Календарное-тематическое планирование 5 класс ФГОС Биология УМК Сонин Н.И.
Оценка 5

Календарное-тематическое планирование 5 класс ФГОС Биология УМК Сонин Н.И.

Оценка 5
Образовательные программы
rtf
биология
5 кл
16.01.2017
Календарное-тематическое планирование 5 класс ФГОС Биология УМК Сонин Н.И.
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям. Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. – М. : Дрофа, 2014. – (УМК «Живой организм»).
Учебно-тематическое планирование.rtf

Учебно-тематическое планирование

Тема
(тип)
урока

Планируемые результаты

Виды

деятельности,

форма работы

Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся

Формы контроля

Д/З

Дата

 

 

Освоение  предметных знаний
(базовые

понятия)

универсальные учебные действия
(УУД)

 

план

факт

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

 

 

 

1

Введение. Живой организм
(формирование новых знаний)

Биология, живой организм, признаки живого: обмен веществ

и энергии, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, по-

движность, размножение

Предметные умения: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определение понятию «биология», объяснять роль биологических знаний; знать: основные признаки живой природы, признаки живых организмов; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательныеобщеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка
и формулирование проблемы;
коммуникативныепланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; регулятивныепланирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности.

Личностные умения: самоопределение – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Выделяют существенные признаки живых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, объясняют роль биологических знаний в жизни человека

Составление вопросов по теме

Фронтальный опрос

 

 

 

2

Наука о живой природе.

Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для

научных исследований» (комплексное применение знаний, умений, навыков)

Биология, свойства живых организмов,

лупа, микроскоп, ихтиология, цитология, физиология, бактериология, микология, орнитология, зоология, ботаника, анатомия

Предметные умения: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ, пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы;

объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, роль биологических знаний; определять основные методы биологических исследований.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные – общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; логические – подводить итоги работы, формулировать вывод; коммуникативные – владеть коммуникативными умениями, иметь опыт межличностной коммуникации, корректно вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекцию, оценку деятельности на уроке.

Личностные умения: смыслообразование – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Определяют основные методы биологических иссле-

дований; работают с лупой
и световым микроскопом, готовят микропрепараты; планируют
и организуют свое рабочее место; выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы

Составление плана работы,

фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов

Письменный отчет

о проделанной работе

 

 

 

3

Методы изучения природы. Лабораторная работа 2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах

изучения природы»
(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Микроскоп, лупа, микропрепарат, наблюдение, эксперимент, опыт, проба, измерение

Предметные умения: научатся определять основные методы биологических исследований; объяснять понятия: опыт, наблюдение, гипотеза; характеризовать методы биологических исследований; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; логические – подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.

Личностные умения: смыслообразование – понимают значение знаний, образования в жизни человека, имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему

Учатся работать с лупой
и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Планируют
и организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы

Составление плана работы, фиксирование результатов, использование измерительных приборов

Письменный отчет о проделанной работе

 

 

 

4

Увеличительные приборы. Живые клетки. Лабораторная работа 3 «Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах) (комплексное применение знаний, умений, навыков)

Лупа, клетка, органоиды, оболочка, ядро, цитоплазма, электронный микроскоп, микроскоп, штатив, зрительная трубка, окуляр

Предметные умения: познакомятся с устройством светового микроскопа; на-
учатся
называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части), соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности; логические – подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы, выполнять лабораторную работу; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности.

Личностные умения: смыслообразование – стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования

Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Планируют и организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы

Составление плана работы, фиксирование результатов, использование измерительных приборов, формулирование вывода

Пись-менный отчет о проделан-ной работе

 

 

 

5

Химический состав клетки.

Лабораторная работа 4 «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» (комплексное применение знаний, умений, навыков)

Неорганические вещества,

органические вещества. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

Предметные умения: научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке.

Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоровому образу жизни

Сравнивают химический состав тел

живой и нежи-вой природы. Планируют
и организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы

Составление плана

работы, фиксирование результатов, использование измерительных приборов, формулирование выводов

Письменный

отчет о проделан-ной работе

 

 

 

6

Вещества и явления в окружающем мире (комбинированный)

Тела, вещества, смеси, химические элементы, физические явления, химические явления, простые
и сложные вещества

Предметные умения: научатся наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки, приводить примеры простых и сложных веществ; называть элементарное определение молекулы, атома.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; коммуникативные: взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: самоопределение – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; демонстрируют интеллектуальные и творческие способности

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Изучают и описывают свойства различных веществ. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются

в учебнике

Осуществление поиска, отбора и систематизации информации

в соответствии с учебной задачей

Тер-минологичес-кий диктант.Инди-видуаль-ный опрос

 

 

 

7

Великие естествоиспытатели
(формирование новых знаний)

Естественные науки, естествоиспытатели

Предметные умения: научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; отвечать на вопросы учителя; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; осуществление учебных действий – отвечать на вопросы.

Личностные умения: самоопределение – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Нахождение дополнительной информации

в научно-популярной литературе, справочниках

Фронтальный опрос.Работа по кар-точкам

 

 

 

8

Контрольная работа по теме «Живой организм»
(контроль знаний)

Биология, признаки и свойства живых организмов, живые клетки, тела, вещества

Предметные умения: научатся применять полученные знания в практической работе.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля

и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.

Личностные умения: самоопределение – правильно идентифицируют себя с позиции школьника; проявляют интеллектуальные и творческие способности

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах

из заданий разного вида:

– выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных;

– установление соответствий;

– составление сравнительной таблицы;

– нахождение ошибок в приведенном тексте;

– представление развернутого ответа

 

 

 

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

 

 

 

9

Как развивалась жизнь на Земле
(формирование новых знаний)

Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период, динозавр

Предметные умения: научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: самоопределение – имеют адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Используют интернет- ресурсы для поиска информации

Нахождение дополнительной информации

в научно-популярной литературе, справочниках

Работа с таблицей

 

 

 

10

Разнообразие живого (комбинированный)

Систематика, классификация, Царство природы, вид

Предметные умения: научатся называть основные признаки представителей Царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ; определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; приводить примеры тел живой и неживой природы; описывать рисунки; делать зарисовки животных.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулировать проблему; регулятивные: осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы; выполнять инструкцию, учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Личностные умения: проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей Царств живой природы. Сравнивают представите-

лей Царств, делают выводы. Участвуют в коллективной беседе, приводят примеры основных представителей Царств природы

Осуществление поиска, отбора

и систематизации информации,

в соответствии с учебной задачей

Работа по карточкам

 

 

 

11

Бактерии
(комбинированный)

Бактерии, ворсинки, жгутик, оболочка, спора

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: смыслообразование – понимают социальную роль и нравственную позицию ученика

Объясняют роль живых организмов

в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов

Осуществление поиска, отбора и систематизации информации

в соответствии с учебной задачей

Терминологический диктант. Индивидуальный опрос

 

 

 

12

Грибы
(формирование новых знаний)

Грибы, плодовое тело, грибница, почкование, ядовитые, грибы-паразиты

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика

Выявляют существенные признаки стро-ения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Сообщение о съедобных и ядовитых грибах

Инди-видуаль-ный опрос. Работа по таблице

 

 

 

13

Растения. Водоросли (контроль и коррекция знаний)

Растения, фотосинтез, водоросли, слоевище, побег, корень, стебель

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; выполнять постановку проблемы; отвечать на вопросы; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их  позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями: выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов

Составление вопросов по данной

теме

Тестирова-ние

по те-мам «Бак-терии», Грибы»

 

 

 

14

Мхи. Папоротники
(формирование новых знаний)

Мхи, ризоиды, торф, папоротники, каменный уголь

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: самоопределение – имеют адекватную позитивную самооценку

Выявляют существенные признаки стро-ения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Сообщения по теме «Мхи. Папорот-ники»

Индивидуаль-ный опрос

 

 

 

15

Голосеменные растения (комбинированный)

Голосеменные растения, пихта, лиственница, сибирская сосна

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, по таблицам.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями: выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов

Составление вопросов по данной

теме

Работа

по кар-точкам
с за-
дани-

ями

 

 

 

16

Покрытосеменные
(цветковые) растения (контроль и коррекция знаний)

Семя, цветок, покрытосеменные растения

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, выполнять постановку и формулирование проблемы; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Выявляют существенные признаки стро-ения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения

Презентация

по темам «Многообразие покрытосеменных»; «Цветковые растения нашей местности»

Тестирование по те-мам «Мхи. Папо-ротни-ки»; «Голосеменные растения»

 

 

 

17

Значение растений
в природе и жизни человека
(комбинированный)

Культурные растения, дикорастущие растения, пищевые растения, кормовые растения, технические растения, декоративные растения, лекарственные растения

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – выполнять постановку и формулирование проблемы; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их  позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Осваивают навыки выращивания растений. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Участвуют в коллективной беседе: обме-

ниваются мне-

ниями

Нахождение дополнительной информации
в научно-по-
пулярной литературе, спра-

вочниках, мультимедийном приложении

Тер-минологический диктант.Инди-виду-аль-ный опрос

 

 

 

18

Животные. Простейшие (формирование новых знаний)

Простейшие, одноклеточные, амеба обыкновенная, инфузория туфелька, малярийный плазмодий

Предметные умения: научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Участвуют

в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Осуществление поиска, отбора и систематизации информации

в соответствии

с учебной задачей

Инди-виду-аль-ный опрос

 

 

 

19

Беспозвоночные
(формирование новых знаний)

Беспозвоночные, многоклеточные, иглокожие, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – овладевать приемами работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: смыслообразование – проявляют интерес к новому материалу, способу учебной задачи и способу действия

Наблюдают

за способами передвижения беспозвоночных животных. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются  мнениями

Презентация «Беспозвоночные»; сообщения учащихся

Работа

по карточкам
с за-
дани-

ями

 

 

 

20

Позвоночные (комбинированный)

Позвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, звери

Предметные умения: научатся определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, выполнять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их  позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, демонстрируют эстетическое отношение к живым объектам

Наблюдают

за способами передвижения позвоночных животных;

изменениями внешнего облика животных на разных этапах индивидуального развития

Составление вопросов по данной

теме

Фронтальный опрос. Работа

по карточкам

с за-

дани-

ями

 

 

 

21

Значение животных в природе и жизни человека
(комбинированный)

Обитатели почвы, насекомые, домашние животные, ядовитые насекомые

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; систематизировать информацию, составлять небольшое сообщение к уроку; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: осознают необходимость ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Объясняют роль представителей животных в природе и жизни человека. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Нахождение дополнительной информации в научно-

популярной

литера-туре, спра-вочни-ках, мультимедийном приложении

Фрон-таль-ный опрос

 

 

 

22

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»
(контроль знаний)

Царство природы, бактерии, грибы, растения, животные

Предметные умения: научатся объяснять роль бактерий в природе и жизни человека; применять полученные знания в самостоятельной работе.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля

и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.

Личностные умения: осознают потребность и готовность к самообразованию,

в том числе и в рамках самостоятельной деятельности

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах

из заданий разного вида:

– выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных;

– установление соответствий;

– составление сравнительной таблицы;

– нахождение ошибок в приведенном тексте;

– представление развернутого ответа

 

 

 

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч)

 

 

 

23

Три среды обитания живых организмов (формирование новых знаний)

Наземная среда, водная среда, почвенная среда

Предметные умения: научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – формулировать ответы на вопросы учителя; использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Составление вопросов по данной

теме

Работа

по карточкам

с заданиями. Работа

с таблицей

 

 

 

24

Жизнь на разных материках
(комбинированный)

Материки

Предметные умения: научатся определять основные среды обитания живых организмов; называть природные зоны нашей планеты, их обитателей; сравнивать условия обитания в различных природных зонах.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: осознают и демонстрируют ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь

со средой обитания. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Нахождение дополнительной инфор-мации

в научно-

популярной

литера-туре, справочниках,

мультимедийном приложении

Тер-минологический диктант. Индивидуаль-ный опрос

 

 

 

25

Природные зоны Земли
(формирование новых знаний)

Природная зона, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, степи, пустыни, влажный лес

Предметные умения: научатся называть среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их  позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: демонстрируют ответственное отношение к природе, осо-

знают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность

и интерес к изучению природы методами естественных наук

Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Работают с картой природных зон

Осуществление поиска, отбора и систематизации информации

в соответствии

с учебной задачей

Инди-виду-аль-ный опрос

 

 

 

26

Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа 5 «Определение наиболее распространённых растений и животных»
(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Сообщество поверхности воды, донное сообщество, сообщество ко-раллового

рифа, глубоководное сообщество. Фотографии, атлас-определитель, чучела, гербарий и др.

