 «Плавание тел».
2. Насыпьте в пробирку столько песка, чтобы она, закрытая пробкой, плавала в
мензурке с водой в вертикальном положении и часть ее находилась над поверхностью воды.
3. Определите выталкивающую силу, действующую на пробирку. Она ровна весу воды,
вытесненной пробиркой. Для нахождения этого веса определите сначала объем
вытесненной воды. Для этого отметьте уровни воды в мензурке до и после погружения
пробирки в воду. Зная объем вытесненной воды и плотность, вычислите ее вес.
4. Выньте пробирку из воды, протрите ее фильтровальной бумагой или тряпкой.
Определите на весах массу пробирки с точностью до 1г и рассчитайте силу тяжести,
действующую на нее, она ровна весу пробирки с песком в воздухе.
5. Насыпьте в пробирку еще немного песка. Вновь определите выталкивающую силу и
силу тяжести. Проделайте это несколько раз, пока пробирка, закрытая пробкой, не утонет.
№ опыта Выталкивающая
6. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Вес пробирки с песком
P, H,
P=gm
сила,
действующая на пробирку, F,
H,
F=g ρжV
Поведение пробирки
в воде
(плавает пробирка
или тонет)
1
2
3
7. Сделайте вывод об условии плавания тела в жидкости.
Лабораторная работа №10
Выяснение условий равновесия рычага
Цель работы на опыте выяснить условия, при каком соотношении сил и их плеч рычаг
находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.
19 Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов,
измерительная линейка, динамометр (рис.).
Указания к работе
1. Повторите по учебнику § 56 «Рычаг. Равновесие сил на
рычаге».
2. Уравновесьте рычаг, вращая гайки на его концах так, чтобы он
расположился горизонтально.
3. Подвесьте два груза на левой части рычага на расстоянии, равном примерно 12 см от оси
вращения. Опытным путём установите, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо
подвесить: а) один груз, б) два груза, в) три груза, чтобы рычаг пришёл в равновесие.
4.Считая, что каждый груз весит 1 Н, запишите данные и измерённые величины в таблицу
Сила F1 на
левой
части
рычага, Н
Плечо l1,см
Сила F2 на
правой
части
рычага, Н
Плечо
см
l2,
Отношение сил и плеч
F1 / F2
l2 / l1
№ опыта
1
2
3
5. Вычислите отношение сил и отношение плеч для каждого из опытов и полученные
результаты запишите в последний столбик таблицы.
6. Проверьте, подтверждают ли результаты опытов условие равновесия рычага под
действием приложенных к нему сил и правило моментом сил
(§ 57).
Дополнительное задание
Подвесьте три груза справа от оси вращения рычага на
расстоянии 5 см.
С помощью динамометра определите, какую силу нужно
приложить на расстоянии 15 см от оси вращения правее
грузов, чтобы удерживать рычаг в равновесии (см.рис).
Как направлены в этом случае силы, действующие на рычаг? Запишите длину плеч этих
сил. Вычислите отношение сил F1\F2 и плеч l2 \ l1 для этого случая и сделайте
соответствующий вывод.
Лабораторная работа №11
Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости
Цель работы – убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью
простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной.
Приборы и материалы: доска, динамометр, измерительная лента или линейка, брусок,
штатив с муфтой и лапкой (рис.).
20 Указания к работе
1. Повторите по учебнику §61 «Коэффициент полезного действия механизма».
2. Определите с помощью динамометра все бруска.
3. Закрепите доску в лапке штатива в наклонном положении.
4. Положите брусок на доску, прикрепив к нему динамометр.
5. Перемещайте брусок с постоянной скоростью вверх по наклонной доске.
6. Измерьте с помощью линейки путь s, который проделали брусок , и высоту
наклонной плоскости h.
7. Измерьте силу тяги F.
8. Вычислите полезную работу по формуле Ап=Ph, а затраченную – по формуле А3=Fs.
9. Определите Кпд наклонной плоскости: ŋ=(Ап\А3)x100%.
10. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
h, м
P, H
Aп, Дж
Ап = Ph
s, м
F, H
A3, Дж
А3 = Fs
= (Aη
п /А3)∙100%
по теме: ««Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Вариант№1
Уровень А
1.Относительно каких тел водитель грузовика, едущего по шоссе, находится в покое?
А) относительно проводов, тянущихся вдоль шоссе, Б) относительно дальних лесов,
В) относительно кузова с грузом.
