Учебно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Планируемые результаты |
Виды деятельности, форма работы |
Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся |
Формы контроля |
Д/З |
Дата |
|||
|
|
Освоение предметных знаний понятия) |
универсальные учебные действия |
|
план |
факт |
||||
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч) |
|
|
|
|||||||
1 |
Введение.
Живой организм |
Биология, живой организм, признаки живого: обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, по- движность, размножение |
Предметные умения: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определение понятию «биология», объяснять роль биологических знаний; знать: основные признаки живой природы, признаки живых организмов; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. Метапредметные
универсальные учебные действия (ууд): познавательные
– общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор
источников необходимой информации, систематизация информации, постановка Личностные умения: самоопределение – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
Выделяют существенные признаки живых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, объясняют роль биологических знаний в жизни человека |
Составление вопросов по теме |
Фронтальный опрос |
|
|
|
|
2 |
Наука о живой природе. Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (комплексное применение знаний, умений, навыков) |
Биология, свойства живых организмов, лупа, микроскоп, ихтиология, цитология, физиология, бактериология, микология, орнитология, зоология, ботаника, анатомия |
Предметные умения: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ, пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, роль биологических знаний; определять основные методы биологических исследований. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные – общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; логические – подводить итоги работы, формулировать вывод; коммуникативные – владеть коммуникативными умениями, иметь опыт межличностной коммуникации, корректно вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекцию, оценку деятельности на уроке. Личностные умения: смыслообразование – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться |
Определяют основные методы биологических иссле- дований;
работают с лупой |
Составление плана работы, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов |
Письменный отчет о проделанной работе |
|
|
|
|
3 |
Методы изучения природы. Лабораторная работа 2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения
природы» |
Микроскоп, лупа, микропрепарат, наблюдение, эксперимент, опыт, проба, измерение |
Предметные умения: научатся определять основные методы биологических исследований; объяснять понятия: опыт, наблюдение, гипотеза; характеризовать методы биологических исследований; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; логические – подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. Личностные умения: смыслообразование – понимают значение знаний, образования в жизни человека, имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему |
Учатся
работать с лупой |
Составление плана работы, фиксирование результатов, использование измерительных приборов |
Письменный отчет о проделанной работе |
|
|
|
|
4 |
Увеличительные приборы. Живые клетки. Лабораторная работа 3 «Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах) (комплексное применение знаний, умений, навыков) |
Лупа, клетка, органоиды, оболочка, ядро, цитоплазма, электронный микроскоп, микроскоп, штатив, зрительная трубка, окуляр |
Предметные
умения: познакомятся с устройством светового микроскопа; на- Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности; логические – подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы, выполнять лабораторную работу; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности. Личностные умения: смыслообразование – стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования |
Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Планируют и организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы |
Составление плана работы, фиксирование результатов, использование измерительных приборов, формулирование вывода |
Пись-менный отчет о проделан-ной работе |
|
|
|
|
5 |
Химический состав клетки. Лабораторная работа 4 «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» (комплексное применение знаний, умений, навыков) |
Неорганические вещества, органические вещества. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты |
Предметные умения: научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке. Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоровому образу жизни |
Сравнивают химический состав тел живой и
нежи-вой природы. Планируют |
Составление плана работы, фиксирование результатов, использование измерительных приборов, формулирование выводов |
Письменный отчет о проделан-ной работе |
|
|
|
|
6 |
Вещества и явления в окружающем мире (комбинированный) |
Тела,
вещества, смеси, химические элементы, физические явления, химические явления,
простые |
Предметные умения: научатся наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки, приводить примеры простых и сложных веществ; называть элементарное определение молекулы, атома. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; коммуникативные: взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: самоопределение – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; демонстрируют интеллектуальные и творческие способности |
Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Изучают и описывают свойства различных веществ. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике |
Осуществление поиска, отбора и систематизации информации в соответствии с учебной задачей |
Тер-минологичес-кий диктант.Инди-видуаль-ный опрос |
|
|
|
|
7 |
Великие
естествоиспытатели |
Естественные науки, естествоиспытатели |
Предметные умения: научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; отвечать на вопросы учителя; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; осуществление учебных действий – отвечать на вопросы. Личностные умения: самоопределение – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями |
Нахождение дополнительной информации в научно-популярной литературе, справочниках |
Фронтальный опрос.Работа по кар-точкам |
|
|
|
|
8 |
Контрольная
работа по теме «Живой организм» |
Биология, признаки и свойства живых организмов, живые клетки, тела, вещества |
Предметные умения: научатся применять полученные знания в практической работе. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. Личностные умения: самоопределение – правильно идентифицируют себя с позиции школьника; проявляют интеллектуальные и творческие способности |
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида: – выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных; – установление соответствий; – составление сравнительной таблицы; – нахождение ошибок в приведенном тексте; – представление развернутого ответа |
|
|
|
|||
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч) |
|
|
|
|||||||
9 |
Как
развивалась жизнь на Земле |
Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период, динозавр |
Предметные умения: научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: самоопределение – имеют адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении |
Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Используют интернет- ресурсы для поиска информации |
Нахождение дополнительной информации в научно-популярной литературе, справочниках |
Работа с таблицей |
|
|
|
|
10 |
Разнообразие живого (комбинированный) |
Систематика, классификация, Царство природы, вид |
Предметные умения: научатся называть основные признаки представителей Царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ; определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; приводить примеры тел живой и неживой природы; описывать рисунки; делать зарисовки животных. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулировать проблему; регулятивные: осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы; выполнять инструкцию, учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Личностные умения: проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья |
Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей Царств живой природы. Сравнивают представите- лей Царств, делают выводы. Участвуют в коллективной беседе, приводят примеры основных представителей Царств природы |
Осуществление поиска, отбора и систематизации информации, в соответствии с учебной задачей |
Работа по карточкам |
|
|
|
|
11 |
Бактерии |
Бактерии, ворсинки, жгутик, оболочка, спора |
Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: смыслообразование – понимают социальную роль и нравственную позицию ученика |
Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов |
Осуществление поиска, отбора и систематизации информации в соответствии с учебной задачей |
Терминологический диктант. Индивидуальный опрос |
|
|
|
|
12 |
Грибы |
Грибы, плодовое тело, грибница, почкование, ядовитые, грибы-паразиты |
Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика |
Выявляют существенные признаки стро-ения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями |
Сообщение о съедобных и ядовитых грибах |
Инди-видуаль-ный опрос. Работа по таблице |
|
|
|
|
13 |
Растения. Водоросли (контроль и коррекция знаний) |
Растения, фотосинтез, водоросли, слоевище, побег, корень, стебель |
Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; выполнять постановку проблемы; отвечать на вопросы; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями: выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов |
Составление вопросов по данной теме |
Тестирова-ние по те-мам «Бак-терии», Грибы» |
|
|
|
|
14 |
Мхи.
Папоротники |
Мхи, ризоиды, торф, папоротники, каменный уголь |
Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: самоопределение – имеют адекватную позитивную самооценку |
Выявляют существенные признаки стро-ения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями |
Сообщения по теме «Мхи. Папорот-ники» |
Индивидуаль-ный опрос |
|
|
|
|
15 |
Голосеменные растения (комбинированный) |
Голосеменные растения, пихта, лиственница, сибирская сосна |
Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, по таблицам. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями: выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов |
Составление вопросов по данной теме |
Работа по кар-точкам ями |
|
|
|
|
16 |
Покрытосеменные
|
Семя, цветок, покрытосеменные растения |
Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, выполнять постановку и формулирование проблемы; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
Выявляют существенные признаки стро-ения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения |
Презентация по темам «Многообразие покрытосеменных»; «Цветковые растения нашей местности» |
Тестирование по те-мам «Мхи. Папо-ротни-ки»; «Голосеменные растения» |
|
|
|
|
17 |
Значение
растений |
Культурные растения, дикорастущие растения, пищевые растения, кормовые растения, технические растения, декоративные растения, лекарственные растения |
Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – выполнять постановку и формулирование проблемы; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
Осваивают навыки выращивания растений. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Участвуют в коллективной беседе: обме- ниваются мне- ниями |
Нахождение
дополнительной информации вочниках, мультимедийном приложении |
Тер-минологический диктант.Инди-виду-аль-ный опрос |
|
|
|
|
18 |
Животные. Простейшие (формирование новых знаний) |
Простейшие, одноклеточные, амеба обыкновенная, инфузория туфелька, малярийный плазмодий |
Предметные умения: научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями |
Осуществление поиска, отбора и систематизации информации в соответствии с учебной задачей |
Инди-виду-аль-ный опрос |
|
|
|
|
19 |
Беспозвоночные
|
Беспозвоночные, многоклеточные, иглокожие, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие |
Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – овладевать приемами работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: смыслообразование – проявляют интерес к новому материалу, способу учебной задачи и способу действия |
Наблюдают за способами передвижения беспозвоночных животных. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями |
Презентация «Беспозвоночные»; сообщения учащихся |
Работа по карточкам ями |
|
|
|
|
20 |
Позвоночные (комбинированный) |
Позвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, звери |
Предметные умения: научатся определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, выполнять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, демонстрируют эстетическое отношение к живым объектам |
Наблюдают за способами передвижения позвоночных животных; изменениями внешнего облика животных на разных этапах индивидуального развития |
Составление вопросов по данной теме |
Фронтальный опрос. Работа по карточкам с за- дани- ями |
|
|
|
|
21 |
Значение
животных в природе и жизни человека |
Обитатели почвы, насекомые, домашние животные, ядовитые насекомые |
Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; систематизировать информацию, составлять небольшое сообщение к уроку; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: осознают необходимость ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
Объясняют роль представителей животных в природе и жизни человека. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями |
Нахождение дополнительной информации в научно- популярной литера-туре, спра-вочни-ках, мультимедийном приложении |
Фрон-таль-ный опрос |
|
|
|
|
22 |
Контрольная
работа по теме «Многообразие живых организмов» |
Царство природы, бактерии, грибы, растения, животные |
Предметные умения: научатся объяснять роль бактерий в природе и жизни человека; применять полученные знания в самостоятельной работе. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. Личностные умения: осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности |
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида: – выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных; – установление соответствий; – составление сравнительной таблицы; – нахождение ошибок в приведенном тексте; – представление развернутого ответа |
|
|
|
|||
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч) |
|
|
|
|||||||
23 |
Три среды обитания живых организмов (формирование новых знаний) |
Наземная среда, водная среда, почвенная среда |
Предметные умения: научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – формулировать ответы на вопросы учителя; использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями |
Составление вопросов по данной теме |
Работа по карточкам с заданиями. Работа с таблицей |
|
|
|
|
24 |
Жизнь на
разных материках |
Материки |
Предметные умения: научатся определять основные среды обитания живых организмов; называть природные зоны нашей планеты, их обитателей; сравнивать условия обитания в различных природных зонах. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: осознают и демонстрируют ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями |
Нахождение дополнительной инфор-мации в научно- популярной литера-туре, справочниках, мультимедийном приложении |
Тер-минологический диктант. Индивидуаль-ный опрос |
|
|
|
|
25 |
Природные
зоны Земли |
Природная зона, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, степи, пустыни, влажный лес |
Предметные умения: научатся называть среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты приспособленности живых организмов к определённым условиям. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: демонстрируют ответственное отношение к природе, осо- знают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Работают с картой природных зон |
Осуществление поиска, отбора и систематизации информации в соответствии с учебной задачей |
Инди-виду-аль-ный опрос |
|
|
|
|
26 |
Жизнь в
морях и океанах. Лабораторная работа 5 «Определение наиболее
распространённых растений и животных» |
Сообщество поверхности воды, донное сообщество, сообщество ко-раллового рифа, глубоководное сообщество. Фотографии, атлас-определитель, чучела, гербарий и др. |
Предметные
умения: научатся называть сообщества морей и океанов (перечислять, приводить
примеры организмов), приспособления у живых организмов для выживания,
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности Универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; осваивать приемы исследовательской деятельности; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу; целеполагание – выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные – уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями. Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
Планируют |
Составление плана работы, фиксирование результатов, использование измерительных приборов, формулирование выводов |
Письменный
отчет о проделан- |
|
|
|
|
27 |
Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных,
связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные
пути их решения» |
Экология, экологические проблемы |
Предметные умения: научатся сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий – выполнять практическую работу, целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные – слушать и понимать речь других людей. Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы |
Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред. Выполняют практическую работу. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы |
Нахождение
дополнительной информации популярной литературе, справочниках |
Письменный от-чет о проделан-ной работе |
|
|
|
|
28 |
Контрольная
работа по теме «Среда обитания живых организмов» |
Наземная, водная, почвенная среды обитания живых организмов |
Предметные умения: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе. Метапредметные
универсальные учебные действия (ууд): познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками
контроля Личностные умения: нравственно-этическая ориентация – ориентируются на моральную норму трудолюбия и умения в любом деле; смыслообразование – имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему |
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида: – выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных; – установление соответствий; – составление сравнительной таблицы; – нахождение ошибок в приведенном тексте; – представление развернутого ответа |
|
|
|
|||
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч) |
|
|
|
|||||||
29 |
Как человек появился на Земле. Лабораторная работа 6 «Измерение своего роста и массы тела» (комплексное применение знаний, умений, навыков) |
Антропогенез, предки человека, эволюция, дриопитеки, австралопитеки |
Предметные умения: научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные: обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями. Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм Человека разумного. Планируют и организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы |
Составление плана работы, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулирование вывода |
Пись-менный отчет о проделан- |
|
|
|
|
30 |
Как человек изменил Землю (комбинированный) |
Красная книга, радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект |
Предметные
умения: научатся называть основные экологические
проблемы, сто-ящие перед современным человечеством; соблюдать правила
поведения человека Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: демонстрируют ответственное отношение к природе, осо- знают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни; любознательность к изучению природы методами естественных наук |
Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями |
Осуществление поиска, отбора и систематизации информации в соответствии с учебной задачей |
Инди-виду-аль-ный опрос |
|
|
|
|
31 |
Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? (комбинированный) |
Красная книга, биологическое разнообразие, питомники, ботанические сады, заповедники, национальные парки, опустынивание |
Предметные умения: научатся объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: проявляют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды; стремятся к здоровому образу жизни; демонстрируют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями: объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек |
Нахождение дополнительной информации в научно- популярной литера- туре, справочниках, мультимедийном приложении |
Фрон-таль-ный опрос |
|
|
|
|
32 |
Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа 7 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи (применение знаний) |
Вредные привычки, здоровый образ жизни, ядовитые растения, ядовитые животные |
Предметные умения: научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу, целеполагание – формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные: слушать и понимать речь других людей; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Личностные умения: демонстрируют ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; стремятся к соблюдению здорового образа жизни; смыслообразование – стремятся хорошо учиться и сориентированы на качественное получение образования |
Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. Планируют и организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Обобщают и систематизируют знания |
Составление плана работы, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулирование выводов |
Пись-мен-ный отчет о проделан-ной работе |
|
|
|
|
33 |
Контрольная работа по теме «Человек на Земле» (контроль знаний) |
Биологическое разнообразие, Красная книга, здоровый образ жизни |
Предметные умения: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе; объяснять роль растений и животных в жизни человека. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. Личностные умения: проявляют интеллектуальные и творческие способности; понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении |
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида: – выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных; – установление соответствий; – составление сравнительной таблицы; – нахождение ошибок в приведенном тексте; – представление развернутого ответа |
|
|
|
|||
Резервное время (2 ч) |
|
|
|
|||||||
34 |
Обобщение и
повторение по теме «Многообразие живых организмов» |
Биология, живой организм, признаки живого. Клетка, органоиды, оболочка, ядро, цитоплазма, электронный микроскоп, микроскоп, штатив, зрительная трубка, окуляр |
Предметные умения: научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; применять простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; называть приспособления у живых организмов для выживания, наблюдать за живыми организмами; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; осуществлять постановку и формулирование проблемы; логические – устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные – слушать и понимать на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий; регулятивные – свободно ориентироваться в содержании и заданиях учебника, тетради. Личностные умения: владеют способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность; проводят самооценку уровня личных учебных достижений |
Участвуют в коллективной беседе: обмениваются
мнениями. Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют
существен- |
Нахождение дополнитель-ной ин-форма-ции в научно- популярной литературе, справочниках |
Фрон-тальный опрос,работа с карточками, тестирование |
|
|
|
|
35 |
Обобщение и повторение изученного за год (систематизация знаний) |
Здоровый образ жизни. Тела, вещества, смеси, химические элементы, физические и химические явления, простые и сложные вещества |
Предметные умения: научатся вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе. Метапредметные универсальные учебные действия (ууд): познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; демонстрировать коммуникативные умения, владеть опытом межличностной коммуникации, вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; проявляют творческие способности |
Нахождение дополнительной информации в научно- популярной литературе, справочниках |
|
|
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.