Предметные умения: научатся называть сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов), приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности
(в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; наблюдать за живыми организмами.

Универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; осваивать приемы исследовательской деятельности; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу; целеполагание – выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; коммуникативныеуметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями.

Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Планируют
и организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Прогнозируют последствия изменений
в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Обобщают и систематизируют знания

Составление плана работы, фиксирование результатов,

использование измерительных приборов, формулирование выводов

Письменный отчет о проделан-
ной работе

 

 

 

27

Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений

и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения»
(применение знаний)

Экология, экологические проблемы

Предметные умения: научатся сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий – выполнять практическую работу, целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные – слушать и понимать речь других людей.

Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности

вне школы

Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред. Выполняют практическую работу. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы

Нахождение дополнительной информации
в научно-

популярной литературе, справочниках

Письменный от-чет  о проделан-ной работе

 

 

 

28

Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов»
(контроль знаний)

Наземная, водная, почвенная среды обитания живых организмов

Предметные умения: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля
и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.

Личностные умения: нравственно-этическая ориентация – ориентируются на моральную норму трудолюбия и умения в любом деле; смыслообразование – имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах

из заданий разного вида:

– выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных;

– установление соответствий;

– составление сравнительной таблицы;

– нахождение ошибок в приведенном тексте;

– представление развернутого ответа

 

 

 

Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)

 

 

 

29

Как человек появился на Земле. Лабораторная работа 6 «Измерение своего роста

и массы тела» (комплексное применение знаний, умений, навыков)

Антропогенез, предки человека, эволюция, дриопитеки, австралопитеки

Предметные умения: научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные: обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями.

Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм Человека разумного. Планируют

и организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Обобщают

и систематизируют знания. Делают выводы

Составление плана работы, фиксирование

результатов, использование простых измерительных приборов, формулирование вывода

Пись-менный отчет

о проделан-
ной работе

 

 

 

30

Как человек изменил Землю (комбинированный)

Красная книга, радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект

Предметные умения: научатся называть основные экологические проблемы, сто-ящие перед современным человечеством; соблюдать правила поведения человека
в опасных ситуациях природного происхождения; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу, роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать  на вопросы.

Личностные умения: демонстрируют ответственное отношение к природе, осо-

знают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни; любознательность к изучению природы методами естественных наук

Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе.

Называют исчезнувшие виды растений и животных. Участвуют

в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Осуществление поиска, отбора

и систематизации информации

в соответствии с учебной задачей

Инди-виду-аль-ный опрос

 

 

 

31

Жизнь под угрозой.

Не станет ли Земля пустыней?

(комбинированный)

Красная книга, биологическое разнообразие, питомники, ботанические сады, заповедники, национальные парки, опустынивание

Предметные умения: научатся объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: проявляют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды; стремятся к здоровому образу жизни; демонстрируют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений

и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений

и животных обитают в их регионе. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями: объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек

Нахождение дополнительной информации

в научно-

популярной литера-

туре, справочниках, мультимедийном приложении

Фрон-таль-ный опрос

 

 

 

32

Здоровье человека

и безопасность жизни.

Лабораторная работа 7 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи (применение знаний)

Вредные привычки, здоровый образ жизни, ядовитые растения, ядовитые животные

Предметные умения: научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу, целеполагание – формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные: слушать и понимать речь других людей; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Личностные умения: демонстрируют ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; стремятся к соблюдению здорового образа жизни; смыслообразование – стремятся хорошо учиться и сориентированы на качественное получение образования

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных

на сохранение здоровья. Планируют и организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Обобщают и систематизируют знания

Составление плана работы, фиксирование

результатов, использование простых измерительных приборов, формулирование выводов

Пись-мен-ный отчет

о проделан-ной работе

 

 

 

33

Контрольная работа по теме «Человек на Земле»

(контроль знаний)

Биологическое разнообразие, Красная книга, здоровый образ жизни

Предметные умения: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе; объяснять роль растений и животных в жизни человека.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля

и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.