2.Какие из названных тел движутся по криволинейной траектории?
А) автомобиль, едущий по выпуклому мосту, Б) электровоз, перегоняющий вагоны на
запасной путь, В) человек, идущий по вагону к своему купе.
3. В каком случае тело движется равномерно?
А) когда оно плавно набирает скорость, Б) когда его скорость постоянна,
В) когда его скорость плавно уменьшается, Г) когда оно медленно движется.
4. Сколько времени понадобится пешеходу, чтобы пройти 7,2км, если он идёт равномерно
со скоростью 1 м/с?
А) 0,4ч, Б) 4ч, В) 2ч, Г) 3ч.
5. В каком из названных случаев тело движется по инерции?
А) бильярдный шарик после удара по нему кием, Б) автомобиль, едущий с постоянной
скоростью, В) вода в реке, г) пылинки, оседающие на поверхности тел.
6. Одна из взаимодействующих тележек откатилась от места взаимодействия на 20см, а
другая на 60см. Какая из них более инертна?
А) 1 –я, Б) 2 – я, В) они одинаково инертны, Г) нельзя определить.
7. На рисунке изображены три шара, массы которых одинаковы. Плотность, какого
вещества из них наименьшая?
m1
21
m2
m
3 А) №1, Б) №2, В) №3,
Г) нужны дополнительные данные.
Уровень В
8. По графику зависимости пути равномерного движения тела
от времени определите его
скорость.
А)20м/с, Б) 4м/с, В) 5м/с, Г) 100м/с.
9.Какой из графиков, изображенных на рисунке, относится к равномерному движению?
А)1, Б) 2, В) оба графика,
Г) ни один из графиков.
10. Найдите массу латунного бруска
объёмом 0, 001 м3 .
А)8,5кг, Б) 0,85кг, В)85кг, Г) 850кг.
Уровень С
11. Какова средняя скорость мотоциклиста, проехавшего первые 30км своего пути за 30
мин. а вторые 30км за 20 минут?
12 Рассчитайте плотность вещества, из которого сделан куб, ребро которого 40см, а масса
160кг. Сравните полученное значение с табличным значением. Назовите вещество из
которого сделан куб.
22 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по теме: ««Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»
Вариант №2
Уровень А
1.Теплоход подплыл к пристани и пассажиры стали выходить на берег. Относительно,
каких тел теплоход движется в это время?
А) относительно берега, Б) относительно пассажиров, В) относительно лодок, в которых
находятся рыбаки, Г) среди ответов нет правильных.
2. Когда тело движется неравномерно?
А) когда скорость очень велика, Б) когда оно движется с неизменной скоростью,
В) когда его скорость меняется во время движения, Г) нет верного ответа.
3. Через сколько времени акула приплывёт к берегу, если она находится от него на
расстоянии 8 км и её скорость 40 км/ч?
А) 24 мин, Б) 2 часа, В) 12 мин, Г) 0,5часа.
4. Какая физическая величина позволяет сравнивать вещества по их массе
А) размер тела, Б) объём, В) плотность вещества, Г) нет верного ответа.
5. В каком из названных случаев тело движется по инерции?
А) лыжник спускается с горы, Б) дельфин выпрыгивает из воды, В) пуля, летящая в
мишень, Г) нет правильного ответа.
6. При взаимодействии тел одно из них, придя в движение, прошло до остановки 0,5м,
другое прошло 1,5м. Какое из них менее инертно?
А) 1е, Б) 2е, В) они одинаково инертны, Г) по имеющимся данным нельзя определить.
7. На рисунке изображены три шара, объёмы которых одинаковы. Плотность вещества,
какого из них наибольшая?
А) №1, Б) №2, В) №3,
Г) нужны дополнительные данные.
№1 №2 №3
2к
г
3к
г
1к
г
Уровень В
8. Какой из графиков, изображенных на рисунке,
относится к неравномерному движению?
А) 1, Б) 2, В) оба графика,
Г) ни один из графиков.
9. На рисунке изображен график зависимости
пути, пройденного телом от времени. С какой
скоростью двигалось это тело?
А) 100м/с, Б) 75м/с,
В) 150м/с.
10. Какова плотность фарфора, кусок которого
объёмом 0,02 м3 имеет массу 46кг?
А) 2300кг/м3, Б) 230кг/м3, В) 9200кг/м3,
Г) 920кг/м3. .
Уровень С
11. Автобус первые 4км пути проехал за 12мин, а следующие 12км за 18минут.
Определите среднюю скорость автобуса на всём пути?
12. Сколько потребуется железнодорожных цистерн для перевозки 1000т нефти, если
23 вместимость каждой цистерны 50м3?
«Вес тела. Графическое изображение сил. Силы. Равнодействующая сил».
Контрольная работа №2 по теме:
Вариант №2
Уровень А
ρ
1.От чего зависит результат действия силы?
А) от точки её приложения, Б) от её направления;
В) от её числового значения (модуля); Г) от всех этих характеристик силы
2.В вершинах равностороннего прямоугольного треугольника находятся одинаковые шары.
На какой из них действуют равные силы притяжения?
А) №1,
Б) №2,
В) №3,
Г) действуют равные силы на все шары.
3.Какая из приведённых формул соответствует закону Гука?
А) F=k∆?, Б) m= V, В) S= t.
4.На каком из рисунков буква F обозначает
тела?
А) №1,
Б) №2,
В) №3,
Г) все рисунки неверны.
5.Какова масса коробки продуктов, если на неё действует сила тяжести равная 500Н?
А) 250 кг, Б) 500 кг, В) 50 кг, Г) 5000 кг.
6.Кирпич поднимают, приложив силу 15Н. Сила тяжести, действующая на него, равна 10Н.
Какова равнодействующая этих сил?
А) 25Н, Б) 5Н, В) 50Н, Г) 250Н.
7.Какое явление служит причиной невозможности движения транспорта по инерции?
А) всемирное тяготение, Б) притяжение к Земле, В) трение, Г) действие силы упругости.
вес
υ
Уровень В
8. В каком случае равнодействующая трёх сил 12, 8, 4Н будет равна нулю? Изобразите
графически действующие на тело силы.
9.Трактор равномерно тянет комбайн, развивая силу тяги 12 кН. Чему равна сила
сопротивления движению?
А) 2300Н, Б) 2200Н, В) 3200Н, Г) 2000Н.
10. По графику зависимости силы
упругости F , действующей на пружину,
её удлинения ∆? определите жесткость
пружины k.
А) 7,
Б) 6,
В) 5,
Г) 4.
от
11.Вагонетка с грузом имеет массу 300кг. Какую силу необходимо приложить для
равномерного движения вагонетки, если сила трения составляет 0,05 веса вагонетки с
грузом?
Уровень С
24 Вариант №2
Уровень А
2 кг
1
к
г
ρ
υ
3
кг
1,
5к
гг
1.На какое из показанных на рисунке тел действует наибольшая сила тяжести?
А) №4,
Б) №3,
В) №2, №1 №2 № 3 №4
Г) №1.
2.Когда возникает сила упругости?
А) когда тело движется, Б) когда
оно останавливается, В) когда
тело деформируется,
Г) когда оно распрямляется.
3.Формула, по которой можно
рассчитать силу тяжести…
А) m= V, Б) S= t, В) F=mg, Г) F=k∆?.
4.На каком рисунке буква F
обозначает силу упругости?
А) №1,
Б) №2,
В) №3,
Г) нет верного рисунка.
5.Найдите массу ящика, вес которого 600Н.
А) 60кг, Б) 600кг, В) 6кг, Г) 6000кг.
6.Силы, действующие на камень, показаны на рисунке.
Какова их равнодействующая сила?
А) 8Н,
Б) 9Н,
В) 25Н,
Г) 2Н.
7.По поверхности стола катятся шарики, на которые действуют силы тяжести, равные:
1) 0,1Н; 2) 0,3Н; 3) 0,5Н. На какой из них действует наименьшая сила трения?
А) на 1, Б) на 2, В) на 3, Г) силы трения в этих случаях одинаковы.
Уровень В
8.В каком случае равнодействующая трёх
сил 5, 10, 15Н будет равна 10Н? Изобразите
графически действующие на тело силы.
9.Какой объём воды находится в сосуде,
если на неё действует сила тяжести 500Н?
А) 0,05м, Б) 0,06м, В) 0,5м, Г)
0,6м.
10.Графики зависимости силы упругости для двух пружин от удлинения показаны на
рисунке. Какую из пружин – 1 или 2 – надо растянуть сильнее, чтобы модуль силы
упругости пружин был одинаков?
А) 1,
Б) 2,
В) Обе сразу.
Уровень С
25 11. Для равномерного перемещения саней по снегу необходимо приложить силу 24Н.