Личностные умения: проявляют интеллектуальные и творческие способности; понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах

из заданий разного вида:

выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных;

– установление соответствий;

– составление сравнительной таблицы;

– нахождение ошибок в приведенном тексте;

– представление развернутого ответа

 

 

 

Резервное время (2 ч)

 

 

 

34

Обобщение и повторение по теме «Многообразие живых организмов»
(систематизация знаний)

Биология, живой организм, признаки живого. Клетка, органоиды, оболочка, ядро, цитоплазма, электронный микроскоп, микроскоп, штатив, зрительная трубка, окуляр

Предметные умения: научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; применять простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; называть приспособления у живых организмов для выживания, наблюдать за живыми организмами; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; осуществлять постановку и формулирование проблемы; логические – устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативныеслушать и понимать на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий; регулятивныесвободно ориентироваться в содержании и заданиях учебника, тетради.

Личностные умения: владеют способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность; проводят самооценку уровня личных учебных достижений

Участвуют

в коллективной беседе:

обмениваются мнениями. Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существен-
ные признаки живых организмов. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, называют виды растений
и животных, населяющих их. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе, правил, направленных на сохранение здоровья

Нахождение

дополнитель-ной ин-форма-ции в научно-

популярной литературе, справочниках

Фрон-тальный

опрос,работа с карточками, тестирование
и са-мопроверка

 

 

 

35

Обобщение и повторение изученного за год (систематизация знаний)

Здоровый образ жизни. Тела, вещества, смеси, химические элементы, физические и химические явления, простые

и сложные вещества

Предметные умения: научатся вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе.

Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; демонстрировать коммуникативные умения, владеть опытом межличностной коммуникации, вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; проявляют творческие способности

Нахождение дополнительной информации

в научно-

популярной

литературе, справочниках

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование №

Учебно-тематическое планирование №

Биология, свойства живых организмов, лупа, микроскоп, ихтиология, цитология, физиология, бактериология, микология, орнитология, зоология, ботаника, анатомия

Биология, свойства живых организмов, лупа, микроскоп, ихтиология, цитология, физиология, бактериология, микология, орнитология, зоология, ботаника, анатомия

Лабораторная работа 3 «Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах) (комплексное применение знаний, умений, навыков)

Лабораторная работа 3 «Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах) (комплексное применение знаний, умений, навыков)

Тела, вещества, смеси, химические элементы, физические явления, химические явления, простые и сложные вещества

Тела, вещества, смеси, химические элементы, физические явления, химические явления, простые и сложные вещества

Живой организм» (контроль знаний)

Живой организм» (контроль знаний)

Личностные умения: проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

Личностные умения: проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

Грибы (формирование новых знаний)

Грибы (формирование новых знаний)

Мхи, ризоиды, торф, папоротники, каменный уголь

Мхи, ризоиды, торф, папоротники, каменный уголь

Покрытосеменные (цветковые) растения (контроль и коррекция знаний)

Покрытосеменные (цветковые) растения (контроль и коррекция знаний)

Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания

Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания

Позвоночные (комбинированный)

Позвоночные (комбинированный)

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» (контроль знаний)

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» (контроль знаний)

Личностные умения: осознают и демонстрируют ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наукВыявляют особенности…

Личностные умения: осознают и демонстрируют ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наукВыявляют особенности…

Сообщество поверхности воды, донное сообщество, сообщество ко-раллового рифа, глубоководное сообщество

Сообщество поверхности воды, донное сообщество, сообщество ко-раллового рифа, глубоководное сообщество

Делают выводы Нахождение дополнительной информации в научно - популярной литературе, справочниках

Делают выводы Нахождение дополнительной информации в научно - популярной литературе, справочниках

Как человек изменил Землю (комбинированный)

Как человек изменил Землю (комбинированный)

Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных

Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных

Личностные умения: проявляют интеллектуальные и творческие способности; понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении

Личностные умения: проявляют интеллектуальные и творческие способности; понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе, правил, направленных на сохранение здоровья

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе, правил, направленных на сохранение здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017