Определите массу саней, если сила трения составляет 0,03 веса саней.
Кратковременная контрольная работа №3
по теме: «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля».
Вариант №1
Уровень А
1.На столе лежат три бруска одинаковых размеров и массы. Какой из них производит
большее давление на поверхность стола?
А) №1,
Б) №2,
В) №3,
Г) все одинаково. № 1 №2 №3
2.Какое давление принято за единицу давления?
А) 1 Н/см2, Б) 1 кН/м2, В) 1 кН/см2, Г) 1 Н/м2.
3.Определите давление, оказываемое на пол шкафом, вес которого 800Н, а площадь
поверхности одной ножки 25 см2.
А) 32кПа, Б) 0,8кПа, В) 8 кПа, Г) 80 кПа.
4.Давление газа при повышении температуры…
А) не изменяется, Б) увеличивается, В) уменьшается, Г) то увеличивается, то
уменьшается, в зависимости от занимаемого объёма.
5.В банку высотой 25см доверху налито машинное масло. Какое давление оно оказывает на
дно банки?
А) 2250кПа, Б) 225 кПа, В) 22,5 кПа, Г) 2,25 кПа.
6.Как передают жидкости и газы то внешнее давление, которое на них оказывают?
А) в направлении действующего на них давления, Б) в направлении дна сосуда,
В) по всем направлениям, причём одинаково, Г) это давление не передаётся.
7.Как можно уменьшить давление на опору ведра с мёдом?
А) отлить часть мёда, Б) подложить под ведро широкий лист фанеры,
В) передвинуть ведро, Г) в данном случае изменить давление нельзя.
мёд
Уровень В
8.Куда бы вы перелили сок из литровой банки, чтобы его давление на дно сосуда стало
больше: в пятилитровую кастрюлю или в литровую бутылку? Ответ поясните.
9.Поставьте в соответствие физической величине формулу
Физическая величина Формула
А) давление твёрдого тела, 1) p=F/S, 2) p=F/
Б) давление жидкости.
4) p=g h, 5) P=mg.
ρ
, 3) p= g/h,
ρ
ρ
А
Б
10.Какова масса трактора, если опорная площадь его гусениц равна 1,3м2, а давление на
почву составляет 40кПа?
А) 5т, Б) 6т, В) 2,5т, Г) 5,2т.
11.Почему стволы огнестрельного оружия изготавливают из особо прочных сортов стали?
Уровень С
26 12.* В цилиндрический сосуд высотой 20см налиты керосин и вода. Определите давление,
которое оказывают жидкости на дно сосуда, если их объёмы равны.
Вариант №2
Уровень А
1.На столе стоят три цилиндра одинаковой массы. Какой из них производит на поверхность
стола наименьшее давление?
А) №1,
Б) №2, №1 №2 №3
В) №3,
Г) все одинаково.
2.От каких величин зависит давление в жидкости?
А) силы трения жидкости о стенки сосуда, Б) объёма жидкости, В) плотности жидкости,
Г) глубины, на которой измеряется давление.
3.Гусеничный трактор весом 45000Н имеет опорную площадь обеих гусениц 1,5 м2.
Определите давление трактора на грунт.
А)30кПа, Б) 20кПа, В) 40кПа, Г) 10кПа.
4.Газы и жидкости передают оказываемое на них давление по всем направлениям
одинаково. Кто открыл этот закон?
А) Ньютон, Б) Галилей, В) Столетов, Г) Паскаль.
5.Определите давление воды на дно бассейна, если его глубина 3 метра.
А) 300Па, Б) 3кПа, В) 30кПа, Г) 300кПа.
6.Какая сила создаёт давление внутри жидкости и газа?
А) сила трения, Б) сила взаимодействия молекул, В) сила упругости, Г) сила тяжести,
7. В два сосуда налили по 1 литру воды. В каком из них резиновое дно прогнётся больше?
А) №1,
Б) №2, №1 №2
В) одинаково прогнутся.
Уровень В
8. В стеклянном цилиндре под поршнем находится газ. Как, не меняя плотности газа,
увеличить его давление?
9. Поставьте в соответствие физической величине формулу:
Физическая величина Формула:
2)P=mg,
А)давление
ρ
Б) давление твёрдого тела. 3) p= g/h 4) F=k∆?, 5) р=g h.
1)p=F/S,
ρ
жидкости,
А
Б
10.Определите давление, оказываемое на грунт гранитной плитой объёмом 10 м3, если
площадь её основания равна 4 м2.
Уровень С
11.Будет ли, как и при обычном пользовании, выдавливаться зубная паста из тюбика в
условии состояния невесомости? Ответ поясните.
12.В цистерне, заполненной нефтью, на глубине 3м имеется кран, площадь отверстия
которого 30 см2. С какой силой давит нефть на кран?
27 Итоговая контрольная работа
Вариант I.
Часть 1. (Выберите верный вариант ответа)
1. Вещества, в каком состоянии могут сохранять свой объем неизменным, но легко менять
форму?
А. В твердом; Б. В жидком; В. В газообразном; Г. Такого состояния нет.
2. Автомобиль за 10 мин прошел путь 12км 600м. Какова скорость автомобиля?
А. 19 м/с; Б. 20 м/с; В. 21 м/с; Г. 22 м/с.
3. Каким явлением можно объяснить фразу: «Не вписался в поворот»?
А. Диффузией; Б. Инертностью; В. Скоростью; Г. Инерцией.
4. Мальчик массой 48кг держит на вытянутой вверх руке кирпич массой 5,2кг. Каков вес
мальчика вместе с кирпичом?
А. 532 Н; Б. 53,2 кг; В. 428 Н; Г. Среди ответов АВ нет верного.
5. В соревнованиях по перетягиванию каната участвуют четверо мальчиков. Влево тянут
канат двое мальчиков с силами 530Н и 540Н соответственно, а вправо – двое мальчиков с
силами 560Н и 520Н соответственно. В какую сторону и какой результирующей силой
перетянется канат?
А. Вправо, силой 10Н; Б. Влево, силой 10Н; В. Влево, силой 20Н; Г. Победит дружба.
6. При действии на опору силой 20Н давление на нее оказывается в 200Па. Во сколько раз
изменится давление, если на опору действовать с силой 40Н?
А. Увеличится в 2 раза; Б. Уменьшится в 2 раза; В. Увеличится в 10 раз; Г. Не изменится.
7. При поднятии груза весом 260Н с помощью подвижного блока на веревку действовали с
силой 136Н. Каков вес блока?
А. 128 Н; Б. 26 кг; В. 64 Н; Г. 6 Н.
Часть 2. (Решите задачи)
8. Определите вес дубового бруса размерами 1м х 40см х 25см. Плотность дуба 400 кг/м3.
9. Какое давление действует на батискаф, погруженный в морскую пучину на глубину
1542м?
10. Используя данные вопроса №7, вычислите КПД установки, если груз требуется
поднять на высоту 5м.
Вариант II.
Часть 1. (Выберите верный вариант ответа)
1. Вещества, в каком состоянии могут легко менять свою форму и объем?
А. В твердом; Б. В жидком; В. В газообразном; Г. Такого состояния нет.
2. Автомобиль за 5 мин прошел путь 6км 600м. Какова скорость автомобиля?
А. 19 м/с; Б. 20 м/с; В. 21 м/с; Г. 22 м/с.
3. Каким явлением можно объяснить фразу: «Вода в реке становилась мутной»?
А. Диффузией; Б. Инертностью; В. Скоростью; Г. Инерцией.
4. Мотоцикл «ИжП5» имеет массу 195кг. Каким станет его вес, если на него сядет человек
массой 80кг?
А. 275 кг; Б. 1150 Н; В. 2750 Н; Г. Среди ответов АВ нет верного.
5. Два человека несут бревно весом 800Н. С какой силой бревно давит на каждого их них?
А. 800Н; Б. 400Н; В. 1600Н; Г. Ну, им не тяжело!
28 6. При действии на опору силой 20Н давление на нее оказывается в 200Па. Во сколько раз
изменится давление, если площадь опоры уменьшить в два раза?
А. Увеличится в 2 раза; Б. Уменьшится в 2 раза; В. Увеличится в 10 раз; Г. Не изменится.
Зачет №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
Вариант №1
29 30 31 Вариант №2
32 33 34 Зачет№2 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Вариант №1
35 36 37 38 Зачет №3 по теме «Работа. Мощность, энергия».
39 40 41 Критерии оценивания работ
Отметка «3» если верно выполнены все задания уровня А
Отметка «4» если выполнена часть А и два задания уровня В
Отметка «5»если выполнены все задания уровня А, все задания уровня В и хотя бы одно
задание уровня С
42
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.